ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ PISA (PROGRAMME FOR INTERNATIONAL STUDENT ASSESSMENT) 6
1.1. Цели и задачи исследования PISA 6
1.2. Понятие математической грамотности в исследованиях PISA 9
1.3. Основные результаты изучения математической грамотности в
исследованиях PISA 13
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 19
2.1. Проектная деятельность учащихся 19
2.2. Организация проектной деятельности учащихся по решению
математических задач PISA 23
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 1. Задачи на работу со столбчатыми диаграммами 33
Приложение 2. Задачи на работу с круговыми диаграммами 37
Приложение 3. Задачи на работу с таблицами 40
Приложение 4. Задачи на объяснение 43
В современном обществе главной целью образования является освоение учащимися различных видов деятельности, а также формирование и развитие качеств личности, необходимые ей и обществу для включения в социально значимую деятельность. Современный выпускник школы должен осознанно и самостоятельно получать и применять полученные знания на практике в своей жизни, чтобы он был конкурентоспособным в своей области.
В условиях международной интеграции в образовательном процессе, которая проявляется в обмене опытом и знаниями на различных научно-практических конференциях школьников, участии в международных исследованиях и олимпиадах, одной из задач современного образования России является подготовка учащихся к современным условиям конкурирования среди выпускников. Оценка достижений учащихся в образовательном процессе и умений применять знания на практике осуществляется с помощью различных исследований. Одним из таких исследований является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Progra mme for International Student Assessment, PISA) [21].
Участие Российских школьников и их подготовка к исследованиям PI¬SA обсуждается на государственном уровне. И в образовательном процессе одним из приоритетных направлений является вхождение России в число ведущих стран мира по качеству общего образования, с помощью внедрения новых методов и технологий обучения, которые способствуют повышению вовлеченности детей в образовательный процесс по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года» [14]. 6 февраля 2019 года Губернатор Московской области Андрей Воробьев встретился с директором по вопросам образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разработчиком международного исследования PISA Андреасом Шляйхером [6]. На встрече обсуждались вопросы о внедрении методов повышения рейтинга образовательных учреждений по международной системе PISA.
В современном обществе, которое характеризуется постоянной изменчивостью, необходимо внедрять в образовательный процесс такие методы и технологии, которые удовлетворяют потребностям времени. Одним из методов обучения является проектная деятельность, которая направлена на формирование универсальных учебных действий по Федеральному государственному образовательному стандарту [9]. Использование метода проектов позволяет формировать активную и сознательную позицию учащегося, позволяющая самостоятельно и грамотно управлять своей учебной деятельностью.
Исходя из сказанного выше, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Проектная деятельность обучающихся как средство формирования математической грамотности (по результатам исследований PISA)»
Цель данного исследования - формирование математической грамотности обучающихся через проектную деятельность.
Объект исследования - математическая грамотность.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство формирования математической грамотности.
На основании определенной цели исследования, а также выявленного объекта и предмета исследования можно определить следующие задачи данной работы:
- изучить учебно-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- выявить особенности международных исследований;
- рассмотреть вопросы по математической грамотности детей;
- структурировать темы проектных работ связанных с целями, особенностями, проблемами касающихся международного исследования PISA;
- организовать совместное сотрудничество с детьми по разработке заданий, направленных на формирование математической грамотности детей и соответствующих современным исследованиям PISA;
- организовать проектную деятельность школьников по защите проектных работ школьников в области Международных исследований PISA;
- представить результаты в виде сборника математических задач по подготовке детей к тестированию PISA.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы учебно-педагогического характера, обобщение полученных результатов в виде содержания работы и формулирование выводов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении научной литературы по применению проектной деятельности детей в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный сборник математических задач по подготовке детей к тестированию PISA может быть предложен учителям и преподавателям для подготовки учеников к Международным исследованиям PISA и для формирования математической грамотности школьников.
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе раскрывается понятие математической грамотности, рассматриваются цели и задачи исследования PISA.
Вторая глава имеет практический характер и раскрывает особенности формирования математической грамотности обучающихся через проектную деятельность.
В заключении представлены основные результаты исследования на уровне обобщений.
В современном обществе главной целью образования является подготовка учащегося для включения в социально значимую деятельность. Подготовка конкурентоспособного учащегося в своей области формируется с помощью осознанной и самостоятельной деятельности по получению и приме-нению знаний на практике в своей жизни.
Оценка достижений учащихся в образовательном процессе и умений применять знания на практике осуществляется с помощью различных исследований. Одним из таких исследований является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Progra mme for Interna¬tional Student Assessment, PISA). Исследования PISA оценивают образовательные достижения по следующим направлениям: естественнонаучной грамотности, грамотности чтения, математической грамотности и финансовой грамотности. Математика встречается во всех областях современного общества, что позволяет сделать вывод о том, что оценивание математической грамотности является одним из приоритетных направлений исследований PI¬SA. Математическая грамотность включает в себя умение работать с математическими инструментами, к которым относятся и современные цифровые устройства, с которыми, очевидно, в современных условиях должен уметь работать профессионал.
В данной работе для достижения поставленной цели разрешен ряд задач, в частности:
В первой главе описаны цели и задачи Международного исследования образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Представлена концепция оценивания математической грамотности. Определены основные акценты при разработке задач, которые заключаются в: соответствие подготовки нуждам учащихся в повседневной жизни; контекст задания должен быть жизненным, а не выдуманным; «холистическое» применение математики, что представляет собой осуществление всего процесса от понимания проблемы, до ее формулирования, решения и сообщения результата, а невыполнение одной из этих перечисленных частей процесса.
Помимо этого, в первой главе представлены результаты учащихся Рос-сии по математической грамотности, из которых видно, что позиция России среди других стран невысокая, хотя и с каждым годом она увеличивается. В связи с этим необходимо использовать те методы и технологии, которые способствуют лучшему развитию математической грамотности.
Во второй главе выявлены особенности использования проектной деятельности в учебном процессе. Представлена организация проектной деятельности учащихся по разработке практических задач на объяснение, на работу со столбчатыми и круговыми диаграммами, на работу с таблицами.
Практическая работа по разработке задач позволила создать целостный продукт совместной деятельности детей в виде сборника, тем самым сформировать математическую грамотность учащихся.
Сборник математических задач по подготовке детей к тестированию PISA с методическими рекомендациями может быть использован в качестве дополнения к традиционному обучению, организации учебного процесса преподавателем математики и самостоятельной работы учащихся по подготовке к исследованиям PISA.
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер. с макед./ К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
2. Воробьева А.В. Исследовательские компетенции современного
школьника: сущность и содержание / А.В. Воробьева // Дискуссия, 2013. - №3 (33). URL: https:/cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskie-kompetentsii-
sovremennogo-shkolnika-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 13.06.2019)
3. Даутова О.Б., Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О.Б., Иванышина Е.В., Иващедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. - Санкт-Петербург: КА¬РО, 2015. - 176 с.
4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. М.: Вербум-М, 2001. - 120 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Зуев А., Смирнова Ю. «Мы стремимся за лидерами». Подмосковные школы получили высокую оценку в международном исследовании PISA / Зуев А., Смирнова Ю. «Сетевое издание «360tv.ru» https://360tv.ru/news/obrazovanie/my-stremimsja-za-liderami-gubernator-podmoskovja-i-razrabotchik-pisa-o-tempah-razvitija-obrazovanija-v-oblasti/ (дата обращения: 16.04.2019)
7. Карпенко О., Бершадская М., Вознесенская Ю. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования / Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. №5. URL:
https:/cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-issledovanie-pisa-i-problemy- razvitiya-vysshego-obrazovaniya(дата обращения: 13.06.2019).
8. Основные результаты Международного Исследования PISA - 2015. http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf (дата обращения: 16.05.2019)
9. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования»
10. Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория / Ю.В. Рындина / Молодой ученый. - 2011. - №1. - 306 с.
11. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире / Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010 / 3 (23). URL: https:/elibrary.ru/download/elibrary_15534120_76802041.pdf (дата обращения: 05.06.2019)
12. Татарченкова С.С., Телешов С.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно¬
методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В. - СПБ.: КАРО, 2008. - 148 с.
13. Телешева Т. Педагогическая теория Джона Дьюи. Сайт «Сайт педагога-исследователя». - URL: http:/si-sv.com/publ/16-1-0-288(дата обращения: 24.05.2019).
14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения: 15.04.2019)
15. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.
16. Центр оценки качества образования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012г.). URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12.html (дата обращения: 30.05.2019)
17. Центр оценки качества образования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2015г.). URL: https:ZZwww.fioco.ru/results_pisa_2015 (дата обращения: 30.05.2019)
18. Assessing Reading, Mathematics and Scientific Literacy: A framework for PISA 2009. URL: https:ZZwww.oecd.org/pisaZpisaproductsZ44455820.pdf (дата обращения: 29.04.2019)
19. Knowledge and Skills for Life. First Kesults from the OECD Programme for International Student Assessment (PISA) 2000. URL: http:ZZwww.oecd.orgZeducation/schoolZprogrammeforinternationalstudentassessmentpisaZ33691596.pdf (дата обращения: 12.06.2019)
20. Learning for Tomorrow's World. First Results from PISA 2003. URL: http:ZZwww.oecd.orgZeducation/schoolZprogrammeforinternationalstudentassessmentpisaZ34002216.pdf (дата обращения: 10.06.2019)
21. PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) URL: https:ZZfioco.ruZpisa (дата обращения: 13.06.2019)
22. PISA 2009 Results: Executive Summary. URL:
http:ZZwww.oecd.orgZpisa/pisaproductsZ46619703.pdf(дата обращения: 24.05.2019)
23. PISA 2012 Results: Executive Summary. URL:
http:ZZwww.oecd.orgZpisa/pisaproductsZpisa2006Z39725224.pdf(дата обращения: 12.06.2019)
24. PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Read-ing, Science, Problem Solving and Financial Literacy. URL: https:ZZwww. oecd. orgZpisaZpisaproductsZPISA%202012%20framework%20e-book_final.pdf (дата обращения: 30.05.2019)
25. Programme for International Student Assessment. URL: http:ZZwww.oecd.orgZpisa/ (дата обращения: 30.05.2019)