Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №69629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения 6
1.1. Понятие выразительного чтения в педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогический аспект формирования навыка
выразительного чтения у младших школьников 10
1.3. Особенности выразительного чтения поэтических произведений
на уроках литературного чтения 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.1. Анализ учебников и программ с учетом требований по работе
над выразительным чтением у учащихся 24
2.2. Опыт работы учителей начальных классов над
выразительностью чтения у младших школьников 30
2.3. Практическая работа по изучению выразительности чтения у
младших школьников 35
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложение

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обще-учебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе его выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования: навык выразительного чтения у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе ознакомления с поэтическими произведениями на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;
- включать в уроки литературного чтения при изучении поэтических произведений этап художественного чтения.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой проблемы;
2) изучить педагогический опыт по предмету исследования, имеющийся в школьной практике;
3) организовать экспериментальную работу по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы;
- анализ педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- моделирование учебного процесса;
- метод математической обработки результатов исследования.
База исследования: 1 класс МБОУ «СОШ №47» г. Белгород
Практическая значимость выпускного квалификационного исследования состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 1-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.
Структура выпускного квалификационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования; определяются проблема, цель и задачи, гипотеза, осуществлен выбор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы обучения выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения» раскрывается понятие «выразительное чтение»; рассматриваются составляющие выразительного чтения; описываются теоретические и психологические особенности выразительного чтения.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения» рассматриваются особенности учебно-методических комплексов в рамках курса «Литературное чтение», педагогический опыт учителей в изучении данной темы, а также представлены практическое исследование, анализ его результатов.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Библиографический список включает 65 источников.
В приложении представлены разработанные конспекты уроков по литературному чтению, которые направлены на совершенствование и развитие навыка выразительного чтения у младших школьников, примеры упражнений по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа содержит таблицы, отражающие результаты экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования навыка выразительного чтения лирических произведений у младших школьников актуальна и на сегодняшний день, поскольку выразительность - важнейшая составляющая не только навыка чтения, но и устной речи обучающихся.
Выразительное или художественное чтение - особый вид деятельности. Он доступен абсолютно каждому, и развивать его нужно с самого раннего возраста вместе с навыком чтения. Выразительность чтения формируется наряду с техникой речи, поэтому первым шагом на пути к выразительности речи становится постановка речевого аппарата, дыхания, силы голоса и дикции. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощути
Лирические произведения являются наилучшим средством обучения выразительному чтению особенно на начальной ступени. При этом подбирать нужно такие произведения, которые находили бы эмоциональный отклик у младших школьников, поскольку тогда им будет интересно проявить свои уже имеющиеся навыки чтения и испробовать нечто новое в произнесении. Процесс чтения - это труд и творчество читателя, работа не только интеллектуальная, но и работа воображения, особенно воссоздающего. Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом
слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение. Это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Проведя анализ психолого-педагогических и литературоведческих источников по проблеме исследования, изучив так же опыт педагогов - практиков, сделали вывод о том, что для младших школьников, начиная с первого класса, систематическая работа по формированию навыка выразительности речи просто необходима.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Интонация в выразительном чтении - это одна из сторон речи, способствующая активному действенному общению читающего со слушателями.
2. Проявляясь в единстве с лексикой и грамматическим строем языка, интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
3. Интонация воспринимается слушателями не только как отношение читающего к содержанию произведения, но и как определенный вид повествования, перечисления, противопоставления, вопроса, ответа, восклицания и т.п.
Проанализировав существующую методику работы над художественным чтением и методический аппарат имеющегося курса литературного чтения, разработали систему уроков, позволяющих улучшать навык выразительности речи, работать над техникой речи в процессе изучения лирических произведений.
Положительная динамика формирующего этапа дала возможность сделать вывод о том, что формулируемая гипотеза в основном подтвердилась. Если использовать приёмы обучения чтению, нацеленные на выразительное чтение текстов лирических произведений: технику чтения с работой над партитурой выразительного чтения, художественными средствами языка, словесного и графического рисования, различные виды чтения (хоровое и по ролям), а также элементы театрализации, тем самым способствовать глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, выразительному чтению учащихся.
Поставленная цель достигнута: определены педагогические условия и приемы обучения выразительному чтению.
Задачи поставленные в дипломном исследовании решены:
1) дана характеристика понятия выразительное чтение;
2) раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;
3) проанализирована методическая литература по теме;
4) описаны процессы организационной работы, а так же использованы приёмы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;
5) экспериментальным путём подтверждена выдвинутая гипотеза.
Таким образом, главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Однако такое сложное умение возникает как результат регулярной и кропотливой работы учителя и учащихся над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим
голосом.



1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.
2. Агейкина 3.А. Логическое ударение на уроках чтения / 3.А. Агейкина // Начальная школа. - 2002. - № 10. - С. 46-49.
3. Агейкина 3.А. Пауза - одно из важнейших средств выразительного чтения / 3.А. Агейкина // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 20-24.
4. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. - М.: Изд-во «Искусство», 2002. - 256 с.
5. Артоболевский Г.В. Художественное чтение / Г.В. Артоболевский. - М.: Просвещение, 1978. - 156 с.
6. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: [учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб заведений] / О.В. Астафьева, Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
7. Асташов Н.А. Особенности выразительного чтения лирических стихотворений / Н.А. Асташов // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 76-80.
8. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко, М.Л. Каленчук. - М.: Просвещение, 1992. - 262 с.
9. Брызгунова Е.А. Система интонационных средств. Современный русский язык / Е.А. Брызгунова. - М.: Просвещение, 2007. - 145 с.
10. Булатова О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
11. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б.А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
12. Вербовая, Н.Н. Подготовка к выразительному чтению / Н.Н. Вербовая // Русская словесность. - 2000. - № 4. - С. 63-66.
13. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: [учебник для студ. высш. учеб. заведений] / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева. - М.: Академия, 2010. -
288 с.
14. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи / Н.В. Гаврисенко // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 14-17.
15. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей / И.Л. Гаркунова. - М.: Просвещение, 2001. - 143 с.
16. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1998. - 280 с.
17. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение 2005. - 54 с.
18. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение,
2001. - 160 с.
19. Гриценко З.В. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. - Москва, Академия, 2008. - 169 с.
20. Гугова И.В. Мастер-класс «Основы выразительного чтения» / И.В. Гугова // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 10. - С. 38-42.
21. Елисеев И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 319 с.
22. Ерошина Ю.Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника / Ю.Г. Ерошина // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 46-50.
23. Забелин И.М. О культуре мышления / И.М. Забелин // Новый мир. - 1961. - № 1. - С.165
24. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. - М.: Просвещение, 2007. - 254 с.
25. Завадская Т.Ф. Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся / Т.Ф. Завадская. - М.: Просвещение, 1999. - 245 с.
26. Иванова С.Ф. Преемственность в обучении выразительному чтению / С.Ф. Иванова // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С. 61-63.
27. Иваньшина Е.В. Развиваем выразительность речи / Е.В. Иваньшина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 13-15.
28. Ильенко Н.М. Овладение ритмико-интонационной выразительностью речи / Н.М. Ильенко // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С. 73-77.
29. Капацинская Е.В. Определение выразительности и способы ее усиления / Е.В. Капацинская // Проблемы экспрессивной стилистики: (сб. науч. ст.). - Ростов н/Д., 2009. - С. 24-30.
30. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С.11¬14.
31. Кривчикова Э.Н. Овладение ритмико-интонационной выразительностью речи / Э.Н. Кривчикова // Начальная школа. - 2006. - № 11. - С. 73-77.
32. Кубасова О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова. - М.: Академия,
2001. - 144 с.
33. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.
34. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. - М.: Лайда, 2004. - 158 с.
35. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-e изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 464 с.
36. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
37. Львов М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. - М.: Академия,
2002. - 272 с.
38. Люблинская А.А. Учителю о психологии младших школьников / А.А. Люблинская. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 287 с.
39. Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений / Л. Д. Мали // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 30-35.
40. Мальнева Л.С. Изучение поэтических произведений в начальной школе / Л.С. Мальнева. - М.: «Первое сентября», 2013. - 92 с.
41. Миловзорова А.М. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32-33.
42. Найденов Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найденов, Л.Ю. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
43. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Просвещение, 2012. - 245 с.
44. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. - М.: Академия, 2001. - 312 с.
45. Павлов И.П. Мозг и психика / И.П. Павлов. - М.: МПСИ, 2009. - 812 с.
46. Павлова Л.А. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся / Л.А. Павлова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 35-37.
47. Пахнова Т.М. От анализа текста на уроках русского языка - к выразительному чтению / Т.М. Пахнова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 29 с.
48. Полозкова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозкова. - М.: Просвещение, 2008. - 119 с.
49. Полякова Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению / Т.Н. Полякова // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С. 21-25.
50. Расулова С.Г. Выразительное чтение как одно из средств обучения литературы / С.Г. Расулова // Литература в школе. - 2008. - № 12. - С. 40-41.
51. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т.П. Рудыка // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 28-30.
52. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова. - М.: Академия, 1993. - 239 с.
53. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
54. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова. - М.: Академия, 2006. - 189 с.
55. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика: [учебное пособие для педвузов] / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
56. Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи / Н.И. Сентюрина // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 10. - С. 34-36.
57. Соколова Е.Г. Взаимодействие учителя и логопеда в ходе формирования навыка выразительного чтения / Е.Г. Соколова, А.А. Самодурова // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 36-41.
58. Соловьева Н.М. Выразительное чтение на уроках литературы / Н.М. Соловьева, Р.Р. Майман. - СПб.: Питер, 2005. - 271 с.
59. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М.: «Артист. Режиссер. Театр.», 2005. - 352 с.
60. Степанова Н.И. Выразительное чтение / Н.И. Степанова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 117 с.
61. Черноморов А.И. Практикум по выразительному чтению. Пособие для учителей начальных классов / А.И. Черноморов, А.И. Шустова. М.: Дана, 2000. - 388 с.
62. Шелестова З.А. Выразительное чтение и рассказывание / З.А. Шелестова. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с.
63. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М.И. Шишкова // Логопед. - 2006. - № 1. - С. 98-105.
64. Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка / А.И. Шпунтов // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 12-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ