Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «RICH» В КОРОТКИХ РАССКАЗАХ Ф.ФИЦДЖЕРАЛЬДА

Работа №69846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования термина «Концепт» 7
1.1. Понятие концепт в лингвокультурологии 8
1.2. Современные подходы к исследованию концепта 17
1.3. Структуризация концепта 24
Выводы по ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. Средства передачи концепта Rich” в коротких рассказах
Ф.Фицджеральда 35
2.1. Специфика идеостиля Ф.С.Фицджеральда 35
2.2. Функционально-семантические особенности лексем-репрезентантов ядерной зоны концепта Rich 39
2.3. Функционально-семантические особенности лексем-репрезентантов периферийной зоны концепта Rich 50
Выводы по ГЛАВЕ II 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 66

Концептуализация относится к числу ключевых понятий когнитивной лингвистики, науки, которая активно развивается в рамках антропоцентрического подхода современного языкознания. Процесс концептуализации - один из базовых процессов когнитивной деятельности человека, заключающийся в осмыслении человеком поступающей информации, результатом чего становится формирование представлений о действительности в виде ментальных единиц - концептов (Е. С. Кубрякова). Для понимания сущности процесса концептуализации, раскрытия ее механизмов важным оказывается изучение концептов.
Вполне закономерным при исследовании концептов как единиц мышления и культуры является обращение к текстам, поскольку, как пишет Л. Н. Мурзин, «культура вообще существует в форме текстов - знаковых произведений духовной деятельности человека». При этом исследование концептов, репрезентированных в художественном тексте, ценно не только тем, что может дать представление об индивидуально-авторской концептуальной картине мира, но и тем, что может выявить, как индивидуальная концептуальная система отражает коллективную систему представлений, сложившуюся в данной культуре, а иногда и влияет на нее. Так, Л. Г. Бабенко отмечает, что выражаемые в литературно-художественной форме знания автора о мире наряду с универсальными общечеловеческими знаниями включают уникальные, самобытные, порой парадоксальные представления.
Для того чтобы рассмотреть, как отразились общекультурные представления о богатстве и успешности в сознании отдельных носителей английской культуры, и сопоставить данные представления с целью обнаружения инвариантного и индивидуально-авторского в ментальной сущности концептов, входящих в концептосферу «Rich», мы обратились к творчеству идиостиля Фицджеральда. Такой подход является вполне оправданным, поскольку, как отмечает Н.В. Уфимцева, «именно в значениях, которые «производятся обществом», но функционируют в деятельности и сознании конкретного индивида, мы можем искать особенности мироощущения и самооценки представителя той или иной культуры». Предпринятый в данной работе концептуальный анализ является культурологически ориентированным.
Актуальность данной работы обусловлена ее включенностью в парадигму современных когнитивных исследований, вниманием современной лингвистики к процессу концептуализации, важностью изучения концептов, которые являются основными ментальными единицами, отвечающими за хранение, обработку и передачу различной информации, в том числе - культурной, а также перспективностью использования концептуального анализа в области лингвистики текста (лингвистического анализа художественного текста).
Источниками материала для исследования послужили сборники рассказов Фицджеральда.
Объектом исследования стала репрезентированная в текстах Фицджеральда концептосфера «Rich», представляющая собой совокупность концептов, за которыми стоят объекты и явления, имеющие непосредственное отношение к богатству и благополучию.
Предмет исследования - состав концептосферы «Rich», специфика моделирования (структурирования), особенности смысловой организации и репрезентации в текстах Фицджеральда концептов, входящих в данную концептосферу.
Цель исследования - на материале текстов Фицджеральда описать механизмы концептуализации богатства и благополучия и определить закономерности моделирования концептов, входящих в концептосферу «Rich», что позволяет реконструировать соответствующий фрагмент концептуальной картины мира каждого из выбранных авторов и на основе сопоставления этих фрагментов выявить общее и специфическое.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- обобщить теоретические представления о концепте как одном из ключевых понятий в когнитивной лингвистике;
- разработать модель концептуального анализа на основе методик, предложенных разными исследователями;
- исследовать историко-культурный контекст концептов, входящих в концептосферу «Rich»;
- выявить в текстах Фицджеральда репрезентации данных концептов;
- проанализировать контекста рассказов Фицджеральда,
репрезентирующие исследуемый концепт, с целью выявить и описать признаки данного концепта;
- смоделировать структуру каждого концепта, то есть представить содержание каждого концепта в виде полевой структуры, имеющей ядро, приядерную зону и зону периферии;
- определить на основе проведенного анализа особенности репрезентации данных концептов в творчестве каждого автора.
В процессе работы с материалом использовалась совокупность различных методов и приемов, необходимых для выявления и описания признаков концепта. Среди этих методов основным был метод концептуального анализа, включающий в себя элементы:
- компонентного анализа;
- контекстологического анализа;
- культурологического анализа, позволяющего соотнести выделенные концептуальные смыслы с информацией общекультурного фонда (историко-культурным контекстом);
- метода интерпретации художественного текста;
- метода количественной обработки материала;
-метода моделирования, позволяющего представить смысловое
наполнение концепта в виде полевой структуры.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит определенный вклад в развитие теории концептологии и когнитивной лингвистики, в изучение актуальных для современной лингвистики проблем концептуализации действительности. Теоретически значимым является осмысление механизмов и результатов концептуализации богатства и благополучия. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при моделировании других концептосфер и концептов, имеющих различную природу.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекций и практических занятий по дисциплинам «Современный русский язык» (раздел «Лексикология»), «Лингвистический анализ художественного текста», при проведении спецкурсов и спецсеминаров по концептуальному анализу, лингвокультурологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепт в отличие от лексической единицы (слова) - это единица сознания, ментального лексикона. По словам Е.В. Рахилиной, «главным свойством концептов нередко считается их неизолированность, связанность с другими такими же - это определяет то, что всякий концепт погружен в домены, которые образуют структуру». Концептосфера художественного текста представляет собой поле авторских квантов сознания, включающее ядерные и периферийные смыслы, которые могут быть объективно установлены в оригинальном тексте и переданы в переводе с определенными модификациями.
Итак, проведенный анализ показывает, что концепт "Rich” является центральным концептом большинства произведений Ф.С. Фицджеральда. На материале двух коротких рассказов автора "The Rich Boy” и "The Diamond as big as the Ritz” мы проанализировали конкретное лексическое наполнение концепта и пришли к следующим выводам.
Ядро концепта "Rich” в коротких рассказах Ф.С. Фицджеральда включает в себя словарные единицы концепта "Rich”, характерные для английского языка в целом. Наиболее близко к ядру располагаются словарные синонимы, такие как gorgeous, generous, wealthy, wealth. Они имеют более двух пересекающихся сем с именем концепта - словом "Rich”. Несколько дальше от ядра располагаются словарные синонимы, имеющие лишь одну общую сему с именем концепта: splendor, splendid, luxury, well-to-do, sumptuous, prosperous. Ядро концепта, таким образом, в идиостидле Ф.С. Фицджеральда и в языковом узусе практически совпадает. Отличие же наблюдается в наполнении периферии концепта.
На периферии концепта мы выделили несколько микрополей разной плотности. Наиболее интересными и широко представленными нам показались следующие микрополя: предметный мир богатых людей и характеристики богатых людей.
К предметному миру мы отнесли наименования предметов быта (одежды, посуды, транспорта и т.п.), окружающих богатых людей. В этом смысле особенно показательным оказался рассказ "The Diamond as big as the Ritz”, в котором описание быта богатых людей гиперболизовано. В рассказе "The Rich Boy” описанию быта уделяется несколько меньше внимания, но определенные стержневые наименования все же присутствуют (например, указание на использование автомобилей).
Вообще следует отметить, что у Ф.С. Фицджеральда наблюдается очень интересный акцент в использовании слова money. Для автора наличие денег - это статическая характеристика героя. Он обычно не вдается в подробности о том, как было приобретено благосостояние - заработано, украдено, инвестировано и т.п. Главное - это то, что у героя есть деньги. Таким образом, наличие денег становится интегральной характеристикой личности его героев. Ф.С. Фицджеральд также практически не показывает процесса траты или приобретения денег его героями. Лишь однажды в рассказе "The Rich Boy” он упоминает, что герой оплатил большой телефонный счет.
Анализ микрополя характеристик богатых людей, их окружения и мира мы основывали в целом на рассказе "The Rich Boy”, т.к. в нем автор особенно много уделяет внимания чувствам и переживаниям героев. Характеристики богатых и бедных людей четко противопоставлены, причем если это не резко отрицательная характеристика (как, например, snobbish), противопоставление носит ситуативный характер: в этой ситуации богатые ведут себя так, а бедные иначе. Характеристики богатых героев часто имеют негативное содержание: автор называет их снобами, вульгарными, нетерпеливыми людьми. Подчеркивание превосходства мира богатых над остальным миром является одной из ключевых характеристик рассказов.



1. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М., 1991.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. - М., 1997.
3. Бабушкин А.П. Коцепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / А.П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001.
4. Вежбицкая А. В. Понимание культур через посредство ключевых слов / А.В. Вежбицкая. - М., 2001.
5. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С.Г. Воркачев. - М., 2004.
6. Воркачев С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа / С.Г. Воркачев. - Краснодар, 2002.
7. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С.Г. Ворчаков // Теоретическая и прикладная лингвистика. Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. - Воронеж, 2002.
8. Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии / С.Г. Воркачев // Антология концептов. - М., 2007.
9. Гофман О.В. К вопросу о методе концептуального анализа // Картина мира: модели, методы, концепты / О.В. Гофман. - Томск, 2001.
10. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001.
11. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград-Архангельск, 1996.
12. Карасик В.И. Антология концептов / В.И. Карасик. - Волгоград, 2005.
13. Козлова М.С. Концепция природы философского знания в трудах Витгенштейна / М.С. Козлова // Природа философского знания. М., 1975.
14. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецких и русских лингвокультурах / В. И. Карасик. - Волгоград, 2001.
15. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. Академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
16. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1993. Т. 52. № 1.
17. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М., 1997.
18. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М., 2004.
19. Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Науч. изд. / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж, 2001.
20. Немченко В.Н. Функционирование научного термина «метод» в современной лингвистической литературе / В.Н. Немченко // Вестник ННГУ. 2007. № 6.
21. Панченко Н.Н. Средства обьективации концепта “обман”. Дис. ... канд. филол. Наук / Н.Н. Панченко. - Волгоград, 1999.
22. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стерник. - Воронеж, 2003.
23. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудаков. - Воронеж, 2004.
24. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. - М., 1996.
25. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М., 2004.
26. Степанов Ю.С. Изменчивый “образ языка” в науке XX в. / Ю.С. Степанов // Язык и наука в конце XX века. - М., 1995.
27. Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике /И.А. Стернин, З.Д. Попова. - Воронеж, 2001.
28. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика / И.А. Стернин. - Воронеж, 2004.
29. Фрумкина Р. М. Психолингвистика / Р.М. Фрумкина. - М., 2001.
30. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. - Томск, 1983.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Новый англо-русский, русско-английский словарь / New English-Russian, Russian-English Dictionary. - Эксмо, 2009.
2. Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. - New York: Random House Value Publishing, 1996. - 2230 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Ф. С. Фицджеральд. The Rich Boy Stories / Молодой богач. Повести и рассказы.,2004
2. Fitzgerald F. Scott. Selected Short Stories. M., 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ