Введение 3
1. Теория и методология оценки эффективной деятельности организаций 6
1.1. Понятие и виды эффективности, характерные черты эффективного
предприятия 6
1.2. Технология проведения оценки эффективной деятельности
организации: критерии, принципы, расчетно-экономические формы 16
1.3. Проблемы формирования методики оценки эффективности
деятельности туристского предприятия 32
2. Анализ деятельности предприятия "ООО ГРИН" 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании 39
2.2. Синтез финансового положения организации и эффективности
деятельности 50
2.3. Диагностика проблем и перспектив роста деловой активности
предприятия 58
3. Разработка проектных организационно-экономических условий
по повышению эффективности деятельности компании 69
3.1. Целевая постановка и задачи проекта 69
3.2. Экономическое обоснование финансовых затрат проекта 78
3.3. Оценка эффективности проекта 81
Заключение 90
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В условиях формирования и развития рыночных отношений в России вопросы эффективности функционирования предприятий малого бизнеса являются первостепенными.
В развитых странах от 50 до 70 процентов ВВП и 2/3 добавленной стоимости производится именно малыми предприятиями. Кроме того, на таких предприятиях занято до 80% населения. В восточноевропейских странах с переходной экономикой именно бурное развитие малого бизнеса вызвало рост ВВП в первой половине 90-х годов. В России аналогичные показатели существенно ниже и позитивных тенденций к улучшению в настоящее время не наблюдается. Вместе с тем, нельзя не признать, что существование, успешное хозяйствование и конкурентоспособность напрямую зависят от эффективности деятельности, что вызвало усиление внимания к данной категории, а также к методическим подходам ее анализа и оценки.
Определение уровня эффективности функционирования предприятия является важной задачей для собственников предприятий (в том числе и государства), клиентов и поставщиков предприятия, финансовых институтов и других субъектов рыночной экономики. Результаты оценочной деятельности позволяют собственникам предприятий оценить перспективы дальнейшего движения, выявить проблематичные зоны, проанализировать эффективность избранной стратегии развития фирмы. Уже на ранних стадиях развития индустриального общества проблеме повышения экономической эффективности уделялось значительное внимание. Эпоха постиндустриализма актуализировала потребность в разработке инструментария оценки эффективности.
В современных условиях хозяйствования необходимо, чтобы показатели экономической эффективности учитывали все релевантные параметры внешней среды, включая рыночную конъюнктуру, экологическую безопасность, ориентацию на прогрессивные технологии и др.
Многоаспектный характер деятельности предприятий малого бизнеса в т.ч. и в сфере туристской индустрии требует проведения исследования ее эффективности, основанного на системном подходе. Качественное управление эффективностью невозможно без ее анализа и оценки, поэтому совершенствование методических основ оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса является весьма актуальным.
Степень разработанности проблемы. В зарубежной литературе теоретико-методологическим и практическим аспектам эффективности деятельности предприятий посвящены работы таких авторов, как К. Адамс, П. Друкер, Р. Каплан, К. Кросс, Д. Майлс, К. Макнейр, Г. Минцберг, Д. Нортон, Д. Синк и др. В отечественной науке исследованиями эффективности различных хозяйствующих субъектов, ее анализом и оценкой занимались И.Т. Абдукаримов; Г.В. Атаманчук, М.И. Баканов, Р.Ф. Буркова, А. Гершун, М. Горский, Д.Е. Давыдянц, Г. Клейнер, В.В. Ковалев, Л.И. Кравченко, Г.В. Савицкая, А.Н. Соломатин, А.Д. Шеремет, Т.А. Швецова, Н.И. Усенко и др. Несмотря на большое количество работ по проблемам эффективности, теоретико-методические подходы к оценке эффективности предприятий малого бизнеса разработаны недостаточно. Применение современных подходов к оценке эффективности ограничено использованием финансового анализа и, в частности, показателей рентабельности, чего явно недостаточно для обоснования управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятий малого бизнеса.
Актуальность, высокая практическая значимость эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, с одной стороны, и недостаточный уровень научной разработанности - с другой, определили выбор темы, цель и задачи исследования.
Объектом исследования является экономическая категория эффективности деятельности ООО «ГРИН».
Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса сферы индустрии туризма.
Целью исследования является разработка методики комплексной оценки эффективности деятельности предприятий малого бизнеса. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
7 исследована теория и методология оценки эффективности организаций;
- уточнены характерные черты эффективного предприятия;
- рассмотрена технология проведения оценки эффективной деятельности организации: критерии, принципы, расчетно-экономические формы;
- выявлены и установлены проблемы формирования методики оценки эффективности деятельности туристского предприятия;
- проведен анализ деятельности предприятия ООО «ГРИН»;
- разработан проект и дана оценка эффективности проекта.
Общий методологический подход исследования построен на основополагающих современных теориях туризма, трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященных проблемам повышения эффективности деятельности организации индустрии туризма.
Информационную и нормативно-правовую базу дипломного проекта составили законодательные акты, нормативно - правовые документы, статистические данные, материалы, полученные в результате проведенного анализа.
Используемая в исследовании методика основана на применении общенаучных методов системного подхода, экономико - статистического анализа полученной информации, экспертных оценок, экономического моделирования.
Теоретические выводы, методические разработки и практические результаты могут служить базой для дальнейших исследований в области развития сельских территорий и улучшения качества жизни на селе.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Обобщая методы о формы расчета эффективности деятельности предприятий индустрии туризма следует, что ключевым звеном в решении проблем отрасли, отправной точкой развития отечественной индустрии туризма в условиях рыночных отношений является эффективное функционирование предприятий, занимающихся туристской деятельностью. Высокая эффективность необходима для выживания и процветания туристской фирмы, находящейся в условиях жесткой конкуренции.
Полученный успех позволяет туристской фирме получить доход, необходимый для того, чтобы оплатить кредиты, вознаградить персонал и получить прибыль, удовлетворяющую владельцев и инвесторов. Отдельную туристскую фирму можно рассматривать как модель системы, которая требует вложений и затем дает желаемый результат на выходе.
Расчет и использование показателей эффективности в совокупности позволяют всесторонне и углубленно исследовать экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий туризма.
В работе предложено оценку эффективности деятельности предприятия проводить в соответствии со следующими направлениями:
1) определять сезоны, в которых предприятие предполагает осуществлять свою деятельность;
2) рассчитывать себестоимость и стоимость туристского пакета в каждом сезоне;
3) прогнозировать предполагаемое количество туристов в каждый сезон;
4) осуществлять калькулирование затрат и дисконтировать результаты (выручку) для каждого сезона отдельно и находит общие результаты за планируемый период;
5) определять показатели эффективности деятельности предприятия посредством соотношения прибыли и затрат.
Поскольку такой показатель, как рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат хозяйственной деятельности туристского предприятия, то для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии целесообразно использовать рентабельность, как показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы (предприятие рентабельно, в случае, когда суммы выручки от реализации туристских продуктов достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли). Наиболее общую оценку уровня экономической эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности авансированного и собственного капитала, а их рост в динамике рассматривается как положительная тенденция. На практике туристские организации наиболее часто используют показатель рентабельности затрат, который носит обобщающий характер, при этом, показатели рентабельности, связывая результативность текущей деятельности (чистую или другой вид прибыли) с имеющимися хозяйственными средствами или финансовыми ресурсами, отражают результативность всего бизнеса.
Исследуемая компания ООО «ГРИН» образована в феврале 2005 года, деятельность осуществляется в форме общества с ограниченной ответственностью и представляет собой организационно-правовую форму для достижения определенной коммерческой цели.
По результатам анализа компании предложено:
1) сократить текущую кредиторскую задолженность организации, в том числе за счет изменения источников финансирования в пользу долгосрочных заимствований;
2) снизить долю менее ликвидных активов (внеоборотных, запасов, дебиторской задолженности), переведя их в более ликвидные - денежные средства на расчетном счете или в краткосрочных депозитах, уменьшить период отсрочки платежей для покупателей (повысить оборачиваемость дебиторской задолженности).
Для улучшения и повышения эффективности деятельности компании, а так же с целью повышения качества и оптимальности предлагаемых услуг, предлагается использование поэтапного ее планирования и отбора.
Целью поэтапного моделирования идей является наиболее полное установление и определение вариантов оптимальных позиций рассматриваемых компанией для повышение эффективности деятельности.
В настоящее время появилась острая необходимость в организации собственных туристских продуктов, поскольку в условиях настоящего кризиса, кризиса в индустрии туризма, выживание компании возможно только за счет повышения эффективности деятельности за счет собственных стратегических подходов в ее совершенствовании. Для реализации сформированной стратеги по повышению эффективности деятельности компании предложено открытие дополнительного офиса-филиала.
Проектная цель - стать основным провайдером услуг в сфере рыболовного туризма дальнего зарубежья. Для реализации проекта по открытию представительства компании было проведено структурирование постановки задач для построения проекта и реализации проекта.
Результативность и успешность, проекта по открытию дополнительного офиса, обоснована результатами проведенного анализа по сегментации рынка туристских услуг и исследования целевого рынка реализации. Несмотря на риски, сопутствующие открытию представительства, особенно работающего не по франшизе и не использующее известных марок в названии, благодаря слаженной работе коллектива, обладающего высоким профессионализмом представляется целесообразным открыть представительство, тем самым повысить эффективность деятельности компании. Анализ предлагаемого проекта показал высокую его эффективность и выход на плановые показатели уже в первый год деятельности, что позволяет сделать вывод, что проект является инвестиционно-привлекательным.