ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Понятие фонематического восприятия 6
1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие и его классификация 12
1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы
формирования фонематического восприятия 17
1.4. Анализ методических подходов к формированию фонематического восприятия 23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1 Организация и проведение исследования 33
2.2 Обработка результатов исследования 40
2.3. Методические рекомендации по работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1 Понятие фонематического восприятия 6
1.2 Фонетико-фонематическое недоразвитие и его классификация 12
1.3 Особенности фонетико-фонематического недоразвития детей и методы
формирования фонематического восприятия 17
1.4. Анализ методических подходов к формированию фонематического восприятия 23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1 Организация и проведение исследования 33
2.2 Обработка результатов исследования 40
2.3. Методические рекомендации по работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Одна из наиболее многочисленных групп детей с нарушениями речи - это дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН). Данное недоразвитие является наиболее характерным для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). К сожалению, в условиях специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, данная категория детей получить соответствующую коррекционно-педагогическую помощь не может (т.к. в этих группах находятся дети с общим недоразвитием речи I-II уровней речевого развития), и большинстве случаев такие дети, если они не попадают на логопункт дошкольной образовательной организации, могут остаться без логопедической помощи. Перейдя на школьную ступень обучения, они уже приобретают проблемы с письменной речью и попадают в «группу риска по школьной дезадаптации»(20). Данные вопросы изучены такими ведущими учёными
Волковой Г. А., Каше Г. А., Колпоковской И.К., Левиной Р.Е., Ткаченко Т.Е., Чиркиной Е. Г., Фомичевой М.Ф., Филичевой Т.Б.., и др. и доказывают, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения чтением и письмом(31).
Одна из главных задач в педагогике при работе с детьми, переживающими трудности в освоении грамоты, является формирование у них психологической готовности, определенного уровня общего развития и умственных способностей(21).В современной педагогической методике обучения грамоте неоспоримым является тот факт, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - важная предпосылка для овладения чтением, а в дальнейшем и письмом на языках, письменность которых выстроена по звукобуквенному принципу. Такие психологи, педагоги, лингвисты, как Лурия А.Р., Зайцева Е.С., Выготский Л.С., Эльконин Д. Б., в своих работах доказывают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и
дикции(1). Логопедическая работа у детей с различными нарушениями развития должна быть своевременной, целенаправленной, осуществляться
дифференцированно с учетом структуры дефекта, сохранности познавательной сферы и формы речевого расстройства(40).
Недостаточная изученность особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимость определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ставят данную проблему особенно остро. Проблема выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальной и значимой на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей формирования
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объектом исследования являются особенности формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Предметом исследования является направления и содержание работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачами данного исследования являются:
- изучение теоретических аспектов формирования фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- проведения исследования по выявлению особенностей фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
4) разработка рекомендаций по работе с детьми с фонетико - фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: метод индивидуального комплексного
обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г.Белгород.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Волковой Г. А., Каше Г. А., Колпоковской И.К., Левиной Р.Е., Ткаченко Т.Е., Чиркиной Е. Г., Фомичевой М.Ф., Филичевой Т.Б.., и др. и доказывают, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения чтением и письмом(31).
Одна из главных задач в педагогике при работе с детьми, переживающими трудности в освоении грамоты, является формирование у них психологической готовности, определенного уровня общего развития и умственных способностей(21).В современной педагогической методике обучения грамоте неоспоримым является тот факт, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - важная предпосылка для овладения чтением, а в дальнейшем и письмом на языках, письменность которых выстроена по звукобуквенному принципу. Такие психологи, педагоги, лингвисты, как Лурия А.Р., Зайцева Е.С., Выготский Л.С., Эльконин Д. Б., в своих работах доказывают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и
дикции(1). Логопедическая работа у детей с различными нарушениями развития должна быть своевременной, целенаправленной, осуществляться
дифференцированно с учетом структуры дефекта, сохранности познавательной сферы и формы речевого расстройства(40).
Недостаточная изученность особенностей звукопроизношения в зависимости от фонетического контекста, с одной стороны, и необходимость определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ставят данную проблему особенно остро. Проблема выявления детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальной и значимой на сегодняшний день.
Цель исследования - изучение особенностей формирования
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Объектом исследования являются особенности формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи
Предметом исследования является направления и содержание работы по формированию фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачами данного исследования являются:
- изучение теоретических аспектов формирования фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- проведения исследования по выявлению особенностей фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будет эффективно при соблюдении следующих условий:
1) проведение систематической работы по формирования фонетико - фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
2) поэтапность в реализации содержания логопедического воздействия;
3) реализация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи;
4) разработка рекомендаций по работе с детьми с фонетико - фонематическим недоразвитием.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования; эмпирические: метод индивидуального комплексного
обследования; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г.Белгород.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучены и проанализированы существующая теория и практика особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием, а также работы известных ученых в психологии, педагогике, логопедии. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что фонематическое восприятие - искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Данное исследование выявило, что основой нарушения служит неполная сформированность фонематического слуха, миссией которого служит узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличение акустических свойств звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это и приводит к неправильному восприятию слов. Данные недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Проведенное исследование доказывает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Изучено понятие фонетико-фонематическое недоразвитие как сбоя в процессе формирования произносительной системы языка у детей, сопровождающийся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Выявлено, что ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
• замены одних звуков другими;
• смешения и искажения звуков;
• перестановки слоговой структуры слова;
• упрощения слоговой структуры слова;
• неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
В данной работе определены диагностики письменной речи и методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, разработаны методические рекомендации родителям.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ЗПР, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
2. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить
определенную специфику фонетических и фонематических нарушений, заключающуюся в следующем:
У всех детей I и Пгрупп, были выявлены фонетические нарушения, фонематические нарушения были выявлены у всех детей I группы, и у 11 детей II группы.
У 8 детей I группы были нарушены только согласные звуки, у 4 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков.
У 9 детей II группы были нарушены только согласные звуки, у 3 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков. □ Сочетание фонетических и фонематических нарушений были выявлены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы.
Среди нарушений согласных звуков у детей I группы преобладали недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков ; у детей II группы преобладали недостатки свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р, Р’], проявлявшиеся в основном в заменах этих звуков.
У большинства детей с I группы, воспитывающихся в социальном приюте отмечаются более выраженные нарушения звуковой стороны речи по сравнению с детьми II группы, посещающих детский сад.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок приовладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Данное исследование выявило, что основой нарушения служит неполная сформированность фонематического слуха, миссией которого служит узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличение акустических свойств звуков и принятие решения о фонеме. В связи с неопознанием того или иного признака звук распознается неправильно. Это и приводит к неправильному восприятию слов. Данные недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Проведенное исследование доказывает справедливость выдвинутой гипотезы и правильность решения исследовательских задач.
В ходе исследования были выявлены три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
Изучено понятие фонетико-фонематическое недоразвитие как сбоя в процессе формирования произносительной системы языка у детей, сопровождающийся расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Выявлено, что ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:
• замены одних звуков другими;
• смешения и искажения звуков;
• перестановки слоговой структуры слова;
• упрощения слоговой структуры слова;
• неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.
В данной работе определены диагностики письменной речи и методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, разработаны методические рекомендации родителям.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Особенности фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста зависят от механизма, лежащего в основе речевой патологии. Анализ имеющихся в логопедии исследований показывает, что для детей с ЗПР, характерна своя особая специфика фонетических и фонематических нарушений и их сочетаний.
2. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить
определенную специфику фонетических и фонематических нарушений, заключающуюся в следующем:
У всех детей I и Пгрупп, были выявлены фонетические нарушения, фонематические нарушения были выявлены у всех детей I группы, и у 11 детей II группы.
У 8 детей I группы были нарушены только согласные звуки, у 4 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков.
У 9 детей II группы были нарушены только согласные звуки, у 3 детей отмечались нарушения как согласных, так и гласных звуков. □ Сочетание фонетических и фонематических нарушений были выявлены у 11 детей I группы и у 6 детей II группы.
Среди нарушений согласных звуков у детей I группы преобладали недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков ; у детей II группы преобладали недостатки свистящих и шипящих звуков, а также звуков [Р, Р’], проявлявшиеся в основном в заменах этих звуков.
У большинства детей с I группы, воспитывающихся в социальном приюте отмечаются более выраженные нарушения звуковой стороны речи по сравнению с детьми II группы, посещающих детский сад.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок приовладении письменной речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений и работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов



