Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №69715

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка 7
1.1. Характеристика учебной деятельности младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Учебник русского языка как основное средство обучения
младших школьников 17
1.3. Возможности современных учебников по русскому языку в
развитии навыков учебной деятельности младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка 32
2.1. Диагностика навыков учебной деятельности учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Реализация педагогических условий по теме исследования на
уроках русского языка 40
Заключение 49
Библиографический список 52

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Развитие навыков учебной деятельности - один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения и качество образования выпускника школы. В современном обществе повышаются требования к уровню образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение ими повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по всем учебным предметам предусматривается формирование у обучающихся навыков учебной деятельности. Также в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Ученик должен ответственно относиться к учёбе, сознавать её общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор. В процессе обучения ребёнок не только приобретает знания, но и овладевает комплексом учебных действий по их усвоению. Теоретические основы развития навыков учебной деятельности представлены в психолого-педагогических исследованиях: П.П. Блонского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, В.А. Кулько, Н.Г. Миловановой, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др.
Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы сформировать у младших школьников навыки учебной деятельности, а также познакомить их с приемами работы с учебником. Учебник - это книга для учащихся и учителя, в которой излагается материал в соответствии с программой по предмету. Современный учебник по русскому языку для младших школьников реализует требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и построен с учетом планируемых результатов освоения программы «Русский язык», как нормативного документа. В нем содержатся теоретические сведения по фонетике, лексике, фразеологии, морфологии, словообразованию, грамматике, стилистике, культуре речи, орфографии и пунктуации, общие вопросы о языке, а также разнообразные упражнения, задания для самостоятельной работы, вопросы для повторения. В приложениях к учебнику даются памятки, словари, списки изученных орфограмм, схемы языкового разбора, иллюстративный материал. Привлечение наглядного материала способствует более эффективному усвоению знаний, активизирует внимание учащихся, развивает познавательный интерес к предмету. К сожалению, не так просто убедить учащихся, что учебник - это их помощник. Он является не только источником знаний, но и используется в качестве справочника, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил.
Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. Основные положения работы с учебником как главным средством обучения рассматриваются в работах Е. В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова и других ученых.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка.
Гипотеза: развитие навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) учитываются её структурные компоненты;
2) осуществляется целенаправленное формирование навыков учебной деятельности с учетом изучаемой на уроке учебной темы и материалами учебника «Русский язык»;
3) учащиеся выступают в качестве субъектов учебной деятельности.
Задачами исследования являются:
1) изучение педагогической и методической литературы и выявление степени разработанности исследуемой проблемы;
2) изучение педагогического опыта по теме исследования;
3) разработка уроков русского языка по предмету исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования); изучение педагогического опыта; анкетирование; изучение продуктов деятельности учащихся; математическая и графическая обработка результатов исследования.
Практическая база исследования: МБОУ «Лицей № 10»г. Белгорода 2 «Д» класс, учитель - Богданова Галина Николаевна.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий работы с учебником на уроках русского языка как средство развития навыков учебной деятельности младших школьников. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка» выявлены особенности и возможности учебника русского языка; рассмотрена характеристика учебной деятельности младших школьников.
Во второй главе «Организация практической работы по развитию навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка» представлены результаты диагностики уровня развития навыков учебной деятельности младших школьников; организация и проведение работы по развитию навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 53 источников.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 56 страниц.
В приложении содержатся инструкции к диагностическим методикам, планы-конспекты уроков русского языка по нашей проблематике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённое нами исследование позволяет утверждать, что одной из важных задач обучения как русскому языку, так и другим предметам, является развитие навыков учебной деятельности младших школьников, которое имеет общеучебную значимость, в частности, влияет на возможность эффективного самообразования в процессе обучения в школе и после неё, возможность продолжить образование в других учебных заведениях.
Нами были изучены теоретические основы развития навыков учебной деятельности, разработанные: П.П. Блонским, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьевым, В.А. Кулько, Н.Г. Миловановой, Л.М. Фридманом, Д.Б. Элькониным и другими учёными.
Мы проанализировали основные положения работы с учебником как главным средством обучения, рассмотренные в работах Е. В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, Л. И. Савенкова и других педагогов.
Нами было установлено, что практически отсутствуют теоретические исследования, в которых бы речь шла о развитии навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка. А ведь учебник, как средство организации самостоятельной работы, располагает огромными развивающими возможностями. Грамотно выстроенная работа с учебником, должна охватывать все этапы процесса обучения, способствовать ускорению процесса выработки комплекса общеучебных умений и навыков, и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении младших школьников.
В ходе теоретического изучения проблемы настоящего исследования мы установили, что подразумевается под терминами «учебная деятельность» «навык учебной деятельности», «компоненты учебной деятельности», и кто из современных учёных и учителей-практиков занимается изучением и реализацией вопросов, связанных с их развитием у учащихся начальной школы.
Анализ учебников для 2 класса по русскому языку учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» показал, что в их содержании имеются упражнения, направленные на развитие навыков учебной деятельности младших школьников. Мы пришли к выводу, что учебники располагают широкими возможностями в развитии навыков учебной деятельности младших школьников.
В экспериментальной части выпускного квалификационного исследования представлено описание диагностической работы на базе 2 «Д» класса МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода.
Эксперимент состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Констатирующий этап позволил установить уровень сформированности у учащихся компонентов учебной деятельности, без которых невозможно развитие навыков учебной деятельности. В ходе целевого анализа учебника «Русский язык», нами были установлены особенности, в соответствии с которыми осуществлялись организация и проведение уроков.
В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что развитие навыков учебной деятельности младших школьников в процессе работы с учебником на уроках русского языка будет эффективным, если: учитываются её структурные компоненты;
осуществляется целенаправленное формирование навыков учебной деятельности с учетом изучаемой на уроке учебной темы и материалами учебника «Русский язык»; учащиеся выступают в качестве субъектов учебной деятельности.
Мы установили, что использование различных упражнений и заданий на уроках русского языка, направленных на развитие навыков учебной деятельности не только активизирует самостоятельную деятельность младших школьников, но и повышает качество, и скорость усвоения изучаемого на уроке учебного материала.
К сожалению, ограниченные сроки выпускной квалификационной работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему развития навыков учебной деятельности младших школьников при работе с учебником на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды / П.К. Анохин.- М.: Наука, 1978. - С. 88-97.
2. Антюхова С.Ю. Учебник русского языка для младших школьников (дидактические возможности) / С.Ю. Антюхова // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 2. - С.74-76.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к смысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Афанасьева Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий / Н.В. Афанасьева, О.Н. Коптяева, Н.В. Малухина. - Вологда: ВПК, 2011. - 80 с.
5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург.: Деловая книга, 2000. - 937 с.
7. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Издание 2-е. - Спб.: Питер., 2001. - 288 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
9. Бунеев Р.Н. Классификация современных школьных учебников / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 6. - С. 3-5.
10. Бунеева Е.В. Непрерывное языковое образование и современный школьный учебник по русскому (родному) языку / Е.В. Бунеева. - М.:Баласс, 2014. - 70 с.
11. Бунеева Е.В. Современный учебник русского языка для начальной школы (статья 1) / Е.В. Бунеева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 2. - С. 60-65.
12. Бунеева Е.В. Современный учебник русского языка для начальной школы (статья 2) / Е.В. Бунеева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №3.- С. 65-71.
13. Воронина Л.П. Методические рекомендации для учителей по формированию умений организации учебной деятельности у школьников / Л.П. Воронина, О.С. Снисаренко. - Киев: Педагогика, 1988. - 48 с.
14. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников / Н.Н. Веселова // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - №8. - С. 63¬65.
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - М.:Флинта, 2015. - 146 с.
16. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- М.: АСТ, 2001. - 576с.
17. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников / С.В. Дюмина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №1. - С. 67-76.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Воронеж: Модэк, 2010. - 448 с.
19. Зимняя И.А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1. - С.40-51.
20. Кабанова - Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова - Меллер. — М.: Знание, 1981.— 96 с.
21. Каленчук М.Л. Русский язык. 2 класс. Учебник. Часть 2 / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 166 с.
22. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
23. Леонтьев А.А. Психолого-дидактические основы школьных учебников нового поколения (на примере русского языка и литературы) / А.А. Леонтьев. - М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2005. - 130 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.
26. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.
27. Лошкарева Н.А. Развитие общих учебных умений и навыков школьников / Н.А. Лошкарева // Народное образование. - 1984. - №4. - С. 4-69.
28. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
29. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 5-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 462 с.
30. Львова С.И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника / С.И. Львова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №1. - С. 63-70.
31. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. - Киев: Вищашк., 1987. - С. 106.
32. Милованова Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева. - Тюмень: ТОГИРРО., 2008. - 28 с.
33. Морозова Н.А. Учебная деятельность как универсальный метод обучения (Из опыта обучения русскому языку по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) / Н.А. Морозова // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №12. - С. 42-49.
34. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 121.- С. 121.
35. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие /А.А. Реан. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.
36. Рябова Т.В. Особенности построения учебной деятельности младших школьников / Т.В. Рябова // Пермский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 93-97.
37. Степанова Н.А. Динамика развития личности младшего школьника / Н.А. Степанова // Воспитание школьников. - 2011. - №10. - С. 36-39.
38. Татьянченко Д.В. Что надо знать учителю об общеучебных умениях и навыках / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч начальной школы. - 2001. - №4. - С. 137-139.
39. Тюко В.В. Умения и навыки в учебной деятельности школьников / В.В. Тюко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. - 2010. - №3. - С. 160¬164.
40. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.
41. Фролова Л.С. К вопросу о результатах и результативности формирования навыков учебной деятельности / Л.С. Фролова // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - №4. - С.1-8.
42. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие. ФГОС / Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкни- га/Учебник, 2016. - 304 с.
43.Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 1 / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 176 с.
44. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 3 / Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 160 с.
45. Чутко Н.Я. Школа - это прежде всего учебная деятельность / Н.Я. Чутко // Начальная школа плюс До и После. - 2001. -№1. - С. 27-32.
46.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
47. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 110 с.
48. Маскин В.В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практическое пособие / В.В. Маскин, А.А. Петренко, Т.В. Меркулова. - М.: Аркти, 2008. - 64 с.
49. Луценко О.А. Работа со словарями по программе УМК «Перспективная
начальная школа»// Инфоурок [Офиц.
сайт] .URL: https: //infourok.ru/statya_rabota_so_slovaryami_po_programme_u mk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola-178101 .html (дата обращения:
25.02.2018).
50. Павлова Н.А. Общеучебные умения и навыки - необходимое условие успешности обучения // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL:
https://infourok.ru/obscheuchebnie-umeniya-i-naviki-neobhodimoe-uslovie- uspeshnosti-obucheniya-901149.html(дата обращения: 23.02.2018).
51. Пилипчук Л.А. Учебники русского языка по программе «Перспективная начальная школа» // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт].URL:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/uchebniki- russkogo-yazyka-po-programme-pnsh(дата обращения: 20.02.2018).
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс]. URL:
кйрз://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 01.03.2018).
53. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/6150599/(дата обращения 01.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ