ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России
1.2. Цели, принципы, особенности сопровождения приемной семьи 19
2. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Технологии сопровождения приемной семьи: этапы, уровни, виды
2.2. Диагностика проблем сопровождения приемной семьи (на
примере отдела опеки и попечительства УСЗН администрации города Белгорода)
2.3. Социальный проект «Клуб «Семейный очаг» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России
1.2. Цели, принципы, особенности сопровождения приемной семьи 19
2. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
2.1. Технологии сопровождения приемной семьи: этапы, уровни, виды
2.2. Диагностика проблем сопровождения приемной семьи (на
примере отдела опеки и попечительства УСЗН администрации города Белгорода)
2.3. Социальный проект «Клуб «Семейный очаг» 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема приемной семьи как института воспитания, развития и социальной адаптации детей-сирот в последнее время приобрела особую значимость в связи с интенсивным распространением семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашем государстве, обусловленным убежденностью в положительном влиянии семейного воспитания на развитие личности ребенка и преодолении в условиях семьи таких негативных последствий жизни в интернатном учреждении, как депривационные нарушения, отставание в развитии, неразвитость коммуникативных навыков, низкая социальная адаптация.
Несмотря на существование различных форм семейного устройства детей-сирот общим для всех них является воспитание неродного ребенка и создание благоприятных условий для его развития. Ряд исследований определили специфические черты, свойственные детям-сиротам, которые отличают их от кровных детей, изначально воспитывающихся в условиях родной семьи, и могут существенно осложнять взаимоотношения в приемной семье, что, в свою очередь, нередко приводит к отказу семьи от воспитания приемного ребенка. В связи с этим остро возрастает необходимость глубокого изучения особенностей функционирования приемной семьи, и дальнейшего ее сопровождения.
Приемная семья - это особая семейная система, объединяющая в себе базисную семью и приемного ребенка. Становление и развитие семьи данного вида протекает иначе, чем в обычных семьях. Как правило, приемные семьи нуждаются в особой помощи специалистов, так как приемные дети уже имели опыт пребывания в неблагополучных семьях или интернатных учреждениях и поэтому имеют специфические проблемы развития (нарушения процесса формирования привязанности, задержки развития и т.п.). Перед приемными родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием, не усугубляя при этом психологические травмы, полученные ребенком до помещения его в семью. В совокупности все эти проблемы приводят к возрастанию риска возврата детей из приемных семей в интернатные учреждения.
Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания в приемную семью, являются члены приемной семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия приемных родителей и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей и знаний. Основными причинами негативных взаимоотношений в приемной семье, как правило, являются: неверная позиция приемных родителей, определяющая тип воспитания; отсутствие у них необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения приемной семьи.
Степень научной разработанности. В современной отечественной научной литературе исследуемая проблема затрагивается в следующих психолого-педагогических аспектах: профессионально-педагогическое сопровождение семьи и подготовка родителей к воспитанию и педагогической коррекции социализации приемных детей (Ю.Е. Алешина, Б.И. Антонов, С.И. Голод, С.В. Дармодехин, И.С. Даниленко, И.Д. Демакова, Н.С. Дежникова, А.Г. Ковалев, Т.А. Куликова, М.С. Савина, Б. Спок); общие вопросы воспитания детей в семье (Ю.П. Азаров, Е.А. Аркин, Л.В. Байбародова, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Т.А. Маркова, Н.А. Менчинская, М.И. Рожков, А.Г. Харчев); психолого-педагогическое консультирование семьи (Ю.Е. Алешина, Б.З. Вульфов, Л.Я. Гозман, М. Дубовская, Л.И. Уманский); особенности воспитания и социализации детей в приемной семье (М.И. Буянов, А.Б. Добрович, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, И.Я. Медведева, Т.А. Шишова, Х. Фигдор).
Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отражены в работах И.Н. Малиновского, Л.Б. Морозовой, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой.
К настоящему моменту в исследованиях представлены следующие аспекты касающиеся нашей темы: раскрытие понятия семьи, воспитывающей неродного ребенка (Э.Р. Алексеева А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова, М.В. Иванова, В.Н. Ослон, И.И. Осипова, Л.Я. Олиференко, Г.В. Семья, Е.В. Ушакова, Л.М. Шипицына и др.); мотивация создания приемной семьи (Ж.А. Захарова О.Б. Зерницкий Е.В. Карабанова и др.); проблемы и трудности приемной семьи (В.В. Барабанова, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова и др.); основы социально-педагогического сопровождения опекунской семьи (Л.Н. Большакова, М.В. Иванова, И.И. Осипова, Н.А. Палиева, М.Ф. Терновская, Н.А. Хрусталькова, Л.А. Чернышова и др.).
Проблемы социального сопровождения рассматривались в исследованиях М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, М.И. Роговцевой, В.И. Слободчикова, Л.М. Шипицыной и др.
Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в исследованиях О.М. Дерябиной, А.И. Довгалевской, O. В. Заводилкиной, В.К. Зарецкого, Н.П. Ивановой, Г.С. Красницкой, P. В. Овчаровой, В.Н. Ослон, С.С. Пиюковой, А.С. Спиваковской, А.Б. Холмогоровой, В.М. Целуйко и др., обосновывающих необходимость подготовки будущих приемных родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей.
Объект исследования - сопровождение приемной семьи.
Предмет исследования - технологии сопровождения приемной семьи.
Цель - раскрыть специфику сопровождения приемной семьи в современной России и разработать социальный проект, направленный на совершенствование технологий сопровождения семьи, принявшей ребенка на воспитание.
Задачи:
• рассмотреть теоретические основы сопровождения приемной семьи в современной России;
• раскрыть специфику технологий сопровождения приемной семьи;
• провести диагностику проблем сопровождения приемных семей и разработать социальный «Клуб «Семейный очаг».
Гипотеза исследования. Основой профессионального взаимодействия специалистов с приемными семьями является процесс социального сопровождения, который можно считать успешным при условии совершенствования технологий сопровождения, что приведет к улучшению взаимоотношений между членами приемной семьи, улучшению семейного микроклимата, повышению психолого-педагогической компетентности родителей, принявших ребенка на воспитание.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); функциональный подход, рассматривает систему взаимоотношения семьи с социальными институтами (Э. Дюркгейм, Г.Локк, Дж.Мердок, Т.Парсонс); психолого-педагогические теории об особенностях личностного развития ребенка в приемной семье (И.В. Дубровина, Л.Я. Олиференко, И.Ю. Шилов, Т.И. Шульга и др.); институционально-исторический подход определяет уникальность и универсальность семьи во всех типах общества при всех установленных изменениях семейно-исторических форм (И.Бахофен, Ч.Кули, Л.Г.Морган, Г.Спенсер); гуманистический подход, рассматривает семью как социальную среду, способствующую личностному росту (В.Сатир, Э.С.Спиваковская).
При работе над диссертацией использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил проанализировать особенности сопровождения приемной семьи);
• анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу, регламентирующюю работу с приемными семьями);
• проектирование (позволил разработать социальный проект);
• методы эмпирического исследования (экспертный опрос (анкетирование), массовый опрос семей (анкетирование), обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблемах сопровождения приемных семей);
• математические методы обработки результатов исследования при помощи пакета прикладных программ SPSS.14.0.
Эмпирическая база исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня (Семейный кодекс РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление правительства «О приемной семье»); нормативно-правовые акты регионального уровня (Законы Белгородской области «О приемной семье», «О защите прав ребенка в Белгородской области);
2. Статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистическая и отчетная информация УСЗН администрации Белгородского района.
3. Материалы проведенного автором диссертационной работы
социологического исследования: «Изучение проблем функционирования института приемной семьи на муниципальном уровне» - опрос (интервьюирование) специалистов на базе УСЗН администрации города Белгорода, опрос (анкетирование) приемных родителей.
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, направленного на совершенствование технологий сопровождения приемных семей.
Положение, выносимое на защиту. Предложенный социальный проект рассчитан на родителей, которые уже, приняли на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, и направлен на осуществление комплекса мер по оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, которые взяли ребенка на воспитание.
Для оказания помощи по сопровождению семья, взявшим ребенка на воспитание создан Клуб «Семейный очаг». Основными направлениями деятельности клуба являются: диагностическое, информационно-пропагандистское, консультационно-просветительское, координационное. Деятельность направлена на профилактику кризисных ситуаций в приемных семьях и оказание психосоциальной помощи при их возникновении; развитие умений успешно строить внутрисемейные отношения на основе сотрудничества, доверия, и уважения; помощь приемным семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации детей.
В результате внедрения проекта произойдет улучшение взаимоотношений родителей и детей, улучшение семейного микроклимата, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, принявших ребенка на воспитание.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: раскрыта сущность, структура и этапы сопровождения приемных семей; изучены уровни и виды технологий сопровождения приемных семей; предложен социальный проект «Клуб «Семейный очаг».
Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по направлению «Социальная работа», данные целесообразно использовать для совершенствования социального сопровождения семей, принявших ребенка на воспитание.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе управления социальной защиты населения администрации города Белгорода (отдел опеки и попечительства).
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях VI Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 27-28 ноября 2014 г.); VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября - 1 декабря 2016 г.)
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 78 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 100 страницах и включает 3 приложения.
Несмотря на существование различных форм семейного устройства детей-сирот общим для всех них является воспитание неродного ребенка и создание благоприятных условий для его развития. Ряд исследований определили специфические черты, свойственные детям-сиротам, которые отличают их от кровных детей, изначально воспитывающихся в условиях родной семьи, и могут существенно осложнять взаимоотношения в приемной семье, что, в свою очередь, нередко приводит к отказу семьи от воспитания приемного ребенка. В связи с этим остро возрастает необходимость глубокого изучения особенностей функционирования приемной семьи, и дальнейшего ее сопровождения.
Приемная семья - это особая семейная система, объединяющая в себе базисную семью и приемного ребенка. Становление и развитие семьи данного вида протекает иначе, чем в обычных семьях. Как правило, приемные семьи нуждаются в особой помощи специалистов, так как приемные дети уже имели опыт пребывания в неблагополучных семьях или интернатных учреждениях и поэтому имеют специфические проблемы развития (нарушения процесса формирования привязанности, задержки развития и т.п.). Перед приемными родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием, не усугубляя при этом психологические травмы, полученные ребенком до помещения его в семью. В совокупности все эти проблемы приводят к возрастанию риска возврата детей из приемных семей в интернатные учреждения.
Ближайшим окружением для ребенка-сироты, переданного для дальнейшего воспитания в приемную семью, являются члены приемной семьи, которая призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказать им эмоциональную поддержку и обеспечить их психологическую защиту. В процессе взаимодействия приемных родителей и ребенка происходит его семейная социализация, усвоение им определенной системы норм, ценностей и знаний. Основными причинами негативных взаимоотношений в приемной семье, как правило, являются: неверная позиция приемных родителей, определяющая тип воспитания; отсутствие у них необходимого уровня социально-педагогической культуры для улучшения взаимопонимания в семье. Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения приемной семьи.
Степень научной разработанности. В современной отечественной научной литературе исследуемая проблема затрагивается в следующих психолого-педагогических аспектах: профессионально-педагогическое сопровождение семьи и подготовка родителей к воспитанию и педагогической коррекции социализации приемных детей (Ю.Е. Алешина, Б.И. Антонов, С.И. Голод, С.В. Дармодехин, И.С. Даниленко, И.Д. Демакова, Н.С. Дежникова, А.Г. Ковалев, Т.А. Куликова, М.С. Савина, Б. Спок); общие вопросы воспитания детей в семье (Ю.П. Азаров, Е.А. Аркин, Л.В. Байбародова, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Т.А. Маркова, Н.А. Менчинская, М.И. Рожков, А.Г. Харчев); психолого-педагогическое консультирование семьи (Ю.Е. Алешина, Б.З. Вульфов, Л.Я. Гозман, М. Дубовская, Л.И. Уманский); особенности воспитания и социализации детей в приемной семье (М.И. Буянов, А.Б. Добрович, В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, И.Я. Медведева, Т.А. Шишова, Х. Фигдор).
Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, отражены в работах И.Н. Малиновского, Л.Б. Морозовой, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой.
К настоящему моменту в исследованиях представлены следующие аспекты касающиеся нашей темы: раскрытие понятия семьи, воспитывающей неродного ребенка (Э.Р. Алексеева А.И. Довгалевская, Ж.А. Захарова, М.В. Иванова, В.Н. Ослон, И.И. Осипова, Л.Я. Олиференко, Г.В. Семья, Е.В. Ушакова, Л.М. Шипицына и др.); мотивация создания приемной семьи (Ж.А. Захарова О.Б. Зерницкий Е.В. Карабанова и др.); проблемы и трудности приемной семьи (В.В. Барабанова, Н.П. Иванова, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова и др.); основы социально-педагогического сопровождения опекунской семьи (Л.Н. Большакова, М.В. Иванова, И.И. Осипова, Н.А. Палиева, М.Ф. Терновская, Н.А. Хрусталькова, Л.А. Чернышова и др.).
Проблемы социального сопровождения рассматривались в исследованиях М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, А.И. Красило, Н.Н. Михайловой, М.И. Роговцевой, В.И. Слободчикова, Л.М. Шипицыной и др.
Вопросы воспитания, развития ребенка в приемной семье находят свое отражение в исследованиях О.М. Дерябиной, А.И. Довгалевской, O. В. Заводилкиной, В.К. Зарецкого, Н.П. Ивановой, Г.С. Красницкой, P. В. Овчаровой, В.Н. Ослон, С.С. Пиюковой, А.С. Спиваковской, А.Б. Холмогоровой, В.М. Целуйко и др., обосновывающих необходимость подготовки будущих приемных родителей к принятию ребенка в семью, определяющих приоритетные направления работы с приемной семьей.
Объект исследования - сопровождение приемной семьи.
Предмет исследования - технологии сопровождения приемной семьи.
Цель - раскрыть специфику сопровождения приемной семьи в современной России и разработать социальный проект, направленный на совершенствование технологий сопровождения семьи, принявшей ребенка на воспитание.
Задачи:
• рассмотреть теоретические основы сопровождения приемной семьи в современной России;
• раскрыть специфику технологий сопровождения приемной семьи;
• провести диагностику проблем сопровождения приемных семей и разработать социальный «Клуб «Семейный очаг».
Гипотеза исследования. Основой профессионального взаимодействия специалистов с приемными семьями является процесс социального сопровождения, который можно считать успешным при условии совершенствования технологий сопровождения, что приведет к улучшению взаимоотношений между членами приемной семьи, улучшению семейного микроклимата, повышению психолого-педагогической компетентности родителей, принявших ребенка на воспитание.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); функциональный подход, рассматривает систему взаимоотношения семьи с социальными институтами (Э. Дюркгейм, Г.Локк, Дж.Мердок, Т.Парсонс); психолого-педагогические теории об особенностях личностного развития ребенка в приемной семье (И.В. Дубровина, Л.Я. Олиференко, И.Ю. Шилов, Т.И. Шульга и др.); институционально-исторический подход определяет уникальность и универсальность семьи во всех типах общества при всех установленных изменениях семейно-исторических форм (И.Бахофен, Ч.Кули, Л.Г.Морган, Г.Спенсер); гуманистический подход, рассматривает семью как социальную среду, способствующую личностному росту (В.Сатир, Э.С.Спиваковская).
При работе над диссертацией использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ литературы по теме исследования (позволил проанализировать особенности сопровождения приемной семьи);
• анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу, регламентирующюю работу с приемными семьями);
• проектирование (позволил разработать социальный проект);
• методы эмпирического исследования (экспертный опрос (анкетирование), массовый опрос семей (анкетирование), обработка и анализ результатов социологического исследования (позволил получить информацию о проблемах сопровождения приемных семей);
• математические методы обработки результатов исследования при помощи пакета прикладных программ SPSS.14.0.
Эмпирическая база исследования.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня (Семейный кодекс РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление правительства «О приемной семье»); нормативно-правовые акты регионального уровня (Законы Белгородской области «О приемной семье», «О защите прав ребенка в Белгородской области);
2. Статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, статистическая и отчетная информация УСЗН администрации Белгородского района.
3. Материалы проведенного автором диссертационной работы
социологического исследования: «Изучение проблем функционирования института приемной семьи на муниципальном уровне» - опрос (интервьюирование) специалистов на базе УСЗН администрации города Белгорода, опрос (анкетирование) приемных родителей.
Научная новизна исследования заключается в разработке социального проекта, направленного на совершенствование технологий сопровождения приемных семей.
Положение, выносимое на защиту. Предложенный социальный проект рассчитан на родителей, которые уже, приняли на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, и направлен на осуществление комплекса мер по оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, которые взяли ребенка на воспитание.
Для оказания помощи по сопровождению семья, взявшим ребенка на воспитание создан Клуб «Семейный очаг». Основными направлениями деятельности клуба являются: диагностическое, информационно-пропагандистское, консультационно-просветительское, координационное. Деятельность направлена на профилактику кризисных ситуаций в приемных семьях и оказание психосоциальной помощи при их возникновении; развитие умений успешно строить внутрисемейные отношения на основе сотрудничества, доверия, и уважения; помощь приемным семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации детей.
В результате внедрения проекта произойдет улучшение взаимоотношений родителей и детей, улучшение семейного микроклимата, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, принявших ребенка на воспитание.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: раскрыта сущность, структура и этапы сопровождения приемных семей; изучены уровни и виды технологий сопровождения приемных семей; предложен социальный проект «Клуб «Семейный очаг».
Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки и переподготовки кадров по направлению «Социальная работа», данные целесообразно использовать для совершенствования социального сопровождения семей, принявших ребенка на воспитание.
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе научно-исследовательской практики на базе управления социальной защиты населения администрации города Белгорода (отдел опеки и попечительства).
Основные положения и выводы исследования отражены в докладах на следующих научных и научно-практических конференциях VI Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 27-28 ноября 2014 г.); VIII Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 30 ноября - 1 декабря 2016 г.)
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 78 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 100 страницах и включает 3 приложения.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сей день остается актуальной. Неполноценная подготовка кандидатов в приемные родители может привести к жестокому обращению с ребенком, либо вторичному сиротству, что может привести к агрессивному поведению ребенка, либо закрытости, потери доверенности к взрослым. Психологическая неподготовленность родителей, педагогическая безграмотность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций, отсутствие чувства ответственности перед ребенком, это проблема государства в том числе, так как оно не может проконтролировать полноценную, психологическую, педагогическую, юридическую, социально-медицинскую подготовку кандидатов.
Под термином сопровождением в науке понимается метод, который обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях, которые связаны с выбором. При этом под субъектом развития можно понимать как отдельно развивающийся человек, так и развивающаяся система. Процесс работы с гражданами, которые решили взять приемного ребенка состоит из трех этапов: диагностический, обучающий и реализующий. От того, как пройдет первый этап-этап диагностики зависит насколько точно и индивидуально будет подобрана программа для подготовки, будет зависит результат всей деятельности.
В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к проблеме технологии социального сопровождения приёмной семьи.
При изучении данной проблемы были изучены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы сопровождения приемной семьи в современной России; раскрыта специфика технологий сопровождения приемной семьи; проведена диагностика проблем, применения технологий сопровождения приемных семей; разработан социальный проект со сопровождению приемных семей.
Входе рассмотрения первой задачи говориться, что приемная семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Такая форма семейного устройства как приемная семья основывается на договоре между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Семьям с приемными детьми выплачивают зарплату и насчитывают стаж трудовой деятельности, также им предоставляются различные льготы и дотации на улучшение материальных и жилищных условий. Формально ребенку пребывание в приемной семье заменяет пребывание в детском доме. Приемная семья должна строго отчитываться перед органом опеки.
Сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения.
При помещении ребенка в приемную семью инстанция, оказывающая социальную помощь, несет ответственность за принятие решения о помещении ребенка в приемную семью, наблюдение за прогрессом и окончание пребывания ребенка в этой семье, за оказание социальной помощи семье и ребенку.
При раскрытии второй задачи выделяют следующие виды технологий сопровождения приемных семей: социально - педагогические технологии; технология психологического сопровождения; психологическая диагностика как технология; технология психопрофилактики; технология психологического информирования; технология психологического консультирования; технология социально-психологической адаптации приемных семей и детей; технология психологической коррекции и психотерапии; технология социально-психологической реабилитации приемных детей в семье.
При раскрытии третьей задачи было проведено исследование, целью которого явилось выявление проблем сопровождения, которые возникают у приемных семей. Исследование показало, что у большинства приёмных семей возникают материальные, медицинские, психологические проблемы. Трудными для приёмных родителей являются следующие проблемы поведения приёмного ребенка: приучить к дисциплине; преодолеть отрицательный опыт воспитания ребенка в родительской семье, привить интерес к школьным занятиям, преодолеть трудности с обучением, преодолеть вредные привычки ребенка, наладить отношения доверия и взаимопонимания с ребенком. Большинство приёмных детей испытывают проблемы со здоровьем. Если возникнут проблемы в семье, большинство родителей знают, куда можно обратиться за помощью, но есть и такие, которые не знают. При этом большинство семей сами решают возникающие проблемы. Тем не менее, большинству семей оказывается помощь со стороны социальных служб, организаций, учреждений, занимающихся проблемой опекунства и попечительства, приемных семей. В то же время эта помощь не является достаточно эффективной. Потребность приёмных семей в различных видах социальной помощи: материальной, психологической, социально - педагогической, медицинской остаётся высокой.
При проведении исследования по данной проблеме были опрошены специалисты отдела опеки и попечительства УСЗН администрации города Белгорода. По мнению экспертов у семей часто возникают проблемы при оформлении опеку, усыновления приемной семьи. Это связано недостаточной информированностью семей принявших ребенка на воспитание, половина экспертов выявило наличие трудностей при выборе
Большинство экспертов выявило у потенциальных родителей наличие психологических проблем. По данным исследования можно сделать вывод: необходимо совершенствовать систему работы с семьями, которые взяли ребенка на воспитание и сделать эту работу более эффективной.
В качестве рекомендаций был предложен социальный проект Клуб «Семейный очаг».
Основной стратегической целью проекта является: осуществление комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, принявшим ребенка на воспитание.
Задачи проекта: 1) Создать на базе Управления социальной защиты населения Клуб по сопровождения приемных родителей; 2) Организовать клубные встречи для создания условий эффективной адаптации детей и родителей в приемных семьях; 3) Обеспечить консультативную поддержку приемных семей по актуальным вопросам.
Делаются выводы о том, что сопровождение приёмной семьи осуществляется не с целью контроля и выявления недостатков, а с целью восполнения её резервов как главных ресурсов здорового развития травмированного ребёнка, ресурсов, которые, по своему определению, не безграничны.
Под термином сопровождением в науке понимается метод, который обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях, которые связаны с выбором. При этом под субъектом развития можно понимать как отдельно развивающийся человек, так и развивающаяся система. Процесс работы с гражданами, которые решили взять приемного ребенка состоит из трех этапов: диагностический, обучающий и реализующий. От того, как пройдет первый этап-этап диагностики зависит насколько точно и индивидуально будет подобрана программа для подготовки, будет зависит результат всей деятельности.
В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к проблеме технологии социального сопровождения приёмной семьи.
При изучении данной проблемы были изучены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы сопровождения приемной семьи в современной России; раскрыта специфика технологий сопровождения приемной семьи; проведена диагностика проблем, применения технологий сопровождения приемных семей; разработан социальный проект со сопровождению приемных семей.
Входе рассмотрения первой задачи говориться, что приемная семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Такая форма семейного устройства как приемная семья основывается на договоре между приемными родителями и органами опеки и попечительства. Семьям с приемными детьми выплачивают зарплату и насчитывают стаж трудовой деятельности, также им предоставляются различные льготы и дотации на улучшение материальных и жилищных условий. Формально ребенку пребывание в приемной семье заменяет пребывание в детском доме. Приемная семья должна строго отчитываться перед органом опеки.
Сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения.
При помещении ребенка в приемную семью инстанция, оказывающая социальную помощь, несет ответственность за принятие решения о помещении ребенка в приемную семью, наблюдение за прогрессом и окончание пребывания ребенка в этой семье, за оказание социальной помощи семье и ребенку.
При раскрытии второй задачи выделяют следующие виды технологий сопровождения приемных семей: социально - педагогические технологии; технология психологического сопровождения; психологическая диагностика как технология; технология психопрофилактики; технология психологического информирования; технология психологического консультирования; технология социально-психологической адаптации приемных семей и детей; технология психологической коррекции и психотерапии; технология социально-психологической реабилитации приемных детей в семье.
При раскрытии третьей задачи было проведено исследование, целью которого явилось выявление проблем сопровождения, которые возникают у приемных семей. Исследование показало, что у большинства приёмных семей возникают материальные, медицинские, психологические проблемы. Трудными для приёмных родителей являются следующие проблемы поведения приёмного ребенка: приучить к дисциплине; преодолеть отрицательный опыт воспитания ребенка в родительской семье, привить интерес к школьным занятиям, преодолеть трудности с обучением, преодолеть вредные привычки ребенка, наладить отношения доверия и взаимопонимания с ребенком. Большинство приёмных детей испытывают проблемы со здоровьем. Если возникнут проблемы в семье, большинство родителей знают, куда можно обратиться за помощью, но есть и такие, которые не знают. При этом большинство семей сами решают возникающие проблемы. Тем не менее, большинству семей оказывается помощь со стороны социальных служб, организаций, учреждений, занимающихся проблемой опекунства и попечительства, приемных семей. В то же время эта помощь не является достаточно эффективной. Потребность приёмных семей в различных видах социальной помощи: материальной, психологической, социально - педагогической, медицинской остаётся высокой.
При проведении исследования по данной проблеме были опрошены специалисты отдела опеки и попечительства УСЗН администрации города Белгорода. По мнению экспертов у семей часто возникают проблемы при оформлении опеку, усыновления приемной семьи. Это связано недостаточной информированностью семей принявших ребенка на воспитание, половина экспертов выявило наличие трудностей при выборе
Большинство экспертов выявило у потенциальных родителей наличие психологических проблем. По данным исследования можно сделать вывод: необходимо совершенствовать систему работы с семьями, которые взяли ребенка на воспитание и сделать эту работу более эффективной.
В качестве рекомендаций был предложен социальный проект Клуб «Семейный очаг».
Основной стратегической целью проекта является: осуществление комплекса мер, направленных на оказание психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, принявшим ребенка на воспитание.
Задачи проекта: 1) Создать на базе Управления социальной защиты населения Клуб по сопровождения приемных родителей; 2) Организовать клубные встречи для создания условий эффективной адаптации детей и родителей в приемных семьях; 3) Обеспечить консультативную поддержку приемных семей по актуальным вопросам.
Делаются выводы о том, что сопровождение приёмной семьи осуществляется не с целью контроля и выявления недостатков, а с целью восполнения её резервов как главных ресурсов здорового развития травмированного ребёнка, ресурсов, которые, по своему определению, не безграничны.
Подобные работы
- Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь приемным семьям в РФ (Приамурский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



