ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БАЗОВЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии 9
1.1.1. Категория межличностных отношений в отечественной
психологии 10
1.1.2. Изучение межличностных отношений в зарубежной психологии 18
1.2. Диспозиционный подход в изучении личности. Базовые черты
личности 22
1.2.1. Профиль личности и его анализ 33
1.3. Становление личности и особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте 34
1.4. Постановка проблемы исследования 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация и характеристика выборки эмпирического исследования
42
2.2. Методы и методики исследования 42
2.2.1. Обзор диагностических методик 42
2.2.2. Статистические методы анализа данных 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 51
3.1. Результаты корреляционного анализа между показателями базовых черт личности и межличностных отношений в общей выборке подростков
3.2. Результаты кластерного анализа 56
3.3. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений с
различными «профилями базовых черт личности» подростков 58
3.4. Эффект фактора «Профиль базовых черт личности» на особенности
межличностных отношений подростков 65
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии 9
1.1.1. Категория межличностных отношений в отечественной
психологии 10
1.1.2. Изучение межличностных отношений в зарубежной психологии 18
1.2. Диспозиционный подход в изучении личности. Базовые черты
личности 22
1.2.1. Профиль личности и его анализ 33
1.3. Становление личности и особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте 34
1.4. Постановка проблемы исследования 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Организация и характеристика выборки эмпирического исследования
42
2.2. Методы и методики исследования 42
2.2.1. Обзор диагностических методик 42
2.2.2. Статистические методы анализа данных 49
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 51
3.1. Результаты корреляционного анализа между показателями базовых черт личности и межличностных отношений в общей выборке подростков
3.2. Результаты кластерного анализа 56
3.3. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений с
различными «профилями базовых черт личности» подростков 58
3.4. Эффект фактора «Профиль базовых черт личности» на особенности
межличностных отношений подростков 65
ВЫВОДЫ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 91
Актуальность исследования. В современном мире человек не может обходиться без общения, так как большинство своего времени он проводит в обществе. Взаимодействуя и общаясь с окружающими, вступает в так называемые межличностные отношения. Межличностные отношения трактуются в теоретической психологии (Петровский, Ярошевский, 2007) как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Проблема межличностных отношений вызывала и вызывает на сегодня активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии занимались А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломенский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Т. А. Репина, Р. Браун, Г. Левитт, С. Милгрэм и др.
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта социальная потребность возникает и начинает отчетливо проявляться уже с самых ранних этапов человеческой жизни. Почва для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский (Выготский, 2004), заключается в том, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Со временем данная потребность заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте. Подросток начинает переосмысливать себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками становится особенно актуален, в связи с тем, что группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть способности и реализовать свои потребности (Киршенбаум, Фостер, 2009).
В подростковом возрасте начинают активно закладываться основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям и к обществу в целом. Также формируются основные черты характера, личности подростка и закладываются основные формы межличностного поведения (Немов, 2015). На все эти психические процессы огромное влияние оказывает межличностное общение подростка со сверстниками, которое он воспринимает как важный фактор для развития своей личности. Стоит отметить, что важны не только взаимоотношения подростка с определенными людьми, но и его положение в социуме. Неблагополучная обстановка в системе межличностных отношений влияет на психологический климат подростка, самооценку и вызывает у него тревожность и дискомфорт. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознание подростка.
Наше исследование направлено на выявление особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.
Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка еще в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды (Кураев, Пожарская, 2002).
Теоретико-методологическими основаниями работы послужили труды А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского по проблеме межличностного взаимодействия. Теории черт Г. Оллпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. Основные положения концепций развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Объект исследования: межличностные отношения и базовые черты личности подростков.
Предмет исследования: межличностные отношения подростков с различными базовыми чертами личности.
Гипотезы исследования:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
С целью проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ особенностей взаимосвязи черт «Большой пятерки» и проявлений межличностных отношений подростков.
2. Выделить группы подростков по схожим базовым чертам личности.
3. Установить специфику выраженности параметров
межличностных отношений у подростков с разными базовыми чертами личности.
4. Проанализировать как фактор «Базовые черты личности» оказывает эффект на особенности межличностных отношений подростков.
Методы исследования и анализ данных:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования: опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»; «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова); «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Научная новизна исследования заключается в получении новых эмпирических данных относительно особенностей межличностных отношений подростков с различными базовыми чертами личности в МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школе».
Теоретическое значение заключается в обобщении материала и выделение особенностей межличностных отношений подростков с разными базовыми чертами личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные об особенностях межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности создают возможность построения оптимальной системы взаимоотношений в группе с учетом социально-психологических особенностей ее членов и позволяют осуществлять адекватную психологическую помощь по профилактике и коррекции социально-психологического климата в малых учебных группах. А также учет полученных данных позволит педагогам подбирать конструктивные методы и формы работы с подростками, а родителям подростков находить способы гармонизации взаимоотношений с ними с целью их успешной социализации.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы:
• в различных прикладных отраслях современной психологии: социальной психологии, организационной, педагогической психологии и др., а также в практике социально-психологического тренинга - с целью раскрытия причин трудностей в общении;
• в практике общего и профессионального образования: они доказывают значимость не только усвоения знаний и умений в области психологии общения, но и формирования социально-психологических личностных качеств обучающихся, необходимых для успешного функционирования в социуме.
Апробация результатов исследования происходила на XVII - межрегиональной студенческой научно-практическая конференция «ЯНПИС - 2020» (21 мая 2020 года, г. Пермь);
Основные результаты исследования были изложены в публикации:
1. Меркурьева, Ю.В. Особенности корреляционных взаимосвязей базовых черт и межличностных отношений подростков [Текст] / Ю.В. Меркурьева, Е.Н. Митрофанова // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС-2020»: матер. XVII - межрег. студен. науч.-практ. конф. (21 мая 2020 года, г. Пермь, Россия) ред. кол.: А.А. Вихман, В.В. Курунов, А.Ю. Калугин, А.А. Скорынин; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2020 (в печати).
Проблема межличностных отношений вызывала и вызывает на сегодня активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии занимались А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломенский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Т. А. Репина, Р. Браун, Г. Левитт, С. Милгрэм и др.
Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта социальная потребность возникает и начинает отчетливо проявляться уже с самых ранних этапов человеческой жизни. Почва для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский (Выготский, 2004), заключается в том, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке. Со временем данная потребность заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми.
Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте. Подросток начинает переосмысливать себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками становится особенно актуален, в связи с тем, что группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть способности и реализовать свои потребности (Киршенбаум, Фостер, 2009).
В подростковом возрасте начинают активно закладываться основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям и к обществу в целом. Также формируются основные черты характера, личности подростка и закладываются основные формы межличностного поведения (Немов, 2015). На все эти психические процессы огромное влияние оказывает межличностное общение подростка со сверстниками, которое он воспринимает как важный фактор для развития своей личности. Стоит отметить, что важны не только взаимоотношения подростка с определенными людьми, но и его положение в социуме. Неблагополучная обстановка в системе межличностных отношений влияет на психологический климат подростка, самооценку и вызывает у него тревожность и дискомфорт. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознание подростка.
Наше исследование направлено на выявление особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.
Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка еще в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды (Кураев, Пожарская, 2002).
Теоретико-методологическими основаниями работы послужили труды А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского по проблеме межличностного взаимодействия. Теории черт Г. Оллпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. Основные положения концепций развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин).
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
Объект исследования: межличностные отношения и базовые черты личности подростков.
Предмет исследования: межличностные отношения подростков с различными базовыми чертами личности.
Гипотезы исследования:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
С целью проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ особенностей взаимосвязи черт «Большой пятерки» и проявлений межличностных отношений подростков.
2. Выделить группы подростков по схожим базовым чертам личности.
3. Установить специфику выраженности параметров
межличностных отношений у подростков с разными базовыми чертами личности.
4. Проанализировать как фактор «Базовые черты личности» оказывает эффект на особенности межличностных отношений подростков.
Методы исследования и анализ данных:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы исследования: опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»; «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова); «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Научная новизна исследования заключается в получении новых эмпирических данных относительно особенностей межличностных отношений подростков с различными базовыми чертами личности в МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школе».
Теоретическое значение заключается в обобщении материала и выделение особенностей межличностных отношений подростков с разными базовыми чертами личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные об особенностях межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности создают возможность построения оптимальной системы взаимоотношений в группе с учетом социально-психологических особенностей ее членов и позволяют осуществлять адекватную психологическую помощь по профилактике и коррекции социально-психологического климата в малых учебных группах. А также учет полученных данных позволит педагогам подбирать конструктивные методы и формы работы с подростками, а родителям подростков находить способы гармонизации взаимоотношений с ними с целью их успешной социализации.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы:
• в различных прикладных отраслях современной психологии: социальной психологии, организационной, педагогической психологии и др., а также в практике социально-психологического тренинга - с целью раскрытия причин трудностей в общении;
• в практике общего и профессионального образования: они доказывают значимость не только усвоения знаний и умений в области психологии общения, но и формирования социально-психологических личностных качеств обучающихся, необходимых для успешного функционирования в социуме.
Апробация результатов исследования происходила на XVII - межрегиональной студенческой научно-практическая конференция «ЯНПИС - 2020» (21 мая 2020 года, г. Пермь);
Основные результаты исследования были изложены в публикации:
1. Меркурьева, Ю.В. Особенности корреляционных взаимосвязей базовых черт и межличностных отношений подростков [Текст] / Ю.В. Меркурьева, Е.Н. Митрофанова // Ярмарка научно-практических инициатив студентов «ЯНПИС-2020»: матер. XVII - межрег. студен. науч.-практ. конф. (21 мая 2020 года, г. Пермь, Россия) ред. кол.: А.А. Вихман, В.В. Курунов, А.Ю. Калугин, А.А. Скорынин; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2020 (в печати).
В данной работе было проведено исследование изучения особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности. Исследование состояло из двух этапов - теоретического анализа проблемы и ее эмпирического изучения.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Рассмотрен диспозиционный подход в изучении личности и описание базовых черт. Изучением базовых черт личности занимались многие исследователи (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, А.И. Крупнов и др.) благодаря которым, существует достаточно большое количество диспозиционных теорий личности. Все теории имели между собой соприкосновения, что позволило в дальнейшем выделить пятифакторную модель, в которой представлены базовые черты личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.
Также в данной работе был рассмотрен вопрос о становлении личности и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявлено, что подростковый возраст - это сложный период полового созревания и психологического взросления, а именно, начинают формироваться основные черты характера, личности подростка, закладываются формы межличностного поведения. Межличностные отношения в подростковом возрасте играют особую роль, так как являются ведущей деятельностью.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков - обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам: 1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной) 2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая при планировании гипотеза 1, а именно базовые черты личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм, открытость опыту) подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений, нашла свое подтверждение.
Гипотеза 2 нашла эмпирическое подтверждение. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений. Подростки - экстраверты, с эмоциональной сдержанностью и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками общительны и настойчивы, но несмотря на это могут уступать и проявлять обиду. Подростки - интроверты, с отделенностью, практичностью, естественностью и эмоциональной сдержанностью, склонны подчиняться. Подростки - интроверты, с повышенной эмоциональностью и экспрессивностью, добры, бескорыстны, в конфликтной ситуации выбирают стратегию избегание. Подростки - экстраверты, с повышенной эмоциональностью, привязанностью, контролированием и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками авторитарны, т.е. проявляют лидерские способности и требуют к себе уважения.
Гипотеза 3, которая гласит, что фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков, а именно «Авторитарный (1)», «Подозрительный (1)», «Подчиняемый (1)», «Альтруистический (1)» и «Соперничество», нашла эмпирическое подтверждение. Результаты, полученные при проведении однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) подтверждают и дополняют результаты проведенного ранее U- критерия Манна-Уитни.
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: дискуссию, тренинги, арт-терапию, игры и др.
На основе изученной психологической литературы было определено понятие межличностные отношения - объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Рассмотрен диспозиционный подход в изучении личности и описание базовых черт. Изучением базовых черт личности занимались многие исследователи (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, А.И. Крупнов и др.) благодаря которым, существует достаточно большое количество диспозиционных теорий личности. Все теории имели между собой соприкосновения, что позволило в дальнейшем выделить пятифакторную модель, в которой представлены базовые черты личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.
Также в данной работе был рассмотрен вопрос о становлении личности и особенности межличностных отношений в подростковом возрасте и выявлено, что подростковый возраст - это сложный период полового созревания и психологического взросления, а именно, начинают формироваться основные черты характера, личности подростка, закладываются формы межличностного поведения. Межличностные отношения в подростковом возрасте играют особую роль, так как являются ведущей деятельностью.
Напряженная обстановка в системе межличностных отношений сказывается на психологическом благополучии подростка, его самооценке и может быть причиной тревожности и дискомфорта. Такая ситуация оказывает негативное влияние на развитие личности и формирование самосознания подростка.
В соответствии с вышесказанным нами была определена следующая цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений подростков в зависимости от базовых черт личности.
В качестве гипотез были выдвинуты предположения о том, что:
1. Базовые черты личности подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений.
2. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений.
3. Фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков.
Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 65 старших подростков - обучающиеся 9-х классов МБОУ «Уинской средней общеобразовательной школы».
Для выявления базовых черт личности применялся тест «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации Б. Хромова). Особенности межличностных отношений определялись по следующим методикам: 1) опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» (в адаптации Н.В. Гришиной) 2) диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная статистика, критерий Колмогорова - Смирнова, анализ корреляционных связей Ч. Спирмена, кластерный анализ методом k-средних, сравнительный критерий U-критерий Манна-Уитни, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутая при планировании гипотеза 1, а именно базовые черты личности (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм, открытость опыту) подростков значимо связаны с особенностями их межличностных отношений, нашла свое подтверждение.
Гипотеза 2 нашла эмпирическое подтверждение. Подростки, обладающие различными «профилями базовых черт личности» отличаются по характеру и особенностям межличностных отношений. Подростки - экстраверты, с эмоциональной сдержанностью и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками общительны и настойчивы, но несмотря на это могут уступать и проявлять обиду. Подростки - интроверты, с отделенностью, практичностью, естественностью и эмоциональной сдержанностью, склонны подчиняться. Подростки - интроверты, с повышенной эмоциональностью и экспрессивностью, добры, бескорыстны, в конфликтной ситуации выбирают стратегию избегание. Подростки - экстраверты, с повышенной эмоциональностью, привязанностью, контролированием и экспрессивностью, в межличностных отношениях со сверстниками авторитарны, т.е. проявляют лидерские способности и требуют к себе уважения.
Гипотеза 3, которая гласит, что фактор «профиль базовых черт личности» отказывает значимый статистический эффект на параметры межличностных отношений подростков, а именно «Авторитарный (1)», «Подозрительный (1)», «Подчиняемый (1)», «Альтруистический (1)» и «Соперничество», нашла эмпирическое подтверждение. Результаты, полученные при проведении однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) подтверждают и дополняют результаты проведенного ранее U- критерия Манна-Уитни.
На основании полученных данных можно предложить ряд рекомендаций педагогу-психологу и классному руководителю по работе с подростками, направленных на улучшение социально-психологического климата в малых учебных группах:
1) Проведение занятий по темам лидерства и командной работы, что позволит выявить лидеров в группе, а также научить их слушать и слышать свою группу. Что в свою очередь приведет к снижению авторитарности общительных подростков, и создаст поддержку для закрытых и неуверенных в себе подросткам;
2) Развитие рефлексивных навыков каждой из подгрупп позволят им выделять свои личностные особенности и акцентироваться на сильных сторонах личности, что приведет к более успешным социальным контактам;
3) Для профилактики агрессивного и сопернического поведения в конфликтах, необходимо проводить занятия по развитию навыков позитивного и конструктивного общения, нахождения альтернативные мирные пути решения конфликтов;
4) Для неуверенных, «закрытых» подростков проводить занятия по умению открыто показывать и отстаивать свои интересы.
Для достижения данных рекомендаций можно использовать различные методы и средства: дискуссию, тренинги, арт-терапию, игры и др.
Подобные работы
- Особенности направленности личности и её статус в системе межличностных отношений (Социальная психология, Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Системное изучение человеческого фактора в
опасных профессиях(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - Особенности отношений межличностной значимости в системах "студент - студент" и "преподаватель - студент" в современном
российском вузе
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Особенности страхов у подростков с акцентуациями характера
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕСУРСНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Представление о гендерной идентичности девочек-подростков,
воспитывающихся в семьях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



