Развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития эмпатии 8
1.1. Теоретические подходы к проблеме изучения эмпатии в зарубежной и
отечественной литературе 8
1.2. Сущностные характеристики эмпатии 16
1.3. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического
тренинга 29
2.1. Психологический тренинг как средство развития эмпатии 29
2.2. Основные направления, средства и методы психологического тренинга как
средства развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки 37
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Экспериментальное исследование возможностей развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга 48
3.1. Организация и методы исследования 48
3.2. Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 56
3.4. Комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии 61
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Указатель таблиц и иллюстраций 77
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития эмпатии 8
1.1. Теоретические подходы к проблеме изучения эмпатии в зарубежной и
отечественной литературе 8
1.2. Сущностные характеристики эмпатии 16
1.3. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического
тренинга 29
2.1. Психологический тренинг как средство развития эмпатии 29
2.2. Основные направления, средства и методы психологического тренинга как
средства развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки 37
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Экспериментальное исследование возможностей развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга 48
3.1. Организация и методы исследования 48
3.2. Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 56
3.4. Комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии 61
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Указатель таблиц и иллюстраций 77
Приложения
Актуальность исследования. Любая деятельность в современном обществе основана на взаимоотношениях между людьми. Педагогическая деятельность не является исключением. Работа педагога насыщена постоянными взаимодействиями. Иногда, в ходе этих взаимодействий, происходят конфликтные ситуации, которые требует решения.
Решить проблемные ситуации невозможно без пониманий эмоций, чувств, личностных особенностей другого человека. Именно наличие высокоразвитых эмпатических способностей у педагога, даёт ему возможность осознать и понять, что испытывает ученик в данный момент времени. Эмпатия даёт педагогу возможность понять истинные причины того или иного поведения учащегося, встать на его место, принять верное решение.
Педагог, не обладающий должным уровнем эмпатии, может вести себя бестактно, прибегнуть к неоправданным наказаниям и навредить ученику. Именно поэтому эмпатия является неотъемлемо важным качеством для любого педагога. Эмпатия является одним из тех свойств, которые необходимы для наиболее эффективного педагогического взаимодействия. И именно поэтому очень важно развивать её у будущих педагогов в процессе их обучения в ВУЗе.
Феномен эмпатии достаточно хорошо изучен в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Объект исследования - эмпатия у студентов педагогических
направлений подготовки.
Предмет исследования - психологический тренинг как средство развития эмпатии.
При организации исследования исходили из гипотез:
- эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов;
- развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки обеспечивается средствами психологического тренинга.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме развития эмпатии в зарубежной и отечественной литературе;
2. Описать сущностные характеристики эмпатии;
3. Выявить особенности эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки;
4. Определить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга;
5. Исследовать возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Роджерса С. , Титченера Э. Б. , Рубинштейна С. Л., Гавриловой Т. П., Вачкова И. В., Ильина И. П., Евтихова О. В. и многих других авторов. Также основу исследования составили авторефераты диссертаций следующих авторов: Карягиной Т. Д., Максимец Т. Д., Кипуровой С. Н., Юсупова И. М..
Методами исследования данной работы являются:
1) теоретические методы: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
2) группа эмпирических методов :
а) методика диагностики эмпатических способностей (В. В. Бойко);
б) методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н.Эпшейн);
в) методика «коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В. В. Синявский, В. А. Федорошин);
3) математико-статистические методы (описательные статистики, 't- критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
База исследования: исследование проводилось на базе Института образования ФГБОУ ВО Кемеровского государственного университета, проходило в период с октября 2018 года по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие две группы студентов 3 курса Института образования КемГУ в количестве 50 человек.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
2. Определены возможности использования психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Теоретическая значимость.
Расширены представления о специфике содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
Теоретически обоснована результативность применения
психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Практическая значимость.
Предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью уровней содержательных характеристик.
2. Позитивные изменения в содержательных характеристиках эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки могут быть достигнуты средствами психологического тренинга.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены в данной работе. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научные статьи.
Список научных статей по теме исследования:
1) Соловьев, Д. А. Развитие эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов [Текст] / Соловьев Д. А. // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей», посвященной 45-летию Кемеровского государственного университета. Симпозиум «Актуальные проблемы социальных и психологических наук». - Кемерово, 2019. - С. 119¬120.
2) Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов [Текст] / Д. А. Соловьев // Молодой ученый. - 2020. - №21 (311). - С. 742-744.
Решить проблемные ситуации невозможно без пониманий эмоций, чувств, личностных особенностей другого человека. Именно наличие высокоразвитых эмпатических способностей у педагога, даёт ему возможность осознать и понять, что испытывает ученик в данный момент времени. Эмпатия даёт педагогу возможность понять истинные причины того или иного поведения учащегося, встать на его место, принять верное решение.
Педагог, не обладающий должным уровнем эмпатии, может вести себя бестактно, прибегнуть к неоправданным наказаниям и навредить ученику. Именно поэтому эмпатия является неотъемлемо важным качеством для любого педагога. Эмпатия является одним из тех свойств, которые необходимы для наиболее эффективного педагогического взаимодействия. И именно поэтому очень важно развивать её у будущих педагогов в процессе их обучения в ВУЗе.
Феномен эмпатии достаточно хорошо изучен в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Объект исследования - эмпатия у студентов педагогических
направлений подготовки.
Предмет исследования - психологический тренинг как средство развития эмпатии.
При организации исследования исходили из гипотез:
- эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов;
- развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки обеспечивается средствами психологического тренинга.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме развития эмпатии в зарубежной и отечественной литературе;
2. Описать сущностные характеристики эмпатии;
3. Выявить особенности эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки;
4. Определить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга;
5. Исследовать возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Роджерса С. , Титченера Э. Б. , Рубинштейна С. Л., Гавриловой Т. П., Вачкова И. В., Ильина И. П., Евтихова О. В. и многих других авторов. Также основу исследования составили авторефераты диссертаций следующих авторов: Карягиной Т. Д., Максимец Т. Д., Кипуровой С. Н., Юсупова И. М..
Методами исследования данной работы являются:
1) теоретические методы: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
2) группа эмпирических методов :
а) методика диагностики эмпатических способностей (В. В. Бойко);
б) методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н.Эпшейн);
в) методика «коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В. В. Синявский, В. А. Федорошин);
3) математико-статистические методы (описательные статистики, 't- критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
База исследования: исследование проводилось на базе Института образования ФГБОУ ВО Кемеровского государственного университета, проходило в период с октября 2018 года по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие две группы студентов 3 курса Института образования КемГУ в количестве 50 человек.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
2. Определены возможности использования психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Теоретическая значимость.
Расширены представления о специфике содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
Теоретически обоснована результативность применения
психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Практическая значимость.
Предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью уровней содержательных характеристик.
2. Позитивные изменения в содержательных характеристиках эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки могут быть достигнуты средствами психологического тренинга.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены в данной работе. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научные статьи.
Список научных статей по теме исследования:
1) Соловьев, Д. А. Развитие эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов [Текст] / Соловьев Д. А. // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей», посвященной 45-летию Кемеровского государственного университета. Симпозиум «Актуальные проблемы социальных и психологических наук». - Кемерово, 2019. - С. 119¬120.
2) Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов [Текст] / Д. А. Соловьев // Молодой ученый. - 2020. - №21 (311). - С. 742-744.
В соответствие с заявленной темой работы, а также с поставленной целью и задачами исследования, нами сделана попытка изучения возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений средствами психологического тренинга.
В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Таким образом, мы провели теоретический анализ различных подходов к изучению проблемы эмпатии в зарубежной и отечественной литературе. Проанализировав взгляды множества ученых, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место.
Эмпатия представляет собой способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это возможность понять эмоциональное состояние людей по их мимики, жестам и поступкам. Таким образом, нами была решена первая задача исследования.
Основными сущностными характеристиками эмпатии являются: возможность встать на место другого индивида, понять его внутренний мир; постижение и осмысление эмоционального состояния другого человека; способность определять эмоциональное состояние человека по его жестам, мимики и поведению; умение спрогнозировать поведение человека; желание помочь. Таким образом, была решена вторая задача исследования.
На основании анализа различных исследований были выявлены особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Был сделан вывод о том, что почти все исследователи говорят о преобладании среди будущих педагогов среднего уровня развития эмпатических способностей. При этом имеются студенты и с высоким и низким уровнем развития эмпатии. Авторы отмечают то, что у студентов педагогических направлений подготовки происходит скачкообразное изменение эмпатических способностей в процессе обучения.
Наблюдается изменение значимости того или иного компонента эмпатии. Кроме того исследователи не отмечают «сензитивного периода» в развитии эмпатических способностей у будущих педагогов. Это говорит о том, что возможность развития эмпатии может происходить на всех этапах обучения.
Была обоснована необходимость развития эмпатии у будущих педагогов в процессе их обучения. Такая необходимость обусловлена тем, что только педагог с высоким уровнем развития эмпатии способен встать на место ученика, понять его эмоциональное состояние, найти с ним общий язык. Педагог с низким уровнем развития эмпатии может принять неверное решение и тем самым навредить ученику. Таким образом, мы решили третью задачу исследования.
Для возможности успешного и эффективного формирования эмпатии можно использовать разнообразные методы педагогического воздействия. Наиболее эффективным средством для развития эмпатических способностей является психологический тренинг.
Психологический тренинг представляет собой многофункциональный метод, основанный на различных упражнениях, которые направлены на развитие эмпатии у будущих педагогов. Групповой психологический тренинг является наиболее эффективным средством для развития эмпатии. Это объясняется тем, что развитие эмпатических способностей у человека происходит в процессе переживания различных ситуаций. В процессе происходит накопление ситуаций и обогащение жизненного опыта. Это приводит к устойчивому эмпатическому поведению. Так как эмпатические способности проявляются в процессе межличностного взаимодействия, то и развитие эмпатии будет проще в процессе такого взаимодействия. Именно такую возможность и может дать психологический тренинг.
Обеспечивает возможность изменения участников в процессе группой работы следующие технологии тренинга: ролевые и деловые игры, включающие в себя моделирование различных ситуаций, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе; психогимнастические упражнения, направленные на изменение определенной психической характеристики; дискуссия, обеспечивающая повлиять и изменить установки личности. Таким образом, была решена четвертая задача нашего исследования.
На начальном этапе исследования нами были предложены две гипотезы. Для проверки первой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент. Была проведена первичная диагностика для исследования уровня развития эмпатии у испытуемых двух групп. Анализ результатов исследования показал, что эмпатия у студентов обеих групп характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась.
Для проверки второй гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Была разработана специальная формирующая программа, направленная на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений в процессе их обучения. Программа включала в 13 занятий. Каждое занятие было наполнено различными упражнениями, направленными на развитие эмпатических способностей у будущих педагогов. Также нами был разработан и предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Данные кейс -задания включали в себя различные педагогические ситуации, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе.
После окончания всех занятий программы нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня развития эмпатии после формирующего этапа исследования. По результатам анализа результатов формирующего этапа исследования нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. В контрольной группе таких изменений не произошло. Из этого следует, что вторая гипотеза нашего исследования также подтвердилась. Таким образом, была решена пятая задача нашего исследования.
В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Таким образом, мы провели теоретический анализ различных подходов к изучению проблемы эмпатии в зарубежной и отечественной литературе. Проанализировав взгляды множества ученых, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место.
Эмпатия представляет собой способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это возможность понять эмоциональное состояние людей по их мимики, жестам и поступкам. Таким образом, нами была решена первая задача исследования.
Основными сущностными характеристиками эмпатии являются: возможность встать на место другого индивида, понять его внутренний мир; постижение и осмысление эмоционального состояния другого человека; способность определять эмоциональное состояние человека по его жестам, мимики и поведению; умение спрогнозировать поведение человека; желание помочь. Таким образом, была решена вторая задача исследования.
На основании анализа различных исследований были выявлены особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Был сделан вывод о том, что почти все исследователи говорят о преобладании среди будущих педагогов среднего уровня развития эмпатических способностей. При этом имеются студенты и с высоким и низким уровнем развития эмпатии. Авторы отмечают то, что у студентов педагогических направлений подготовки происходит скачкообразное изменение эмпатических способностей в процессе обучения.
Наблюдается изменение значимости того или иного компонента эмпатии. Кроме того исследователи не отмечают «сензитивного периода» в развитии эмпатических способностей у будущих педагогов. Это говорит о том, что возможность развития эмпатии может происходить на всех этапах обучения.
Была обоснована необходимость развития эмпатии у будущих педагогов в процессе их обучения. Такая необходимость обусловлена тем, что только педагог с высоким уровнем развития эмпатии способен встать на место ученика, понять его эмоциональное состояние, найти с ним общий язык. Педагог с низким уровнем развития эмпатии может принять неверное решение и тем самым навредить ученику. Таким образом, мы решили третью задачу исследования.
Для возможности успешного и эффективного формирования эмпатии можно использовать разнообразные методы педагогического воздействия. Наиболее эффективным средством для развития эмпатических способностей является психологический тренинг.
Психологический тренинг представляет собой многофункциональный метод, основанный на различных упражнениях, которые направлены на развитие эмпатии у будущих педагогов. Групповой психологический тренинг является наиболее эффективным средством для развития эмпатии. Это объясняется тем, что развитие эмпатических способностей у человека происходит в процессе переживания различных ситуаций. В процессе происходит накопление ситуаций и обогащение жизненного опыта. Это приводит к устойчивому эмпатическому поведению. Так как эмпатические способности проявляются в процессе межличностного взаимодействия, то и развитие эмпатии будет проще в процессе такого взаимодействия. Именно такую возможность и может дать психологический тренинг.
Обеспечивает возможность изменения участников в процессе группой работы следующие технологии тренинга: ролевые и деловые игры, включающие в себя моделирование различных ситуаций, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе; психогимнастические упражнения, направленные на изменение определенной психической характеристики; дискуссия, обеспечивающая повлиять и изменить установки личности. Таким образом, была решена четвертая задача нашего исследования.
На начальном этапе исследования нами были предложены две гипотезы. Для проверки первой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент. Была проведена первичная диагностика для исследования уровня развития эмпатии у испытуемых двух групп. Анализ результатов исследования показал, что эмпатия у студентов обеих групп характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась.
Для проверки второй гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Была разработана специальная формирующая программа, направленная на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений в процессе их обучения. Программа включала в 13 занятий. Каждое занятие было наполнено различными упражнениями, направленными на развитие эмпатических способностей у будущих педагогов. Также нами был разработан и предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Данные кейс -задания включали в себя различные педагогические ситуации, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе.
После окончания всех занятий программы нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня развития эмпатии после формирующего этапа исследования. По результатам анализа результатов формирующего этапа исследования нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. В контрольной группе таких изменений не произошло. Из этого следует, что вторая гипотеза нашего исследования также подтвердилась. Таким образом, была решена пятая задача нашего исследования.
Подобные работы
- Развитие коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами учебной практики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ
МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - Программа развития эмпатии работников культуры для осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетентности подростков посредством социально - психологического тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2018



