Введение 3
1. Характеристика системы высшего профессионального образования в России и Великобритании 7
1.1. Характеристика системы высшего профессионального образования в России 7
1.2. Характеристика системы высшего профессионального образования в Великобритании 14
1.3 Сотрудничество России и Великобритании в сфере высшего образования 23
2. Основные проблемы, препятствующие развитию стабильного сотрудничества России и Великобритании в сфере высшего профессионального образования на современном этапе 27
2.1. Проблемы интернационализации студентов профессионального высшего образования 27
2.2. Факторы, сдерживающие сотрудничество России и Великобритании 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
Нынешний кризис в отношениях между Россией и западными странами, особенно Соединенным Королевством, привел к тому, что сотрудничество России и Великобритании в сфере высшего профессионального образования остается одним из немногих каналов для конструктивного диалога. Таким образом, мы можем сделать вывод, что такое сотрудничество сохраняет по-тенциал к развитию и в условиях полного прекращения политического диа-лога, а также способствует сохранению в целом двустороннего взаимодей-ствия между странами и, несомненно, требует пристального внимания и изу-чения.
Предмет исследования – вопросы сотрудничества России и Великобри-тании в сфере высшего профессионального образования.
Объект исследования – высшее профессиональное образование России и Великобритании.
История изучения. Сотрудничество в сфере высшего профессиональ-ного образования является неотъемлемой частью развития высшего образо-вания начиная со Средних веков, эпох Возрождения и Просвещения. Этот процесс развивается не всегда поступательно, периоды развития чередуются с замедлением и даже спадами, связанными чаще всего с ростом внешнепо-литических проблем.
Практическим анализом вопросов сотрудничества в сфере высшего профессионального образования в России занимались И.Н. Зорников, Е.В. Шевченко, Н.В. Пелихов, А.Л. Арефьев. За рубежом наиболее известными являются такие исследователи, как П. Альтбах (P. Altbach), Дж. Найт (J. Knight) и др.
Как в российской, так и в зарубежной историографии отсутствуют комплексные исследования, посвящённые вопросам сотрудничества России и Великобритании в сфере высшего профессионального образования в конце XX - начале XXI в. На сегодняшний день имеют место отдельные публикации и исследования по данному вопросу.
Можно отметить работу д.ф.н., профессора А. В.Шестопал и к.соц.н., доцента кафедры философии Н. В. Литвак, которые рассматривают совре-менные тенденции развития мировой науки как целостного процесса, в част-ности – научную дипломатию; работу Е. М. Харитоновой, к.п.н., в которой подробно проанализированы особенности организационно-институционального оформления британской научной дипломатии.
Цель исследования – проанализировать взаимодействия Великобрита-нии и России в сфере высшего профессионального образования в конце XX - начале XXI в.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать систему высшего профессионального образования в России и Великобритании;
2. Выявить основные проблемы, препятствующие развитию стабильно-го сотрудничества России и Великобритании в сфере высшего профессио-нального образования на современном этапе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2021 гг. Начало периода связано с событиями 1991 года, в результате кото-рых распался СССР и произошли глобальные изменения во всей картине мира. Произошел слом биполярной системы мира, за которым последовала переоценка места и роли Российской Федерации во внешней стратегии стран Запада.
Географические рамки исследования включают Россию и Великобританию.
В рамках избранного подхода применяется сочетание общих методов научного познания (формально-логический, анализ, синтез, обобщение, историко-описательный и политико-описательный).
Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод что, существует три уровня высшего профессионального образования в России - это бакалавриат, специалитет и магистратура. Кроме этого есть еще и подго-товка кадров высшей квалификации – это аспирантура. Из нее также можно выделить ординатуру, адъюнктуру, ассистентуру.
Из высшего профессионального образования в Великобритании можно выделить следующие уровни: бакалавриат, магистратура, докторантура.
Российскими научными лидерами сотрудничества являются:
1. Российская академия наук.
2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
3. Институт теоретической и экспериментальной физики им. А. И. Алиханова.
4. Объединенный институт ядерных исследований.
5. Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова.
6. Институт физики высоких энергий.
7. Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН).
8. Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН.
9. Второй Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
10. Новосибирский государственный университет.
Великобританскими научными лидерами сотрудничества являются:
University of Cambridge создан был около 800 лет назад.
Одна из самых острых проблем, интернационализации - признание пе-риода обучения за рубежом и полученных там оценок.
Проблема заключается в том, что отсутствуют «прозрачность» высше-го образования и четкие правила его регулирования, как на национальном и институциональном уровне, так и на уровне самих факультетов.
Самый главный фактор, сдерживающий сотрудничество России и Ве-ликобритании является недостаточное владение иностранным языком сту-дентами, преподавателями и научными сотрудниками, вовлеченными в этот процесс. Это относится в равной мере как к иностранным студентам и препо-давателям, так и к российским.
1. Акопов, Г. Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. – 2014. - № 3 - С. 81–91.
2. Бордовский, В. А. Инновационные процессы, в современной системе высшего педагогического образования / В. А. Бордовский. - СПб.: РГПУ, 1998. - 126 с.
3. Васильева, З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие / З. И. Васильева, Н. В. Седова. - СПб.: РГПУ, 2001. - 399 с.
4. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования / А. Г. Казакова. - М.: Экон - Информ, 2007. - 551 с.
5. Торкунов, А. Современные международные отношения: учебное по-собие А. Торкунов, А. Мальгин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 688 с.
6. Хмылёв, В. Л. Современные международные отношения: учебное по-собие В. Л. Хмылёв. – Томск.: Томский политехнический университет, 2010. - 210 с.
7. Цыганков, П. А. Международные отношения: Учебное пособие П. А. Цыганков. - М.: Новая школа, 2003. – 320 с.
8. Чубарьян, А. О. Всемирная история / А. О. Чубарьяна. - М.: Мысль, 1977. - 145 с.