Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Работа №69685

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
544
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАРОДНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 14
1.1 Исторические условия формирования социальной основы народнического
движения в России во второй половины XIX века 14
1.2 Женщины в общественной жизни России в 70-е годы XIX века 24
2. СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ
ЖЕНЩИН - УЧАСТНИЦ НАРОДНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В 70-Е ГГ. XIX ВЕКА 40
2.1 Социальный состав участниц народнического движения 70-х годов XIX
века 40
2.2 Возрастной состав и образовательный уровень участниц народнического
движения 70-х годов XIX века 47
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИН - УЧАСТНИЦ НАРОДНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 57
3.1 Мотивы и пути вовлечения женщин в народническое движение в России
во второй половине XIX века 57
3.2 Профессиональная эмансипация как один из факторов участия женщин в
народническом движении в России во второй половине XIX века 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ

Интерес историков и философов к личности женщин-революционерок объясняется интересом к женской личности вообще. В переломные моменты мировой истории часто встречаются женские личности, вобравшие в себя как бы всю конфликтность, трагичность, страстность эпохи. В отличие от мужчин, эти женские личности являлись катализатором тех или иных свершений. Социальные движения второй половины XIX века имели важную особенность - в них вовлекались женщины. Предлагаемые новые модели поведения, новые способы жизни нашли понимание, имели успех в различных слоях населения. На фоне буржуазных реформ, господства либерального духа в обществе, идеи женской эмансипации позволяли удовлетворить давно назревшие потребности женщин в юридическом равноправии в сфере образования, владения имуществом, семейно-брачных отношениях.
Исследование проблемы участия женщин в народническом движении в России, их социальный, национальный, возрастной состав, а также выявление мотивов прихода в революцию в изучаемый период, помогут расширить видение революционного процесса в России во второй половине XIX века.
Степень изученности проблемы
Интерес к женщинам-революционеркам в революционном движении России во второй половине XIX века возник с момента их появления в нем. Обсуждали проблему все: правительство, обыватели, историки, философы, литераторы. Первые упоминания о женщинах «нового типа» , а именно так можно охарактеризовать женщин-революционерок, появляются в художественной литературе 60-80-х гг. XIX в. Наиболее подробную характеристику женщин, вовлеченных в революционное движение в эти годы, дал писатель Н.С. Лесков в своих романах «Никуда», «На ножах». О народническом движении 60-70-х гг. XIX в. в целом, о его идеях, программах в своих работах писали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен.
В 1905-1907 гг. были опубликованы материалы политических процессов 70-80-х гг. XIX в., программно-уставные документы, газеты и прокламации «Народной воли», воспоминания народников, которые послужили толчком к научному изучению народнического движения. По данному вопросу работали В.Я. Богучарский, Б.Б. Глинский, А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов.
По мнению В.Я. Богучарского первой революционной всероссийской организацией являлась «Народная воля». Народники практически не вели пропаганду, и связь с народом была слабой. Программы народников были мирными, безвредными для правительства. Только вследствие репрессий правительства народники начали бороться за политическую свободу. Однако, террор, по мнению В.Я. Богучарского, был признаком слабости революционного движения.
Б.Б. Глинский считал народников революционерами, у которых главной движущей силой был народ, а задачей искусственно вызвать революцию и обеспечить ее успех.
С.Ф. Платонов в своем труде, причиной возникновения народничества считал незавершённость реформ 60-х гг. XIX в. и нежелание Александра II их продолжать, а основной целью народников называл свободу личности.
А.А. Корнилов в своих исследованиях началом народнического движения считал 1861 год, а студенческие волнения 1868-1869 гг. послужили началом революционного движения. Основоположниками народничества он называл А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.
Изучением народнического движения также занимались такие исследователи, как С.С. Волк, Б.С. Итенберг, М.В. Нечкина, М.Г. Седов в своих трудах они называли основные причины возникновения народничества: Крымская война, незаконченность реформ 60-х гг. XIX века, ухудшение жизни крестьян, рабочих в пореформенный период, подавление свободомыслия в стремлении молодёжи к знаниям.
Крупным специалистом в исследовании народнического движения являлся Н.А. Троицкий . В своей работе «Народная воля» перед царским судом» Н.А. Троицкий с помощью материалов судебных процессов исследовал национальный состав, участников народнического движения. Так же им была рассмотрена личность С.Л. Перовской, ее деятельность в Рабочей и Студенческой организаций «Народной воли», поведение на следствии и суде, в частности ее ответ прокурору В. Муравьёву. В своих трудах Н.А. Троицкий описывал благородство, мужество революционеров А.И. Желябова, С.Л. Перовской, Н.И. Кибальчича во время судебного процесса.
Изучением зарождения и развития женского движения занимался А.В. Амфитеатров . Им было исследовано история женского движения с начала до 70-х годов XIX века. Александр Валентинович считал, что революционное мышление у женщин складывалось «под влиянием тягот семейного быта» и борьбы за женское образование.
Исследованием женской личности в народническом движении и революционном процессе в целом занимались Ю.А. Красовский, Б. Р. тайтс, Г.А. Тишкин, В.И. Федорова.
В своей работе Т.В. Никитина «Женщины в русском освободительном движении» выделяла новый тип женщины, личность которой родилась и сформировалась в коммуне. По мнению Т.В. Никитиной именно проблемы женщин развили в привилегированной части российской интеллигенции революционные чувства.
Изучением участия женщин в освободительном движении 60-70-х гг. XIX века занималась и Э.А. Павлюченко. В своем труде «Женщины в русском освободительном движении» она сделала вывод, что женщины во второй половине XIX века не были политически самостоятельны и находились под влиянием революционно-демократических идей.
Революционное движение 60-70-х гг. XIX века Э.А. Павлюченко считала единым целым, а кружки 70-х годов уже не были связаны между собой. В своей работе «Софья Перовская» Э.А. Павлюченко исследовала педагогическую деятельность С.Л. Перовской в Поволжье в 1872 г., а так же приход и участие в революционном движении, мотивы участия в покушении на царя под Москвой 19-го ноября 1879 г., в Одессе весной 1880 г. и в Петербурге 1-го марта 1881 г. .
В современной историографии при исследовании проблемы формирования женщин «нового типа» используется новый подход. В работе Ричарда Стайтса на основе личных документов участников движения, документов организаций, художественной литературы рассматривается зарождение и развитие женского движения под новым современным углом. Б. Пиетров-Эннкер в своем труде «"Новые люди" России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции» также с помощью личных воспоминаний передовых женщин исследует развитие личности женщины в разных сферах деятельности, изменение их статуса в общественной жизни в течение второй половины XIX века - начала XX века, их победы и неудачи.
Таким образом, в данной работе использованы труды дореволюционных, советских и современных исследователей, которые позволяют наиболее полно изучить роль женщины в народническом движении во второй половине XIX века.
Объектом исследования является народническое движение в России во второй половине XIX века.
Предметом исследования является проблема участия женщин в народническом движении России во второй половине XIX века.
Целью работы является исследование личности женщин- революционерок, представительниц народнического движения в России во второй половине XIX века, установление взаимосвязи их появления с конкретно-исторической ситуацией, определение их социально-психологических черт и выявление личностных особенностей, проявившихся в условиях народнических организаций.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
• изучить исторические условия формирования социальной основы народнического движения в России во второй половины XIX века;
• рассмотреть участие женщин в общественной жизни России в 70-е годы Х1Х века;
• провести анализ социального, национального состава участниц народнического движения 70-х годов XIX века;
• проанализировать возрастной состав и образовательный уровень участниц народнического движения 70-х годов XIX века;
• выявить мотивы и пути вовлечения женщин в народническое движение в России во второй половине XIX века
• исследовать профессиональную эмансипации как один из факторов участия женщин в народническом движении в России во второй половине XIX века.
Хронологическими рамками исследования является период второй половины XIX века, который совпадает с развитием революционного движения в России и началом развития женского движения, борьбой за равноправие в сфере образования, наследственного права, права труда, свободомыслия и выхода на историческую арену женщины «нового типа».
Географические рамки охватывают территорию Российской империи.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в процессе исследования был проанализирован и составлен список женщин, которые принимали участие народническом движении в 70-е годы XIX века. Изучен социальный, национальный, возрастной состав, образовательный уровень, мотивы и пути вовлечения женщин в народническое движение. Собранный материал позволяет создать собирательный образ женщины-революционерки во второй половине XIX века.
Практическая значимость работы
Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе, при изучении и преподавании дисциплины «История России. Вторая половина XIX века», а также спецкурсов по проблемам народнического движения и вовлеченности в него женщин.
Источниковая база исследования
Настоящее исследование базируется на исторических источниках двух типов - нарративных источниках и законодательных актах.
Нарративные источники представлены воспоминаниями женщин, учувствовавших в народническом движении во второй половине XIX века. Они позволяют составить более широкий портрет женщин-революционерок, определить их мотивы и те сложности, с которыми им пришлось столкнуться. Язык и стиль написания отражают характер автора, степень образованности и вовлеченности в революционное движение. Следует заметить, количество опубликованных мемуаров женщин-революционерок в разы меньше, чем публикации мужчин-революционеров.
Воспоминания женщин-революционерок публиковали такие журналы как «Былое», «Каторга и ссылка». В этих журналах можно найти воспоминания Е.К. Брешко-Брешковской, А.П. Прибылевой-Корба, А.И. Корниловой-Мороз, О.Е. Любатович; и др. Из их статей можно подчеркнуть личные впечатления о жизни и работе, о достигнутых результатах и постигших их неудачах, о событиях в которых они были свидетелями.
Видная революционерка-народница О.К. Буланова-Трубникова в 1928 году выпустила свои воспоминания под названием «Три поколения». В труде изложены традиции семьи О.К. Булановой-Трубниковой от декабристов до женщин-народниц 70-х годов XIX века. Здесь дается описание, чем руководствовались представители семьи за благо народа против правительства, как развивалось политическое сознание, складывалась революционная деятельность. По мнению О.К. Булановой-Трубниковой «ни одна революция мира не насчитывала такого числа героинь, сложивших свои головы и погибших в ссылке и каторге», как революционное движение в России в 70-80-е гг. Исследуя данные воспоминания можно лучше узнать личность автора, ее мотивы и поступки.
В 1920 году Вера Николаевна Фигнер опубликовала свой двухтомный труд под названием «Запечатленный труд», в котором описывается история русского революционного движения, а также её долгая, трудная, необыкновенная жизнь, в которой лучшие годы были отданы революционной борьбе . В.Н. Фигнер стоически перенесла заключения, ссылки, потерю близких людей, гибель любимого человека, крушение многих идеалов. В данном произведении Вера Николаевна ярко запечатлела целый период в истории русской революционной борьбы. Её воспоминания являются ценным историческим источником.
Свои воспоминания об общественной деятельности и о сложившейся революционной ситуации оставили так же В. Ваковская, С.В. Ковалевская, Е.Д. Субботина, М.К. Цебрикова, А.В. Якимова. Их работы дают возможность более полно изучить внутреннюю среду женщин, их чувства и переживания.
Кроме воспоминаний женщин в работе были использованы труды мужчин-революционеров - для расширенного анализа сложившейся революционной ситуации. Воспоминания О.В. Аптекмана, А.Н. Баха, А.В. Прибылeва, Н.А. Чарушина дают возможность изучить не только женский взгляд на проблему, но и рассмотреть другие точки зрения. Воспоминания мужчин-революционеров дополнили и расширили представления об образе женщин-революционерок второй половины XIX века.
Второй группой исторических источников в настоящем исследовании являются законодательные акты, регулирующие и структурирующие семейно-брачные отношения в Российской Империи. Анализ данных материалов позволил исследовать специфику норм семейного права, в условиях которых жили женщины-революционерки во второй половине XIX столетия.
Таким образом, источники помогают более глубоко изучить жизнь и деятельность женщин-революционерок, которые пришли в народническое движение на волне эмансипационного движения за образование, профессионализацию во второй половине XIX столетия.
Научные подходы и методы исследования
В основу исследования положен гендерный подход:
• гендерный подход заключается в анализе социально-исторических явлений с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени. В данном исследовании он используется при изучении межполовых отношений во время народнического движения в общественной, экономической и политической сферах.
• теория гендерной идентичности применяется для анализа гендерной идентичности женщин в народническом движении, для характеристики самосознания женщин во время революции.
При проведении настоящего исследования применялись следующие научные методы:
• общенаучный метод сравнительного анализа и историко-сравнительный метод позволил провести сравнительную характеристику научных исследований в разные периоды развития революционного народнического движения и включенности в него женщин;
• исторический метод комплексного анализа источников, необходим для систематизации работы с имеющимися источниками, и выделения необходимого материала из всей источниковой базы;
• проблемно-хронологический метод позволил выстроить
исследовательскую работу по принципу хронологии (например, этапы эмансипации женщин-революционерок, последовательность
включения их в революционную деятельность);
• общенаучные методы синтеза и обобщения были применены для построения выводов и заключительной части исследовательской работы;
• метод математических расчетов помог выявить процентное соотношение и количество участвовавших женщин в революционном движении;
• историко-биографический метод сделал возможным более полно изучить личность исследуемых женщин, с помощью свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования докладывались на научных конференциях:
1. Немыкина Е.А. Женщины-революционерки в последней трети XIX века (на примере представительниц «Народной воли») // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: международная научно-практическая конференция, сборник статей. - Белгород, 2016. - С. 147-149.
2. Немыкина Е.А. Жизненные стратегии российских женщин-
революционерок в последней трети XIX века (на примере представительниц «Народной воли») // Белгородский диалог - 2016. Сборник избранных научных трудов Международного молодежного научного Форума. - Белгород, 2016. - С. 206-209.
3. Немыкина Е.А. Образовательный уровень женщин-революционерок в России в 70-е годы XIX века // Белгородский диалог - 2017. Сборник избранных научных трудов Международного молодежного научного Форума. - Белгород, 2017.
4. Немыкина Е.А. Социальный состав женщин-революционерок в 70-е годы XIX века // Международная молодежная научная конференция «Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории, культурологии и музеологии» - 2017. - Псков, 2017.
Структура работы
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы, приложений. Основная часть состоит из 3 глав, каждая глава содержит 2 параграфа. В приложения включен список женщин, участвовавших в народническом движении и их фотографии для визуализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В XIX веке в России стали появляться ростки капитализма, за которым следовали развитие и прогресс во всех сферах общества. Однако привилегированные слои населения понимали, что все это происходит за счет эксплуатации простого народа. 60-е годы XIX века происходила серия реформ, которая была непосредственно связана с отменой крепостного права, и затрагивающая все стороны общественной жизни. В это же время происходит всплеск революционной деятельности разночинной интеллигенции. Разночинный этап революционного движения всецело связан с падением крепостного права, вызван им, а также нежеланием Александра II продолжать реформы, которое назрели в образовании, цензуре, наследном праве, земельном праве, судебной системе. В итоге подъем общественного движения захватил все более широкие демократические слои. В движение вовлекались не только мужчины, но и женщины - это было новой чертой эпохи. Возникали всевозможные кружки, общества, комитеты. Появилась особая тяга к общению, к совместным действиям.
В Российской империи общественное женское движение за равноправие женщин складывалось во второй половине XIX века. Вследствие реформ происходил перелом в осознании общества в женском вопросе. Предлагаемые новые модели поведения, новые способы жизни нашли понимание, имели успех в различных слоях населения. На фоне буржуазных реформ, господства либерального духа в обществе, идеи женской эмансипации позволяли удовлетворить давно назревшие потребности женщин дворянского сословия в юридическом равноправии в сфере образования, владения имуществом, семейно-брачных отношениях.
Вплоть до 1870-х годов в Российской империи не существовало ни высшего, ни профессионального образования для женщин. Женское образование стало не только предметом споров, но и способом завоевания политического авторитета в обществе. В результате такой борьбы правительство шло на уступки, оставляя женское образование открытым для всякого рода влияний. В женских гимназиях и на женских курсах, развернули свою агитацию и пропаганду представители от различных революционных организаций и партий.
Для составления полного портрета женщин-революционерок 70-х годов XIX века был проведен анализ, в котором был рассмотрен социальный, национальный, возрастной состав и образовательный уровень.
Социальный состав участников движения «семидесятых» годов XIX века характеризовался демократичностью, хотя в подавляющем большинстве случаев революционеры - выходцы из буржуазных слоев. Анализ источников показал: 95% рассмотренных женщин-революционерок были представительницами образованных привилегированных слоев. Основная составляющая состава женщин-революционерок - дворянки, они составляли 54,1% от общего количества исследуемых женщин. Второй социальной группой по количеству женщин-революционерок были мещанки (11,2 %) и дочери священнослужителей (11,2 %). Наиболее социально-активными и легко воспринимающими революционную идеологию оказались представительницы мелкопоместного дворянства, мещанско-еврейских семей и дочери священнослужителей. Именно эти слои населения в большей степени, чем другие испытывали на себе социально-экономические изменения. Особенно менялась роль и место женщины в обществе. Представительницы мелкопоместных дворянских семей, разоряющихся после реформ 1861 года, вынуждены были встраиваться в новую структуру социально-экономических отношений. Расшатывание устоев старой идеологической системы, основанной на идеях православной религии, обусловило высокую социальную активность детей священнослужителей.
В национальном отношении среди женщин-революционерок 76,4% составляли русские; 13,5% - еврейки; представительницы других национальностей составляли незначительный процент: польки - 3%; шведки - 0.6%. Из этого следует, что женщины-народницы русской национальности занимали ведущее место в революционной борьбе. Представители других народов до 1885 г. играли второстепенную роль.
Молодежь была более восприимчивой и более фанатичной к революционному движению. Большая часть женщин начали свою революционную деятельность от 18 до 25 лет (что составляет 66,47 %). Лишь 17 девушек (10%) пришли в революцию после 25 лет. Минимальный возраст прихода в революцию 13 лет. Женщины за 40 лет считались подозрительными, и должны были доказать свое прогрессивное мировоззрение.
Основная масса женщин-революционерок была образованной и стремящейся к самообразованию. С конца 1860-х годов Х!Х века образование рассматривалось, как условие личной свободы, возможность получить специальность, работу и как следствие материальную независимость. Стремясь к образованию женщины - революционерки пытались следовать новым ценностным ориентациям и получать такое образование, которое позволило бы им в наибольшей степени принести пользу народу.
Революционерки требовали от правительства расширение своих прав во многих сферах жизни: образование, права, наследства, рабочих мест доступных для женщин. Однако со временем происходит пертурбация революционного социального состава, не многие смогли реализовать себя в профессии. Часть женщин искала спасение в революционном движении от личных и жизненных проблем.
Благодаря социальной мобильности и возрастающей профессиональной занятости положение женщин со второй половины XIX века стало кардинально меняться. Теперь женщины строили свою жизнь, опираясь на новую систему ценностей, расширяя спектр своих действий за пределами традиционных семейных границ, среди широкой общественности.
Все большее число женщин стало добиваться экономической независимости. В 70-е годы XIX в. политическое сознание женщин менялось, теперь они соглашались на работу уже не по экономическим мотивам, а по социально - политическим, забывая о своем происхождении и вливаясь в ряды работниц.
Таким образом, в середине Х1Х века возник образ «новой» женщины, свободной личности. Произошло отторжение от привычных форм воспитания, когда судьба девочки решалась сначала родителями, а затем мужем. Женщины стали увлекаться серьёзными философскими,
социологическими и экономическими сочинениями, они стали жить интенсивной умственной жизнью. Растущая образованность женщин привела к их интеграции в профессионально-трудовой сфере общества, что, несомненно, является фактором социально-экономической модернизации. В 70-е годы XIX в. женщины принимали все большее участие в литературном труде, педагогике, медицине и науке. Модернизация коснулась и семейных отношений, женщины стали чаще добиваться выхода замуж за выбранного ими самими человека. Помощь людям было женской стихией, органическим продолжением активной просветительской деятельности, реализацией, не иссякающей женской потребности «прийти на помощь» страдающим, учить темных, лечить больных. Вступив на арену общественной жизни, женщины вели борьбу за равноправие, изменение экономического, правового и социального положения, привлечение к общественному труду и общественной деятельности в широких масштабах. В результате возникло политическое движение русских женщин, которое принесло с собой подъем общественного самосознания.



1. Аптекман, О.В. Общество «Земля и воля» 70-х гг.: по личным воспоминаниям / О.В. Аптекман. - Петроград: Колос, 1924. - 460 с.
2. Бах, А.Н. Воспоминания народовольца / А.Н. Бах // Былое. - 1907. - №
2. - С. 190-215.
3. Брешко-Брешковская, Е.К. Из воспоминаний: (о) Лешерн, Армфельдт, Лебедева, Крылова, Г. Гельфман. С портретами / Е.К. Брешко- Брешковская. - М.: Голос Минувшего, 1919. - 69 с.
4. Буланова-Трубникова, O.K. Три поколения / О.К. Буланова- Трубникова. - М. - Л.:. Пет. Двор в Лгр., 1928. - 215 с.
5. Ваковская, В. Жизнь революционерки / В. Ваковская. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос, 1928. - 23 с.
6. Гессен, И.В. Раздельное жительство супругов. Закон 12 марта 1914 г. / И.В. Гессен. - СПб.: Право. 1914. - 176 с.
7. Ковалевская, С. Воспоминания детства и автобиографические заметки / С. Ковалевская. - М.: Академия наук, 1945. - 227 с.
8. Кони, А.Ф. Воспоминания о деле Веры Засулич / А.Ф. Кони. - М.: Мысль, 2011. - 166 с.
9. Корба, А.П. Из воспоминаний / А.П. Корба // Каторга и ссылка. - 1926. -№ 24. - С. 94-106.
10. Корнилова-Мороз, А.И. Перовская и основание кружка чайковцев /
А.И. Корнилова-Мороз // Каторга и ссылка. - 1926. - № 1. - С. 14¬15,18.
11. Любатович, О.Е. Далекое и недавнее / О.С. Любатович // Былое. - 1906.
- № 6. - С. 108-154.
12. Любатович, О.С. Далекое и недавнее / О.С. Любатович // Былое. - 1906.
- № 5. - С. 208-245.
13. Прибылев, А. В. Молодежь на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов / А. В. Прибылев. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.- пос, 1928. - 19 с.
14. Свод законов Российской империи. Т. 10, Ч. 1. Законы гражданские. - СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1857. - 678 с.
15. Субботина, Е.Д. На революционном пути / Е.Д. Субботина. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос, 1928. - 31 с.
16. Тютрюмов И. Законы гражданские. - СПб.: Право, 1909. - 490 с.
17. Фигнер, В.Н. Запечатленный труд / В.Н.Фигнер. - М.: Книга по требованию, 2011. - Т.1. - 266 с.; Т.2. - 206 с.
18. Фигнер, В.Н. Шлиссельбургские узники. 1884-1905гг / В.Н. Фигнер. - М.: Наука, 1977. - 240 с.
19. Цебрикова, М.К. Воспоминания М. К. Цебриковой. 1861-1886 / М. К. Цебрикова // Звезда. - 1935. - № 6. - С. 196-213.
20. Цебрикова, М.К. Из огня да в полымя / М. К. Цебрикова // Вестник Европы. - 1871. - № 6. - С. 638-723.
21.Чарушин, Н.А. О далеком прошлом: Ч. 1-2: из воспоминаний о революционном движении 1870-х гг. / Н.А. Чарушин. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос, 1926. - 222 с.
22.Якимова, А.В. Воспоминания / А.В. Якимова. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос., 1926. - 16 с.
II. Литература
1. Айвазова, С.Г. Женский вопрос в России: традиции и современность России / С.Г. Айвазова // Общественные науки и современность. -1995. - № 2. - С. 121-130.
2. Айвазова, С.Г. Идейные истоки женского движения в России / С.Г. Айвазова // Общественные науки и современность. - 1991. - № 4. - С. 125-133.
3. Амфитеатров, А.В. Женщина в общественных движениях России / А.В. Амфитеатров. - СПб: Живое слово, 2012. - 60 с.
4. Андрей Иванович Желябов и Софья Львовна Перовская: (биографические очерки) / авт. предисл. В. Бурцев. - Ростов н/Д: Донская речь, 1957. - 282 с.
5. Антонов, В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности / В.Ф. Антонов // Вопросы истории. - 1991. - № 1. - С. 5¬19.
6. Антонов, В.Ф. Революционное народничество / В.Ф Антонов. - М.: Просвещение, 1965. - 617 с.
7. Баранов, А.С. Образ террориста в русской культуре конца XIX - начала XX века (С. Нечаев, В. Засулич, И. Каляев, Б. Савенков) / А.С. Баранов // Общественные науки и современность. - 1998. - № 2. - С. 181-191.
8. Богучарский, В.Я. Отчет о процессе 20-ти народовольцев в 1882 г. / Я.
В. Богучарский // Былое. - 1995. - № 6. - С. 237-293.
9. Богучарский, В.Я. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX в. / В.Я. Богучарский. - М.: Наука, 1966. - 490 с.
10. Бородинова, О.В. Участие женщин в политической жизни общества в России в 90-е гг. ХХ в.: Дис ... к. и. н. - Ярославль, 2001. - 202 с.
11. Будницкий, О.В. Женщины-террористки / О.В. Будницкий. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 673 с.
12. Будницкий, О.В. История терроризма в России / О.В. Будницкий. - Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1996. - 539 с.
13. Веременко, В.А. Женщины в русских университетах (вторая половина XIX - начало XX в.) / В.А. Веременко. - СПб: Высш. админ. шк., 2004. - 148 с.
14. Волгин, И.Л. Софья Перовская. - М.: Советский писатель, 1970. - 61 с.
15. Волк, С.С. Народная Воля / С.С. Волк. - М.: Наука, 2000. - 691 с.
16. Волков, С.В. Черная книга имен, которым не место на карте России. - М.: Наука, 2004. - 316 с.
17. Герцен, А.И. "Кто виноват?" / А.И. Герцен. - Петрозаводск: Карелия, 1980. - 215 с.
18. Глинский, Б.Б. Революционный период русской истории 1861-1881гг. / Б.Б. Глинский. - М.: Новое время, 2013. - 150 с.
19. Горев, Б.И. Революционное народничество семидесятых годов / Б.И. Горев. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос., 1928. - 29 с.
20. Демиховский, К.К. Приокский горный округ в конце крепостной эпохи / К. К. Демиховский // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. - М.: АН СССР, 1960. - С. 86-123.
21. Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма в 5 т. / под ред. В. Виленского-Сибиряковадра, Ф. Кона, А. А. Шилова. - М.: Всесоюзн. об-во политкаторжан и сс.-пос, 1927 - 1934. - 1-5 Т.
22. Деятели СССР и революционного движения России:
Энциклопедический словарь Гранат. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 832 с.
23. Добролюбов, Н. А. Избранные статьи / Н.А. Добролюбов. - М.: Детская литература, 1977. - 336 с.
24. Долидович, О.М. Женское движение в Сибири во второй половине XIX века: Дис ... к. и. н. - Красноярск, 2006. - 288 с.
25. Дружинин, Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева / Н.М. Дружинин. - М.: Наука, 1958. - Т.2. - 620 с.
26. Ерман, Л.К. Интеллигенция в первой русской революции / Л.К. Ерман. - М.: Наука, 1966. - 372 с.
27. Иохельсон, В. Геся Гельфман. Биографический очерк / В. Иохельсон, Р. Кантор. - Петроград: Былое, 1922. - 48 с.
28. Итенберг, Б.С. Движение революционного народничества / Б.С. Итенберг, - М.: Наука, 1965. - 432 с.
29. Казанцев, Б.Н. Рабочие Москвы и Московской губернии в середине XIX века (40 - 50 - е годы) / Б.Н. Казанцев. - М.: Наука, 1976. - 182 с.
30. Калинчук, С.В. Психологический фактор в деятельности «Земли и воли» 1870-х. / С.В. Калинчук // Вопросы истории. - 1999. - № 3. - С. 45-53.
31. Кальманович, А.А. Женское движение и его задачи. Краткий
исторический очерк / А.А. Кальманович. - СПб.: Тип. «Работник», 1908. 47 с.
32. Карченкова, Т.А. Женский вопрос в российской публицистике второй половины XIX века: Дис ... к. и. н. - Омск, 2004. - 237 с.
33. Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. - М.: Правда, 1991. - 624 с.
34. Ковалева, И.Н. Женский вопрос в России в 50-60-х гг. XIX в. / И.Н. Ковалева // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки: сб. ст. / под ред.Е.М. Жукова. - М.: Наука, 1981. -
С. 118-128.
35. Кондакова, О.Н. Женщины-революционерки 70-80-х гг. XIX века и их пребывание в Сибирской ссылке.: Дис ... к. и. н. - М., 2002. - 177 с.
36. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. - М.: Астрель, 2004. - 864 с.
37. Красовский, Ю.А. Женщина русской революции. Литературные и психологические аспекты архива Веры Фигнер / Ю.А. Красовский. - М.: Наука, 1982. - 179 с.
38. Лебедева-Кларк, Р. Женщины в издательском деле пореформенной России / Р. Лебедева-Кларк // Вопросы истории. - 1997. - № 12. - С. 117-123.
39. Левицкий, В.О. Партия "Народная Воля". Возникновение. Борьба. Гибель / В.О. Левицкий. - М.: Гос. изд-во, 1928. - 210 с.
40. Лейкина-Свирская, В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века / В.Р. Лейкина-Свирская. - М.: Мысль, 1971. - 366 с.
41. Лесков, Н.С. На ножах / Н.С. Лесков. - М.: Русская книга, 1994. - 464 с.
42. Морозова, О.П. Красный Крест «Народной Воли» / О.П. Морозова, Б. Шварц. - М.: Наука, 1967. - 464 с.
43. Некрасова, Е. Женские врачебные курсы в Петербурге: Из
воспоминаний и переписки первых студентов / Е. Некрасова // Вестник Европы. - 1882. - № 12. - С. 807-845.
44. Некрасова, Е. Студентки на войне / Е. Некрасова // Русская мысль. - 1897. - № 7. - С. 116.
45. Нечкина, М.В. Встреча двух поколений / М.В. Нечкина. - М.: Наука, 1980. - 602 с.
46. Нечкина, М.В. Революционная ситуация в России в середине XIX века / М.В. Нечкина. - М.: Наука, 1978. - 430 с.
47. Никитина, Т.В. Женщины в русском освободительном движении / Т.В. Никитина. - Воронеж: Научная книга, 1991. - 267 с.
48.Овцын, В. Развитие женского образования / В. Овцын. - СПб: Тип. М.Н. Скороходова, 1897. - 42 с.
49. Павлюченко, Э.А. Женщины в русском освободительном движении: От Марии Волконской до Веры Фигнер / Э.А. Павлюченко. - М.: Мысль, 1988. - 270 с.
50. Павлюченко, Э.А. Софья Перовская / Э.А. Павлюченко. - М.: Наука, 1959. - 79 с.
51. Пиетров-Эннкер, Б. "Новые люди" России. Развитие женского
движения от истоков до Октябрьской революции / Б. Пиетров-Эннкер. - М.: РГГУ, 2005. - 444 с.
52. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. - М.: Владос, 1994. - 704 с.
53. Пономарёва, В.В. Мир русской женщины. Семья, профессия,
домашний уклад. XVIII - начало XX века / В.В. Пономарёва, Л.Б. Хорошилова. - М.: Новый хронограф, 2009. - 352 с.
54. Пономарёва, В.В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века / В.В. Пономарёва, Л.Б. Хорошилова. - М.: Русское слово, 2008. - 315 с.
55. Пушкарева, Н.Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история России 1801- 1905 гг.: формы социальной активности») / Н.Л. Пушкарева // Отечественная история. - 2002. - № 6. - С. 52-66.
56. Пушкарева, Н.Л. Гендерный подход в исторических исследованиях / Н.Л. Пушкарева // Вопросы истории. - 1998. - № 6. - С. 36-45.
57. Репина, Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода / Л.П. Репина // Средние века. - М.: Наука, 1994. - Вып. 57. - С. 112-127.
58. Репина, Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования / Л.П. Репина // Новая и новейшая история. - 1994. -№ 6. - С. 41-58.
59. Седов, М.Г. Героический период революционного народничества / М.Г. Седов. - М.: Мысль, 1966. - 363 с.
60. Седов, М.Г. Революционное движение в России 60-70 годов XIX / М.Г. Седов. - М.: Мысль, 1959. - 48 с.
61. Стайтс, Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм, большевизм 1860-1930 гг. / Р. Стайтс. - М.: Наука, 2004. - 563 с.
62. Стасов, В.В. Н.В. Стасова. Воспоминания и очерки / В.В. Стасов. - СПб: АСТ, 2004. - 86 с.
63. Степняк-Кравчинский, С.М. Грозовая туча России: смерть за смерть. Подпольная Россия. С.И. Бардина. Ольга Любатович / С.М. Степняк- Кравчинский. - М.: Новый ключ, 2001. 480 с.
64. Тишкин, Г.А. Женский вопрос в России в 50-60 гг. XIX в. / Г.А. Тишкин. - Л.: ЛГУ, 1984. - 230 с.
65. Тишкин, Г.А. Чернышевский и проблема женской эмансипации / Г.А. Тишкин // Вестник ЛГУ. - 1978. - № 20. - Вып. 4. - С. 32-36.
66. Ткаченко, П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70¬х гг. XIX в. / П.С. Ткаченко. - М.: Мысль, 1978. - 221 с.
67. Троицкий, Н.А. Царские суды против революционной России
(Политические процессы 1871—1880 гг.) / Н.А. Троцкий. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1976. - 393 с.
68. Троицкий, Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности, 1866-1895 / Н.А. Троцкий. - М.: Мысль, 1979. - 350 с.
69. Троицкий, Н.А. "Народная воля" перед царским судом (1880-1894) / Н.А. Троцкий. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1983. - 423 с.
70. Троицкий, Н.А. Первые из блестящей плеяды / Н.А. Троцкий. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 312 с.
71. Федосова, Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1879-1918) / Э.П. Федосова. - М.: Педагогика, 1980. - 144 с.
72. Филиппова, Л.Д. Из истории женского движения в России / Л.Д. Филиппова // Вопросы истории. - 1963. - № 2. - С. 209-218.
73. Хасбулатова, О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917 гг.) / О.А. Хасбулатова. - Иваново: ИвГУ, 1994. - 135 с.
74. Цымрина, Т.В. Софья Перовская. Политический портрет / Т.В. Цымрина. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 126 с.
75. Чернышевский, Н.Г. "Что делать?" / Н.Г.Чернышевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 532 с.
76. Шабанова, А.Н. Очерк женского движения в России / А.Н. Шабанова. - СПб: Живое слово, 1912. - 14 с.
77. Широкова, В.В. К вопросу об оценке деятельности «Народной воли» / В.В. Широкова // Вопросы истории. - 1959. - № 8. - С. 15-18.
78. Шубина, Е.В. Философско-социологические взгляды В.И. Засулич / Е.В. Шубина. - Л.: Наука, 1984. - 137 с.
79. Шулепов, Н. П. Лариса Чемоданова 1855-1923 / Н. П. Шулепов, В. Ф. Пономарев. - Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. - 94 с.
80.Эвенчик, С.Л. Народовольческая пропаганда среди крестьян. Общественное движение в пореформенной России / С.Л. Эвенчик. - М.: Наука, 2001. - 99 с.
81.Юкина, И.И. «Новые женщины»: мотивы участия в женском движении // Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории истории женского движения / Соств. и отв. ред. Г.А. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 118-126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ