Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологической коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции средствами БОС-тренинга 8
1.1. Психологическая характеристика нервно-психического напряжения 8
1.2. Подходы к изучению саморегуляции в отечественной и зарубежной
психологии 17
1.3. Обоснование использования методов БОС-тренинга в психологической
коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции 25
Глава 2. Эмпирическое изучение психологической коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции средствами БОС-тренинга 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования особенностей нервно-психического
напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции 38
2.3. Психологическая коррекции нервно-психического напряжения у
студентов с низким уровнем саморегуляции средствами БОС-тренинга 45
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения
Актуальность исследования.
Проблема изучения нервно-психического напряжения связана с решением широкого круга научно-теоретических и прикладных задач: оптимизации учебного процесса в вузе, оказания дифференцированной помощи студентам, оптимизации профессиональной деятельности. Современный студент живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации, что часто вызывает перенапряжение регуляторных систем организма, истощение адаптационных ресурсов, снижение результатов продуктивной деятельности. В данных обстоятельствах необходимо овладеть способами эффективного управления, собственным психофизиологическим состоянием и психическими процессами для осуществления эффективной учебной деятельности.
Нервно-психическое напряжение - вариативная личностная переменная, отражающая как динамические, так и статические (состояния и свойства) особенности личности. Уровень невротизации обусловлен личностными особенностями конкретного человека, определяет вероятностный диапазон изменений, вызываемых различными психо, сомато и социогенными факторами. Исследованием нервно-психического напряжения занимались многие авторы: П.К. Анохин, Т.А. Немчин, Б.Ф. Березин, Ю.А. Александровский, Н.П. Бехтерева, И.Л. Вартанян, Р.М. Грановская, В.Л.Марищук, В.И. Евдокимов.
Саморегуляция является специфической активностью человека, направленной на преобразование психофизиологического состояния, а также способствующей восстановлению сил организма и активизации его работоспособности. Саморегуляция позволяет человеку обеспечить стабильность функциональной системы организма, ее относительную устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся 3
формирования особых средств контроля деятельности. Организация механизмов саморегуляции осуществляется на различных уровнях от физиологического до психологического (осознанного), пронизывая все психические явления, процессы и состояния человека. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека способствует формированию его временной перспективы в направлении ее большей действенности в процессах построения личных и профессиональных планов, содействуя преодолению неопределенности будущего.
В качестве средства повышения внутренней мобилизации резервов человека, а также повышения уровня осознания и произвольного контроля физиологических процессов нами используется метод биологической обратной связи (далее БОС). БОС-тренинг является немедикаментозным методом совершенствования нормальных и коррекции нарушенных или неоптимально осуществляемых функций организма. Данный метод позволяет повысить уровень осознания физиологических процессов, обычно не осознаваемых и не управляемых произвольно. Следовательно, преодолеть возникающие нагрузки и успешно адаптироваться к условиям учебной деятельности студентам с низким уровнем саморегуляции позволит коррекция нервно-психического напряжения у студентов средствами БОС- тренинга.
Проблема коррекции нервно-психического напряжения как условие развития оптимального уровня саморегуляции студентов в психологической науке представлена недостаточно. Отечественные психологи уделяли внимание изучению саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова- Славская и др). В исследованиях Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина и др. были определены ряд важнейших закономерностей и механизмов по определению феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Нервно¬психическому напряжению уделено внимание в работах Т.Н. Немчина, П.Зильберман, И.В. Сыромятникова, В.И. Лебедев, Ц.П. Короленко, И.Г. Малкина-Пых и др.) а также методам биологической обратной связи (П.К. Анохин, С.С. Бесова, С.А. Датченко, В.В. Колбанов, М. Шварц, Е.А. Денисова и др.). Однако отдельное изучение данных категорий не дает полного представления об их влиянии и связи между собой. Таким образом, влияние продуктивного нервно-психического напряжения на уровень саморегуляции студентов средствами БОС-терапии является значимой для психологической науки.
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: каковы особенности психологической коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции?
Цель: обосновать эффективность БОС-тренинга в психологической коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции.
Объект: нервно-психическое напряжение у студентов с низким уровнем саморегуляции.
Предмет: условия коррекции нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции средствами БОС-тренинга.
Гипотеза: для студентов с низким уровнем саморегуляции характерно состоя¬ние непродуктивного нервно-психического напряжения, психологическая коррекция; средствами БОС-тренинга позволит снизить уровень нервно¬психического напряжения и повысить уровень саморегуляции
Задачи:
1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятий: «нервно-психическое напряжение», «механизмы саморегуляции», «психологическая коррекция методом биологической обратной связи».
2. Исследовать особенности саморегуляции студентов с различными уровнями нервно-психического напряжения.
3. С помощью психологической коррекции посредством БОС- тренинга провести эксперимент, направленный на формирование продуктивного нервно-психического напряжения у студентов с низким уровнем саморегуляции, обосновать эффективность программы психологической коррекции посредством БОС-тренинга нервно-психического напряжения и низкого уровня саморегуляции студентов.
Теоретико методологической основой работы является субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); системный подход (Б.Ф. Ломов); теории, посвященные проблеме нервно-психического напряжения (Т.Н. Немчин, П.Зильберман, И.В. Сыромятников, В.И. Лебедев, Ц.П. Короленко, Малкина-Пых И.Г и др.,) а также исследования, раскрывающие сущность функциональных состояний и саморегуляции (О.А. Конопкин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров, А.К. Абульханова-Славская и др).
Выбор используемых методов и конкретных методик в нашей работе обоснован теоретико-методологической основой и поставленными в ходе исследования задачами.
В исследовании были применены следующие методы: теоретические (сравнительносопоставительный, аналитикосинтезирующий); организационн ые (сравнительный); эмпирические (психодиагностический, эксперимент, наблюдение); методы обработки данных (количественные: методы
описательной статистики, критерий ф* - угловое преобразование Фишера, U- критерий Манна-Уитни, ранговая корреляция Спирмена; качественные: категоризация); интерпретационные (структурный).
Использованы следующие методики:
1. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин);
6
2. Методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин);
3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней поставлена проблема влияния сформированного средствами БОС-терапии продуктивного нервно-психического напряжения на развитие саморегуляции студентов. Полученные в работе эмпирические данные вносят вклад в развитие дифференциального подхода в психологических исследованиях нервно-психического напряжения и саморегуляции и могут быть использованы в преподавательской деятельности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования целесообразно использовать в практике Психологической службы НИУ «БелГУ» и других учебных заведений с целью формирования средствами БОС-терапии продуктивного нервно-психического напряжения студентов. Формируя продуктивное нервно-психическое напряжение и высокий уровень саморегуляции возможно обеспечить студентам успешную адаптацию и высокую эффективность в учебной деятельности.
База исследования: «Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ»». Учебная лаборатория психофизиологии и нейрофизиологии факультета Психологии НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты факультета психологии в 2016-2018 учебном году, выборка составила 65 студентов факультета психологии в возрасте от 18 лет до 20 лет.
Обобщая результаты представленного исследования, необходимо подчеркнуть, что изучение проблемы состояния нервно-психического напряжения актуализируется в связи с вызванными научно-техническим прогрессом, изменениями в содержании, структуре человеческой деятельности. Исследованием данного вопроса в различное время занимались Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, Г.Г Аракелов, Б.Ф. Березин, Н.П. Бехтерева, И.Л. Вартанян, Ф.Е. Василюк,
Р.М. Грановская, В.И Евдокимов, В.Л. Марищук, Т.А. Немчин, Н.В. Тарабрина.
Проведенный теоретический анализ даёт представление об особенностях проявления нервно-психического напряжения на различных стадиях и позволил изучить его проявления у студентов в учебной деятельности. В данном возрастном периоде эта проблема приобретает особую остроту в связи с тем, что состояние непродуктивного нервно-психического напряжения, возникающее в период напряженной учебной деятельности, в сессионный период, будет способствовать развитию ряда психоэмоциональных реакций, снижающих адаптационные возможности организма, способствуя развитию соматических нарушений, приводить к неэффективности всех форм деятельности. Степень сформированности индивидуальной саморегуляции является значимым предиктором продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности, в том числе управленческой, политической, спортивной, а также учебной деятельности как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.
Свое внимание изучению саморегуляции уделяли А.К. Абульханова- Славская, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, А.О. Прохоров и др. В исследованиях Л.Г. Дикой, Е.П. Ильина 52
Н.Д. Левитова, А.Н. Леоновой, Ю.Е. Сосновиковой и др. были определены ряд важнейших закономерностей и механизмов по определению
феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. С точки зрения системно-деятельностного подхода саморегуляция является системным психофизиологическим состоянием, имеющим определенную иерархию от физиологического до психологического уровня.
Следовательно, в теории обосновано использование БОС-тренинга в качестве метода, оказывающего непосредственное влияние на физиологический и опосредственное на психологический уровни нервно-психического напряжения и саморегуляции.
В результате проведенного исследования было обнаружено, что у студентов низкий уровень саморегуляции. У представителей данной группы потребность в осознанном программировании и планировании своего поведения не сформирована, они весьма зависимы от мнения окружающих людей и складывающихся обстоятельств. Они характеризуются сниженной возможностью компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, следовательно, их успешность в овладении новыми видами деятельности в большей мере зависит от требований осваиваемого вида активности и соответствия стилевых особенностей регуляции. 30,8% испытуемых (20 человек) обладают чрезмерным непродуктивным нервно-психическим напряжением. Представители данной группы характеризуются наличием сильного дискомфорта, тревоги, переживанием страха, готовностью овладеть ситуацией, однако, зачастую невозможностью реализовать эту готовность.
Были установлены достоверные связи между уровнем нервно-психического напряжения и показателями: планирование,
программирование, оценивание результатов, самостоятельности и общего уровня саморегуляции. Следовательно, чем ниже уровень саморегуляции, тем выше показатель нервно-психического напряжения.
53
В результате психологической коррекции средствами БОС-тренинга нам удалось обнаружить существенные изменения первоначальных показателей в сторону улучшения. Наличие различий между ЧСС во время первого занятия и ЧСС во время последнего занятия у студентов экспериментальной группы подтверждает, что используемая нами программа, выстроенная на снижении частоты сердечных сокращений, эффективно работает. Уровень нервно-психического напряжения студентов в экспериментальной группе после воздействия значительно снизился по сравнению с показателями экспериментальной группы до воздействия и показателями контрольной группы. Данный факт свидетельствует о том, что они стали испытывать менее выраженное состояние дискомфорта, тревоги.
Общий уровень саморегуляции студентов в экспериментальной группе после воздействия значительно снизился по сравнению с показателями экспериментальной группы до воздействия и показателями контрольной группы. Следовательно, коррекцию непродуктивного нервно-психического напряжения можно рассматривать в качестве психологического условия развития саморегуляции.
Таким образом, теоретический анализ и результаты осуществленного исследования указывают на то, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что для студентов с низким уровнем саморегуляции характерно состояние нервно-психического напряжения, психологическая коррекция средствами БОС-тренинга позволит снизить уровень нервно психического напряжения и повысить уровень саморегуляции, нашла подтверждение.
БОС-тренинг на основе использования принципов биологической обратной связи целенаправленно воздействует в определенных пределах на сердечный ритм и является эффективным приемом формирования саморегуляции и снижения уровня нервно-психического напряжения.
1. Абатова, В.И. Индивидуализация психологической коррекции и терапии методом биологически обратной связи (БОС) /В.И. Абатова // Вестник ВСО Академии. 2017. №7. С. 18-31
2. Аболов, А.В. Перспектива БОС-РГ-терапии в комплексном лечении хронических заболеваний / А.В. Аболов, А.В. Костин // Вестник новых медицинских технологий. 2017. №1. С. 11-19
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Адамчук, А.В. Новые возможности немедикаментозной реабилитации с применением методов БОС в комплексе «Реакор» / А.В. Адамчук, А.А. Скоморохов, А.Н. Луцев // Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Медицинские информационные системы «МИС-2004». - Таганрог, 2004. - С. 35-94.
5. Аксенов, Д.П. Диагностическая значимость метода биоуправления. Сборник «Биоуправление-4» / Д.П. Аксенов. - Новосибирск, 2015. - 178 с.
6. Аксенов, Д.П. Сборник «Биоуправление-4».Контроль эффективности адаптивного биоуправления и его физиологическая ценность /Д.П. Аксенов, С.М. Захаров, А.А.Скоморохов // - Новосибирск, 2015. - С.89-112.
7. Ананьев, Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения / Б.Г. Ананьев // Вопросы психологии. - 1963. - №5. - С. 81-98.
8. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев //- Л., 1968. - 338 с.
9. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.
10. Басов, М.Я. Общие основы педологии / М.Я. Басов. - М.: Алетейя, 2007. - 776с.
11. Баталова, Л.О. Возможность использования БОС-тренинга у тревожных студентов с чертами пограничного расстройства личности / Л.О. Баталова, А.Н. Белова, О.Л. Ковалёва // Актуальные проблемы психологии личности в норме и патологии. -2016. С. 290-296.
12. Батоцыренов, В.Б. Понятие «саморегуляция»: терменология и основные подходы / В.Б. Батоцыренов // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - №6 - С. 67-72.
13. Бесова, С.С. Использование биообратных связей в тренинге саморегуляции /С.С. Бесова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2004. - Т. 41. № 6. - С. 48-50.
14. Бильданова, В.Р. Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе (на примере использования метода биологической обратной связи) / В.Р. Бильданова, Г.Р. Шагивалеева, О.М. Штерц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 4. - С. 20-29.
15. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехтерева// Изд-во Сова, 2009. - 400 с.
16. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы / Б.Х. Варданян. -М.: Наука, 2007. - 345 с.
17. Вартанова, Т.С. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС» / Т.С. Вартанова, А.А.Сметанкин. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008. - 102 с.
18. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса/ Н.Е.Водопьянова.- СПб.: Питер; 2009 .-.67 с.
19. Гаранина, Ж.Г., Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж.Г. Гаранина, О.Е. Мальцева / Интеграция образования, 2016. - Т. 20. - №3. - С. 374-381.
20. Голикова, Ю.Я. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности / Ю.Я Голикова, А.Н. Костина // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Институт психологии РАН, 1999. - С. 6-80.
21. Головин, С. Ю. Словарь психолога - практика / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2001. - 975 с.
22. Гунзинова, Б.А. Субъектная саморегуляция личности профессионала / Б.А. Гунзинова // Вестник Бурятского государственного университета, 2015.
- №5. - С. 3-7.
23. Датченко, С.А. Предпосылки возникновения и история развития современной психофизиологической технологии БОС / С.А. Датченко // Личность, семья и общество: вопросы педагоги и психологии. - 2015. - № 49.
- С. 7-12.
24. Денисова, Е.А. Развитие навыков саморегуляции студентов- первокурсников посредством технологии БОС // Материал к проекту «Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете». - 2015. - С. 409-411.
25. Дикая, Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л.Г. Дикая. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
26. Долгова В.И. Социальный стресс как фактор дезаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии.-2017.
- № 8 -Ч. 2.-С. 303-306.
27. Дружилов, С.А. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности - состояния - процессы» // Психологические исследования. 2015. Т. 7, № 34. С. 10-25.
28. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс / П. Б. Зильберман // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1983. - С.13-15.
29. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии /
A. А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 10-12.
30. Киреева, Н. Н. Особенности саморегуляции студентов вузов как индикатора успешности обучения в ситуации информационной нагрузки / Н. Н. Киреева, Е. Е. Котова // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. №6. С.93-96.
31. Колбанов, В.В. Саморегуляция на основе биологической обратной связи как средство повышения психоэмоциональной устойчивости человека /
B. В. Колбанов // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 27-31.
32. Конопкин, О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / О.А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. - М.: 1989. -
C. 158-172.
33. Крылова, Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Н.Н. Крылова, Е.А. Климов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - №1 (5). - С. 25-29.
34. Лебедев, В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах./ В.И.Лебедев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
35. Лебедева, К.А. Использование тренинга биологической обратной связи для снятия напряжения и профилактики стресса // Психодуховный кризис: электронный научный журнал. - 2017 [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 13.09.17).
36. Левитов, Н.Д. «О психических состояниях человека» / Н.Д. Левитов // М.,1964. -186 с.
37. Моросанова, В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. - 2016. - №3. - С. 132-144.
38. Моросанова, В.И. Регуляторная роль отдельных личностных качеств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности / В.И. Моросанова, И.В Плахотникова // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №1. - С. 23-30.
39. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин // - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 167 с.
40. Немчин, Т.А. Хрестоматия Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова // -СПб.: Питер, 2001. - С. 364-378.
41. Никифоров, Г.С. Виды психической саморегуляции / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - №1. - Т. 5. - С. 92-101.
42. Никуленкова, О. Е. Личностная саморегуляция как компонент психологической готовности к деятельности / редкол.: О. Н. Широков [и др.] // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары: «Интерактив плюс»). - 2017. - С. 34-38.
43. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 5-19
44. Петанова, Е. И. Саморегуляция студентов-психологов в ситуации компьютерного тестирования / Е. И. Петанова, Э. П. Бахчеева // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. №3. С.131-136
45. Плыкин, А.Н. Обучающая методика БОС-тренинг. Как научиться противостоять стрессу / А.Н. Плыкин // Символ науки. - 2017. - №4 (4). - С. 176-181.
46. Пономаренко, В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии / В.А. Пономаренко. -1990. -№ 1.
47. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004.- 225 с.
48. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2001. -736 с.
49. Прохоров, А.О. Образ психического состояния / А.О. Прохоров. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 245 с.
50. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
51. Прохоров, О.А. Психология саморегуляции в 21 веке / отв. ред. В.И. Моросанова. - СПб., М.: Нестор-История, 2016. - 467 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн //- СПб.: Питер, 2003. -426 с.
53. Сафонова, Т. О. Уровневые характеристики саморегуляции личности
/ Т.О. Сафонова, И.С. Морозова // Вестник КемГУ. 2017. №3. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/urovnevye-harakteristiki-samoregulyatsii-lichnosti (дата обращения: 25.11.2017).
54. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
55. Сорокина, Л.В., Эффективность использования БОС-тренинга в коррекции функционального состояния социально дезадаптированных подростков / Л.В. Сорокина, С.А. Королев, Т.В. Долматова // Перспективы науки. - 2017. - №2 (53). - С. 190-193.
56. Спилбергер, Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / Ч. Спилбергер, В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева. - М.: Речь, 2004. - 80 с.