ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ
ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ
ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Обоснование выбора темы исследования базируется на положении, что в условиях экономического спада, угрозы мировой рецессии и внешнего экономического давления на первый план выходят две приоритетные экономические задачи: сохранение социально-экономической стабильности и стимулирование экономического роста российской экономики и её регионов. По нашему мнению, в сложной внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации российским регионам нужна мобилизационная экономическая политика, направленная на всестороннюю поддержку инвесторов, предпринимательских инициатив и инноваций, а также консолидацию всех имеющихся экономических ресурсов в наиболее значимых для экономического роста региональных проектах и программах.
Введенные против России экономические санкции со стороны западных стран, вынужденные ответные меры России по-новому ставят вопросы импортозамещения, а также актуализируют необходимость исследования социальных и экономических последствий этих мер, преимуществ и рисков, возможностей и угроз для экономики региона. Импортозамещение представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя и обеспечение населения страны всеми необходимыми товарами народного потребления, продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем путем замещения импортируемых товаров товарами национального производства . Таким образом, государство реализует протекционистскую экономическую стратегию, предполагающую защиту отечественных производителей путем замещения импортных товаров на отечественные.
14 мая 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста . Основной акцент в этом перечне сделан на оптимизацию и повышение эффективности управленческих решений, принимаемых органами федеральной и региональной власти по изысканию, распределению, перераспределению и использованию различных экономических ресурсов. Отдельное внимание уделено вопросам импортозамещения как основному инструменту сохранения экономической стабильности в условиях внешнего экономического давления. Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Анализ многогранной проблемы повышения конкурентоспособности региональной экономики с использованием механизмов импортозамещения, выявление экономических рычагов и стимулов, способствующих повышению эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства, представлен в работах зарубежных ученых - В. Гельбрас, Дж. Джекобс, Н. Портер и других.
Влияние внедрения системы импортозамещения на развитие различных отраслей народного хозяйства Российской Федерации стало предметом исследования таких авторов, как И. Иванов, Е.Н. Попова, П.Д. Косинский, Л.В. Постникова, Ф.С. Федоляк, А.Г. Чупракова.
Современные проблемы применения стратегии импортозамещения в Российской Федерации нашли отражение в трудах таких отечественных ученых как Е.В. Захарова, С. Иванов, В. Иванова, Л.А. Кормишкина, М.Ю. Лявина, И.Е. Нильва, В. В. Сафронов, Н.Н. Семенова, В. А. Семыкин, И.Ф. Суханова, В. П. Терехов, Т.К. Усачева и других.
Ю.В. Бабина, Г.И. Дорощенко, Т. Липницкий, В. Милосердов, В.К. Фальцман исследовали возможности импортозамещения как ответной реакции на антироссийские санкции со стороны западных стран.
Тем не менее можно констатировать, что в настоящее время процессы импортозамещения в контексте повышения конкурентоспособности региональной экономики изучены явно недостаточно, отличаясь теоретической и практической непроработанностью.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречий между необходимостью повышения конкурентоспособности региональной экономики и недостаточной развитостью политики импортозамещения на региональном уровне как основного инструмента обеспечения процесса развития региональной экономической системы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает региональная экономическая система.
Предмет исследования - принципы и методы повышения конкурентоспособности экономики Белгородской области на основе политики импортозамещения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности экономики Белгородской области на основе политики импортозамещения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе политики импортозамещения;
2) проанализировать практику развития региональной системы
импортозамещения в Белгородской области;
3) предложить направления повышения конкурентоспособности
экономики на основе политики импортозамещения в регионе.
Теоретико-методологической основой исследования являются составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам политики импортозамещения (Б.Б Леонтьев, В. Рязанов), инструментам ее реализации на предприятиях различной отраслевой принадлежности (К.В. Павлов, Н. И. Стрекозов, А.В. Чинаров, В.И. Чинаров ), а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмам его стимулирования.
В работе использовались различные методы и приемы исследования: метод сравнения, используемый при оценке уровня развития региона, нормативной документации, а также данных характеризующих показатели развития региона, статистический метод.
Применение системного подхода позволило автору обосновать принципы и методы развития региональной структуры импортозамещения в регионе.
Эмпирическая база исследования. В качестве источников информации в ходе проведения исследования использовались: нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство Белгородской области, статистические данные Белгородстата, данные сети Internet.
Научно-практическая значимость исследования. Практическая значимость рекомендаций исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы государственными органами исполнительной власти, участвующих в процессе принятия решений стратегического характера. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической деятельности департамента
9 экономического развития Белгородской области и могут быть рекомендованы для использования органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации.
Структура проекта определена логикой исследования и поставленными задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Введенные против России экономические санкции со стороны западных стран, вынужденные ответные меры России по-новому ставят вопросы импортозамещения, а также актуализируют необходимость исследования социальных и экономических последствий этих мер, преимуществ и рисков, возможностей и угроз для экономики региона. Импортозамещение представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя и обеспечение населения страны всеми необходимыми товарами народного потребления, продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем путем замещения импортируемых товаров товарами национального производства . Таким образом, государство реализует протекционистскую экономическую стратегию, предполагающую защиту отечественных производителей путем замещения импортных товаров на отечественные.
14 мая 2014 г. Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста . Основной акцент в этом перечне сделан на оптимизацию и повышение эффективности управленческих решений, принимаемых органами федеральной и региональной власти по изысканию, распределению, перераспределению и использованию различных экономических ресурсов. Отдельное внимание уделено вопросам импортозамещения как основному инструменту сохранения экономической стабильности в условиях внешнего экономического давления. Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Анализ многогранной проблемы повышения конкурентоспособности региональной экономики с использованием механизмов импортозамещения, выявление экономических рычагов и стимулов, способствующих повышению эффективности промышленного и сельскохозяйственного производства, представлен в работах зарубежных ученых - В. Гельбрас, Дж. Джекобс, Н. Портер и других.
Влияние внедрения системы импортозамещения на развитие различных отраслей народного хозяйства Российской Федерации стало предметом исследования таких авторов, как И. Иванов, Е.Н. Попова, П.Д. Косинский, Л.В. Постникова, Ф.С. Федоляк, А.Г. Чупракова.
Современные проблемы применения стратегии импортозамещения в Российской Федерации нашли отражение в трудах таких отечественных ученых как Е.В. Захарова, С. Иванов, В. Иванова, Л.А. Кормишкина, М.Ю. Лявина, И.Е. Нильва, В. В. Сафронов, Н.Н. Семенова, В. А. Семыкин, И.Ф. Суханова, В. П. Терехов, Т.К. Усачева и других.
Ю.В. Бабина, Г.И. Дорощенко, Т. Липницкий, В. Милосердов, В.К. Фальцман исследовали возможности импортозамещения как ответной реакции на антироссийские санкции со стороны западных стран.
Тем не менее можно констатировать, что в настоящее время процессы импортозамещения в контексте повышения конкурентоспособности региональной экономики изучены явно недостаточно, отличаясь теоретической и практической непроработанностью.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречий между необходимостью повышения конкурентоспособности региональной экономики и недостаточной развитостью политики импортозамещения на региональном уровне как основного инструмента обеспечения процесса развития региональной экономической системы.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает региональная экономическая система.
Предмет исследования - принципы и методы повышения конкурентоспособности экономики Белгородской области на основе политики импортозамещения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности экономики Белгородской области на основе политики импортозамещения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе политики импортозамещения;
2) проанализировать практику развития региональной системы
импортозамещения в Белгородской области;
3) предложить направления повышения конкурентоспособности
экономики на основе политики импортозамещения в регионе.
Теоретико-методологической основой исследования являются составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам политики импортозамещения (Б.Б Леонтьев, В. Рязанов), инструментам ее реализации на предприятиях различной отраслевой принадлежности (К.В. Павлов, Н. И. Стрекозов, А.В. Чинаров, В.И. Чинаров ), а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмам его стимулирования.
В работе использовались различные методы и приемы исследования: метод сравнения, используемый при оценке уровня развития региона, нормативной документации, а также данных характеризующих показатели развития региона, статистический метод.
Применение системного подхода позволило автору обосновать принципы и методы развития региональной структуры импортозамещения в регионе.
Эмпирическая база исследования. В качестве источников информации в ходе проведения исследования использовались: нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство Белгородской области, статистические данные Белгородстата, данные сети Internet.
Научно-практическая значимость исследования. Практическая значимость рекомендаций исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы государственными органами исполнительной власти, участвующих в процессе принятия решений стратегического характера. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической деятельности департамента
9 экономического развития Белгородской области и могут быть рекомендованы для использования органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации.
Структура проекта определена логикой исследования и поставленными задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Импортозамещение целесообразно рассматривать в триединстве системы, элементами которой выступают: государственная политика и идеология импортозамещения; деятельность реализации программы импортозамещения и формированию институциональных условий: обеспечение завершенности полного инновационного цикла, риски перехода предпринимательского сообщества на импортозамещение, создание научной базы, формирование инфраструктуры, подготовка высококвалифицированного персонала; импортозамещение как процесс отказа от импортных товаров. С позиций региональной экономики импортозамещение трактуется в качестве рассчитанной на перспективу системы мер, обеспечивающих за счет концентрации усилий и ресурсов достижение намеченных целей по объему и структуре производства региональных товаров при одновременном снижении потребления импортных.
Нормативно-правовой основой реализации политики импортозамещения в Российской Федерации выступают: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства и «О Правительственной комиссии по импортозамещению».
Итеративный подход к повышению конкурентоспособности региональной экономики на основе применения политики импортозамещения предусматривает реализацию следующих этапов: определение потенциала региона с позиций импортозамещения; проведение координирующей работы с промышленными предприятиями, отраслевыми союзами, региональной торгово-промышленной палатой с целью определения возможности замещения импорта по отдельным отраслям и товарным группам; установление целевых показателей по импортозамещению; разработка концепций, программ или подпрограмм развития импортозамещающих производств.
Основным документом, закрепляющим внутрирегиональное партнёрство, является распоряжение правительства Белгородской области «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в Белгородской области на 2015-2016 годы». В нём расписываются предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, меры государственной поддержки региона, сопровождение инвестиционных проектов субъектом, а также меры по развитию потребительского рынка. Основной целью реализация плана по импортозамещению в Белгородской области является обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, укрепление внутреннего агропродовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала области.
В апреле 2016 года глава региона утвердил перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона. В перечень включено 86 инвестиционных проектов на общую сумму более 146 млрд. руб. В сфере агропромышленного комплекса области реализуется 30 инвестиционных проектов. К ним относится производство молока, овощей защищенного грунта, плодов и ягод, ферментированного соевого белка для кормов, проекты по строительству комбикормового завода, завода по переработке подсолнечника, сои и рапса, строительству свиноводческих комплексов, предприятий по производству мясопродуктов. Общая стоимость проектов в АПК составляет более 54,8 млрд рублей. В 2016 году дополнительно планируется реализация 23 проектов общей стоимостью более 27,5 млрд. руб.
Основными проблемами реализации политики импортозамещения в Белгородской области выступают: в существующем виде система государственных программ не обеспечивает в полной мере реализацию политики импортозамещения и поэтому нуждается в определенной корректировке; отсутствие информации о заказах, которую предоставляли бы промышленные предприятия Белгородской области для широкого круга российских поставщиков; отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков; недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции (контрафакт, контрабанда и т.д.); дефицит подготовленных промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой.
Целью создания Центра поддержки импортозамещения Белгородской области выступает выстраивание целостной технологической цепочки производства и потребления импортозамещающей продукции, ее популяризации и продвижения. Организационная структура Центра поддержки импортозамещения Белгородской области должна быть реализована на базе принципов проектного управления и включать в себя: Экспертный совет; Инвестиционный комитет; Проектный офис; Функциональный блок; Проектные команды.
Основными мероприятиями проекта выступают: разработка регламентов деятельности ЦПИ; разработка задания на автоматизацию единого информационного пространства ЦПИ; разработка автоматизированной системы единого информационного пространства и регистрация ЦПИ; внедрение и опытная эксплуатация веб-портала ЦПИ; создание Центра Поддержки Экспорта; создание Экспертного совета.
Основными эффектами реализации проекта выступают: социальный эффект (активизация процессов импортозамещения; прозрачность взаимодействия участников и сделок Центра; создание новых рабочих мест на производстве; повышение доверия к программе госзакупок и государству; упрощение взаимодействия с государственными и финансовыми институтами поддержки предпринимательства); финансовый эффект (снижение цен на товары и услуги за счет импортозамещения; сокращение расходов связанных с доработками финансовых документов и прочих издержек; контроль над финансовым состоянием текущих проектов); инновационный эффект (повышение конкурентоспособности российских предприятий в мире; увеличение качества продукции и повышение уровня конкуренции на внутреннем рынке; создание удобной автоматизированной платформы, для реализации проекта, при помощи IT технологий); образовательный эффект: подготовка высокоинтеллектуальных научных кадров, конкурентоспособных на российском и международном рынках; рост числа подготовленных и квалифицированных предпринимателей.
В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе реализации политики импортозамещения Белгородской области необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов государственной власти Белгородской области:
- разработать регламенты деятельности Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- разработать задания на автоматизацию единого
информационного пространства Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- разработать автоматизированную систему единого
информационного пространства и регистрация Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- внедрить веб-портала Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- создать Центр Поддержки Экспорта;
- создать Экспертный совет Центра поддержки импортозамещения Белгородской области.
Нормативно-правовой основой реализации политики импортозамещения в Российской Федерации выступают: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; Постановления Правительства РФ «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства и «О Правительственной комиссии по импортозамещению».
Итеративный подход к повышению конкурентоспособности региональной экономики на основе применения политики импортозамещения предусматривает реализацию следующих этапов: определение потенциала региона с позиций импортозамещения; проведение координирующей работы с промышленными предприятиями, отраслевыми союзами, региональной торгово-промышленной палатой с целью определения возможности замещения импорта по отдельным отраслям и товарным группам; установление целевых показателей по импортозамещению; разработка концепций, программ или подпрограмм развития импортозамещающих производств.
Основным документом, закрепляющим внутрирегиональное партнёрство, является распоряжение правительства Белгородской области «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в Белгородской области на 2015-2016 годы». В нём расписываются предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, меры государственной поддержки региона, сопровождение инвестиционных проектов субъектом, а также меры по развитию потребительского рынка. Основной целью реализация плана по импортозамещению в Белгородской области является обеспечение импортозамещения продукции сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, укрепление внутреннего агропродовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала области.
В апреле 2016 года глава региона утвердил перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона. В перечень включено 86 инвестиционных проектов на общую сумму более 146 млрд. руб. В сфере агропромышленного комплекса области реализуется 30 инвестиционных проектов. К ним относится производство молока, овощей защищенного грунта, плодов и ягод, ферментированного соевого белка для кормов, проекты по строительству комбикормового завода, завода по переработке подсолнечника, сои и рапса, строительству свиноводческих комплексов, предприятий по производству мясопродуктов. Общая стоимость проектов в АПК составляет более 54,8 млрд рублей. В 2016 году дополнительно планируется реализация 23 проектов общей стоимостью более 27,5 млрд. руб.
Основными проблемами реализации политики импортозамещения в Белгородской области выступают: в существующем виде система государственных программ не обеспечивает в полной мере реализацию политики импортозамещения и поэтому нуждается в определенной корректировке; отсутствие информации о заказах, которую предоставляли бы промышленные предприятия Белгородской области для широкого круга российских поставщиков; отсутствие сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков; недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции (контрафакт, контрабанда и т.д.); дефицит подготовленных промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой.
Целью создания Центра поддержки импортозамещения Белгородской области выступает выстраивание целостной технологической цепочки производства и потребления импортозамещающей продукции, ее популяризации и продвижения. Организационная структура Центра поддержки импортозамещения Белгородской области должна быть реализована на базе принципов проектного управления и включать в себя: Экспертный совет; Инвестиционный комитет; Проектный офис; Функциональный блок; Проектные команды.
Основными мероприятиями проекта выступают: разработка регламентов деятельности ЦПИ; разработка задания на автоматизацию единого информационного пространства ЦПИ; разработка автоматизированной системы единого информационного пространства и регистрация ЦПИ; внедрение и опытная эксплуатация веб-портала ЦПИ; создание Центра Поддержки Экспорта; создание Экспертного совета.
Основными эффектами реализации проекта выступают: социальный эффект (активизация процессов импортозамещения; прозрачность взаимодействия участников и сделок Центра; создание новых рабочих мест на производстве; повышение доверия к программе госзакупок и государству; упрощение взаимодействия с государственными и финансовыми институтами поддержки предпринимательства); финансовый эффект (снижение цен на товары и услуги за счет импортозамещения; сокращение расходов связанных с доработками финансовых документов и прочих издержек; контроль над финансовым состоянием текущих проектов); инновационный эффект (повышение конкурентоспособности российских предприятий в мире; увеличение качества продукции и повышение уровня конкуренции на внутреннем рынке; создание удобной автоматизированной платформы, для реализации проекта, при помощи IT технологий); образовательный эффект: подготовка высокоинтеллектуальных научных кадров, конкурентоспособных на российском и международном рынках; рост числа подготовленных и квалифицированных предпринимателей.
В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности региональной экономики на основе реализации политики импортозамещения Белгородской области необходимо предложить ряд рекомендаций в адрес органов государственной власти Белгородской области:
- разработать регламенты деятельности Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- разработать задания на автоматизацию единого
информационного пространства Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- разработать автоматизированную систему единого
информационного пространства и регистрация Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- внедрить веб-портала Центра поддержки импортозамещения Белгородской области;
- создать Центр Поддержки Экспорта;
- создать Экспертный совет Центра поддержки импортозамещения Белгородской области.
Подобные работы
- ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОХОЛДИНГОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАРАЩИВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



