Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование политического участия граждан в осуществлении государственной власти

Работа №6979

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

юриспруденция

Объем работы204стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
897
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение

3
Глава 1. Понятие политического участия граждан
в осуществлении государственной власти 17
1.1. Взгляды на формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти 17
1.2. Эволюция форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти 35
1.3. Формы политического участия граждан в осуществлении государственной власти 56
Глава 2. Становление и тенденции развития современного
конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 95
2.1. Становление современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 95
2.2. Реализация конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти на территории Южного федерального округа 139
2.3. Тенденции развития и совершенствования российского конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти 154
Заключение 170
Библиографический список использованных источников
Приложение



Актуальность темы исследования. Круг вопросов, возникающих в связи и по поводу участия граждан в осуществлении государственной власти, всегда являлся объектом пристального внимания представителей как отечественной, так и зарубежной юридической науки. На современном этапе интерес к этим проблемам не только не угас, но и усилился. Вызвано это переоценкой политико-правовых ценностей, трансформацией правовой и политической систем, происходящих в последние годы в большинстве стран мира. Россия не стала в этом смысле исключением. Исторические особенности развития российского государства обусловили острое и длительное протекание обозначенных процессов. В ходе политического реформирования, осуществляющегося с начала 90-х годов прошлого века, были произведены коренные преобразования во всех основополагающих сферах жизни общества - правовой, экономической, политической, социальной и других. Однако непоследовательность в проведении реформ, отсутствие тщательно проработанной стратегии стали причиной того, что переходный период затянулся в России на долгие годы. Ситуация осложняется и такими негативными факторами, являющимися следствием вышеизложенных обстоятельств, как правовое отчуждение, политическая апатия граждан, низкий уровень правовой культуры. Преодоление указанных отрицательных явлений возможно только при условии эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, граждан и власти, отношения между которыми должны строиться на основе взаимной ответственности. На этом акцентировал внимание в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации, подчеркивая, что «только народ через институты демократического государства и гражданского общества вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны», а также говоря о необходимости критического подхода к оценке состояния демократии в России, политической системы как инструмента реального народовластия1. Одним из
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) от 26 мая 2004 г. // Российская газета, 27 мая 2004 г. № 109 (3486), - с. 3-4.

важнейших критериев такой оценки выступает политическое участие граждан в осуществлении государственной власти, его формы и их законодательная регламентация в современных условиях. В силу изложенного, в настоящее время необходимо создание условий для расширения сферы политического участия граждан в осуществлении государственной власти, совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих его реализацию.
В свете изложенного, становится очевидной необходимость полного и всестороннего исследования теоретических и конституционно-правовых основ политического участия граждан в осуществлении государственной власти, его форм, и особенностей конституционно-правового регулирования в России на современном этапе. Тем более что понятие «политическое участие граждан» современной юридической наукой разработано недостаточно глубоко и основательно, хотя политическое участие граждан в осуществлении государственной власти как политико-правовое явление имело место на самых ранних этапах развития государства. В этой связи, следует отметить, что изучение исторического опыта становления и развития форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти, а также воззрений мыслителей прошлого и современности является важнейшим фактором для формирования концептуальных положений о политическом участии граждан в осуществлении государственной власти и формах его осуществления, рассматриваемых с точки зрения юридической науки. Теоретическое осмысление - первоначальный этап, который необходимо пройти перед тем, как приступить к решению другой задачи - обеспечения эффективного конституционно-правового регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Представляется, что сделать это возможно путем совершенствования имеющегося конституционного законодательства, регламентирующего политическое участие граждан в осуществлении государственной власти с учетом новейших научных разработок доктрины политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Вместе с тем, следует отметить, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти, его формы, особенности

законодательного регулирования в каждом конкретном государстве имеют свою специфику. В этой связи в диссертационном исследовании представляется целесообразным изучение предпосылок становления в России современного конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, сложившейся в настоящее время практики его реализации и тенденций развития. Поскольку Россия - федеративное государство, особую актуальность имеет анализ практики реализации конституционного законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти в субъектах РФ (на примере субъектов РФ, находящихся на территории Южного федерального округа). Это позволит выявить коллизии и пробелы законодательного регулирования, разработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства в этой сфере и, в конечном счете, сформировать нормативную базу, обеспечивающую оптимальные условия для политического участия граждан в осуществлении государственной власти в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования, положения которого были изложены выше, можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, о том, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти является самостоятельным научным понятием, употребляемым представителями различных наук - политологии, философии, юриспруденции. Хотя, как показывает проведенное исследование, современной юридической наукой теоретические основы политического участия граждан в осуществлении государственной власти разработаны недостаточно. Кроме того, подходы с позиций различных наук (например, политологии и юриспруденции) к определению понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти, выявлению его признаков, функций, задач, условий и форм осуществления существенно разнятся. Не отличаются однообразием и взгляды представителей юридической науки на круг вопросов, связанных с пониманием политического участия граждан в осуществлении государственной власти. На основе сравнительного анализа подходов к определению понятия политического участия граждан в осуществлении государственной власти, представляется, что наиболее точно его можно
320 Подробнее см.: Белуза А. Будильник прозвенел. Федеральный закон об Общественной палате подтолкнул процесс объединения некоммерческих организаций Ставрополья. //Ставропольская правда, 19 апреля 2005 г.

определить как протекающий в разнообразных правовых формах процесс, опосредующий взаимосвязь гражданского общества и государства, в ходе которого граждане, реализуя принадлежащие им политические права, принимают участие в управлении делами государства, выражая свои интересы, становясь причастными к властным отношениям.
Уже из этого определения становится понятным, почему на современном этапе интерес к проблемам политического участия граждан в осуществлении государственной власти значительно возрос. Являясь сферой жизнедеятельности гражданского общества, эффективное политическое участие граждан в осуществлении государственной власти способно решить стоящий особо остро на повестке дня вопрос - качественно изменить отношения между личностью и государством, преодолеть отчуждение между
321
личностью и безликой и надличной государственной машиной . В современных российских условиях проблема нахождения способов для обеспечения конструктивного взаимодействия между государством и формирующимся гражданским обществом весьма актуальна. Первоначально сама государственная власть не была заинтересована в активном политическом участии граждан. Различными способами, в том числе с помощью манипулятивных технологий, а также принимаемых в собственных (а не общественных) интересах законодательных актов представители государственной власти формировали у граждан ощущение бесполезности любых попыток политического участия в осуществлении государственной власти. И результат не заставил себя ждать - на сегодняшний день, как справедливо отмечает Тепляшин И.В., «граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для
321 Ковалев С.А. Прагматика политического идеализма. - М.: Институт прав человека, Книжный дом «Университет», 1999. - с. 59.

общественной элиты»322. Отмеченное негативное явление характерно не только для российского общества. Оно составляет дилемму современной демократии в целом, поскольку «мы требуем от общественной жизни больше, чем готовы в нее привнести; мы хотим участвовать во власти и в то же время желаем, чтобы нас оставили в покое»323. Теперь уже проблема неучастия граждан, их политической апатии стала волновать не только представителей науки, но и государственную власть, перед которой остро встал вопрос самолегитимации. В итоге вопреки всем известным концепциям построения гражданского общества и правового государства властью стали предприниматься попытки привлечения граждан к осуществлению политического участия, стимулирования проявления гражданами политической активности. Такие ориентиры российским органам государственной власти были заданы Президентом РФ В. Путиным, который в своем выступлении на Гражданском Форуме подчеркнул, что «без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного
324
общества: здесь нужен диалог на равных» . Решение поставленной задачи - длительный процесс, требующий тщательно проработанной стратегии. Этой цели должны служить теоретическая разработка вопросов политического участия граждан в осуществлении государственной власти с позиций юридической науки и выявление достоинств и недостатков конституционно¬правового регулирования политического участия граждан в осуществлении государственной власти на современном этапе развития российского государства.
Что качается теоретических вопросов политического участия граждан в осуществлении государственной власти, то наиболее актуальным из них было уделено достаточно внимания в ходе исследования. Многие выводы и
322 Тепляшин И. В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан. // Журнал российского права. №1. 2002. - с. 38.
323 Зидентоп Л. Демократия в Европе. /пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2001. - с. 78.
324 Цит. по: Керимов А. Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества. //Право и политика. №8, 2002. - с. 8.

заключения стали логическим следствием изучения бесценного опыта прошлого - эволюции форм политического участия граждан в процессе становления и развития государства, а также воззрений известнейших древних мыслителей и современных ученых. Основополагающими, на наш взгляд, являются выводы о том, что политическое участие граждан в осуществлении государственной власти как явление имеет давнюю историю, его формы видоизменялись, совершенствовались в процессе исторического развития. Иногда политическое участие граждан в осуществлении государственной власти было минимальным, в другие периоды - достаточно массовым. Политический режим может влиять на степень политического участия граждан в осуществлении государственной власти, сужая либо расширяя возможности для его реализации. Однако даже при самом неблагоприятном для политического участия граждан режиме оно сохраняется. Наиболее же широкие возможности для массового политического участия граждан в осуществлении государственной власти предоставляет демократический политический режим. Изучение взглядов представителей политико-правовой мысли позволяет заключить, что независимо от своего положительного или отрицательного отношения к осуществлению политического участия широкими слоями населения большинство авторов все-таки приходят к выводу если не о необходимости, то о неизбежности его в той или иной степени, в той или иной форме. Изучение мирового опыта осуществления и понимания политического участия граждан в осуществлении государственной власти необходимо для выработки более четкого и целостного представления о нем, выявления общих закономерностей развития. Вместе с тем, необходимо учитывать, что конкретные исторические особенности развития отдельного государства обусловливают как тенденции развития законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти, так и его научную доктрину. В России огромное значение в формировании концепции политического участия граждан в осуществлении

государственной власти сыграл советский период. Безусловно, на современном этапе взгляды на осуществление политического участия граждан формируются исходя из идей гражданского общества и правового государства, однако иногда сказываются сложившиеся в советский период стереотипы, от которых освободиться оказалось не так просто. Между тем, следует отметить, что опрометчиво было бы отмести теоретические разработки советских ученых-юристов, касающиеся вопросов понимания и осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти, классификации его форм. Во многом они не утратили своей объективности. Переосмысленные с позиций сегодняшнего дня, они могут успешно использоваться в дальнейших исследованиях проблем политического участия граждан в осуществлении государственной власти, поскольку в трудах современных отечественных представителей юридической науки она разработана мало.
Однако теоретическая разработанность еще не обеспечивает эффективного осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Многое зависит и от законодательных гарантий. Недостаточно декларативно провозгласить право на осуществление политического участия граждан в осуществлении государственной власти в той или иной форме, нужен также законодательный механизм его реализации. Ярким примером является советский период, когда конституционными нормами предоставлялись широкие возможности для осуществления политического участия граждан в осуществлении государственной власти, однако ввиду отсутствия необходимо механизма реализации они во многом оставались декларативными. В настоящее время признано, что среди неотъемлемых прав человека существует группа прав, которые можно объединить под общим названием «права на участие». В частности, и, прежде всего, это политические права, позволяющие человеку принимать участие в формировании тех законов и той власти, которым он в дальнейшем должен

325
подчиняться . Именно с реализацией политических прав связано осуществление конкретных форм политического участия граждан. Спектр закрепляемых в Конституции политических прав позволяет сделать вывод о перечне форм политического участия граждан в осуществлении государственной власти. Дальнейшее, более детальное регулирование осуществления политического участия в конкретных формах происходит посредством принятия соответствующих законодательных актов. Немаловажным фактором при этом является выстраивание правовой политики в указанной нормотворческой сфере, своего рода правотворческой политики. В юридической науке ряд авторов высказывается о необходимости перехода к методологии формирования системы законодательства, т.е. научно обоснованном принятии нормативных актов, увязанных в единую систему326. Развитие законодательства о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти также должно происходить в контексте единой правовой политики, с соблюдением требования системности. Как показало проведенное диссертационное исследование, российское законодательство о формах политического участия граждан в осуществлении государственной власти вплоть до последнего времени в основном развивалось бессистемно, что и определило результат. На современном этапе законодательная власть должна как можно более полно использовать теоретические разработки ученых-юристов для выработки стратегии законотворчества. Наряду с вышеуказанными мерами это позволит обеспечить должное законодательное регулирование правоотношений в сфере политического участия граждан в осуществлении государственной власти и других сферах.



Международные нормативные акты:
1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 10 декабря 1948 г.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Нормативно-правовые акты СССР:
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 22 ноября 1991 года // Ведомости РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
4. Конституция СССР 1977 года. //Свод законов СССР. Т.3. 1990.
5. Конституция РСФСР 1937 года // СУ РСФСР. 1937. №2. Ст.11.
6. Конституция СССР 1936 года (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283, 06.12.1936.
327 Остром В. Демократия и самоуправление. //Государство и право. №4, 1994. - с. 125-126.

7. Конституция РСФСР 1925 года (утв. Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного закона) РСФСР») // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
8. Конституция СССР 1924 г. // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. №2. Ст. 24.
9. Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» от 27 декабря 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. №1. Ст. 10.
10.Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. №44. Ст. 1305.
11. Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» //Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 729.
12. Закон СССР «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» // Ведомости СССР. 1959. №44. Ст. 222.
13. Инструкция о выборах в Советы (утв. Президиумом ЦИК СССР 18 октября 1930 г.) // Собрание законов и распоряжений от 18 октября 1930 года. № 50. Ст. 524.
14. Положение о добровольных обществах и их союзах (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 10 июля 1932 г.). // СУ РСФСР. 1932. № 74. Ст. 331.
15. Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 г. №1856-1 «О проведении референдума по вопросу о Союзе Советских Социалистических республик» //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 52. Ст. 1161.
16. Постановление Президиума ЦИК СССР от 06.04.1925 «О применении инструкции о перевыборах в Советы» //СЗ СССР. 1925. № 42. Ст. 313.
17. Постановление Президиума ЦИК СССР «Об инструкции о перевыборах в советы» от 16.01.1925 г. // СЗ СССР. 1925. №6. Ст.55.
18. Постановление Президиума ЦИК СССР «О перевыборах в советы» от 16.01.1925 г. // СЗ СССР. 1925. №6. Ст.54.
19. Постановление ЦИК СССР от 02.10.1925 «О порядке выборов в Советы и на съезды Советов» // СЗ СССР. 1925. № 68. Ст. 506.
20. Постановление ЦИК и СНК СССР от 9 мая 1924 года «О порядке утверждения уставов и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территорию всего Союза ССР, и о надзоре за ними». // СУ РСФСР. 1924. № 63. Ст. 626.
21. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 03 августа 1922 г. «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними» // СУ РСФСР. 1922.
№ 49. ст.622.
22. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» // Ведомости СССР. 1988. № 31. Ст. 504.

23. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.1968 (ред. 04.03.1980) // Ведомости ВС СССР. 1980, №11. Ст. 192.
Нормативно-правовые акты РФ:
24. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, № 237,
25.12.1993.
25. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от
04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 06.01.1997, №1, Ст.1.
26. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921. 2002. № 39. Ст. 3641.
27. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. //СЗ РФ. 05.07.2004. №27. Ст. 2710.
28. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» //Российская газета, 26.07.2005.
29. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Российская газета, №108, 24.05.2005.
30. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» //Российская газета, 7 апреля 2005 г.
31. Федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
32. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». // СЗ РФ, 2003, № 2, ст. 171.
33. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, № 131.
08.07.2003.
34. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
35. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». //СЗ РФ, 2002, № 24, Ст. 2253; № 39. Ст. 3642; 2003. № 52. Ч. I. Ст. 5132; Российская газета. 2003. 25 июня; 9 июля; Российская газета
15.12.2004. стр. 1, 3, 10.
36. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ, 2002, № 51, ст. 4982; Российская газета. 2003. 25 июня.
37. Федеральный закон «О политических партиях». // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029.

38. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // СЗ РФ.
1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. №19. Ст. 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930; Российская газета. 2003. 8 июля.
39. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 25-26, 145.
40. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; 1998. № 26. Ст. 3005.
41. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». //Собрание законодательства Российской Федерации 1995. №21. - Ст. 1930.
42. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». //СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
43. Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 (в редакции от 16.12.2004) //СЗ РФ,
09.05.1994, №2, ст. 74; 12.07.1999, №28, ст. 3466.
44. Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» //Ведомости РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51. Ст. 4970.
45. Постановление Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления»// СЗ РФ. 2002. №14. Ст. 1374.
46. Постановление Конституционного суда РФ от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. №25. Ст. 2728.
47. Постановление Конституционного суда РФ от 24 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» // СЗ РФ. 1997. №2. Ст. 348.
48. Указ Президента РФ № 1392 «О признании утратившими силу актов Президента Российской Федерации по вопросам организации и

проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». // СЗ РФ 08.11.2004. №45. ст. 4414.
49. Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // СЗ РФ.
2000. №20. - ст. 2112.
50. Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 года // Ведомости РСФСР. 1992. № 22. Ст. 1216.
51. Модельный закон «О порядке отзыва депутата (члена) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации» //Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998. № 7 (61).
52. Модельный закон «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» //Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1999. №1 (67).
Законы субъектов Российской Федерации:
53.Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 № 19-зс (ред. 20.01.2005) «Устав Ростовской области» //Наше время, № 221-222. 19.10.2001.
54.Областной закон Ростовской области от 09.07.2003 № 11-зс (ред. от
29.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области». // Наше время, № 145-148. 11.07.2003.
55.Областной закон Ростовской области от 23.12.2002 № 291-зс (ред.
29.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области». // Наше время, №255-258, 24.12.2002.
56.Закон Республики Дагестан от 25.07.2003 № 22 (ред. от 29.12.2004) «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан». // Дагестанская правда, №160-162, 30.07.2003.
57.Закон Краснодарского края от 09.06.2003 № 595-кз (ред. от 21.12.2004) «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края, №7,
15.07.2003.
58.Областной закон Ростовской области от 17.12.2003 №56-зс (ред. от
21.03.2005) «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области» // Наше время, № 274-276, 23.12.2003.
59.Областной закон Ростовской области от 24.09.2003 №21-зс (ред.
14.03.2005) «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Ростовской области» // Наше время, № 203-205,
25.09.2003.
60.Областной закон Ростовской области от 29.03.2005 №300-зс «О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в Ростовской области» // Наше время, №
81. 06.04.2005.

61.Законом Ставропольского края от 16.02.2004 N 9-кз «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме» // Ставропольская правда, N 35-36 (23168-23169), 19.02.2004.
62.Закон Ставропольского края от 20.06.2006 №29-кз «О поправках к Уставу (Основному закону) Ставропольского края»// Ставропольская правда, №134-135, 24.06.2005.
63.Закон Республики Дагестан от 09.02.2001 №7 «О референдуме в Республике Дагестан» //Дагестанская правда, №37-38, 17.02.2001.
64.Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 606-кз (ред.21.12.2004) «О референдумах в Краснодарском крае» //Кубанские новости, №132-133,
09.08.2003.
65.Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №168-зс «Об областном референдуме» //Наше время, 263-265, 02.11.2004.
66.Областной закон Ростовской области от 25.06.2004 №124-зс (ред. от
29.12.2004) «О местном референдуме в Ростовской области» //Наше время, №158-160, 06.07.2004.
67.Закон Волгоградской области от 16.11.1998 №22-ОД (ред. от
10.03.2005) «О местном референдуме в Волгоградской области» //Волгоградская правда, №50, 23.03.1999.
68.Закон Волгоградской области от 25.12.1995 №38-ОД (ред. 12.03.2005) «О референдумах на территории Волгоградской области». Часть II «Об областном референдуме» //Волгоградская правда, № 7, 13.01.1996.
Литература:
69. Агамов А.А., Горшков В.А. История древней и средневековой философии. Книга третья. Ставрополь, Издательство Ставропольского университета, 1994. - 356 с.
70. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., «Аграф», 1998. - 640 с.
71. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. Монография. СПб, 2001. - 446 с.
72. Алехичева Л. Слово в защиту регионального законотворчества. В чем причина противоречий между федеральными и местными правовыми актами. // Независимая газета. 2 марта 2000. - с. 4.
73. Античная демократия в свидетельствах современников. /Изд. подгот. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М.: Ладомир, 1996. -383 с.
74. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М., 1997. - 832 с.
75. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Т. 2. Зарубежная политическая мысль ХХ в. М., 1997. - 830 с.
76. Аристотель. Политика. Афинская полития. - М., Мысль, 1997. - 459 с.
77. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., «Текст», 1993. - 303 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ