Формирование представлений школьников о геометрических преобразованиях плоскости
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 2 экспериментальных 9-х классов: 9 класс «А» в количестве 20 учащихся составил экспериментальную группу, 9 класс «Б» в количестве 20 учащихся составил контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы процесса формирования представлений о геометрических преобразованиях плоскости 5
1.1 Структура и содержание процесса формирования геометрических понятий в школьном курсе геометрии в аспекте обучения методам геометрических преобразований 5
1.2 Геометрические преобразования плоскости 17
2 Методические основы формирования представлений учащихся о методах геометрических преобразований плоскости 27
2.1 Основные положения обучения учащихся основной школы методам геометрических преобразований плоскости 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся представлений о геометрических преобразованиях плоскости 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Выборка: 2 экспериментальных 9-х классов: 9 класс «А» в количестве 20 учащихся составил экспериментальную группу, 9 класс «Б» в количестве 20 учащихся составил контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы процесса формирования представлений о геометрических преобразованиях плоскости 5
1.1 Структура и содержание процесса формирования геометрических понятий в школьном курсе геометрии в аспекте обучения методам геометрических преобразований 5
1.2 Геометрические преобразования плоскости 17
2 Методические основы формирования представлений учащихся о методах геометрических преобразований плоскости 27
2.1 Основные положения обучения учащихся основной школы методам геометрических преобразований плоскости 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся представлений о геометрических преобразованиях плоскости 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Действующая программа по геометрии не предполагает использовать идею геометрических преобразований в качестве руководящей идеи школьного курса геометрии, хотя предусматривает знакомство с отдельными видами движений и подобием. В стандарте базового курса геометрии в основной школе геометрическим преобразованиям уделяется слишком мало внимания. В основном выделены такие содержательные линии, как «Примеры движений плоскости», «Понятие о гомотетии» и «Подобие фигур», которые рассматриваются в ознакомительном порядке и носят необязательный характер. Таким образом, основная работа по изучению преобразований и применению их к решению задач может осуществляться на внеклассных занятиях.
Степень изученности проблемы. Преобразования, являясь одной из плодотворных идей как геометрии, так и современной науки, нашли свое отражение в фундаментальных исследованиях ведущих ученых-математиков: в работах Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, Ю.А. Глазкова, Г.И. Ковалевой изучаются возможности построения курса геометрии средней школы на основе геометрических преобразований. Исследования В.Р. Майер посвящено изложению одного из возможных вариантов курса элементарной геометрии на плоскости на основе идеи групп преобразований. В работах М.Г. Мехтиева, С.Н. Петруниной, И.М. Смирновой и др. геометрические преобразования рассматриваются как концептуальная основа школьного курса геометрии. Исследования М.А. Темидашевой, Л.Р. Шакировой и др. посвящены вопросам изучения отдельных преобразований и их применения к решению задач и доказательству теорем. В работах О.Н. Шалиной, И.Ф. Шарыгина и др. большое внимание уделяется составлению задач на использование метода геометрических преобразований.
Цель исследования – изучить методику формирования представлений школьников о геометрических преобразованиях плоскости.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать структура и содержание процесса формирования геометрических понятий в школьном курсе геометрии в аспекте обучения методам геометрических преобразований .
2. Определить процесс обучения геометрическим преобразованиям плоскости.
3. Разработать элективный курс для учащихся основной школы «Геометрические преобразования плоскости».
Объект исследования – геометрические преобразования плоскости.
Предмет исследования – методика обучения геометрическим преобразованиям плоскости учащихся основной школы.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; практические – моделирование, проектировочные – разработка содержания элективного курса.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа элективного курса «Геометрические преобразования плоскости» может быть использованы в работе учителей математики основной школы.
Степень изученности проблемы. Преобразования, являясь одной из плодотворных идей как геометрии, так и современной науки, нашли свое отражение в фундаментальных исследованиях ведущих ученых-математиков: в работах Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузова, Ю.А. Глазкова, Г.И. Ковалевой изучаются возможности построения курса геометрии средней школы на основе геометрических преобразований. Исследования В.Р. Майер посвящено изложению одного из возможных вариантов курса элементарной геометрии на плоскости на основе идеи групп преобразований. В работах М.Г. Мехтиева, С.Н. Петруниной, И.М. Смирновой и др. геометрические преобразования рассматриваются как концептуальная основа школьного курса геометрии. Исследования М.А. Темидашевой, Л.Р. Шакировой и др. посвящены вопросам изучения отдельных преобразований и их применения к решению задач и доказательству теорем. В работах О.Н. Шалиной, И.Ф. Шарыгина и др. большое внимание уделяется составлению задач на использование метода геометрических преобразований.
Цель исследования – изучить методику формирования представлений школьников о геометрических преобразованиях плоскости.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать структура и содержание процесса формирования геометрических понятий в школьном курсе геометрии в аспекте обучения методам геометрических преобразований .
2. Определить процесс обучения геометрическим преобразованиям плоскости.
3. Разработать элективный курс для учащихся основной школы «Геометрические преобразования плоскости».
Объект исследования – геометрические преобразования плоскости.
Предмет исследования – методика обучения геометрическим преобразованиям плоскости учащихся основной школы.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; практические – моделирование, проектировочные – разработка содержания элективного курса.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа элективного курса «Геометрические преобразования плоскости» может быть использованы в работе учителей математики основной школы.
Геометрические построения играют серьезную роль в математической подготовке школьника, поскольку они развивают у них пространственное воображение. Так же конструктивные задачи являются хорошим средством подготовки к усвоению понятия алгоритма, который является широко распространенным в современной математике.
Геометрическое преобразование – это геометрическое преобразование плоскости – взаимно-однозначное отображение этой плоскости на себя. Наиболее важными геометрическими преобразованиями являются движения, т.е. преобразования, сохраняющие расстояние.
Тема «Преобразования пространства» занимает важное место в изучении геометрии и может изучаться на различных уровнях сложности. Это распространяется как на теоретический, так и на задачный материал. Она может быть изучена обзорно, с решением небольшого круга простейших задач, и напротив, может быть изучена достаточно подробно – с решением многих задач различной степени сложности. Учитель сам может выбрать подходящий его классу уровень изучения этой темы. Важным является и методически верная подборка решаемых задач. Прежде всего, учащиеся должны решить все простейшие, опорные задачи курса. Этими задачами ни в коем случае не следует пренебрегать, какими бы простыми они ни казались. Следует учесть, что методика их решения в классах с углубленным и профильным изучением математики, вообще говоря, отличается от методики решения в общеобразовательных классах и классах гуманитарной направленности.
С целью определения условий формирования представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 9-го класса. В ходе констатирующего этапа было установлено, что у учащихся 9-го класса в основном представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости сформированы на среднем (30% учащихся экспериментального класса и 55% учащихся контрольного класса) и низком (60% учащихся экспериментального класса и 30% учащихся контрольного класса) уровнях.
В ходе экспериментального обучения была организована работа по формированию представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости у учащихся 9-го класса при изучении раздела «Движение» по учебнику Л.С. Атанасяна. Учащиеся обучались выполнению геометрических преобразований посредством следующих методов: симметрия, симметрия относительно прямой, поворот; параллельный перенос; подобие, преобразование подобия; гомотетия.
Отметим, что в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости выявлено не было. Прослеживается положительная динамика в высоком уровне сформированности представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости (30%). В контрольном классе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна (у 1 ребенка – 5%).
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Геометрическое преобразование – это геометрическое преобразование плоскости – взаимно-однозначное отображение этой плоскости на себя. Наиболее важными геометрическими преобразованиями являются движения, т.е. преобразования, сохраняющие расстояние.
Тема «Преобразования пространства» занимает важное место в изучении геометрии и может изучаться на различных уровнях сложности. Это распространяется как на теоретический, так и на задачный материал. Она может быть изучена обзорно, с решением небольшого круга простейших задач, и напротив, может быть изучена достаточно подробно – с решением многих задач различной степени сложности. Учитель сам может выбрать подходящий его классу уровень изучения этой темы. Важным является и методически верная подборка решаемых задач. Прежде всего, учащиеся должны решить все простейшие, опорные задачи курса. Этими задачами ни в коем случае не следует пренебрегать, какими бы простыми они ни казались. Следует учесть, что методика их решения в классах с углубленным и профильным изучением математики, вообще говоря, отличается от методики решения в общеобразовательных классах и классах гуманитарной направленности.
С целью определения условий формирования представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 9-го класса. В ходе констатирующего этапа было установлено, что у учащихся 9-го класса в основном представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости сформированы на среднем (30% учащихся экспериментального класса и 55% учащихся контрольного класса) и низком (60% учащихся экспериментального класса и 30% учащихся контрольного класса) уровнях.
В ходе экспериментального обучения была организована работа по формированию представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости у учащихся 9-го класса при изучении раздела «Движение» по учебнику Л.С. Атанасяна. Учащиеся обучались выполнению геометрических преобразований посредством следующих методов: симметрия, симметрия относительно прямой, поворот; параллельный перенос; подобие, преобразование подобия; гомотетия.
Отметим, что в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости выявлено не было. Прослеживается положительная динамика в высоком уровне сформированности представлений об основных понятиях геометрических преобразованиях плоскости (30%). В контрольном классе также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна (у 1 ребенка – 5%).
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕМЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 7-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - Методические приемы в обучении младших школьников выполнению геометрических построений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения студентов педагогического университета геометрическим преобразованиям на базе среды «Живая математика»
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения старшеклассников решению геометрических задач с применением инверсии
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКОЙ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Обучение решению задач на применение движений плоскости на уроках геометрии в основной школе с использованием среды Живая математика
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Обобщающие уроки по теме «Параллельность и перпендикулярность плоскостей» как форма систематизации знаний обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Развитие пространственного мышления на уроках геометрии в 10-11 классах
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



