СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 7 - 10 ЛЕТ (НА ОСНОВЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика подвижных игр 8
1.2. Классификация подвижных игр 11
1.3. Характеристика подвижных игр в подготовке баскетболистов 13
1.4. Подвижные игры для обучения и совершенствования техники баскетбола 18
1.5. Подвижные игры, как средства развития физических качеств
баскетболиста 25
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
2.3. Методика использования подвижных игр группе начальной подготовки 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Динамика показателей физической подготовленности у экспериментальных групп 36
3.2. Изменение показателей технической подготовленности у экспериментальных групп 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика подвижных игр 8
1.2. Классификация подвижных игр 11
1.3. Характеристика подвижных игр в подготовке баскетболистов 13
1.4. Подвижные игры для обучения и совершенствования техники баскетбола 18
1.5. Подвижные игры, как средства развития физических качеств
баскетболиста 25
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 33
2.3. Методика использования подвижных игр группе начальной подготовки 34
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Динамика показателей физической подготовленности у экспериментальных групп 36
3.2. Изменение показателей технической подготовленности у экспериментальных групп 39
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования применения подвижных игр в подготовке баскетболистов заключается в том, что в настоящее время приоритетной задачей развития физкультурно-спортивного движения в нашей стране является максимальное вовлечение детей, подростков и молодежи в активные занятия физической культурой и спортом. Особой популярностью пользуются занятия массовыми видами спорта такими, как: баскетбол, волейбол, легкая атлетика и др.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных,
скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы
энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма [7].
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды [23].
Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом на начальном этапе обучения это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.
Баскетбол - это игра, следовательно, к ней намного легче перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Вниманию специалистов по физическому воспитанию предлагаются подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры [2].
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться.
Русский учёный П.Ф.Лесгафт, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделял много внимания сбору и изучению таких игр. Он разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировал практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. [16]
В настоящее время существует много различных исследований эффективности различных методик, применяемых на начальном этапе обучения баскетболу. Однако, вопрос использования подвижных для обучения баскетболу освещен недостаточно, в этом и заключается актуальность нашей темы.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью совершенствования тренировочного процесса юных баскетболистов и недостаточной разработанностью методики применения подвижных игр при обучении баскетболу.
Актуальность использования подвижных игр на тренировочных занятиях по баскетболу обусловила выбор темы исследования: Совершенствование физической и технической подготовки юных баскетболистов 7-10 лет (на основе подвижных игр).
Объект исследования: подвижные игры, как средство развития физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов.
Предмет исследования: процесс использования подвижных игр в тренировке баскетболистов 7-10 лет.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на физическую и техническую подготовку юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития физической и технической
подготовленности баскетболистов 7-10 лет на основе подвижных игр.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе
педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанный комплекс подвижных игр, окажет положительное влияние на развитие физической и технической подготовленности у экспериментальных групп .
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, В. К. Бальсевич, Н. И. Дворкина, Л.Б. Кофман, А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, Ю. Г. Каджаспиров, Л. И. Лубышева);
- методике проведения подвижных игр (М. Н. Жуков, С. А. Исаев, Н. М. Коротков, В. А. Лепешкин, М. Ф. Литвинова, А. Лукачи, А. Ю. Патрикеев, В. Н. Прокопенко, С. Л. Садыкова, М. П. Спирин, Э. Я. Степаненкова, В. Л. Страховская);
- теории и методике обучения спортивным играм (С. В. Казаков, Е. В. Конеева, Ю. Д. Железняк);
- теории и методике обучения баскетболу (С. В. Чернова, Л. В. Костикова, В. А. Вернигоренко, В. М. Голованов, В. М. Голованов, А. М. Зинин, В. А. Лепешкин, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Нестеровский, Ю. П. Портнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Луничкин, Е. Р. Яхонтов).
Элемент новизны заключается в том, что установлена эффективность использования подвижных игр, направленных на развитие физической и технической подготовки, на тренировочных занятиях по баскетболу.
Практическая значимость состоит в том, что разработана методика применения вариативности подвижных игр, направленных на развитие и совершенствование физической и технической подготовленности юных баскетболистов. Материалы работы могут быть использованы при разработке учебного пособия и в практической работе тренеров.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», а также была опубликована статья:
Малашинская, А. В., Воронин И. Ю. Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу// Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 10 ноября 2015/ НИУ «БелГУ» ; под общ. ред. И.Н. Никулина. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. -480с.
Структура и объём текста выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Она изложена на 62 страницах компьютерного текста, содержит 3 таблицы и 10 рисунков. Список литературы охватывает 51 источник.
Для решения данных задач использовали следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных,
скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы
энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма [7].
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды [23].
Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом на начальном этапе обучения это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.
Баскетбол - это игра, следовательно, к ней намного легче перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Вниманию специалистов по физическому воспитанию предлагаются подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры [2].
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться.
Русский учёный П.Ф.Лесгафт, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделял много внимания сбору и изучению таких игр. Он разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировал практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. [16]
В настоящее время существует много различных исследований эффективности различных методик, применяемых на начальном этапе обучения баскетболу. Однако, вопрос использования подвижных для обучения баскетболу освещен недостаточно, в этом и заключается актуальность нашей темы.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью совершенствования тренировочного процесса юных баскетболистов и недостаточной разработанностью методики применения подвижных игр при обучении баскетболу.
Актуальность использования подвижных игр на тренировочных занятиях по баскетболу обусловила выбор темы исследования: Совершенствование физической и технической подготовки юных баскетболистов 7-10 лет (на основе подвижных игр).
Объект исследования: подвижные игры, как средство развития физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов.
Предмет исследования: процесс использования подвижных игр в тренировке баскетболистов 7-10 лет.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на физическую и техническую подготовку юных баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития физической и технической
подготовленности баскетболистов 7-10 лет на основе подвижных игр.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе
педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанный комплекс подвижных игр, окажет положительное влияние на развитие физической и технической подготовленности у экспериментальных групп .
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.Ф. Курамшин, В. К. Бальсевич, Н. И. Дворкина, Л.Б. Кофман, А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, Ю. Г. Каджаспиров, Л. И. Лубышева);
- методике проведения подвижных игр (М. Н. Жуков, С. А. Исаев, Н. М. Коротков, В. А. Лепешкин, М. Ф. Литвинова, А. Лукачи, А. Ю. Патрикеев, В. Н. Прокопенко, С. Л. Садыкова, М. П. Спирин, Э. Я. Степаненкова, В. Л. Страховская);
- теории и методике обучения спортивным играм (С. В. Казаков, Е. В. Конеева, Ю. Д. Железняк);
- теории и методике обучения баскетболу (С. В. Чернова, Л. В. Костикова, В. А. Вернигоренко, В. М. Голованов, В. М. Голованов, А. М. Зинин, В. А. Лепешкин, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Нестеровский, Ю. П. Портнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Луничкин, Е. Р. Яхонтов).
Элемент новизны заключается в том, что установлена эффективность использования подвижных игр, направленных на развитие физической и технической подготовки, на тренировочных занятиях по баскетболу.
Практическая значимость состоит в том, что разработана методика применения вариативности подвижных игр, направленных на развитие и совершенствование физической и технической подготовленности юных баскетболистов. Материалы работы могут быть использованы при разработке учебного пособия и в практической работе тренеров.
Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов, значительным количеством экспериментальных групп, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью статистической обработки данных с привлечением компьютерных программ.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», а также была опубликована статья:
Малашинская, А. В., Воронин И. Ю. Использование подвижных игр на начальном этапе обучения баскетболу// Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 10 ноября 2015/ НИУ «БелГУ» ; под общ. ред. И.Н. Никулина. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. -480с.
Структура и объём текста выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Она изложена на 62 страницах компьютерного текста, содержит 3 таблицы и 10 рисунков. Список литературы охватывает 51 источник.
Для решения данных задач использовали следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) наблюдение;
3) педагогическое тестирование;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
1. Анализ научно-исследовательской литературы позволил установить, что подвижные игры, являются незаменимым средством пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При обучении юных баскетболистов подвижные игры должны быть подобраны так, чтоб они включали в себя технико-тактические действия и правила баскетбола, расширяли игровые действия, углубляясь в точное соблюдение правил игры.
2. Результатом теоретического анализа явился экспериментальный вариант методики развития технической и физической подготовки у групп начальной подготовки путем применения подвижных игр в тренировочном процессе. Они были органично включены в процесс подготовки начинающих баскетболистов, имели продолжительность в начале эксперимента от 7 до 10 мин, позже увеличили от 15 до 20 минут и проходили в основной части занятия.
3. Проведение педагогического эксперимента позволило установить, что
в экспериментальных группах выявлено статистически достоверное улучшение физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов. Средние показатели в прыжке в длину с места у мальчиков экспериментальной группы №1 в начале исследования составляли 146,1 см., по окончанию составил 174,8 см. У юных баскетболистов экспериментальной группы №2 на четвертом этапе показатель был равен 147,7 см, а в конце эксперимента 164,9 см. Анализ показателей педагогического эксперимента по тесту высота подскока (по Абалакову) позволил нам выявить следующие результаты: экспериментальная группа №1: в начале - 27,1 см., по окончанию - 32,4 см., экспериментальная группа №2: в начале 28,2 см., по окончанию - 30,3 см. По завершению
эксперимента, мы выявили у спортсменов положительный прирост результатов в тесте «бег 20м» и «бег 40с». Обработка результатов методом математической статистики показала, что различия результатов тестов по физической подготовке экспериментальных группах достоверны.
Анализ результатов педагогического эксперимента по тесту “Перемещение в защитной стойке” показал, что в экспериментальной группе №1 результат улучшился с 10,1 до 10,0 с., а в экспериментальной группе №2 с 10,15 до 10,1 с. Из результатов тестов “Скоростное ведение” и “Передача мяча” было выявлено, что баскетболисты улучшили первоначальные результаты на 15%. Обработка результатов исследования позволила установить, что произошло достоверное улучшение показателей компонентов технической подготовки юных баскетболистов.
4. На основе результатов, полученных в ходе, проведенного нами эксперимента, были составлены некоторые практические рекомендации по развитию физической и технической подготовленности юных спортсменов.
2. Результатом теоретического анализа явился экспериментальный вариант методики развития технической и физической подготовки у групп начальной подготовки путем применения подвижных игр в тренировочном процессе. Они были органично включены в процесс подготовки начинающих баскетболистов, имели продолжительность в начале эксперимента от 7 до 10 мин, позже увеличили от 15 до 20 минут и проходили в основной части занятия.
3. Проведение педагогического эксперимента позволило установить, что
в экспериментальных группах выявлено статистически достоверное улучшение физической и технической подготовленности начинающих баскетболистов. Средние показатели в прыжке в длину с места у мальчиков экспериментальной группы №1 в начале исследования составляли 146,1 см., по окончанию составил 174,8 см. У юных баскетболистов экспериментальной группы №2 на четвертом этапе показатель был равен 147,7 см, а в конце эксперимента 164,9 см. Анализ показателей педагогического эксперимента по тесту высота подскока (по Абалакову) позволил нам выявить следующие результаты: экспериментальная группа №1: в начале - 27,1 см., по окончанию - 32,4 см., экспериментальная группа №2: в начале 28,2 см., по окончанию - 30,3 см. По завершению
эксперимента, мы выявили у спортсменов положительный прирост результатов в тесте «бег 20м» и «бег 40с». Обработка результатов методом математической статистики показала, что различия результатов тестов по физической подготовке экспериментальных группах достоверны.
Анализ результатов педагогического эксперимента по тесту “Перемещение в защитной стойке” показал, что в экспериментальной группе №1 результат улучшился с 10,1 до 10,0 с., а в экспериментальной группе №2 с 10,15 до 10,1 с. Из результатов тестов “Скоростное ведение” и “Передача мяча” было выявлено, что баскетболисты улучшили первоначальные результаты на 15%. Обработка результатов исследования позволила установить, что произошло достоверное улучшение показателей компонентов технической подготовки юных баскетболистов.
4. На основе результатов, полученных в ходе, проведенного нами эксперимента, были составлены некоторые практические рекомендации по развитию физической и технической подготовленности юных спортсменов.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Начальное обучение обучающихся 8-10 лет, занимающихся баскетболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Исследование особенностей развития физических качеств у баскетболистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Развитие быстроты у обучающихся 12-14 лет на внеучебных занятиях по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2024



