Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №69639

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1. Характеристика пожилых людей как объекта социальной работы
1.2. Сущность и содержание социокультурной адаптации пожилых людей
2. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Межведомственное взаимодействие в управлении социокультурной адаптацией пожилых людей в городском округе «Город Белгород»
2.2. Диагностика социокультурных потребностей пожилых людей (на основе социологического исследования)
2.3. Модель управления социокультурной адаптацией пожилых людей на базе управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. На сегодняшний день для науки и практики социальной работы проблема социокультурной адаптации граждан пожилого возраста, поиска эффективных мер, направленных на их поддержку, достаточно актуальна. Основной задачей государства по отношению к гражданам пожилого возраста наряду с материальной поддержкой является необходимость сохранения у вышедших на пенсию граждан трудоспособности, и создать благоприятные условия для поддержания активного образа жизни, посредством их творческого и интеллектуального потенциала, вовлечения к участию в общественной жизни городского сообщества.
По мере развития общественных процессов способность адаптироваться к обновленной социокультурной среде стала особенно важной для пожилого населения страны. Пожилые люди, как правило, нуждаются в особом внимании со стороны государства. Чтобы изыскать новые направления в процессе формирования приспособительных механизмов, которые позволят пожилым адекватно воспринимать перемены и правильно реагировать на происходящие изменения, эффективно использовать имеющийся социально-культурный потенциал.
Это требует переосмысления понимания проблем управления социокультурной адаптацией пожилых людей как на концептуальном уровне, так и в практической деятельности. Исследование управления социокультурной адаптацией предоставляет возможность внести вклад в разрешение имеющихся проблем. В Российской Федерации накоплен опыт в области управления социокультурной адаптацией граждан пожилого возраста. Но необходимо отметить, что имеющихся наработок на сегодняшний день недостаточно, причем сложившаяся система социальной защиты пожилых людей в России нельзя назвать совершенной.
Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки новых управленческих механизмов адаптации граждан пожилого возраста посредством социальных услуг через систему адаптационных социально-культурных учреждений.
Формирование модели управления социокультурной адаптацией пожилых людей в условиях муниципального образования влечёт за собой необходимость исследования феномена управления с учётом и использованием внутренних ресурсов социокультурных учреждений, с разработкой соответствующих управленческих технологий. К сожалению, эти тенденции наукой до настоящего времени не осмыслены в должной мере.
Актуальность темы исследования обусловлена:
- во-первых, исключительной значимостью проблем управления социокультурной адаптацией пожилых людей в современном мире, которые требуют незамедлительного решения;
- во-вторых, назревшей потребностью в исследовании имеющейся практики управления социокультурной адаптацией и социальной поддержке пожилых людей с целью выявления неиспользованных возможностей и обобщения положительного опыта;
- в-третьих, необходимостью разработки модели управления процессом социокультурной адаптации пожилых людей на основе применения современных инновационных технологий с учётом местной специфики.
Степень научной разработанности темы. Проблема управления процессом социокультурной адаптации пожилых людей в регионе практически не исследована. Тем не менее, в трудах ряда авторов обобщён большой фактический материал, высказаны ценные соображения о методологических принципах управления процессом социокультурной адаптации отдельных категорий граждан.
В исследовании социокультурной адаптации пожилых людей были использованы фундаментальные труды, посвящённые демографическим процессам в обществе, проблемам воспроизводства, изменения социальной и демографической структуры, процессам старения общества. Среди наиболее значимых работ в этой области можно назвать исследования отечественных ученых-демографов М.С. Бедного, В.А. Борисова, В.М. Медкова, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского, В.Д. Шапиро и др.
Большой интерес в плане изучения исследуемой проблемы представляют работы В.А. Артемова, Ю.В. Арутюняна, С.Х. Ачох, З.Т. Голенковой, Л.М. Дробижевой, О.Н. Дудченко, К. Муздыбаева, А.В. Мытиль, А.В. Никонова, Ю.М. Плюснина, Н.Е. Тихоновой, О.П. Фадеевой, О.В. Шарниной в которых рассматривались общие вопросы развития адаптационных процессов, стратегий адаптации в период трансформаций, моделей адаптационного поведения социальных субъектов разного уровня.
Психологический аспект исследования старости представлен в работах Г.М. Андреевой, О.В. Красновой, К. Рощака, Л. Торнстона. Они глубоко анализировали особенности личности пожилого человека, динамику его мотивационно-потребительской сферы, типы старения.
Большой вклад в исследование жизнедеятельности пожилых людей внес Б.Г. Ананьев, обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения, смены биологической концепции новой, объединяющей социальный и биологический подходы. Идеи Б.Г. Ананьева нашли свое развитие в работах В.Д. Альперовича, Л.И. Анцыферовой, М.Э. Елютиной, В.Н. Паниной, которые всесторонне исследовали особенности личности пожилого человека, типы старения.
Место и роль пожилых людей в российском обществе, влияние социально-демографических характеристик на их участие в трудовой и общественной деятельности, концепции социального поведения личности в пожилом возрасте, динамику изменения статуса пожилого человека глубоко проанализированы в работах И.Н. Бондаренко, В.М. Васильчикова, С.В. Калашникова, Г.В. Морозова, З.Х. М. Саралиевой, С.Г. Спасибенко, Л.А. Фиглин, В.А. Ядова, Р.С. Яцемирской.
Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблемы активизации их поведения изучали Е.И. Данилова, Н.Ф. Дементьева, А.В. Дмитриев, Н.Г. Ковалева, Т.З. Козлова, А.В. Писарев, Ж.Т. Тощенко.
Вопросы социальной политики, управления в социальной сфере, теории и методики социальной работы, социального обслуживания граждан пожилого возраста глубоко проанализированы в работах В.И. Жукова, В.В. Маркина, Г.И. Осадчей, А.Б. Тугарова, Е.И. Холостовой.
Проблемы социальной адаптации пожилых граждан подробно исследованы в монографии В.А. Кижеватовой «Адаптация населения в трансформирующемся обществе: анализ, прогнозы (региональный аспект)».
Некоторые аспекты, касающиеся проблемы использования свободного времени пенсионерами, отражены в работах В.Д. Шапиро, Т.Н. Симоновой, Т.Н. Докучаевой, Е.И. Холостовой, Н.М. Павлова, В.Э. Гордина, А.А. Дыскина, В.В. Куценко, С.В. Ровбеля, В.А. Полторак, В.Г. Костакова.
Для нас особое значение имели подходы и концепции к исследованию творческой деятельности пожилых людей, сложившиеся в отечественной науке, рассматривающие проблемы социокультурной адаптации, организационно - методические основы деятельности специализированных социокультурных учреждений, общественных организаций и др. Нами проанализированы работы, посвящённые анализу вопросов развития и коррекции инвалидов через творчество, в том числе и таких известных специалистов в этой области, как
Э.М. Александровская, Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Асмолова, С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.
При кажущемся обилии научных разработок, затрагивающих с тех или иных позиций проблему управления адаптацией отдельных категорий граждан, специального исследования проблемы управления процессом социокультурной адаптации пожилых людей в условиях муниципального образования не проводилось. Таким образом, существует необходимость в рамках данного исследования аккумулировать и осмыслить всё наработанное по проблемам социокультурной адаптации пожилых людей. Актуальность темы и её недостаточная разработанность в отечественной науке определили выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.
Объектом исследования является социокультурная адаптация пожилых людей.
Предметом исследования - специфика управления социокультурной адаптацией граждан пожилого возраста в условиях муниципального образования.
Цель - раскрыть процесс социокультурной адаптации пожилых людей и разработать модель управления социокультурной адаптацией пожилых людей в условиях муниципального образования.
Задачи:
1. Представить характеристику пожилых людей как объекта социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержание социокультурной адаптации пожилых людей.
3. Изучить процесс межведомственного взаимодействия в управлении социокультурной адаптацией пожилых людей в городском округе «Город Белгород».
4. Осуществить диагностику социокультурных потребностей и разработать модель управления социокультурной адаптацией пожилых людей в городе Белгороде.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что преодоление социокультурной дезадаптированости пожилых людей невозможно без создания системы формирования благоприятных условий для их социокультурной адаптации на муниципальном уровне. Данная система предполагает:
- межведомственное взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных бюджетных учреждений культуры и социального обслуживания, общественных организаций по формированию интеграционных и киберадаптационных систем во всех сферах жизнедеятельности пожилых людей: образовательной, трудовой, политической, культурно-досуговой;
- постоянную коррекцию воздействия на условиях социокультурной адаптации пожилых людей на основе результатов муниципального мониторинга социокультурной адаптированности пожилых людей.
Теоретико-методологической основой исследования является, прежде всего, системный, комплексный подход как традиционное направление методологии научного познания социальных процессов (Ж.Т. Тощенко и др.). Также использованы исторический, функциональный, системно-деятельностный подходы. В социологии основы изучения социальной адаптации связываются в первую очередь с научными теориями таких ученых, как Л. Бристол, Д. Дьюи, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Г. Спенсер, Г. Тард, У. Томас. Особо важны труды классиков: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Дж. Мида, Д. Морено, П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Фромма. В области психологии это работы Г. Айзенка, Г. Гартмана, Ж. Пиаже, Л. Филипса и их последователей, которые сосредоточили основное внимание на разработке индивидуально-личностных и социально-психологических аспектов адаптации и оказали существенное влияние на формирование и развитие соответствующих социологических концепций.
Методы исследования - изучение адаптационных процессов на разных этапах трансформаций по проблемам адаптации в контексте свободы и институциональных трансформаций (Л.А. Гордон, М.А. Шабановой и др.)
На различных этапах исследования нами использовались следующие методы:
1. Анализ специальной литературы по социальной работе, который позволил изучить теоретические основы адаптации пожилых людей и выявить роль социальных технологий в деятельности учреждений социальной сферы.
2. Метод анкетирования, который позволил выявить потребности пожилых людей.
3. Метод обработки и интерпретации выявленных факторов, проблем и закономерностей социокультурной адаптации.
Эмпирическая база исследования основывается на результатах социологических исследований, отражающих процесс адаптации пожилых людей в России и г. Белгороде, исследования качества жизни пожилых, проводимых специалистами управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода. Данные социологического исследования, проведенного в апреле-мае 2015 года в Белгороде, в ходе социологического исследования на тему «Диагностика социокультурных потребностей пожилых людей» было опрошено 50 граждан пожилого возраста, проживающих на территории города Белгорода и 10 экспертов - сотрудников управления.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная модель управления социокультурной адаптацией пожилых людей позволит в условиях муниципального образования разработать соответствующие управленческие технологии социокультурной адаптации пожилых людей, которые будут способствовать:
- активизации социокультурной деятельности с пожилыми людьми и формированию кадрового потенциала;
- разработке системы конкретных мероприятий по совершенствованию деятельности социальных служб по адаптации пожилых людей в городе Белгороде;
- всестороннему укреплению связей между учреждениями культуры, образования, общественными организациями на основе межведомственного взаимодействия;
- обобщению результатов внедрения модели управления социокультурной адаптацией пожилых людей.
Положение, выносимое на защиту. Управление социокультурной адаптацией пожилых людей в условиях муниципального образования будет эффективным, если оно будет направлено на интеграцию пожилых людей в социум посредством их активной творческой деятельности и на формирование «нормального» социокультурного пространства, основанного на ценностных ориентациях и интересах пожилых людей.
Научно-практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при организации работы учреждений культуры, образования, социальной защиты населения Белгородской области, а также подготовке студентов направления «Социальная работа». Практическое использование результатов диссертационного исследования возможно в рамках концепции социальной политики Белгородского региона с учётом двух интегративных показателей её эффективности - уровня и качества жизни.
Данные исследования дают возможность глубже понять механизм социокультурной адаптации пожилых людей в условиях трансформирующегося общества, сущность и факторы их позитивного и негативного влияния на пожилого человека как личности в современных российских условиях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были изложены на Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Социальная безопасность молодежи: социокультурный аспект» (Белгород, 2014 г.), V и VI Международной научно¬практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2014-2015 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
Пожилые люди - это особая социальная группа активного населения в возрасте от 55 до 72 лет, объединенная временем, групповым сознанием и ценностными ориентациями.
Как объект социальной работы пожилые люди - особая социальная группа, у членов которой много недугов, обусловленных не столько наличием хронической соматической патологии, сколько психологическими проблемами. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов пожилого человека, объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования.
Среди представителей старшего поколения есть категории активных людей, способных не только независимо существовать, но и приносить пользу обществу.
Социокультурная адаптация - это форма взаимодействия субъекта со сферой повседневности, создающая субъекту условия эффективного вхождения в социум и освоения различных форм социальной деятельности. Ее содержанием является освоение новых, нестандартных ситуаций в повседневной жизни, а результатом - взаимоприспособление, совместимость и обмен продуктами деятельности индивида и среды.
Социокультурная адаптация является не только непрерывным, но и дискретным процессом, реализуется через субъективное освоение социокультурной среды в новых, нестандартных ситуациях. Источником социокультурной адаптации граждан пожилого возраста являются их новые потребности, которые могут быть вызваны изменениями в самом человеке или во взаимосвязях его с определенной социокультурной средой.
Социокультурная адаптация осуществляется путем индивидуальных предметно-практических и духовно-практических действий в сфере повседневной жизни. Освоение привычного, обыденного сводится к формированию незаметно повторяющихся привычек, автоматически действующих стереотипов мышления.
Управление социокультурной адаптацией граждан пожилого возраста в городском округе «Город Белгород» осуществляется управлением социальной защиты населения администрации города Белгорода, которое координирует и контролирует деятельность муниципальных бюджетных учреждений социального обслуживания: «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов».
В основе управления лежит принцип межведомственного взаимодействия. Решение проблем в области социокультурной адаптации пожилых людей проводится своевременно социальными службами в тесном контакте со структурными подразделениями администрации города, оказывается необходимая помощь нуждающимся гражданам пожилого возраста.
Внедрение новых форм и методов работы: Активы пожилых, Школа общественной активности, Университет «третьего возраста», информационно-образовательный центр, интерактивные площадки, Центр добровольческого движения, клубы по интересам способствуют личностному становлению и повышению качества жизни пожилых жителей города, их социокультурной адаптации.
В ходе работы была проведена диагностика социокультурных потребностей пожилых людей, которая позволила сделать следующие выводы.
Пожилые люди остро нуждаются в социокультурной активизации, для самораскрытия своих творческих способностей, умений и навыков. Предварительный анализ проблем позволяет предположить, что положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, а также позитивное влияние на качество жизни человека в последние фазы жизненного цикла и продолжительность здорового и независимого периода может оказать социокультурная активизация лиц третьего возраста.
Исследование показали, что активная жизненная позиция является важной характеристикой, способствующей позитивному приспособлению к новой жизненной ситуации. Успешное приспособление к старости и, соответственно, удовлетворение от жизни принадлежит тем пожилым людям, которые проявляют активность:
1. Пожилые люди предпочитают заниматься творческой, продуктивной работой, а также большой интерес проявляют к активному отдыху.
2. Проводимые мероприятия охватывают недостаточное количество пожилых людей.
3. Для повышения эффективности социокультурной деятельности как средства активизации пожилых людей в городе Белгороде, необходимо устранить недостаточную информированность пожилых людей по вопросам существования в городе клубов и кружков, а также проведения различных городских мероприятий.
С учетом того, что основная задача государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, не только предоставить требуемую поддержку и услуги, но и сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего социального статуса, создать на территории городского округа «Город Белгород» Культурно-досуговый центр для пожилых людей.
1. Внедрение модели управления социокультурной адаптацией пожилых людей, предусматривающей создание Культурно-досугового центра возможно в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» на базе отделения социально профилактической работы с гражданами пожилого возраста.
2. Создание Центра позволит:
- сделать для граждан пожилого возраста большинство видов социокультурной деятельности бесплатными и доступными;
- разместить офисы городских социально-ориентированных
некоммерческих организаций, которые проводят большую работу по социокультурной адаптации пожилых людей;
- ликвидировать недостаток в информировании граждан пожилого возраста о проводимых мероприятиях, существующих фондах и общественных организациях;
- предоставить большую возможность гражданам пожилого возраста для получения знаний по компьютерной грамотности;
- обеспечить обязательное участие специалистов структурных подразделений администрации города в деятельности по социокультурной адаптации пожилых людей;
- будет способствовать снятию социальной напряженности в городе и вовлечению пожилых людей в активную жизнь городского сообщества.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2013. - 704 с.
2. Антипьев, А.Г. Социокультурный фактор и его значимость в кризисном российском обществе / А.Г. Антипьев // Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии: Материалы Международной научной конференции. - СПб., 2009. - С. 175
3. Ариарский, М.А. Педагогика досуга: учебное пособие для студентов вузов / М.А. Ариарский. - СПб.: Астрель, 2014. - 181 с.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления: учебник / М.А. Ариарский. - СПб.: Астрель, 2015. - 792 с.
5. Асанова, З.С. Организация досуга людей пожилого возраста средствами
любительского творчества / З.С. Асанова, С.Ш. Умеркаева // Наука и образование в современной конкурентной среде: Сборник II
Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 27-28 февраля 2015). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 21-26.
6. Ахалина, О.В. Организационно-методические аспекты социальной работы с пожилыми людьми / О.В. Ахалина // Культура. Духовность. Общество. - 2012. - № 1. - С. 229-234.
7. Возрастно-половой состав населения Белгородской области в 2015 году: Статистический бюллетень. - Белгород, Белгородстат, 2015. - №1. - С. 8-10.
8. Бондаренко, И.Н. Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой, социально-экономический и нравственный аспекты / И.Н. Бондаренко //Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - № 3. - С. 47.
9. Боровик, В.Е. Организованный досуг как фактор оптимизации жизнедеятельности пожилых людей / В.Е. Боровик // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 23-29.
10. Витохина, А.А. Организация культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста в учреждениях культуры / А.А. Витохина, Е.А. Белецкая // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2015. - № 28. - С. 43-46.
11. Волощенко, Г.Г. Досуг: генезис и развитие: учебное пособие для студентов вузов / Г.Г. Волощенко. - Омск, 2014. - 180 с.
12. Ворошилова, А.О. Специфика зарубежного опыта организации досуга пожилых людей / А.О. Ворошилова, А.Г. Рябоконь // Технологии социальных услуг в сфере сервиса Сборник научных трудов. - СПб., 2014. - С. 123-127.
13. Галанина, А.С. «Университет третьего возраста» как средство самореализации лиц пожилого возраста / А.С. Галанина // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2012. - № 2. - С. 77-84.
14. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова. - М.: Ноосфера, 1999. - 315 с.
15. Готлиб, А.С. Социально-экономическая адаптация в постсоветской России: публичные и приватные практики / А.С. Готлиб, О.Н. Запорожец, Г.Р. Хасаев // Социс. - 2014. - № 8. - С. 56 - 62.
16. Граве, П.С. Реактивные состояния в психиатрии с позиции теории адаптации / П.С. Граве, М.Р. Шнейдман // Адаптивные системы. - 1995. - № 1. - С. 130.
17. Данилова, Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор / Е.Н. Данилова // Социологический журнал. - 1995. - № 6. - С. 18.
18. Денисов, С.Б. Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми / С.Б. Денисов, Е.Н. Тужилкина // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2011.- № 3. - С. 81-85.
19. Дудченко, Ю.А. Развитие досуговой жизни населения Белгородской области / Ю.А. Дудченко, И.В. Семченко // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - № 3. - С. 315-319.
20. Елютина, М.Э. Социальная геронтология / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова.
- М.: ИНФРА-М, 2014. - 157с.
21. Жуков, В.И. Реформы в России / В.И. Жуков. - М.: Мир, 2000. - 295 с.
22. Згурская, Е.Н. Досуг как предмет общественно-государственного управления / Е.Н Згурская // Технологии социальных услуг в сфере сервиса Сборник научных трудов. - СПб, 2014. - С. 148-152.
23. Калинин, И.В. К вопросу о некоторых ценностях, детерминирующих личностные изменения в пожилом возрасте / И.В. Калинин, О.В. Кобелев, Ю.В. Синягин // Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты: межвузовский сб. научных работ; под ред. Н.Б. Шмелева. - Ульяновск, 2014. - С. 4-17.
24. Каменских, В.Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В.Н. Каменских // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2015. - № 1.
- С. 61-64.
25. Кижеватова, В.А. Адаптация населения в трансформируемом обществе: анализ, прогнозы (региональный аспект) / В.А. Кижеватова. - Ульяновск: УлГУ, 2012. - 175 с.
26. Кирсанов, В.В. Досуг как предмет прикладной культурологи: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Кирсанов. - Киев, 2015. - 112 с.
27. Козлова, Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка / Т.З. Козлова // Социс. - 2000. - № 12. - С. 34 - 36.
28. Козлова, Т.З. Социальное время пенсионеров / Т.З. Козлова // Социс. - 2002. - № 6. - С. 46.
29. Корнилова, М.В. Качество жизни и социальные риски пожилых / М.В. Корнилова // СИСП. - 2015. - №3. - С. 76.
30. Краснова, О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидере. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - С. 16.
31. Крюкова, О.В. Организация свободного времени как фактор социокультурной адаптации пожилых людей в условиях интернатного учреждения / О.В. Крюкова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - С. 137-142.
32. Кувшинова, О.А. Проблемы социального конструкта пожилого возраста / О.А. Кувшинова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.- 2014. - № 1. - С. 24-30
33. Кузьмина, В.Е. Досуг пенсионеров / В.Е. Кузьмина // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 12. - С. 148-149.
34. Курбатов, В. И. Социальная работа: Учебное пособие / В. И. Курбатов // - 4-еизд., переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: М.:Феникс, - 2005. - 480 с.
35. Курякина, М. Психологическая телефонная служба как метод борьбы с одиночеством / М. Курякина, И.В. Соловьёва // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - № 5. - С. 776.
36. Кячкин, А.В. Особенности стиля жизни пожилых людей / А.В. Кячкин //Пожилой человек: проблемы возраста в аспекты социальной защиты. - Ульяновск, 2015. - С. 21-23.
37. Ларина, И.А. Экзистенциальные аспекты досуга / И.А. Ларина // Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности: Сборник докладов и материалов Международной научно-практической конференции. Институт непрерывного образования, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства. - Москва, 2016. - С. 248-253.
38. Липский, И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия / И.А. Липский // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества. - 2003. - № 5. - С. 28 - 35.
39. Люсова, О.В. Третий возраст: факторы развития / О.В. Люсова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием в 2 частях; под ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - С. 285-290.
40. Максимова, С.Г. Социально-экономические факторы, определяющие качество жизни лиц пожилого и старческого возраста // Вестник Алтайского государственного аграрного университета / С.Г. Максимова [и др.]. - 2015. - № 6. - С. 189-193.
41. Малкина-Пых, И.Р. Кризисы пожилого возраста / И.Р. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 368с.
42. Маркин, В.В. Удовлетворенность реформами: региональный аспект / В.В. Маркин, А.П. Парсиев // Социс. - 2014. - № 11. - С. 136 - 139.
43. Медков, В.М. Демография: учеб.-метод. пособ. / В.М. Медков. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2012. - 448 с.
44. Молчанова, С.Ю. Социально-педагогические услуги пожилым людям: подходы к оценке качества / С.Ю Молчанова, Е.А. Усачева // Управленческое консультирование. - 2014. - № 1. - С. 78-84.
45. Морозов, Г.В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений / Г.В. Морозов, И.Н. Бондаренко // Психология зрелости и старения. - 2011. - № 2. - С. 14 - 16.
46. Овсянникова, Н.В. «Третий возраст» в современной культуре / Н.В. Овсянникова // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - № 3. - С. 182-189.
47. Орлова, Э.А. Социокультурная реальность: к определению понятия / Э.А. Орлова // Личность. Культура. Общество. Научно-практиче-ский журнал. - 2007. - №. 1. - С.72.
48. Осадчая, Г.И. Льготы в контексте формирования социальной политики / Г.И. Осадчая //Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 34 - 42.
49. Парсонс, Т. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Т. Парсонс. - М.: Прогресс, 1972. - 365 с.
50. Писарев, А.В. Образ пожилых в современной России /А.В. Писарев // Социс. - 2014. - № 4. - С.51 - 56.
51. Реброва, О.Ф. Проблемы и перспективы развития рынка туризма для лиц третьего возраста / О.Ф. Реброва // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2014. - № 8. - С. 168-176.
52. Римашевская, Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания / Н.М. Римашевская. - М.: ИСЭПН РАН, 2003. - 389 с.
53. Романовская, Т.Л. Социально-педагогическая среда как фактор адаптации
лиц пожилого и старческого возраста / Т.Л. Романовская, Д.Н. Асеев, Ю.В. Фурман // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: материалы
II-международной научно-практической конференции. Курский институт социального образования (филиал) ФГБОУ ВПО РГСУ, под ред. Ю.В. Фурмана, В.А. Озеровой, Е.Г. Шатохиной. - Москва, 2015. - С. 186¬194.
54. Рыбаковский, Л.Л. Стабилизация численности населения России / Л.Л. Рыбаковский. - М.: ЦСП, 2011. - 262 с.
55. Саралиева, З.М. Социальная субъектность пожилых людей: проблемы и тенденции / З.М. Саралиева. - М.: Владос, 2000. - 230 с.
56. Свалова, И.Д. «Школа пожилого возраста»: краеведение - феномен социокультурной среды пожилых людей / И.Д. Свалов // Социокультурная среда и ее развитие в условиях глобализации современного общества: материалы V Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. - С. 262¬265.
57. Семенов, С.Н. Дистанционное обучение как актуальная проблема
андрагогики в современной социокультурной среде / С.Н. Семенов // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII
международной научно-практической конференции. Амурский государственный университет. Благовещенск. - 2014. - С. 164-169.
58. Сизов, Л.А. Особенности организации досуга лиц «третьего возраста» / Л.А. Сизов, И.Н. Седова, Н.Г. Троицкая // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2. - С. 504-506.
59. Скородумова, Л.А. Школа третьего возраста» как способ социализации пожилых людей / Л.А. Скородумова // Актуальные проблемы социологии: Сборник научных трудов; под ред. Р.А. Костина, С.И. Бояркиной. - СПб.,
2014. - С. 28-31.
60. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. - СПб., 2013. - С.28.
61. Сорокина, С.В. Инновационные формы и методы работы с пожилыми людьми / С.В. Сорокина // Управление городом: теория и практика. -
2015. - № 1. - С. 66-70.
62. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи: учебное пособие для студентов вузов / под. ред. М.А. Ариарского. - СПб.:Астрель, 2014. - 248 с.
63. Спасибенко, С.Г. Проблема социализации пожилых и старых людей / С.Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 2. - С. 129 - 148.
64. Спенсер, Г. Принципы социологии / Г. Спенсер // Современная западная социология. - 1990. - № 2. - C. 328 - 341.
65. Тезекбаева, З.С. Теоретические аспекты адаптации лиц пожилого возраста к условиям социальной действительности / З.С. Тезекбаева, Л.Т. Нуркатова // Успехи геронтологии. - 2014. - № 1. - С.190-194.
66. Тощенко, Ж.Т. О парадоксах общественного сознания / Ж.Т. Тощенко // Социс. - 2015. - № 11. - 34 - 41.
67. Тугаров, А.Б. Социально-медицинская помощь населению: вопросы
теории, технологии, подготовки специалистов / А.Б. Тугаров,
М.Э. Целина. - Пенза: ПГПУ, 2005. - 180 с.
68. Тюкин, О.А. Приоритеты социальной помощи пожилым людям:
надомное социальное обслуживание / О.А. Тюкин, И.Е. Лукьянова // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 346-348.
69. Умеркаева, С.Ш. Актуальные проблемы организации досуга пожилых людей в сельских учреждениях культуры / С.Ш. Умеркаева, Е.А. Жарикова, И.П. Самолин // Наука и общество в эпоху перемен. - 2015. - № 1. - С. 29-33.
70. Ускова, Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей / Н.Е. Ускова. - М., 2013 - 278с
71. Федотова, В.Г. Модернизация «другой» Европы / В.Г. Федотова. - М.: ИФ РАН, 1997.-203 с.
72. Фиглин, Л.А. Трудовой потенциал: проблема старения /Л.А. Фиглин // Человеческие ресурсы. - 2012. - № 3. - С. 29 - 31.
73. Фурман, Ю.В. Социальная активность людей пожилого возраста / Ю.В. Фурман, Д.Н. Асеев, Е.Г. Шатохина. - 2015. - С. 151.
74. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова.
- М.: Дашков и К0, 2011. - 320 с.
75. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К0, 2014. - 236 с.
76. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб.-метод. пособие. - /
Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К0, 2012. - 692 с.
77. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учеб.-метод. пособие. / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К0, 2012. - 400 с.
78. Холостова, Е.И. Социальная геронтология / Е.И. Холостова, В.В. Егоров, А.В. Рубцов. - М.: Дашков и К0, 2011. - 264 с.
79. Хорошилова, И.С. Нелидкин А.М. Социокультурные технологии в работе
с людьми пожилого возраста / И.С. Хорошилова, А.М. Нелидкин // Социально-экономические аспекты развития современного
общества:Межвузовский сборник научных трудов; под ред. С.В. Демидов.
- Рязань, 2015. - С. 267-280.
80. Шапиро, В.Д. Человек на пенсии / В.Д. Шапиро. - М.: Наука, 2013. - 260 с.
81. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - 1995. - № 2. - С. 12 - 15.
82. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология: учеб.-метод. пособ. / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. - М.: Владос, 2006. - 202 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ