Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БАЗОВЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Работа №69892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4741
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии 9
1.1.1. Категория межличностных отношений в отечественной
психологии 10
1.1.2. Изучение межличностных отношений в зарубежной психологии 18
1.2. Диспозиционный подход в изучении личности. Базовые черты
личности 22
1.2.1. Профиль личности и его анализ 33
1.3. Становление личности и особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте 34
1.4. Постановка проблемы исследования 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация и характеристика выборки эмпирического исследования
42
2.2. Методы и методики исследования 42
2.2.1. Обзор диагностических методик 42
2.2.2. Статистические методы анализа данных 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 51
3.1. Результаты корреляционного анализа между показателями базовых черт личности и межличностных отношений в общей выборке подростков
3.2. Результаты кластерного анализа 56
3.3. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений с
различными «профилями базовых черт личности» подростков 58
3.4. Эффект фактора «Профиль базовых черт личности» на особенности
межличностных отношений подростков 65
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 91

Актуальность исследования. В современном мире человек не может обходиться без общения, так как большинство своего времени он проводит в обществе. Взаимодействуя и общаясь с окружающими, вступает в так называемые межличностные отношения. Межличностные отношения трактуются в теоретической психологии (Петровский, Ярошевский, 2007) как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Проблема межличностных отношений вызывала и вызывает на сегодня активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии занимались А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломенский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Т. А. Репина, Р. Браун, Г. Левитт, С. Милгрэм и др.
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта социальная потребность возникает и начинает отчетливо проявляться уже с самых ранних этапов человеческой жизни. Почва для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский (Выготский, 2004), заключается в том, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Со временем данная потребность заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте. Подросток начинает переосмысливать себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками становится особенно актуален, в связи с тем, что группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть способности и реализовать свои потребности (Киршенбаум, Фостер, 2009).
В подростковом возрасте начинают активно закладываться основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям и к обществу в целом. Также формируются основные черты характера, личности подростка и закладываются основные формы межличностного поведения (Немов, 2015). На все эти психические процессы огромное влияние оказывает межличностное общение подростка со сверстниками, которое он воспринимает как важный фактор для развития своей личности. Стоит отметить, что важны не только взаимоотношения подростка с определенными людьми, но и его положение в социуме. Неблагополучная обстановка в системе межличностных отношений влияет на психологический климат подростка, самооценку и вызывает у него тревожность и дискомфорт. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознание подростка.
Наше исследование направлено на выявление особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.
Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка еще в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды (Кураев, Пожарская, 2002).
Теоретико-методологическими основаниями работы послужили труды А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского по проблеме межличностного взаимодействия. Теории черт Г. Оллпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. Основные положения концепций развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Объект исследования: межличностные отношения и базовые черты личности подростков.
Предмет исследования: межличностные отношения подростков с различными базовыми чертами личности.
Гипотезы исследования:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
С целью проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ особенностей взаимосвязи черт «Большой пятерки» и проявлений межличностных отношений подростков.
2. Выделить группы подростков по схожим базовым чертам личности.
3. Установить специфику выраженности параметров
межличностных отношений у подростков с разными базовыми чертами личности.
4. Проанализировать как фактор «Базовые черты личности» оказывает эффект на особенности межличностных отношений подростков.
Методы исследования и анализ данных:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования: опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»; «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова); «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Научная новизна исследования заключается в получении новых эмпирических данных относительно особенностей межличностных отношений подростков с различными базовыми чертами личности в МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школе».
Теоретическое значение заключается в обобщении материала и выделение особенностей межличностных отношений подростков с разными базовыми чертами личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные об особенностях межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности создают возможность построения оптимальной системы взаимоотношений в группе с учетом социально-психологических особенностей ее членов и позволяют осуществлять адекватную психологическую помощь по профилактике и коррекции социально-психологического климата в малых учебных группах. А также учет полученных данных позволит педагогам подбирать конструктивные методы и формы работы с подростками, а родителям подростков находить способы гармонизации взаимоотношений с ними с целью их успешной социализации.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы:
• в различных прикладных отраслях современной психологии: социальной психологии, организационной, педагогической психологии и др., а также в практике социально-психологического тренинга - с целью раскрытия причин трудностей в общении;
• в практике общего и профессионального образования: они доказывают значимость не только усвоения знаний и умений в области психологии общения, но и формирования социально-психологических личностных качеств обучающихся, необходимых для успешного функционирования в социуме.
Апробация результатов исследования происходила на XVII - межрегиональной студенческой научно-практическая конференция «ЯНПИС - 2020» (21 мая 2020 года, г. Пермь);
Основные результаты исследования были изложены в публикации:
1. Меркурьева, Ю.В. Особенности корреляционных взаимосвязей базовых черт и межличностных отношений подростков [Текст] / Ю.В. Меркурьева, Е.Н. Митрофанова // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС-2020»: матер. XVII - межрег. студен. науч.-практ. конф. (21 мая 2020 года, г. Пермь, Россия) ред. кол.: А.А. Вихман, В.В. Курунов, А.Ю. Калугин, А.А. Скорынин; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2020 (в печати).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было проведено исследование изучения особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности. Исследование состояло из двух этапов - теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Рассмотрен диспозиционный подход в изучении личности и описание базовых черт. Изучением базовых черт личности занимались многие исследователи (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, А.И. Крупнов и др.) благодаря которым, существует достаточно большое количество диспозиционных теорий личности. Все теории имели между собой соприкосновения, что позволило в дальнейшем выделить пятифакторную модель, в которой представлены базовые черты личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.
Также в данной работе был рассмотрен вопрос о становлении личности и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявлено, что подростковый возраст - это сложный период полового созревания и психологического взросления, а именно, начинают формироваться основные черты характера, личности подростка, закладываются формы межличностного поведения. Межличностные отношения в подростковом возрасте играют особую роль, так как являются ведущей деятельностью.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков - обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам: 1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной) 2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая при планировании гипотеза 1, а именно базовые черты личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм, открытость опыту) подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений, нашла свое подтверждение.
Гипотеза 2 нашла эмпирическое подтверждение. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений. Подростки - экстраверты, с эмоциональной сдержанностью и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками общительны и настойчивы, но несмотря на это могут уступать и проявлять обиду. Подростки - интроверты, с отделенностью, практичностью, естественностью и эмоциональной сдержанностью, склонны подчиняться. Подростки - интроверты, с повышенной эмоциональностью и экспрессивностью, добры, бескорыстны, в конфликтной ситуации выбирают стратегию избегание. Подростки - экстраверты, с повышенной эмоциональностью, привязанностью, контролированием и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками авторитарны, т.е. проявляют лидерские способности и требуют к себе уважения.
Гипотеза 3, которая гласит, что фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков, а именно «Авторитарный (1)», «Подозрительный (1)», «Подчиняемый (1)», «Альтруистический (1)» и «Соперничество», нашла эмпирическое подтверждение. Результаты, полученные при проведении однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) подтверждают и дополняют результаты проведенного ранее U- критерия Манна-Уитни.
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: дискуссию, тренинги, арт-терапию, игры и др.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3¬е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2010. - 282 с.
3. Анастази, А. Дифференциальная психологи: Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази; пер. с англ. Д. Гурьева и др.. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 742 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. — 5-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.
5. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст]/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. -М.: Аспект Пресс, 2011. - 286 с.
6. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
7. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков [Электронный ресурс] / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-i-ya-kontseptsiya-kak-faktory- mezhlichnostnyh-otnosheniy-podrostkov(дата обращения: 15.04.2020).
8. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Текст] / Арон И. С. // Конфликтология, - 2013. -№2. - С. 168-175.
9. Белинкая, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: хрестоматия [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - 2-е изд. - М: Аспект Пресс, 2012. - 456 с.
10. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5000 психологических терминов и понятий [Текст] / А. Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
11. Бондаренко, М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии [Текст] / М.А. Бондаренко // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2013. - №4. - С. 140-151.
12. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.
13. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2007. - 685 с.
14. Васюра, С. А. Феномен коммуникативной активности человека: взаимопроникновение систем интегральной индивидуальности и коммуникативного мира [Электронный ресурс] /С.А. Васюра // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZfenomen- kommunikativnoy-aktivnosti-cheloveka-vzaimoproniknovenie-sistem- integralnoy-individualnosti-i-kommunikativnogo-mira-1(дата обращения: 12.02.2020).
15. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества [Текст] / Б.С. Волкова, Н.В. Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 343 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
17. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 281 с. URL: https://urait.ru/bcode/437740
18. Гогицаева, О. У. Динамика межличностных отношений подростков [Электронный ресурс] / О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. - №4. - С. 38-41. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-mezhlichnostnyh-otnosheniy- podrostkov(04.03.2020)
19. Гогицаева, О.У. Психолого-педагогические аспекты социализации
личности ребенка [Электронный ресурс] / О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2013. - № 4 (15). - С. 101-103. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21097934&
20. Губин, Э. В. Кризис диспозиционального подхода в персонологии [Электронный ресурс] / Э.В. Губин // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца. - 2015. С. 1-4. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7090/(дата обращения: 29.02.2020).
21. Долганов, Д.Н. Классификация межличностных отношений
[Электронный ресурс] / Д.Н. Долганов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. № 4-1 (64). - С. 69-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy- 1 (дата обращения: 29.05.2020).
22. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
23. Карелин, А.А. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Психологические тесты [Текст] / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М., 2001. С. 69-77.
24. Киршенбаум, М. Учитесь общаться с подростком [Текст] / М. Киршенбаум, Ч. Фостер. - Издательство: «Попурри», 2009. - 384 с.
25. Крупнов, А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению
личности и ее свойств [Электронный ресурс] / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2006. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-dispozitsionnyy-podhod-k- izucheniyu-lichnosti-i-ee-svoystv(дата обращения: 07.03.2020).
26. Кудинова, Ю. П. Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения [Электронный ресурс] / Ю.П. Кудинова, А.В. Мамаева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZanaliz-suschestvuyuschih-podhodov-k- izucheniyu-deyatelnosti-obscheniya(дата обращения: 15.01.2020).
27. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Трикста, 2011. - 420 с.
28. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М: Акад. проект, 2013. - 419 с.
29. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
30. Кураев, Г.А. Возрастная психология: Курс лекций [Текст] / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
31. Лабунская, В.А. Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А.
Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные проблемы
(материалы круглого стола) [Электронный ресурс] / В.А. Лабунская // Российский психологический журнал. - 2015. - №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-i-poznanie-lyudmi-drug-druga-v- trudah-a-a-bodalyova-sovremennyy-vzglyad-na-fundamentalnye-problemy- materialy-kruglogo-stola(дата обращения: 11.03.2020).
32. Лебедева, В.А. Психология сегодня [Текст] / В.А. Лебедева // Материалы Х регион. студ. науч. - практ. конф. Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008 г. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 254 с.
33. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 с.
34. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Я. Л. Морено; пер. с англ. - М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
35. Мухина, B.C.Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
36. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: МОДЭК, 2011. - 400 с.
37. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - Н50 М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. - 639 с.
38. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 2008. - 238 с.
39. Олпорт, Г. Становление личности [Текст]: избранные труды / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
40. Осин, Е. Н Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке [Текст] / Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, Ю.Ю. Неяскина, Л.Я. Дорфман, Л.А. Александрова// Психологическая диагностика, 2015. - № 3. - С. 80-104.
41. Палт, Е. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии [Электронный ресурс] / Е.А. Палт, И.А. Корецкая // Вестник ГУУ. - 2015. - №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-izucheniyu-stiley-delovogo- obscheniya-kak-samostoyatelnogo-ponyatiya-v-sovremennoy-psihologii(дата обращения: 04.03.2020).
42. Пашукова, Т.И. Теории общения в отечественных и зарубежных
психологических исследованиях [Электронный ресурс] / Т.И. Пашукова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teorii-obscheniya-v-
otechestvennyh-i-zarubezhnyh-psihologicheskih-issledovaniyah (дата
обращения: 18.02.2020).
43. Петрова, С.И. Теоретические и методические основы
диагностирования психологических свойств исполнителя рукописи по почерку при расследовании преступлений: дис. канд. юрид. наук: 12.00.12: защищена 06.04.2017 / Петрова Светлана Игоревна. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - 208 с.
44. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 272 с.
45. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2007. - 494 с.
46. Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении
персоналом: учеб. для студентов вузов [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285 с.
47. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности
подростков [Электронный ресурс] / Б.И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1 (37). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-kak-odin-iz-mehanizmov- razvitiya-lichnosti-podrostkov(дата обращения: 19.03.2020).
48. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти.
Психологический атлас человека [Текст] / Под ред. А. А. Реана. - СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 651 с.
49. Роджерс, К.Р. Гуманистическая психология. Теория и практика [Текст]
/ К.Р. Роджерс; под ред. А. Сухова. -М.: МОДЭК, «НОУ ВПО
Московский психолого-социальный университет», 2013. - 456 с.
50. Сигачёва, Н.А. Общение как объект междисциплинарных
теоретических исследований [Электронный ресурс] / Н.А. Сигачёва // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZobschenie-kak-obekt-
mezhdistsiplinarnyh-teoreticheskih-issledovaniy (дата обращения:
25.02.2020).
51. Синельникова, С.С. Особенности общения и межличностных
отношений внутренне-конфликтной личности [Электронный ресурс] / С.С. Синельникова // ТРУДЫ СПБГИК. - 2010. - № 10. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-obscheniya-i-mezhlichnostnyh- otnosheniy-vnutrenne-konfliktnoy-lichnosti-1 (дата обращения:
21.02.2020).
52. Собчик, Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири [Текст] / Л.Н. Собчик. - Москва: МКЦ ГУ по труду и социальным вопросам Мосгорисполкома, 1990. - 48 с.
53. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод
исследования личности СМИЛ [Текст] / Л. Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2000. - 219 с.
54. Фельдштейн, Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: Наука, 1994. - 226 с.
55. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост 4-е изд. [Текст] / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. - М.: Изд. «Мир», 2004. - 295 с.
56. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности [Текст] / А.Б. Хромов.
- Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
57. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.
58. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] Z И.В. Шаповаленко.
- М.: Гардарики, 2012. - 353 с.
59.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] Z Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
60. Mischel, W. On the future of personality measurement [Текст] Z W. Mischel ZZ American Psychologist. - 1977. - Vol. 32. - P. 246-254.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ