Разработка нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона (на примере Белгородской области)
Введение 3
1. Теоретические основы разработки туристского продукта 6
1.1. Понятие туристского продукта, процесс его производства 6
1.2. Особенности проектирования познавательных туров 15
1.3. Историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального
туризма 24
2. Разработка и обоснование культурно-познавательного тура
«Путешествие в историю Белгородчины» 34
2.1. Анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма
в Белгородской области 34
2.2. Характеристика и расчет стоимости нового турпродукта 42
2.3. Обоснование конкурентных преимуществ нового туристского
продукта относительно аналогов 54
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения
В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития страны и регионов в частности. Он способствует эффективному использованию природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит увеличению культурной грамотности, оздоровлению и отдыху людей, а с другой - экономическому развитию каждого региона, так как туризм предполагает привлечение дополнительных средств в экономику региона.
Туризм является многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.
В России туристская отрасль является развивающейся. Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.
Направление туристских потоков в современной России охватывает все больше и больше регионов. Общеизвестно позитивное влияние туризма на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики. В этих условиях появилась объективная необходимость изучения историко-культурного и природного потенциала регионов для создания туристских программ и проектирования привлекательных для путешественников туров.
Тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной, так как для привлечения туристов в Белгородскую область и её позиционирования на внутрироссийском и международном туристском рынке необходимо создание нового привлекательного туристского продукта, представляющего интерес для различных категорий туристов. Тура, который бы остался в памяти туристов на долгое время и принёс бы им массу положи-тельных впечатлений.
Проблема исследования состоит в том, что в Белгородской области, при наличии богатого туристского потенциала, большинство туристских фирм не предоставляют населению достаточного объема экскурсионных предложений, которые могли бы охватить большинство интереснейших объектов области и, тем самым, привлечь туристов в регион.
Объектом исследования является состояние рыночных возможностей познавательного туризма в Белгородской области.
Предмет исследования - анализ потребительского спроса на имеющиеся туристские продукты познавательной направленности, оценка их конкурентоспособности и выявление перспективных направлений развития познавательного туризма в Белгородской области.
Целью данной работы является разработка нового конкурентоспособного тупродукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить понятие туристского продукта, процесс его производства;
2) выявить особенности проектирования познавательных туров;
3) исследовать историко-культурный потенциал и его роль в развитии регионального туризма;
4) провести анализ состояния и определить перспективы развития познавательного туризма в Белгородской области;
5) разработать новый турпродукт, провести расчёт его стоимости;
6) определить конкурентные преимущества нового туристского продукта относительно аналогов.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Зорин И. В., Квартальное В. А., Александрова А. Ю., Карпова Г. А., Мидлтон В., Котлер Ф., Копанев А. С., а также материалы научных семинаров и конференций, российские нормативные акты и материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью.
В качестве методологической основы исследования использованы следующие методы: теоретико-методологический, статистический и системный анализ, сравнение, аналогия, классификация, проектирование и прогнозирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором на основе анализа предпочтений потребителей и изучения историко - культурного потенциала региона, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт.
Данная выпускная квалификационная работа изложена на 69 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 60 наименований, 10 приложений. В работе имеется 5 рисунков и 4 таблицы.
В выпускной квалификационной работе были раскрыты и изучены такие понятия как историко-культурной потенциал, познавательный туризм и, собственно, туристской продукт и процесс его производства. Кроме того, был проведён анализ состояния и перспективы развития познавательного туризма в Белгородской области. Это всё послужило фундаментом для проектирования нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала Белгородской области.
На наш взгляд, для успешного функционирования туристского рынка должны быть разработаны туры, удовлетворяющие запросы различных сегментов туристского рынка и любых предпочтений клиентов. Ассортимент туров должен включать заграничные туры, путешествия по России, и, несомненно, туры по региону. Такие туристское продукты, несомненно, будут пользоваться спросом и приносить прибыль, если проявить креативность и любознательность.
Кроме того, туры, разработанные на базе региональных туристских ресурсов, будут способствовать популяризации имеющегося туристско- рекреационного потенциала, привлекать туристов, что в свою очередь приведёт к дополнительным инвестициям в регион, улучшению его инфраструктуры, появлению новых туристских объектов и к возможности охраны уже имеющихся достопримечательностей.
Также в ходе работы было выявлено, что культурно-познавательный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию. Также, стоит отметить, что практически в каждом регионе присутствует историко-культурный потенциал и, если его изучать, совершенствовать и популяризировать, то рейтинг данного региона в туристском плане, конечно же, возрастёт. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности данного туристского направления.
Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать экскурсионные программы и специальные мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Структура туристского потенциала включает в себя туристские ресурсы и инфраструктуру. Именно наличие либо отсутствие культурно - исторических ресурсов определяют историко-культурный потенциал региона. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация историко-культурных ресурсов, отличающихся наибольшей привлекательностью.
Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития Белгородской области. Он способствует более полному использованию природного и культурно-исторического наследия, влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения, а также определяет экономическое развитие региона и его инвестиционную привлекательность.
Итак, изучив состояние культурно-познавательного туризма в Белгородской области, в частности, количество объектов культурного наследия по районам, ассортимент туров, предлагаемый турфирмами, их конкурентные преимущества, а также состояние спроса на экскурсионные туры, мы пришли к следующему выводу: для развития познавательного туризма в регионе необходима разработка нового турпродукта, в котором будут представлены объекты культурного наследия различных муниципальных образований Бел-городской области и учтены пожелания потребителей.
Таким образом, был создан новый турпродукт «Путешествие в историю Белгородчины» продолжительностью 5 дней и стоимостью 12370 рублей. Данный тур включает в себя самые интересные, на наш взгляд, объекты историко-культурного потенциала Белгородской области, он позволит познакомиться с культурой, архитектурой, природой, традициями и богатой историей края, с объектами туристской инфраструктуры.
В работе также проведен анализ конкурентных преимуществ нового турпродукта относительно аналогов по предоставляемым услугам. По итогам проведения сравнительного анализа были обнаружены его следующие пре-имущества. Это размещение в гостиницах, располагающихся в непосредственной близости от экскурсионных объектов. Также немаловажно, что туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» имеет более обширную запланированную досуговую программу, чем в турпродуктах: «Славная Белгородчина. Память о Великих предках» и «Богатство истории и красота традиций Белгородского края».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанный туристский продукт «Путешествие в историю Белгородчины» является интересным, познавательным, выгодным с точки зрения цены, с интересными дополнительными предложениями, значит у продукта есть все шансы быть популярным у туристов. Это, в свою очередь, будет повышать популярность Белгородской области среди других регионов России, улучшать состояние экономики, привлекать инвестиции и улучшать туристский имидж региона.
Новый экскурсионный маршрут познавательной направленности, разработанный автором, может быть реализован туристскими фирмами Белгородской области, формирующими внутренний туристский продукт. Внедрение данного турпродукта будет способствовать повышению популярности Белгородской области среди других регионов России, привлечению инвестиций и улучшит туристский имидж региона.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 №132-ФЗ // Российская газета - 1996.
2. Государственная программа Белгородской области "Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы" [Текст] : постановление Правительства Белгородской области : от 16 дек. 2013 года № 526- пп // Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Текст]. - Введ. 2011-07-01. - М. : Стандартинформ, 2011. - 24 с.
4. Александрова, А. Ю. География мировой индустрии туризма [Текст] : учебник / А. Ю. Александрова. - М. : «КноРус», 2010. - 592 с.
5. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учебник / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект пресс, 2010. - 461 с.
6. Артёмова, Е. Н., Козлова, В. А., Основы гостеприимства и туризма [Текст] : учебное пособие / Е.Н. Артёмова, - Орёл : Орёл ГТУ, 2011. - 104 с.
7. Афонин Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. [Текст] - теория и история культуры / Г.И. Афонин. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - 22 с.
8. Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме [Текст] : учебное пособие для вузов. / Л. В. Баумгартен, - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 304с.
9. Бельская, С. А., Реализация национального потенциала историко-культурного наследия в сфере культурного туризма [Текст] / С. А. Бельская// Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования» -2011.- № 5.
10. Биржаков, М. Б. Введение в туризм [Текст] учебное пособие / М. Б. Биржаков. - М: Издательский дом Герда, 2012. - 320 с.
11. Брапмер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства [Текст] : / Пер. с англ./ Р. А. Брапмер, - М.: Аспект Пресс, 2010. - 362 с.
12. Бунич, Г. А., Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты [Текст] / Г. А Бунич, В. А Старцев . - М.:2012 - 236 с.
13. Веселова, Н. Ю. Организация туристической деятельности [Текст] учебное пособие / Н. Ю. Веселова, П. - М: Дашков и Ко, 2015. - 256 с.
14. Глушаков М.Я. Тропы земли легендарной: Туристский путеводитель по Белгородчине[Текст] / М.Я. Глушаков. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 2010. - 96 с.
15. Годфри, Х. Стимулирование международного туризма в XXI веке [Текст] / Под ред. В.А.Квартальнова. Пер. с англ. Е.В. Мошняга. М./ Х. Год-фри., М. Кац Кеннет, - М:Финансы и статистика, 2011. - 240 с.
16. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта [Текст] учебно-практическое пособие / О. Ю. Грачёва, Ю. А. Маркова, А. А. Мишина, Ю. В. Мишунина. - М: Туристический биз¬нес, 2014. - 276 с.
17. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности [Текст] : учебное пособие / В. Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 2010. - 320 с.
18. Гущин А. К. Оценка социально-экономической эффективности программы развития туризма в Белгородской области [Текст] / А. К. Гущин, А. Б. Соловьёв, //Научные ведомости БелГУ ,серия История. Политология. Эко-номика. Информатика. - 2011. - № 7, - С. 13-19
19. Даниленко Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения [Текст] / Н.Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. - 2014. - № 4. - С. 37-46.
20. Деева, А. К. Мониторинг объектов культурного наследия Белгородской области [Текст] / А. К. Деева, Е. П. Даниленко // "Студенческий научный форум 2015": сб. материалов VII междунар. науч. электрон. конф. / НИУ БелГУ. - Белгород, 2015.
21. Демченко, С. Г. Проблемы и перспективы развития регионального туризма в России [Текст] / С. Г. Демченко, И. С. Кабиров. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. 2011. - 192 с.
22. Данько, Т. П. Управление маркетингом. [Текст] /Т. П. Данько, - М.: Юрайт, 2015. - 522 с.
23. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело[Текст] : учебное пособие / Г.П. Долженко. - издание 4-е, исправленное и дополненное. - Ростов н/Д: Изд. Феникс, 2012. - 320 с.
24. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме [Текст] : учебное пособие / А. П. Дурович, А. С. Копанев. - Минск. : Экономпресс, 2011. - 400 с.
25. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение, [Текст] учебное пособие / Б. В. Емельянов. - М: Советский спорт, 2010. - 224 с.
26. Зорин И. В., Каверина Т. П., Квартальнов, В. А. Туризм как вид деятельности [Текст] : учебник для студентов и преподавателей вузов туристского профиля, специалистов / Зорин И. В. - М. : Финансы и статистика,2011.- 288 с.
27. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма [Текст] : географический справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 364 с.
28. Исаченко, Т. Е., Тишкина А. Г. Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран, [Текст] учебно-методическое пособие / Т. Е. Исаченко. - СПб: Факультет географии и гео-экологии Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - 80 с.
29. Карпова, Г. А. Экономика современного туризма [Текст] : учебное пособие / Г.А. Карпова. - М. : Герда, 2010. - 412 с.
30. Комарова, М. Е. Анализ конъюнктуры рынка туристских услуг [Текст] : региональный аспект: монография. / М. Е. Комарова, - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014.-132 с.
31. Котлер Ф., Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] : учебник для вузов/Пер с англ. В.Н. Егорова. 4-е изд., перераб. и доп. / Ф. Котлер , Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз, - М. : Юнити-Дана, 2011. - 1046 с.
32. Кусков, А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география [Текст] : учебно-методический комплекс/ А. С. Кусков, - М. : МПСИ, Флинта, 2010. - 496 с.
33. Можаева Н. Г., Организация туристской индустрии и география туризма [Текст] : учебное пособие / Н. Г. Можаева, Г. В. Рыбачек, - М. : Форум, 2014. - 336 с.
34. Морган, Н. Реклама в туризме и отдыхе. [Текст] : /Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина / Н. Морган, А. Причард, - М.: Юнити-Дана, 2012. - 496 с.
35. Писаревский Е.Л. Государственное регулирование культурного туризма [Текст] / Е.Л. Писаревский // Культура: управление, экономика, право. - 2011. - №4 - С. 4-7.
36. Прентис, Р. Опыт становления и развития культурного туризма[Текст] : учебное пособие / Р. Претис, - СПб.: Изд-во СПб. Гос. ун-та эк. и финансов, 2011. - 221 с.
37. Приставкина Т. А. Культурно-образовательная деятельность региональных музеев (на примере Белгородской области.) [Текст]//Белгородский краеведческий вестник. -2011. -вып. 1.
38. Савчук, В.В. Культуротворческая функция туризма [Текст] / В.В. Савчук // Культура: управление, экономика, право. - 2014. - №4. - С. 8-13.
39. Савельев ,К.С. Формирование муниципальной программы развития туризма [Текст]: метод рекомендации / К. С. Савельев. - М.: Рос. междунар. акад. туризма, 2012. -45 с.
40. Садохин А.П. Культурология [Текст] / А. П. Садохин. - М.: КноРус,2012.- 376 с.
41. Святохо, Н. В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона [Текст] / Н. В. Святохо // Экономика и управление. -2012.- №2. - С.30-36.
42. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства [Текст] / С. А. Севастьянова. - М.: Кнорус, 2011. - 256 с.
43. Семенов B.C. Культура и развитие человека [Текст] //Вопросы философии. 2010. № 4. С. 15-29.
44. Соколова, М. В. История туризма [Текст] : учебное пособие / М. В. Соколова, - М. : Мастерство, 2011. - 352 с.
45. Соловьёв А. Б. Концепция развития внутреннего туризма в Белгородской области: практические рекомендации по реализации и экономическая эффективность [Текст] / А. Б. Соловьёв //Общество. Личность. Культура. (социально-гуманитарные исследования): Сб. научных трудов. Белгород - Санкт-Петербург, 2010. - с. 597-608.
46. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] : Учебник. / Р. А. Фатхутдинов -М.: Экономика, 2010. -504с.
47. Чудновский А.Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги [Текст] / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенина. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
48. Шторгин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами [Текст] / А.Б. Шторгин // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. -№ 4. -C. 133-134.
49. Шульгин, П. М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития [Текст] / П. М. Шульгин // Журнал Мир России. Социология. Этнология. - 2014. - № 5, т. 13. - С. 115-133
50. Гостиницы Белгородской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.101hotels.ru/russia/region/belgorodskaya_oblast
51. Достопримечательности Белгорода и Белгородской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dostoprim.com/belgorod-dostoprim.html
52. Официальный сайт «Губернатор и Правительство Белгородской области» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.belregion.ru/
53. Официальный сайт Департамента экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.derbo.ru/other/turizm.html
54. Путеводитель по г. Белгород [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.go-on-travels.ru/city.php?ncity=51
55. Самые популярные туристические страны и регионы мира [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://topmira.com/goroda-strany/item/110- turisticheskie-strany-regiony
56. Транспортная компания «Пассажирские перевозки в России и зарубежье» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://belperevozki.ru/
57. «Туристическая фирма Ильиной» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ilinatour.ru/
58. Туристическая компания «Точка Мира» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tochkamira.ru/
59. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.russiatourism.ru/
60. Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/9857.html