ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные
универсальные учебные действия» 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников 16
1.3. Возможности уроков изобразительного искусства для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 34
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 34
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 44
2.3. Динамика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 8
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативные
универсальные учебные действия» 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных
учебных действий у младших школьников 16
1.3. Возможности уроков изобразительного искусства для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 34
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 34
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства 44
2.3. Динамика уровня сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Поэтому современное образование уделяет особое внимание общению учащихся на всех уроках.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта, предусмотренная новой идеологией - идеологией компетентностного подхода, предполагает необходимость формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, которые рассматриваются как основные образовательные результаты обучающихся. Это более полная реализация принципа индивидуализации обучения.
Перспективная идея деятельностного подхода, заложенная в основе стандартов второго поколения, требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников: отказ от репродуктивного обучения, изменение отношения к контролю и оценке, формирование универсальных учебных действий, то есть таких действий, которые могут использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания.
Одновременно важно отметить, что повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандарта второго поколения, инновационные представления определяют ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Образовательные учреждения нашей страны ведут активный поиск путей диагностирования, формирования, модификации, развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникация и общение в младшем школьном возрасте сопряжено с рядом особенностей, в ситуации формального равенства, в новом для них классном коллективе, сталкиваются дети с разными возможностями и образовательными потребностями, культурой речевого и эмоционального общения, опытом социальных отношений со сверстниками, вследствие чего нередки противоречия и конфликтные ситуации.
Процесс овладения младшими школьниками коммуникативными действиями, направленными на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности, умениями по согласованию усилий в достижении общей цели, в частности можно проследить и оценить через призму искусственно созданных или естественно протекающих конфликтных ситуаций. Ведь в концепции деятельностного подхода учитель должен уметь специально выстраивать учебную задачу, задачу развития ребёнка не только в части изучения предметного материала, но и в части формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
На наш взгляд, формирование коммуникативных универсальных учебных действий актуально на уроках изобразительного искусства. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта на уроках обязательно должны быть организованы парная, групповая формы работы, так как именно эти формы коллективной работы учат детей договариваться между собой, распределять роли, правильно и понятно строить свои высказывания и вопросы, внимательно слушать собеседника, не только отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться к мнению других. Ведь с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности.
Вышесказанное и побудило нас провести целенаправленную работу по выявлению и обоснованию теоретического и практического значения вопроса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались такие учёные, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Б.М. Неменский, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.
Всё выше сказанное выявляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности;
- использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» и изучить особенности их формирования у младших школьников.
2. Выявить возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Провести диагностику уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Организовать и провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, 2 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 г. в рамках Научной Сессии НИУ «БелГУ» - 2016 (Белгород, 2016).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается её актуальность и степень разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» рассмотрена сущность понятия «коммуникативные универсальные действия», выявлены особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также охарактеризованы возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» представлена диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описано содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В заключении подтверждается актуальность проблемы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 58 источников.
В приложении содержится диагностический инструментарий, а также конспекты уроков изобразительного искусства.
Реализация федерального государственного образовательного стандарта, предусмотренная новой идеологией - идеологией компетентностного подхода, предполагает необходимость формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, которые рассматриваются как основные образовательные результаты обучающихся. Это более полная реализация принципа индивидуализации обучения.
Перспективная идея деятельностного подхода, заложенная в основе стандартов второго поколения, требует существенных изменений в построении процесса обучения младших школьников: отказ от репродуктивного обучения, изменение отношения к контролю и оценке, формирование универсальных учебных действий, то есть таких действий, которые могут использоваться в разных учебных ситуациях, независимо от предметного содержания.
Одновременно важно отметить, что повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандарта второго поколения, инновационные представления определяют ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Образовательные учреждения нашей страны ведут активный поиск путей диагностирования, формирования, модификации, развития коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникация и общение в младшем школьном возрасте сопряжено с рядом особенностей, в ситуации формального равенства, в новом для них классном коллективе, сталкиваются дети с разными возможностями и образовательными потребностями, культурой речевого и эмоционального общения, опытом социальных отношений со сверстниками, вследствие чего нередки противоречия и конфликтные ситуации.
Процесс овладения младшими школьниками коммуникативными действиями, направленными на учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности, умениями по согласованию усилий в достижении общей цели, в частности можно проследить и оценить через призму искусственно созданных или естественно протекающих конфликтных ситуаций. Ведь в концепции деятельностного подхода учитель должен уметь специально выстраивать учебную задачу, задачу развития ребёнка не только в части изучения предметного материала, но и в части формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
На наш взгляд, формирование коммуникативных универсальных учебных действий актуально на уроках изобразительного искусства. По требованиям федерального государственного образовательного стандарта на уроках обязательно должны быть организованы парная, групповая формы работы, так как именно эти формы коллективной работы учат детей договариваться между собой, распределять роли, правильно и понятно строить свои высказывания и вопросы, внимательно слушать собеседника, не только отстаивать свою точку зрения, но и прислушиваться к мнению других. Ведь с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности.
Вышесказанное и побудило нас провести целенаправленную работу по выявлению и обоснованию теоретического и практического значения вопроса формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Изучением проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий занимались такие учёные, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Б.М. Неменский, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.
Всё выше сказанное выявляет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства будет эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности;
- использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» и изучить особенности их формирования у младших школьников.
2. Выявить возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Провести диагностику уровня сформированности
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Организовать и провести экспериментальную работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, 2 «В» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, 2016); студенческой научной конференции по итогам НИРС за 2015 г. в рамках Научной Сессии НИУ «БелГУ» - 2016 (Белгород, 2016).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается её актуальность и степень разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» рассмотрена сущность понятия «коммуникативные универсальные действия», выявлены особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, а также охарактеризованы возможности уроков изобразительного искусства для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства» представлена диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, описано содержание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В заключении подтверждается актуальность проблемы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 58 источников.
В приложении содержится диагностический инструментарий, а также конспекты уроков изобразительного искусства.
Проведённое исследование показало, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках изобразительного искусства очень актуальна, но недостаточно изучена. Ученые выделяют три группы коммуникативных универсальных учебных действий: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как интериоризация. Все они формируются в процессе общения, который имеет сложную структуру.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников зависят от возрастных особенностей. Наиболее обобщёнными и значимыми умениями для младшего школьника являются умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Активное формирование этих умений поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.
Также нами было выявлено, что наиболее эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства являются коллективные работы, так как они способствует развитию межличностных отношений. Творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты. Коллективная работа в этом плане занимает важное место.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Поэтому, в ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На контрольном этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что для наиболее успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во время уроков изобразительного искусства необходимо систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности, а также использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников зависят от возрастных особенностей. Наиболее обобщёнными и значимыми умениями для младшего школьника являются умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Активное формирование этих умений поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.
Также нами было выявлено, что наиболее эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства являются коллективные работы, так как они способствует развитию межличностных отношений. Творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты. Коллективная работа в этом плане занимает важное место.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Поэтому, в ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На контрольном этапе экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Проведенная экспериментальная работа показала, что для наиболее успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во время уроков изобразительного искусства необходимо систематическое включение младших школьников в различные формы коллективной деятельности, а также использование дидактических игр для побуждения младших школьников к применению коллективного сотрудничества. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, наша гипотеза подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при
выполнении оригами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Лего-конструирование как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у детей младшего школьного возраста
на основе предметно-языкового интегрированного подхода
во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование знаний о жанрах изобразительного искусства у обучающихся 3 классов
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



