Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные
универсальные учебные действия» 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников 16
1.3. Возможности уроков изобразительного искусства для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 34
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 34
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 44
2.3. Динамика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому современное образование уделяет особое внимание общению учащихся на всех уроках.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта, предусмотренная новой идеологией - идеологией компетентностного подхода, предполагает необходимость формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, которые рассматриваются как основные образовательные результаты обучающихся. Это более полная реализация принципа индивидуализации обучения.
Перспективная идея деятельностного подхода, заложенная в основе стандартов второго поколения, требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников: отказ от репродуктивного обучения, изменение отношения к контролю и оценке, формирование универсальных учебных действий, то есть таких действий, которые могут использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания.
Одновременно важно отметить, что повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандарта второго поколения, инновационные представления определяют ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Образовательные учреждения нашей страны ведут активный поиск путей диагностирования, формирования, модификации, развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникация и общение в младшем школьном возрасте сопряжено с рядом особенностей, в ситуации формального равенства, в новом для них классном коллективе, сталкиваются дети с разными возможностями и образовательными потребностями, культурой речевого и эмоционального общения, опытом социальных отношений со сверстниками, вследствие чего нередки противоречия и конфликтные ситуации.
Процесс овладения младшими школьниками коммуникативными действиями, направленными на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности, умениями по согласованию усилий в достижении общей цели, в частности можно проследить и оценить через призму искусственно созданных или естественно протекающих конфликтных ситуаций. Ведь в концепции деятельностного подхода учитель должен уметь специально выстраивать учебную задачу, задачу развития ребёнка не только в части изучения предметного материала, но и в части формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
На наш взгляд, формирование коммуникативных универсальных учебных действий актуально на уроках изобразительного искусства. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта на уроках обязательно должны быть организованы парная, групповая формы работы, так как именно эти формы коллективной работы учат детей договариваться между собой, распределять роли, правильно и понятно строить свои высказывания и вопросы, внимательно слушать собеседника, не только отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться к мнению других. Ведь с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности.
Вышесказанное и побудило нас провести целенаправленную работу по выявлению и обоснованию теоретического и практического значения вопроса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались такие учёные, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Б.М. Неменский, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.
Всё выше сказанное выявляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности;
- использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» и изучить особенности их формирования у младших школьников.
2. Выявить возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Провести диагностику уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Организовать и провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, 2 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 г. в рамках Научной Сессии НИУ «БелГУ» - 2016 (Белгород, 2016).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается её актуальность и степень разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» рассмотрена сущность понятия «коммуникативные универсальные действия», выявлены особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также охарактеризованы возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» представлена диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описано содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В заключении подтверждается актуальность проблемы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 58 источников.
В приложении содержится диагностический инструментарий, а также конспекты уроков изобразительного искусства.
Проведённое исследование показало, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства очень актуальна, но недостаточно изучена. Ученые выделяют три группы коммуникативных универсальных учебных действий: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как интериоризация. Все они формируются в процессе общения, который имеет сложную структуру.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников зависят от возрастных особенностей. Наиболее обобщёнными и значимыми умениями для младшего школьника являются умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Активное формирование этих умений поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.
Также нами было выявлено, что наиболее эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства являются коллективные работы, так как они способствует развитию межличностных отношений. Творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты. Коллективная работа в этом плане занимает важное место.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Поэтому, в ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На контрольном этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что для наиболее успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во время уроков изобразительного искусства необходимо систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности, а также использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
1. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда как средство формирования межличностных отношений / Ю.А. Агафонова // Начальная школа.- 2003. - №12. - С.82-88.
2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе / В.В. Алексеева. - М.: Советский художник, 1985. - 178 с.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 412 с.
4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000. - 78 с.
5. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2002. - 118 с.
6. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/563542/(дата обращения: 27.01.2016).
7. Бондаренко Н.А. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность / Н.А. Бондаренко // Начальная школа. - 1999. - №8. - С.61-63.
8. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной базе / П.А. Васильченко // Начальная школа. - 1993. - №4. - С.57-59.
9. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания / Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1983. - 364 с.
10. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 264 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 118 с.
12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Московского университета, 1985. - 275 с.
13. Гетман И.В. Средства художественно-творческого развития / И.В. Гетман // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - №3. - С.56-58.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: «Просвещение», 2010. - 246 с.
15. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
16. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В.К. Дьяченко // Начальная школа. - 1998. - №1. - С.17-24.
17. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
18. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.78-83.
19. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверинцев. - Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 2004. - 283 с.
20. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программа для образовательных учреждений / под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 1994. - 112 с.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2008. - 151 с.
22. Карпенко Л.А. Социальная психология. Энциклопедический словарь / Л.А. Карпенко. - М.: Речь, 2006. - 176 с.
23. Керимшеева О.А. Изобразительное искусство и детский рисунок / О.А. Керимшеева. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - 312 с.
24. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребёнка / Г. Кершенштейнер. - М.: Смысл, 1985. - 289 с.
25. Коваленко О.О. Коллективное творчество младших школьников / О.О. Коваленко // Мир образования - образование в мире. - 2006. - №3. - С.12-13.
26. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства /
В.И. Колякина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 192 с.
27. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова,
A. И. Савенков. - М.: Педагогическое общество в России, 2005. - 105 с.
28. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
29. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие / Г.Ю. Ксензова - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
30. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.
31. Кузин В.С. Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс / В.С. Кузин. - М.: Дрофа, 2008. - 42 с.
32. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда / Н.А. Кузьмина // Начальная школа. - 2004 - №4. - С.4-13.
33. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 109 с.
34. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах /
B. Б. Лебединцев // Школьные технологии. - 2005. - №4. - С. 102-112.
35. Немов Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
36. Неменский Б.М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
37. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 172 с.
38. Новосёлова В.П. С кисточкой по белу свету / В.П. Новосёлова. - Кемерово: Изд-во «КРИПКИПРО», 2002. - 245 с.
39. Орлова О.Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства / О.Ф. Орлова // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - №4. - С.49-58.
40. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе / О.В. Островская. - М.: Владос, 2003. - 294 с.
41. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технология воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
42. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности / А.В. Петровский. - М.: Знание, 2006. - 213 с.
43. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя / Ю.А. Полуянов. - М.: ИНТОР, 1995. - 198 с.
44. Полякова Н.В. Образовательные технологии / Н.В. Полякова // Научно-практический журнал «Завуч». - 2005. - №5. - С.38-50.
45. Примерная программа по изобразительному искусству [Электронный ресурс]. - URL: http://59311s001.edusite.ru/p253aa1.html(дата обращения: 18.11.2015).
46. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник. - 3-е изд., доп. и перераб. / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 2010. - 132 с.
47. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С.49-59.
48. Сапожникова Т.Б. Художник и музей / Т.Б. Сапожникова // Первое сентября. - 2005. - №4 - С.37-39.
49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
50. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -256 с.
51. Скуратова О. Учителю на заметку / О. Скуратова // Первое сентября. - 2006. - №14 - С. 13.
52. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 1999. - 368 с.
53. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. ФГОС / под ред. Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2016. - 240 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - M.: Просвещение, 2010. - 32 с.
55. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
56. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /
Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1974. - 230 с.
57. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности
школьников / Б. П. Юсов. - Минск: УИЦ БГПУ, 1989. - 349 с.
58. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников / Б.П. Юсов. - Минск: УИЦ БГПУ, 1984. - 279 с.