Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга

Работа №69779

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2020
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития эмпатии 8
1.1. Теоретические подходы к проблеме изучения эмпатии в зарубежной и
отечественной литературе 8
1.2. Сущностные характеристики эмпатии 16
1.3. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического
тренинга 29
2.1. Психологический тренинг как средство развития эмпатии 29
2.2. Основные направления, средства и методы психологического тренинга как
средства развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки 37
Выводы по второй главе 46
Глава 3. Экспериментальное исследование возможностей развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга 48
3.1. Организация и методы исследования 48
3.2. Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 56
3.4. Комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии 61
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список литературы 69
Указатель таблиц и иллюстраций 77
Приложения

Актуальность исследования. Любая деятельность в современном обществе основана на взаимоотношениях между людьми. Педагогическая деятельность не является исключением. Работа педагога насыщена постоянными взаимодействиями. Иногда, в ходе этих взаимодействий, происходят конфликтные ситуации, которые требует решения.
Решить проблемные ситуации невозможно без пониманий эмоций, чувств, личностных особенностей другого человека. Именно наличие высокоразвитых эмпатических способностей у педагога, даёт ему возможность осознать и понять, что испытывает ученик в данный момент времени. Эмпатия даёт педагогу возможность понять истинные причины того или иного поведения учащегося, встать на его место, принять верное решение.
Педагог, не обладающий должным уровнем эмпатии, может вести себя бестактно, прибегнуть к неоправданным наказаниям и навредить ученику. Именно поэтому эмпатия является неотъемлемо важным качеством для любого педагога. Эмпатия является одним из тех свойств, которые необходимы для наиболее эффективного педагогического взаимодействия. И именно поэтому очень важно развивать её у будущих педагогов в процессе их обучения в ВУЗе.
Феномен эмпатии достаточно хорошо изучен в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Объект исследования - эмпатия у студентов педагогических
направлений подготовки.
Предмет исследования - психологический тренинг как средство развития эмпатии.
При организации исследования исходили из гипотез:
- эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов;
- развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки обеспечивается средствами психологического тренинга.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме развития эмпатии в зарубежной и отечественной литературе;
2. Описать сущностные характеристики эмпатии;
3. Выявить особенности эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки;
4. Определить возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга;
5. Исследовать возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования Роджерса С. , Титченера Э. Б. , Рубинштейна С. Л., Гавриловой Т. П., Вачкова И. В., Ильина И. П., Евтихова О. В. и многих других авторов. Также основу исследования составили авторефераты диссертаций следующих авторов: Карягиной Т. Д., Максимец Т. Д., Кипуровой С. Н., Юсупова И. М..
Методами исследования данной работы являются:
1) теоретические методы: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
2) группа эмпирических методов :
а) методика диагностики эмпатических способностей (В. В. Бойко);
б) методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н.Эпшейн);
в) методика «коммуникативные и организаторские склонности» - КОС (В. В. Синявский, В. А. Федорошин);
3) математико-статистические методы (описательные статистики, 't- критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок).
База исследования: исследование проводилось на базе Института образования ФГБОУ ВО Кемеровского государственного университета, проходило в период с октября 2018 года по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие две группы студентов 3 курса Института образования КемГУ в количестве 50 человек.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены особенности содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
2. Определены возможности использования психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Теоретическая значимость.
Расширены представления о специфике содержательных характеристик эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки .
Теоретически обоснована результативность применения
психологического тренинга для развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Практическая значимость.
Предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленного на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эмпатия у студентов педагогических направлений подготовки характеризуется вариативностью уровней содержательных характеристик.
2. Позитивные изменения в содержательных характеристиках эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки могут быть достигнуты средствами психологического тренинга.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены в данной работе. По теме магистерской диссертации опубликовано 2 научные статьи.
Список научных статей по теме исследования:
1) Соловьев, Д. А. Развитие эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов [Текст] / Соловьев Д. А. // Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей», посвященной 45-летию Кемеровского государственного университета. Симпозиум «Актуальные проблемы социальных и психологических наук». - Кемерово, 2019. - С. 119¬120.
2) Соловьев, Д. А. Психологический тренинг как средство развития эмпатии у будущих педагогов [Текст] / Д. А. Соловьев // Молодой ученый. - 2020. - №21 (311). - С. 742-744.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствие с заявленной темой работы, а также с поставленной целью и задачами исследования, нами сделана попытка изучения возможности развития эмпатии у студентов педагогических направлений средствами психологического тренинга.
В процессе работы поэтапно решались поставленные задачи. Таким образом, мы провели теоретический анализ различных подходов к изучению проблемы эмпатии в зарубежной и отечественной литературе. Проанализировав взгляды множества ученых, мы пришли к выводу, что эмпатия представляет собой способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место.
Эмпатия представляет собой способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Это возможность понять эмоциональное состояние людей по их мимики, жестам и поступкам. Таким образом, нами была решена первая задача исследования.
Основными сущностными характеристиками эмпатии являются: возможность встать на место другого индивида, понять его внутренний мир; постижение и осмысление эмоционального состояния другого человека; способность определять эмоциональное состояние человека по его жестам, мимики и поведению; умение спрогнозировать поведение человека; желание помочь. Таким образом, была решена вторая задача исследования.
На основании анализа различных исследований были выявлены особенности развития эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Был сделан вывод о том, что почти все исследователи говорят о преобладании среди будущих педагогов среднего уровня развития эмпатических способностей. При этом имеются студенты и с высоким и низким уровнем развития эмпатии. Авторы отмечают то, что у студентов педагогических направлений подготовки происходит скачкообразное изменение эмпатических способностей в процессе обучения.
Наблюдается изменение значимости того или иного компонента эмпатии. Кроме того исследователи не отмечают «сензитивного периода» в развитии эмпатических способностей у будущих педагогов. Это говорит о том, что возможность развития эмпатии может происходить на всех этапах обучения.
Была обоснована необходимость развития эмпатии у будущих педагогов в процессе их обучения. Такая необходимость обусловлена тем, что только педагог с высоким уровнем развития эмпатии способен встать на место ученика, понять его эмоциональное состояние, найти с ним общий язык. Педагог с низким уровнем развития эмпатии может принять неверное решение и тем самым навредить ученику. Таким образом, мы решили третью задачу исследования.
Для возможности успешного и эффективного формирования эмпатии можно использовать разнообразные методы педагогического воздействия. Наиболее эффективным средством для развития эмпатических способностей является психологический тренинг.
Психологический тренинг представляет собой многофункциональный метод, основанный на различных упражнениях, которые направлены на развитие эмпатии у будущих педагогов. Групповой психологический тренинг является наиболее эффективным средством для развития эмпатии. Это объясняется тем, что развитие эмпатических способностей у человека происходит в процессе переживания различных ситуаций. В процессе происходит накопление ситуаций и обогащение жизненного опыта. Это приводит к устойчивому эмпатическому поведению. Так как эмпатические способности проявляются в процессе межличностного взаимодействия, то и развитие эмпатии будет проще в процессе такого взаимодействия. Именно такую возможность и может дать психологический тренинг.
Обеспечивает возможность изменения участников в процессе группой работы следующие технологии тренинга: ролевые и деловые игры, включающие в себя моделирование различных ситуаций, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе; психогимнастические упражнения, направленные на изменение определенной психической характеристики; дискуссия, обеспечивающая повлиять и изменить установки личности. Таким образом, была решена четвертая задача нашего исследования.
На начальном этапе исследования нами были предложены две гипотезы. Для проверки первой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент. Была проведена первичная диагностика для исследования уровня развития эмпатии у испытуемых двух групп. Анализ результатов исследования показал, что эмпатия у студентов обеих групп характеризуется вариативностью представленных уровней и компонентов. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась.
Для проверки второй гипотезы был проведен формирующий эксперимент. Была разработана специальная формирующая программа, направленная на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений в процессе их обучения. Программа включала в 13 занятий. Каждое занятие было наполнено различными упражнениями, направленными на развитие эмпатических способностей у будущих педагогов. Также нами был разработан и предложен комплекс кейс-заданий, направленный на развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки. Данные кейс -задания включали в себя различные педагогические ситуации, с которыми будущий педагог может столкнуться в учебном процессе.
После окончания всех занятий программы нами была проведена вторичная диагностика для определения уровня развития эмпатии после формирующего этапа исследования. По результатам анализа результатов формирующего этапа исследования нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе произошли статистически значимые изменения. В контрольной группе таких изменений не произошло. Из этого следует, что вторая гипотеза нашего исследования также подтвердилась. Таким образом, была решена пятая задача нашего исследования.



1. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии [Текст]: монография / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. - М.: Олма Медиа Групп. - 2007. - 384 с.
2. Алёшина, Ю. Е. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование [Текст] / Ю. Е. Алёшина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 64 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Г М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
4. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8 - С. 254-256.
5. Бачков, И. М. Основы группового тренинга [Текст] / И. М. Бачков. - М.: Ось-89, 2000. - 256 с.
6. Бегисова, С. Н. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту [Текст]: монография / С. Н. Бетисова, Ю. А. Иоакимиди, Л. Ф. Сельмидис. - Майкоп, 2006. - 122 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
8. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
9. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры [Текст] / В. Ю. Большаков. - СПб: Социально-психологический центр, 1996. - С. 10.
10. Бочкарева, С. В. Размышления об эмпатическом познании [Текст]: монография / С. В. Бочкарева. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 178 с.
11. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым [Текст] / Дж. Бьюдженталь.
- М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - С. 22.
12. Вачков, И. В. Основы психологии группового тренинга [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003. - 224 с.
13. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговых групп [Текст] / И. В. Вачков. - М.: ЭКСМО, 2007. - 416 с
14. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) [Текст]: статья / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - М.: 1974. - №2 - С. 147- 158.
15. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т. П. Гаврилова. - М., 2004. - 80 с.
16. Гаврилова, Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком [Текст] / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - 2011. - №2 - С. 19.
17. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатических переживаний младших школьников и младших подростков [Текст] / Т. П. Гаврилова // Психология межличностного познания. - 2011. - №5 - С. 122- 138.
18. Гасиленко, К. М. Специфика эмпатии студентов гуманитарного ВУЗа [Текст] / К. М. Гасиленко, Т. Н. Кочеткова // Международный студенческий вестник. - 2015. - №5. - С. 10.
19. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст]: статья / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - М., 1993. - С. 61-68.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст]: справочная литература / С. Ю. Головин. - М.: Харвест, 2003. - 800 с.
21. Дзен, Н. В. Психотехнические игры в спорте [Текст] / Н. В. Дзен, Ю. В. Пахомов. - М., 1988. - С. 45-57.
22. Дроздикова-Зарирова, А. Р. Исследование эмпатии у первокурсников-будущих педагогов и психологов в контексте саморазвития личности [Текст] / А. Р. Дроздикова-Зарипова // Международный студенческий вестник. - 2015. - №5.
23. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] /
O. В. Евтихов. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 256 с.
24. Емельянов, Ю. Н. Активное социально -психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 167 с.
25. Желнова, Г. В. Особенности развития эмпатических способностей у студентов педагогического колледжа [Текст] / Г. В. Желнова // Наука и современность. - М., 2011. - №14 - С. 118-122.
26. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого - педагогического исследования [Электронный ресурс] / В. И. Загвязиский,
P. А. Астахов // Учебно пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2-е
изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с. - URL:
http://elib.gnpbu.ru/text/zagvyazinskiy metodologiya-i-metodika- didakticheskogo-issledovaniya 1982/ (дата обращения 23.05.2020).
27. Зайтметов, Х. А. Особенности развития эмпатических
способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза [Электронный ресурс] / Х. А. Зайтметов // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. - Челябинск.: Два комсомольца, 2015. - С. 99-102. - URL:
https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7345/ (дата обращения: 28.05.2020).
28. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец. - М., 2006. - С. 9.
29. Захаров, В. П. Социально-психологический тренинг [Текст]: учебное пособие / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. - Л.:ЛГУ, 1989. - 56 с.
30. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - №1 - С. 14-18.
31. Ильин, И. П. Эмоции и чувства [Текст]: монография / И. П. Ильин.
- СПб.: Питер, 2012. - 390 с.
32. Ильин, И. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия [Текст]: монография / И. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013 - С. 93.
33. Каган, В. Е. Психотерапия для всех и для каждого [Текст] / В. Е. Каган. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 105 с.
34. Карягина, Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Т. Д. Карягина. - М., 2013. - 19 с.
35. Кеннет, Ф. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать [Текст] / Ф. Кеннет. - М.: «Добрая книга», 2014. - С. 34-37.
36. Кипурова, С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст]: автореф. дис. . канд. псих. наук: 19.00.07 / С. Н. Кипурова. - Тула, 2006. - 22 с.
37. Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Психология. - 2001.
- №2(23). - С. 11.
38. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Ходжаспирова. - М.: Академия, 2000. - С. 167.
39. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Ходжаспирова. - Ростов-на-Дону: «Март»,
2012. - 357 с.
40. Колтаков, Г. С. Роль эмпатии в науке и обшестве [Текст] / Г. С. Колтаков // Психология: традиции и инновации. - Самара: Издательство АСТГАРД, 2016. - С. 1-3.
41. Кроль, Л. М. Очерки групповой психотерапии и тренинга [Текст] / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 212 с.
42. Лабунская, В. А. Психология затруднения общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - С. 42.
43. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера [Текст] / Е. А. Леванова, А. Н. Соболева, В. А. Плешаков. - СПб: Питер, 2012. - С. 42.
44. Лоскутова, Л. Ю. Особенности проявления эмпатии в
подростковом возрасте [Текст] / Л. Ю. Лоскутова. - М., 2007. - С. 40-56.
45. Максимец, С. М. Влияние эмпатийности на социально¬
психологическую адаптацию будущих учителей [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / С. М. Максимец. - Одесса, 2000. - 20 с.
46. Макшанов, С. И. Психология тренинга [Текст] / С. И. Макшанов. - СПб, 2015. - 145 с.
47. Михальченко, Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. и пед. вузов / Г. Ф. Михальченко. - М., 2009 - С. 18.
48. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология [Текст] / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. - М.: ИИНФРА, 2001. - 115 с.
49. Надирова, Л. Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке [Текст]: учебное пособие для вузов / Л. Л. Надирова. - М., 2005. - С. 16.
50. Никифиров, Г. С. Психология менеджмента [Текст] / Г. С. Никифоров, С. И. Макшанов, И. М. Лущихина. - СПб, 1997. - 272 с.
51. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст] / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
52. Пашукова, Т. И. Мотивирующая функция эмпатии [Текст] / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности. - 2013. - №3 - С. 70.
53. Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе [Текст] / С. В. Петрушин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 256 с.
54. Полякова, М. Е. Изучение способности к эмпатии у студентов -
психологов [Электронный ресурс] / М. Е. Полякова. - М., 2008. - URL: http://www.rusnauka.eom/7. DN 2007ZPsihologiaZ20502.doc.htm (дата
обращения: 27.05.2020).
55. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие [Текст] / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - С. 11.
56. Пономарева, М. А. Эмпатия как профессионально значимое свойство будущего педагога [Текст] / М. А. Пономарева // Актуальные проблемы профориентации. - Барановичи: РИОБарГУ, 2008. - №6 - С. 110-118.
57. Рай, Л. Развитие навыков тренинга [Текст] / Л. Рай. - СПб: Питер,
2013. - С. 51.
58. Рзаева, Ж. В. Динамика формирования эмпатии у будущих педагогов-психологов в процессе вузовского обучения [Текст] / Ж. В. Рзаева // Наука. Образование. Технологии. - Барановичи: РИОБарГУ, 2009. - №1 - С. 77-78.
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПБ: Питер, 2002. - 720 с.
60. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - М.: Прогресс, 1993. - С. 67.
61. Синди, Д. Сила эмпатии. Как развить свои интуитивные таланты [Текст]: монография / пер. Н. В. Буравова. - М.: Весь, 2017. - 304 с.
62. Слесаренко, З. Р. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе [Текст] / З. Р. Слесаренко, Р. Г. Нугманов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №3 - С. 19-22.
63. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования [Текст] / С. Д. Смирнов. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
64. Стрелкова, Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. мед. и пед. вузов / Л. П. Стрелкова. - М., 2008. - С. 20.
65. Суслякова, К. В. Исследование эмпатии как профессионально
важного качества студента психолого-педагогического направления [Электронный ресурс] / К. В. Суслякова // Научное сообщество студентов XXI столетия. - 2013. - URL: https://sibac.info/studconf7hum/xii/33918
(дата обращения: 21.05. 2020).
66. Талайко, С. В. Психология высшей школы: курс лекций [Текст]: учеб-метод. пособие / С. В. Талайко. - Мозырь: Белый ветер, 2006. - С. 37.
67. Титченер, Э. Б. Очерки психологии [Текст] / Э. Б. Титченер. - СПб, 2001. - 169 с.
68. Торп, С. Руководство для тренера и менеджера [Текст] / С. Торп, Дж. Клиффорд. - СПб: Питер, 2014. - 387 с.
69. Хлебодарова, О. Б. Особенности проявления эмпатии у психологов и студентов-психологов [Текст] / О. Б. Хлебодарова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - №6 - С. 136-139.
70. Хрящева, Н. Ю. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Н. Ю. Хрящева. - СПб: «Ювента», 1999. - 256 с.
71. Щербакова, Н. А. Эмпатические способности студентов- психологов [Текст] / Н. А. Щербакова. - М.: МОДЭК, 2006. - С. 37-69.
72. Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса [Текст] / А. Эллис. - СПб: Питер Ком, 1999. - 288 с.
73. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / К. Юнг. - М.:
«Университетская книга», 1996. - С. 243.
74. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные
аспекты) [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. псих. наук: 19.00.07 /
И. М. Юсупов. - СПб, 1995. - 34 с.
75. Hoffman, M. D. Empathy, its development and prosocial implications / M. D. Hoffman // Nebraska Symposium on Motivation, 1977.
- Pp. 10-15.
76. Rogers, C. Empatic: an unappreciated way of being / C. Rogers // The Counseling Psychologist, 1975. - Pp. 2-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ