ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ 9
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Здоровьесберегающие технологии: понятие и сущность 9
1.2. Состояние здоровья несовершеннолетних и роль 26
здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационных учреждениях
2. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В 50 ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных 50
учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт
2.2. Диагностика проблем применения здоровьесберегающих технологий в 64 социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
2.3. Программа формирования здоровьесберегающего поведения 74
воспитанников социально-реабилитационного центра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ 9
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Здоровьесберегающие технологии: понятие и сущность 9
1.2. Состояние здоровья несовершеннолетних и роль 26
здоровьесберегающих технологий в формировании самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационных учреждениях
2. СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В 50 ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных 50
учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт
2.2. Диагностика проблем применения здоровьесберегающих технологий в 64 социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
2.3. Программа формирования здоровьесберегающего поведения 74
воспитанников социально-реабилитационного центра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей, который более чем на 50% определяет состояние здоровья человека. Формирование здорового образа жизни через изменение стиля и уклада жизнедеятельности является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками.
Проблема сохранения здоровья населения занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Неблагоприятная демографическая ситуация выдвигает в разряд национальных приоритетов мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения страны и, прежде всего, детей и подростков. Проблема состояния здоровья несовершеннолетних носит особый, социально значимый характер. На это особое внимание обращают Национальные проекты «Здоровье» и «Образование».
Всемирная организация здравоохранения еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.
Решение вопросов оздоровления несовершеннолетних связано с преодолением специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются вредные поведенческие привычки, которые наряду с другими факторами, включая недостаток информации и образования в области формирования навыков здорового образа жизни, сказываются на качестве здоровья поколения. Главными причинами значительных нарушений состояния здоровья и физического развития детей и подростков являются игнорирование ими основных элементов здорового образа жизни, наличие вредных привычек и др.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних воспитанников социально-реабилитационных учреждений. В социально-реабилитационных учреждениях, как правило, находятся дети и подростки, лишенные родительской заботы, безнадзорные, не включенные в нормальные семейные отношения, не обладающие знаниями о сохранении здоровья и, зачастую, обладающие вредными привычками.
Таким образом, применительно к современной российской действительности острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья несовершеннолетних слишком велики (а в отношении рассматриваемой категории, в особенности); во-вторых, в том, что среди данной категории часто преобладают виды поведения, разрушающие здоровье и, таким образом, становятся очевидными общественные потребности в отношении формирования здоровьесохранительного (самосохранительного) поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационных учреждений, как важнейшего фактора обеспечения их жизнеспособности и созидательной активности.
Одной из целей деятельности социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних является сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников посредством организации здоровьесберегающего пространства и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а итогом такой работы является сформированная способность ребенка самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Степень научной разработанности проблемы. Здоровье как объект философского и социологического осмысления представлено в работах И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицина, Л.Г. Матрос, А.В. Сахно, П.Д. Тищенко, Г.И. Царегородцева, С.Я. Чикина, Б.Г. Юдина.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения, в том числе у несовершеннолетних, рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой,
A. Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши,
B. М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранителъного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье неовершеннолетних (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей и подросков посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, А.П. Степанова и др.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.
Предмет исследования: специфика применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть специфику здоровьесберегающих
технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних и предложить рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних;
• рассмотреть специфику и роль здоровьесберегающих технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и разработать программу формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн,
С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев,
A. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский,
B. И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности
(Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, Л.И. Марочкина,
В.Н. Муравьева, В.О. Францева и др.); концепция формирования осознанного
7 отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно¬
функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН «Областной социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (март-май 2017г.) - анкетирование родителей (n=11); анкетирование специалистов на базе применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (n=23), анкетирование несовершеннолетних (n=13).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность здоровьесберегающего (самосохранительного) поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья
воспитанников социально-реабилитационных учреждений.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2017г.); выполнена по заказу ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Проблема сохранения здоровья населения занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Неблагоприятная демографическая ситуация выдвигает в разряд национальных приоритетов мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения страны и, прежде всего, детей и подростков. Проблема состояния здоровья несовершеннолетних носит особый, социально значимый характер. На это особое внимание обращают Национальные проекты «Здоровье» и «Образование».
Всемирная организация здравоохранения еще в 80-е годы XX века выявила, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что продолжительность жизни, жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от образа жизни.
Решение вопросов оздоровления несовершеннолетних связано с преодолением специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются вредные поведенческие привычки, которые наряду с другими факторами, включая недостаток информации и образования в области формирования навыков здорового образа жизни, сказываются на качестве здоровья поколения. Главными причинами значительных нарушений состояния здоровья и физического развития детей и подростков являются игнорирование ими основных элементов здорового образа жизни, наличие вредных привычек и др.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних воспитанников социально-реабилитационных учреждений. В социально-реабилитационных учреждениях, как правило, находятся дети и подростки, лишенные родительской заботы, безнадзорные, не включенные в нормальные семейные отношения, не обладающие знаниями о сохранении здоровья и, зачастую, обладающие вредными привычками.
Таким образом, применительно к современной российской действительности острота проблемы заключается, во-первых, в том, что темпы ухудшения состояния здоровья несовершеннолетних слишком велики (а в отношении рассматриваемой категории, в особенности); во-вторых, в том, что среди данной категории часто преобладают виды поведения, разрушающие здоровье и, таким образом, становятся очевидными общественные потребности в отношении формирования здоровьесохранительного (самосохранительного) поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационных учреждений, как важнейшего фактора обеспечения их жизнеспособности и созидательной активности.
Одной из целей деятельности социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних является сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников посредством организации здоровьесберегающего пространства и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а итогом такой работы является сформированная способность ребенка самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Степень научной разработанности проблемы. Здоровье как объект философского и социологического осмысления представлено в работах И.И. Брехмана, В.П. Казначеева, Ю.П. Лисицина, Л.Г. Матрос, А.В. Сахно, П.Д. Тищенко, Г.И. Царегородцева, С.Я. Чикина, Б.Г. Юдина.
Развитие здоровья как социальной категории, уточнение понятийной и предметной области, нашло отражение в публикациях В.М. Димова, Е.В. Дмитриевой, В.Н. Иванова, А.М. Изуткина, В.М. Лупандина, В.М. Нилова, Г.С. Никифорова, В.П. Петленко, А.В. Решетникова, К.Н. Хабибулина и др.
Различные аспекты социальной политики в сфере охраны здоровья и формированию самосохранительного поведения граждан рассматривались в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Анализу факторов, влияющих на состояние здоровья населения и формирующих отношение к здоровью на уровне индивида, групп и общества, уделяли внимание Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова и др.
Роль институциональных субъектов формирования здоровья отражена в работах А.А. Баранова, Е.Б. Бреевой, И.А. Деминой, Н.Н. Куинджи, В.Р. Кучмы, Н.М. Пичужкиной, М.И. Чубирко, О.В. Шиняевой, В.С. Шуваловой.
Динамика демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения, в том числе у несовершеннолетних, рассматриваются в трудах В.А. Борисова, Г.А. Бондарской, Е.Б. Бреевой,
A. Г. Волкова, С.И. Голод, И.А. Гундарова, В.В. Елизарова, А.Я. Кваши,
B. М. Медкова, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыбаковского, А.Б. Синельникова и др.
Анализ состояние здоровья населения, отношение населения к своему здоровью и стратегии самосохранителъного поведения изучены С.Н. Варламовой, Н.А. Рыбаковой, Н.Н. Седовой, Г.В. Тихомировой, А.А. Шабуновой и др.
Несомненный интерес представляют собой научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвященные конкретному анализу форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Изучению состояния здоровья и формирующих его факторов у несовершеннолетних посвящены исследования многих авторов. Наиболее изучаемым разделом является здоровье неовершеннолетних (A.A. Баранов, Е.А. Богданова, И.В. Калмыкова, В.Р. Кучма, А. Малькевич, Л.М. Сухарева и др.).
Медико-социальным исследованиям здоровья детей и подросков посвящены работы Н.Е. Бачерикова, Б.Т. Величковского, Т.И. Кагановой, Д.В. Печкурова, А.П. Степанова и др.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.
Предмет исследования: специфика применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть специфику здоровьесберегающих
технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних и предложить рекомендации по их применению.
Задачи исследования:
• изучить теоретические основания здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних;
• рассмотреть специфику и роль здоровьесберегающих технологий в практике социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и разработать программу формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн,
С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев,
A. Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский,
B. И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности
(Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепции здоровьесбережения в образовании (В.В.Вучева, Л.И. Губарева, Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концепция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего образования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гюлушанян, Н.В. Зарыковская, Л.И. Марочкина,
В.Н. Муравьева, В.О. Францева и др.); концепция формирования осознанного
7 отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур).
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных и нормативно-правовой базы; экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно¬
функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило многосторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания в области исследования мотивов
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровней по вопросам демографической, семейной, молодежной политики, а также законодательные акты в области охраны здоровья населения, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН «Областной социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором дипломной работы социологического исследования: «Изучение проблем применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (март-май 2017г.) - анкетирование родителей (n=11); анкетирование специалистов на базе применения здоровьесберегающих технологий в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (n=23), анкетирование несовершеннолетних (n=13).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность здоровьесберегающего (самосохранительного) поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; раскрыта сущность и содержание мотивации здоровья
воспитанников социально-реабилитационных учреждений.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования
здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних - воспитанников социально-реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2017г.); выполнена по заказу ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Решение задач исследования позволило нам сделать следующие выводы. Здоровье населения - комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества.
Здоровьесбережение - это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно¬нравственного. Здоровьесбережение - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение - основа профилактики заболеваний. Формами здоровьеразрушающего поведения являются ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте.
При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды социально-реабилитационных учреждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья воспитанников ученые исходят из компонентов физического, психического, социального здоровья человека. Отличительными чертами являются: нацеленность на достижение конкретных целей, актуальных для воспитанников; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности для активного участия воспитанников в процессе выработки поведенческих стратегий, персонификации поведенческих рисков; совместная с обучающимися деятельность по определению источников возможного негативного влияния и выработке стратегии реагирования на него; направленность на формирование ценностей здоровьесохранительного поведения и развитие групповых норм противостояния негативному влиянию, соответствующих возрасту и индивидуальному опыту обучающихся и др.; совместный анализ результатов проделанной работы, планирование дальнейших действий.
Критериями и показателями эффективности формирования
здоровьесберегающей среды в социально-реабилитационных учреждениях с учетом индивидуального подхода к воспитанникам выступают: учет особенностей возраста (реализация возрастного подхода); целенаправленность и лонгитюдность использования методов; представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы); представленность технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся; направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга; представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения; ориентация на приобретение знаний, умений и навыков; проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
К факторам, влияющим на формирование, укрепление и сохранение здоровья относятся: социальные, психолого-физиологические, организационно¬педагогические, управленческие
Здоровьесберегающие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни.
Автором проведено социологичекое исследование «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре». Анализ результатов показывает, что подавляющее большинство воспитанников отдает приоритет ценности «здоровье». Однако наиболее значимыми особенностями образа жизни современных подростков являются следующие: пренебрежение мерами личной безопасности, неадекватное пищевое поведение, недостаточная двигательная активность. Наибольшая концентрация неблагоприятных факторов отмечается в группе подростков 15-17 лет. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у девушек неблагоприятные поведенческие факторы отмечаются в 1,6 раза чаще, чем у юношей.
Высокая распространенность среди несовершеннолетних неблагоприятных факторов образа жизни, низкий уровень здоровьесохранительного поведения свидетельствуют о необходимости внедрения современных инновационных методов профилактической работы с данным возрастным контингентом.
На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования нами предложена Программа формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра «Крепкое здоровье - это здорово».
Цели: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; подготовка сознания воспитанников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.
Основные направления программы: медицинское, просветительское,
психолого-педагогическое, спортивно-оздоровительное, диагностическое.
В результате реализации программы произойдет: снижение показателей заболеваемости детей; стабилизация состояния здоровья воспитанника по основным показателям; повышение качества и уровня обучения воспитанника; повышение уровня воспитанности детей и подростков.
Знания о здоровом образе жизни позволяют несовершеннолетним понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ; воспитанники смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и научаться управлять своим поведением в различных ситуациях.
Здоровьесбережение - это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека - биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно¬нравственного. Здоровьесбережение - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровьесбережение - основа профилактики заболеваний. Формами здоровьеразрушающего поведения являются ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте.
При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды социально-реабилитационных учреждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья воспитанников ученые исходят из компонентов физического, психического, социального здоровья человека. Отличительными чертами являются: нацеленность на достижение конкретных целей, актуальных для воспитанников; использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности для активного участия воспитанников в процессе выработки поведенческих стратегий, персонификации поведенческих рисков; совместная с обучающимися деятельность по определению источников возможного негативного влияния и выработке стратегии реагирования на него; направленность на формирование ценностей здоровьесохранительного поведения и развитие групповых норм противостояния негативному влиянию, соответствующих возрасту и индивидуальному опыту обучающихся и др.; совместный анализ результатов проделанной работы, планирование дальнейших действий.
Критериями и показателями эффективности формирования
здоровьесберегающей среды в социально-реабилитационных учреждениях с учетом индивидуального подхода к воспитанникам выступают: учет особенностей возраста (реализация возрастного подхода); целенаправленность и лонгитюдность использования методов; представленность технологий обучения жизненным навыкам (в том числе помощи интерактивных методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы); представленность технологий обучения навыкам противостояния негативному давлению (коммуникабельность, самоуважение) в соответствии с индивидуальным уровнем развития обучающихся; направленность на взаимное положительное влияние обучающихся друг на друга; представленность технологий формирования социально одобряемых норм поведения; ориентация на приобретение знаний, умений и навыков; проведение оценки эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
К факторам, влияющим на формирование, укрепление и сохранение здоровья относятся: социальные, психолого-физиологические, организационно¬педагогические, управленческие
Здоровьесберегающие технологии представляют совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия человека, в формировании здорового образа жизни.
Автором проведено социологичекое исследование «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре». Анализ результатов показывает, что подавляющее большинство воспитанников отдает приоритет ценности «здоровье». Однако наиболее значимыми особенностями образа жизни современных подростков являются следующие: пренебрежение мерами личной безопасности, неадекватное пищевое поведение, недостаточная двигательная активность. Наибольшая концентрация неблагоприятных факторов отмечается в группе подростков 15-17 лет. Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у девушек неблагоприятные поведенческие факторы отмечаются в 1,6 раза чаще, чем у юношей.
Высокая распространенность среди несовершеннолетних неблагоприятных факторов образа жизни, низкий уровень здоровьесохранительного поведения свидетельствуют о необходимости внедрения современных инновационных методов профилактической работы с данным возрастным контингентом.
На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования нами предложена Программа формирования здоровьесберегающего поведения воспитанников социально-реабилитационного центра «Крепкое здоровье - это здорово».
Цели: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; подготовка сознания воспитанников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.
Основные направления программы: медицинское, просветительское,
психолого-педагогическое, спортивно-оздоровительное, диагностическое.
В результате реализации программы произойдет: снижение показателей заболеваемости детей; стабилизация состояния здоровья воспитанника по основным показателям; повышение качества и уровня обучения воспитанника; повышение уровня воспитанности детей и подростков.
Знания о здоровом образе жизни позволяют несовершеннолетним понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ; воспитанники смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и научаться управлять своим поведением в различных ситуациях.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательная работа с воспитанниками детского дома
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Отряд по профилактике правонарушений как форма освоения правил безопасности жизнедеятельности в среднем профессиональном образовании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017



