ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ 9
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Здоровьесберегающие технологии: понятие и сущность 9
1.2. Состояние здоровья несовершеннолетних и роль 26
здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационных учреждениях
2. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В 50 ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных 50
учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт
2.2. Диагностика проблем применения здоровьесберегающих технологий в 64 социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
2.3. Программа формирования здоровьесберегающего поведения 74
воспитанников социально-реабилитационного центра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей, который более чем на 50% определяет состояние здоровья человека. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками.
Проблема сохранения здоровья населения занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Неблагоприятная демографическая ситуация выдвигает в разряд национальных приоритетов мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения страны и, прежде всего, детей и подростков. Проблема состояния здоровья несовершеннолетних носит особый, социально значимый характер. На это особое внимание обращают Национальные проекты «Здоровье» и «Образование».
Всемирная организация здравоохранения еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.
Решение вопросов оздоровления несовершеннолетних связано с преодолением специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются вредные поведенческие привычки, которые наряду с другими факторами, включая недостаток информации и образования в области формирования навыков здорового образа жизни, сказываются на качестве здоровья поколения. Главными причинами значительных нарушений состояния здоровья и физического развития детей и подростков являются игнорирование ими основных элементов здорового образа жизни, наличие вредных привычек и др.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних воспитанников социально-реабилитационных учреждений. В социально-реабилитационных учреждениях, как правило, находятся дети и подростки, лишенные родительской заботы, безнадзорные, не включенные в нормальные семейные отношения, не обладающие знаниями о сохранении здоровья и, зачастую, обладающие вредными привычками.
Таким образом, применительно к современной российской действительности острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья несовершеннолетних слишком велики (а в отношении рассматриваемой категории, в особенности); во-вторых, в том, что среди данной категории часто преобладают виды поведения, разрушающие здоровье и, таким образом, становятся очевидными общественные потребности в отношении формирования здоровьесохранительного (самосохранительного) поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационных учреждений, как важнейшего фактора обеспечения их жизнеспособности и созидательной активности.
Одной из целей деятельности социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних является сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников посредством организации здоровьесберегающего пространства и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а итогом такой работы является сформированная способность ребенка самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Степень научной разработанности проблемы. Здоровье как объект философского и социологического осмысления представлено в работах И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицина, Л.Г. Матрос, А.В. Сахно, П.Д. Тищенко, Г.И. Царегородцева, С.Я. Чикина, Б.Г. Юдина.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения, в том числе у несовершеннолетних, рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой,
A. Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши,
B. М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранителъного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье неовершеннолетних (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей и подросков посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, А.П. Степанова и др.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.
Предмет исследования: специфика применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть специфику здоровьесберегающих
технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних и предложить рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних;
• рассмотреть специфику и роль здоровьесберегающих технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и разработать программу формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн,
С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев,
A. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский,
B. И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности
(Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, Л.И. Марочкина,
В.Н. Муравьева, В.О. Францева и др.); концепция формирования осознанного
7 отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно¬
функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН «Областной социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (март-май 2017г.) - анкетирование родителей (n=11); анкетирование специалистов на базе применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (n=23), анкетирование несовершеннолетних (n=13).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность здоровьесберегающего (самосохранительного) поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья
воспитанников социально-реабилитационных учреждений.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2017г.); выполнена по заказу ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Решение задач исследования позволило нам сделать следующие выводы. Здоровье населения - комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества.
Здоровьесбережение - это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно¬нравственного. Здоровьесбережение - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение - основа профилактики заболеваний. Формами здоровьеразрушающего поведения являются ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте.
При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды социально-реабилитационных учреждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья воспитанников ученые исходят из компонентов физического, психического, социального здоровья человека. Отличительными чертами являются: нацеленность на достижение конкретных целей, актуальных для воспитанников; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности для активного участия воспитанников в процессе выработки поведенческих стратегий, персонификации поведенческих рисков; совместная с обучающимися деятельность по определению источников возможного негативного влияния и выработке стратегии реагирования на него; направленность на формирование ценностей здоровьесохранительного поведения и развитие групповых норм противостояния негативному влиянию, соответствующих возрасту и индивидуальному опыту обучающихся и др.; совместный анализ результатов проделанной работы, планирование дальнейших действий.
Критериями и показателями эффективности формирования
здоровьесберегающей среды в социально-реабилитационных учреждениях с учетом индивидуального подхода к воспитанникам выступают: учет особенностей возраста (реализация возрастного подхода); целенаправленность и лонгитюдность использования методов; представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы); представленность технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся; направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга; представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения; ориентация на приобретение знаний, умений и навыков; проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
К факторам, влияющим на формирование, укрепление и сохранение здоровья относятся: социальные, психолого-физиологические, организационно¬педагогические, управленческие
Здоровьесберегающие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни.
Автором проведено социологичекое исследование «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре». Анализ результатов показывает, что подавляющее большинство воспитанников отдает приоритет ценности «здоровье». Однако наиболее значимыми особенностями образа жизни современных подростков являются следующие: пренебрежение мерами личной безопасности, неадекватное пищевое поведение, недостаточная двигательная активность. Наибольшая концентрация неблагоприятных факторов отмечается в группе подростков 15-17 лет. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у девушек неблагоприятные поведенческие факторы отмечаются в 1,6 раза чаще, чем у юношей.
Высокая распространенность среди несовершеннолетних неблагоприятных факторов образа жизни, низкий уровень здоровьесохранительного поведения свидетельствуют о необходимости внедрения современных инновационных методов профилактической работы с данным возрастным контингентом.
На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования нами предложена Программа формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра «Крепкое здоровье - это здорово».
Цели: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; подготовка сознания воспитанников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.
Основные направления программы: медицинское, просветительское,
психолого-педагогическое, спортивно-оздоровительное, диагностическое.
В результате реализации программы произойдет: снижение показателей заболеваемости детей; стабилизация состояния здоровья воспитанника по основным показателям; повышение качества и уровня обучения воспитанника; повышение уровня воспитанности детей и подростков.
Знания о здоровом образе жизни позволяют несовершеннолетним понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ; воспитанники смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и научаться управлять своим поведением в различных ситуациях.
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: [принят Международной конференцией здравоохранения: от 22.07.1946].- //http://pravo.kulichki.com/megd2007/bz05 /dcm 05144.htm
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 01. 11. 2011 г. № 323- ФЗ]. - http://www.rg.ru/20W11/23/zdorovie-dok.html
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24.07.1998 г. № 124-ФЗ]
- http:// www.consultant.ru
4. Об охране здоровья населения Белгородской области [Текст]: [закон Белгородской области от 24.12.2012 № 166] // Белгородские известия.- № 253.- 28 декабря 2012 г.
5. О концепции демографического развития Белгородской области до 2025 года [Электронный ресурс]: [постановление правительства Белгородской области от 15 октября 2007 г. №242-пп]. - http:// www.consultant.ru
6. Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области [Электронный ресурс]: [закон Белгородской области: принят областной Думой 27 февр. 2003 года]. - http://www.belduma.ru/zakon.php
7. Абрамян, М.Л. Культура здорового и безопасного образа жизни как фактор формирования здоровьесберегающего пространства школы [Текст] / М.Л.Абрамян // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции.
- Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - С.22-24
8. Алимпиева, А.В. Самосохранительное поведение детей и молодежи: результаты диагностики [Текст] / А.В.Алимпиева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2011. - Вып. 4. - С. 76-83
9. Альбицкий, В.Ю. Результаты изучения самосохранительного поведения подростка [Текст] / В.Ю.Альбицкий, М.Ю.Абросимова, Л.С.Сафиуллина. - М.: ИД «Династия», 2003. - С. 192-206
10. Баканова, И. Здоровьеформирующее образование в условиях городского социокультурного центра [Текст]/ И. Баканова //Учитель. - 2009. - № 4. - C. 29-33
11. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа,
2008. - 432 с.
12. Беличева, С.А. К вопросу о здоровьесберегающих образовательных технологиях [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. -№ 1. - С. 83-89
13. Белова, Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи [Текст] / Н.И. Белова // Социологические исследования.- 2008. - № 4. С. 84-86
14. Березин А.Ф. Психологические аспекты формирования у учащихся ценностного отношения к здоровью [Текст] / А.Ф.Березин // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы [Текст]: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - С.42-44
15. Березутский, Ю.В. Социальное здоровье молодежи в региональном измерении [Текст] / Ю.В. Березутский, А.С. Москвич // Власть и управление на Востоке России. - 2007. - №3. - С. 105-112
16. Борисов, Э.И. Существующие представления о здоровье и здоровом образе жизни [Текст] /Э.И. Борисов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. материалов IX международной науч.-метод. конф.- М., 2006.- С.159-164
17. Булла, О.Э. Исследование проблемы здоровья воспитанников учреждений социальной реабилитации [Электронный ресурс] / О.Э. Булла. - Режим доступа. - https://www.scienceforum.ru/2013/240/3170)
18. Варламова, С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад [Текст] / С.Н. Варламова, Н.Н. Седова // СОЦИС.- № 4. - 2010.- C. 75-88.
19. Галецкая, Л. Сельская школа здоровья - новый стереотип жизни [Текст] / Л. Галецкая // Директор школы. - 2009. - № 10. - С. 30-36
20. Гладышева, О. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов [Текст] / О. Гладышева // Директор школы. - 2010. - № 6. - С. 98-104
21. Горохова, Н.А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н.А.Горохова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2010. - № 7. - С. 33-38
22. Губогло, З.И. Формирование культуроценностной мотивации здорового образа жизни [Текст] / З.И. Губогло // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 6. - С. 50-52
23. Демакова, И.П. Программа «Здоровый образ жизни» (для учащихся 6-х классов) [Текст] / И.П. Демакова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 3. - С. 68-82
24. Евграшина, Е.Г. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Текст] / Е.Г. Евграшина // Специалист. - 2009. - № 3. - С. 25
25. Егорченков, М. «Школа здоровья» № 440: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М. Егорченков // Учитель. - 2009. - №4. - С. 56-59
26. Еременко, О. Искоренить вредные привычки [Текст] / О. Еременко // Учитель. -2009. - № 4. - С. 73-75
27. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст] / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин [и др.] // Валеология. - 2008. - № 3. - С. 18-24
28. Журавлева, И.В. Здоровье и болезни в европейском обществе [Текст] / И.В. Журавлева // СОЦИС. - 2008. - № 2. С.15-16
29. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: дис. ... д-ра социол.наук [Текст] / И.В. Журавлева. - М., 2005. - 434 с.
30. Зайцева, Л. В. Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья дошкольников [Текст] / Л. В. Зайцева // Весник ИРО: научно-методический журнал. - 2013. - №1. - С.20-29
31. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера». - Режим доступа. - http:// www.centervera.ru / Zdorovyiy_obraz_zhizni
32. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / под. ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 2009. - 370 с.
33. Иваненков, С.П. Проблема социализации современной молодежи.
[Текст]: учебное пособие / С.П. Иваненков. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 1999. - 235с.
34. Иванова, И.Г. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников [Текст] / И.Г. Иванова, Е.В. Петрова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2010. - №5.
- С. 12-14
35. Иванова, Л.Л Влияние здоровьесберегающих технологий на занятиях по ручному труду на воспитанников в социально-реабилитационном центре [Электронный ресурс] / Л.Л.Иванова. - Режим доступа. - http://solnishko- nn.com/vliyanie-zdorovesberegayushhix-texnologij-
36. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья - термин или концепция? // [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии. -1993. -№ 1. - С. 86-88
37. Ключенович, В.И. Общественное здоровье: концептуальные подходы при создании модели управления [Текст] / В.И. Ключенович // Медицинские новости. - 2005. - № 3. - С. 65-70
38. Колесникова, И.С. Новации в социологии медицины и здоровья. Заметки участника VIII конференции ЕСА [Текст] / И.С. Колесникова // Социологические исследования.- 2008.- № 4. -С. 89-91
39. Колков, В.В. Системный подход в социальной работе [Текст] / Методологический семинар / В.В. Колков.- М.: Институт социальной работы, 1997.
- 254с.
40. Корхова, И.В. Методы оценки здоровья [Текст] / И.В. Корхова // Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века. Проект «Таганрог»/ под ред. Н.М. Римашевской. - М.: Издательство ИСЭПН, 2001. - С.224-252
41. Красикова, О.Н. Мониторинг здоровьесберегающего потенциала
дополнительного образования школьников [Текст] / О.Н. Красикова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования. - 2010. - №2. - С. 26-28
42. Кривцова, Л.А. Создание здоровьесберегающй и развивающей среды для
воспитания интеллектуальной и творческой личности [Текст] / Л.А.Кривцова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования. - 2009. - №3. - С. 31-33
43. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст]: учебное пособие / Л.В. Куликов.- СПб.: Питер, 2004.- 214 с.
44. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы [Текст] / В.Р. Кучма. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2006.
- 152 с.
45. Лукьянова, М. Здоровьесберегающие ресурсы личностно¬
ориентированного обучения [Текст] / М. Лукьянова // Учитель. - 2007. - № 6. - С. 58-61
46. Маликова, Е. Беречь здоровье смолоду [Текст] / Е. Маликова // Учитель.
- 2010. - №1. - С. 68-70
47. Малоземов, О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся / О.Ю. Малоземов // Социологические исследования. -2005. -№11. - С. 110-114
48. Малярчук, Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов [Текст] / Н.Н. Малярчук // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 55-59
49. Мальгина, Е.Н. Комплексный подход к созданию здоровьесберегающего
пространства в Государственном бюджетном специализированном учреждении Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации «Северодвинский социально-реабилитационный центр
«Солнышко» [Электронный ресурс] / Е.Н. Мальгина. - Режим доступа. - http ://nordsun29.ru/about/
50. Машлякевич, С.Ю. Психолого-педагогические основы
здоровьесберегающей организации образовательного процесса [Текст] / С.Ю.Машлякевич // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции.
- Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. - С.87-90
51. Медков, В.М. Демография [Текст]: учебное пособие /В.М. Медков. - Ростов н/Д.: «Феникс»,2002. - 448 с.
52. Миняйло, И.Н. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения как ресурс сохранения здоровья молодого поколения [Текст] / И.Н. Миняйло // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1. - С. 9-12
53. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов/ од ред. В.А. Сластенина [Текст] / А.В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
54. Набатова, Е.В. Класс культуры сбережения здоровья [Текст] / Е.В. Набатова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 3. - С. 112
55. Назарова, И.Б. Субъективные и объективные оценки здоровья населения [Текст] / И.Б. Назарова // Социологический журнал. - 1998.-№3/4.- С. 246-249
56. Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы [Текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании. -2007. - № 3. - C. 20-26
57. Науменко, Ю.В. Социокультурная концепция формирования феномена «здоровье» в процессе общего образования [Текст] / Ю.В. Науменко // Инновации в образовании. - 2010. - №3. - С. 72-85
58. Некоз, Е.В. Здоровье обучающихся - важный фактор качества
образования Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей
организации образовательного процесса [Текст] / Е.В. Некоз // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.93-96
59. Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия [Текст]: материалы международной науч.-практ. конференции, Улан-Удэ, 15¬17 июня 2009 г. / Федерал. Агентство по образованию, М-во образования и науки РБ; [редкол.: Ю. Ю. Шурыгина (отв. ред.) и др.]. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ,
2009. - 219 с.
60. Панков, Д.Д. Состояние здоровья школьников выпускных классов (данные профилактических осмотров) [Текст] / Д.Д. Панков, Т.Б. Панкова // Российский педиатрический журнал. - 2006. - № 6. - С. 10-12
61. Петрунина, И.А. Современные модели здоровьесбережения в общеобразовательной школе [Текст] / И.А. Петрунина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 6. - С. 30-33
62. Пиетиля, И. Российское здравоохранение: ожидания населения [Текст] / И. Пиетиля, А.П. Дворянчикова, Л.С. Шилова // Социологические исследования. -
2007. - № 5. - С. 81-88
63. Плетнева, Е.Ю. Территориальная модель здоровье сберегающей деятельности в системе образования [Текст] / Е.Ю. Плетнева, В.Б. Рубанович // Валеология. - 2010. - №1. - С. 5-8
64. Попов, М.Н. Здоровье человека в системе образования [Текст] / М.Н. Попов, авт. Л.А. Коробейникова // Стандарты и мониторинг в образовании. -
2008. - № 5. - C. 59-63
65. Пугачева, И.В. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в условиях школы-интерната [Текст] / И.В. Пугачева // Муниципальное
98 образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 53-55
66. Радченко, М.П. Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения [Текст] / М.П. Радченко, И.В. Плющ // Сибирский учитель. - 2008. - №4. - С. 28-31
67. Потехина, Н.Н. Особенности образа жизни и выработки самосохранительбного поведения подростков и молодежи [Текст] / Н.Н. Потехина, М.Г. Дьячкова, И.А. Колесникова, А.В. Чуйко [и др.] // Экология человека.- 2009.- №8.- C.61-64
68. Рапопорт, И.К. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения [Текст] / И.К. Рапопорт // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 86-94
69. Решетникова, Г.А. Здоровье в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы Психолого-педагогические основы здоровьесберегающей организации образовательного процесса [Текст] / Г.А.Решетникова // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.120-123
70. Руководство по социальной педиатрии [Электронный ресурс] / составители: В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина // под ред. В.Г. Дьяченко. - Изд-во ГОУВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск.- 2010.- http:// www. medlinks. ru/ sections.php?op
71. Сафиуллина, Л.С. Состояние здоровья и самосохранительное поведение учащихся подростков, проживающих в большом городе (комплексное социально-гигиеническое исследование) [Текст]: дисс.... канд. мед. наук/ Л.С. Сафиуллина Казань, 2003.- 5 п.л.
72. Сиерес, Д. О различных подходах к понятию «здоровье» [Текст] / Д. Сиерес, В. Гавидия // Школа здоровья. - 1998. - Т.5 - №1. - С. 7-16
73. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учебное пособие / А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 452с.
74. Сочнев, А.В. Поведенческие факторы здоровья молодежи [Текст] / А.В. Сочнев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.- 2007.- № 1 (6).- С. 113-117
75. Таранова, В.А. Эффективные технологии формирования здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек у учащихся [Текст] / В.А.Таранова // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-прак. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.138-141
76. Технологии социальной работы [Текст]: учебник / под ред. В.И.Жукова. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. -338 с.
77. Хабибуллин, К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения [Текст] /К.Н. Хабибуллин // Социологические исследования. -2005. - № 6. - С. 140-144
78. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие /
Е.И. Холостова.- 5-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 668 с.
79. Цветкова, И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков [Текст] / И.В. Цветкова // Социологические исследования. - 2005. - № 11.-С. 105-109.
80. Цикало, Е.С. Становление «школы здоровья»: модель, опыт, решения / Е.С. Цикало // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2007. - №3. - С. 11-13
81. Шамаева, А. Здоровье детей - одно из основных условий их успешного образования [Текст] / А. Шамаева // Качество образования в школе. - 2010. - №2. - С. 20-22
82. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография [Текст] /А.А.Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010.- 408 с.
83. Шабунова, А.А. Факторы, ограничивающие здоровье населения региона [Текст] / А.А. Шабунова, Н.А. Рыбаковпа, Г.В. Тихомирова // Социологические исследования. - 2009.- № 8.- C. 85-91.
84. Шаповалова, О.Н. Организация работы по здоровьесбережению в рамках
реализации ФГОС в основной школе [Текст] / О.Н.Шаповалова, А.С.Петрушкина // Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы,
перспективы: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2015. -С.159-162
85. Юматова, Д.Б. Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с младшими школьниками [Текст] / Д.Б. Юматова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2. - С. 47-51