ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Понятие выразительного чтения в педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогический аспект формирования навыка
выразительного чтения у младших школьников 10
1.3. Особенности выразительного чтения поэтических произведений
на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.1. Анализ учебников и программ с учетом требований по работе
над выразительным чтением у учащихся 24
2.2. Опыт работы учителей начальных классов над
выразительностью чтения у младших школьников 30
2.3. Практическая работа по изучению выразительности чтения у
младших школьников 35
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение
Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Понятие выразительного чтения в педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогический аспект формирования навыка
выразительного чтения у младших школьников 10
1.3. Особенности выразительного чтения поэтических произведений
на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.1. Анализ учебников и программ с учетом требований по работе
над выразительным чтением у учащихся 24
2.2. Опыт работы учителей начальных классов над
выразительностью чтения у младших школьников 30
2.3. Практическая работа по изучению выразительности чтения у
младших школьников 35
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще-учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе его выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: навык выразительного чтения у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;
- включать в уроки литературного чтения при изучении поэтических произведений этап художественного чтения.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- анализ педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической обработки результатов исследования.
База исследования: 1 класс МБОУ «СОШ №47» г. Белгород
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 1-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, осуществлен выбор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения» раскрывается понятие «выразительное чтение»; рассматриваются составляющие выразительного чтения; описываются теоретические и психологические особенности выразительного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения» рассматриваются особенности учебно-методических комплексов в рамках курса «Литературное чтение», педагогический опыт учителей в изучении данной темы, а также представлены практическое исследование, анализ его результатов.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Библиографический список включает 65 источников.
В приложении представлены разработанные конспекты уроков по литературному чтению, которые направлены на совершенствование и развитие навыка выразительного чтения у младших школьников, примеры упражнений по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе его выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: навык выразительного чтения у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;
- включать в уроки литературного чтения при изучении поэтических произведений этап художественного чтения.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- анализ педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической обработки результатов исследования.
База исследования: 1 класс МБОУ «СОШ №47» г. Белгород
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 1-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, осуществлен выбор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения» раскрывается понятие «выразительное чтение»; рассматриваются составляющие выразительного чтения; описываются теоретические и психологические особенности выразительного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения» рассматриваются особенности учебно-методических комплексов в рамках курса «Литературное чтение», педагогический опыт учителей в изучении данной темы, а также представлены практическое исследование, анализ его результатов.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Библиографический список включает 65 источников.
В приложении представлены разработанные конспекты уроков по литературному чтению, которые направлены на совершенствование и развитие навыка выразительного чтения у младших школьников, примеры упражнений по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Проблема формирования навыка выразительного чтения лирических произведений у младших школьников актуальна и на сегодняшний день, поскольку выразительность - важнейшая составляющая не только навыка чтения, но и устной речи обучающихся.
Выразительное или художественное чтение - особый вид деятельности. Он доступен абсолютно каждому, и развивать его нужно с самого раннего возраста вместе с навыком чтения. Выразительность чтения формируется наряду с техникой речи, поэтому первым шагом на пути к выразительности речи становится постановка речевого аппарата, дыхания, силы голоса и дикции. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощути
Лирические произведения являются наилучшим средством обучения выразительному чтению особенно на начальной ступени. При этом подбирать нужно такие произведения, которые находили бы эмоциональный отклик у младших школьников, поскольку тогда им будет интересно проявить свои уже имеющиеся навыки чтения и испробовать нечто новое в произнесении. Процесс чтения - это труд и творчество читателя, работа не только интеллектуальная, но и работа воображения, особенно воссоздающего. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом
слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Проведя анализ психолого-педагогических и литературоведческих источников по проблеме исследования, изучив так же опыт педагогов - практиков, сделали вывод о том, что для младших школьников, начиная с первого класса, систематическая работа по формированию навыка выразительности речи просто необходима.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Интонация в выразительном чтении - это одна из сторон речи, способствующая активному действенному общению читающего со слушателями.
2. Проявляясь в единстве с лексикой и грамматическим строем языка, интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
3. Интонация воспринимается слушателями не только как отношение читающего к содержанию произведения, но и как определенный вид повествования, перечисления, противопоставления, вопроса, ответа, восклицания и т.п.
Проанализировав существующую методику работы над художественным чтением и методический аппарат имеющегося курса литературного чтения, разработали систему уроков, позволяющих улучшать навык выразительности речи, работать над техникой речи в процессе изучения лирических произведений.
Положительная динамика формирующего этапа дала возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Если использовать приёмы обучения чтению, нацеленные на выразительное чтение текстов лирических произведений: технику чтения с работой над партитурой выразительного чтения, художественными средствами языка, словесного и графического рисования, различные виды чтения (хоровое и по ролям), а также элементы театрализации, тем самым способствовать глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.
Поставленная цель достигнута: определены педагогические условия и приемы обучения выразительному чтению.
Задачи поставленные в дипломном исследовании решены:
1) дана характеристика понятия выразительное чтение;
2) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализирована методическая литература по теме;
4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приёмы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;
5) экспериментальным путём подтверждена выдвинутая гипотеза.
Таким образом, главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат регулярной и кропотливой работы учителя и учащихся над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим
голосом.
Выразительное или художественное чтение - особый вид деятельности. Он доступен абсолютно каждому, и развивать его нужно с самого раннего возраста вместе с навыком чтения. Выразительность чтения формируется наряду с техникой речи, поэтому первым шагом на пути к выразительности речи становится постановка речевого аппарата, дыхания, силы голоса и дикции. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощути
Лирические произведения являются наилучшим средством обучения выразительному чтению особенно на начальной ступени. При этом подбирать нужно такие произведения, которые находили бы эмоциональный отклик у младших школьников, поскольку тогда им будет интересно проявить свои уже имеющиеся навыки чтения и испробовать нечто новое в произнесении. Процесс чтения - это труд и творчество читателя, работа не только интеллектуальная, но и работа воображения, особенно воссоздающего. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом
слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Проведя анализ психолого-педагогических и литературоведческих источников по проблеме исследования, изучив так же опыт педагогов - практиков, сделали вывод о том, что для младших школьников, начиная с первого класса, систематическая работа по формированию навыка выразительности речи просто необходима.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Интонация в выразительном чтении - это одна из сторон речи, способствующая активному действенному общению читающего со слушателями.
2. Проявляясь в единстве с лексикой и грамматическим строем языка, интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
3. Интонация воспринимается слушателями не только как отношение читающего к содержанию произведения, но и как определенный вид повествования, перечисления, противопоставления, вопроса, ответа, восклицания и т.п.
Проанализировав существующую методику работы над художественным чтением и методический аппарат имеющегося курса литературного чтения, разработали систему уроков, позволяющих улучшать навык выразительности речи, работать над техникой речи в процессе изучения лирических произведений.
Положительная динамика формирующего этапа дала возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Если использовать приёмы обучения чтению, нацеленные на выразительное чтение текстов лирических произведений: технику чтения с работой над партитурой выразительного чтения, художественными средствами языка, словесного и графического рисования, различные виды чтения (хоровое и по ролям), а также элементы театрализации, тем самым способствовать глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.
Поставленная цель достигнута: определены педагогические условия и приемы обучения выразительному чтению.
Задачи поставленные в дипломном исследовании решены:
1) дана характеристика понятия выразительное чтение;
2) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализирована методическая литература по теме;
4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приёмы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;
5) экспериментальным путём подтверждена выдвинутая гипотеза.
Таким образом, главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат регулярной и кропотливой работы учителя и учащихся над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим
голосом.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ДРАМАТИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
САМООЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ВЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



