ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Возникновение и развитие проблемного обучения в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Методологические основы проблемного обучения и его основные
категории 11
1.3 Реализация проблемного обучения математике на кружковых занятиях:
ее состояние и перспективы 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 26
2.1 Методика использования проблемных заданий при формировании
новых понятий и воспроизводства знаний 26
2.2 Разработка математического кружка «Решение нестандартных задач» 29
2.3 Апробация методики проблемного обучения математике на кружковых
занятиях и его результаты 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Гуманизация - это одна из тенденций формирования современной системы образования. Она подразумевает усиленное внимание к личности каждого индивида как высшей социальной ценности общества. Чтобы реализовать данный принцип нужно изменить характер обучения, который строится на основе личностно-ориентированного подхода и при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся.
Реализация этого принципа требует изменения характера обучения на основе личностно-ориентированного подхода и при всемерной активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимым условием для этого является создание возможности для проявления обучаемым умственной самостоятельности и творческой инициативы. В этой связи актуализируется значимость педагогических исследований, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся.
По мнению известных психологов и педагогов учебная деятельность наиболее полноценно осуществляется в развивающем обучении в ходе реализации проблемного подхода к обучению (А.В. Брушлинский, Дж. Дьюи, Т.А. Ильин, Т.В. Кудрявцева, А.М.Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Окунь и др.,). Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных заданий, создающих проблемные ситуации. Однако создание проблемной ситуации представляет значительную педагогическую трудность. Это связано с тем, что до сих пор недостаточно изучены некоторые стороны проблемного обучения, в частности, вопросы проблемного обучения математике. В какой-то мере, именно по этой причине в учебном процессе проблемные задания используются реже.
Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана недостаточной разработанностью технологии проблемного обучения математике
и необходимостью повышения эффективности процесса обучения школьников на основе активизации и интенсификации их самостоятельной деятельности путем систематического подключения к выполнению проблемных заданий.
Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании проблемного обучения путем разработки кружка по математике «Решение не стандартных задач» в общеобразовательном классе на средней ступени общеобразовательной школы.
Объект исследования: кружковые занятия.
Предмет исследования: конструирование содержания кружка «Решение нестандартных задач» с использованием проблемных заданий при обучении математике.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретические положения, являющиеся основой проблемного обучения математике на кружковых занятиях;
2. Исследовать состояние и перспективы организации проблемного обучения математике на кружковых занятиях;
3. Построить систему проблемных заданий для их использования на
различных этапах кружковых занятий математики в 5 классе
общеобразовательной школы;
4. Апробировать систему проблемных заданий на различных этапах кружковых занятий «Решение не стандартных задач» математики в 5 классе общеобразовательной школы.
База исследования: МОУ «СОШ № 21» г. Белгород, 5 класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, литература, приложение.
Изучив теоретические аспекты проблемного обучения мы пришли к следующим выводам, проблемное обучения является одним из главных компонентов в развитии ребенка, так как оно формирует самостоятельность у индивида.
Главным в проблемном обучении является создание проблемных ситуаций и их решение в процессе совместной деятельности ученика и учителя. Именно в младшем подростковом возрасте необходимо развивать и укреплять интерес к математике и поэтому на данной стадии обучения способствовать не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и развитию их мышления, формированию у них способности к самообучению.
В процессе исследования нами были теоретически и экспериментально выявлены возможности проблемных заданий и разработан кружок с использованием проблемного обучения математике.
Результаты данного эксперимента показали, что использование проблемных заданий повышает уровень самостоятельности учащихся. Их речь становится более логичной, письменные работы оформляются более аккуратно и четко, каждое задание осознается учениками как личная проблема. Так же проблемные задания играют значительную роль в интеллектуальном развитии среднего подростка, повышают уровень самостоятельности, включая их в самостоятельную мыслительную деятельность, ускоряют процесс умственного развития и повышают интерес к математике.
Таким образом, поставленные нами задачи решены и тем самым, цель достигнута. Данная разработка может быть использована на кружковых занятиях учителями математики общеобразовательных школ.