РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность и структура процесса развития познавательной
активности 7
1.2. Условия развития познавательной активности детей младшего
школьного возраста 21
1.3. Характеристика младшего школьного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Диагностика уровня развития познавательной активности детей
младшего школьного возраста 36
2.3. Описание программы по развитию познавательной активности
детей младшего школьного возраста 40
2.4. Анализ эффективности программы по развитию познавательной
активности детей младшего школьного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность и структура процесса развития познавательной
активности 7
1.2. Условия развития познавательной активности детей младшего
школьного возраста 21
1.3. Характеристика младшего школьного возраста 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Диагностика уровня развития познавательной активности детей
младшего школьного возраста 36
2.3. Описание программы по развитию познавательной активности
детей младшего школьного возраста 40
2.4. Анализ эффективности программы по развитию познавательной
активности детей младшего школьного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования развития познавательной активности младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования России необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. В процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор темы данной работы.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Проблема активности обучающихся, развития самостоятельности и творчества была и остаётся одной из актуальных задач психологии. Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Данной проблеме посвящены многие исследования, проводимые в психологической науке и практике, ряд психологов - исследователей останавливался на изучении активности ребёнка, её роли в процессе развития.
Проблема исследования развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Проблеме познавательной активности уделяли внимание Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, JI.B. Благонадежина, Л.И. Божович, В.Г. Иванов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, К.А. Лычалова, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Трайтак, H.H. Тулькибаева, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, A.B. Усова и другие. Познавательная активность возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т.д.
Различным аспектам проблемы развития познавательной активности учащихся посвящены диссертационные работы С.П. Брызгаловой, М.И. Бойцова, Т.В. Генинг, З.П. Головневской, А.И. Горбуновой, Т.М. Енаковой, А.И. Еремкина, А.Ф. Ивановой, М.Ф. Кононенко, Л.Л. Момот, Н.М. Плецковича, Г.И. Полищука, И.Ф. Сивкина, Л.Н. Степашко, В.К. Тюнина, А.П. Тряпицыной, И.Т. Федоренко и др.
Весьма ценными в плане исследования различных аспектов проблемы развития познавательной активности учащихся и деятельности в целом являются работы Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой.
Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.
Проблема исследования - каковы способы развития познавательной активности школьников?
Цель исследования - изучить процесс развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста и разработать программу по его совершенствованию.
Объектом исследования выступает познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования - развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру процесса развития познавательной активности.
2. Рассмотреть условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
3. Осуществить диагностику развитости познавательной активности младших школьников.
4. Разработать программу, направленную на повышение уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста.
5. Провести формирующий эксперимент и определить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: у младших школьников 4-го класса преобладает средний уровень познавательной активности. Внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволит повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Теоретической основой выполненного нами исследования являются теоретические и экспериментальные научные работы таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Вербицкий, Е.Н Лекомцева, Н.Н. Поддъяков, М. Матюшкин, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач в процессе выполнения работы использовали следующие методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, метод экспертных оценок;
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Статистическая обработка полученных данных с использованием описательной статистики пакета компьютерных программ для вычисления среднего значения, стандартной ошибки, стандартного отклонения. Вычисление проводилось в программе SPSS 13,0; Для анализа результатов исследования использовался статистический критерий t-Стьюдента для зависимых измерений.
Методики исследования: «Диагностика познавательной активности младшего школьника» (А. А. Горчинская); «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» (Г.И. Щукина).
База исследования: МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода. В исследовании приняли участие ученики младшего школьного возраста 4-х классов в количестве 83 человек.
Положения, выносимы на защиту:
1. У младших школьников 4-го класса преобладает средний уровень познавательной активности.
2. Внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволит повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены представления о познавательной активности младших школьников в психологии.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также разработанная авторская программа могут быть использованы педагогами-психологами в работе с младшими школьниками с целью развития их познавательной активности, а также в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Проблема активности обучающихся, развития самостоятельности и творчества была и остаётся одной из актуальных задач психологии. Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Данной проблеме посвящены многие исследования, проводимые в психологической науке и практике, ряд психологов - исследователей останавливался на изучении активности ребёнка, её роли в процессе развития.
Проблема исследования развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной психологии. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
Проблеме познавательной активности уделяли внимание Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, JI.B. Благонадежина, Л.И. Божович, В.Г. Иванов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, К.А. Лычалова, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Трайтак, H.H. Тулькибаева, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, A.B. Усова и другие. Познавательная активность возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т.д.
Различным аспектам проблемы развития познавательной активности учащихся посвящены диссертационные работы С.П. Брызгаловой, М.И. Бойцова, Т.В. Генинг, З.П. Головневской, А.И. Горбуновой, Т.М. Енаковой, А.И. Еремкина, А.Ф. Ивановой, М.Ф. Кононенко, Л.Л. Момот, Н.М. Плецковича, Г.И. Полищука, И.Ф. Сивкина, Л.Н. Степашко, В.К. Тюнина, А.П. Тряпицыной, И.Т. Федоренко и др.
Весьма ценными в плане исследования различных аспектов проблемы развития познавательной активности учащихся и деятельности в целом являются работы Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой.
Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования младших школьников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент навыков обучения, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Несовершенство традиционной системы контроля и оценки знаний учащихся зачастую входит в противоречие с мотивационной сферой учебного процесса.
Проблема исследования - каковы способы развития познавательной активности школьников?
Цель исследования - изучить процесс развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста и разработать программу по его совершенствованию.
Объектом исследования выступает познавательная активность младших школьников.
Предмет исследования - развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и структуру процесса развития познавательной активности.
2. Рассмотреть условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
3. Осуществить диагностику развитости познавательной активности младших школьников.
4. Разработать программу, направленную на повышение уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста.
5. Провести формирующий эксперимент и определить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования: у младших школьников 4-го класса преобладает средний уровень познавательной активности. Внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволит повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Теоретической основой выполненного нами исследования являются теоретические и экспериментальные научные работы таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, А.А. Вербицкий, Е.Н Лекомцева, Н.Н. Поддъяков, М. Матюшкин, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Для достижения поставленной цели и решения выдвинутых задач в процессе выполнения работы использовали следующие методы:
1. Теоретические: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, метод экспертных оценок;
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Статистическая обработка полученных данных с использованием описательной статистики пакета компьютерных программ для вычисления среднего значения, стандартной ошибки, стандартного отклонения. Вычисление проводилось в программе SPSS 13,0; Для анализа результатов исследования использовался статистический критерий t-Стьюдента для зависимых измерений.
Методики исследования: «Диагностика познавательной активности младшего школьника» (А. А. Горчинская); «Методика определения уровня познавательной активности обучающихся» (Г.И. Щукина).
База исследования: МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода. В исследовании приняли участие ученики младшего школьного возраста 4-х классов в количестве 83 человек.
Положения, выносимы на защиту:
1. У младших школьников 4-го класса преобладает средний уровень познавательной активности.
2. Внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволит повысить уровень познавательной активности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены представления о познавательной активности младших школьников в психологии.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в исследовании, а также разработанная авторская программа могут быть использованы педагогами-психологами в работе с младшими школьниками с целью развития их познавательной активности, а также в работе со слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов-психологов.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В представленном нами исследовании «Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста» было проведено изучение познавательной активности детей младшего школьного возраста и разработана программа по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста с последующим анализом её эффективности.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника.
Теоретический анализ литературы позволил выявить подходы к изучению проблемы исследования, сущность и структуру категории познавательной активности, уровни познавательной активности, а также условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Под познавательной активностью мы понимаем проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения (Э.А. Красновский).
Поставленная нами цель, гипотеза и основные задачи определили комплекс методов исследования.
Для диагностики детей младшего школьного возраста мы использовали стандартные, рекомендованные для использования в образовательных учреждениях методики для соответствующих возрастных групп.
Для изучения уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста нами были выбраны следующие методики: методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская); методика определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина), которые позволили нам определить уровень познавательной активности детей младшего школьного возраста методом экспертных оценок.
В нашем случае экспертами выступили: учитель, школьный психолог и родители учеников.
Анализ показателей познавательной активности до эксперимента показал, что количество детей с низким уровнем познавательной активности в целом по выборке составило 22%. Количество детей со средним уровнем познавательной активности в выборке составило 54%, с высоким уровнем познавательной активности - 24%. Таким образом, 76% учеников 4-х классов нуждаются в создании условий для развития познавательной активности.
Аналогичную тенденцию показал анализ показателей познавательной активности по методике Щукиной Г.И. Количество детей с низким уровнем сформированности познавательной активности составило 15 % по выборке. Количество детей со средним уровнем развития в выборке - 78%. И только 7% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, в нашем случае, учеников 4-х классов.
Развитие познавательной активности в рамках нашей программы осуществлялось путем накопления положительного учебно - познавательного опыта, создании благоприятного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста, развитии базовых психических функций (память, внимание, воображение), развитии способности к самостоятельной работе, развитии индивидуальных задатков учеников, отсутствии оценочной составляющей.
Соблюдение нами основных принципов, необходимых для разработки программы по развитию познавательной активности, форма реализации программы, разработанные блоки упражнений и заданий позволяют нам считать нашу программу эффективной, что доказывает метод статистической обработки данных.
Программа соответствует указанным целям и решению поставленных задач. Процесс получения знаний должен стать потребностью ученика, что является основой гарантией «динамичного ученика».
Выявлены следующие изменения в экспериментальной группе после эксперимента: количество детей с низким уровнем развития познавательной активности снизилось на 24%, при этом количество детей со средним уровнем увеличилось на 10%, а с высоким - на 16% учеников.
Аналогичную тенденцию показал анализ показателей познавательной активности по методике Щукиной Г.И: повышение среднего уровня произошло за счет снижения количества детей с низким уровнем познавательной активности.
Для анализа результатов исследования мы использовали статистический критерий t-Стьюдента для зависимых измерений. На основании статистических выводов была определена достоверность выдвинутой гипотезы о развитии познавательной активности младших школьников посредством развивающей программы.
В результате статистической обработки данных исследования было выявлено повышение уровня познавательной активности в экспериментальной группе учеников (а = 0,0001 < 0,01). Следовательно, мы можем говорить о том, что сдвиг показателя познавательной активности является не случайным. Полученный в результате эксперимента сдвиг показателя статистически значим. То есть разработанная нами программа по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста способствовала развитию данного показателя.
Аналогичные расчеты статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений мы провели по результатам методики определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина), которая позволила нам определить уровень познавательной активности детей
показателя познавательной активности является не случайным.
Расчеты статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений мы провели и в контрольной группе (а = 0,412 > 0,05).
Следовательно, мы можем говорить об отсутствии статистически значимых изменений в данной группе.
Расчет статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина) методом экспертной оценки в контрольной группе показывает отсутствие сдвигов в показателях (а = 0,351 > 0,05).
Таким образом, мы можем говорить об изменении показателей познавательной активности детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе после реализации программы по развитию познавательной активности и отсутствии таковых в контрольной группе учеников 4-х классов.
Отметим, что основные изменения произошли с учениками, имеющими низкий и средний уровень сформированности познавательной активности. Для большинства опрошенных младших школьников характерен средний уровень познавательной активности. Следовательно, внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволило повысить уровень познавательной активности младших школьников, что подтверждает нашу гипотезу.
Дальнейшую перспективу исследований видим в углубленном изучении механизмов, обеспечивающих повышение уровня познавательной активности и способствующих устойчивости и динамичности этих показателей.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника.
Теоретический анализ литературы позволил выявить подходы к изучению проблемы исследования, сущность и структуру категории познавательной активности, уровни познавательной активности, а также условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Под познавательной активностью мы понимаем проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения (Э.А. Красновский).
Поставленная нами цель, гипотеза и основные задачи определили комплекс методов исследования.
Для диагностики детей младшего школьного возраста мы использовали стандартные, рекомендованные для использования в образовательных учреждениях методики для соответствующих возрастных групп.
Для изучения уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста нами были выбраны следующие методики: методика «Познавательная активность младшего школьника» (А. А. Горчинская); методика определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина), которые позволили нам определить уровень познавательной активности детей младшего школьного возраста методом экспертных оценок.
В нашем случае экспертами выступили: учитель, школьный психолог и родители учеников.
Анализ показателей познавательной активности до эксперимента показал, что количество детей с низким уровнем познавательной активности в целом по выборке составило 22%. Количество детей со средним уровнем познавательной активности в выборке составило 54%, с высоким уровнем познавательной активности - 24%. Таким образом, 76% учеников 4-х классов нуждаются в создании условий для развития познавательной активности.
Аналогичную тенденцию показал анализ показателей познавательной активности по методике Щукиной Г.И. Количество детей с низким уровнем сформированности познавательной активности составило 15 % по выборке. Количество детей со средним уровнем развития в выборке - 78%. И только 7% детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста, в нашем случае, учеников 4-х классов.
Развитие познавательной активности в рамках нашей программы осуществлялось путем накопления положительного учебно - познавательного опыта, создании благоприятного эмоционального фона у детей младшего школьного возраста, развитии базовых психических функций (память, внимание, воображение), развитии способности к самостоятельной работе, развитии индивидуальных задатков учеников, отсутствии оценочной составляющей.
Соблюдение нами основных принципов, необходимых для разработки программы по развитию познавательной активности, форма реализации программы, разработанные блоки упражнений и заданий позволяют нам считать нашу программу эффективной, что доказывает метод статистической обработки данных.
Программа соответствует указанным целям и решению поставленных задач. Процесс получения знаний должен стать потребностью ученика, что является основой гарантией «динамичного ученика».
Выявлены следующие изменения в экспериментальной группе после эксперимента: количество детей с низким уровнем развития познавательной активности снизилось на 24%, при этом количество детей со средним уровнем увеличилось на 10%, а с высоким - на 16% учеников.
Аналогичную тенденцию показал анализ показателей познавательной активности по методике Щукиной Г.И: повышение среднего уровня произошло за счет снижения количества детей с низким уровнем познавательной активности.
Для анализа результатов исследования мы использовали статистический критерий t-Стьюдента для зависимых измерений. На основании статистических выводов была определена достоверность выдвинутой гипотезы о развитии познавательной активности младших школьников посредством развивающей программы.
В результате статистической обработки данных исследования было выявлено повышение уровня познавательной активности в экспериментальной группе учеников (а = 0,0001 < 0,01). Следовательно, мы можем говорить о том, что сдвиг показателя познавательной активности является не случайным. Полученный в результате эксперимента сдвиг показателя статистически значим. То есть разработанная нами программа по развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста способствовала развитию данного показателя.
Аналогичные расчеты статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений мы провели по результатам методики определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина), которая позволила нам определить уровень познавательной активности детей
показателя познавательной активности является не случайным.
Расчеты статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений мы провели и в контрольной группе (а = 0,412 > 0,05).
Следовательно, мы можем говорить об отсутствии статистически значимых изменений в данной группе.
Расчет статистического критерия t-Стьюдента для зависимых измерений по методике определения уровня познавательной активности обучающихся (Г.И. Щукина) методом экспертной оценки в контрольной группе показывает отсутствие сдвигов в показателях (а = 0,351 > 0,05).
Таким образом, мы можем говорить об изменении показателей познавательной активности детей младшего школьного возраста в экспериментальной группе после реализации программы по развитию познавательной активности и отсутствии таковых в контрольной группе учеников 4-х классов.
Отметим, что основные изменения произошли с учениками, имеющими низкий и средний уровень сформированности познавательной активности. Для большинства опрошенных младших школьников характерен средний уровень познавательной активности. Следовательно, внедрение во внеурочную деятельность авторской развивающей программы позволило повысить уровень познавательной активности младших школьников, что подтверждает нашу гипотезу.
Дальнейшую перспективу исследований видим в углубленном изучении механизмов, обеспечивающих повышение уровня познавательной активности и способствующих устойчивости и динамичности этих показателей.
Подобные работы
- Развитие творческой познавательной активности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие педагога с семьей по развитию познавательной сферы детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития
социальной активности детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста на уроках технологии
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Влияние дидактической игры на развитие познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



