Введение 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания 7
1.2. Патриотические качества младшего школьника 11
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания при
изучении предмета «Окружающий мир» 15
Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Возможности учебно-методического комплекта «Система
развивающего обучения Л.В. Занкова» по предмету «Окружающий мир» в патриотическом
воспитании 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию младших школьников в
ходе изучения предмета «Окружающий
мир» 30
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность - наиболее благоприятное время для воспитания и привития, одного из важнейших чувств, любви к Родине.
Патриотизм - одна из главнейших черт всесторонне развитой личности. Младший школьник должен знать историю своей Родины, испытывать чувство гордости за неё и свой народ, уважать великие подвиги и свершения этого народа. Огромную роль в воспитании этих качеств играет школа.
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии.
Исследованием данной проблемы занимались такие учённые как Н.К. Беспятова, Н.И. Губанов, Г.А. Ефремова, А.С. Макаренко, В.И. Лутовинов, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, С.Т. Шацкий и многие другие. Об общей ситуации в стране и необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Л. В. Строганова, Н. Л. Кербицкова: «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе.
Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем, и донести до них идеи патриотизма - вполне реальная задача» (Строганова, Кербицкова, 2005, с.48).
Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которой педагоги могли бы найти объяснение таких понятий как добро и зло, обратить сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории.
Благодаря использованию в повседневной работе такой методической литературы, можно вырастить поколение людей воспитанных, знающих свою историю, готовых к подвигу, тех, кого принято называть словом «патриот».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к урокам «Окружающего мира», направленным на формирование патриотического воспитания прописаны такие требования, как понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009).
Следовательно, можно сделать вывод о том, что тема нашей выпускной квалификационной работы является актуальной, так как по мере взросления у школьников, как отмечает И. С. Козакова, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет (Козакова, 2003, 9).
Проблема исследования: каковы педагогические условия
патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания младшего школьника.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1) при проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на воспитание патриотизма;
2) вовлекать в процесс патриотического воспитания родителей, используя метод творческих проектов.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания;
2) выявить патриотические качества младшего школьника;
3) проанализировать педагогические условия патриотического воспитания в начальной школе;
4) проанализировать возможности УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по предмету «Окружающий мир» в патриотическом воспитании;
5) провести экспериментальную работу по патриотическому воспитанию младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования:
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; диагностические: методики «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников»; «Самооценка нравственных качеств».
Экспериментальная база: МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
В первой главе мы рассмотрели сущность и содержание патриотического воспитания, патриотические качества младшего школьника, а так же педагогические условия патриотического воспитания при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе мы проанализировали возможности УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по предмету «Окружающий мир» с позиции патриотического воспитания; приведены результаты
экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
В заключении изложены основные выводы по проблеме исследования.
Библиографический список включает в себя 56 источников.
Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка. Оно выступает как составная часть его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества (Белинский, 1954). К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством (Ушинский, 1948). В структуре готовности к защите родины, как правило, выделяются морально-политическая, психологическая, военно-техническая подготовка. В психологической подготовке можно выделить следующие компоненты: потребностно-
мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.
Организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день - сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даёт возможность целенаправленно, комплексно строить его.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма предполагает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Значительной частью содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В ходе дипломного исследования мы убедились, что воспитывать патриотизм необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Патриотическое воспитание эффективно формируются при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время, особо эффективны для этой цели интерактивные методы обучения, которые основаны на взаимодействии учащихся друг с другом, использовании компьютерной техники благоприятно, с точки зрения патриотического воспитания. Но стоит отметить, что дидактические и ролевые (метод аквариум) игры необходимо проводить с реконструкцией важных исторических событий, используя разнообразные атрибуты эпохи, это способствует «проникновению» учащихся в историческую эпоху, формирует когнитивный компонент патриотического воспитания. Интерактивные экскурсии в урочное время целесообразно проводить в форме демонстрации произведений искусства, в частности картин, отражающих исторические события и людей, связанных с этими событиями в интерактивной форме, которая подразумевает проведение экскурсии учащимися в качестве экскурсоводов, с последующим обсуждением и обменом мнениями. Этот вид работы направлен на формирование когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов патриотической воспитанности.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности патриотического воспитания имели 60% учащихся, а на контрольном этапе всего 17% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Следовательно, мы можем рекомендовать использовать на уроках «Окружающего мира» интерактивные методы обучения и метод творческих проектов в целях патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание является особо значимым для воспитания подрастающего поколения, так как именно в нём закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития
55 трудового и интеллектуального потенциала страны, стремления к укреплению государства. Именно в процессе изучения предмета «Окружающий мир» у младших школьников формируется любовь к Родине и готовность к её защите.
1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 224 с.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. - 2005. - №4. - С. 23-25.
3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. - М.: АРКТИ, 2013. - 192 с.
4. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. - 1998. - №6. - С. 15-17.
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-т. Т.4 / Под ред. Н.Ф. Бельчикова. - М.: АН СССР, 1954. - 676 с.
6. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. - М., 2006. - 192 с.
7. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов / Л.А. Бублик. - М.: Просвещение, 1988. - 115 с.
8. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. - СПб.: КАРО, 2014. - 224 с.
9. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.
10. Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков. - М., 2013. - 330 с.
11. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63.
12. Гаязов А.С. Формирование гражданина / А.С. Гаязов. - Ч.: ЧГПУ «Факел», 1995. - 238 с.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://rg.ru/2010/10/11/patrioty-site-dok.html / (дата обращения: 15.10.2015).
14. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа / Н.И. Губанов. - М.: Госполитиздат, 1960. - 201 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо- Пресс, 2010. - 735 с.
16. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников /
Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.
17. Заерко Т.Н. Воспитание патриотизма и толерантности на уроках окружающего мира // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2014/10/01/vospitanie-patriotizma-i / (дата обращения: 15.10.2015).
18. Ипполитова Н.В. Основы понятия патриотического воспитания / Н.В. Ипполитова. - Жадринск: УКРО, 2013. - 174 с.
19. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова. - Ростов: «Феникс», 2014. - 448 с.
20. Каллагова Ф. Патриотическое и интернациональное воспитание детей / Ф. Каллагова. - М., 1978. - 162 с.
21. Карпенко А.А. Краткий психологический словарь / А.А. Карпенко. - М.: Наука, 2013. - 380 с.
22. Кобылянский В.А. Национальная и идея и воспитание патриотизма / В.А. Кобылянский // Педагогика. - 1998. - №5. - С. 52-55.
23. Козакова И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.С. Козакова // Обруч. - 2003. - № 6. - С. 8-12.
24. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, Отечество и патриотизм / И.Е. Кравцов. - К.: Наукова думка, 1965. - 211 с.
25. Кравченко Н.О. Аспекты патриотического воспитания в начальной школе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц. сайт].
URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/04/25/aspekty- patrioticheskogo-vospitaniya-v-nachalnoy / (дата обращения: 17.10.2015)
26. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе / Н.К. Крупская. - М., 1980. - 372 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие /
И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РАО, 2015. - 176 с.
28. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное
образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 4-6.
29. Липкина А.И. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / А.И. Липкина // Начальная школа. - 1997. - №9. - С. 81-86.
30. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 52¬56.
31. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания / В.И. Лутовинов. - М.: Сфетофон, 2014. - 256 с.
32. Мазыкина Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. - 2012. - №6. - С. 6-11.
33. Мазыкина Н.В. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. - 2003. - №5. - С. 12-13.
34. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Пособие для учителя / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с.
35. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
36. Манойлова М.А. Методика «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности» // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: http://infourok.ru/metody_i_metodiki_diagnostiki_vospitannosti _mladshih_shkolnikov-321963 (дата обращения: 29.10.2015).
37. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html / (дата обращения: 17.10.2015).
38. Немов Р.С. Общие основы психологии: Учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
39. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей младшего школьного возраста / В.Г. Нечаева. - М.: Просвещение, 1991. - 358с.
40. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93-100.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2009. - 736 с.
42. Пашкевич И.А. Патриотическое воспитание: система работы,
планирования, разработка занятий / И.А. Пашкевич. - Волгоград: Учитель, 2015. - 169 с.
43. Педагогический словарь / Под ред. Т.В. Драгунова. - М.:
Педагогическое общество России, 2010. - 417 с.
44. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособ. для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2005. - 400 с.
45. Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 304 с.
46. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 74-80.
47. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. - 2013. - №5. - С. 17-18.
48. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
49. Слипченко Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины / Ф.Ф. Слипченко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 153 с.
50. Строгонова Л.В. Нам дороги эти позабыть нельзя / Л.В. Строгонова, Н.Л. Кербицкова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 48 с.
51. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2005. - 224 с.
52. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11-т. Т.2 / Под ред.
А.М. Еголина. - М.: Академия педагогических наук, 1948. - 655 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. URL: ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/922 / (дата обращения: 20.10.2015).
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2004. - 370 с.
55. Холодкова О.Г. Методика «Самооценка нравственных качеств» // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: http://infourok.ru/metody_i_metodiki_diagnostiki_v ospitannosti_mladshih_shkolnikov-321963 (дата обращения: 29.10.2015).
56. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986. - 105 с.