ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
1.1. Основные подходы к проблеме инклюзии
Место и роль инклюзивного образования в социальной адаптации студентов с инвалидностью
Специфика инклюзивного образования за рубежом
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НИУ «БЕЛГУ»
2.1. Диагностика проблем развития инклюзивного образования в вузе на
примере НИУ «БелГУ»
2.2. Модель управления развитием инклюзивного образования в вузе
«Создание ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) для студентов с инвалидностью»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В нашей стране в течение последних пяти лет наметилась тенденция роста лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья среди студентов высших образовательных организаций, поэтому становится актуальной проблема создания условий для развития инклюзивного образования во всех регионах страны. Согласно данным Росстата, в 2017 году на территории Российской Федерации количество лиц с инвалидностью составило 12 259000 человек. Трудоспособными гражданами из них является 3 651000 человек. Однако только 584 160 человек трудоустроены, то есть 16 %. Вместе с тем, жизнь многих выдающихся людей дает пример того, что ограниченные возможности здоровья не препятствуют реализации личностного потенциала в музыкальной, артистической, политической, инженерной и других видах деятельности. Л. Бетховен, Н.А. Островский, Ф. Рузвельт, С.У. Хокинг, К.Э. Циолковский (и это далеко не все, список можно продолжать и продолжать) – все они внесли свой вклад в развитие культуры, науки, политики. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как сделать так, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли стать органичной составляющей трудовых и интеллектуальных ресурсов страны?
Адаптация данной категории не должна ограничиваться только медицинской реабилитацией, крайне необходимо создать благоприятные условия для их социального функционирования, повысить качество жизни и развивать способность к самостоятельной активной деятельности. В существующей ситуации данная проблема приобретает особую важность, поскольку инклюзивная система образования в Российской Федерации находится на стадии зарождения [78].
В век постиндустриального – информационного общества, потребность в высококвалифицированных специалистах, занятых в наукоемких отраслях стремительно возрастает. Залогом успешного развития личности, трудоустройства и полноценной жизни является получение достойного образования. Для людей с ограниченными возможностями здоровья профессиональное образование является еще и действенным механизмом повышения социального статуса, обеспечения экономической независимости и интеграции в общество. Эти идеи нашли свое отражение в государственной политике, а в связи с подписанием Российской Федерацией в 2008 г.
«Конвенции ООН о правах инвалидов», проблема профессиональной самореализации инвалидов приобрела новое звучание. В соответствии с этим Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство должны принимать надлежащие меры к тому, чтобы наделить лиц с инвалидностью возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал – не только для своего блага, но и ради развития общества. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – это совместное обучение «здоровых» учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья при обязательном создании условий, учитывающих эти ограничения. В тех случаях, когда мы говорим о профессиональном образовании, инклюзивная форма имеет приоритет перед обучением в специальном учреждении с точки зрения последующего трудоустройства специалиста и его интеграции в жизнь общества. Согласно данным 2017 года, профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, выпустили 3 157 студентов с инвалидностью, образовательные организации высшего образования в 2017 году выпустили 3 139 специалистов из числа студентов с инвалидностью. По сравнению с зарубежными странами это довольно низкий уровень, так, во Франции доля инвалидов среди студентов составляет 5 %. Это означает, что творческий потенциал людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране остается нереализованным, а проблема развития системы высшего образования является первостепенной и требует незамедлительного решения [39].
Одной из проблем развития инклюзивного образования в Российской Федерации является недостаточность нормативно-правовой базы для создания особых условий обучения для студентов с инвалидностью. Специфика, вызванная наличием у человека ограничений жизнедеятельности, задает расширенный круг потребностей и требует внедрения специализированных технических средств, особого содержания форм и методов обучения, а также медицинских, социальных, психологических и иных услуг. Для учета этих потребностей необходимо, с одной стороны, сделать доступной среду вуза для студента с инвалидностью, а, с другой стороны, адаптировать человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде.
Процесс адаптации к вузовской среде у студентов с инвалидностью затруднен в связи с доминированием в структуре их социальной идентичности роли «инвалид». В поведении это может проявляться тенденциями к самоизоляции, манипулированием окружающими за счет дефекта, интенсификацией социальных связей среди людей со схожими нарушениями. Среда вуза, неадаптированная к потребностям инвалидов, усиливает их фиксацию на дефекте и способствует закреплению неконструктивного поведения. Заметим, что для многих молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, поступление в вуз – первый опыт взрослой интеграции и модель взаимодействия с другими людьми, сформировавшаяся у них в вузе, будет транслироваться в профессиональном сообществе. Профессионал, идентифицирующий себя преимущественно как инвалид, не может в полной мере реализовать свой творческий потенциал.
Стоит обратить внимание на то, что инклюзивное образование является эффективным средством, обеспечивающим процесс социальной адаптации. Помимо этого, оно стимулирует взаимопонимание и социальное взаимодействие, становится более индивидуализированным и выполняет роль защитного пространства. Наличие тьюторского сопровождения является признаком жизнеспособности системы высшего образования студентов с инвалидностью, привлекательности ее гуманистической концепции для студенческой молодежи. Поэтому, вектор политики университета должен быть направлен на создание всех условий для развития инклюзивного образования и реализацию творческих потребностей студентов с инвалидностью.
Проанализировав работу, проводимую в ведущих вузах страны, следует отметить, что единое понимание системно-функциональной структуры инклюзивного образования еще не сформировано, нет универсального подхода к проектированию и реализации данной образовательной модели. Это круг тех вопросов, на которые необходимо обратить пристальное внимание. Механизмом решения данной проблемы может послужить внедрение ресурсного учебно-методического центра на базе университета.
Деятельность ресурсного учебно-методического центра выступает в роли стабильного механизма интеграции выпускников в трудовую, общественную деятельности и является важнейшим механизмом организации независимой и полноценной жизни людей с расширенным кругом потребностей.
Степень научной разработанности. В разработке теоретико- методологических основ исследования проблем интеграции лиц с инвалидностью в общество, большое значение имели труды представителей структурно-функциональной социологии, рассматривающих концепции социальной роли больного, предписанного статуса «приобретенной беспомощности» (К. Дэвиса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р. Мертона, Т. Парсонса, и Н. Смелсера), представителей социальной феноменологии, рассматривающих категории социальных индивидов исходя из внутренней нестабильности человеческого организма и создания самим человеком устойчивой жизненной среды, символического интеракционизма и теории социального конструкционизма (П. Бергера, К. Вольфа, Т. Лукмана, А. Шюца,), основоположника теории стигматизации – Э. Гоффмана), концепции коммуникативной рациональности (Ю. Хабермаса, М Файна, А. Эш) и экологической социологии – Р. Парка.
Большое внимание изучению проблем лиц с инвалидностью уделялось ведущими учеными российской социологии (Е.Я Данилевский, П.Л. Лавров, П.А. Сорокин), в трудах которых предмет социологии выступал как исследование интегрирующих оснований деятельности сознательных субъектов, а интеграция рассматривалась как результат общественной эволюции, как итог развития общественного организма.
В разработке концептуальных основ решения проблем интеграции лиц с инвалидностью в общество на современном этапе существенное значение имели исследования, посвященные защите прав инвалидов и их самозащите при включенности в общественную жизнь (Д.Е. Бикенбах, Р. Имри, Г.Л. Олбрехт, Ю. Фрик, Г. Эннс,), процессам восстановления трудоспособности и профессионального статуса инвалидов (М. Балера, Р. Грубера, М. Мейри, Ф. Мерхофа, С. Румей, В. Циммермана), реализации идеологии независимого образа жизни (Г.Дейонг, Ф. Пелка).
Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте макро интеграционного процесса в работах таких авторов, как И. Валлерстайн, Н. Луман, Г. Терборн, М. Уотерс. В отечественной социологии проблеме интеграции и социализации личности лиц с инвалидностью уделялось большое внимание таких социологов, как: С.Н. Кавокин, А.И. Ковалева, Ж.Т. Тощенко и В.А. Ядов.
Социологические подходы к разработке научных основ социальной политики, социальной поддержки инвалидов исследовались М.П. Безруковым, В.И. Жуковым, А.И. Осадчих, Е.Р. Смирновой-Ярской.
Исследованию эффективности реабилитационного процесса как способа интеграции, основанного на принципах своевременности, непрерывности и систематичности, положил начало российский ученый М.М. Кабанов. Его идеи получили дальнейшее развитие в вышеназванных научных работах М.П. Безрукова, А.А. Дыскина, С.Н. Кавокина, Д.И. Лавровой, А.Е. Лысенко, А.И. Осадчих, О.Н. Писарева, Л.Н. Смирнова, В.Б. Смычек, Л.М. Шипициной.
Новыми для России следует считать разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности лиц с инвалидностью как важного направления процесса интеграции, М.М. Айшервуда, Н.Ю. Гаубрих, Н.Ф. Дементьевой, Л.Н. Индолева, Х.Ю. Кальмета, Ю.В. Колосова, Е.Г. Леонтьевой, С.Н. Пузина, И.И. Рыбаковой, А.А. Скобянина, В.К. Степанова, Н.Д. Талалаевой, С.Ф. Траутвейн, Л.П. Храпылиной, В.А. Цветкова, Л.Н. Чикиновой, Н.Н. Якимовой.
Большой вклад в выделение спектра социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной работы, в частности, Ю.С. Моздокова, А.К. Наберушина, П.Д. Павленок, А.М. Панов, П.В. Романов, Е.А. Сигида, Е.Р. Смирнова-Ярская; М.В. Фирсов, Е.И. Холостова.
Названные авторы рассматривают интеграцию лиц с инвалидностью преимущественно как составляющую социальной работы и социальной политики.
Объект исследования: особенности инклюзивного образования в вузе.
Предмет исследования: проблемы развития инклюзивного образования в условиях НИУ «БелГУ».
Цель исследования: анализ теории и практик внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации, разработка модели управления развитием инклюзивного образования в вузе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы инклюзивного образования в вузе.
2. Выявить основные современные подходы к проблеме инклюзии в
системе высшего образования.
3. Определить проблемы развития инклюзивного образования в вузе, разработать модель управления развитием инклюзивного образования в условиях высшего образовательного учреждения.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие инклюзивного образования является решением психосоциальных, социально- педагогических, эмоционально-коммуникативных проблем студентов с инвалидностью. Внедрение модели управления развитием инклюзивного образования в вузе, будет способствовать формированию единой образовательной среды для студентов, вне зависимости от физических и медицинских показателей. Такая среда создаст дополнительные возможности для творческого самовыражения, социальной адаптации и налаживания коммуникации между студентами с инвалидностью и социальной средой.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили:
– концепции компаративистики в педагогике (Г. 3. Берендэй, Г. Бернард, Н.Е. Боревская, В.П. Борисенков, У. Брикман, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, О.И. Долгая, А.П. Лиферов, Дж. А. Лоурайс, Е.Б. Лысова, 3.А. Малькова, X. Манн, Н.Д. Никандров, А.В. Образцова, Дж. Рассел, А. К. Савина, Л.Л. Супрунова, М. Сэдлер, Б. Холмс, С. Фрейзер, М.А. Экштайн и др.);
– концепции нетипичности в инклюзивном образовательном процессе (Л.И. Акатов, Т.Ф. Ефремова, Н. Куне, Т. Лавелл, М. Лейкестер, Дж. Пиэрпойнт, А. В. Суворов, У. Хидзинг и др.);
– концепции общего инклюзивного образования нетипичных детей (С.В Алехина, Н.Т. Малафеев, Г.П Сейлор, Д. Харвей);
– трактовки субъектности, как основной детерминанты инклюзивных образовательных практик (Л.А. Блума, Н. Куне, А.А. Наумова);
– теория диалогического и паритетного взаимодействия всех субъектов в ходе становления субъектности в инклюзивном процессе (Е.В. Моржина, Э. Паттерсон, Р.С. Подемски, С. Розенблюм);
– концепции воздействия средовых детерминант на психосоциальное и педагогическое развитие нетипичного ребенка (В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, М. Петерсон, Е.А. Половей, Е.К. Смит и др.). В основе лежат принципы социологического и сравнительно-исторического исследования, системный подход и сравнительный анализ, теория социального конструкционизма, нормативные методы оценки социальных процессов, деятельности по организации интеграции инвалидов в общество. Разнообразные трактовки нетипичности ребенка отражены в работах отечественных ученых (Л.И. Акатова, В. Леви, Д.А. Леонтьева, И.Б. Кантемировой, Е.Р. Ярской-Смирновой).
Технологическое поле инклюзивного образования характеризуется большой разработанностью на Западе. Вопросами технологий инклюзивного обучения занимались западные исследователи М. Банерджи, X. Гартнер, С. Денно, Д. Митчелл, Д. Тайак, М. Фуллан, К.М. Эвертсон и др. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л. С. Выготского, И.Ю. Левченко, И.В. Карпенковой, С.И. Кудинова.
Выполненные в работе исследования базируются на достижениях современной российской и зарубежной социологии.
Методы исследования:
1. обобщение и теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме исследования;
2. эмпирические методы: анкетирование, интервьюирование, наблюдение;
3. качественный и количественный сравнительный анализ полученных данных.
Эмпирическая база исследования: материал, собранный автором во время прохождения преддипломной практики на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Информационную базу исследования составляют официальные документы, статистические источники, результаты собственного эмпирического исследования «Диагностика уровня социально- психологической адаптации студентов в вузе», проведѐнного методами анкетирования и интервьюирования.
В качестве информационных источников использовались:
а) законодательные и нормативные акты Российской Федерации;
б) федеральные и региональные нормативно-правовые акты, определяющие принципы и основные направления работы по созданию доступной среды для лиц с инвалидностью;
в) статистические материалы по проблеме образования студентов с инвалидностью.
Научная новизна исследования. В исследовании впервые на основе изученного и проанализированного материала по проблеме инклюзивного образования мы рассмотрели особый аспект – изучили динамику инклюзивного образования в образовательных учреждениях высшего образования. Была выявлена крайне низкая степень готовности высших образовательных учреждений к практике внедрения инклюзивного образования, проведен сравнительный анализ законодательств ряда европейских стран, международного и российского законодательства по вопросам инклюзивного образования.
На основе данных эмпирического исследования, автором разработана модель управления развитием инклюзивного образования в вузе, путем внедрения ресурсного учебно-методического центра на базе НИУ «БелГУ».
Выносимое на защиту положение. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанная на их совместном обучении с лицами с нормативным развитием. Все участники образовательного процесса учатся жить вместе, постепенно стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Причиной инвалидности часто являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько – то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. Инклюзивное, или включенное образование основано на том, что все учащиеся, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, вовлечены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в учебных заведениях, учитывающих их особые образовательные потребности.
На основе анализа нормативно-правовых актов сделан вывод о недостаточной готовности государственных институтов к реализации практик инклюзии. На данный момент, в законодательстве РФ нет самого понятия «инклюзивное обучение», не регламентирован механизм его осуществления, создания дополнительных условий для детей с физическими нарушениями. Сравнительный анализ российских и международных правовых норм показал недоработанность российского законодательства в сфере, касающейся интеграции детей с инвалидностью в социум.
К числу успешных подходов в реализации инклюзивного образования за рубежом можно отнести наличие правовых документов, регламентирующих повседневную практику обучения данной категории обучающихся, активное вовлечение родителей детей с инвалидностью в построение инклюзивного пространства для их ребенка, использование накопленного потенциала коррекционных школ для формирования на их базе центров поддержки инклюзивного обучения.
Данные эмпирического исследования позволили выявить в целом позитивное отношение студентов и сотрудников образовательного учреждениях к идее создания модели управления развитием инклюзивной системы образования.
Научно-практическая значимость исследования заключается в рассмотрении данных, касающихся проблем внедрения инклюзивного образования. На основе изученного зарубежного опыта включенного обучения, выделены аспекты, которые можно использовать в отечественной системе образования. Так же в магистерской диссертации обосновывается необходимость реформации существующей системы образования, обоснована роль внедрения инклюзивного обучения для социальной адаптации студентов с инвалидностью. Определяются дифференцированные показания к развитию инклюзивного образования, детально описываются принципы, этапы, методические подходы и техники развития инклюзивной системы образования, реализуемой в условиях образовательного учреждения высшего образования.
Практическая значимость работы, в свою очередь, обусловливается тем, что в результате выполненного исследования были даны научно обоснованные рекомендации к созданию модели управления развитием инклюзивной системы в практике высшего образования.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли применение в процессе прохождения преддипломной практики, а также в образовательной деятельности Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» по созданию модели управления развитием инклюзивной системы образования. Отдельные положения по диссертации обсуждались на научных конференциях, путем выступления со статьей, касающейся данной проблематики. По материалам диссертации опубликовано семь работ. Помимо этого, дважды проходились курсы повышения квалификации по организации инклюзивного обучения, чему имеется документальное подтверждение.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 80 наименований. Содержание диссертационной работы изложено на 106 страницах и включает 3 приложения.
Проблема создания условий для развития инклюзивного образования в вузе в течение последних нескольких лет является злободневной из-за роста абитуриентов и студентов из числа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Адаптация данной категории не должна ограничиваться только медицинской реабилитацией, крайне необходимо создать для них оптимальные условия социального функционирования, повысить качество жизни и развивать способность к самостоятельной активной деятельности. В существующей ситуации данная проблема приобретает особую важность, поскольку инклюзивная система образования в Российской Федерации находится на стадии зарождения [78]. Качественное образование – это точка жизненного старта, обеспечивающая становление молодого человека как личности, гражданина, профессионала. Задача системы образования не только обучить профессиональным навыкам, но и способствовать воспитанию самостоятельной активной личности в комфортной, доброжелательной атмосфере, способствующей успешной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Для людей с ограниченными возможностями здоровья профессиональное образование является еще и действенным механизмом повышения социального статуса, обеспечения экономической независимости и интеграции в общество.
Инклюзивное образование – это совместное обучение «здоровых» учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья при обязательном создании условий, учитывающих эти ограничения.
По данным на 2017 г. профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, выпустили 3157 студентов с инвалидностью, образовательные организации высшего образования в 2017 году выпустили 3139 специалистов из числа студентов с инвалидностью. По сравнению с зарубежными странами это довольно низкий уровень.
Специфика, вызванная наличием у человека ограничений жизнедеятельности, задает расширенный круг потребностей и требует внедрения специализированных технических средств, особого содержания форм и методов обучения, а также медицинских, социальных, психологических и иных услуг. Система включенного высшего образования выступает в роли стабильного механизма интеграции выпускников в трудовую, общественную деятельности и является важнейшим ресурсом независимой и полноценной жизни людей с расширенным кругом потребностей. В работе была исследована проблема развития инклюзивного образования в вузе.
В процессе работы были рассмотрены теоретические основы развития инклюзивного образования, изучены основные современные подходы к проблеме инклюзии в системе высшего образования, выявлены проблемы развития инклюзивного образования в вузе, разработана модель управления развитием инклюзивного образования в условиях высшего образовательного учреждения.
Впервой главе на основе обобщения изученного материала, мы выделили три подхода в образовании лиц с инвалидностью: инклюзивное образование, в котором лица с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми, интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах, дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов. В РФ образовательная интеграция реализуется методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом к отечественным условиям, модификацией форм образовательной интеграции, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом.
Далее описана история развития различных подходов к проблеме инвалидности. Отношение к проблеме инвалидности в нашей стране в разные исторические эпохи менялось от крайне негативного к осознанию необходимости внедрения инклюзии. В наше время положение инвалидов существенно преобразилось. Со стороны государства им стали предоставляться льготы, пенсии, различные выплаты, организуются реабилитационные мероприятия. Но, как за рубежом, так и в России к инвалидам относились и относятся по-разному. Так, согласно правовым нормам и стандартам, в России инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В западноевропейских странах же преимущественно под инвалидностью понимается ограничение деятельности, которое вызвано современным социальным устройством, не рассчитанным на людей с нарушениями развития. В Конституции Российской Федерации термин инвалидность присутствует в совокупности с понятием «гарантии социального обеспечения». А в Германии, к примеру, согласно Конституции, никто не может быть ущемлен в правах по причине своей инвалидности. Все граждане (не только инвалиды) имеют разрешение на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь.
В процессе написания работы была раскрыта роль инклюзивного образования в процессе социальной адаптации лиц с инвалидностью. Инклюзивное образование в вузе предоставляет возможность каждому студенту, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, быть включенным в единый процесс обучения и социализации, и уже в дальнейшем стать равноправным членом общества, снижая риск его сегрегации и изоляции. В качестве основной задачи в области реализации права на образование обучающихся указанной категории должно рассматриваться создание условий для получения образования всеми студентами с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.
Проведенное в ходе прохождения преддипломной практики исследование «Диагностика уровня социально-психологической адаптации студентов в вузе» направленное на выявление проблем развития инклюзивного образования в вузе показало, что существующая на данный момент система образования не может обеспечить содержательного и организационного единства, полноты и качества специализированной государственной услуги по профессиональному самоопределению граждан с инвалидностью или ОВЗ, выбору вуза, обеспечивающего доступную среду для получения образования, и подбору им подходящей работы в соответствии с перечнем рекомендуемых видов труда. Главная причина этого видится в отсутствии механизма взаимодействия между различными ведомствами вуза с социальным обеспечением и медициной. Каждое ведомство решает те или иные вопросы в рамках своей компетенции, но для развития инклюзивного образования необходимо тщательно проработать и наладить систему взаимодействия и исключить возможность «дублирования функций» или же, наоборот, возможность непредставления каких-либо услуг. Не стоит забывать, что инклюзия – это не только создание безбарьерной среды, архитектурной и социальной, это еще и обеспечение доступности услуг, в том числе и образования.
Действующие в субъектах Российской Федерации вузы не имеют единого координирующего центра по обеспечению взаимодействия в реализации высшего образования и профессионального ориентирования инвалидов и лиц с ОВЗ. По данным ряда исследований, одной из основных проблем у большинства молодых инвалидов, включая выпускников инклюзивных школ, является отсутствие у лиц с ОВЗ позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда. Все это актуализирует необходимость в налаживании системы организационно-методических и практических мероприятий по трудовому и профессиональному ориентированию, с последующим профессиональным самоопределением инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для решения обозначенных проблем необходимо выстроить систему инклюзивного образования, основанного на индивидуально- дифференцированном подходе. Важнейшими вопросами создания системы инклюзивного образования являются координация и взаимодействие вузов, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ, особенно если учесть, что степень автономности деятельности вузов по реализации программ высшего образования и профессиональной переподготовки очень высока. Единая методическая база и технология осуществления трудового и профессионального ориентирования инвалидов и лиц с ОВЗ, получения ими высшего образования в стране пока не созданы. В стадии реализации находится формирование общей информационной базы получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ. Ускорить процесс развития инклюзивного образования в НИУ «БелГУ» можно путем создания на его базе регионального учебно-методического центра (РУМЦ). Деятельность РУМЦ будет организована в двух направлениях: внутреннее (в рамках вуза) и внешнее (взаимодействие со внешними контрагентами). Первое направление связано с решением внутренних задач НИУ «БелГУ» по реализации: профориентационной работы, адаптации лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ к обучению в вузе, сопровождения процесса обучения, социальной и психологической реабилитации, первичной профессиональной адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ, содействия прохождения практик и трудоустройству. Второе направлено на формирование и реализацию федеральной политики в области инклюзивного образования, на организацию сетевого взаимодействия с партнерами (органами власти, государственными, общественными, производственными и учебными структурами), трансляцию технологии организации инклюзивного образования и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионах РФ.
Предложенная модель создания РУМЦ на базе НИУ «БелГУ» позволит решить проблему отсутствия единого координирующего центра среди вузов по обеспечению их взаимодействия в реализации инклюзивного высшего образования и будет способствовать ее эффективному развитию. Развитие познавательных, мыслительных способностей лиц с инвалидностью; выявление и стимулирование их творческого потенциала; активизация коммуникативных способностей; укрепление и развитие взаимодействия между студентами приведет к повышению социальной активности студентов с инвалидностью и облегчит процесс социальной адаптации.
В результате реализации разработанной модели будет реализован индивидуальный подход к студентам с инвалидностью; учтены все аспекты инклюзивного образования; будут развиваться психолого-педагогические методы работы со студентами с инвалидностью, направленные на формирование позитивной жизненной позиции, актуализации собственных ресурсов индивида, активизации его жизнедеятельности; обучение методам само- и взаимопомощи для предотвращения социальной изоляции путем поддержания и развития социальных контактов.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные в данной работе, были достигнуты.
1. Конвенция ООН «О правах инвалидов»: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2016. – 94 с.
2. Российская Федерация, Конституция (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации) [Электронный ресурс] – URL: http://constitution.garant.ru/rf/chapter/1/#block_1000
3. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 (в посл. ред. от 23.02.2013 № 11-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142572
4. Об образовании: [Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ: по состоянию на 01.05.2017г.] // Собрание законодательства РФ. – М: Изд-во
«Юридическая литература», 2017. – 224 с.
5. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020годы от 15.05.2013 №792-Р» [Электронный ресурс] – http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-15052013-n-792-r/
6. Агавона, Е.Л. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №7: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М. – 2017. – С.302
7. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов – М.: ВЛАДОС, 2015. – 368 с.
8. Арана, Дж. Фармакотерапия психологических проблем / Дж. Арана. – М.: БИНОМ, 2016. – 416 с.
9. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З. Ахметова – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и
права, 2013. – 204 с.
10. Балабанова, В.В. Вопросы здоровья в материалах российской прессы: практич. пособие / В.В. Балабанова, В.С. Ястребов, И.И. Михайлова. – М.: Центр развития образования, 2015.
11. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова – М.: Педагогика, 2017. – 247 с.
12. Беззубик, К.В. Содержание и методики психосоциальной работы в системе инклюзивного образования: учеб. пособие / К.В. Беззубик. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 168 с.
13. Беличева, С.А. Проблемы подготовки в России специалистов в инклюзии
/ С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. – 2016. – №11. – С. 45-49.
14. Бердышев, И.С. Интеграция в общество людей с инвалидностью / И.С. Бердышев // Социальная защита. – 2016. – №1. – С. 20-23.
15. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Б.С. Бондаренко – М.: Владос, 2017. – 370 с.
16. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно – М.: Медицина, 1989. – 304с.
17. Буянов, М.И. Развитие инклюзивного образования: трудности и перспективы/ М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 2014. –349 с.
18. Бялин, А. Современное состояние и основные тенденции развития инклюзии в образовании / А. Бялин, О. Леман. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 255 с.
19. Вартапетова, Г.М. Новые подходы к коррекционной работе с лицами с нарушением здоровья / Г.М. Вартапетова – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. – 118 с.
20. Вильдинская, О.Ю. Роль семьи в социальной адаптации лиц с инвалидностью юношеского возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08
/ О.Ю. Вильдинская. − Спб, 2017. − 325 с.
21. Вегель, Я.А. Адаптация и реабилитация лиц с инвалидностью / Я.А. Вегель. – М.: Просвещение, 2016. – 579 с.
22. Вулис, Р. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников: пер. с англ. А. Назаренко. – М.: Вильямс, 2012. – 192 с.
23. Грабенко, Т.Н. Коррекционные, развивающие и адаптирующие механизмы инклюзивного образования. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т.Н. Грабенко – Спб.: Изд-во: Детство- Пресс, 2014. – 64 с.
24. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии / Л.Г. Григорьева – М.: Академкнига, 2013. – 213 с.
25. Гурович, И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М., 2017. – 491 с.
26. Гусейнова, А.А. Проблемы инклюзии: коррекционно-развивающая работа со студентами / А.А. Гусейнова – М.: Книголюб, 2017. – 176 с.
27. Дмитриева, Т.В. Социальная инклюзия: современные представления и перспективы развития / Т.В. Дмитриева. – М.: ЗНАК, 2016. – 59 с.
28. Егорова, Т.В. Социальная интеграция студентов с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2014. – 180 с.
29. Зенина, О.М. Внедрение системы инклюзивного образования в НИУ
«БелГУ» / О.М. Зенина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: пятая Международная научно-практическая заочная конференция: сборник статей / [орг. ком.: Гиричев А.В., Линник – Ботова С. И., Косогорова Л. В.] – г. Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2017. – 185 с.
30. Зенина, О.М. Проблема инклюзивного образования в ВУЗе: IV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние, проблемы и перспективы развития» / О.М. Зенина. – 2016. – С. 387 – 389.
31. Зенина, О.М. Практика внедрения инклюзивного образования в университете / О.М. Зенина // XI Международная научная конференция
«Сорокинские чтения». «Университет в глобальном мире: Новый статус и миссия». Режим доступа http://www.socio.msu.ru/
32. Зенина, О.М. Развитие волонтерской деятельности в университете как показателя развития инклюзивного образования / О.М. Зенина / IХ Международная научно-практическая конференция «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики». – Белгород, 2017.
33. Зенина, О.М. Здоровьесберегающая среда вуза как важный фактор профессионального и личностного развития обучающихся / О.М. Зенина / Совершенствование организационно-управленческих механизмов развития межведомственного взаимодействия в области формирования здорового образа жизни обучающихся: Сборник материалов Всероссийского совещания
/ под ред. Т.Ю. Макаровой. – Москва: Изд. «Национальный институт инноваций», – 2017. – 123 с.
34. Зенина, О.М Тенденция инклюзивного образования в современной России / О.М. Зенина / Всероссийская научная конференция XI Ковалевские чтения Глобальные социальные трансформации XX – начала XXI вв. (к 100 - летию Русской революции). Режим доступа: http://soc.spbu.ru/events/?id=323
35. Зенина, О.М. Внедрение тьюторского сопровождения как механизма реализации принципа социальной справедливости в сфере инклюзивного образования / О.М. Зенина / XII Международная конференция «Сорокинские чтения». «Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира». Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/documents/science/Programma_Sorokin_2018_03.pdf
36. Иванов, В.В. Опыт работы социально-психологической школы лиц с инвалидностью / В.В. Иванов. – М.: Рефлбук, 2010. – 168 с.
37. Исаев, Д.Н. Психология студента с инвалидностью: Лекции / Д.Н. Исаев – СПб.: Издательство ППМИ, 2013. – 186 с.
38. Кабанов М.Н. Реабилитация лиц с инвалидностью / М.Н. Кабанов. – М.: РООИ «Перспектива», 2012. – 216 с.
39. Кабанов М.Н. Психосоциальная реабилитация и социальная адаптация / М.Н. Кабанов. – М.: «Перспектива», 2013. – 256 с.
40. Киселева, М.В. Интегрированный подход в работе с инвалидами / М.В. Киселева – Спб.: Изд-во: Речь, 2012 – 280с.
41. Киселева, Н.А. Психологическое изучение лиц с отклонениями в развитии / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2015. – 210 с.
42. Копытин, А.И. Инклюзивное обучение. Хрестоматия / А.И. Копытин – Спб.: Изд-во: Питер, 2016. – 320с.
43. Копытин, А.И. Руководство по работе с инвалидами / А.И. Копытин – Спб.: Изд-во: Речь, 2013 г.– 320 с.
44. Копытин, А.И. Инклюзия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2016. – 87 с.
45. Котко, Д.В. Реабилитация лиц с инвалидностью: учеб. пособие / Д.В. Котко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 108 с.
46. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания лиц с инвалидностью / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – М.: Изд-во Академия, 2001. – 192 с.
47. Левченко, И.Ю. Инклюзия в высшем образовании / И.Ю. Левченко – M.: Изд-во: Академия, 2015. – 348 с.
48. Линденбратен, Ю.Э. Контроль качества инклюзивного образования / Ю.А. Линденбратен. – СПб: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2016. – 48 с.
49. Лошакова, И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей / И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова – Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2017. – 350 с.
50. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для педагога / А.Р. Миллер – М.: Педагогика – Пресс, 2016. – 284 с.
51. Мамайчук, И. М. Психокоррекция лиц с нарушениями в развитии: учебное пособие / И.М. Мамайчук – СПб., 2010. – 256 с.
52. Мелехов, Д.Е. Социальная реабилитация лиц с инвалидностью / Д.Е. Мелехов // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – №2. – С.6-16.
53. Михайлова, И.И. Стигма в педагогике: скрытая угроза: учебник / И.И. Михайлова, Е.И. Комаров. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 255 с.
54. Мухина, B.C. Психологическая помощь лицам с инвалидностью / В.С. Мухина – М.: ВЛАДОС, 2017. – 354 с.
55. Назарова, Н.М. Специальная педагогика / Н.М. Назарова – М.: Академия, 2016. – 356 с.
56. Пенин, Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики / Г.Н. Пенин // Вестник Герценовского университета. – 2015 г. – № 13. – С.47.
57. Петровский, А.В Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / А.В. Петровский – М.: Просвещение, 2012. – 465 с.
58. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование / А.С. Пугачев – Молодой ученый. №10, 2012 – C. 374 - 377.
59. Рубинштейн, С. Я. Психология лица с инвалидностью: учеб. пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
60. Сабельникова, С.И. Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2017 г. – №7. – С.54.
61. Семаго, Н.Я. Инклюзия как новая философия образования / Н. Я. Семаго
– №4, 2017. C.1 – 9.
62. Семаго, Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни. – №1. – 2018. – С. 16.
63. Семенова, Н.Г. Проблема образования лиц с инвалидностью / Н.Г. Семенова. – М.: Рефлбук, 2016. – 624 с.
64. Сергеева, К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / К.А. Сергеева // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения». – СПб, 2010. – 200 с.
65. Сетушева, Е.Н. Оценка качества инклюзивного образования/ Е.Н. Сетушева, Л.С. Шевченко. – М.: АСИ, 2015. – 80 с.
66. Соколова, Н.Д. Лица с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Академия, 2015. – 180 с.
67. Солохина, Т.А. Педагог – студент: оценка инклюзивного образования / Т.А Солохина. – М.: МАКС, 2016. – 54 с.
68. Стародубов, В.И. Управление здравоохранением на современном этапе / В.И. Стародубов. – М.: АСИ, 2011. – 88 с.
69. Сунцова, А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие / А.С. Сунцова − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.
− 110 с.
70. Улъенкова, У. В. Проблемы изучения и развития инклюзивного образования / У.В. Улъенкова – М.: Просвещение, 2015. – 298 с.
71. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального адаптации лиц с инвалидностью / Л.Ф. Фатихова – Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2014. № 4 (10). Часть 9. – C. 82-84.
72. Холмогорова, А.Б. Психологические аспекты студентов с инвалидностью
/ А.Б. Холмогорова. М.: Изд-во «Речь». – 2011. – С. 35-71.
73. Шевчук, Л.Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / Л.Е. Шевчук. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2016. – 223 с.
74. Шпигель, Дж. Проблемы взаимодействия в инклюзивном образовании /
Дж. Шпигель, Н. Белл. – М.: АСИ, 2017. – 88 с.
75. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. СПб.:«Питер». – 2011. – 192 с.
76. Ястребов В.С. Специалисты инклюзивного образования: особенности работы, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения / В.С. Ястребов, О.А. Митина. – М.: 2013. – 60 с.
77. Ястребов В.С. Психологические и социальные факторы, влияющие на адаптацию лиц с инвалидностью / В.С. Ястребов, С.Н. Ениколопов. – М.: 2012. – С. 58 – 65
78. Новый путь [Электронный ресурс]. – http://www.modo-novum.ru/
79. Навыки взаимодействия с лицами с инвалидностью [Электронный ресурс]. – http://www.talagi.ru/library/family_3.htm
80. Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: учебное пособие / П.Я. Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – с. 279.