Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ПАЙДЕЙЯ» (παιδεία) И «УРБАНИТАС» (urbanitas) КАК МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Работа №69698

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. «ПАЙДЕЙЯ» (naiSela) КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ 18
И ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Особенности спартанской системы воспитания 18
1.2. Афинская система воспитания как фундамент пайдейи 28
ГЛАВА 2. «УРБАНИТАС» (urbanitas) КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛИ- 40
ЗАЦИИ В АНТИЧНОМ МИРЕ
2.1. Римская система воспитания и образования эпохи республики 40
2.2. Римская система воспитания эпохи империи. Формирование 55
«урбанитас» как модели культурного человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы. Становление личности тесно связано с процессом социализации человека, который продолжается всю жизнь. Социализация (от лат. socialis - общественный), - процесс усвоения человеком определѐнной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных, социальных связей и
отношений, т.е. то, что обеспечивает гармоничное вхождение человека в общество. Эта схема актуальна для любого исторического периода, однако, для
каждой эпохи и цивилизации она будет особенной. В данном случае нас интересует специфика социализации человека в античном обществе, поскольку
именно эта цивилизация заложила основы всей последующей европейской
культуры.
Безусловно, важнейшую роль в процессе социализации играет система
воспитания и образования, а кроме того модель идеального гражданина.
Комплекс подобного рода воззрений сложился уже в античную эпоху и предопределил облик будущих средневековых европейских государств.
Вопрос в том, каким должен быть человек, и как воспитан и образован,
на сегодняшний день остается предметом широкой дискуссии. Греческая
«пайдейя» заложила глубокие основания, без выяснения которых проблема
формирования личности будет неполной. Особенно глубокий след в этом оставило учение Платона о «пайдейе», оно вошло в «плоть» и «кровь» европейской цивилизации и продолжает оказывать влияние, явное или неявное, на
представления о формировании личности по настоящее время.
Весомый вклад в формирование ментальных основ современной цивилизации был сделан в рамках развития римской духовной культуры. Римская
система воспитания и образования «humanitas» и модель идеального гражданина «urbanitas» заключали в себе все основные мировоззренческие аспекты
и нормы поведения римлянина, среди которых были и патриотизм, честь, вера, приоритет общественного над частным.
Таким образом, очевидна актуальность исследования для нынешнего
поколения молодых людей, социализация которых нуждается в усилении как
патриотического компонента, так и других установок, из которых формируется образ личности.
Объект исследования – античные системы воспитания и образования
в Древней Греции и Древнем Риме.
Предмет исследования – сравнительный анализ формирования и развития личности и процесса социализации в двух древнейших цивилизациях.
Цель работы: проанализировать развитие моделей социализации в
Древнем мире в период античности.
Целью определяются следующие задачи:
1) Раскрыть значение понятия «пайдейя» и определить воспитательный
потенциал данной системы;
2) Изучить спартанскую воспитательно-образовательную систему и сопоставить ее с афинской;
3) Исследовать систему воспитания и образования в Афинах;
4) Проанализировать сходства и различия в древнегреческой и древнеримской культуре, то есть аспекты обучения и воспитания;
5) Выявить направления социализации человека в античности через
изученные модели социализации.
Хронологические рамки Древняя Греция - Спарта (IX - II век до н. э.);
Афины (V до н.э.- II н.э.). Древний Рим - Период Римской республики (VI в.
– I в. до н.э.); Период Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Работа не имеет целью уточнение времени, поэтому принимаются «традиционные» хронологические рамки периода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основе всего вышесказанного мы можем сделать основополагающий вывод:
Социализация воспитание человека и образования в период античности в Древней Греции и Древнем Риме есть исторически сложившиеся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению, которое приобрело организованную форму. Впоследствии - это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие. Также в процессе выполнения данной работы было доказано, что древнегреческого и древнеримского воспитания стали базой для становления и последующего развития социализации, и актуальны и значимы в современном образовании.
1. "Пайдейя" (naiSela) - это система образования и воспитания, "Урбанитас" (urbanitas) - концепция и модель римского городского образа жизни, посредством которой осуществлялась социализация римского гражданина. Эти модели имеют общие черты:
Обе системы и греческая и римская развивались на базе античной гражданской общины. Весь строй этой общины предопределил шкалу основных ценностей, которые имели значение и для древней Греции и для древнего Рима. Идеи были связаны с признанием ценности личности, ценности отдельного гражданина. Если этот гражданин не противоречил своими действиями, высказываниям и интересам общества и государства. Если этот человек не вступал в конфронтацию с обществом и государством, он признавался не безличным элементом, а полноценный гражданином, достоинства которого нужно признавать.



1. Августин. S. Aurelii Augustini. Confessiones. - Rec. P. Knoll. - Wien, 1896. Рус. пер.: Творения Блаженного Августина. - Тт. I-XI. - Киев, 1880-1908 (2-е изд. - Киев, 1901-1915 - кроме трех последних томов). Также: Исповедь. - М., 1991. - Пер. М.Е. Сергеенко. - 488 с.
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература, 1998. - 1391 с.
3. Аристофан. Комедии. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - 344 с.
4. Валерий Максим: Valerius Maximus. Рус пер.: Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения [отрывки]. / Пер. А.А. Павлова. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М., ИВИ РАН. 2008. - №16. - С. 146-181; Историческое произведение как феномен культуры. - Вып. 3. - Сыктывкар, 2008. - С. 124—141.
5. Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. Ст. и прим. А. И. Зайцева. Отв. ред. Я. М. Боровский. (Серия «Литературные памятники»). - Л.: Нау-ка, 1990. - 576 с.
6. Гомер. Одиссея. / Пер. В. А. Жуковского. Ст. и прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Нау¬ка, 2000. - 544 с.
7. Еврипид. Трагедии / Пер. И.Ф. Анненского. Т.1-2. - М.: Ладомир, Наука. - 1999. - 657 с.
8. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Пер. и коммент. М.М. Покровского. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир»: Наука, 1993. - 559 с.
9. Кассий Дион. Римская история. - URL:
https: //archive. org/detail s/diosromanhistory09cassuoft
10. Катон Старший: Marcus Porcius Cato. The Latin Library. Рус. пер.: Катон. Земледелие. / Пер. М.Е. Сергеенко - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 220 с.
11. Катулл Гай Валерий: Рус. пер.: Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений / Изд. подг. С. Шервинский, М. Гаспаров; отв. ред. М. Гаспаров. — М.: Наука, 1986. — С. 155—207. — 304 с.; Катулл. Сочинения. / Пер. О. Славянки. - М.: Русская панорама, 2009. - 384 с.
12. Квинтилиан Марк Фабий: Рус. пер.: Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А. Ни-кольского. - Ч. 1-2. СПб, 1834. - 486 с. - Ч. 2. - 522 с.; «О подготовке оратора» (отрывки). // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Антич¬ность, Средние века. / Сост. С. С. Аверинцева. - М., 1973.
13. Петроний Арбитр. Сатирикон: Рус. пер.: Петроний Сатирикон. Том I, II. Перевод с латинского и примечания Г. Севера. - Торонто, 2016. - 471 с. (1 том), 934 с. (2 том).
14. Платон. / Пер. С.К. Апта // Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. - М.: Ладомир, 2003. - 528 с.
15. Плиний Младший. Письма / Подг. изд. М. Е. Сергеенко, А. И. Доватур. Изд. 2-е, перераб. - М.: Наука, 1982. - 410 с. - (Литературные па-мятники).
16. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
17. Софокл. Трагедии / Пер. С.В. Шервинского. Ч.1. - М.: АСТ, 2002. - 244 с.
18. Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М.: Нау¬ка, 1974. - 319 с.
19. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1976. - 307 с.
20. Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта, вступ. ст. Н. Сахарного. - М.: Худож. лит., 1971. - 383 с.
II. Литература:
1. Аверинцев, С.С. Пайдейя. Из истории европейской культуры.
Видеозапись и стенограмма лекции Сергея Аверинцева в МГУ, 1989 / С.С. Аверинцев. - Режим доступа:
http: //www.polit.ru/article/2009/02/05/videon aver/ (дата обращения
02.06.2017).
2. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской культурной тра¬диции / С.С. Аверинцев. - М.: Школа «Языки русской культуры»,1996. - 448 c.
3. Аверинцев, С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью / С.С. Аверинцев // Из исто-рии культуры средних веков и Возрождения / Карпушин В.А. (ред.). - М.: Наука, 1976. - С.17-64.
4. Андреев, Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период) / Ю.В. Андреев. - М.: Издательство Ленинградского университета, 2009. - 144 c.
5. Античная Греция: проблемы развития полиса / Редкол.: Е. С. Го¬лубцова (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1983. Т. 1 : Становление и развитие по¬лиса / Г. А. Кошеленко, Г. Ф. Полякова, В. П. Яйленко и др. - 1983. - 423 с.; Т. 2: Кризис полиса / Л. М. Глускина, В. И. Исаева, Э. Д. Фролов и др. - 1983. - 383 с.
6. Анун, Р. Цивилизация Древнего Рима / Р. Анун, Дж. Шейд; Пер. с франц. И. Бородычевой, А. Китайцевой. - М.: Астрель, ACT, 2004. - 176 с.
7. Артамонов, С.Д. Античная риторика как система / С.Д. Артамо¬нов // Сб. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. - М.: Наука, 1991. - С. 27-59.
8. Боннэр, А.В. Греческая цивилизация / А.В. Боннэр. - М: Искусст¬во, 1992. - 137 с.
9. Батлук, О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме / О.В. Батлук // Вопросы философии. - 2000. - №2. - С. 115-140.
10. Блаватская, Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н.э. и его культура / Т.В. Блаватская. - М.: Наука, 1976. - 307 с.
11. Большой толковый социологический словарь / Под ред. Джери Д., Джери Дж. - М.: Вече, ACT, 1999. - 876 с.
12. Ботвинник, М.Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян: кн. для учащихся / М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович, Г.А. Стратановский. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с., ил.
13. Быт и история в античности / Кнабе Г.С. (отв. ред.). - М.: Наука,
1988. - 272 с.
14. Велишский, Ф. История цивилизаций: Быт и нравы древних Гре¬ции и Рима / Ф. Велишский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 704 с.
15. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. - М.: Высшая школа, 1983. - 420 с.
16. Воскресенская, Н.О. Культурология. История мировой культуры / Н.О. Воскресенская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. - 759 с.
17. Гаспаров, М.Л. Римский этап античной литературы: Жанры и стиль / М.Л. Гаспаров // Сб. Поэтика древнеримской литературы. - М.: Наука,
1989. - С. 5-21.
18. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Великой Римской им-перии / Э. Гиббон. Т. 1. - М.: ТЕРРА, 2008. - 640 с.
19. Гиленсон, Б.А. История античной литературы: Древняя Греция. Древний Рим / Б.А. Гиленсон / Под ред. В.Д. Седельник. - М.: Флинта, 2001. - 416 с.
20. Гиро, П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. - Смоленск, 2000. - 562 с.
21. Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. - СПб: Алетейя, 1995. - 598 с.
22. Грабарь-Пассек, М.Е. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства II-V в. / М.Е. Грабарь-Пассек. - М.: Наука, 1964. - 243 с.
23. Грант, М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима / М. Грант. - М.: Центрполиграф, 2005. - 397 с.
24. Григорюк, Т.В. «Римский народ» в IV в. н.э. / Т.В. Григорюк // Народ и демократия в древности: доклады российской научной конференции. - Ярославль, 2011. - С. 287 - 292.
25. Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима / П. Грималь. -
Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва, 2008. - 512 с.
26. Гуревич, Я.Г. История Греции и Рима / Я.Г. Гуревич. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1894. - 276 с.
27. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1976. - 1096 с.
28. Дементьева, В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика / В.В. Дементьева. - Ярославль: Яро¬славский гос. университет, 2004. - 248 с.
29. Древняя Греция / Под ред. А.Л. Мясникова. - М.: Александр ПРИНТ, 1995. - 640 с.
30. Древняя Греция. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2016. - 230 с.
31. Древняя Спарта [Электронный ресурс] - Режим доступа: vuzlib/beta3/html/1/18355/18374.
32. Дуров, В.С. История римской литературы / В.С. Дуров. - СПб, 2000. - 624 с.
33. Егоров, А.Б. Рим на гране эпох. Проблемы рождения и оформле¬ния принципата / А.Б. Егоров. - Л.: Изд-во Ленингр, 1985. - 222 с.
34. Зеньковский, В.В. Педагогика / В.В. Зеньковский. - М. М.: Ид-во Правосл. Свято-Тихон. богослов, ин-та, 1996. - 153 с.
35. История Древней Греции / Под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина и Н. Н. Пикуса. Учебник. - М., Высшая школа, 1972. - 424 с.
36. Каркопино, Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей Им¬перии / Ж. Каркопино. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 420 с.
37. Карсавин, Л.П. Сочинения / Сост., вступ. статья и прим. С.С. Хо- ружего / Л.П. Карсавин. - СПб: Раритет, 1993. - 496 с.
38. Каталов, А. Спарта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.xserver/user/spart/1.shtml (дата обращения 12.11.2017)
39. Кнабе, Г.С. Категория престижности в жизни Древнего Рима / Г.С. Кнабе // Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - С. 115-128.
40. Кнабе, Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре древнего Рима / Г.С. Кнабе. - М.: Индрик, 1993. - 527 с.
41. Ковалёв, С.И. История Рима / С.И. Ковалев. - СПб: Полигон, 2002. - 864 с.
42. Колобов, А.В., и др. Античная мифология в историческом кон-тексте [Электронный ресурс] / А.В. Колобов, В.Р. Гущин, А.Ю. Братухин. - URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a= 1337302144 (дата обращения 21.12.2017).
43. Корелин, М.С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи / М.С. Корелин. - СПб: Коло, 2005. - 192 с.
44. Коуэл, Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура / Ф. Коуэл / Пер. О.Д. Сидоровой. - М.: Центрполиграф, 2006. - 254 с.
45. Крист, К. История времен римских императоров / К. Крист. - Т.
2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 512 с.
46. Культура Древнего Рима / Голубцова Е. С. (отв. ред.). Тт. 1-2. - М.: Наука, 1985. - Т. 1. - 432 с.; Т.2. - 400 с.
47. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. - М.: Высшая школа, 1990. - 456 с.
48. Лео, Ф. Очерк истории римской литературы / Ф. Лео. - СПб.: Вестник знамя, 1908. - 80 с.
49. Литовченко Е.В. Система средств трансляции классической тра-диции в позднеримской литературе (по произведениям Сидония Аполлина-рия) // Гуманитарные науки: сборник научных трудов / СГУ, СГА, Белгород¬ский филиал; науч. ред. Сокольская Н.В. - Белгород: СГУ, 2008. - Вып.16. - С. 138 - 149.
50. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Последние века / А.Ф. Лосев. - Т. 1, 2. - М.: АСТ, 2000. - 1056 с.
51. Любкер, Ф. Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. - В 3-х тт. - М.: Олма-пресс, 2001. - 576, 512, 576 с.
52. Меланченко, И. В. Афинская демократия / И.В. Меланченко. - Москва: Наука, 2007. - 240 с.
53. Моммзен, Т. История Рима / Т. Моммзен. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 1997. - 640 с.
54. Немировский, А.И. Легенды ранней Италии и Рима / А.И. Неми¬ровский. - М.: Просвещение, 1996. - 400 с.
55. Норден, А.П. Проблемы античной истории в Оксфордской школе / А.П. Норден / Автореф. дисс. докт. ист. наук. - Казань, 1987. - 18 с.
56. Пельман, Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения / Р. фон Пельман. - М.: Алетейя, 1999. - 480 с.
57. Перкис, Дж. Греческая цивилизация / Дж. Перкис. - М.: ФАИР- Пресс, 2000. - 272 с.
58. Перфилова, Т.Б. Высшее образование в Римской империи: куль¬турологический аспект / Т.Б. Перфилова. Дисс. докт. ист. наук: 24.00.01. - Ярославль, 2004. - 783 с.
59. Перфилова, Т.Б. Две модели обучения философии в Римской империи / Т.Б. Перфилова // Ярославский педагогический вестник. № 3. 2004. _ С. 40-47.
60. Печатнова, Л.Г. Кризис спартанского полиса / Л.Г. Печатнова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: world-history/countries about/ 546.html.
61. Поздняков, Н.А. Культура древнего Рима / Н.А. Поздняков. Т.1.
- М.: Наука, 1985. - 128 с.
62. Покровский, М.М. История римской литературы. Серия «Классика» / М.М. Покровский. - М.: Лист Нью, 2004. - 400 с.
63. Попов, А.А. Краткий очерк по истории античности / А.А. Попов.
- М.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПб ГУКИ), 2007. - 196 c.
64. Ревель, Ж. История ментальностей: опыт обзора / Ж. Ревель // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М.: Наука, 1993. - С.51-53.
65. Ростовцев, М.И. Общество и хозяйство в Римской Империи / М.И. Ростовцев. Т. 1. - СПб.: Наука, 2000. - 403 с.
66. Ростовцев, М.И. Общество и хозяйство в Римской империи / М.И. Ростовцев.. Т.2. - СПб.: Наука, 2000. - 415 с.
67. Свенцицкая, И.С. Общественно-политические и философские учения древней Греции и Рима / И.С. Свенцицкая. - М., 1975. - 104 с.
68. Семичева, Е.А.; Сережко, Т.А. «Свой - чужой» в представлениях древних греков о пространстве и человеке // Иресиона. Античный мир и его наследие. - Вып. 3 / Под ред. Н.Н. Болгова / Е.А. Семичева, Т.А. Сережко. - Белгород: БелГУ, 2006. - С. 5-9.
69. Сергеенко, М.Е. Жизнь древнего Рима / М.Е. Сергеенко. - СПб.: Летний сад; Нева, 2000. - 368 с.
70. Словарь античности / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.
71. Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Филюшкин [и др.] ; под ред. А. И. Филюшкина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 323 с.
72. Тронский, И.М. История античной литературы: Учебник / И.М. Тронский. - М.: Высшая школа, 1983. - 464 с.
73. Уильямс, Д. Древняя Греция / Д. Уильямс. - М.: Мир книги, 2007. - 128 с.
74. Утченко, С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи / С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1969. - 324 с.
75. Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В. Федорова. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 352 с.
76. Чернышов, Ю.Г. Древний Рим: мечта о золотом веке / Ю.Г. Чернышов. - М.: Ломоносовъ, 2013. - 240 с.
77. Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М., Высшая школа, 1987. - 431 с.
78. Штаерман, Е.М. Древнеримская цивилизация / Е.М. Штаерман // Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. - 479 с.
79. Alfoldy, G. Roemische Socialgeschichte / G. Alfoldy. - Wiesbaden: Steiner, 1984. - 212 s.
80. Ancient Rome. From Romulus and Remus to the Visigoth Invasion / Ed. by Kuiper K. - L. -N.Y.: Britannica, Rosen. - 2011. - 227 p.
81. Balsdon, J.P.V.D. Romans and Aliens / J.P.V.D. Balsdon. - The Uni¬versity of North Carolina Press, 1980. - 310 p.
82. Barton, C.A. Roman Honor. The Fire in the Bones / C.A. Barton. - Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2001. - xiii+326 p.
83. Bonner, S.F. Education in Ancient Rome: From the Elder Cato to the Younger Pliny. Vol. 5. / S.F. Bonner. - London, New York: Routledge, 2012. - 425 p.
84. Bradley, K.R. Slavery and Society at Rome / K.R. Bradley. - New York, 1994. - 197 p.
85. Bunson, M. Encyclopedia of the Roman Empire / M. Bunson. - New York, 1994. - 765 p.
86. Burgan, M. Empire of Ancient Rome / M. Burgan. - Chelsea House Publications, 2009. - 159 p.
87. Ceysson, B., Bresc-Bautier, G. Sculpture. From Antiquity to the Present Day / B. Ceysson, G. Bresc-Bautier / Ed. by Duby G. - Taschen, 2002. - 1184 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ