Разработка нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона (на примере Белгородской области)
|
Введение 3
1. Теоретические основы разработки туристского продукта 6
1.1. Понятие туристского продукта, процесс его производства 6
1.2. Особенности проектирования познавательных туров 15
1.3. Историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального
туризма 24
2. Разработка и обоснование культурно-познавательного тура
«Путешествие в историю Белгородчины» 34
2.1. Анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма
в Белгородской области 34
2.2. Характеристика и расчет стоимости нового турпродукта 42
2.3. Обоснование конкурентных преимуществ нового туристского
продукта относительно аналогов 54
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
1. Теоретические основы разработки туристского продукта 6
1.1. Понятие туристского продукта, процесс его производства 6
1.2. Особенности проектирования познавательных туров 15
1.3. Историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального
туризма 24
2. Разработка и обоснование культурно-познавательного тура
«Путешествие в историю Белгородчины» 34
2.1. Анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма
в Белгородской области 34
2.2. Характеристика и расчет стоимости нового турпродукта 42
2.3. Обоснование конкурентных преимуществ нового туристского
продукта относительно аналогов 54
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития страны и регионов в частности. Он способствует эффективному использованию природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит увеличению культурной грамотности, оздоровлению и отдыху людей, а с другой - экономическому развитию каждого региона, так как туризм предполагает привлечение дополнительных средств в экономику региона.
Туризм является многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.
В России туристская отрасль является развивающейся. Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Направление туристских потоков в современной России охватывает все больше и больше регионов. Общеизвестно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики. В этих условиях появилась объективная необходимость изучения историко-культурного и природного потенциала регионов для создания туристских программ и проектирования привлекательных для путешественников туров.
Тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной, так как для привлечения туристов в Белгородскую область и её позиционирования на внутрироссийском и международном туристском рынке необходимо создание нового привлекательного туристского продукта, представляющего интерес для различных категорий туристов. Тура, который бы остался в памяти туристов на долгое время и принёс бы им массу положи-тельных впечатлений.
Проблема исследования состоит в том, что в Белгородской области, при наличии богатого туристского потенциала, большинство туристских фирм не предоставляют населению достаточного объема экскурсионных предложений, которые могли бы охватить большинство интереснейших объектов области и, тем самым, привлечь туристов в регион.
Объектом исследования является состояние рыночных возможностей познавательного туризма в Белгородской области.
Предмет исследования - анализ потребительского спроса на имеющиеся туристские продукты познавательной направленности, оценка их конкурентоспособности и выявление перспективных направлений развития познавательного туризма в Белгородской области.
Целью данной работы является разработка нового конкурентоспособного тупродукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить понятие туристского продукта, процесс его производства;
2) выявить особенности проектирования познавательных туров;
3) исследовать историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального туризма;
4) провести анализ состояния и определить перспективы развития познавательного туризма в Белгородской области;
5) разработать новый турпродукт, провести расчёт его стоимости;
6) определить конкурентные преимущества нового туристского продукта относительно аналогов.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Зорин И. В., Квартальное В. А., Александрова А. Ю., Карпова Г. А., Мидлтон В., Котлер Ф., Копанев А. С., а также материалы научных семинаров и конференций, российские нормативные акты и материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью.
В качестве методологической основы исследования использованы следующие методы: теоретико-методологический, статистический и системный анализ, сравнение, аналогия, классификация, проектирование и прогнозирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором на основе анализа предпочтений потребителей и изучения историко - культурного потенциала региона, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт.
Данная выпускная квалификационная работа изложена на 69 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 60 наименований, 10 приложений. В работе имеется 5 рисунков и 4 таблицы.
Туризм является многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.
В России туристская отрасль является развивающейся. Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Направление туристских потоков в современной России охватывает все больше и больше регионов. Общеизвестно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики. В этих условиях появилась объективная необходимость изучения историко-культурного и природного потенциала регионов для создания туристских программ и проектирования привлекательных для путешественников туров.
Тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной, так как для привлечения туристов в Белгородскую область и её позиционирования на внутрироссийском и международном туристском рынке необходимо создание нового привлекательного туристского продукта, представляющего интерес для различных категорий туристов. Тура, который бы остался в памяти туристов на долгое время и принёс бы им массу положи-тельных впечатлений.
Проблема исследования состоит в том, что в Белгородской области, при наличии богатого туристского потенциала, большинство туристских фирм не предоставляют населению достаточного объема экскурсионных предложений, которые могли бы охватить большинство интереснейших объектов области и, тем самым, привлечь туристов в регион.
Объектом исследования является состояние рыночных возможностей познавательного туризма в Белгородской области.
Предмет исследования - анализ потребительского спроса на имеющиеся туристские продукты познавательной направленности, оценка их конкурентоспособности и выявление перспективных направлений развития познавательного туризма в Белгородской области.
Целью данной работы является разработка нового конкурентоспособного тупродукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить понятие туристского продукта, процесс его производства;
2) выявить особенности проектирования познавательных туров;
3) исследовать историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального туризма;
4) провести анализ состояния и определить перспективы развития познавательного туризма в Белгородской области;
5) разработать новый турпродукт, провести расчёт его стоимости;
6) определить конкурентные преимущества нового туристского продукта относительно аналогов.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Зорин И. В., Квартальное В. А., Александрова А. Ю., Карпова Г. А., Мидлтон В., Котлер Ф., Копанев А. С., а также материалы научных семинаров и конференций, российские нормативные акты и материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью.
В качестве методологической основы исследования использованы следующие методы: теоретико-методологический, статистический и системный анализ, сравнение, аналогия, классификация, проектирование и прогнозирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором на основе анализа предпочтений потребителей и изучения историко - культурного потенциала региона, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт.
Данная выпускная квалификационная работа изложена на 69 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 60 наименований, 10 приложений. В работе имеется 5 рисунков и 4 таблицы.
В выпускной квалификационной работе были раскрыты и изучены такие понятия как историко-культурной потенциал, познавательный туризм и, собственно, туристской продукт и процесс его производства. Кроме того, был проведён анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма в Белгородской области. Это всё послужило фундаментом для проектирования нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала Белгородской области.
На наш взгляд, для успешного функционирования туристского рынка должны быть разработаны туры, удовлетворяющие запросы различных сегментов туристского рынка и любых предпочтений клиентов. Ассортимент туров должен включать заграничные туры, путешествия по России, и, несомненно, туры по региону. Такие туристское продукты, несомненно, будут пользоваться спросом и приносить прибыль, если проявить креативность и любознательность.
Кроме того, туры, разработанные на базе региональных туристских ресурсов, будут способствовать популяризации имеющегося туристско- рекреационного потенциала, привлекать туристов, что в свою очередь приведёт к дополнительным инвестициям в регион, улучшению его инфраструктуры, появлению новых туристских объектов и к возможности охраны уже имеющихся достопримечательностей.
Также в ходе работы было выявлено, что культурно-познавательный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию. Также, стоит отметить, что практически в каждом регионе присутствует историко-культурный потенциал и, если его изучать, совершенствовать и популяризировать, то рейтинг данного региона в туристском плане, конечно же, возрастёт. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности данного туристского направления.
Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать экскурсионные программы и специальные мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Структура туристского потенциала включает в себя туристские ресурсы и инфраструктуру. Именно наличие либо отсутствие культурно - исторических ресурсов определяют историко-культурный потенциал региона. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов, отличающихся наибольшей привлекательностью.
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития Белгородской области. Он способствует более полному использованию природного и культурно-исторического наследия, влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения, а также определяет экономическое развитие региона и его инвестиционную привлекательность.
Итак, изучив состояние культурно-познавательного туризма в Белгородской области, в частности, количество объектов культурного наследия по районам, ассортимент туров, предлагаемый турфирмами, их конкурентные преимущества, а также состояние спроса на экскурсионные туры, мы пришли к следующему выводу: для развития познавательного туризма в регионе необходима разработка нового турпродукта, в котором будут представлены объекты культурного наследия различных муниципальных образований Бел-городской области и учтены пожелания потребителей.
Таким образом, был создан новый турпродукт «Путешествие в историю Белгородчины» продолжительностью 5 дней и стоимостью 12370 рублей. Данный тур включает в себя самые интересные, на наш взгляд, объекты историко-культурного потенциала Белгородской области, он позволит познакомиться с культурой, архитектурой, природой, традициями и богатой историей края, с объектами туристской инфраструктуры.
В работе также проведен анализ конкурентных преимуществ нового турпродукта относительно аналогов по предоставляемым услугам. По итогам проведения сравнительного анализа были обнаружены его следующие пре-имущества. Это размещение в гостиницах, располагающихся в непосредственной близости от экскурсионных объектов. Также немаловажно, что туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» имеет более обширную запланированную досуговую программу, чем в турпродуктах: «Славная Белгородчина. Память о Великих предках» и «Богатство истории и красота традиций Белгородского края».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» является интересным, познавательным, выгодным с точки зрения цены, с интересными дополнительными предложениями, значит у продукта есть все шансы быть популярным у туристов. Это, в свою очередь, будет повышать популярность Белгородской области среди других регионов России, улучшать состояние экономики, привлекать инвестиции и улучшать туристский имидж региона.
Новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт. Внедрение данного турпродукта будет способствовать повышению популярности Белгородской области среди других регионов России, привлечению инвестиций и улучшит туристский имидж региона.
На наш взгляд, для успешного функционирования туристского рынка должны быть разработаны туры, удовлетворяющие запросы различных сегментов туристского рынка и любых предпочтений клиентов. Ассортимент туров должен включать заграничные туры, путешествия по России, и, несомненно, туры по региону. Такие туристское продукты, несомненно, будут пользоваться спросом и приносить прибыль, если проявить креативность и любознательность.
Кроме того, туры, разработанные на базе региональных туристских ресурсов, будут способствовать популяризации имеющегося туристско- рекреационного потенциала, привлекать туристов, что в свою очередь приведёт к дополнительным инвестициям в регион, улучшению его инфраструктуры, появлению новых туристских объектов и к возможности охраны уже имеющихся достопримечательностей.
Также в ходе работы было выявлено, что культурно-познавательный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию. Также, стоит отметить, что практически в каждом регионе присутствует историко-культурный потенциал и, если его изучать, совершенствовать и популяризировать, то рейтинг данного региона в туристском плане, конечно же, возрастёт. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности данного туристского направления.
Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать экскурсионные программы и специальные мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Структура туристского потенциала включает в себя туристские ресурсы и инфраструктуру. Именно наличие либо отсутствие культурно - исторических ресурсов определяют историко-культурный потенциал региона. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов, отличающихся наибольшей привлекательностью.
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития Белгородской области. Он способствует более полному использованию природного и культурно-исторического наследия, влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения, а также определяет экономическое развитие региона и его инвестиционную привлекательность.
Итак, изучив состояние культурно-познавательного туризма в Белгородской области, в частности, количество объектов культурного наследия по районам, ассортимент туров, предлагаемый турфирмами, их конкурентные преимущества, а также состояние спроса на экскурсионные туры, мы пришли к следующему выводу: для развития познавательного туризма в регионе необходима разработка нового турпродукта, в котором будут представлены объекты культурного наследия различных муниципальных образований Бел-городской области и учтены пожелания потребителей.
Таким образом, был создан новый турпродукт «Путешествие в историю Белгородчины» продолжительностью 5 дней и стоимостью 12370 рублей. Данный тур включает в себя самые интересные, на наш взгляд, объекты историко-культурного потенциала Белгородской области, он позволит познакомиться с культурой, архитектурой, природой, традициями и богатой историей края, с объектами туристской инфраструктуры.
В работе также проведен анализ конкурентных преимуществ нового турпродукта относительно аналогов по предоставляемым услугам. По итогам проведения сравнительного анализа были обнаружены его следующие пре-имущества. Это размещение в гостиницах, располагающихся в непосредственной близости от экскурсионных объектов. Также немаловажно, что туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» имеет более обширную запланированную досуговую программу, чем в турпродуктах: «Славная Белгородчина. Память о Великих предках» и «Богатство истории и красота традиций Белгородского края».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» является интересным, познавательным, выгодным с точки зрения цены, с интересными дополнительными предложениями, значит у продукта есть все шансы быть популярным у туристов. Это, в свою очередь, будет повышать популярность Белгородской области среди других регионов России, улучшать состояние экономики, привлекать инвестиции и улучшать туристский имидж региона.
Новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт. Внедрение данного турпродукта будет способствовать повышению популярности Белгородской области среди других регионов России, привлечению инвестиций и улучшит туристский имидж региона.
Подобные работы
- ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗ-
ВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
(НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА)
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СТРУКТУРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЗАПОВЕДНИКА «СТАРЫЙ БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Перспективы развития экологического туризма в
Калининградской области
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ КАК РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ДОБРОХОТ»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Разработка проекта по организации дополнительных услуг в сегменте рынка загородного отдыха (на примере ООО «Тет-а-Тет»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016



