Выражение диалогичности в публикациях газеты «Аргументы и факты»
|
Введение 3
Глава 1. Явление диалогичности в медиатексте 8
1.1 Теория изучения диалога 8
1.2 Средства создания диалогичности в медиатексте 20
Глава 2. Средства создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» 40
2.1 Общая характеристика газеты «Аргументы и факты» с точки зрения
диалогичности 40
2.2 Композиционные средства создания диалогичности 59
2.3 Языковые средства создания диалогичности 72
Заключение 88
Список литературы 91
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Явление диалогичности в медиатексте 8
1.1 Теория изучения диалога 8
1.2 Средства создания диалогичности в медиатексте 20
Глава 2. Средства создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» 40
2.1 Общая характеристика газеты «Аргументы и факты» с точки зрения
диалогичности 40
2.2 Композиционные средства создания диалогичности 59
2.3 Языковые средства создания диалогичности 72
Заключение 88
Список литературы 91
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования выражения диалогичности в газетных текстах обусловлена необходимостью выявления наиболее эффективных средств привлечения внимания читателя в условиях снижения популярности печатной прессы, что связано с неограниченным доступом аудитории к множеству иных источников информации. Средством привлечения и удержания внимания адресата является повышение уровня диалогичности современных медиатекстов, ориентация изданий на «свой» круг читателей.
Новизна данной работы заключается в рассмотрении целого издания (газеты «Аргументы и факты») в аспекте диалогичности. Кроме того, в аспекте диалогичности рассматриваются такие композиционно важные элементы публикации, как заголовок и концовка.
Степень разработанности темы. Роль адресата в диалогической речи начали изучать в ХХ веке такие отечественные исследователи, как Л. П. Якубинский и М. М. Бахтин. Теоретическую основу данной работы по теории изучения диалога составили исследования Н. Д. Арутюновой, Т. Г. Винокур, Ю. В. Рождественского и др. Изучение диалога дало толчок к рассмотрению письменной речи с точки зрения диалогичности, в частности к исследованию этого явления в текстах средств массовой информации, чему посвящены работы Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова, Н. С. Болотновой и проч. Наконец, рассматривая средства создания диалогичности на газетной полосе и их связь с понятием «фатическая коммуникация», мы опирались на работы Т. В. Матвеевой, Н. С. Валгиной, А. М. Ломова, Ю. Н. Караулова, Е. В. Харитоновой, Т. В. Чернышовой и др.
Цель исследования - выявление средств создания диалогичности (как речевых, так и композиционных) на страницах газеты «Аргументы и факты» и выделение среди них наиболее эффективных с точки зрения привлечения и удержания внимания аудитории.
Гипотеза исследования. При создании медиатекстов журналист в первую очередь учитывает «фактор адресата», так как одна из основных задач говорящего - наладить диалог с читателем, что обеспечит существование издания. Анализируемое издание строго придерживается одного из конструктивных принципов публицистического стиля - принципа диалогичности, что позволяет журналистам привлекать внимание читателя и оправдывать ожидания аудитории.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучить методологические подходы к определению понятий «диалог» и «диалогичность»;
2) рассмотреть основные способы создания диалогичности в медиатексте;
3) проанализировать газету «Аргументы и факты» в аспекте диалогичности ее публикаций.
Методы исследования, используемые в данной работе:
лингвостилистический анализ, контент-анализ, теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон явления), обобщение, при анализе эмпирического материала применялся как метод случайной выборки, так и метод сплошной вычитки.
Объект исследования - выражение диалогичности в публикациях журналистов еженедельного общественно-политического издания «Аргументы и факты», тираж которого составляет 2,2 миллиона экземпляров. К целевой аудитории газеты можно отнести средневозрастной контингент (мужчины и женщины в возрасте до 60 лет), принадлежащий к среднему социальному классу. Интересы читательской аудитории издания «Аргументы и факты» разнообразны, она включает в себя рабочих, интеллигенцию, политиков и представителей сферы управления.
Газета «Аргументы и факты» представляет собой информационно - аналитическое издание, так как для нее характерно преобладание аналитических жанров (статьи, обзоры, комментарии, интервью), достоверность информации, взвешенность оценок. Значительная часть издания содержит не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения и комментарии компетентных экспертов по затронутому вопросу.
Круг тем в газете «Аргументы и факты» охватывает разные сферы жизни общества. Газета предлагает не только общественно-политическую и экономическую информацию, в освещении которых преобладает аналитическое начало, но и новости с комментариями специалистов, материалы, относящиеся к сфере культуры и спорта. Героями журналистских материалов становятся как известные личности (политики, актеры, режиссеры, спортсмены), так и рядовые граждане.
Газета «Аргументы и факты» включает четыре раздела: «Основные события недели» (условное обозначение раздела, так как в начале издания обычно помещены материалы, информационным поводом которых стали актуальные события федерального или мирового значения), «Деловая среда», «Ваше здоровье» и «Свободное время». Издание также имеет региональные приложения, в которых публикуются материалы местного значения.
В газете «Аргументы и факты» представлено все разнообразие композиционно-речевых форм: сообщение, рассуждение, повествование и описание. Представляется, что преобладающими речевыми формами являются рассуждение и повествование.
К особенностям издания можно отнести частое включение журналистами в текст чужой речи (прямая, косвенная и несобственно-прямая речь, а также цитата), что является демонстрацией внешней формы диалогичности. В текстах газеты также широко представлена внутренняя диалогичность.
Диалогичность издания подчеркивается также наличием речевых жанров, которые характерны для бытового речевого общения, например анекдота и совета. В этих речевых жанрах реализуется фатическая функция речи, что нацелено на установление и поддержание контакта с читательской аудиторией.
К контактоустанавливающим средствам в газете «Аргументы и факты» можно отнести ссылки на авторитеты, использование цитат, нарушение ожиданий аудитории (эффекты обманутого и усиленного ожидания), применение риторических восклицаний и вопросов, вводные слова и вставные конструкции, обращения к читателям. Фатическая функция языка реализуется в издании также при помощи такого комического средства, как ирония.
Можно предположить, что неисчерпаемое разнообразие средств выражения категории диалогичности в газете объясняется историей издания. Газета «Аргументы и факты» издается с 1978 года, изначально она выходила ежемесячно, являясь бюллетенем в помощь лекторам и пропагандистам, в котором публиковались статистика, информация из зарубежной прессы, интересные факты, не освещаемые официальной печатью. Редакция газеты входила в издательство Всесоюзного общества «Знание».
Еженедельно издание стало выходить с 1982 года, внешний вид и формат, близкий к современному, оно приобрело в 1983 году. С приходом к власти М. С. Горбачева и началом перестройки (ослабление цензуры, снятие информационных барьеров и провозглашение свободы информации) газета начала работать в соответствии с принципами гласности. Новая политическая обстановка обусловила начало очередного этапа в развитии речевой практики в средствах массовой информации. Диалогичность становится отражением идеологии издания: в 1990-е годы журналисты начинают прямо отождествлять себя с читательской аудиторией, что предопределяет обращение к особенностям речи, характерным для бытового общения, на страницах газет. В последующие годы и до настоящего времени газета «Аргументы и факты» следует своему принципу диалога с читателем.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что издание «Аргументы и факты» является информационно-аналитическим. В то же время значительное место на страницах газеты уделено фатической речи (вторичная интенция в издании), чем объясняется диалогичность публикаций. В газете «Аргументы и факты» реализуется коммуникативная установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Предмет исследования - средства создания диалогичности и выполняемые ими функции в публикациях газеты «Аргументы и факты».
В данной работе проанализированы номера газеты «Аргументы и факты», которые выходили в период с апреля 2015 года по март 2016 года.
Практическая значимость. Рассмотренные в результате нашего исследования средства создания диалогичности в текстах газет прежде всего полезны в профессиональной деятельности автору исследования, кроме того они могут быть использованы журналистами различных изданий для привлечения внимания аудитории, оказания речевого воздействия на читателя, а также для формирования «своего» круга, то есть «идеальной» аудитории.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе представлены теоретические подходы к изучению диалога, его видов и диалогичности в текстах СМИ, а также дана характеристика основных средств создания диалогичности в текстах массмедиа. Во второй главе осуществляется анализ целого номера газеты «Аргументы и факты» в аспекте диалогичности, по итогам которого рассматриваются наиболее востребованные средства создания диалогичности в анализируемом издании и определяются выполняемые ими функции в тексте. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы. В приложениях представлены номера газеты «Аргументы и факты», на материале которых проводилось исследование.
Основные результаты исследования были апробированы в рамках 15-й международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи».
Новизна данной работы заключается в рассмотрении целого издания (газеты «Аргументы и факты») в аспекте диалогичности. Кроме того, в аспекте диалогичности рассматриваются такие композиционно важные элементы публикации, как заголовок и концовка.
Степень разработанности темы. Роль адресата в диалогической речи начали изучать в ХХ веке такие отечественные исследователи, как Л. П. Якубинский и М. М. Бахтин. Теоретическую основу данной работы по теории изучения диалога составили исследования Н. Д. Арутюновой, Т. Г. Винокур, Ю. В. Рождественского и др. Изучение диалога дало толчок к рассмотрению письменной речи с точки зрения диалогичности, в частности к исследованию этого явления в текстах средств массовой информации, чему посвящены работы Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова, Н. С. Болотновой и проч. Наконец, рассматривая средства создания диалогичности на газетной полосе и их связь с понятием «фатическая коммуникация», мы опирались на работы Т. В. Матвеевой, Н. С. Валгиной, А. М. Ломова, Ю. Н. Караулова, Е. В. Харитоновой, Т. В. Чернышовой и др.
Цель исследования - выявление средств создания диалогичности (как речевых, так и композиционных) на страницах газеты «Аргументы и факты» и выделение среди них наиболее эффективных с точки зрения привлечения и удержания внимания аудитории.
Гипотеза исследования. При создании медиатекстов журналист в первую очередь учитывает «фактор адресата», так как одна из основных задач говорящего - наладить диалог с читателем, что обеспечит существование издания. Анализируемое издание строго придерживается одного из конструктивных принципов публицистического стиля - принципа диалогичности, что позволяет журналистам привлекать внимание читателя и оправдывать ожидания аудитории.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучить методологические подходы к определению понятий «диалог» и «диалогичность»;
2) рассмотреть основные способы создания диалогичности в медиатексте;
3) проанализировать газету «Аргументы и факты» в аспекте диалогичности ее публикаций.
Методы исследования, используемые в данной работе:
лингвостилистический анализ, контент-анализ, теоретический анализ (выделение и рассмотрение отдельных сторон явления), обобщение, при анализе эмпирического материала применялся как метод случайной выборки, так и метод сплошной вычитки.
Объект исследования - выражение диалогичности в публикациях журналистов еженедельного общественно-политического издания «Аргументы и факты», тираж которого составляет 2,2 миллиона экземпляров. К целевой аудитории газеты можно отнести средневозрастной контингент (мужчины и женщины в возрасте до 60 лет), принадлежащий к среднему социальному классу. Интересы читательской аудитории издания «Аргументы и факты» разнообразны, она включает в себя рабочих, интеллигенцию, политиков и представителей сферы управления.
Газета «Аргументы и факты» представляет собой информационно - аналитическое издание, так как для нее характерно преобладание аналитических жанров (статьи, обзоры, комментарии, интервью), достоверность информации, взвешенность оценок. Значительная часть издания содержит не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения и комментарии компетентных экспертов по затронутому вопросу.
Круг тем в газете «Аргументы и факты» охватывает разные сферы жизни общества. Газета предлагает не только общественно-политическую и экономическую информацию, в освещении которых преобладает аналитическое начало, но и новости с комментариями специалистов, материалы, относящиеся к сфере культуры и спорта. Героями журналистских материалов становятся как известные личности (политики, актеры, режиссеры, спортсмены), так и рядовые граждане.
Газета «Аргументы и факты» включает четыре раздела: «Основные события недели» (условное обозначение раздела, так как в начале издания обычно помещены материалы, информационным поводом которых стали актуальные события федерального или мирового значения), «Деловая среда», «Ваше здоровье» и «Свободное время». Издание также имеет региональные приложения, в которых публикуются материалы местного значения.
В газете «Аргументы и факты» представлено все разнообразие композиционно-речевых форм: сообщение, рассуждение, повествование и описание. Представляется, что преобладающими речевыми формами являются рассуждение и повествование.
К особенностям издания можно отнести частое включение журналистами в текст чужой речи (прямая, косвенная и несобственно-прямая речь, а также цитата), что является демонстрацией внешней формы диалогичности. В текстах газеты также широко представлена внутренняя диалогичность.
Диалогичность издания подчеркивается также наличием речевых жанров, которые характерны для бытового речевого общения, например анекдота и совета. В этих речевых жанрах реализуется фатическая функция речи, что нацелено на установление и поддержание контакта с читательской аудиторией.
К контактоустанавливающим средствам в газете «Аргументы и факты» можно отнести ссылки на авторитеты, использование цитат, нарушение ожиданий аудитории (эффекты обманутого и усиленного ожидания), применение риторических восклицаний и вопросов, вводные слова и вставные конструкции, обращения к читателям. Фатическая функция языка реализуется в издании также при помощи такого комического средства, как ирония.
Можно предположить, что неисчерпаемое разнообразие средств выражения категории диалогичности в газете объясняется историей издания. Газета «Аргументы и факты» издается с 1978 года, изначально она выходила ежемесячно, являясь бюллетенем в помощь лекторам и пропагандистам, в котором публиковались статистика, информация из зарубежной прессы, интересные факты, не освещаемые официальной печатью. Редакция газеты входила в издательство Всесоюзного общества «Знание».
Еженедельно издание стало выходить с 1982 года, внешний вид и формат, близкий к современному, оно приобрело в 1983 году. С приходом к власти М. С. Горбачева и началом перестройки (ослабление цензуры, снятие информационных барьеров и провозглашение свободы информации) газета начала работать в соответствии с принципами гласности. Новая политическая обстановка обусловила начало очередного этапа в развитии речевой практики в средствах массовой информации. Диалогичность становится отражением идеологии издания: в 1990-е годы журналисты начинают прямо отождествлять себя с читательской аудиторией, что предопределяет обращение к особенностям речи, характерным для бытового общения, на страницах газет. В последующие годы и до настоящего времени газета «Аргументы и факты» следует своему принципу диалога с читателем.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что издание «Аргументы и факты» является информационно-аналитическим. В то же время значительное место на страницах газеты уделено фатической речи (вторичная интенция в издании), чем объясняется диалогичность публикаций. В газете «Аргументы и факты» реализуется коммуникативная установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Предмет исследования - средства создания диалогичности и выполняемые ими функции в публикациях газеты «Аргументы и факты».
В данной работе проанализированы номера газеты «Аргументы и факты», которые выходили в период с апреля 2015 года по март 2016 года.
Практическая значимость. Рассмотренные в результате нашего исследования средства создания диалогичности в текстах газет прежде всего полезны в профессиональной деятельности автору исследования, кроме того они могут быть использованы журналистами различных изданий для привлечения внимания аудитории, оказания речевого воздействия на читателя, а также для формирования «своего» круга, то есть «идеальной» аудитории.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе представлены теоретические подходы к изучению диалога, его видов и диалогичности в текстах СМИ, а также дана характеристика основных средств создания диалогичности в текстах массмедиа. Во второй главе осуществляется анализ целого номера газеты «Аргументы и факты» в аспекте диалогичности, по итогам которого рассматриваются наиболее востребованные средства создания диалогичности в анализируемом издании и определяются выполняемые ими функции в тексте. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы. В приложениях представлены номера газеты «Аргументы и факты», на материале которых проводилось исследование.
Основные результаты исследования были апробированы в рамках 15-й международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи».
На основании проведенного исследования в соответствии с нашей целью выявить средства создания диалогичности на страницах газеты «Аргументы и факты», можно сделать следующий вывод: журналисты анализируемого издания активно используют языковые средства создания диалогичности в тексте, к наиболее эффективным из которых с точки зрения контактоустановления можно отнести прецедентные феномены, «мы»- формы, разговорную лексику, вопросительные и восклицательные предложения. Введение в текст чужой речи (внешняя форма диалогичности), которое способно повысить уровень доверия аудитории к сообщаемой информации, является наиболее распространенным языковым средством в газете «Аргументы и факты», что объясняется информационно - аналитическим форматом издания.
Из композиционных средств создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» наиболее распространенным является вопросно-ответный комплекс (на его основе формируется речевой облик издания), заголовки с эффектом усиленного или обманутого ожидания (действенный способ создания диалогичности благодаря неожиданности на страницах газеты) встречаются в издании также достаточно часто, в то время как открытая концовка, цель использования которой активизировать собственное мышление читателя, характерна лишь для небольшого количества анализируемых журналистских текстов.
Некоторые из указанных средств создания диалогичности являются проявлением фатической коммуникации в СМИ. Таким образом, можно сделать вывод, что в информационно-аналитическом издании «Аргументы и факты» фатическая речь является вторичной интенцией. В газете реализуется коммуникативная установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Основываясь на полученных результатах исследования, мы можем подтвердить нашу гипотезу о том, что газета «Аргументы и факты» строго придерживается принципа диалогичности, одного из конструктивных принципов публицистического стиля, что позволяет журналистам привлечь внимание читателя и соответствовать ожиданиям аудитории. На наш взгляд, тактика диалогизации и интимизации, реализуемая в анализируемом издании, является действенной, так как аудитория начинает воспринимать журналиста как равного себе. Можно предположить, что использование умеренного количества средств создания диалогичности в иных современных изданиях, в которых фатическая коммуникация не является ведущей, привлечет внимание имеющейся аудитории к текстам и будет способствовать созданию «своего» круга, оправдание ожиданий которого в дальнейшем станет задачей журналистов.
Ключевые положения данной работы и примеры использования журналистами средств создания диалогичности на газетной полосе могут быть рекомендованы для изучения студентам факультетов журналистики и массовых коммуникаций в рамках таких курсов, как «Теория и практика современной прессы», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Стилистика журналистского текста».
Результаты осуществленного в исследовании анализа средств создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» также могут быть полезны в профессиональной практике журналистов печатных СМИ при использовании ими описанных в работе языковых и композиционных средств создания диалогичности. Вопрос привлечения и удержания внимания читателей (чему способствует повышение уровня диалогичности текстов) становится актуальным для журналистов в связи с тем, что в эпоху информационных технологий популярность газет минимальна. В условиях доступа читателя к множеству иных источников информации для журналистов печатной прессы особенно важно поддержание контакта со своим читателем. Журналистам необходимо учитывать, что содержание печатного текста будет воспринято современной аудиторией лишь в том случае, если он будет иметь привлекательную форму. В то же время аудитория чутко реагирует на рассмотренные в исследовании средства создания диалогичности только при условии, что журналист не злоупотребляет ими в своем тексте.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время при создании текстов журналист печатного издания должен в первую очередь учитывать фактор адресата, опираться на предполагаемые ожидания аудитории, что обеспечит существование издания. Средством достижения этой цели является повышение в разумных пределах уровня диалогичности газетных текстов.
Из композиционных средств создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» наиболее распространенным является вопросно-ответный комплекс (на его основе формируется речевой облик издания), заголовки с эффектом усиленного или обманутого ожидания (действенный способ создания диалогичности благодаря неожиданности на страницах газеты) встречаются в издании также достаточно часто, в то время как открытая концовка, цель использования которой активизировать собственное мышление читателя, характерна лишь для небольшого количества анализируемых журналистских текстов.
Некоторые из указанных средств создания диалогичности являются проявлением фатической коммуникации в СМИ. Таким образом, можно сделать вывод, что в информационно-аналитическом издании «Аргументы и факты» фатическая речь является вторичной интенцией. В газете реализуется коммуникативная установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Основываясь на полученных результатах исследования, мы можем подтвердить нашу гипотезу о том, что газета «Аргументы и факты» строго придерживается принципа диалогичности, одного из конструктивных принципов публицистического стиля, что позволяет журналистам привлечь внимание читателя и соответствовать ожиданиям аудитории. На наш взгляд, тактика диалогизации и интимизации, реализуемая в анализируемом издании, является действенной, так как аудитория начинает воспринимать журналиста как равного себе. Можно предположить, что использование умеренного количества средств создания диалогичности в иных современных изданиях, в которых фатическая коммуникация не является ведущей, привлечет внимание имеющейся аудитории к текстам и будет способствовать созданию «своего» круга, оправдание ожиданий которого в дальнейшем станет задачей журналистов.
Ключевые положения данной работы и примеры использования журналистами средств создания диалогичности на газетной полосе могут быть рекомендованы для изучения студентам факультетов журналистики и массовых коммуникаций в рамках таких курсов, как «Теория и практика современной прессы», «Основы творческой деятельности журналиста» и «Стилистика журналистского текста».
Результаты осуществленного в исследовании анализа средств создания диалогичности в газете «Аргументы и факты» также могут быть полезны в профессиональной практике журналистов печатных СМИ при использовании ими описанных в работе языковых и композиционных средств создания диалогичности. Вопрос привлечения и удержания внимания читателей (чему способствует повышение уровня диалогичности текстов) становится актуальным для журналистов в связи с тем, что в эпоху информационных технологий популярность газет минимальна. В условиях доступа читателя к множеству иных источников информации для журналистов печатной прессы особенно важно поддержание контакта со своим читателем. Журналистам необходимо учитывать, что содержание печатного текста будет воспринято современной аудиторией лишь в том случае, если он будет иметь привлекательную форму. В то же время аудитория чутко реагирует на рассмотренные в исследовании средства создания диалогичности только при условии, что журналист не злоупотребляет ими в своем тексте.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время при создании текстов журналист печатного издания должен в первую очередь учитывать фактор адресата, опираться на предполагаемые ожидания аудитории, что обеспечит существование издания. Средством достижения этой цели является повышение в разумных пределах уровня диалогичности газетных текстов.
Подобные работы
- Танцы на льду в медиатекстах: стилистико-речевая репрезентация
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ЯЗЫКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДИСКУРСА ПОБЕДЫ НА МАТЕРИАЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



