Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ДЕНЬ ДЕРЕВНИ»: АНАЛИЗ ДИСКУРСА

Работа №69803

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Материал исследования: сценарий праздника «День деревни» 7
2. Методология исследования: изобретение традиции, культурный код и
проблема памяти 20
3. Анализ дискурса: конструирование модели восприятия истории 29
3.1. Обоснование выделения ключевых слов сценарного дискурса 29
3.2. Семантика поклонов в дискурсе сценария праздника 31
3.3. Публичное высказывание об истории деревни как способ помнить и
вспоминать 44
Заключение 53
Библиография 56
Приложение. Контексты употребления ключевых слов

Праздник «День деревни» появился на территории Архангельской области в 1990-е годы. Участники фольклорно-антропологических экспедиций филологического факультета СПбГУ неоднократно становились свидетелями летних праздников. Однако чаще собирателей интересовали рассказы о старых съезжих праздниках Русского Севера, а праздник День деревни, видимо, относился к «фольклоризму» и до недавнего времени не рассматривался как достойный объект исследования. Мне представляется, что такие формы фольклора также стоит изучать, поскольку так или иначе они отражают актуальный символический репертуар современной деревни. Как отмечал К. В. Чистов, новые форы («вторичные» в его терминологии) «столь же естественны и неизбежны, как и формы «первичные», то есть возникшие в результате непрерывного развития традиций, уходящих своими корнями в давние, архаичны слои человеческой истории». Отчасти по причине длительной исследовательской традиции относить материал к фольклору или к явлению фольклоризма при обращении к сценариям праздника «День Деревни» возникает ряд методологических проблем, которым посвящена отдельная глава работы.
Объектом данного исследования является дискурс сценария белощельского праздника День деревни как способ публичного высказывания об истории деревни. Предметом является конструирование модели отношения к истории и памяти в сценарии Дня деревни с помощью вербального культурного кода.
Целью работы стало исследование функционирования единиц дискурса сценария праздника, значимых с точки зрения выражения отношения говорящего к истории деревни. Целью исследования определяются следующие задачи:
1) подробное описание корпуса анализируемых текстов;
2) обоснование методологической базы исследования;
3) обоснование выделения значимых конструктивных единиц дискурса сценария (ключевых слов поклон/поклониться и память/помнить);
4) анализ контекстов употребления ключевых слов в сценарии Дня деревни;
5) анализ контекстов употребления слов поклон/поклониться на материале газетного корпуса Национального корпуса русского языка ;
6) анализ использования элементов культурного кода Дня Победы в рамках сценария праздника День деревни;
7) исследование набора адресатов поклонов и памяти, предлагаемых в тексте сценария Дня деревни;
8) описание способа относиться к истории и способа помнить, конструируемого в дискурсе сценария.
Новизна работы определяется, прежде всего, материалом, который ранее не рассматривался в филологических исследованиях. Поэтому первая глава посвящена подробному описанию рассматриваемого материала - корпуса сценариев праздник День деревни (из личного архива историка д. Белощелье). Стоит оговорить, что нумерация листов архива принадлежит мне, а в цитатах будет сохраняться орфография и пунктуация оригинала. Вторая глава посвящена методологической базе исследования. В ней затрагиваются вопросы, связанные с теориями изобретения традиций, культурного кода, коллективной памяти. В этой же главе обосновывается принцип анализа дискурса, проводимого на материале корпуса праздничных сценариев. Следуя определению Тёна ван Дейка, можно сказать, что «дискурс в широком смысле слова, является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события иди коммуникативного акта» . Поэтому анализируя дискурс сценария (точнее - выделенные ключевые слова поклон/поклониться и память помнить), я буду учитывать особенности их употребления не только в рамках сценария праздника, но и на материале Национального корпуса русского языка (газетного подкорпуса). Также при работе с материалом я обращаю внимание на все пометы в текстах сценария (зачеркивания, ремарки к действиям ведущих праздника). Для объяснения некоторых случаев я обращаюсь к интервью с жителями деревни Белошелье. Анализу ключевых слов посвящена третья глава этой работы. Все контексты употребления ключевых слов вынесены в приложение. На основании результатов анализа дискурса сценария деревни выдвигается предположение об использовании в сценарии Дня деревни вербального культурного кода праздника День Победы. На мой взгляд, это дает новую возможность интерпретации текста сценария в связи с темой памяти. Поскольку сценарий праздника День деревни относится к публичному официальному дискурсу, мне представляется возможным говорить о конструировании особого способа восприятия и говорения об истории деревни и переживания памяти о ней.
Это обуславливает актуальность проводимого исследования. В последнее двадцатилетие появилось большое число работ, посвященных проблеме памяти. Как отмечает французский историк и исследователь мемориальной культуры Пьер Нора, «мир затопила нахлынувшая волна вспоминания, прочно соединив верность прошлому - действительному или воображаемому - с чувством принадлежности, с коллективным сознанием и индивидуальным самосознанием, с памятью и идентичностью». Однако публичное (официальное) высказывание о памяти в деревне практически не изучалось. Одна из форм такого высказывания - сценарий праздника День деревни.
В связи с этим важно учитывать, что научной литературы, посвященной празднику День деревни очень мало. Стоит отметить лишь диссертацию К. А. Гавриловой, которая посвящена проблеме низового национализма в марийских деревнях. Несмотря на то, что я использую материал с другой территории, это исследование важно для моей работы по нескольким причинам. Во-первых, только в нем праздник День деревни рассматривается как самостоятельное событие в деревни. Во-вторых, деревенский праздник, которому посвящено несколько глав, вписывается в широкий круг коммеморативных практик. При этом во время Дня деревни наиболее полно реализуется «регистр демонстрации» своей принадлежности к определенному сообществу.
В своей работе я рассматриваю способы помнить только на уровне дискурса сценария. Меня будет интересовать, прежде всего, вербальное выражение переживания памяти и истории деревни (в том числе через поклонение) в рамках праздника День деревни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе в фокусе моего внимания оказалась тема современной праздничной традиции на Русском Севере. Сценарии праздника День деревни, не рассматривались ранее в научной литературе. Поэтому описанию и анализу этих текстов я посвятила отдельную главу. В ней тексты двенадцати сценариев Дня деревни из личного архива историка д. Белощелье были охарактеризованы с точки зрения их авторства, адресанта (ведущие или исполнители), жанровой принадлежности, формы (стихотворной или прозаической), отнесенности к смысловому центру (историческая часть) или периферии праздника (эмоционально-риторическая часть).
В связи с новизной представляемого материала мне было необходимо осветить методологические проблемы, с которыми я столкнулась в своей работе. Во второй главе настоящего исследования я пояснила, почему праздник День деревни правильнее рассматривать в рамках теории изобретения традиций Э. Хобсбаума, а не вписывать его в традицию съезжих праздников Русского Севера. Обращение к проблеме культурного кода и коллективной памяти было обусловлено дальнейшим анализом дискурса.
Третья глава была посвящена анализу ключевых слов сценарного дискурса праздника День деревни. Обратившись к академическим словарям и материалам газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка, мне удалось заметить особенности употребления анализируемых слов. А именно, что использование слов поклон/поклониться и память/помнить в тексте сценария служит косвенной цитатой вербального кода Дня Победы. Это наблюдение дает новую возможность интерпретации текста сценария. Отсылка к другому празднику создает парадоксальную ситуацию. День деревни, отмечающий юбилеи со дня ее основания, оказывается днем поминовения. Можно предположить, что это продиктовано официальным дискурсом Дня Победы советского времени: «советский человек оказывался перед чреватым неврозом противоречием: для того, чтобы стать бессмертным, нужно остаться в памяти народной. Для того, чтобы в ней остаться, нужно совершить акт служения общему делу. В предельном случае этот акт состоит в созидании собственной смерти. Смерти особенной - красной, и - на миру. В конечном счете оказывалось, что для того, чтобы избежать смерти (стать бессмертным), нужно погибнуть» .
Публично-официальный дискурс, реализуемый во время праздника, представляет собой один из возможных способов рассказа о деревне. Постепенно создававшийся канон сценария, вероятно, закрепляет важные для деревенского сообщества модели обращения с историей. Сценарии Дня деревни, состоящие в основном из текстов наивной литературы, можно считать новым способом сохранения актуального исторического знания. Изобретенная традиция, скорее всего, имеет тот же принцип работы с историческим материалом, о котором писал С. Ю. Неклюдов: «реально традиция доносит до нас не столько информацию о прошлом, сколько матрицы общественного сознания, зачастую имеющие мифологический генезис (точнее, исторические воспоминания, отобранные и структурированные сообразно данным матрицам)» . Отбор текстов из года в год при составлении сценария, таким образом, отражает значимость одних элементов и неактуальность других.
Обязательным условием праздника День деревни является обращение к истории деревень Белощелья или Конещелья. Тексты, которые не повествуют о самой истории, говорят о памяти и предлагают способы эмоционально-риторического восприятия этой истории. Дискурс сценария, с одной стороны, создает образ идеальной деревни прошлого, а с другой - предлагает относится к деревне, как к герою, павшему в битве за свою историю. Этому герою- деревне участники праздника (составители, исполнители и зрители) напоминают об его величественной судьбе, возводят памятник и поклоняются, как святыне. Поклон, который является поклонением, становится средством эмоционального выражения для тех, кто считает себя уроженцем деревни и разделяет миф об утраченной идеальной «деревеньке моей».
Таким образом, в рамках праздника День деревни - на уровне дискурса сценария - происходит конструирование не только самой истории деревни, но и возможных вариантов публичного говорения о ней.
Безусловно, настоящее исследование затрагивает лишь один аспект возможного изучения сценарного дискурса Дня деревни. Поскольку сценарии праздника представляют собой собрание большого числа текстов наивной литературы, этот материал может быть рассмотрен с других точек зрения. Кроме того, сопоставление текстов сценария на большей территории, вероятно, даст новые возможности изучения праздника. Также не существует ни одного сопоставительного анализа сценарного текста и самого праздника как перформанса. Помимо этого, важно отметить, что новый деревенский праздник становится причиной появления особых жанров газетных текстов - многочисленных отзывов о прошедших праздниках и публичных поздравлений в районной газете. Всё это может стать основанием для дальнейшего изучения праздника День Деревни.



1. Фольклорный Архив филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
2. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://ruscorpora.ru.
Справочная литература:
3. Архангельский областной словарь: в 16 т. М., 1999. Т. 10.
4. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
5. Большой академический словарь русского языка: в 30 т. СПб, 20004 -. Т. 8, 18.
6. Большой толковый словарь русского языка. СПб, 2000.
7. Колесов В. В. Словарь русской ментальности: в 2 т. СПб., 2014.
8. Толковый словарь русского языка: в 4 т. М., 1939. Т. 1, 3.
9. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1999. Т. 2-4.
10. Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2 т. М., 1997.
Научная литература:
11. Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени (антропологические очерки). СПб., 2001.
12. Адоньева С. Б. Перформанс и ритуал: история о Первомае //
Адоньева С. Б. Дух народа и другие духи. СПб., 2009. С. 261-281.
13. Адорно Т. В. Что означает «проработка прошлого» // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 64-82.
14. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их рол в формировании нового человека. Махачкала, 1968.
15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2016.
16. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и
историческая память. М., 2014.
17. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. М., 2016.
18. Барт Р. Мифологии. М, 1996.
19. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.
20. Ванченко Т. П. Культуролого-антропологические основания праздника: семантико-семиотические аспекты. М., 2008.
21. Гаврилова К.А. Этнический активизм и локальные стратегии производства этнической культуры в марийских деревнях Кировской области. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб, 2016.
22. Генкин Д. М. Театрализованные формы массовой работы клуба. (учебное пособие). Л. 1972.
23. Генкин Д. М. Конович А. А. Массовые театрализованные праздники и представления (учебно-методическое пособие). М., 1985.
24. Голубовский Д.А. Семантика поклонов и поцелуев в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике // Славяноведение, 2008. №5. С.50-61.
25. Граматчикова Н.В. Праздник как модель воспоминаний крестьянства в XX в.: по материалам В. Бердинских и В. Хлопина // Шестые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия»: материалы международной научной конференции. Челябинск, 26-27 февр. 2013 г.: в 2 ч. Челябинск, 2013. С. 32-37.
26. Гудков Л. «Память» о войне и массовая идентичность россиян // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 83-103.
27. Гусейнов Г. Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М., 2003.
28. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М., 2013.
29. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 2015.
30. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.
31. Козлова Н. Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
32. Крейдлин Г. Е. Эмблемы // Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002. С. 98-116.
33. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. 1992.
34. Лурье М. Л. О феномене наивного сочинительства // «Наивная литература» исследования и тексты. М., 2001. С. 15-28.
35. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978.
36. Мельникова Е. А. Локальное прошлое на границе национального: краеведческие музеи Северного Приладожья в постсоветское время // Антропологический форум. 2015. № 25. С. 9-41.
37. Неклюдов С. Ю. Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // АБ-60. Сборник статей к 60-летию А. К. Байбурина. СПб, 2007. С.77-88.
38. Никитина И. А. О локальных традициях съезжих праздников на «русской» Мезени // От конгресса к конгрессу: материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. М., 2010. Т.1. С. 336-344.
39. Новиков А. В. Лешуконье: История заселения Средней Мезени в XV-XIX веках. Архангельск, 1999.
40. Нора П. Всемирное торжество памяти // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005. С. 391-402.
41. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов. М., 1999.
42. Пашина О. А. Система съезжих праздников на средней Мезени и их музыкальное оформление // Рябининские чтения-2007. Петрозаводск, 2007. С. 373-375.
43. Плампер Я. Введение I. Эмоции в русской истории // Российская империя чувств: подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей. М., 2010. С. 11¬47.
44. Сандомирская И. Книга о Родине: опыт анализа дискурсивных практик. Вена, 2001.
45. Смирнов И. П. Превращение смысла. М., 2015.
46. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977.
47. Толстая С.М. К понятию культурных кодов // АБ-60. Сборник статей к 60- летию А.К. Байбурина. СПб, 2007. С. 23-32.
48. Фассел П. Великая война и современная память. СПб., 2015.
49. Фролова А. В. Русский праздник. Традиции и инновации в праздниках Архангельского севера XX- начала XXI века. М., 2010.
50. Фуко М. Археология знания. СПб., 2004.
51. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., Касталь, 1996. С.47-97.
52. Хальбвкс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя. М., 2005. С. 16-50.
53. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М. 2007.
54. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. №1(8). С. 47¬62.
55. Цветкова А. Ю. Званые-незваные, жданные-нежданные гости // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум. СПб., 2012. С. 195-206.
56. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор (очерки теории). Л., 1986.
Электронные ресурсы:
57. Александра Пахмутова в Интернете: Песни на стихи Михаила Львова [Электронный ресурс]. URL:http: //www.pakhmutova.ru/songs/lvov.shtml(Дата обращения - 17.04.2017).
58. Евтухова Е. Краеведение versus «тотальная местная история»: провинциальная интеллигенция, краеведы и мы. Доклад прочитан в рамках шестой конференции «Выставка достижений научного хозяйства» 15.12.2012 [Электронный ресурс].
URL: https://www.youtube.com/watch?v=dHljLgnAUpw(Дата обращения: 25.04.2017).
59. Мельникова Е. А. День города: изобретенная традиция и праздник
локальной солидарности [Электронный ресурс].
URL:http://expert.ru/northwest/2013/21 /otkuda-est-poshlo/(Дата обращения: 24.03.2017).
60. Николай Мельников [Электронный ресурс].
URL:http://www.nmelnikov.ru/(Дата обращения: 20.04.2017).
61. Совет Министров РСФСР. Постановление от 18 февраля 1964 г. №23. [Электронный ресурс]. URL:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6050.htm.(Дата обращения - 17. 05. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ