Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах
|
Введение 3
Глава I. Общие сведения о Полярном кодексе 11
1. Причины разработки Полярного кодекса 11
2. Процесс разработки Полярного кодекса 17
2.1 Первый период разработки Кодекса с 1991 по 2002 гг 18
2.2. Второй период разработки Кодекса с 2002 по 2009 гг 22
2.3. Третий период разработки Кодекса с 2009 по 2015 гг 24
3. Структура Кодекса 28
Глава II. Меры по безопасности судоходства в полярных водах 34
1. Анализ Введения Полярного кодекса 34
2. Сфера применения Полярного кодекса 36
3. Анализ части I Полярного кодекса 39
Глава III. Требования Кодекса в области предотвращения загрязнения окружающей среды
1. Анализ части II-A Полярного кодекса 57
2. Анализ Части II-B Полярного кодекса 63
Глава IV. Противоречия в Полярном Кодексе и предложения по их доработке
1. Проблема соотношения Полярного кодекса с другими международно-правовыми источниками 68
2. Предложения по доработке Кодекса 78
3. Вступление Кодекса в силу в России 86
Заключение 91
Библиографический список 94
Приложение
Глава I. Общие сведения о Полярном кодексе 11
1. Причины разработки Полярного кодекса 11
2. Процесс разработки Полярного кодекса 17
2.1 Первый период разработки Кодекса с 1991 по 2002 гг 18
2.2. Второй период разработки Кодекса с 2002 по 2009 гг 22
2.3. Третий период разработки Кодекса с 2009 по 2015 гг 24
3. Структура Кодекса 28
Глава II. Меры по безопасности судоходства в полярных водах 34
1. Анализ Введения Полярного кодекса 34
2. Сфера применения Полярного кодекса 36
3. Анализ части I Полярного кодекса 39
Глава III. Требования Кодекса в области предотвращения загрязнения окружающей среды
1. Анализ части II-A Полярного кодекса 57
2. Анализ Части II-B Полярного кодекса 63
Глава IV. Противоречия в Полярном Кодексе и предложения по их доработке
1. Проблема соотношения Полярного кодекса с другими международно-правовыми источниками 68
2. Предложения по доработке Кодекса 78
3. Вступление Кодекса в силу в России 86
Заключение 91
Библиографический список 94
Приложение
Морские перевозки в настоящее время и в обозримой перспективе остаются наиболее экономичным способом транспортировки грузов, что и обуславливает их опережающую динамику в сравнении с другими мировыми грузоперевозками. В этой связи очевидна необходимость повышения уровня безопасности на море, достижение которой возможно лишь с помощью разработки международных правил для всех судоходных наций. Созданием таких правил занимается, в первую очередь, Международная морская организация (International Maritime Organization, далее - ИМО, Организация), чьи основные задачи отражены в девизе организации: «безопасное, защищенное и эффективное судоходство в условиях чистых океанов». Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, призваны обеспечивать механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами. Нормы ИМО развиваются вместе с развитием техники и часто являются реакцией на отдельные события в области судоходства.
1 января 2017 г. вступил в силу Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, или Полярный кодекс (далее - Кодекс, ПК), новый международный документ, уточняющий правовой режим судоходства в водах Арктики и Антарктики, появления которого ждали последние 20 лет.
Несмотря на кажущееся сходство двух полярных областей Земли, существует значительная разница не только в их физико-географических характеристиках, но и в том, что международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях. Вашингтонский договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года, определивший Антарктику как полностью демилитаризованную и нейтрализованную территорию (статья 1), заложил основное отличие, поскольку Арктические сухопутные территории являются государственными. Кроме того, существуют различия и в характеристиках арктических и антарктических акваторий, что признается Полярным кодексом в Преамбуле к документу. Однако пункт 6 Преамбулы Полярного кодекса заверяет нас в том, что правовые и географические различия между этими двумя районами учтены в документе.
Вопросы безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и подготовки экипажей судов, плавающих в жестких или экстремальных условиях высоких широт, нельзя назвать новыми с точки зрения их разработки Организацией. Контуры будущего Полярного кодекса обсуждались на уровне ИМО уже в 1993 г., когда было принято решение о создании «Внешней рабочей группы» (Outside Working Group) на уровне экспертов с целью разработки единых стандартов судоходства в полярной акватории. Кроме того, существование других международно-правовых документов, распространяющих свое действие на режим судоходства в полярных водах, это подтверждает.
Примером таких документов может служить, в первую очередь, Конвенция ООН по Морскому праву 1982 г., содержащая статью 234 раздела 8 части XII под названием «покрытые льдом районы». Также это конвенции, разработанные ИМО, в частности: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, 1974 г. (СОЛАС) с Протоколом 1988 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) с Протоколом 1978 г., Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1967 г. (ФАЛ), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. и др., а также региональные соглашения и национальные нормы прибрежных государств по обеспечению безопасности мореплавания в полярных водах.
Несмотря на кажущееся обилие международно-правовых документов, а также наличие национального законодательства, регулирующего режим судоходства в Арктическом регионе, практика продемонстрировала явную недостаточность существующей международно-правовой базы в исследуемом вопросе. Полярный кодекс был призван охватить весь спектр относящихся к судоходству проблем, связанных с навигацией в полярных водах обоих полушарий, а именно: проектирование, строительство и оснащение судов, вопросы работы и обучения, поисково-спасательные работы и, что немаловажно, защиту уникальной природы и экосистем полярных регионов. Иными словами, ПК должен был заполнить существующие «пробелы».
Как было отмечено выше, Кодекс распространяет свое действие, как на район Антарктики, так и на Арктический регион равноценно. Однако в силу совокупности факторов урегулирование международно-правовых проблем именно в Арктическом регионе можно назвать движущей силой создания Полярного кодекса. Это связано, в первую очередь, с вышеупомянутым отсутствием единого договора о разграничении сухопутных территорий региона. Кроме того, целесообразность согласования на международном уровне подобного единого юридического документа обусловлена факторами ускоряющихся и усложняющихся процессов глобализации и регионализации, формированием многополярного и многополюсного мира, наличием в регионе колоссальных природно-сырьевых ресурсов. Сосредоточение огромных запасов нефти и газа на территории Арктики является главной причиной экономической перспективности этого региона.
Помимо ценности с точки зрения добычи природных ископаемых как таковой, Арктика обладает большим потенциалом как транспортно-коммуникативный узел. Как известно, Северный морской путь (от пролива Карские Ворота до бухты Провидения, далее - СМП) и Северо-Западный проход (между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага, далее - СЗП) являются наиболее короткими маршрутами для прохождения по пути Европа-Азия, Азия- Европа. Однако в силу того, что большая часть Северного Ледовитого океана (далее - СЛО) покрыта льдом в течение всего года, указанные маршруты оставались несудоходными.
Климатические изменения в регионе, отразившиеся в уменьшении площади многолетнего льда в Северном Ледовитом океане, обусловили рост судоходства в полярных водах. В силу таяния ледового покрова привлекательность Северного морского пути и Северо-Западного прохода повышается. Этот факт подтверждает рост числа судов, проходящих через Северный морской путь и Северо-Западный проход.
Рост интенсивности судоходства в СМП и СЗП увеличивает антропогенные нагрузки на весьма уязвимую экосистему Арктики, что определяет необходимость существенного повышения требований к судам и морским установкам, эксплуатирующимся в регионе и обусловливает актуализацию проблемы создания единого юридического документа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судов и защиту полярной окружающей среды через рассмотрение рисков, характерных для полярных вод, снижение которых не рассматривается в достаточной мере в других документах Организации. При этом должен быть найден баланс между экологичностью, безопасностью, экономической эффективностью и технической реализуемостью проектных решений, обеспечивающих выполнение новых требований с целью сохранить существующие преимущества морского транспорта, в том числе для развивающегося арктического судоходства.
Целью данной работы является анализ и критическое осмысление Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Перед автором поставлены следующие задачи: рассмотреть в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований содержание нового международно-правового документа; проанализировать его значение для международной судоходной отрасли; рассмотреть связанные с его принятием правовые последствия; проанализировать существующие противоречия, обусловленные появлением Полярного кодекса; рассмотреть его соотношение с иными источниками международного морского права; а также предложить варианты модификации международно-правового документа с целью дальнейшей доработки.
Актуальность выбранной темы обусловлена новаторством самого Полярного кодекса, поскольку его вступление в силу датируется, как было отмечено, 1 января 2017 г. Нельзя назвать долгим сроком один год в контексте международного права, в этой связи документ можно считать действительно новым. Кроме того, факторы изменения климата, роста судоходства, повышения интереса к ресурсной базе в Арктическом регионе, упомянутые выше, обусловили повышение внимания к Арктике за последнее десятилетие. Не в последнюю очередь это вызвано и развитием многосторонних проектов, в том числе исследовательских, связанных с Арктикой, усилением международных контактов в регионе. Интерес к нему уже вышел за пределы арктических стран, распространившись, в том числе, и среди стран Северо-Восточной, Восточной и Южной Азии. Хотя Арктический регион остается одним из наиболее «спокойных» с точки зрения международных конфликтов, актуализация региона как пространства международно-политического взаимодействия и наращивание хозяйственной деятельности в регионе, приводит к необходимости развития правовых основ и ответственного отношения к ресурсам региона.
В самом Полярном кодексе признается, что деятельность человека, в том числе эксплуатация судов, с большой вероятностью может нанести вред прибрежным сообществам в Арктике, а с учетом уникальности арктических экосистем такой вред может оказаться непоправимым. В этой связи рассмотрение и анализ Кодекса с целью способствования дальнейшей модернизации является крайне актуальным. Кроме того, нельзя не отметить существующую немногочисленность научных работ, посвященных анализу Кодекса, что также подчеркивает актуальность выбранной темы и соответствующим образом раскрывает вопрос о научной новизне.
Несмотря на вышеупомянутую немногочисленность, все существующие работы, написанные по данной тематике, автор постарался изучить и использовать при написании данной работы. С точки зрения отечественной литературы, можно выделить работы А.Н. Вылегжанина, И. П. Дудыкиной, Е. Н. Хмелевой, В. К. Шурпяк, Л. Г. Цой и другие. Были проанализированы и зарубежные работы, в частности 0ystein Jensen, Seyyed Ali Hashemi, Marco Mondelli, Rudiger Urbanke, Warren J. Gross, W. Laursen и другие.
Методологической основой работы послужили логический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.
1 января 2017 г. вступил в силу Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, или Полярный кодекс (далее - Кодекс, ПК), новый международный документ, уточняющий правовой режим судоходства в водах Арктики и Антарктики, появления которого ждали последние 20 лет.
Несмотря на кажущееся сходство двух полярных областей Земли, существует значительная разница не только в их физико-географических характеристиках, но и в том, что международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях. Вашингтонский договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года, определивший Антарктику как полностью демилитаризованную и нейтрализованную территорию (статья 1), заложил основное отличие, поскольку Арктические сухопутные территории являются государственными. Кроме того, существуют различия и в характеристиках арктических и антарктических акваторий, что признается Полярным кодексом в Преамбуле к документу. Однако пункт 6 Преамбулы Полярного кодекса заверяет нас в том, что правовые и географические различия между этими двумя районами учтены в документе.
Вопросы безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и подготовки экипажей судов, плавающих в жестких или экстремальных условиях высоких широт, нельзя назвать новыми с точки зрения их разработки Организацией. Контуры будущего Полярного кодекса обсуждались на уровне ИМО уже в 1993 г., когда было принято решение о создании «Внешней рабочей группы» (Outside Working Group) на уровне экспертов с целью разработки единых стандартов судоходства в полярной акватории. Кроме того, существование других международно-правовых документов, распространяющих свое действие на режим судоходства в полярных водах, это подтверждает.
Примером таких документов может служить, в первую очередь, Конвенция ООН по Морскому праву 1982 г., содержащая статью 234 раздела 8 части XII под названием «покрытые льдом районы». Также это конвенции, разработанные ИМО, в частности: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, 1974 г. (СОЛАС) с Протоколом 1988 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) с Протоколом 1978 г., Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1967 г. (ФАЛ), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. и др., а также региональные соглашения и национальные нормы прибрежных государств по обеспечению безопасности мореплавания в полярных водах.
Несмотря на кажущееся обилие международно-правовых документов, а также наличие национального законодательства, регулирующего режим судоходства в Арктическом регионе, практика продемонстрировала явную недостаточность существующей международно-правовой базы в исследуемом вопросе. Полярный кодекс был призван охватить весь спектр относящихся к судоходству проблем, связанных с навигацией в полярных водах обоих полушарий, а именно: проектирование, строительство и оснащение судов, вопросы работы и обучения, поисково-спасательные работы и, что немаловажно, защиту уникальной природы и экосистем полярных регионов. Иными словами, ПК должен был заполнить существующие «пробелы».
Как было отмечено выше, Кодекс распространяет свое действие, как на район Антарктики, так и на Арктический регион равноценно. Однако в силу совокупности факторов урегулирование международно-правовых проблем именно в Арктическом регионе можно назвать движущей силой создания Полярного кодекса. Это связано, в первую очередь, с вышеупомянутым отсутствием единого договора о разграничении сухопутных территорий региона. Кроме того, целесообразность согласования на международном уровне подобного единого юридического документа обусловлена факторами ускоряющихся и усложняющихся процессов глобализации и регионализации, формированием многополярного и многополюсного мира, наличием в регионе колоссальных природно-сырьевых ресурсов. Сосредоточение огромных запасов нефти и газа на территории Арктики является главной причиной экономической перспективности этого региона.
Помимо ценности с точки зрения добычи природных ископаемых как таковой, Арктика обладает большим потенциалом как транспортно-коммуникативный узел. Как известно, Северный морской путь (от пролива Карские Ворота до бухты Провидения, далее - СМП) и Северо-Западный проход (между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага, далее - СЗП) являются наиболее короткими маршрутами для прохождения по пути Европа-Азия, Азия- Европа. Однако в силу того, что большая часть Северного Ледовитого океана (далее - СЛО) покрыта льдом в течение всего года, указанные маршруты оставались несудоходными.
Климатические изменения в регионе, отразившиеся в уменьшении площади многолетнего льда в Северном Ледовитом океане, обусловили рост судоходства в полярных водах. В силу таяния ледового покрова привлекательность Северного морского пути и Северо-Западного прохода повышается. Этот факт подтверждает рост числа судов, проходящих через Северный морской путь и Северо-Западный проход.
Рост интенсивности судоходства в СМП и СЗП увеличивает антропогенные нагрузки на весьма уязвимую экосистему Арктики, что определяет необходимость существенного повышения требований к судам и морским установкам, эксплуатирующимся в регионе и обусловливает актуализацию проблемы создания единого юридического документа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судов и защиту полярной окружающей среды через рассмотрение рисков, характерных для полярных вод, снижение которых не рассматривается в достаточной мере в других документах Организации. При этом должен быть найден баланс между экологичностью, безопасностью, экономической эффективностью и технической реализуемостью проектных решений, обеспечивающих выполнение новых требований с целью сохранить существующие преимущества морского транспорта, в том числе для развивающегося арктического судоходства.
Целью данной работы является анализ и критическое осмысление Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Перед автором поставлены следующие задачи: рассмотреть в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований содержание нового международно-правового документа; проанализировать его значение для международной судоходной отрасли; рассмотреть связанные с его принятием правовые последствия; проанализировать существующие противоречия, обусловленные появлением Полярного кодекса; рассмотреть его соотношение с иными источниками международного морского права; а также предложить варианты модификации международно-правового документа с целью дальнейшей доработки.
Актуальность выбранной темы обусловлена новаторством самого Полярного кодекса, поскольку его вступление в силу датируется, как было отмечено, 1 января 2017 г. Нельзя назвать долгим сроком один год в контексте международного права, в этой связи документ можно считать действительно новым. Кроме того, факторы изменения климата, роста судоходства, повышения интереса к ресурсной базе в Арктическом регионе, упомянутые выше, обусловили повышение внимания к Арктике за последнее десятилетие. Не в последнюю очередь это вызвано и развитием многосторонних проектов, в том числе исследовательских, связанных с Арктикой, усилением международных контактов в регионе. Интерес к нему уже вышел за пределы арктических стран, распространившись, в том числе, и среди стран Северо-Восточной, Восточной и Южной Азии. Хотя Арктический регион остается одним из наиболее «спокойных» с точки зрения международных конфликтов, актуализация региона как пространства международно-политического взаимодействия и наращивание хозяйственной деятельности в регионе, приводит к необходимости развития правовых основ и ответственного отношения к ресурсам региона.
В самом Полярном кодексе признается, что деятельность человека, в том числе эксплуатация судов, с большой вероятностью может нанести вред прибрежным сообществам в Арктике, а с учетом уникальности арктических экосистем такой вред может оказаться непоправимым. В этой связи рассмотрение и анализ Кодекса с целью способствования дальнейшей модернизации является крайне актуальным. Кроме того, нельзя не отметить существующую немногочисленность научных работ, посвященных анализу Кодекса, что также подчеркивает актуальность выбранной темы и соответствующим образом раскрывает вопрос о научной новизне.
Несмотря на вышеупомянутую немногочисленность, все существующие работы, написанные по данной тематике, автор постарался изучить и использовать при написании данной работы. С точки зрения отечественной литературы, можно выделить работы А.Н. Вылегжанина, И. П. Дудыкиной, Е. Н. Хмелевой, В. К. Шурпяк, Л. Г. Цой и другие. Были проанализированы и зарубежные работы, в частности 0ystein Jensen, Seyyed Ali Hashemi, Marco Mondelli, Rudiger Urbanke, Warren J. Gross, W. Laursen и другие.
Методологической основой работы послужили логический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.
Обозначая итоги проведенного анализа нового международного - правового документа, созданного с целью урегулирования отношений между государствами, возникающих в контексте судоходства в полярных водах, нельзя не отметить, что Полярный кодекс все же следует рассматривать как положительный шаг в области выработки международно-правовых способов реагирования на основные риски, сопряженные с навигацией в этих акваториях, не урегулированные до конца другими документами.
Полярный кодекс рассматривает этот вопрос с точки зрения конструктивной безопасности судна, допускаемого государством регистрации к плаванию в полярных акваториях, а также устанавливает необходимые меры защиты морской среды полярных районов. В силу выбранного способа имплементации посредством Конвенций СОЛАС и МАРПОЛ Полярный кодекс избавляет государства от необходимости дополнительной процедуры ратификации, удобно дополняя уже существующие международно-правовые документы.
Полярный кодекс не вступает в противоречие с национальной правовой базой прибрежных государств. В этом смысле Россия и Канада, как государства с самым протяженным арктическим побережьем, сохраняют право на основе данной статьи регулировать судоходство в таких районах на акваториях Северного морского пути и Северо-западного прохода.
Однако после детального анализа содержания нового международно-правового документа в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований, удалось прийти к выводу, что Полярный кодекс содержит ряд неточностей и недоработок, устранение которых и будет первоочередной задачей для разработчиков документа в дальнейшем.
Без сомнения, значение Полярного кодекса для международной судоходной отрасли огромно, и представляется сложным его переоценить. Новые требования, установленные Кодексом, можно назвать более строгими, чем во всех предыдущих документах, посвященных судоходству в полярных водах. Например, говоря о мерах по безопасности, это обязательность наличия Сертификата судна полярного плавания, новое разделение судов на классы, появление более строгих критериев для постройки судов. Однако при этом существует большая группа судов, не попадающих под действие Кодекса, а также судов с более лояльными требованиями.
Требования, касающиеся окружающей среды также можно назвать очень строгими в силу полного запрета сброса в море нефти и нефтесодержащих смесей, а также вредных жидких веществ или смесей, содержащих такие вещества. Являясь, безусловно, положительными шагами на пути к обеспечению сохранения полярных экосистем, эти меры вступают в противоречие с существующим состоянием Арктической морской инфраструктуры, уровень развития которой, особенно в зоне Российской полярной акватории технически не соответствует предъявляемым требованиям. При всей строгости вышеупомянутых требований, Кодекс не обозначает требование запрета на использование тяжелого дизельного топлива в акватории Арктических вод, хотя при разливе и сгорании этот вид топлива в сравнении с менее вязкими и тяжелыми видами, наносит большее количество вреда для экосистем этого полярного региона. Кодекс также никак не регулирует защиту биоразнообразия полярных экосистем.
В работе были проанализированы существующие «пробелы» в новом международно-правовом документе и предложены варианты их устранения с учетом экспертных мнений как специалистов международного права, так и инженеров. В силу новизны самого документа и отсутствия судебной практики, такой способ анализа пока представляется единственно возможным.
Активизация интереса к полярным акваториям в связи с фактором изменения климата, роста уровня судоходства в этих регионах, повышения интереса к ресурсной базе предопределяют актуальность исследований в вопросе международного-правового регулирования в этих акваториях. Поскольку дальнейшая гармонизация правил о безопасности и защите морской среды в полярных водах отвечает текущим и будущим интересам не только арктических государств, но и других международных игроков, работа над Кодексом будет продолжаться, однако и сегодня следует расценивать Полярный кодекс как первый серьезный шаг на пути становления особого международно-правового режима этих регионов.
Полярный кодекс рассматривает этот вопрос с точки зрения конструктивной безопасности судна, допускаемого государством регистрации к плаванию в полярных акваториях, а также устанавливает необходимые меры защиты морской среды полярных районов. В силу выбранного способа имплементации посредством Конвенций СОЛАС и МАРПОЛ Полярный кодекс избавляет государства от необходимости дополнительной процедуры ратификации, удобно дополняя уже существующие международно-правовые документы.
Полярный кодекс не вступает в противоречие с национальной правовой базой прибрежных государств. В этом смысле Россия и Канада, как государства с самым протяженным арктическим побережьем, сохраняют право на основе данной статьи регулировать судоходство в таких районах на акваториях Северного морского пути и Северо-западного прохода.
Однако после детального анализа содержания нового международно-правового документа в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований, удалось прийти к выводу, что Полярный кодекс содержит ряд неточностей и недоработок, устранение которых и будет первоочередной задачей для разработчиков документа в дальнейшем.
Без сомнения, значение Полярного кодекса для международной судоходной отрасли огромно, и представляется сложным его переоценить. Новые требования, установленные Кодексом, можно назвать более строгими, чем во всех предыдущих документах, посвященных судоходству в полярных водах. Например, говоря о мерах по безопасности, это обязательность наличия Сертификата судна полярного плавания, новое разделение судов на классы, появление более строгих критериев для постройки судов. Однако при этом существует большая группа судов, не попадающих под действие Кодекса, а также судов с более лояльными требованиями.
Требования, касающиеся окружающей среды также можно назвать очень строгими в силу полного запрета сброса в море нефти и нефтесодержащих смесей, а также вредных жидких веществ или смесей, содержащих такие вещества. Являясь, безусловно, положительными шагами на пути к обеспечению сохранения полярных экосистем, эти меры вступают в противоречие с существующим состоянием Арктической морской инфраструктуры, уровень развития которой, особенно в зоне Российской полярной акватории технически не соответствует предъявляемым требованиям. При всей строгости вышеупомянутых требований, Кодекс не обозначает требование запрета на использование тяжелого дизельного топлива в акватории Арктических вод, хотя при разливе и сгорании этот вид топлива в сравнении с менее вязкими и тяжелыми видами, наносит большее количество вреда для экосистем этого полярного региона. Кодекс также никак не регулирует защиту биоразнообразия полярных экосистем.
В работе были проанализированы существующие «пробелы» в новом международно-правовом документе и предложены варианты их устранения с учетом экспертных мнений как специалистов международного права, так и инженеров. В силу новизны самого документа и отсутствия судебной практики, такой способ анализа пока представляется единственно возможным.
Активизация интереса к полярным акваториям в связи с фактором изменения климата, роста уровня судоходства в этих регионах, повышения интереса к ресурсной базе предопределяют актуальность исследований в вопросе международного-правового регулирования в этих акваториях. Поскольку дальнейшая гармонизация правил о безопасности и защите морской среды в полярных водах отвечает текущим и будущим интересам не только арктических государств, но и других международных игроков, работа над Кодексом будет продолжаться, однако и сегодня следует расценивать Полярный кодекс как первый серьезный шаг на пути становления особого международно-правового режима этих регионов.
Подобные работы
- Арктика и Антарктика: сравнительная характеристика режимов управления (международно-правовой аспект)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Международно-политические перспективы освоения Северного Морского пути
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Навигационно-гидрографическое обеспечение плавания крупнотоннажных судов в проливе Санникова
Бакалаврская работа, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Перспективы увеличения перевозок по Северному морскому пути и риски загрязнения окружающей среды
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы правового регулирования судоходства в акватории Северного морского пути. Международно-правовые аспекты
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021 - Арктика в системе международных отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Исследование воздействия хозяйственной деятельности в арктических морях на ключевые биоресурсы
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Анализ расчета прочностных характеристик льда и локальной ледовой нагрузки на плавучие сооружения по методике РМРС
Дипломные работы, ВКР, гидрология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



