ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика подвижных игр 8
1.2. Классификация подвижных игр 11
1.3. Характеристика подвижных игр в подготовке баскетболистов 13
1.4. Подвижные игры для обучения и совершенствования техники баскетбола 18
1.5. Подвижные игры, как средства развития физических качеств
баскетболиста 25
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
2.3. Методика использования подвижных игр группе начальной подготовки 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Динамика показателей физической подготовленности у экспериментальных групп 36
3.2. Изменение показателей технической подготовленности у экспериментальных групп 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования применения подвижных игр в подготовке баскетболистов заключается в том, что в настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных,
скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы
энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма [7].
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды [23].
Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом на начальном этапе обучения это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.
Баскетбол - это игра, следовательно, к ней намного легче перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Вниманию специалистов по физическому воспитанию предлагаются подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры [2].
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться.
Русский учёный П.Ф.Лесгафт, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделял много внимания сбору и изучению таких игр. Он разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировал практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. [16]
В настоящее время существует много различных исследований эффективности различных методик, применяемых на начальном этапе обучения баскетболу. Однако, вопрос использования подвижных для обучения баскетболу освещен недостаточно, в этом и заключается актуальность нашей темы.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью совершенствования тренировочного процесса юных баскетболистов и недостаточной разработанностью методики применения подвижных игр при обучении баскетболу.
Актуальность использования подвижных игр на тренировочных занятиях по баскетболу обусловила выбор темы исследования: Совершенствование физической и технической подготовки юных баскетболистов 7-10 лет (на основе подвижных игр).
Объект исследования: подвижные игры, как средство развития физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов.
Предмет исследования: процесс использования подвижных игр в тренировке баскетболистов 7-10 лет.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на физическую и техническую подготовку юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития физической и технической
подготовленности баскетболистов 7-10 лет на основе подвижных игр.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе
педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанный комплекс подвижных игр, окажет положительное влияние на развитие физической и технической подготовленности у экспериментальных групп .
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, В. К. Бальсевич, Н. И. Дворкина, Л.Б. Кофман, А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, Ю. Г. Каджаспиров, Л. И. Лубышева);
- методике проведения подвижных игр (М. Н. Жуков, С. А. Исаев, Н. М. Коротков, В. А. Лепешкин, М. Ф. Литвинова, А. Лукачи, А. Ю. Патрикеев, В. Н. Прокопенко, С. Л. Садыкова, М. П. Спирин, Э. Я. Степаненкова, В. Л. Страховская);
- теории и методике обучения спортивным играм (С. В. Казаков, Е. В. Конеева, Ю. Д. Железняк);
- теории и методике обучения баскетболу (С. В. Чернова, Л. В. Костикова, В. А. Вернигоренко, В. М. Голованов, В. М. Голованов, А. М. Зинин, В. А. Лепешкин, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Нестеровский, Ю. П. Портнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Луничкин, Е. Р. Яхонтов).
Элемент новизны заключается в том, что установлена эффективность использования подвижных игр, направленных на развитие физической и технической подготовки, на тренировочных занятиях по баскетболу.
Практическая значимость состоит в том, что разработана методика применения вариативности подвижных игр, направленных на развитие и совершенствование физической и технической подготовленности юных баскетболистов. Материалы работы могут быть использованы при разработке учебного пособия и в практической работе тренеров.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», а также была опубликована статья:
Малашинская, А. В., Воронин И. Ю. Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу// Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 10 ноября 2015/ НИУ «БелГУ» ; под общ. ред. И.Н. Никулина. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. -480с.
Структура и объём текста выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Она изложена на 62 страницах компьютерного текста, содержит 3 таблицы и 10 рисунков. Список литературы охватывает 51 источник.
Для решения данных задач использовали следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
1. Анализ научно-исследовательской литературы позволил установить, что подвижные игры, являются незаменимым средством пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При обучении юных баскетболистов подвижные игры должны быть подобраны так, чтоб они включали в себя технико-тактические действия и правила баскетбола, расширяли игровые действия, углубляясь в точное соблюдение правил игры.
2. Результатом теоретического анализа явился экспериментальный вариант методики развития технической и физической подготовки у групп начальной подготовки путем применения подвижных игр в тренировочном процессе. Они были органично включены в процесс подготовки начинающих баскетболистов, имели продолжительность в начале эксперимента от 7 до 10 мин, позже увеличили от 15 до 20 минут и проходили в основной части занятия.
3. Проведение педагогического эксперимента позволило установить, что
в экспериментальных группах выявлено статистически достоверное улучшение физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов. Средние показатели в прыжке в длину с места у мальчиков экспериментальной группы №1 в начале исследования составляли 146,1 см., по окончанию составил 174,8 см. У юных баскетболистов экспериментальной группы №2 на четвертом этапе показатель был равен 147,7 см, а в конце эксперимента 164,9 см. Анализ показателей педагогического эксперимента по тесту высота подскока (по Абалакову) позволил нам выявить следующие результаты: экспериментальная группа №1: в начале - 27,1 см., по окончанию - 32,4 см., экспериментальная группа №2: в начале 28,2 см., по окончанию - 30,3 см. По завершению
эксперимента, мы выявили у спортсменов положительный прирост результатов в тесте «бег 20м» и «бег 40с». Обработка результатов методом математической статистики показала, что различия результатов тестов по физической подготовке экспериментальных группах достоверны.
Анализ результатов педагогического эксперимента по тесту “Перемещение в защитной стойке” показал, что в экспериментальной группе №1 результат улучшился с 10,1 до 10,0 с., а в экспериментальной группе №2 с 10,15 до 10,1 с. Из результатов тестов “Скоростное ведение” и “Передача мяча” было выявлено, что баскетболисты улучшили первоначальные результаты на 15%. Обработка результатов исследования позволила установить, что произошло достоверное улучшение показателей компонентов технической подготовки юных баскетболистов.
4. На основе результатов, полученных в ходе, проведенного нами эксперимента, были составлены некоторые практические рекомендации по развитию физической и технической подготовленности юных спортсменов.
1. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4.
2. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование: учебное пособие /под общ. ред. С.В. Чернова, Л.В. Костиковой. - М.: Физическая культура, 2009. - 132 с.
3. Баскетбол. - М.: Урал ЛТД, Аркаим, 2015. - 712 с.
4. Баскетбол : спортивная энциклопедия. - Москва : Эксмо, 2011. - 55 с.
5. Баскетбол: программа примерные программы спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Федер. агентство по физ. культуре и спорту; [авт.-сост.: Ю.М. Портнов, акад. РАО, д.п.н., проф., засл. деят. науки РФ и др.]. - Москва : Советский спорт, 2008. - 97 с.
6. Вернигоренко, В.А., Баскетбол: учебное пособие. - Белгород: Издательство БУПК, 2011. - 157 с.
7. Волошина, Л.М., Игры с элементами спорта. М., 2004.
8. Голованов, В. М. Баскетбол. 10 вопросов детскому тренеру / В.М. Голованов. - М.: Литера, 2013. - 677 с.
9. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А. Вострикова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. - 236 с.
10. Женило, М.Ю. // Театрализованные праздники 1-4 классы./ Найди свою звезду. - М.: Изд - во : Феникс. - 2004. - 288 с.
11. Жуков, М.Н. // Подвижные игры. - М.: Изд-во: Академия. - 2000. - 160 с.
12. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт , 1969.-183с.
13. Исаева, С.А. //Организация переменок и динамических пауз в начальной школе (практическое пособие). - М. : Изд-во Айрис Пресс, 2004. - 40 с.
14. Казаков, С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р- наД., 2004.
15. Каджаспиров, Ю.Г. / Физкульт-ура! Ура! Ура! Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.
16. Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 с.
17. Коротков, И.М. / Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.
18. Коротков, И.М. / Подвижные игры в школе. - М.: ФиС, 2001.
19. Кувватов, С.А. // Активный отдых на свежем воздухе. - М.: / Издательство: Феникс, 2006. - 87 с.
20. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры : учебник / Л.Б. Кофман, З.Я. Кожевникова, Е.Н. Литвинов : под общ. ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт. 1998. - 630 с.
21. Конеева, Е. В.: Спортивные игры: правила, тактика, техника. - Ростов на/Д: Феникс, 2004
22. Лепешкин, В.А. // «Играя, учимся играть»: газета «Спорт в школе», №18, 2008.
23. Лепешкин, В.А. / Баскетбол. Подвижные и учебные игры - 2-изд., стареотип. - М.: Советский спорт, 2013. - 98 с.
24. Лесгафт, П.Ф. / Игры в тренировке баскетболистов: / Учебно-методическое пособие / СПб. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 62с.
25. Литвинова, М.Ф. // Русские народные подвижные игры, М. Айрис пресс, 2004. - 138 с.
26. Лубышева, Л.И. // Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
27. Лубышева, Л.И./ Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6.
28. Лукачи, А. / Игры детей мира. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240с.
29. Луткова, Н.В. Содержание учебного материала курсов спортивных и подвижных игр: учеб.-метод. пособие / ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2008. - 100 с.
30. Матвеев, А.П., Мельников С.Б. / Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ . - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
31. Миронова, Р.М. / Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. - Минск: Нар.света, 1989. — 176 с.
32. Нестеровский, Д.И. / Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. - 5-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2010.
- 336 с.
33. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной
школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 95 с.
34. Патрикеев, А. Ю. Летние подвижные игры для детей / А.Ю.
Патрикеев. - М.: Феникс, 2014. - 224 с.
35. Подвижные игры для студентов вузов и ссузов физической
культуры. / М.: СпортАкадемПресс, 2009. - 229 с.
36. Портнов, Ю.М., Башкирова В. Г., Луничкин В. Г. / Баскетбол:
примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР.
- М.: “Советский спорт”, 2007 - 79 с.
37. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов. Учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина - СПб: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изд-во «Шатон», 2002 - 66с.
38. Прокопенко, В.В. / Игровые прелюдии: считалки, молчанки, жеребьевки, физкультминутки: Книга для учителей и воспитателей. - Челябинск: Мирос, 2006. - 186 с.
39. Прокопенко, В.И., Ковалевский А.К., Прокопенко В.В. / Подвижные игры для учащихся начальной школы: Учебное пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
40. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Современный баскетбол - настоящее и будущее ". - Москва : РГУФКСиТ, 2009. - 226 с.
41. Садыкова С. Л. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время - Волгоград,2008
42. Самоухина, Н.В. / “Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы”. - М.: 1993. - 215 с.
43. Семикоп, А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебное методическое пособие для студентов факультета физической культуры пединститута и университета, училищ олимп. резерва по специальности 03.03 - «Физическая культура». - Гомель, 2002. - 149 с.
44. Спирин М.П.: Подвижные игры: теория, понятия, методика проведения. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2010
45. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 с.
46. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
47. Страковская, В.Л. / 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 120 с.
48. Теория и методика спортивных игр: учебник / Под ред. Ю.Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.е: ИЦ «Академия», 2013. - 464 с.
49. Фомин, Н.А. / Физиология человека. - М.: Владос,1995. - 401 с.
50. Шустиков Г. С. Особенности тренировочного процесса в школьном баскетболе: учебное пособие /Г. С. Шустиков. - Москва : Наталис, 2011. - 44 с.
51. Яхонтов, Е.Р. / Баскетбол - М; «Физкультура и спорт>>, 1978. - 100 с.