ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 9
1.1. Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте 9
1.2. Современное состояние проблемы развития произвольного внимания
старших дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта 18
1.3. Пути использования дидактических игр для развития произвольного
внимания старшего дошкольника 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 38
2.1. Диагностика сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Направления работы воспитателя по развитию произвольного внимания
дошкольников в процессе дидактической игры 48
2.3. Динамика развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста является сегодня одной из самых актуальных. Это находит своё отражение в основных документах, характеризующих деятельность дошкольных учреждений. Согласно Закону РФ «Об образовании» Обучение в дошкольных учреждениях обрело статус первой ступени начального образования. Дошкольное образование обязано быть нацелено на формирование общей культуры, умственных, нравственных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат - все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. Развитие внимания это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, имеется необходимый минимум со-держания программы, реализуемой в ДОУ и ряд условий к формированию произвольного внимания детей дошкольного учреждения, к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
В ФГОС представлены целевые ориентиры на этапе окончания дошкольного образования, в которых прописано каким он должен быть при выпуске из детского сада.
Ребёнок овладевает основными культурными способами общения, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, ребёнок обладает развитым воображением. У дошкольника сформировано внимание которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребёнок владеет разными формами и видами игры, ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В соответствии с утверждениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации и Концепции развития образования РФ до 2020 года современное общество испытывает необходимость в активно развивающихся, морально устойчивых, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Инициативных, общественно адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию молодых людях, способных к созидательной самореализации, восстановлению русскую духовной культуры.
Особенность дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и способностей, и совокупностью индивидуальных качеств, в том числе обеспечивающих эмоциональную готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что более важное отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует строгая конкретность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются строгие условия к итогам освоения программы.
Таким образом, развитие произвольного внимания у детей является приоритетным и располагается среди стратегических направлений обновления российского образования. В связи с тем, что основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, на дошкольные учреждения возлагается важная обязанность по воспитанию таких качеств у растущего поколения. Вопросы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах А.Р Лурия, Р. С. Немов,Л. С. Выготский, Л.А. Венгер,П. Я. Гальперина, Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, И.Л. Баскакова, Ж. Пиаже,Г.В. Петухова, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.В. Карпова и других авторов.
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых считается проблема игры. Практически всеми специалистами признается ценность игры для детского развития. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран представляют новые доказательства того, что игре принадлежит основная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что деривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Доказано, что непосредственно игровая деятельность содержит главное значение для развития основных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней формируются межличностные взаимоотношения и коммуникативные возможности детей.
В то же время выявлено противоречие между потребностью практики и отсутствием практических методик, которые позволяли бы эффективно осуществлять развитие произвольного внимания старших дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблема: каковы педагогические особенности развития произвольного внимания в процессе применения дидактических игр.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития произвольного внимания старшего дошкольников при использовании дидактических игр.
Гипотеза исследования: положительная динамика развития произвольного внимания старшего дошкольника обеспечивается следующими педагогическими условиями применения дидактических игр:
1) применение наглядности, помогающей организовать собственное внимание (таймер, схемы, иллюстрации, карточки, таблицы и др.);
2) вербализация ребенком хода игры при помощи речевых комментариев, сопровождать ее речевыми комментариями, в конце игры ребенок де-лает самоанализ;
3) постепенное усложнение содержания, темпа, времени, отводимого на игру с одновременным;
4) уменьшение доли педагогической помощи (прямая физическая подсказка-показ - словесная инструкция);
5) чередование дидактических игр со сменой слухового, зрительного и моторного сосредоточения , а также видов игр (словесные, настольно-печатные, игры-загадки, игры-беседы, игры-поручения)
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте;
2) рассмотреть современное состояние проблемы развития произвольного внимания старших дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;
3) провести диагностику сформированности произвольного внимания у детей старшего дошкольного внимания;
4) разработать методические рекомендации по развитию произвольного внимания старших дошкольников в процессе дидактической игры.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: организации исследования - сравнительный; методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико- поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, выдвинута гипотеза, определены цели и задачи исследования, разработан понятийный аппарат исследования.
На втором - эмпирическом этапе исследования проведено исследование развития произвольного внимания старших дошкольников.
На третьем - теоретико- обобщающем этапе обработаны результаты исследования, разработаны методические рекомендации по формированию произвольного внимания старших дошкольников в процессе применения дидактических игр.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических подходов к проблеме развития произвольного внимания старших дошкольников, в том числе, в условиях реализации ФГОС ДО.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности произвольного внимания дошкольника, вы-явлены возможности игровой деятельности в ее развитии. Изучены основные подходы зарубежных и отечественных исследователей к механизму формирования произвольного внимания, раскрыта сущность и прослежена динамика развития произвольного внимания у дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактических игр, рекомендаций по организации педагогического воздействия, направленного на оптимальное развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возрастав условиях ДОУ.
Базой исследования МБДОУ д/с №7 "Семицветик" города Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы №5.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 80 страниц, списка использований литературы и 3 приложений.
В нашей выпускной квалификационной работе рассмотрена тема «Развитие произвольного внимания дошкольников в процессе использования дидактических игр».
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6-7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как правило, это игра, наиболее подходящие игры для развития произвольного внимания это дидактические игры, которые при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является дидактическая игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств, произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Разработанная нами программа с использованием дидактических игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик, как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в дидактических играх и упражнениях подтвердилась. Мы доказали, что правильное использование дидактических игр может являться средством развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника /Б.Г. Ананьев. - М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1964. - 86 с.
2. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательско - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый.- 2016. - №12.6. - С. 1-6.
3. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2005. - № 5. - С. 8-14.
4. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников /И.Л. Баскакова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995.- 64 с.
5. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры /З.М.Богуславская//Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, -1991. С.254-268.
6. Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры /З.М. Богуславская// Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып.64. - С.28-35.
7. Бондаренко, А.В. Дидактические игры в детском саду / А.В. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Венгер Л. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.
9. Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Н. Волкова// Дошкольное воспитание. - 1971.- №12.- С. 6-9.
10. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском воз¬расте /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтье¬ва, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 184-219.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 1966. - С. 62-76.
12. Гальперин П.Я. К проблеме внимания /П.Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. -1958.- № 3. -С. 33—38.
13. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 2004.-102 с.
14. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова// Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - С. 45-50.
15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/Ф.Н. Гоноблин. - М.: Педагогика, 1992. -158 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
17. Джемс У. Психология /У. Джеймс. - Л.: Педагогика, 1991 - 368 с.
18. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 243-259.
19. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание: Стенограмма публичной лекции /Н.Ф.Добрынин. - М.: Правда, 1951. -256 с.
20. Богдановой Т.Г., Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. - М.,2004. - С.127.
21. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
22. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре /Р.И. Жуковская. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2013. - 320 с.
23.Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. -- М.: Просвещение, 2009. - 198 с.
24. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.— М.: Просвещение, 1999.— 286 с.
25. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - Ярославль:
Академия развития, 1997. - 240 с.
26. Казакова О. А. Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника / О. А. Казакова /Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. //2016. - № 5 (135).
27. Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. - Одесса, 1999. - С.5-6.
28. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. I. М., 2001. С. 303—323.
29. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Психологическая наука. Т.1 М., 2009.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина. - 7 - е изд., стер. - М.: «Академия», 2002. - 452 с.
31. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 683с.
32. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет /А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -104 с.
33.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
34. Петроваский А. В. Общая психология: Учеб. для студентов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. доп. и перераб. М., 2005. 479 с.
35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.; Л., 2008. 249с.
36. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. - М., 2001. -32 с.
37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.,1998. -С. 81-88.
38. Рибо Т. Психология внимания /Т. Рибо. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. - 369 с.
39. Рубин Э. Д. Хрестоматия по вниманию, М.:2006. С.144-145
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-- Т. II.-- М.: Педагогика, 2009. -357 с.
41. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-1 // Российская газета. - 8 сентября 2010. - № 5280.
42. Смирнова Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е.О. Смирнова, И.А Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. - с. 15-24.
43. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
44. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. -С. 70-73.
45. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с.
46. Титченер Э. Б. Внимание Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С. 26-48.
47. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976.
48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 336с.
49. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей /А.П.Усова //Дошкольное воспитание.-1965.- № 10. -С. 79-83.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
51. Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
52. Чернявская Е. Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возрастов /Е. Е Чернявская / Вестник экспериментального образования// №3 2015г. С36-42.
53.Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5. -С. 41-46.
54. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания / М. И. Яновский // Вопросы психологии. - 2005. - N 6.-С.91-97.
55. Якобсон С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного вниман5я у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 1999.-№ 5(сент.-окт.).-С.3-10.
56. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.).-С.19-25.