Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование артистизма личности будущего учителя музыки

Работа №6967

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы212стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования артистизма личности будущего учителя музыки как характеристики его педагогического мастерства
1.1. Методологический и содержательный анализ понятия
* "артистизм личности учителя" с. 15
1.2. Специфика использования театральной педагогики в формировании артистизма личности будущего учителя в хоровом классе с. 40
1.3. Общение и творческая атмосфера в хоровом коллективе как факторы формирования артистизма личности с. 69
Глава 2. Содержание, формы и методы формирования артистизма личности будущего учителя музыки и опытно-
* экспериментальная проверка их эффективности
2.1. Диагностика сформированности артистизма личности будущего учителя в условиях обучения на музыкально-педагогическом факультете с. 98
2.2. Содержание процесса поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя в хоровом классе с использованием методов театральной педагогики с. 112
2.3. Формы и методы формирования артистизма будущего учителя в хоровом классе с. 125
2.4. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы с. 143
Заключение с. 154
Библиография с. 163
Приложения


Современный этап общественного развития характеризуется тем, что человеческий труд перестает быть сугубо исполнительским и механически однообразным, рутинным, а все больше становится творческим. Это вызывает определенные изменения в сфере образования: происходит переосмысление педагогических ценностей, возникает необходимость поиска новых технологий развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала.
Решение современных проблем народного образования невозможно без серьезных изменений в системе подготовки учителя, так как именно он является носителем новых педагогических идей, проводником их непосредственно в жизнь. Корни педагогических исканий наших дней надо искать в изменении общей социокультурной ситуации последнего десятилетия, когда под сильным влиянием потребностей и духовных течений эпохи в отечественной педагогике утверждается гуманистический идеал образования.
Гуманистический подход к системе обучения и воспитания подразумевает отказ от авторитарного взаимодействия учителя с учениками, от формального подхода к решению педагогических задач. Школа сегодня нуждается в атмосфере доверия, творчества и уважения к личности, которую должен привнести с собой современный учитель. Педагог должен быть для детей не только носителем некоей суммы знаний по определенному предмету, но и яркой интересной личностью, умеющей устанавливать и развивать с ними доброжелательные отношения, что приведет к эффективности сотрудничества и плодотворным результатам в учебно-воспитательном процессе.
Совместная деятельность всегда связана с общением, которое проявляется в стиле поведения, выражающемся в манере человека говорить, выражать свои чувства и настроения, в движениях и жестах. Отсюда следует, что только максимальное самораскрытие личности учителя, выразительность его поведения в значительной степени способствует эффективности взаимодействия с учащимися и является наиболее существенным фактором,

оказывающим влияние на личностное становление подрастающего поколения.
Проблема формирования артистизма личности и овладения актерско- сценическими умениями будущих учителей представляется актуальной, так как поставленный голос, хорошо развитая речь, естественные и непринужденные жесты, высокая коммуникативная культура являются составной частью профессиональных умений педагога.
Особое значение ее решение имеет в деятельности преподавателей художественно-эстетического цикла, в частности учителя музыки, ответственных за развитие образного мышления учащихся, а также за их эмоционально-эстетическое и нравственное совершенствование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования артистизма личности при обучении в вузе считается актуальной в педагогической теории и на практике. Более того, можно сказать, что в последние годы ее значимость возросла еще больше в связи с тем, что в современной педагогике окончательно утвердила себя стратегия личностно-ориентированного образования. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на решении проблем всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому личность, ее богатый внутренний мир, как высшее проявление ее духовности, оказываются в центре внимания исследователей.
Теоретический анализ показал, что, несмотря на широкий спектр исследований, проводившихся в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. В частности, нам представляется, что необоснованно малоизученной оказалась проблема формирования артистизма личности на фоне коллективной деятельности. Она требует пристального внимания, прежде всего потому, что сегодня мы ставим в качестве первоочередной задачи создание прочной базы для развития полноценной и всесторонне развитой личности.
В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм личности, как проявление ее духовно богатого внутреннего мира. Артистизм представляет собой формирование четко выраженного духовно-практического освоения личностью определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения потребностей к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.
В результате изучения исследуемой проблемы мы пришли также к выводу о том, что развитие и формирование артистизма имеет особую значимость для студенческого возраста, так как на этом этапе становления личности отмечается активное развитие нравственных и эстетических чувств,

155
становление и стабилизация характера и овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Пора поздней юности характеризуется романтическим отношением к окружающему миру и эмоциональной приподнятостью психической жизни, усилением интеллектуальных основ познания действительности. Все это является благоприятным моментом в процессе формирования данного профессионально необходимого качества педагога-музыканта.
По нашему определению артистизм личности - это не только способность к перевоплощению, а целостная система личностных качеств, способствующая свободному самовыражению личности. Тем самым личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла. Успешность его зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности. Актуализируя важность данной педагогической задачи, можно с уверенностью сказать, что использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для формирования артистизма личности, как показателя ее всестороннего и гармоничного ее развития.
В процессе поиска конкретных способов формирования артистизма личности будущего учителя музыки в хоровом классе практически актуальным становится вопрос о создании специально продуманных педагогических условий, способствующих этому процессу. Центральное место занимает также вопрос о средствах формирования профессионально значимых качеств личности, а также необходимых умений и навыков.
В качестве основной концептуальной предпосылки в данном исследовании выступило обоснование богатых возможностей хорового искусства и его непосредственной близости к театральному жанру. На основе их родства стало возможным применение методов театральной педагогики в хоровом коллективе.
Как было установлено в диссертации, богатство использования возможностей театральной педагогики в хоровом классе состоит:

156
- в доступности хорового пения широким массам;
- в том, что это позволяет психологически и эмоционально раскрепостить личность, освободить психофизический аппарат от привычных зажимов и напряжения;
- способствует развитию воображения, фантазии, "театрального мышления", обогащению аффективной памяти, формированию "эмоционального тезауруса";
- развивает чувство формы, темпоритма, чувство жанра, поэтичность, способствует проникновению в "дух языка";
- вокально-хоровой репертуар, построенный на лучших образцах мировой классики и народной музыки, является незаменимым средством приобщения к подлинным нравственно-эстетическим ценностям, художественно-эстетического развития и формирования духовной культуры педагога- музыканта;
- работа над хоровым репертуаром способствует выработке красивого тембра голоса, музыкально выразительной речевой интонации, совершенствует артикуляционный аппарат, развивает мимику; помогает овладению средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- активная концертная деятельность хорового коллектива способствует развитию и совершенствованию психофизического аппарата, а также формированию волевой и эмоциональной устойчивости личности;
- творческий характер учебной деятельности в хоровом коллективе, оптимальное педагогическое общение создают благоприятный эмоциональный климат, препятствуют возникновению "психологического барьера" между его участниками.
Подробное изучение содержания хоровой подготовки в вузе позволило обнаружить, что при определенной организации учебно-воспитательной работы и целенаправленном использовании форм, методов и приемов театральной педагогики, возможно значительно обогатить, активизировать и углубить процесс формирования артистизма личности будущего учителя музыки.



1. Голуппи. "Gui tollis peccata mundi".
2. Мендельсон. "Воскресное утро".
3. Райнбергер. "Puer natus in Betlehem".
4. Форе. "Benediktus" из Мессы.
5. Кальдара. "Stabat Mater", №11.
6. Рахманинов. "Белилицы - румяницы".
7. Н. Архангельский. "Богородице, дево, радуйся".
8. П. Чесноков. "Да молчит".
9. Г. Свиридов. "Соловей мой смутный". №6 из кантаты "Курские песни".
10. Украинская народная песня в обр. Леонтовича. "Дударик".
11. Болгарская народная песня в обр. Соколова. "Посадил полынь я".
12. Ботяров. "Зима".
13. Л. Блинов. "Лиса и курица".
14. Ш. Шарифуллин. "Сабантуй".
15. Ж. Файзи. "Урман кызы".
16. Ахметов. "Солго чигэм".
17. Р. Ахиярова, ст. Р. Минуллина. "Тешемэ кер".
18. М. Шамсутдинова. "Кубэлек".
19. Ф. Шарифуллин, ст. К. Тыргынкулиева. "Журавли".
20. Башкирская нар. песня в обр. А. Абдуллина. "Шэл бэйлэнем".
21. Татарская нар. песня в обр. М. Яхъяева. "Олы юлньщ тузаны".
22. В. Харисов, ст. Р. Бернса. "Зеленый дол".
23. В. Харисов, ст. А. Башлачева. "Рождество".
24.Элвис Пресли. "1 cant help filling in love".

190
Репертуар хорового класса. 3 курс.
1. Голуппи. "Gui tollis peccata mundi".
2. Мендельсон. "Воскресное утро".
3. Брамс. "Sannmannchen".
4. Райнбергер. "Puer natus in Betlehem".
5. Форе. "Benediktus" из Мессы.
6. Кальдара. "Stabat Mater", №11.
7. Дж. Гершвин. "Oh, I can't sit down!".
8. Нуну Габуния. "Ave Maria".
9. С.Рахманинов. "Ночка".
10. Рахманинов. "Белилицы - румяницы".
11. Н. Архангельский. "Богородице, дево, радуйся".
12. П. Чесноков. "Да молчит".
13. М. Мусоргский. "Гопак".
14. И. Стравинский. Цикл "Подблюдные". "У Спаса в Чигисах"
15. И. Стравинский. "Овсень".
16. И. Стравинский. "Щука".
17. И. Стравинский. "Пузище".
18. В. Тормис. "Пожелания".
19. Украинская народная песня в обр. Леонтовича. "Дударик".
20. Л. Блинов. "Майская песенка".
21. Л. Блинов. "Лиса и курица".
22. Ш. Шарифуллин. "Сабантуй".
23. Р. Ахиярова, ст. Р. Минуллина. "Тошемэ кер".
24. М. Шамсутдинова. "Кубэлэк".
25. Ф. Шарифуллин, ст. К. Тыргынкулиева. "Журавли".
26. Башкирская нар песня в обр. А.Абдуллина. "Шел бэйленем
27. В. Харисов, ст. Р. Бернса. "Зеленый дол".
28. М. Блантер. "Солнце скрылось за горою".



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ