Введение
Глава I Историко-теоретические предпосылки развития педагогической мысли в учении Ислама
1.1 Тенденции развития прогрессивных педагогических мыслей в различных течениях Ислама
1.2. Особенности нравственного воспитания в Исламе
1.3. Мысли об эстетическом воспитании в учении Ислама
1.4. Умственное воспитание как одно из составных требований этической системы Ислама
1.5. Значение труда в Исламе как средства
воспитания
Глава II Педагогические условия реализации прогрессивных мыслей Ислама в современной школе
2.1. Возможности и особенности использования педагогической мысли Ислама в общеобразовательной школе
2.2. Формы организации учебно-воспитательной работы с учащимися на основе учения Ислама во внеурочное время
2.3. Опытно-экспериментальная работа по использованию прогрессивных идей Ислама в учебно-
воспитательном процессе современной школы
Заключение
Список литературы
Проблема поиска новых социально-нравственных ориентиров в российском обществе конца XX - начала XXI веков как показатель его глубинного социально политического и идеологического переустройства стоит остро по сей день и требует взвешенного отношения к имеющимся в его распоряжении источникам и возможностям духовного возрождения. Активную позицию духовного «исцелителя» нравственного сознания граждан, в частности, все последние годы занимала религия. Активно пропагандируя как само учение, так и включаясь в разнообразные социальные акции, религиозные организации, отдельные духовные деятели представляют собой влиятельное крыло в системе общественного воспитания.
В этих условиях свою позицию ценностного отношения к нравственно-воспитательному потенциалу религиозной культуры, самой религии должна занять и общеобразовательная школа как главный социальный институт воспитания будущих граждан России. Данную проблему пытается осмыслить и отечественная педагогическая наука. В частности, продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовном развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях М.Г.Тайчинова, Б.Т.Лихачева, Г.Р.Балтановой и других.
Вопросы использования религиозно-культурологических традиций как воспитательного средства поднимались в работах В.Ф. Афанасьева, Г.Н.Волкова, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова и других.
Религиозная культура, являясь многозначным социальным феноменом, естественно, предрасполагает к ее изучению с самых разных сторон. Интерес, в частности, может быть связан с изучением определенной конфессии. В нашем исследовании мы обратились к богатой кладези прогрессивной педагогической мысли, содержащейся в учении Ислама.
На наш взгляд, есть ряд моментов, которые остались несправедливо обойденными вниманием со с?ГОроны педагогов-исследователей когда-либо обращавшихся к изучению его воспитательных возможностей. В частности, это можно отнести к неизученное™ опыта работы в религиозных школах, содержащего немало интересного и полезного в плане подходов к
воспитанию личности. В связи с этим можно говорить о назревшей необходимости проведения целостного историко-педагогического анализа развития системы воспитания человека на базе нравственного учения Ислама. В свете последних событий в мире, отражающих резкое обострение этнических, политических, экономических противоречий и несогласий между Западом и Востоком, а также связанных возрастанием проявлений экстремизма со стороны ряда представителей мусульманского мира, представляется особенно важным показать здоровую, глубоко гуманную сущность богатейшего наследия педагогической мысли народов Востока, что ещё не получило достаточного развития. Об этом свидетельствует тот факт, что в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должного места освещению истории педагогики народов Востока, в частности, истории педагогической мысли народов мусульманских стран, в которой имеется богатый опыт воспитания.
В связи с этим огромный интерес представляет исследование научно-педагогического наследия ведущих мыслителей, просветителей и писателей мусульманства.
Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.
Заметный вклад в исследование религии мусульман внесен такими учеными как Пиотворский М.Б., Левин З.И., Фильштинский И.М., Дорошенко, Мавлютов P.P., Амиров Н., Шифдар Б.Я.
Важное значение для изучения религии Ислама имеют труды академиков Гордлевского, Семенова. Эти работы явились историческими источниками по изучению мусульманских школ. Ценным источником для исследования учения Ислама являются работы Е.А.Беляева, И.П.Петрушевского, Н.А.Смирнова, Л.И.Климовича, О.Сухаревой. В них содержится богатый фактический материал по истории возникновения течений и их место в структуре Ислама.
Общие вопросы духовной культуры проанализированы в работах А.А.Арнольдова, В.М.Межуева, С.В.Боголюбова, С.А.Кучинского,
А.Н.Ипатова.
Вопросы исламоведения глубоко изучены в работах известных зарубежных ученых: А.Меца, Р.Роузенталя, Монтгомери, А.Массе.
Немаловажное значение в изучении Ислама как религиозной системы имеет монографии Керимова Г.Н., в которой дан анализ и показана социальная сущность мусульманского учения в процессе его исторического развития.
Особый интерес представляют ряд трудов и диссертационных работ. Это работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о воспитании.
Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.
Сегодня, когда учебные заведения вновь получили возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед нами встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу религиозной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению священных книг, открываются частные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к религиозной морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.
В современном учебном заведении особо значимой является задача формирования духовно-нравственной культуры личности учащегося. Проблематичность решения данной задачи обусловлена с одной стороны, негативными явлениями социального характера, а с другой - назревшей необходимостью преодоления школьными преподавателями многих представлений, понятий и практических методов воспитания, всегда считавшимися основополагающими для традиционной школы. Последующее становление новых духовных ценностей в системе школьного воспитания требует обновленных подходов, методических решений, которые способны усилить ее духовно-преобразовательную роль в формировании подрастающего поколения.
Школа как основной тип образовательного учреждения должна передавать учащимся разносторонние, целостные знания, основанные на передовых достижениях науки и культуры, проверенные временем и практикой их применения. Наличие, выявленной потребности подрастающего поколения, современной молодежи в знакомстве с религией как составной частью культуры общества может быть восполнена и
161
посредством педагогического участия. Учебные заведения могут овладеть средствами религиоведческого просвещения, организовать
целенаправленный процесс обучения и воспитания учащихся, занимая определенную позицию к феномену религиозной культуры.
В учебном заведении учащийся осмысливает окружающий его мир, познает и вырабатывает к нему определенные ценностные позиции, которые с течением времени будут влиять на жизнедеятельность самого человека и окружающую его действительность. Как нам кажется очень важно передать учащимся достоверные знания для решения возникающих на их жизненном пути противоречий, которые затрагивают сферу мировоззрения, систему морально-нравственных ценностей личности.
Намечая пути использования духовного потенциала религии в воспитательной практике современной школы, мы пришли к выводу о том, что давно назрела необходимость включения в учебный процесс предметов религиоведческого содержания, как основного способа реализации этого потенциала в условиях светского образовательного учреждения.
Беря в основу проведенный историко-педагогический анализ развития этической системы Ислама с самого его начала и заканчивая сегодняшним днем, исследование его социально-педагогических позиций в современном мире, а также ознакомление с передовым опытом в условиях обновленного Российского общества, мы пришли к определенным выводам о тенденциях развития нравственно-воспитательного потенциала Ислама в современном обществе.
1. В условиях общества, демократического типа, религия как сфера духовного обогащения личности претендует на самостоятельную позицию в системе социального воспитания граждан.
2. Гуманизация образования как приоритетное направление его развития повысило авторитет традиционных религий (в особенности христианства и ислама) по признакам насыщенности идеями гуманистического отношения к человеку.
3. Время «переходности» вызвало у граждан России состояние отчужденности, растерянности, социального неверия и т.п. В этих условиях идеи ислама и христианства оказываются весьма востребованными как фактор идеологической компенсации, позволяя заполнить душевные «пустоты» человека.
4. В условиях военных конфликтов, экстремистских проявлений со стороны отдельных религиозных группировок, углубления настроения недоверия между народами Востока и Запада возрастает значимость активных действий религиозных представительств и использования благотворного влияния мировых традиционных конфессий в целях укрепления между людьми отношений консолидации, взаимопонимания, милосердия, веротерпимости и т.п.
5. Обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций, в частности, Ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детей.
6. Для социокультурной жизни последних десятилетий России стали привычными праздники и обряды религиозного происхождения («Ураза байрам», Курбан байрам», «Науруз», «Маулюд» и другие). Следование религиозным обрядам и предписаниям способствует физическому и духовному здоровью народа, стремлению личности к самосовершенствованию, выступает средством экологии души.
7. Стратегия свободного развития образования в России проявляет себя в новой позиции отношения школы к религии - на замену конфронтации пришли отношения .общности по критерию уважения к нравственным ценностям.
Если в первой части диссертации мы сосредоточились на прояснении содержания многогранного нравственного потенциала «исламской педагогики» и ее системного представления, то во второй - основная цель состояла в проведении практического анализа проблемы использования
163
духовного потенциала религии и выявлении условий реализации установленных возможностей в практике современной школы. На пути решения данной задачи представлялось вполне оправданным изучение постановки образовательного дела в странах мусульманского мира.
В ходе диссертационного исследования нами проведен комплексный анализ содержания программ образования в странах мусульманского мира. Мы рассмотрели взаимоотношение религии и образования в двух аспектах. Первый - религиоведческое образование в светских учебных заведениях. И второй - это собственно конфессиональное образование.
1. Абдал - Хамид Тафир. - Багдад, 1974 г. - 11-14.
2. Абдель Хамид Джуда Аль-Саххар. Истории о пророках. "Религиозные повествования". Кн. 1. - М.: Сантлада, 1992 г.
3. Абдурахимов К. Нравственное воспитание во взглядах Мирсайида Али Хамадони. Д., 1984 г.
4. Абузяров Р.А. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Хора, 1996 г.
5. Абасова А.А. Социальная доктрина Шиизма: история и современность. Махачкала, 1996 г.
6. Арипов М.К. Социальный идеал Ислама: мифы и реальность. Ташкент,
1988 г.
7. Алави А.А. Современные тенденции развития народного образования в арабских странах. Д., 1994 г.
8. Ал-Хасан М.Н.- Шиитские секты. - М., 1989 г.
9. Алиев В.М. - Ислам и азербайджанское просвещение. - Б., 1991 г.
10. Али Мухаммад Иакави. Ислам. - Казань, 1992 г. 5-53.
11. Аль- Худа: Журнал исламского поколения./ Гл. ред. Джамиль; ред. Камаль Ассайид. - Кум,- № 28 1993 г.
12;Антонов В.В. Основы Этики Ислама. - С. - П., 1993 г. 3-42.
13. Амар Аскар. Нравственное положение в исламском мире. - Нью - Дели; Казый, 1996 г.
14. Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа. -Казань, 1992 г. 4-15.
15. Айдарова Г.Н. Мечети и церкви: противоборство и взаимовлияние.
- Казань, 1994 г. 18-24. ts"~
16. Аскаев В.X. Нравственно - религиозное учение суфия Кунта Хаджи Кишнева. Ростов н/д. 1995 г.
169
17. Ахмад X. М. Б. Введение в священный Коран. - Лондон- М., - 1991 г.
18. Ашмахрастани Книга о религиях. - Москва, 1984 г. 92-97.
19. Багаутдинов А.М. Формирование нравственной культуры студенчества. Уфа, 1997 г.
20. Балтанова Г.Р. Религия в современном Татарстане: проблемы изучения.
- Казань, 1990 г. - 34-56.
21. Баязитов А. Ислам и прогресс. - С. -П. 1998 г. - 31-43.
22. Баха - улла и новая Эра. Эсслемонт Дж. Екатеринбург, 1991 г.
23. Батыршина А.Р. Нравственое воспитание младших школьников на краеведческом материале. Казань, 1993 г.
24. Боброва Н.Г. Методика организации учебно-позновательной деятельности учащихся на уроках. Спб., 1997 г.
25. Большаков О.Г. Ислам в Аравии. - Москва, 1989 г. - 24-27.
26. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Воронеж, 1998 г. - 16.
27. Брэдшоу И.Ф. Долг гражданина в поликонфессиональном обществе. - М.,
1993 г. -27-29.
28. Бесембиев К. 1001 Хадисы пророка. - Алма-Ата, 1965 г. - 4-103.
29. Бондаренко О.В. Социальные ценности в современном Российском обществе. Ростов, 1998 г. - 46.
30. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1984 г.
31. Васильев Л.С. История религий востока. М., 1988 г.
32. Воронов В. Могущество знаний. - Москва, 1979 г. - 3-21.
33. Васильев Л.С. История религии Востока. - Москва, 1983 г. - 79-93.
34. Валеев P.M. Мусульманский мир: средние века и новое время. Казань, 1996 г.
35. Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педогогическая проблема. Спб., 1997г. - 65.
36. Винерулла Ягкубов. Якити. - Казань, 1994 г. - 3-25.
170
37. Гасанов С. Социальная сущность нравственных предписаний ислама. Баку, 1978 г.
38. Гайсин Ф.А. Проблемы реформирования образования в условиях реформирования, Хора, 1996 г.
39. Гаврилова Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного труда. Пермь, 1997 г.
40. Гребнев Н. Истины. - Москва, 1968 г. - 32-49.
41. Гадаев В. Ю. За частоколом мюридских проповедей. Грозный, 1987 г.
42. Гараджа В.И. Религия и общество. - Москва, 1998 г. - 53-79.
43. ГараджаВ.И. Религиоведение. - Москва, 1995 г. - 47-98.
44. Гараджа В.И. Социологии религии. - Москва, 1996 г. -41-48.
45. Гараева Н.Г. Мусульманские организации в современной России. - Казань, 1992 г.-41-48.
46. Гафуров А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. - Москва, 1975 г. - 18-24.
47. Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М., 1997 г.
48. Гордон-Полонская JI.P. Мусульманские течения. М., 1992 г.
49. Гудинг О., Леннокс О. Путь пророка: Библия и нравственное воспитание в школах// Учительская газета.- 1993г.
50. Гулевич И.Н. Религиозно философское учение ашаритов. М., 1998 г.- 24.
51. Дахлян ас - Сайид А.З. Заблуждение вахабистов. Киев, 1998 г.
52. Джадалла И.А. Течения в Исламе. М., 1990 г.
53. Доброта святого пророка к детям. 1992.ISBN. London. 1-17.
54. Дмитриева Л.М. Религия в системе духовных ориентаций. М., 1996 г.
55. Дружинин Л.Л. Сирия старая и новая. - Москва, 1979 г. -16-53.
56. Ерешеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990 г.
57. Жакина А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих. М., 1991 г.
58. Жданов Н.А., Игнатенко А.А. Ислам на пороге 21 века. - М.: Политиздат,
1989 г.
171
59. Жуковский В.А. Тайны единения с Богом в подвигах старца Лбу Саида. -С- П., 1899 г.-48-56.
60. Журнал наука и жизнь. 1979 г. - 90-93.
61.3агидуллин И.К. К вопросу отношения к религии. - Казань, 1994 г. -10-17.
62.Закон Российской Федерации об образовании. // Росс. Газ - 1992 г.
63. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях / Сб-к нормативных актов.
- Москва: " Феникс", 1994 г.
64.Захарович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США. М., 1998 г.
65.Зинурова Р.И. Использование общечеловеческих ценностей Корана в формировании нравственной культуры. Казань, 1996 г.
66. Иванова З.Н. Использование культурного потенциала региона в нраственно-этическом воспитании детей. Спб., 1998 г.
67. Измайлова А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991 г.
68. Иисус Христос. Антология гуманной педагогики. М., 1996 г.
69. Ионова А.И. Ислам в юго-восточной Азии. М., 1981 г.
70. Исламское богослужение. 1990 r.ISBN. London.
71. Ислам и соц. Культуры стран ближнего и среднего Востока. М., 1990 г.
72. Исламские мораль и манеры: Руководство по исламскому Адабу. Казань,
1994 г.
73. Иннаят Х.Х. Учение суфиев. М., 1998 г.
74. Ихенова О. С. Этно-культурные факторы религиозности; Динамика и особенности проявления в поликонфессиональном обществе. М., 1998 г. - 17.
75. Камалов Т.Р. Зия Камали: мыслитель, просвититель, религиоз. Деят. Казань, 1997 г.
76. Кирабаев Н.С. Религия в изменяющемся мире. М., 1994 г.
172
77. Косморская Н.Л. Стратегия выживания. - Казань, 1991 г. - 21-32.
78. Кобишанов Ю.М. Этноконфессиональные группы. - Казань, 1995г. -11-16.
79. Карин С.К. В мире мудрых мыслей. - Москва, 1978 г. - 35-44, 75-79.
80. Крачковский И.Ю. Коран- перевод. - Москва, 1963г.
81. Кныш А.Д. Религии мира. - Москва, 1984 г. - 81-94, 45-77.
82. Крешер Г. Исламские представления, правовой статус и политические религии. - Казань, 1994 г. - 4-17.