Введение 7
Глава 1. Теоретике - методологические основания социологических исследований представлений студентов об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 12
1.1. Онлайн - образование в официальных документах: понятие,
содержание, этапы введения в вузы 12
1.2. Опыт исследований отечественной и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования..16
1.3. Методы и методология социологических исследований онлайн -
образования и представлений студентов о нем 23
1.4 Опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений в вузе и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них 28
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основы принятия управленческих решений 34
2.1. Операционализация и интерпретация основных понятий 34
2.3. Обоснование выбранного метода исследования 41
2.4. Анализ полученных данных 42
Заключение 69
Список использованных источников и литературы: 74
Приложения
Динамика общественного, профессионального развития задает реакции системы профессионального образования, особенно высшего. Создание единого информационного пространства позволяет системе образования оперативно включиться в него с помощью введения обучения онлайн. По прогнозам, представленным в паспорте приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», к 2025 году в систему онлайн - образования планируется вовлечение 11 млн. студентов [31, с. 33].
Соответственно, вузы не могут не реагировать на эти процессы. Практически каждый университет применяет технологии онлайн - образования для обучения студентов по программам или части программ обучения. Администрации вузов сталкиваются с такими проблемами как: соответствие образовательных программ официальным документам, регламентирующим вопросы сферы образования; использование финансовых, административных и трудовых ресурсов; вопросы взаимодействия студента, преподавателя и организации, занимающейся образовательной деятельностью. В ряде исследований авторы указывают не только на перспективы и возможности, которые получают вузы и студенты благодаря онлайн - образованию, но и на опасности, которые не касаются ведущих вузов страны, но актуальны для региональных вузов.
В технически более развитых странах онлайн - обучение появилось раньше и на данный момент более развито, чем в России, и в начале становления онлайн - курсов в российском образовательном пространстве происходило заимствование опыта зарубежных стран. На современном этапе онлайн - образование в России успешно развивается и внедряется в большинстве вузов страны. Поскольку мы имеем успешный опыт реализации онлайн - образования в университетах России, дальнейшее изучение онлайн - курсов, представлений и мнений студентов о нем, поможет более эффективно интегрировать подобную систему обучения в менее крупные вузы. Поскольку процесс внедрения онлайн - образования в высших учебных заведениях непосредственно связан с принятием управленческих решений необходимо обозначить их основу. Для введения в процесс обучения онлайн - курсов в вузах, в которых не практиковалась
ранее или мало практиковалась подобная модель обучения нужно изучать представления студентов об онлайн - образовании в университете. Для тех вузов, что уже реализуют подобную форму обучения необходимо проводить постоянный мониторинг мнений по вопросам, связанным с онлайн - образованием.
Таким образом, становится важным выявление представлений студентов конкретных региональных вузов, например, университета «Дубна» об онлайн - образовании. Полученные материалы могут быть учтены при выработке программы развития университета.
Степень научной разработанности
Основные положения онлайн - образования закреплены и описаны в законодательных актах на разных уровнях. Во всем мире основополагающим нормативным актом, регламентирующим онлайн - образование, является «Инчхонская декларация. Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни» [37].
В России вопрос обучения в режиме онлайн закреплен в ряде нормативно - правовых документов, главным из которых считается ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», в нем указаны основные моменты, касающиеся введения и реализации онлайн - образования [41]. Проработка и детализация основного закона идет на различных уровнях, региональном и в вузах. Первый детализирующий ФЗ №273 приказ Министерства образования и науки РФ №816 называется «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [37]. Следующим локальным подзаконным актом является Письмо Минобранауки РФ №ВК - 1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» [32]. Далее уже конкретные вузы закрепляют приказами какие - либо внутренние установки, касающиеся онлайн - образования.
Круг вопросов из сферы онлайн - образования изучался и изучается многими исследователями, как отечественными, так и зарубежными. Зарубежными исследователями С. Кастаньо [50], И. Майзом, У. Гараем [49], Дж. Кеннеди [54], С. Клоосом, П. Муноз - Мерино, С. Аларио - Хоусом, И. Эстевес Ауресом [53] и С. Родригезом [56] были описаны теоретические аспекты изучения массовых открытых онлайн - курсов. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Д. Баф [46], С. Даунс [51], Дж. Кнокс С. Бейн, Х. МакЛеод, Дж. Росс [56] и Г. Сименс [58-60]. Ряд зарубежных исследователей: И. Аллен, Дж. Симен [45], В. Калдерон, С. Соренсон [48] С. Шеллер и С. Холмберг [52] провели конкретные прикладные исследования в сфере онлайн - образования и массовых открытых онлайн - курсов.
Что касается отечественных исследователей, то ими был освещен более широкий спектр тем, касающихся онлайн - образования, массовых открытых онлайн - курсов и управления на основе социологических исследований. Теоретическую основу, историю, опыт и перспективы массовых открытых онлайн - курсов рассмотрели: Е. Г. Вьюшкина [11], И. В. Борисов [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиева [12], М. Л. Белоножко,
A. Л. Абрамовский [7], С. Д. Каракозов, В. Г. Маняхина [6]. Отдельно об опыте использования онлайн - курсов писали И. Айдрус, Р. Асмятуллин [2], А. С. Банков [5]. В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова [13], С. А. Золотухин [14], Е. А. Шуклина [43] изучили особенности массовых открытых онлайн - курсов, их положительные и отрицательные стороны. Формы реализации массовых открытых онлайн - курсов и формы взаимодействия между участниками образовательного процесса раскрыли: Е. В. Абызова [1], М.
B. Махмутова, Г. Р. Махмутов [19].
Прикладные исследования, касающиеся онлайн - образования, онлайн - курсов, представлений студентов и других смежных тем были проведены Е. Г. Вьюшкиной [11], И. В. Борисовым [10], А. С. Готлиб, К. А. Алиевой [21], О. Е. Комаровым [17] и Е. А. Шуклиной [43].
М. В. Батыревой, Е. В. Голубковой [6], В. Э. Бойковым [8] и В. Ф. Бондаренко [9] были изучены теоретические и практические аспекты использования социологического знания для управления образовательным процессом в вузе.
Анализ степени научной разработанности темы с учетом ее актуальности обусловливает необходимость социологического исследования представлений студентов отдельного университета об онлайн - образовании и возможностей использования его результатов администрацией вуза при формировании политики продвижения онлайн - образования.
Объект исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании.
Предмет исследования: представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основа принятия управленческих решений администрацией университета в области развития онлайн - образования.
Цель исследования: изучить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основу для принятия управленческих решений в области развития онлайн - образования в университете.
Задачи:
1. Рассмотреть статус онлайн - образования в правовом поле по материалам официальных документов;
2. Изучить опыт социологических исследований российской и зарубежных систем профессионального образования по внедрению онлайн - образования;
3. Рассмотреть методы и методологию социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем;
4. Изучить опыт социологических исследований оснований принятия управленческих решений администрацией вуза и места представлений студентов об онлайн - образовании среди них;
5. Выявить представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании;
6. Рассмотреть основания принятия управленческих решений в части продвижения онлайн - образования в вузе и место представлений студентов об онлайн - образовании среди них.
Гипотезы:
Основная гипотеза:
Представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании являются основой принятия управленческих решений.
Дополнительные гипотезы:
1. Большинство студентов университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности об онлайн - образовании.
2. В представлении большинства студентов университета «Дубна», онлайн - курсы должны содержать материалы в формате видео - лекций.
3. Большая часть студентов университета «Дубна» считает, что в рамках онлайн - образования необходимо взаимодействие и с преподавателем, и с другими студентами.
4. Студенты университета «Дубна» имеют сформированные представления об онлайн - курсах в рамках дополнительного образования.
5. Студенты университета «Дубна» не имеют сформированных представлений об онлайн - курсах в рамках ООП.
6. Большая часть студентов университета «Дубна» уверены, что их представления не будут учтены при принятии управленческих решений в сфере онлайн - образования в университете.
7. По мнению экспертов, представления студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в вузе в области развития онлайн - образования в части дополнительного образования.
8. При разработке онлайн - курсов вуз будет делать основной упор на онлайн - курсы в сфере дополнительного образования.
9. Для получения информации о представлениях, мнениях или потребностях студентов руководство вуза планирует использовать анкетирование и индивидуальные беседы с потребителями.
Темпы развития системы образования продиктованы изменениями в общественном укладе в целом, развитием технологий дистанционного образования, все более доступной сетью Интернет и тенденциями стран, которые уже освоили и активно применяют новые способы обучения. Для того, чтобы вуз оставался востребованным и конкурентоспособным он не может игнорировать эти тенденции развития высшего образования. Некоторые университеты, как правило находящиеся в больших городах, первыми осваивают нововведения и успешно реализуют обучение с их помощью. Что же касается региональных вузов, они не могут так резко менять систему обучения, так как в небольших городах общество обладает меньшей гибкостью и студенты могут быть просто не готовы к тем изменениям, которые продиктованы свыше. Но изменения неизбежны, любой развивающийся и претендующий на место в системе образования вуз в любом случае будет реагировать на них и в таком случае, для подготовки студентов и наиболее комфортного внедрения онлайн - образования, необходимо изучать представления студентов университета о нем. Полученные представления можно и нужно сравнивать с представлениями и мнениями учащихся в больших городах и таких же региональных вузах для того, чтобы понять насколько готовы студенты конкретного вуза к нововведениям и что они ожидают.
Для изучения представлений студентов об онлайн - образовании как основе для принятия решений необходимо обозначить понятия «представления» и «управленческие решения». В национальной социологической энциклопедии представления трактуются как понимание чего - либо, основанное на опыте. Под управленческими решениями понимается результат конкретной управленческой деятельности субъекта управления на основании достоверной, исчерпывающей и адекватной информации. Соответственно, для принятия грамотных и эффективных управленческих решений необходимо учитывать при их разработке представления студентов об онлайн - образовании. Логический анализ эмпирических исследований в области онлайн - образования позволяет сделать вывод, что необходимо учитывать представления студентов об онлайн - образовании при разработке и принятии управленческих решений, так как если этого не сделать на этапе внедрения, потом могут быть обнаружены проблемы, которых можно было бы избежать.
Статус онлайн - образования закреплен в правовом поле. В законодательстве Российской Федерации основным регламентирующим сферу образования документом является ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации». В нем закреплены основные положения и понятия системы образования и онлайн - образования в России, такие как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и в том и в другом случае обязательно использование информационно - телекоммуникационных сетей при их реализации. Остальные нормативно - правовые документы не противоречат данному закону, а дополняют или конкретизируют его на различных уровнях. Было отмечено, что для высшего образования не утвержден список направлений, по которым исключено использование только дистанционных технологий. Студентам не запрещается проходить онлайн - курсы и изучать дисциплины в режиме онлайн в разных университетах. Были обозначены различные способы аттестации, которые можно использовать для различных направлений и в целом для обучения.
Крупнейшие платформы обучения в российском и зарубежном пространствах - Coursera, Duolingo, Lingualeo, Лекториум, Открытое образование, Академия Арзамас. Широкий спектр их курсов не ограничивается каким - либо направлением, так как на них представлены любые курсы по любым интересам и специальностям. В качестве особенности зарубежных исследований можно отметить их теоретическую направленность. Зарубежные авторы изучают группы онлайн - курсов по форме взаимодействия и выделяют коннективистские и традиционные. Российские исследователи чаще использовали прикладные исследования для изучения онлайн - образования и представлений студентов о нем, в частности. Особенностью отечественных исследований стала их многоаспектность, онлайн - курсы в исследованиях российских авторов шире, и они рассматривают онлайн - курсы под разными ракурсами. Зарубежные исследователи изучают в основном структуры курсов, формы взаимодействия - внутреннее устройство.
Анализ материалов отечественных и зарубежных социологических исследований позволил выделить маркеры представлений студентов об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений: содержание онлайн - курса, опыт онлайн - обучения, формы взаимодействия внутри онлайн - курса, мотивации, цели, сферы обучения, проблемы, преимущества и недостатки. Опыт исследований представлений студентов об онлайн - образовании показывает, что уровень готовности субъектов к изучению новых образовательных технологий, внедрение которых продиктовано тенденциями развития систем образования, будет непосредственно связан с эффективностью выстраивания управленческой стратегии высшего образования и конкретных вузов, в частности.
Анализ методов и методологии социологических исследований в сфере онлайн - образования и, в частности, представлений студентов о нем показал, что зарубежные исследователи работают больше в
теоретическом поле, соответственно зарубежным исследованиям присуще чаще использовать качественный анализ. Среди американских исследователей самым частым методом был контент анализ, анализ документов. Для российских исследователей характерно использование более широкого спектра методов: анкетирование, интервьюирование, контент - анализ и анализ документов. Чаще всего эти методы были скомбинированы и исследование было разноплановым.
Социологические исследования в процессе обучения студентов и в управлении процессом образования в высших учебных заведениях применяется давно и довольно успешно. Представления студентов могут быть использованы на различных этапах принятия управленческих решений: на этапе выявления проблемы, на этапе разработки и принятия решения и на этапе поиска альтернатив. Основой принятия решения могут стать представления студентов в сфере дополнительного образования, в рамках ООП. Местом в принятии управленческих решений для представлений студентов университета может стать как целеполагание при разработке онлайн - курсов, так и ориентация курсов.
Эмпирическое исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений проводилось в два этапа. На первом этапе исследование представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании показало, что студенты университета «Дубна» имеют высокий уровень информированности о такой форме обучения как онлайн - курсы (о том, что такое онлайн - курс как форма обучения, российские и зарубежные платформы и т.п.), но при этом не имеют сформированных представлений об онлайн - образовании в рамках ООП и дополнительного образования, что говорит о необходимости информационных мероприятий, которые систематизировали и расширяли бы информационное поле об онлайн - курсах. В представлениях студентов идеальный онлайн - курс - это онлайн - курс с уникальным контентом, преобладанием видео - лекций, интерактивных тестов и виртуальных тренажеров. Такое представление об онлайн - курсе совпадает со структурой вполне обычного онлайн - курса, что, возможно, говорит о недостаточной просвещенности студентов в данном вопросе или о невысоком уровне ожиданий от онлайн - курса.
Уже на стадии представлений об онлайн - курсах как форме обучения, студенты в качестве оптимальной формы взаимодействия отмечают потребность в общении с преподавателем и студентами внутри курса. Результаты исследования показали, что студенты готовы платить только за уникальный контент, который невозможно найти в бесплатных курсах. Студенты университета «Дубна» не выбрали бы вуз в качестве разработчика онлайн - курсов, отдав предпочтение более авторитетному и опытному разработчику. Самыми востребованными областями для студентов университета «Дубна» являются языковая подготовка и IT сфера, причем такая тенденция была отмечена и в рамках ООП, и в рамках дополнительного образования. Другие тенденции были отмечены в исследованиях российских авторов: для студентов других университетов предпочтительными являются экономический блок и управленческий. В зарубежных исследованиях не было отмечено таких тенденции вообще. Показательным моментом стало то, что студенты не рассматривают онлайн - образование как обязательный и основной компонент университетского образования, соответственно можно сделать вывод, что студенты университета «Дубна» на данном этапе не рассматривают онлайн-образование как основное в спектре своей образовательной траектории. Можно отметить, что результаты, полученные в университете «Дубна», отличаются от результатов в других регионах, студенты университета «Дубна» более информированы о такой форме обучения как онлайн - образование, мотивированы получить дополнительное образование именно посредством онлайн - курсов и для них является главным получение знаний и навыков, а не дипломов или сертификатов.
Студентами университета «Дубна» была отмечена проблема признания диплома, полученного при прохождении онлайн - курса. Большинство респондентов - 56,3% ответили, что такая проблема существует.
У студентов университета «Дубна» самыми популярными ответами на вопрос о мотивации к прохождению онлайн - курсов были « Получение специальных профессиональных знаний и навыков» и «Выход за пределы своей профессиональной сферы, знакомство с другими сферами деятельности». Так или иначе мотивации студентов университета «Дубна» связаны с профессиональной сферой. Абсолютно другие тенденции были выявлены в исследованиях других отечественных авторов, так как Е. А. Шуклина, И. В. Борисов отмечают основной мотивацией студентов - общекультурную подготовку.
Что касается представлений студентов университета «Дубна» об онлайн - образовании как основе принятия управленческих решений, то в результате исследования, по мнению экспертов, представления студентов важно и нужно учитывать при разработке и принятии управленческих решений. Эксперты отмечают, что без этого невозможно создание качественных онлайн - курсов: «...Однозначно ВАЖНО учитывать представления и мнения студентов университета! Если не учитывать их мнение, качества точно не будет. При разработке и принятии управленческих решений в сфере развития онлайн - образования представления студентов будут учтены.». Согласно ответам студентов, более 40% считают, что их представления об онлайн - образовании будут учтены при разработке и принятии управленческих решений. Важным выводом исследования стало то, что представления и мнения студентов уже учитываются при принятии решений в области развития онлайн - образования.
Представления студентов об онлайн - образовании в сфере дополнительного образования и в рамках ОПП могут стать основой принятия управленческих решений в сфере применения онлайн - курсов. Поскольку, по мнению экспертов, основополагающим является создание качественных курсов, то представления студентов университета «Дубна» могут найти свое место при разработке структуры курса, его ориентации.
Эксперты считают, что для мониторинга представлений, мнений и оценок студентов планируется проводить анкетирование, опросы, работы на кафедрах и личные встречи с потребителями онлайн - курсов. При грамотно построенной практике реакций на внедрение онлайн - образования студентами университета можно создать эффективную систему онлайн - обучения и своевременно реагировать на проблемы, изменения и запросы системы образования и студентов, в частности.
1. Абызова, Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Теоретические основы педагогики. - 2015, №14. - С. 12 - 16.
2. Айдрус И. Мировой опыт использования технологий дистанционного образования / И. Айдрус, Р. Асмятуллин // Высшее образование в России. - 2015. - №5. - С. 139 - 145.
3. Академичная платформа edX: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.edx.org, свободный. (Дата обращения: 06.02.2019).
4. Анализ потребностей вузов и опыта включения открытых онлайн- курсов в учебные планы: [Электронный ресурс] // Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». - Режим доступа: https://openedu.ru/media/Анализ_потребностей_и_опыта_включения.pdf, свободный. (Дата обращения: 16.01.2019).
5. Банков, А.С. Опыт создания массовых открытых онлайн - курсов (МООК): от идеи к результату / А. С. Банков, Н. В. Макшанцева. — Нижний Новгород: Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2017, №38. - С. 186 - 194.
6. Батырева, М. В. Роль социологических исследований в развитии сферы образования России / М. В. Батырева, Е. В. Голубкова // Апробация. - 2016, №1. - С. 123 -125.
7. Белоножко, М.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе / М. Л. Белоножко, А. Л. Абрамовский. — Электрон. журн. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. — Режим доступа: https://studynote.ru/studgid/study- abroad/distantsionnoe_obrazovanie_v_evrope/, свободный. (Дата обращения: 18.01.2019).
8. Бойков, В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. - 2006, №4. - С. 5 - 16.
9. Бондаренко, В. Ф. Социология образования, социологическое сопровождение образовательного процесса в вузе / В. Ф. Бондаренко. - М. ГУУ, 2004. - 62 с.
10. Борисов, И. В. Дистанционное обучение в образовательных практиках российской молодежи: дис. канд. соц. Наук: защищена
11.08.2017: утв. 19.10.2017 / И. В. Борисов. - Электрон. текстовые дан. - 2017. - 153 с. - Режим доступа:
http://www.adygnet.ru/sites/default/files/%20(2).pdf, свободный. (Дата обращения: 17.12.2018).
11. Вьюшкина, Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования / Е.Г. Вьюшкина. — Электрон. журн. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2015, №15. - С. 78- 83. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/massovye-otkrytye-onlayn- kursy-teoriya-istoriya-perspektivy-ispolzovaniya, свободный. (Дата обращения: 13.01.2019).
12. Готлиб, А. С. Онлайн - образование: перспективы и реальность / А. С. Готлиб, К. А. Алиева // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. - 2015. № 1 (6). - С. 77-83.
13. Гриншкун, В. В. Особенности использования массовых образовательных электронных курсов в российских и зарубежных вузах / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. — Электрон. журн. — Москва: Вестник РУДН, 2017. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti- ispolzovaniya-massovyh-otkrytyh-obrazovatelnyh-elektronnyh-kursov-v- rossiyskih-i-zarubezhnyh-vuzah, свободный. — Электрон. версия печ. публикации. (Дата обращения: 16.01.2019).
14. Золотухин, С. А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн - курсов // Дискуссия. - 2015, №4. - С. 97 - 102.
15. Инчхонская декларация и рамочная программа действий по осуществлению цели 4 в области устойчивого развития — Электрон. журн. — Инчхон: ЮНЕСКО, 2016. - 76 с. — Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark748223/pf0000245656_rus, свободный. — Электрон. версия печ. публикации. (Дата обращения: 10.01.2019).
16. Каракозов, С. Д. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования / С. Д. Каракозов, В. Г. Маняхина. — Электрон. журн. — Вестник РУДН, 2014, №3. - С. 24 - 29. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v- zarubezhnom-i-rossiyskom-obrazovanii, свободный. (Дата обращения: 20.01.2019).
17. Комаров О. Е. Удовлетворенность студентов педагогического вуза качеством дистанционного образования // Фотинские чтения. - 2016. № 1 (5). - С. 166-168.
18. Курсы дополнительного образования: [Электронный ресурс] // Центр
открытых образовательных технологий Университет «Дубна». - Режим доступа: https://courses.uni-dubna.ru, свободный. (Дата обращения:
05.03.2019).
19. Махмутова, М.В. Модели и платформы реализации массовых
открытых онлайн курсов / М.В. Махмутова, Г.Р. Махмутов. — Электрон. журн. — Магнитогорск: Программный продукт, 2016. С. 486 - 495. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v7modeli-i-platformy-
realizatsii-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov, свободный. — Электрон. версия печ. публикации. (Дата обращения: 08.01.2019).
20. Межвузовская площадка электронного образования Универсариум:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://universarium.org/cooperation, свободный. (Дата обращения: 09.02.2019).
21. Национальный открытый университет Интуит: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/, свободный. (Дата
обращения: 09.02.2019).
22. Образовательная платформа Coursera: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://about.coursera.org, свободный. (Дата обращения: 06.02.2019).
23. Образовательное видео UniverTV: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://univertv.ru, свободный._(Дата обращения: 09.02.2019).
24. Образовательный портал ОмГПУ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omgpu.ru/otkrytoe-obrazovanie, свободный. (Дата обращения: 09.02.2019).
25. Онлайн - курсы Лекториум: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lektorium.tv, свободный._(Дата обращения: 09.02.2019).
26. Онлайн платформа FutureLearn: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.futurelearn.com, свободный. (Дата обращения: 06.02.2019).
27. Онлайн платформа Open2Study: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.open.edu.au, свободный. (Дата обращения:
06.02.2019).
28. Онлайн платформа Udemy: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.udemy.com, свободный. (Дата обращения: 06.02.2019).
29. Основы принятия решения: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/osnovy-prinyatiya-upravlencheskogo-resheniya-353.htm. (Дата обращения: 07.05.2019)
30. Открытые курсы МГУ Университет без границ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://distant.msu.ru/course/index.php, свободный. (Дата обращения: 09.02.2019).
31. Паспорт проекта, утвержденный протоколом заседания президиума
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 - «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» — Электрон. текстовые дан. — 2016. — Режим доступа:
https://минобрнауки.рф/проекты/современная-цифровая-образовательная- среда 10, свободный. (Дата обращения: 17.12.2018).
32. Письмо о направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ № ВК -1013/06. — М.: МИНОБР науки, 2015. — 25 с.
33. Платформа Открытое образование: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://openedu.ru, свободный._(Дата обращения: 09.02.2019).
34. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/, свободный. — Электрон. версия печ. документа. (Дата обращения: 16.12.2018).
35. Представление // Национальная социологическая энциклопедия:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://voluntary.ru/termin/predstavlenie.html (Дата обращения: 19.05.2019)
36. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. №22. - М.: Сфера, 2014. - 38с.
37. Приказ об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ №816. — Инчхон: МИНОБР науки, 2017. - 6 с.
38. Приказ ректора Томского государственного университета № 536/ОД
от 03.09.2015 «О введении Положения о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ» — Электрон. текстовые дан. — Москва: 2015. — Режим доступа:
http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/334/536_od.pdf, свободный. — Электрон. версия печ. документа. (Дата обращения: 16.01.2019).
39. Просветительский проект Академия Арзамас: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arzamas.academy, свободный._(Дата обращения: 09.02.2019).
40. Сухачева, А. В. Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях / А. В. Сухачева, О. П. Кочнева, А. Р. Латфулина // Вестник КемГУ. - 2018, №1. - С. 42 - 50.
41. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) // Собрание законодательства РФ. - М.: Сфера, 2014. №52. Ст. 16. - 192 с.
42. Центр дистанционного заочного обучения: [Электронный ресурс] // Государственный университет «Дубна». - Режим доступа: https://sdo.uni- dubna.ru, логин, пароль._(Дата обращения: 05.03.2019).
43. Шуклина, Е. А. Massive open online courses как форма нелинейного развития университетского образования // Вестник ПНИПУ. Социально - экономические науки. - 2016, №4. - С. 79 - 93.
44. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. - Самара: Самар. ун-т, 1995. - 328 с.
45. Allen, I.E. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States / I.E. Allen, Seaman J. — Babson: Survey Research Group and Quahog Research Group, 2013. - 47 с.
46. Bath, D. Getting Started With Blended Learning / Bath D. — Bourke: Griffith Institute for Higher Education, 2010. - 84 с.
47. Blended Learning: College Classrooms of the Future: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.huffingtonpost.com/uloop/blended- learning-college-_b_3598718.html, свободный
48. Calderon, VJ. Americans’ Trust in Online Higher Ed Rising /
J. V. Calderon, S. Sorenson. — Электрон. текстовые дан. — 2014. — Режим доступа: https://news.gallup.com/poll/168416/americans-%20trust-online-
higher-education-rising.aspx, свободный. (Дата обращения: 07.02.2019).
49. Castano, C. Design, Motivation and Performance in a Cooperative MOOC Course / C. Castano, I.Maiz, U. Garay // Comunicar. - Электрон. текстовые дан.- 2016. №44. - С. 19 - 26. - Режим доступа: http://www.revistacomunicar.com/verpdf.php?numero=44&articulo=44- 201502&idioma=en, свободный. (Дата обращения: 20.01.2019).
50. Castano, C. Tendencias en la investigacion en MOOC. Primeros resultados / C. Castano. - Inkasnabar. - Электрон. текстовые дан. - 2014. VI Congreso Internacional de Educacion Abierta y Tecnologia. - Режим доступа: ttp:// ikasnabar.com/papers/castano1/, свободный. (Дата обращения: 20.01.2019).
51. Downes, S. What the ‘x’ in ‘xMOOC’ stands for / S. Downes - Электрон.
текстовые дан. - 2015 — Режим доступа:
https://plus.google.com/4StephenDownes/posts/LEwaKx-L2MaM, свободный. (Дата обращения: 20.01.2019).
52. Harvard Business Review. Who’s Benefiting from MOOCs:
[Электронный ресурс]. - 2015.- Режим доступа:
https://hbr.org/2015/09/whos-benefiting-from-moocsand-why, свободный. (Дата обращения: 26.01.2019).
53. Impact of Distance Education on Adult Learning / C. Schneller, C. Holmberg— Report 2. — Oslo: International Council for Open and Distance Education, 2014. - 58 с.
54. Kennedy, J. Characterics of Massive Opne Online Course (MOOCs): A
research review, 2009-2012 // Journal of Interactive Online Learning. - Электрон. текстовые дан. - 2014. - Режим доступа:
http://www.ncolr.org/jiol/issues/pdf/13.L1.pdf, свободный. (Дата обращения: 03.02.2019).
55. Kloos, C. Mixing and blending MOOC Technologies with face-to-face
pedagogies / C. Kloos, P.J. Munoz-Merino, C. Alario-Hoyos, I. Estevez Ayres // In Global Engineering Education Conference (EDUCON). - Электрон. текстовые дан. - 2015. - Режим доступа:
http://ieeexplore.ieee.org/xpls/icp.jsp?arnumber=7096090&tag=1, свободный. (Дата обращения: 04.02.2019).
56. Knox, J. MOOC Pedagogy: the challenges of developing for Coursera. / J.
Knox, S. Bayne, H. MacLeod, J. Ross // Blog Association for Learning Technology. - Электрон. текстовые дан. - 2015. - Режим доступа:
https://altc.alt.ac.uk/blog/2012/08/mooc-pedagogy-the-challenges-of- developing-forcoursera/, свободный. (Дата обращения: 04.02.2019).
57. Rodriguez, C.O. The Concept of Openness Behind c and x-MOOC // Open Praxis. - Электрон. текстовые дан. - 2015. №1. - С. 67-73. - Режим доступа: http://openpraxis.org/index.php/ OpenPraxis/article/view/42, свободный. (Дата обращения: 05.02.2019).
58. Siemens, G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age / G. Siemens - Электрон. текстовые дан. — 2015. — Режим доступа: http://www.itdl.org/Journal/Jan_05/article01.htm, свободный. (Дата обращения: 01.02.2019).
59. Siemens, G. Multiple pathways: Blending xMOOCs and cMOOCs / G. Siemens. - Электрон. текстовые дан. - 2014. - Режим доступа: http:// www.elearnspace.org/blog/2014/05/06/multiple-pathways-blending-xmoocs- cmoocs/, свободный. (Дата обращения: 01.02.2019).
60. Siemens, G. What is the theory that underpins our moocs? / G. Siemens.
— Электрон. текстовые дан. — 2014. — Режим доступа: http://www.elearnspace.org/ blog/2012/06/03/what-is-the-theory-that-
underpins-our-moocs/, свободный. (Дата обращения: 01.02.2019).