Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах

Работа №69799

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Общие сведения о Полярном кодексе 11
1. Причины разработки Полярного кодекса 11
2. Процесс разработки Полярного кодекса 17
2.1 Первый период разработки Кодекса с 1991 по 2002 гг 18
2.2. Второй период разработки Кодекса с 2002 по 2009 гг 22
2.3. Третий период разработки Кодекса с 2009 по 2015 гг 24
3. Структура Кодекса 28
Глава II. Меры по безопасности судоходства в полярных водах 34
1. Анализ Введения Полярного кодекса 34
2. Сфера применения Полярного кодекса 36
3. Анализ части I Полярного кодекса 39
Глава III. Требования Кодекса в области предотвращения загрязнения окружающей среды
1. Анализ части II-A Полярного кодекса 57
2. Анализ Части II-B Полярного кодекса 63
Глава IV. Противоречия в Полярном Кодексе и предложения по их доработке
1. Проблема соотношения Полярного кодекса с другими международно-правовыми источниками 68
2. Предложения по доработке Кодекса 78
3. Вступление Кодекса в силу в России 86
Заключение 91
Библиографический список 94
Приложение


Морские перевозки в настоящее время и в обозримой перспективе остаются наиболее экономичным способом транспортировки грузов, что и обуславливает их опережающую динамику в сравнении с другими мировыми грузоперевозками. В этой связи очевидна необходимость повышения уровня безопасности на море, достижение которой возможно лишь с помощью разработки международных правил для всех судоходных наций. Созданием таких правил занимается, в первую очередь, Международная морская организация (International Maritime Organization, далее - ИМО, Организация), чьи основные задачи отражены в девизе организации: «безопасное, защищенное и эффективное судоходство в условиях чистых океанов». Более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций, разработанных ИМО, призваны обеспечивать механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами. Нормы ИМО развиваются вместе с развитием техники и часто являются реакцией на отдельные события в области судоходства.
1 января 2017 г. вступил в силу Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, или Полярный кодекс (далее - Кодекс, ПК), новый международный документ, уточняющий правовой режим судоходства в водах Арктики и Антарктики, появления которого ждали последние 20 лет.
Несмотря на кажущееся сходство двух полярных областей Земли, существует значительная разница не только в их физико-географических характеристиках, но и в том, что международно-правовой режим этих районов земного шара складывается в различных направлениях. Вашингтонский договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года, определивший Антарктику как полностью демилитаризованную и нейтрализованную территорию (статья 1), заложил основное отличие, поскольку Арктические сухопутные территории являются государственными. Кроме того, существуют различия и в характеристиках арктических и антарктических акваторий, что признается Полярным кодексом в Преамбуле к документу. Однако пункт 6 Преамбулы Полярного кодекса заверяет нас в том, что правовые и географические различия между этими двумя районами учтены в документе.
Вопросы безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и подготовки экипажей судов, плавающих в жестких или экстремальных условиях высоких широт, нельзя назвать новыми с точки зрения их разработки Организацией. Контуры будущего Полярного кодекса обсуждались на уровне ИМО уже в 1993 г., когда было принято решение о создании «Внешней рабочей группы» (Outside Working Group) на уровне экспертов с целью разработки единых стандартов судоходства в полярной акватории. Кроме того, существование других международно-правовых документов, распространяющих свое действие на режим судоходства в полярных водах, это подтверждает.
Примером таких документов может служить, в первую очередь, Конвенция ООН по Морскому праву 1982 г., содержащая статью 234 раздела 8 части XII под названием «покрытые льдом районы». Также это конвенции, разработанные ИМО, в частности: Международная конвенция об охране человеческой жизни на море, 1974 г. (СОЛАС) с Протоколом 1988 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ) с Протоколом 1978 г., Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1967 г. (ФАЛ), Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. и др., а также региональные соглашения и национальные нормы прибрежных государств по обеспечению безопасности мореплавания в полярных водах.
Несмотря на кажущееся обилие международно-правовых документов, а также наличие национального законодательства, регулирующего режим судоходства в Арктическом регионе, практика продемонстрировала явную недостаточность существующей международно-правовой базы в исследуемом вопросе. Полярный кодекс был призван охватить весь спектр относящихся к судоходству проблем, связанных с навигацией в полярных водах обоих полушарий, а именно: проектирование, строительство и оснащение судов, вопросы работы и обучения, поисково-спасательные работы и, что немаловажно, защиту уникальной природы и экосистем полярных регионов. Иными словами, ПК должен был заполнить существующие «пробелы».
Как было отмечено выше, Кодекс распространяет свое действие, как на район Антарктики, так и на Арктический регион равноценно. Однако в силу совокупности факторов урегулирование международно-правовых проблем именно в Арктическом регионе можно назвать движущей силой создания Полярного кодекса. Это связано, в первую очередь, с вышеупомянутым отсутствием единого договора о разграничении сухопутных территорий региона. Кроме того, целесообразность согласования на международном уровне подобного единого юридического документа обусловлена факторами ускоряющихся и усложняющихся процессов глобализации и регионализации, формированием многополярного и многополюсного мира, наличием в регионе колоссальных природно-сырьевых ресурсов. Сосредоточение огромных запасов нефти и газа на территории Арктики является главной причиной экономической перспективности этого региона.
Помимо ценности с точки зрения добычи природных ископаемых как таковой, Арктика обладает большим потенциалом как транспортно-коммуникативный узел. Как известно, Северный морской путь (от пролива Карские Ворота до бухты Провидения, далее - СМП) и Северо-Западный проход (между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага, далее - СЗП) являются наиболее короткими маршрутами для прохождения по пути Европа-Азия, Азия- Европа. Однако в силу того, что большая часть Северного Ледовитого океана (далее - СЛО) покрыта льдом в течение всего года, указанные маршруты оставались несудоходными.
Климатические изменения в регионе, отразившиеся в уменьшении площади многолетнего льда в Северном Ледовитом океане, обусловили рост судоходства в полярных водах. В силу таяния ледового покрова привлекательность Северного морского пути и Северо-Западного прохода повышается. Этот факт подтверждает рост числа судов, проходящих через Северный морской путь и Северо-Западный проход.
Рост интенсивности судоходства в СМП и СЗП увеличивает антропогенные нагрузки на весьма уязвимую экосистему Арктики, что определяет необходимость существенного повышения требований к судам и морским установкам, эксплуатирующимся в регионе и обусловливает актуализацию проблемы создания единого юридического документа, обеспечивающего безопасную эксплуатацию судов и защиту полярной окружающей среды через рассмотрение рисков, характерных для полярных вод, снижение которых не рассматривается в достаточной мере в других документах Организации. При этом должен быть найден баланс между экологичностью, безопасностью, экономической эффективностью и технической реализуемостью проектных решений, обеспечивающих выполнение новых требований с целью сохранить существующие преимущества морского транспорта, в том числе для развивающегося арктического судоходства.
Целью данной работы является анализ и критическое осмысление Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах. Перед автором поставлены следующие задачи: рассмотреть в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований содержание нового международно-правового документа; проанализировать его значение для международной судоходной отрасли; рассмотреть связанные с его принятием правовые последствия; проанализировать существующие противоречия, обусловленные появлением Полярного кодекса; рассмотреть его соотношение с иными источниками международного морского права; а также предложить варианты модификации международно-правового документа с целью дальнейшей доработки.
Актуальность выбранной темы обусловлена новаторством самого Полярного кодекса, поскольку его вступление в силу датируется, как было отмечено, 1 января 2017 г. Нельзя назвать долгим сроком один год в контексте международного права, в этой связи документ можно считать действительно новым. Кроме того, факторы изменения климата, роста судоходства, повышения интереса к ресурсной базе в Арктическом регионе, упомянутые выше, обусловили повышение внимания к Арктике за последнее десятилетие. Не в последнюю очередь это вызвано и развитием многосторонних проектов, в том числе исследовательских, связанных с Арктикой, усилением международных контактов в регионе. Интерес к нему уже вышел за пределы арктических стран, распространившись, в том числе, и среди стран Северо-Восточной, Восточной и Южной Азии. Хотя Арктический регион остается одним из наиболее «спокойных» с точки зрения международных конфликтов, актуализация региона как пространства международно-политического взаимодействия и наращивание хозяйственной деятельности в регионе, приводит к необходимости развития правовых основ и ответственного отношения к ресурсам региона.
В самом Полярном кодексе признается, что деятельность человека, в том числе эксплуатация судов, с большой вероятностью может нанести вред прибрежным сообществам в Арктике, а с учетом уникальности арктических экосистем такой вред может оказаться непоправимым. В этой связи рассмотрение и анализ Кодекса с целью способствования дальнейшей модернизации является крайне актуальным. Кроме того, нельзя не отметить существующую немногочисленность научных работ, посвященных анализу Кодекса, что также подчеркивает актуальность выбранной темы и соответствующим образом раскрывает вопрос о научной новизне.
Несмотря на вышеупомянутую немногочисленность, все существующие работы, написанные по данной тематике, автор постарался изучить и использовать при написании данной работы. С точки зрения отечественной литературы, можно выделить работы А.Н. Вылегжанина, И. П. Дудыкиной, Е. Н. Хмелевой, В. К. Шурпяк, Л. Г. Цой и другие. Были проанализированы и зарубежные работы, в частности 0ystein Jensen, Seyyed Ali Hashemi, Marco Mondelli, Rudiger Urbanke, Warren J. Gross, W. Laursen и другие.
Методологической основой работы послужили логический метод, сравнительно-правовой, историко-правовой, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обозначая итоги проведенного анализа нового международного - правового документа, созданного с целью урегулирования отношений между государствами, возникающих в контексте судоходства в полярных водах, нельзя не отметить, что Полярный кодекс все же следует рассматривать как положительный шаг в области выработки международно-правовых способов реагирования на основные риски, сопряженные с навигацией в этих акваториях, не урегулированные до конца другими документами.
Полярный кодекс рассматривает этот вопрос с точки зрения конструктивной безопасности судна, допускаемого государством регистрации к плаванию в полярных акваториях, а также устанавливает необходимые меры защиты морской среды полярных районов. В силу выбранного способа имплементации посредством Конвенций СОЛАС и МАРПОЛ Полярный кодекс избавляет государства от необходимости дополнительной процедуры ратификации, удобно дополняя уже существующие международно-правовые документы.
Полярный кодекс не вступает в противоречие с национальной правовой базой прибрежных государств. В этом смысле Россия и Канада, как государства с самым протяженным арктическим побережьем, сохраняют право на основе данной статьи регулировать судоходство в таких районах на акваториях Северного морского пути и Северо-западного прохода.
Однако после детального анализа содержания нового международно-правового документа в контексте как отечественных, так и зарубежных правовых исследований, удалось прийти к выводу, что Полярный кодекс содержит ряд неточностей и недоработок, устранение которых и будет первоочередной задачей для разработчиков документа в дальнейшем.
Без сомнения, значение Полярного кодекса для международной судоходной отрасли огромно, и представляется сложным его переоценить. Новые требования, установленные Кодексом, можно назвать более строгими, чем во всех предыдущих документах, посвященных судоходству в полярных водах. Например, говоря о мерах по безопасности, это обязательность наличия Сертификата судна полярного плавания, новое разделение судов на классы, появление более строгих критериев для постройки судов. Однако при этом существует большая группа судов, не попадающих под действие Кодекса, а также судов с более лояльными требованиями.
Требования, касающиеся окружающей среды также можно назвать очень строгими в силу полного запрета сброса в море нефти и нефтесодержащих смесей, а также вредных жидких веществ или смесей, содержащих такие вещества. Являясь, безусловно, положительными шагами на пути к обеспечению сохранения полярных экосистем, эти меры вступают в противоречие с существующим состоянием Арктической морской инфраструктуры, уровень развития которой, особенно в зоне Российской полярной акватории технически не соответствует предъявляемым требованиям. При всей строгости вышеупомянутых требований, Кодекс не обозначает требование запрета на использование тяжелого дизельного топлива в акватории Арктических вод, хотя при разливе и сгорании этот вид топлива в сравнении с менее вязкими и тяжелыми видами, наносит большее количество вреда для экосистем этого полярного региона. Кодекс также никак не регулирует защиту биоразнообразия полярных экосистем.
В работе были проанализированы существующие «пробелы» в новом международно-правовом документе и предложены варианты их устранения с учетом экспертных мнений как специалистов международного права, так и инженеров. В силу новизны самого документа и отсутствия судебной практики, такой способ анализа пока представляется единственно возможным.
Активизация интереса к полярным акваториям в связи с фактором изменения климата, роста уровня судоходства в этих регионах, повышения интереса к ресурсной базе предопределяют актуальность исследований в вопросе международного-правового регулирования в этих акваториях. Поскольку дальнейшая гармонизация правил о безопасности и защите морской среды в полярных водах отвечает текущим и будущим интересам не только арктических государств, но и других международных игроков, работа над Кодексом будет продолжаться, однако и сегодня следует расценивать Полярный кодекс как первый серьезный шаг на пути становления особого международно-правового режима этих регионов.



1. Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959, с изм. от 04.10.1991) // Ведомости ВС СССР. 3 августа 1961 г. N 31. Ст. 329. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII.- М., 1967. С. 233 - 239; Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 664 - 669.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994), вступила в силу с 16 ноября 1994 года. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 11 апреля 1997 года, Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 N 30- ФЗ с заявлением // "Собрание законодательства РФ", 01.12.1997, N 48, ст. 5493; "Бюллетень международных договоров", 1998, N 1, с. 3 - 168
3. Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL), заключена в г. Лондоне 09.04.1965, документ вступил в силу, в том числе для СССР, 5 марта 1967 года // Документ опубликован не был, СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
4. Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и
осадков и управлении ими 2004 года (Вместе с "Правилами
контроля...", <Формами международного свидетельства, журнала
операций>, <Резолюциями о будущей работе организации, использовании механизмов принятия решений при обзоре стандартов согласно правилу D-5, содействии техническому сотрудничеству и помощи, обзоре Приложения>) (Заключена в г. Лондоне 13.02.2004) // Бюллетень международных договоров. 2017. N 12. С. 16 - 47.
5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (ПДНВ/STCW), заключена в г. Лондоне 07.07.1978 // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www. pravo. gov. ru
6. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS) (Заключена в г. Лондоне 01.11.1974), документ вступил в силу, в том числе для СССР, 25 мая 1980 года // Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 1). С. 3 - 211.
7. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ/MARPOL) (Вместе с <Протоколом I о положениях, касающихся сообщений об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ>, <Протоколом II об арбитраже>, <Правилами предотвращения загрязнения нефтью, сточными водами, мусором, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или в автодорожных и железнодорожных цистернах, контроля>, <Перечнями нефтепродуктов, ядовитых и прочих жидких веществ, перевозимых наливом>, <Руководством по распределению по категориям>, <Формами Международных свидетельств, Журнала>) с изм. от 26.09.1997, заключена в г. Лондоне 02.11.1973 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
8. Приказ Минтранса России от 09.01.2017 N 5 "О внесении изменений в Правила плавания в акватории Северного морского пути, утвержденные приказом Минтранса России от 17 января 2013 г. N 7"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2017 N 45866) //
Официальный интернет-портал правовой информации
http: //www.pravo .gov. ru
9. Приказ Минтранса России от 17.01.2013 N 7 "Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2013 N 28120) // "Российская газета", N 86, 19.04.2013.
10. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ) // Официальный интернет-портал правовой информацииhttp://www.pravo.gov.ru
11. Резолюция MSC.4(48) ИМО "Принятие Международного Кодекса
постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (МКХ)" (принята 17 июня 1983 г.) (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень международных договоров, 2011 г., приложение № 1 (часть 3)
12. Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)" (Вместе с <Резолюцией N MEPC.264(68)>, "Формой свидетельства...", "Типовым содержанием наставления по эксплуатации в полярных водах (НЭПВ)"), (Резолюция N MSC.385(94) принята 21.11.2014), (Резолюция N MEPC.264(68) принята 15.05.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http: //www.pravo .gov.ru.
13. Резолюция А.741(18) Международный кодекс по управлению
безопасной эксплуатацией судов и предотвращении загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью, МКУБ) (принят 04.11.1993) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Бюллетень международных договоров. 2011 (приложение N 1, ч. 4). С. 475 - 482. Российские вести. 1994. 1 сентября.
14. Резолюция МЕРС.207(62). Руководство 2011 г. По контролю биообрастания судов и управлению им для сведения к минимуму переноса инвазивных водных видов. Принята 15 июля 2011 года. [Электронный ресурс] // Международная морская организация, официальный сайт. URL: http://rise.odessa.ua/texts/MEPC207_62.php3
Список использованных нормативно-правовых документов на иностранном языке:
1. Act on the Ice Classes of Ships and Icebreaker Assistance (1121/2005), section 4.1. Regulation 1 (65 TRAFI/494131/03.04.01.00/2016 [Electronic resource] // Finnish Transport Safety Agency. URL: https://www.trafi.fl/filebank/a/1510737568/021da3a49321139231df027d50f f5b13/28389-
TRAFI_494_131_03_04_01_00_2016_EN_Jaaluokkamaarays_2017.pdf
2. European Union Climate change and international security. Paper from the
high representative and the European Commission to the European Council, 3 May 2008. // European council official site. URL:
http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/reports/ 99387pdf.
3. Guidelines for ships operating in Arctic ice-covered waters. MSC/Circ.
1056, MEPC/Circ.399. International Maritime Organization, London, 23 December 2002. URL:
http: //www.5.imo .org/SharePoint/blastDatARcticOceannly.asp.
4. IMO doc. DE 43/12, of 23 December 1999, 'Development of Guidelines for
Ships Operating in Ice-Covered Waters'. [Electronic resource] // International maritime organization. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/Pages/SearchTheOnlineCatalogue SeaLibrary.aspx
5. IMO Doc. MSC 59/30/32, of April 1991, “Requirements for Ships Intended
to Polar waters” [Electronic resource]. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/Pages/SearchTheOnlineCatalogue SeaLibrary.aspx
6. IMO Doc. MSC 59/30/32, of April 1991, “Requirements for Ships Intended
to Polar waters” [Electronic resource]. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/Pages/SearchTheOnlineCatalogue SeaLibrary.aspx
7. Protection of Antarctica Act. XXII ATCM/IP32, April, 1998. Agenda item 7a. [Electronic resource] // Secretariat of the Antarctic treaty. URL: https: //www.ats .aq/documents/AT CM22/ip/AT CM22_ip032_e.pdf
8. Report of the Maritime Safety Committee on its seventy-first session. MSC
71/23, 2 June 1999. Agenda item 23. [Electronic resource] // International maritime organization. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/Pages/SearchTheOnlineCatalogue SeaLibrary.aspx
9. Report of the Maritime Safety Committee on its seventy-ninth session (MSC
79/23). 4 January 2005, Agenda item 23. [Electronic resource] //
International maritime organization. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/Pages/SearchTheOnlineCatalogue SeaLibrary.aspx
10. Res. MEPC.265(68), para 3 [Electronic resource] // International maritime
organization. URL:
http: //www.imo .org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine - Environment-Protection-Committee- (MEPC)/Documents/MEPC.265(68).pdf
11. Res. MSC.386(94), no.3 [Electronic resource] // International maritime
organization. URL:
http://www.imo.org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Maritime -Safety-Committee-(MSC)/Documents/MSC.386(94).pdf
12. Resolution A. 1024 (26). International Maritime Organization. London, 2
December 2009. URL:
http://www.arcticportal.org/images/stories/Arctic_Shipping_Portlet7A.1024 26_Guide-lines_for_ships_operating_in_polar_waters.pdf.
13. Resolution MEPC.163(56), Adopted on 13 July 2007, “Guidelines for
ballast water exchange in the Antarctic Treaty area” [Electronic resource] // International maritime organization. URL:
http: //www.imo .org/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/Marine - Environment-Protection-Committee- (MEPC)/Documents/MEPC.163(56).pdf
14. The Exxon Valdez oil spill: a report to the President. Samuel K Skinner;
William K Reilly; National Response Team (U.S.); United States. Department of Transportation.; United States. Environmental Protection Agency. [Washington, D.C.]: [U.S. Environmental Protection Agency],
1989.
Список использованной литературы:
1. Андриенко В. Г. Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг. — М.: Европейские издания, 2009. — 531 с.
2. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества:
Хрестоматия: В 3 т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. Т. 3: Применимые правовые источники.
3. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады // Вестник Московского университета. 2011. № 2 С. 92 - 128
4. Бирман Б.А. и Бережная Т.В., 2012: Основные погодно-климатические особенности Северного полушария Земли. 2011 год. Аналитический обзор. Гидрометцентр России. 56 с.
5. Вылегжанин А. Н. Введение // Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: матер. Междунар. науч. симпоз. (Москва. 4 сент. 2012 г., РСМД). М., 2012.;
6. Вылегжанин А. Н. Полярный кодекс (оценки и комментарии в зарубежных правовых источниках) / А. Н. Вылегжанин, Г. Г. Иванов, И. П. Дудыкина // Московский журнал международного права. - 2015. - № 4. - С. 43-60;
7. Вылегжанин А.Н. Правовое положение Арктического региона в
документах // Арктический регион: проблемы международного
сотрудничества: Хрестоматия: В 3 т. / Под общ. ред. И.С. Иванова. М., 2013. Т. 3: Применимые правовые источники.
8. Гаврилов В. В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 2. С. 147—157.
9. Гаврилов В.В., Дремлюга Р.И., Крипакова А.В. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в условиях сокращения ледового покрова Арктики // Журнал российского права. 2017. N 12. С. 151 - 160.;
10. Додин Д.А., Иванов В.Л., Каминский В.Д. Российская Арктика — крупная минерально-сырьевая база страны // Литосфера, 2008, № 4, с. 76—92;
11. Доронина А.К. Международно-правовая защита окружающей среды Арктики: актуальные задачи и перспективы // Экологическое право. 2016. N 1. С. 28 - 34.;
12. Дудыкина И.П. Зарубежные исследователи о правовых аспектах
изменения климата в Арктике // Российский юридический журнал. 2017. N 2. С. 178 - 188.
13. Игнатьева И.А. Подготовка к "Рио+20" и проблемы правового обеспечения устойчивого развития Арктики // Сборник материалов по итогам Международного арктического правового форума: "Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты". 26 - 29 октября 2011 г., г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ / под общ. ред. Г.Д. Олейника, А.Н. Пилясова, В.И. Сморчковой, Д.Г. Жаромских. М., 2011. С. 72 - 77.
14. Коваль В.П. Продвижение национальных интересов России в Арктике в контексте международного сотрудничества / В.П. Коваль // Аналитический вестник. 2016. N5(604).
15. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Международные отношения, 1982. С. 180.
16. Колодкин А.Л., Гуцулян В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан.
Медународно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007.
17. Кононова Л.П. Совершенствование законодательства - залог успешного развития Арктического региона / Л.П. Кононова // Совет Федерации. Аналитический вестник. 2016. N 5(604).
18. Конышев В. Арктика: на перекрестье геополитических интересов / В. Конышев, А. Сергунин // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 9. С. 50 - 52.
19. Копылов М.Н., Якушева Е.А. К 10-летию Арктического совета // Экологическое право. 2006. N 3. С. 30 - 35.
20. Куликовская Л.Ю. Государственное регулирование судоходства по трассам Северного морского пути // Юрист. 2016. N 19. С. 37 - 41.
21. Куликовская Л.Ю. Правовые основы обеспечения национальной
безопасности Арктической зоны Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. N 7. С. 61 - 64.
22. Кутафин Д.О. Перспективы использования Северного морского пути при транспортировке энергоресурсов // Юридический мир. 2015. N 1. С. 37 - 43.
23. Ларичкин Ф.Д. Проблемы изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктического региона / Ларичкин Ф.Д., Фадеев А.М., Череповицын А.Е. // Арктика: экология и экономика. - 2012. - № 1 (5). - С.008-015;
24. Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации. Становление и развитие // М.: Изд-во Московского университета, 2014.
25. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 155 - 157.
26. Лукин Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография / Ю.Ф. Лукин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 281 с
27. Малеев Ю.Н. Глобальное потепление - готово ли к встрече его международное право? // Международное право и национальные интересы Российской Федерации: liber amicorum в честь Чрезвычайного и Полномочного посла профессора О.Н. Хлестова. М., 2008.
28. Международное право: учебник / под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009. С. 176, 185 - 192.
29. Международное экологическое право:учебник / отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. С. 207.
30. Международные отношения в Арктике. Учеб.-метод. Материалы № 3/2017 / Голдин В. И., Соколова Ф. Х.,Паникар М.М.; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017.
31. Михайличенко В. В. Анализ грузопотоков по СМП в 2012-2013 гг. /
Материалы Международной конференции «Арктика: регион
сотрудничества и развития». - М., 2013. 2-3 декабря.
32. Морской энциклопедический справочник. В двух томах. Том 1. / Под редакцией Н.Н.Исанина. - Л.: Судостроение, 1986.
33. Н.Накиченович, Дж.Алкамо, Ж. Дэвис, Б. де Вриэ, Дж.Фенхан, С. Граффин, К. Грегори, А. Грубер, Т. Ю. Цзюнь, Т. Крам, Э. Л. ла Ровере, П. Шукла, Л. Михаэлис, С.Мори, Т.Морита, У. Пеплер, Х. Питчер, Л. Прайс, К. Раихи, А. Роэхрл, Х-Х Рогнер, А. Санковский, М, Шлезингер, С. Смит, Р. Сварт,Н. Виктор, Ч. Дади — 2000 г.: Сценарии выбросов. Специальный доклад рабочей группы III Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Cambridge University Press, Cambridge, United Kingdom and New York, NY, USA, 599 pp
34. Особенности внедрения новых требований к экологической безопасности судов и морских установок в северных морях и на арктическом шельфе. О.Я. Тимофеев, Н.А. Вальдман, М.И. Крыжевич // Журнал «Арктика: экология и экономика», номер 3(15) 2014, Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук.
35. Остойчивость корабля // Военная энциклопедия в 18 т. / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; М., 1911—1915.
36. Павленко В.И., Паничкин И.В. Экономическая оценка состояния и перспектив разработки энергетических ресурсов Арктики // Арктика: экология и экономика. 2012. N 3 (7). С. 15.
37. Павлов К. Северный морской путь: проблемы развития грузопотоков / К. Павлов, В. Селин // Экономист. - 2016. - № 1 - С. 67-74
38. Павловец Т. А. Полезные ископаемые Арктики / Т. А. Павловец ; науч. рук. Н. М. Недоливко // Творчество юных - шаг в успешное будущее: Арктика и её освоение: материалы IX Всероссийской научной молодежной конференции с международным участием с элементами научной школы имени профессора М.К. Коровина, г. Томск, 10-14 октября 2016 г. — Томск: Изд-во ТПУ, 2016. — [С. 128-130].
39. Паничкин И.В. Международно-правовые основы предотвращения
морских нефтяных загрязнений в Арктике // Международное публичное и частное право. 2014. N 5. С. 16 - 20.
40. Паничкин И.В. Правовое обеспечение экологической безопасности при разработке морских нефтегазовых ресурсов Арктики // Московский журнал международного права. 2011. N 2 (82). Апрель - июнь. С. 187.
41. Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, Статут, 2015. 400 с.
42. Саркисов А.А., Высоцкий В.Л., Сивинцев Ю.В., Никитин В.С. Проблемы радиационной реабилитации арктических морей, способы и пути их решения // Арктика. Экология и экономика. 2011. N 1. С. 72.
43. Тимофеев, О. Я. Особенности внедрения новых требований к эколо- гической безопасности судов и морских установок в северных морях и на арктическом шельфе / О. Я. Тимофеев, Н. А. Вальдман, М. И. Крыжевич //Арктика: экология и экономика. - 2014. - № 3. - С. 79-85.
44. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в условиях сокращения ледового покрова Арктики (Гаврилов В.В., Дремлюга Р.И., Крипакова А.В.) ("Журнал российского права", 2017, N 12);
45. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 31. Ст. 4321.
46. Филиппенкова М.О. Договорно-правовые основы сотрудничества
Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Арктике // Евразийский юридический журнал. 2012. N 9. С. 14 - 17.
Список использованных иностранных источников:
1. Alex G. Oude Elferink, Donald R. Rothwell. The Law of the Sea and Polar Maritime Delimitation and Jurisdiction // Maritinus Nijhoff publishers,
2001. 382 p.
2. Atland R. The Security Implication of Climate Change in the Arctic Ocean // Environmental Security in the Arctic Ocean / Ed. by P. Berkman, A. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013.
3. Balton D., Hoydal K. Policy options for Arctic environmental governance: prepared by the fisheries working group of Arctic TRANSFORM Ecologic Institute. Berlin, 2009.
4. Balton D., Hoydal K. Policy options for Arctic environmental governance: prepared by the fisheries working group of Arctic TRANSFORM Ecologic Institute. Berlin, 2009. URL:http: //arctictransform.org
5. Banyan. Snow dragons: As the Arctic melts, Asia shudders at the risks but slavers at the opportunities // The Economist. 2001. September 1.
6. Bird K.J., Charpentier R.R., Gautier D.L., Houseknecht D.W., Klett T.R., Pitman J.K., Moore T.E., Schenk C.J., Tennyson M.E., Wandrey C.J. Circum-Arctic resource appraisal; estimates of undiscovered oil and gas north of the Arctic Circle: US Geological Survey Fact Sheet 2008-3049. 2008. URL: http://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049.
7. Callaghan T. V., Johansson M., Key J. et al. Feedbacks and interactions: From the Arctic cryosphere to the climate system // Ambio. — 2011. — Vol.
40. — P. 75—86;
8. Canadian Maritime Law / Chircop A., Moreira W., Kindred H., Gold E.; Essentials of Canadian Law. Second edition. Toronto, Irwin Law Inc., 2016. 1270 p.
9. Carman J.C. Economic and strategic implications of ice-free arctic seas // Globalization and maritime power / Ed. by S.J. Tangredi. Washington, DC,
2002.
10. Cavalieri S., Kraemer R.A. Transatlantic Policy Options to Address the Rapidly Changing Arctic // Environmental Security in the Arctic Ocean / Ed. by P. Berkman, A. Vylegzhanin. Dordrecht, 2013.
11. Chircop A. Climate Change and the Prospects of Increased Navigation in the Canadian Arctic // WMU Journal of Maritime Affairs. 2007. Vol. 6. No. 2. P. 193 - 205.
12. Chircop A. Jurisdiction Over Ice-Covered Areas and the Polar Code: An Emerging Symbiotic Relationship // The Journal of International Maritime Law. 2016. Vol. 22. No. 5.
13. Chircop, Aldo. The Growth of International Shipping in the Arctic: Is a Regulatory Review Timely? // The International Journal of Marine and Coastal Law. Vol. 24. N 2 (2009).
14. Chivers C.J. Russia plants underwater flag at North Pole // The New York
Times. 2 August 2007; URL:
http://www.nytimes.com/2007/08/02/world/europe/02end-arctic.html.
15. Climate change and Arctic shipping. Edited by Randall S. Abate. Oxford University Press. 2015. P. 308.
16. Emmerson Ch. The Future history of the Arctic. N.Y., 2010. 403 p.
17. Fields S.P. Article 234 of the United Nations Convention on the Law of the Sea: The Overlooked Linchpin for Achieving Safety and Security in the U.
S. Arctic // Harvard National Security Journal. 2016. Vol. 7. No. 1.
18. Graham, R. M., L. Cohen, A. A. Petty, L. N. Boisvert, A. Rinke, S.R. Hudson, M. Nicolaus, and M. A. Granskog. 2017. Increasing frequency and duration of Arctic winter warming events, Geophys. Res. Lett., 16, 6974-6983, doi:10.1002/2017GL073395.
19. Grant D. Shelagh Polar Imperative. A history of Arctic sovereignty in North America. D&M Publisheres Inc. 540 p.
20. Gunnarsson B. Operations and Shipping Logistics. The Arctic in World Affairs. A North Pacific Dialog on the Future of the Arctic. Ed. by O. Young, J. Kim, Y. Kim/ 2013 North Pacific Arctic Conference Proceedings. KMI and East-West Center. Published in December 2013. Honolulu. USA.
21. Heather Conley and Jamie Kraut, US Strategic Interests in the Arctic: An Assessment of Current Challenges and New Opportunities for Cooperation, A Report of the CSIS Europe Program, April 2010.
22. Howard R. The Arctic Gold Rush. The New Race for Tomorrow's Natural Resources. Continuum, 2009. 259 p.
23. Huebert R. Polar vision or tunnel vision: the making of Canadian Arctic policy // Marine Policy. 1995. Vol. 19 (4).
24.Ingrid Lundestad, US Security Policy and Regional Relations in a Warming Arctic, Swords and Ploughshares, vol. XVII, no. 3, Fall 2009.
25.Ingrid Lundestad, Will the US Become More Active in the Arctic? Atlantic Community, 12 March 2010.
26. Kraska J. Arctic Security in an Age of Climate Change / U.S. Naval War College and Foreign Policy Research Institute. N.Y., 2011. 312 p.
27. Kraska J. Governance of Ice-Covered Areas: Rule Construction in the Arctic Ocean // Ocean Development & International Law. 2014. Vol. 45. No. 3.
28. Lawson W. Brigham. The emerging International Polar Navigation Code: bi-polar relevance? // Protecting the polar marine environment. Law and Policy for Pollution Prevention / ed. David Vidas. Cambridge University Press, 2004. P. 248.
29. Linda Nowlan. Arctic legal regime for environmental protection // IUCN Environmental Policy and Law Paper. 2001. N 44. P. 11.
30. McDorman T.L. Canada-United States Bilateral Ocean Law Relations in the Arctic // Southwestern Journal of International Law. 2009. Vol. 15.
31. McDorman Ted L. The Continental Shelf beyond 200 nm: Law and Politics in the Arctic Ocean // Journal of Transnational Law and Policy. 2009.
32. Mestral A. Article 234 of the United Nation Convention on the Law of the Sea. Its Origins and Its Future // International Law and Politics of the Arctic Ocean: Essays in Honor of Donat Pharand / Eds. by S. Lalonde, T.L. McDorman. Leiden, 2015.
33.Oystein Jensen. The IMO Guidelines for Ships Operating in Arctic Ice- covered Waters. From Voluntary to Mandatory Tool for Navigation Safety and Environmental Protection? Fridtjof Nansen Institute, 2007. P. 8.
34. Pharand D. Canada's Arctic waters in international law / Cambridge University press. 1988. 288 p.
35. Rothwell D.R. The Canadian-U.S. northwest passage dispute: a
reassessment // Cornell International Law Journal. 1993. Vol. 26 (2).
36. Rothwell, D. R. The Polar Regions and the Development of International Law. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1996.
37.Salehyan I. From climate change to conflict. No consensus yet // Journal of Peace Research. 2008. Vol. 45.
38.Stroeve J., Holland M., Meier W., Scambos T., Serreze M. Arctic sea ice decline: Faster than forcast // Geophysical Research Letters. 2007. Vol. 34.
39. Tanaka Y. The International Law of the Sea. Cambridge University Press, 2012.
40. Timo Koivurova. Why do we need multilateral environmental agreements to protect the Arctic environment? // The Arctic Herald. 2013. N 4 (8). P. 122 - 127.
41. VanderZwaag D., Lamson C. The Challenge of Arctic Shipping: Science, Environmental Assessment, and Human Values / McGill-Queen's University Press. 1990. 282 p.
42. Wadhams P. Diminishing Sea-Ice Extent and Thickness in the Arctic Ocean/ Environmental Security in the Arctic Ocean. Ed.by Berkman P.A. and Vylegzhanin A.N. Springer. Dordrecht. 2013. P. 16;
43. Zellen B.S. Arctic doom, Arctic boom: the geopolitics of climate change in the Arctic. Santa Barbara, 2009.
Список использованных электронных ресурсов:
Сайты:
1. Официальный интернет-портал правовой информации // URL:
http: //www.pravo .gov.ru
2. Официальный сайт ООН // URL: http://www.un.org
3. Официальный сайт ИМО // URL:http: //www. imo. org
4. Официальный сайт Арктического совета // http://www.arctic-council.org
5. Официальный сайт Российского морского регистра судоходства // URL:http: //www. rs-class. org/ru/register.
6. Официальный сайт Министерства Транспорта РФ // URL: https: //www. mintrans .ru/
7. Официальный сайт Российского совета по международным делам // URL:http://russiancouncil.ru/
8. Официальный сайт Президента РФ // URL: http://kremlin.ru/
Статьи:
1. Ворота Арктики добавят возможностей Северному морскому пути. URL:http://vz.ru/economy/2016/5/25/812551.html.
2. Александр Лебедев. Арктическая кладовая [Электронный ресурс] //
Информационно-издательский проект «Российский север:
модернизация и развитие» URL:http://rosnord.ru/resources/shelf/332-arkticheskaya-kladovaya-v-arkticheskoj-zone-rossii-sosredotocheny-bogatye-mestorozhdeniya-nikelya-medi-uglya-zolota-urana-volframa-i-almazov
3. Боброва Ю.В. Северный морской путь: национальный правовой режим
в меняющемся международном контексте // Аналитическая записка РСМД. 2016. N 9. URL:
http://old.russiancouncil.ru/common/upload/NorthernSeaRoute-Policybrief9-ru.pdf.
4. В. Я. Васильев. Расширение деятельности России в рамках
Международной морской организации [Электронный ресурс] // Журнал «Транспорт Российской Федерации» № 4 (35) 2011 URL:
http://www. rostransport.com/themes/17/(дата обращения: 01.02.2018);
5. Варвара Перцова. Нефть в Арктике: как российские нефтяные
компании действуют в условиях санкций [Электронный ресурс] // Журнал Forbes. URL:http ://www. forbes. ru/biznes/343165-neft-v-arktike-kak-rossiyskie-neftyanye-kompanii-deystvuyut-v-usloviyah-sankciy (дата
обращения: 05.02.2018).
6. Л.Г.Цой. Проект Полярного Кодекса. Предложение по требованиям к судам полярного плавания [Электронный ресурс] // Рекламно-информационное агентство «PRо Атом» издательского дома «ОВИЗО». URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2691
7. Мария Кутузова. Shell: «Год трансформации — хороший год». [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Нефтянка». URL: http://neftianka.ru/shell-god-transformacii-xoroshij-god/
8. Пересыпкин В., Цой Л., Шурпяк В. Международный Полярный кодекс: российские предложения. [Электронный ресурс] // Морской флот №4. 2012. URL:http ://www. morvesti. ru/tems/detail. php?ID=29222
9. Повал Л.М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Арктика и Север. 2011. N 3. С.
8. URL:http://www.narfu.ru/upload/iblock/2cb/oguovfdvgcruvkollxzalvpg-j aj ivdeiccprquqnonpptdevoxohmkxvdvyq zfukopfj alymddwmtitwlflq inmmjjyyujmdmjxwoxifnocokectyoyjebsclsnqthqoccys.pdf.
10. С застрявшего во льдах Антарктики круизного лайнера сняли всех пассажиров. 19 февраля 2009 [Электронный ресурс] // Лента.Ру (дата обращения 09.02.2018). URL:https: //lenta. ru/news/2009/02/18/evacuate/
11. Юлия Куприна. Как погибал "Эксплорер" [Электронный ресурс] // ИД
«Комсомольская правда». URL:
https://www.msk.kp.ru/daily/24007/83680/(дата обращения 09.02.2018)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ