Представления студентов об онлайн - образовании
|
Введение 7
Глава 1. Теоретике - методологические основания социологических исследований представлений студентов об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 12
1.1. Онлайн - образование в официальных документах: понятие,
содержание, этапы введения в вузы 12
1.2. Опыт исследований отечественной и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования..16
1.3. Методы и методология социологических исследований онлайн -
образования и представлений студентов о нем 23
1.4 Опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений в вузе и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них 28
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 34
2.1. Операционализация и интерпретация основных понятий 34
2.3. Обоснование выбранного метода исследования 41
2.4. Анализ полученных данных 42
Заключение 69
Список использованных источников и литературы: 74
Приложения
Глава 1. Теоретике - методологические основания социологических исследований представлений студентов об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 12
1.1. Онлайн - образование в официальных документах: понятие,
содержание, этапы введения в вузы 12
1.2. Опыт исследований отечественной и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования..16
1.3. Методы и методология социологических исследований онлайн -
образования и представлений студентов о нем 23
1.4 Опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений в вузе и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них 28
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 34
2.1. Операционализация и интерпретация основных понятий 34
2.3. Обоснование выбранного метода исследования 41
2.4. Анализ полученных данных 42
Заключение 69
Список использованных источников и литературы: 74
Приложения
Динамика общественного, профессионального развития задает реакции системы профессионального образования, особенно высшего. Создание единого информационного пространства позволяет системе образования оперативно включиться в него с помощью введения обучения онлайн. По прогнозам, представленным в паспорте приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», к 2025 году в систему онлайн - образования планируется вовлечение 11 млн. студентов [31, с. 33].
Соответственно, вузы не могут не реагировать на эти процессы. Практически каждый университет применяет технологии онлайн - образования для обучения студентов по программам или части программ обучения. Администрации вузов сталкиваются с такими проблемами как: соответствие образовательных программ официальным документам, регламентирующим вопросы сферы образования; использование финансовых, административных и трудовых ресурсов; вопросы взаимодействия студента, преподавателя и организации, занимающейся образовательной деятельностью. В ряде исследований авторы указывают не только на перспективы и возможности, которые получают вузы и студенты благодаря онлайн - образованию, но и на опасности, которые не касаются ведущих вузов страны, но актуальны для региональных вузов.
В технически более развитых странах онлайн - обучение появилось раньше и на данный момент более развито, чем в России, и в начале становления онлайн - курсов в российском образовательном пространстве происходило заимствование опыта зарубежных стран. На современном этапе онлайн - образование в России успешно развивается и внедряется в большинстве вузов страны. Поскольку мы имеем успешный опыт реализации онлайн - образования в университетах России, дальнейшее изучение онлайн - курсов, представлений и мнений студентов о нем, поможет более эффективно интегрировать подобную систему обучения в менее крупные вузы. Поскольку процесс внедрения онлайн - образования в высших учебных заведениях непосредственно связан с принятием управленческих решений необходимо обозначить их основу. Для введения в процесс обучения онлайн - курсов в вузах, в которых не практиковалась
ранее или мало практиковалась подобная модель обучения нужно изучать представления студентов об онлайн - образовании в университете. Для тех вузов, что уже реализуют подобную форму обучения необходимо проводить постоянный мониторинг мнений по вопросам, связанным с онлайн - образованием.
Таким образом, становится важным выявление представлений студентов конкретных региональных вузов, например, университета «Дубна» об онлайн - образовании. Полученные материалы могут быть учтены при выработке программы развития университета.
Степень научной разработанности
Основные положения онлайн - образования закреплены и описаны в законодательных актах на разных уровнях. Во всем мире основополагающим нормативным актом, регламентирующим онлайн - образование, является «Инчхонская декларация. Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни» [37].
В России вопрос обучения в режиме онлайн закреплен в ряде нормативно - правовых документов, главным из которых считается ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», в нем указаны основные моменты, касающиеся введения и реализации онлайн - образования [41]. Проработка и детализация основного закона идет на различных уровнях, региональном и в вузах. Первый детализирующий ФЗ №273 приказ Министерства образования и науки РФ №816 называется «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [37]. Следующим локальным подзаконным актом является Письмо Минобранауки РФ №ВК - 1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» [32]. Далее уже конкретные вузы закрепляют приказами какие - либо внутренние установки, касающиеся онлайн - образования.
Круг вопросов из сферы онлайн - образования изучался и изучается многими исследователями, как отечественными, так и зарубежными. Зарубежными исследователями С. Кастаньо [50], И. Майзом, У. Гараем [49], Дж. Кеннеди [54], С. Клоосом, П. Муноз - Мерино, С. Аларио - Хоусом, И. Эстевес Ауресом [53] и С. Родригезом [56] были описаны теоретические аспекты изучения массовых открытых онлайн - курсов. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Д. Баф [46], С. Даунс [51], Дж. Кнокс С. Бейн, Х. МакЛеод, Дж. Росс [56] и Г. Сименс [58-60]. Ряд зарубежных исследователей: И. Аллен, Дж. Симен [45], В. Калдерон, С. Соренсон [48] С. Шеллер и С. Холмберг [52] провели конкретные прикладные исследования в сфере онлайн - образования и массовых открытых онлайн - курсов.
Что касается отечественных исследователей, то ими был освещен более широкий спектр тем, касающихся онлайн - образования, массовых открытых онлайн - курсов и управления на основе социологических исследований. Теоретическую основу, историю, опыт и перспективы массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Е. Г. Вьюшкина [11], И. В. Борисов [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиева [12], М. Л. Белоножко,
A. Л. Абрамовский [7], С. Д. Каракозов, В. Г. Маняхина [6]. Отдельно об опыте использования онлайн - курсов писали И. Айдрус, Р. Асмятуллин [2], А. С. Банков [5]. В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова [13], С. А. Золотухин [14], Е. А. Шуклина [43] изучили особенности массовых открытых онлайн - курсов, их положительные и отрицательные стороны. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов и формы взаимодействия между участниками образовательного процесса раскрыли: Е. В. Абызова [1], М.
B. Махмутова, Г. Р. Махмутов [19].
Прикладные исследования, касающиеся онлайн - образования, онлайн - курсов, представлений студентов и других смежных тем были проведены Е. Г. Вьюшкиной [11], И. В. Борисовым [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиевой [21], О. Е. Комаровым [17] и Е. А. Шуклиной [43].
М. В. Батыревой, Е. В. Голубковой [6], В. Э. Бойковым [8] и В. Ф. Бондаренко [9] были изучены теоретические и практические аспекты использования социологического знания для управления образовательным процессом в вузе.
Анализ степени научной разработанности темы с учетом ее актуальности обусловливает необходимость социологического исследования представлений студентов отдельного университета об онлайн - образовании и возможностей использования его результатов администрацией вуза при формировании политики продвижения онлайн - образования.
Объект исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании.
Предмет исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основа принятия управленческих решений администрацией университета в области развития онлайн - образования.
Цель исследования: изучить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основу для принятия управленческих решений в области развития онлайн - образования в университете.
Задачи:
1. Рассмотреть статус онлайн - образования в правовом поле по материалам официальных документов;
2. Изучить опыт социологических исследований российской и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования;
3. Рассмотреть методы и методологию социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем;
4. Изучить опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений администрацией вуза и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них;
5. Выявить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании;
6. Рассмотреть основания принятия управленческих решений в части продвижения онлайн - образования в вузе и место представлений студентов об онлайн - образовании среди них.
Гипотезы:
Основная гипотеза:
Представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании являются основой принятия управленческих решений.
Дополнительные гипотезы:
1. Большинство студентов университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности об онлайн - образовании.
2. В представлении большинства студентов университета «Дубна», онлайн - курсы должны содержать материалы в формате видео - лекций.
3. Большая часть студентов университета «Дубна» считает, что в рамках онлайн - образования необходимо взаимодействие и с преподавателем, и с другими студентами.
4. Студенты университета «Дубна» имеют сформированные представления об онлайн - курсах в рамках дополнительного образования.
5. Студенты университета «Дубна» не имеют сформированных представлений об онлайн - курсах в рамках ООП.
6. Большая часть студентов университета «Дубна» уверены, что их представления не будут учтены при принятии управленческих решений в сфере онлайн - образования в университете.
7. По мнению экспертов, представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в вузе в области развития онлайн - образования в части дополнительного образования.
8. При разработке онлайн - курсов вуз будет делать основной упор на онлайн - курсы в сфере дополнительного образования.
9. Для получения информации о представлениях, мнениях или потребностях студентов руководство вуза планирует использовать анкетирование и индивидуальные беседы с потребителями.
Соответственно, вузы не могут не реагировать на эти процессы. Практически каждый университет применяет технологии онлайн - образования для обучения студентов по программам или части программ обучения. Администрации вузов сталкиваются с такими проблемами как: соответствие образовательных программ официальным документам, регламентирующим вопросы сферы образования; использование финансовых, административных и трудовых ресурсов; вопросы взаимодействия студента, преподавателя и организации, занимающейся образовательной деятельностью. В ряде исследований авторы указывают не только на перспективы и возможности, которые получают вузы и студенты благодаря онлайн - образованию, но и на опасности, которые не касаются ведущих вузов страны, но актуальны для региональных вузов.
В технически более развитых странах онлайн - обучение появилось раньше и на данный момент более развито, чем в России, и в начале становления онлайн - курсов в российском образовательном пространстве происходило заимствование опыта зарубежных стран. На современном этапе онлайн - образование в России успешно развивается и внедряется в большинстве вузов страны. Поскольку мы имеем успешный опыт реализации онлайн - образования в университетах России, дальнейшее изучение онлайн - курсов, представлений и мнений студентов о нем, поможет более эффективно интегрировать подобную систему обучения в менее крупные вузы. Поскольку процесс внедрения онлайн - образования в высших учебных заведениях непосредственно связан с принятием управленческих решений необходимо обозначить их основу. Для введения в процесс обучения онлайн - курсов в вузах, в которых не практиковалась
ранее или мало практиковалась подобная модель обучения нужно изучать представления студентов об онлайн - образовании в университете. Для тех вузов, что уже реализуют подобную форму обучения необходимо проводить постоянный мониторинг мнений по вопросам, связанным с онлайн - образованием.
Таким образом, становится важным выявление представлений студентов конкретных региональных вузов, например, университета «Дубна» об онлайн - образовании. Полученные материалы могут быть учтены при выработке программы развития университета.
Степень научной разработанности
Основные положения онлайн - образования закреплены и описаны в законодательных актах на разных уровнях. Во всем мире основополагающим нормативным актом, регламентирующим онлайн - образование, является «Инчхонская декларация. Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни» [37].
В России вопрос обучения в режиме онлайн закреплен в ряде нормативно - правовых документов, главным из которых считается ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», в нем указаны основные моменты, касающиеся введения и реализации онлайн - образования [41]. Проработка и детализация основного закона идет на различных уровнях, региональном и в вузах. Первый детализирующий ФЗ №273 приказ Министерства образования и науки РФ №816 называется «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [37]. Следующим локальным подзаконным актом является Письмо Минобранауки РФ №ВК - 1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» [32]. Далее уже конкретные вузы закрепляют приказами какие - либо внутренние установки, касающиеся онлайн - образования.
Круг вопросов из сферы онлайн - образования изучался и изучается многими исследователями, как отечественными, так и зарубежными. Зарубежными исследователями С. Кастаньо [50], И. Майзом, У. Гараем [49], Дж. Кеннеди [54], С. Клоосом, П. Муноз - Мерино, С. Аларио - Хоусом, И. Эстевес Ауресом [53] и С. Родригезом [56] были описаны теоретические аспекты изучения массовых открытых онлайн - курсов. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Д. Баф [46], С. Даунс [51], Дж. Кнокс С. Бейн, Х. МакЛеод, Дж. Росс [56] и Г. Сименс [58-60]. Ряд зарубежных исследователей: И. Аллен, Дж. Симен [45], В. Калдерон, С. Соренсон [48] С. Шеллер и С. Холмберг [52] провели конкретные прикладные исследования в сфере онлайн - образования и массовых открытых онлайн - курсов.
Что касается отечественных исследователей, то ими был освещен более широкий спектр тем, касающихся онлайн - образования, массовых открытых онлайн - курсов и управления на основе социологических исследований. Теоретическую основу, историю, опыт и перспективы массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Е. Г. Вьюшкина [11], И. В. Борисов [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиева [12], М. Л. Белоножко,
A. Л. Абрамовский [7], С. Д. Каракозов, В. Г. Маняхина [6]. Отдельно об опыте использования онлайн - курсов писали И. Айдрус, Р. Асмятуллин [2], А. С. Банков [5]. В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова [13], С. А. Золотухин [14], Е. А. Шуклина [43] изучили особенности массовых открытых онлайн - курсов, их положительные и отрицательные стороны. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов и формы взаимодействия между участниками образовательного процесса раскрыли: Е. В. Абызова [1], М.
B. Махмутова, Г. Р. Махмутов [19].
Прикладные исследования, касающиеся онлайн - образования, онлайн - курсов, представлений студентов и других смежных тем были проведены Е. Г. Вьюшкиной [11], И. В. Борисовым [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиевой [21], О. Е. Комаровым [17] и Е. А. Шуклиной [43].
М. В. Батыревой, Е. В. Голубковой [6], В. Э. Бойковым [8] и В. Ф. Бондаренко [9] были изучены теоретические и практические аспекты использования социологического знания для управления образовательным процессом в вузе.
Анализ степени научной разработанности темы с учетом ее актуальности обусловливает необходимость социологического исследования представлений студентов отдельного университета об онлайн - образовании и возможностей использования его результатов администрацией вуза при формировании политики продвижения онлайн - образования.
Объект исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании.
Предмет исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основа принятия управленческих решений администрацией университета в области развития онлайн - образования.
Цель исследования: изучить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основу для принятия управленческих решений в области развития онлайн - образования в университете.
Задачи:
1. Рассмотреть статус онлайн - образования в правовом поле по материалам официальных документов;
2. Изучить опыт социологических исследований российской и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования;
3. Рассмотреть методы и методологию социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем;
4. Изучить опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений администрацией вуза и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них;
5. Выявить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании;
6. Рассмотреть основания принятия управленческих решений в части продвижения онлайн - образования в вузе и место представлений студентов об онлайн - образовании среди них.
Гипотезы:
Основная гипотеза:
Представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании являются основой принятия управленческих решений.
Дополнительные гипотезы:
1. Большинство студентов университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности об онлайн - образовании.
2. В представлении большинства студентов университета «Дубна», онлайн - курсы должны содержать материалы в формате видео - лекций.
3. Большая часть студентов университета «Дубна» считает, что в рамках онлайн - образования необходимо взаимодействие и с преподавателем, и с другими студентами.
4. Студенты университета «Дубна» имеют сформированные представления об онлайн - курсах в рамках дополнительного образования.
5. Студенты университета «Дубна» не имеют сформированных представлений об онлайн - курсах в рамках ООП.
6. Большая часть студентов университета «Дубна» уверены, что их представления не будут учтены при принятии управленческих решений в сфере онлайн - образования в университете.
7. По мнению экспертов, представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в вузе в области развития онлайн - образования в части дополнительного образования.
8. При разработке онлайн - курсов вуз будет делать основной упор на онлайн - курсы в сфере дополнительного образования.
9. Для получения информации о представлениях, мнениях или потребностях студентов руководство вуза планирует использовать анкетирование и индивидуальные беседы с потребителями.
Темпы развития системы образования продиктованы изменениями в общественном укладе в целом, развитием технологий дистанционного образования, все более доступной сетью Интернет и тенденциями стран, которые уже освоили и активно применяют новые способы обучения. Для того, чтобы вуз оставался востребованным и конкурентоспособным он не может игнорировать эти тенденции развития высшего образования. Некоторые университеты, как правило находящиеся в больших городах, первыми осваивают нововведения и успешно реализуют обучение с их помощью. Что же касается региональных вузов, они не могут так резко менять систему обучения, так как в небольших городах общество обладает меньшей гибкостью и студенты могут быть просто не готовы к тем изменениям, которые продиктованы свыше. Но изменения неизбежны, любой развивающийся и претендующий на место в системе образования вуз в любом случае будет реагировать на них и в таком случае, для подготовки студентов и наиболее комфортного внедрения онлайн - образования, необходимо изучать представления студентов университета о нем. Полученные представления можно и нужно сравнивать с представлениями и мнениями учащихся в больших городах и таких же региональных вузах для того, чтобы понять насколько готовы студенты конкретного вуза к нововведениям и что они ожидают.
Для изучения представлений студентов об онлайн - образовании как основе для принятия решений необходимо обозначить понятия «представления» и «управленческие решения». В национальной социологической энциклопедии представления трактуются как понимание чего - либо, основанное на опыте. Под управленческими решениями понимается результат конкретной управленческой деятельности субъекта управления на основании достоверной, исчерпывающей и адекватной информации. Соответственно, для принятия грамотных и эффективных управленческих решений необходимо учитывать при их разработке представления студентов об онлайн - образовании. Логический анализ эмпирических исследований в области онлайн - образования позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать представления студентов об онлайн - образовании при разработке и принятии управленческих решений, так как если этого не сделать на этапе внедрения, потом могут быть обнаружены проблемы, которых можно было бы избежать.
Статус онлайн - образования закреплен в правовом поле. В законодательстве Российской Федерации основным регламентирующим сферу образования документом является ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены основные положения и понятия системы образования и онлайн - образования в России, такие как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и в том и в другом случае обязательно использование информационно - телекоммуникационных сетей при их реализации. Остальные нормативно - правовые документы не противоречат данному закону, а дополняют или конкретизируют его на различных уровнях. Было отмечено, что для высшего образования не утвержден список направлений, по которым исключено использование только дистанционных технологий. Студентам не запрещается проходить онлайн - курсы и изучать дисциплины в режиме онлайн в разных университетах. Были обозначены различные способы аттестации, которые можно использовать для различных направлений и в целом для обучения.
Крупнейшие платформы обучения в российском и зарубежном пространствах - Coursera, Duolingo, Lingualeo, Лекториум, Открытое образование, Академия Арзамас. Широкий спектр их курсов не ограничивается каким - либо направлением, так как на них представлены любые курсы по любым интересам и специальностям. В качестве особенности зарубежных исследований можно отметить их теоретическую направленность. Зарубежные авторы изучают группы онлайн - курсов по форме взаимодействия и выделяют коннективистские и традиционные. Российские исследователи чаще использовали прикладные исследования для изучения онлайн - образования и представлений студентов о нем, в частности. Особенностью отечественных исследований стала их многоаспектность, онлайн - курсы в исследованиях российских авторов шире, и они рассматривают онлайн - курсы под разными ракурсами. Зарубежные исследователи изучают в основном структуры курсов, формы взаимодействия - внутреннее устройство.
Анализ материалов отечественных и зарубежных социологических исследований позволил выделить маркеры представлений студентов об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений: содержание онлайн - курса, опыт онлайн - обучения, формы взаимодействия внутри онлайн - курса, мотивации, цели, сферы обучения, проблемы, преимущества и недостатки. Опыт исследований представлений студентов об онлайн - образовании показывает, что уровень готовности субъектов к изучению новых образовательных технологий, внедрение которых продиктовано тенденциями развития систем образования, будет непосредственно связан с эффективностью выстраивания управленческой стратегии высшего образования и конкретных вузов, в частности.
Анализ методов и методологии социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем показал, что зарубежные исследователи работают больше в
теоретическом поле, соответственно зарубежным исследованиям присуще чаще использовать качественный анализ. Среди американских исследователей самым частым методом был контент анализ, анализ документов. Для российских исследователей характерно использование более широкого спектра методов: анкетирование, интервьюирование, контент - анализ и анализ документов. Чаще всего эти методы были скомбинированы и исследование было разноплановым.
Социологические исследования в процессе обучения студентов и в управлении процессом образования в высших учебных заведениях применяется давно и довольно успешно. Представления студентов могут быть использованы на различных этапах принятия управленческих решений: на этапе выявления проблемы, на этапе разработки и принятия решения и на этапе поиска альтернатив. Основой принятия решения могут стать представления студентов в сфере дополнительного образования, в рамках ООП. Местом в принятии управленческих решений для представлений студентов университета может стать как целеполагание при разработке онлайн - курсов, так и ориентация курсов.
Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений проводилось в два этапа. На первом этапе исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании показало, что студенты университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности о такой форме обучения как онлайн - курсы (о том, что такое онлайн - курс как форма обучения, российские и зарубежные платформы и т.п.), но при этом не имеют сформированных представлений об онлайн - образовании в рамках ООП и дополнительного образования, что говорит о необходимости информационных мероприятий, которые систематизировали и расширяли бы информационное поле об онлайн - курсах. В представлениях студентов идеальный онлайн - курс - это онлайн - курс с уникальным контентом, преобладанием видео - лекций, интерактивных тестов и виртуальных тренажеров. Такое представление об онлайн - курсе совпадает со структурой вполне обычного онлайн - курса, что, возможно, говорит о недостаточной просвещенности студентов в данном вопросе или о невысоком уровне ожиданий от онлайн - курса.
Уже на стадии представлений об онлайн - курсах как форме обучения, студенты в качестве оптимальной формы взаимодействия отмечают потребность в общении с преподавателем и студентами внутри курса. Результаты исследования показали, что студенты готовы платить только за уникальный контент, который невозможно найти в бесплатных курсах. Студенты университета «Дубна» не выбрали бы вуз в качестве разработчика онлайн - курсов, отдав предпочтение более авторитетному и опытному разработчику. Самыми востребованными областями для студентов университета «Дубна» являются языковая подготовка и IT сфера, причем такая тенденция была отмечена и в рамках ООП, и в рамках дополнительного образования. Другие тенденции были отмечены в исследованиях российских авторов: для студентов других университетов предпочтительными являются экономический блок и управленческий. В зарубежных исследованиях не было отмечено таких тенденции вообще. Показательным моментом стало то, что студенты не рассматривают онлайн - образование как обязательный и основной компонент университетского образования, соответственно можно сделать вывод, что студенты университета «Дубна» на данном этапе не рассматривают онлайн-образование как основное в спектре своей образовательной траектории. Можно отметить, что результаты, полученные в университете «Дубна», отличаются от результатов в других регионах, студенты университета «Дубна» более информированы о такой форме обучения как онлайн - образование, мотивированы получить дополнительное образование именно посредством онлайн - курсов и для них является главным получение знаний и навыков, а не дипломов или сертификатов.
Студентами университета «Дубна» была отмечена проблема признания диплома, полученного при прохождении онлайн - курса. Большинство респондентов - 56,3% ответили, что такая проблема существует.
У студентов университета «Дубна» самыми популярными ответами на вопрос о мотивации к прохождению онлайн - курсов были « Получение специальных профессиональных знаний и навыков» и «Выход за пределы своей профессиональной сферы, знакомство с другими сферами деятельности». Так или иначе мотивации студентов университета «Дубна» связаны с профессиональной сферой. Абсолютно другие тенденции были выявлены в исследованиях других отечественных авторов, так как Е. А. Шуклина, И. В. Борисов отмечают основной мотивацией студентов - общекультурную подготовку.
Что касается представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений, то в результате исследования, по мнению экспертов, представления студентов важно и нужно учитывать при разработке и принятии управленческих решений. Эксперты отмечают, что без этого невозможно создание качественных онлайн - курсов: «...Однозначно ВАЖНО учитывать представления и мнения студентов университета! Если не учитывать их мнение, качества точно не будет. При разработке и принятии управленческих решений в сфере развития онлайн - образования представления студентов будут учтены.». Согласно ответам студентов, более 40% считают, что их представления об онлайн - образовании будут учтены при разработке и принятии управленческих решений. Важным выводом исследования стало то, что представления и мнения студентов уже учитываются при принятии решений в области развития онлайн - образования.
Представления студентов об онлайн - образовании в сфере дополнительного образования и в рамках ОПП могут стать основой принятия управленческих решений в сфере применения онлайн - курсов. Поскольку, по мнению экспертов, основополагающим является создание качественных курсов, то представления студентов университета «Дубна» могут найти свое место при разработке структуры курса, его ориентации.
Эксперты считают, что для мониторинга представлений, мнений и оценок студентов планируется проводить анкетирование, опросы, работы на кафедрах и личные встречи с потребителями онлайн - курсов. При грамотно построенной практике реакций на внедрение онлайн - образования студентами университета можно создать эффективную систему онлайн - обучения и своевременно реагировать на проблемы, изменения и запросы системы образования и студентов, в частности.
Для изучения представлений студентов об онлайн - образовании как основе для принятия решений необходимо обозначить понятия «представления» и «управленческие решения». В национальной социологической энциклопедии представления трактуются как понимание чего - либо, основанное на опыте. Под управленческими решениями понимается результат конкретной управленческой деятельности субъекта управления на основании достоверной, исчерпывающей и адекватной информации. Соответственно, для принятия грамотных и эффективных управленческих решений необходимо учитывать при их разработке представления студентов об онлайн - образовании. Логический анализ эмпирических исследований в области онлайн - образования позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать представления студентов об онлайн - образовании при разработке и принятии управленческих решений, так как если этого не сделать на этапе внедрения, потом могут быть обнаружены проблемы, которых можно было бы избежать.
Статус онлайн - образования закреплен в правовом поле. В законодательстве Российской Федерации основным регламентирующим сферу образования документом является ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены основные положения и понятия системы образования и онлайн - образования в России, такие как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и в том и в другом случае обязательно использование информационно - телекоммуникационных сетей при их реализации. Остальные нормативно - правовые документы не противоречат данному закону, а дополняют или конкретизируют его на различных уровнях. Было отмечено, что для высшего образования не утвержден список направлений, по которым исключено использование только дистанционных технологий. Студентам не запрещается проходить онлайн - курсы и изучать дисциплины в режиме онлайн в разных университетах. Были обозначены различные способы аттестации, которые можно использовать для различных направлений и в целом для обучения.
Крупнейшие платформы обучения в российском и зарубежном пространствах - Coursera, Duolingo, Lingualeo, Лекториум, Открытое образование, Академия Арзамас. Широкий спектр их курсов не ограничивается каким - либо направлением, так как на них представлены любые курсы по любым интересам и специальностям. В качестве особенности зарубежных исследований можно отметить их теоретическую направленность. Зарубежные авторы изучают группы онлайн - курсов по форме взаимодействия и выделяют коннективистские и традиционные. Российские исследователи чаще использовали прикладные исследования для изучения онлайн - образования и представлений студентов о нем, в частности. Особенностью отечественных исследований стала их многоаспектность, онлайн - курсы в исследованиях российских авторов шире, и они рассматривают онлайн - курсы под разными ракурсами. Зарубежные исследователи изучают в основном структуры курсов, формы взаимодействия - внутреннее устройство.
Анализ материалов отечественных и зарубежных социологических исследований позволил выделить маркеры представлений студентов об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений: содержание онлайн - курса, опыт онлайн - обучения, формы взаимодействия внутри онлайн - курса, мотивации, цели, сферы обучения, проблемы, преимущества и недостатки. Опыт исследований представлений студентов об онлайн - образовании показывает, что уровень готовности субъектов к изучению новых образовательных технологий, внедрение которых продиктовано тенденциями развития систем образования, будет непосредственно связан с эффективностью выстраивания управленческой стратегии высшего образования и конкретных вузов, в частности.
Анализ методов и методологии социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем показал, что зарубежные исследователи работают больше в
теоретическом поле, соответственно зарубежным исследованиям присуще чаще использовать качественный анализ. Среди американских исследователей самым частым методом был контент анализ, анализ документов. Для российских исследователей характерно использование более широкого спектра методов: анкетирование, интервьюирование, контент - анализ и анализ документов. Чаще всего эти методы были скомбинированы и исследование было разноплановым.
Социологические исследования в процессе обучения студентов и в управлении процессом образования в высших учебных заведениях применяется давно и довольно успешно. Представления студентов могут быть использованы на различных этапах принятия управленческих решений: на этапе выявления проблемы, на этапе разработки и принятия решения и на этапе поиска альтернатив. Основой принятия решения могут стать представления студентов в сфере дополнительного образования, в рамках ООП. Местом в принятии управленческих решений для представлений студентов университета может стать как целеполагание при разработке онлайн - курсов, так и ориентация курсов.
Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений проводилось в два этапа. На первом этапе исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании показало, что студенты университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности о такой форме обучения как онлайн - курсы (о том, что такое онлайн - курс как форма обучения, российские и зарубежные платформы и т.п.), но при этом не имеют сформированных представлений об онлайн - образовании в рамках ООП и дополнительного образования, что говорит о необходимости информационных мероприятий, которые систематизировали и расширяли бы информационное поле об онлайн - курсах. В представлениях студентов идеальный онлайн - курс - это онлайн - курс с уникальным контентом, преобладанием видео - лекций, интерактивных тестов и виртуальных тренажеров. Такое представление об онлайн - курсе совпадает со структурой вполне обычного онлайн - курса, что, возможно, говорит о недостаточной просвещенности студентов в данном вопросе или о невысоком уровне ожиданий от онлайн - курса.
Уже на стадии представлений об онлайн - курсах как форме обучения, студенты в качестве оптимальной формы взаимодействия отмечают потребность в общении с преподавателем и студентами внутри курса. Результаты исследования показали, что студенты готовы платить только за уникальный контент, который невозможно найти в бесплатных курсах. Студенты университета «Дубна» не выбрали бы вуз в качестве разработчика онлайн - курсов, отдав предпочтение более авторитетному и опытному разработчику. Самыми востребованными областями для студентов университета «Дубна» являются языковая подготовка и IT сфера, причем такая тенденция была отмечена и в рамках ООП, и в рамках дополнительного образования. Другие тенденции были отмечены в исследованиях российских авторов: для студентов других университетов предпочтительными являются экономический блок и управленческий. В зарубежных исследованиях не было отмечено таких тенденции вообще. Показательным моментом стало то, что студенты не рассматривают онлайн - образование как обязательный и основной компонент университетского образования, соответственно можно сделать вывод, что студенты университета «Дубна» на данном этапе не рассматривают онлайн-образование как основное в спектре своей образовательной траектории. Можно отметить, что результаты, полученные в университете «Дубна», отличаются от результатов в других регионах, студенты университета «Дубна» более информированы о такой форме обучения как онлайн - образование, мотивированы получить дополнительное образование именно посредством онлайн - курсов и для них является главным получение знаний и навыков, а не дипломов или сертификатов.
Студентами университета «Дубна» была отмечена проблема признания диплома, полученного при прохождении онлайн - курса. Большинство респондентов - 56,3% ответили, что такая проблема существует.
У студентов университета «Дубна» самыми популярными ответами на вопрос о мотивации к прохождению онлайн - курсов были « Получение специальных профессиональных знаний и навыков» и «Выход за пределы своей профессиональной сферы, знакомство с другими сферами деятельности». Так или иначе мотивации студентов университета «Дубна» связаны с профессиональной сферой. Абсолютно другие тенденции были выявлены в исследованиях других отечественных авторов, так как Е. А. Шуклина, И. В. Борисов отмечают основной мотивацией студентов - общекультурную подготовку.
Что касается представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений, то в результате исследования, по мнению экспертов, представления студентов важно и нужно учитывать при разработке и принятии управленческих решений. Эксперты отмечают, что без этого невозможно создание качественных онлайн - курсов: «...Однозначно ВАЖНО учитывать представления и мнения студентов университета! Если не учитывать их мнение, качества точно не будет. При разработке и принятии управленческих решений в сфере развития онлайн - образования представления студентов будут учтены.». Согласно ответам студентов, более 40% считают, что их представления об онлайн - образовании будут учтены при разработке и принятии управленческих решений. Важным выводом исследования стало то, что представления и мнения студентов уже учитываются при принятии решений в области развития онлайн - образования.
Представления студентов об онлайн - образовании в сфере дополнительного образования и в рамках ОПП могут стать основой принятия управленческих решений в сфере применения онлайн - курсов. Поскольку, по мнению экспертов, основополагающим является создание качественных курсов, то представления студентов университета «Дубна» могут найти свое место при разработке структуры курса, его ориентации.
Эксперты считают, что для мониторинга представлений, мнений и оценок студентов планируется проводить анкетирование, опросы, работы на кафедрах и личные встречи с потребителями онлайн - курсов. При грамотно построенной практике реакций на внедрение онлайн - образования студентами университета можно создать эффективную систему онлайн - обучения и своевременно реагировать на проблемы, изменения и запросы системы образования и студентов, в частности.
Подобные работы
- ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ СТУДЕНТОВ
ТГУ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ПРОДВИЖЕНИЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СФЕРЫ ИНФОБИЗНЕСА: АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНИЕ БРЕНДОМ КОМПАНИИ СФЕРЫ EDTECH В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОНЛАЙН-ШКОЛ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Разработка программы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колледжа
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Интернет-продвижение онлайн-школы (на примере онлайн-школы «ХочуХобби»)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ВЕБ-ДИЗАЙН» ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Вторичная занятость студентов на московском рынке труда: представления, мотивы, проблемы (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Модернизация среднего профессионального образования как фактора инновационного развития (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановскнй аграрный колледж»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (на примере ФГБОУ ДПО «АИПКРС АПК»)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020



