Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №69716

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы107
Год сдачи2016
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 11 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Социальная поддержка неблагополучных семей: 11
теоретический аспект
1.2. Межведомственное взаимодействие субъектов социальной 31
поддержки неблагополучных семей: принципы и механизмы
1.3. Нормативно-правовые основы социальной поддержки семьи и детей 44 в Российской Федерации
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 51
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПОДХОД
2.1. Межведомственное взаимодействие субъектов социальной 51
поддержки неблагополучных семей в муниципальном районе «Шебекинский район и город Шебекино»
2.2. Диагностика проблем социальной поддержки неблагополучных 68
семей и межведомственного взаимодействия субъектов на
муниципальном уровне (по материалам социологического исследования)
2.3. Рекомендации по совершенствованию межведомственного 78
информационного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей на муниципальном уровне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социальные процессы, происходящие в
обществе, оказывают существенное влияние на состояние семьи, динамику и тенденции ее развития. Влияние семьи на подрастающее поколение очень велико, так
как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит
овладение им социальными ролями. Основными задачами государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, задачи обеспечения
условий для выполнения семьей ее важнейших функций.
Социально-экономические изменения в стране болезненно отразились на состоянии семьи: переходные, кризисные периоды общественного развития порождают увеличение числа неблагополучных семей. Понятие «неблагополучная семья»
приобрело в современной России острую актуальность: семейное неблагополучие
из частного случая превратилось в атрибутивную характеристику огромного числа
российских семей. Это не может не отражаться на состоянии общества и его институтов: неблагополучие в массе семей генерирует неблагополучие в социетальном
масштабе. Неблагополучная семья является зеркалом общего социального неблагополучия.
Своевременное выявление неблагополучных семей, их оздоровление, вовремя оказанная им социальная поддержка, позволяют минимизировать семейные проблемы, определить способы повышения воспитательных ресурсов семьи.
Учреждения различных ведомств призваны представлять и отстаивать
культурные, образовательные, медицинские, духовные и другие интересы семьи.
Каждое ведомство в рамках своей компетенции отвечает за решение определенных
проблем неблагополучных семей за создание условий для осуществления их интересов на различных этапах.
Позиционирование интересов семей c детьми субъектами социальной поддержки зачастую не соответствует направленности и диапазону запросов. Сегодня
актуальным является межведомственное взаимодействие, подкрепленное законодательной и материальной базой, которая необходима для оказания социальной поддержки семьям, в том числе неблагополучным. Сложившаяся ситуация предопределяет масштабность и направления работы субъектов социальной поддержки, вынуждает постоянно наращивать объемы оказания социальной помощи, находить
новые более эффективные технологии работы. Данные структуры предоставляют4
социальную поддержку нуждающимся, находясь в непосредственной близости от
семьи, особенно это относится к учреждениям социальной защиты, которые находятся в контакте с государственными органами, от них зависит решение проблем
семьи. Подобная система позволяет оценить реальную жизненную ситуацию и
найти конкретные пути выхода из ситуации.
Однако решение проблем социальной поддержки неблагополучных семей
затрудняется разобщенностью действий субъектов социальной поддержки на территории. Каждое ведомство при работе использует свои критерии, отчетные показатели, вкладывает свай смысл и понятия, зачастую у служб нет единого оперативного поля и единой задачи; опоры в работе на информацию других структур в необходимом объеме, кроме того, работу затрудняет нерациональное дублирование
функций.
Степень разработанности проблемы. Тема исследования по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь пересекаются научные интересы
педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом: А.И. Антонов, Т.М. Афанасьев, И.В. Бестужева-Лада,
А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, И.В. Гребенникова С.И. Голод, И.А. Гундаров,
А.А. Клецин, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, Н.А. Соловьев, М.С. Мацковский,
В.М. Медков Ю.Б. Рюриков и других.
Влияние процесса социетальной трансформации на институт семьи подверглось анализу в исследованиях Л.B. Карцевой, И.М. Корняка, A.M. Панова,
Б.В. Ракитского, Е.И. Феоктистовой. Важнейший аспект жизнедеятельности семьи
– гармония супружеских отношений исследуется К. Витеком, И.В. Дорио,
С.В. Ковалевым, И.С. Коном, О.С. Сермягиной, Ю.В. Юндой и др.
Конкретные исследования неблагополучной семьи как феномена связаны,
прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, проблемы развода и его дестабилизирующая роль рассматриваются в работах К. Аронса, М. Кента, С.С. Сидельниковой и др. Основной акцент в них делается
на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических
данных, сравнительным анализом современной нуклеарной семьи в условиях современного российского и западного общества. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как агентом деформированной социализации, как источником, порождающим девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах
Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, М.М.Бабаева, И.Ф.Дементьевой, А.И. Долговой,5
В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, А.Б. Кашелкина, Н.И. Крюковой,
Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, Д.А. Шестакова и др. Проблема насилия и
проявления жестокости в семье нашла отражение в работах Т. Забелиной,
М. Закировой, Г. Демьянова, В. Кочетковой, Э. Мартыновой, Е. Потаповой,
А. Синельникова, А. Хасиной, Н. Шведовой и других ученых.
Социально-экономические проблемы семьи рассматриваются в работах
Е.И. Балдициной, Л.Л. Корняк, А.А. Овсянникова, Н.М. Римашевской,
Л.Т. Шинелевой и др. Авторами исследованы основные факторы, обеспечивающие
реализацию семьей своей хозяйственной функции, выявлены типичные проблемы,
которые возникли у семьи в материальном обеспечении в современных условиях.
В работах С.Т. Агаркова, С.А. Беличевой, Э.В. Виноградской, С.В. Ковалева,
Л.М. Прокофьевой, B.C. Торохтия, З.А. Янковой исследована возрастающая роль
морально-психологических факторов в создании сплоченной, способной к самостоятельному преодолению возникающих трудностей семьи.
Семья как особый клиент социальной работы исследуется в трудах
Л.С. Алексеевой, Е.Ю. Алешиной, P.M. Ахмадинурова, Дж. Бариз,
С.В. Дармодехина, Г.И. Климантовой, Ф.А. Мустаевой, И.И. Осиповой,
О.Л. Потрикеевой, М.В. Раджаевой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой,
Е.И. Холостовой, Т.В. Шеляг, Е.Р. Ярской-Смирновой. В работах этих авторов выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки,
помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
Вопросы организации социальной поддержки семьи рассматриваются
Б.Н. Алмазовым, О.Ю. Арсентьевой, А.В. Артюховым, В.Н. Архангельским,
P.M. Ахмадануровым, Е.Б. Бреевой, Т.А. Гурко, С.В. Дармодехиным,
З.П. Замараевой, Е.Ф. Лаховой, З.Х. Саралиевой, А.В. Старшиновой,
В.Ф. Туринским, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой. В трудах данных ученых определены те типичные проблемы, которые возникают при осуществлении
социальной защиты и поддержки различным категориям семей в современных
условиях.
Аспекты управления учреждениями социальной сферы отражены в работах
С.А. Беличевой, Н.Д. Вавилиной, А.И. Ляшенко, Л.В. Топчего, В.Г. Попова,
М.В. Удальцовой, Е.И. Холостовой. Смежными проблемами межтерриториального
и внутритерриториального взаимодействия учреждений социальной сферы занимается узкий круг авторов (Д.А. Кутал, Е.В. Хижнякова).6
В отечественной литературе общие проблемы взаимодействия рассматривались М.М. Ковалевским, К.М. Тахтаревым, Б.Н. Чичериным и др. Среди современных ученых можно назвать В.В. Желтова, О.С. Разумовского, M.B. Удальцову,
Л.Л. Шпак и др.
В научной литературе рассматриваются такие формы взаимодействия, как
социально-политическое (JI.П. Шпак, В.В. Желтов и др.), информационное
(В.З. Коган, В.Н. Шубкин и др.), социально-экономическое (Т.И. Заславская,
Ф.М. Бородкин и др.), межгрупповое (B.C. Агеев и др.), социальное партнерство
(И.М. Модель, Б.С. Модель, Г.Ю. Семигин, А.И. Сухарев и др.).
Общие проблемы социальной сферы освещены в работах таких авторов, как
A.M. Бабич, B.C. Барулин, О.Н. Викторов, Ю.Е. Волков, С.И. Григорьев,
Л.Г. Гуслякова, Е.В. Егоров, В.Н. Иванов, В.Н. Ковалев, В.Л. Кураков,
А.И. Ляшенко, Г.И. Осадчая и др.
Тем не менее проблематика межведомственного взаимодействия субъектов в
решении проблем семейного неблагополучия в современной России не получила
пока должного отражения в отечественной научной литературе.
Объект исследования – социальная поддержка неблагополучных семей.
Предмет исследования – межведомственное взаимодействие субъектов социальной поддержки неблагополучных семей на муниципальном уровне.
Цель исследования – раскрыть специфику межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей и разработать рекомендации по совершенствованию межведомственного информационного взаимодействия данных субъектов на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
 раскрыть теоретические основы социальной поддержки неблагополучной
семьи и межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей;
 раскрыть сущность и специфику межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей на муниципальном уровне;
 раскрыть проблемы социальной поддержки и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей и
предложить рекомендации по совершенствованию межведомственного информационного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей
на муниципальном уровне.7
Гипотеза исследования. Проведение успешной социальной поддержки неблагополучных семей на муниципальном уровне возможна при условии совершенствования информационных механизмов межведомственного взаимодействия субъектов, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы,
принципы работы с неблагополучной семьей (С.А.Беличева, М.И.Буянов,
В.Н.Гуров, И.Ф.Дементьева, А.И.Захаров, Т.В.Лодкина, А.Е.Рацимор, В.Сатир,
А.С.Спиваковская, В.М.Целуйко, Э.Г.Эйдемиллер, М.В.Шакурова, Т.И.Шульга,
В.В.Юстицких и др.); компетентностный подход (А.Л.Андреев, З.Ф.Зеер,
И.А.Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Л.В.Сафонова,
В.А.Сластенин, Е.Н. Холостова и др.),; системный подход (Ю.К. Бабанский,
В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, А.Н. Леонтьев, В.В.Рубцов, Г.Н. Сериков, Э.Г.Юдин и
др.); аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, В.В. Николина,
З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, E.H. Шиянов); личностноориентированный подход (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина,
И.А. Зимняя, В.А. Караковский, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Ю.И. Турчанинова,
И.С. Якиманская); деятельностный подход (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов,
E.H. Дмитриева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков,
Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для решения первой задачи исследования, автором была предпринята попытка изучить теоретические основы социальной поддержки неблагополучной семьи и
межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей.
Неблагополучная семья – это семья, которая в силу тех или иных причин
полностью утратила свои воспитательные возможности, вследствие чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка, факторы определяющие
неблагополучие: медико-биологические; социально-экономические; социальная
изоляция семьи; факторы социального риска; психологические; педагогические.
Социальная поддержка – система социально-психологических способов и методов,
способствующих самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее адаптированности;
осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека после
разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социальной самореализации на каждом этапе жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
Социальная поддержка предполагает оказание социально-психологической помощи, предоставление консультативных, диагностических, психотерапевтических и
психосоциальных услуг, способствующих социальной адаптации семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, усилению воспитательного потенциала. В то
же время, такая поддержка включает профилактические меры, направленные на создание и поддержание благоприятного микроклимата семьи, оптимальных семейных отношений, условий нормального воспитания и жизни детей в семье.
Автором делается вывод о том, что одной из особенностей неблагополучных
семей, является их склонность к отклоняющемуся поведению. Они имеют выраженную склонность к делинквентному, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Возможно, склонность к асоциальному поведению формируется
в связи с неустойчивыми семейными и нравственными ориентациями.
Социальная поддержка неблагополучных семей направлена на преодоление деструктивных социальных и психологических факторов, препятствующих функционированию семьи, и осуществляется в следующих формах: во-первых, диагностика99
семьи, которая предполагает изучение особенностей семьи, ее проблем, характера
внутрисемейных отношений. Метолы изучения семьи многообразны и позволяют
осуществить сбор и анализ данных о семье, прогнозирование развития семьи. Выделяют социологические методы и психолого-педагогические методы; во-вторых,
психотерапевтическая поддержка семьи, которая предполагает коррекцию семейных отношений на личностном уровне, то есть изменение мотивации, взглядов, качеств личности членов семьи, поддержание и развитие лучших чувств и способностей и тем самым предотвращение тяжелых конфликтов и нарушений внутрисемейного взаимодействия. Задачей семейной психотерапии является мобилизация
внутренних резервов семьи, укрепление ее статуса, что способствует преодолению
трудных жизненных ситуаций и профилактике их возникновения.
Принципы межведомственного взаимодействия – это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются взаимодействующие субъекты при
организации совместного решения социальных проблем. Механизм межведомственного взаимодействия – это совокупность форм, мер, средств и способов, обеспечивающих совместную работу учреждений различных ведомств при достижения
общих социально значимых целей. Применение механизмов межведомственного
взаимодействия позволяет координировать действия и ведомственные интересы в
достижении взаимопонимания между взаимодействующими субъектами за счет согласования интересов каждой стороны.
Второй задачей нашего исследования стала характеристика межведомственного взаимодействия субъектов социальной поддержки неблагополучных семей на
муниципальном уровне. В работе определены механизмы межведомственного взаимодействия субъектов в организационно-управленческом аспекте: законодательная база, регламентирующая основные принципы и правила совместной работы
различных учреждений; совместная работа по реализации межведомственных проектов и программ; совпадение целей и совместимость интересов; интеграция ведомственных интересов на основе согласования в общетерриториальные; четкое
разграничение прав, обязанностей и функций взаимодействующих сторон; единое
информационное пространство; своевременное информирование о целях, задачах,
действиях, направленных на предмет взаимодействия; упорядоченность действий и
взаимодействий на основе учета интересов и целей участников; непосредственный
контакт между учреждениями различной ведомственной принадлежности; взаимообусловленность и взаимозависимость действий (обмен действиями, нормами); вы100
явление реальных жизненных ситуаций, в которых находятся дети-жертвы семейного насилия в конкретный момент; использование инновационных методик,
технологий работы. Автором перечислены основные субъекты социальной поддержки неблагополучной семьи.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ