Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФ В МАСС-МЕДИА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Работа №69625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Медиа в философии 9
1.1. Медиа и его изучение 9
1.2. Виды медиа. 18
ГЛАВА II. Мифы в современных медиа 29
2.1. Миф и идеология 29
2.2. Миф через в медиа 44
2.3. Мифология потребления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 63

Актуальность темы. Изобретение радио в конце XIX столетия стало мощным импульсом, как и изобретение книгопечатания радио, совершило переворот, изменив характер коммуникации. Изобретение телевидения этот переворот закрепило.
В 1952 году телевидение впервые стало платформой для освещения выборов президента США, в дальнейшем это станет доброй традицией, а политическая роль СМИ будет неуклонно расти. Таким же ценным приобретением масс-медиа стали и для экономики, объемы рекламы, которые могут передавать медиа, поистине поражают.
Уже в девятнадцатом столетии появляется концепция «четвертой власти», которая говорила о возрастающем влиянии прессы на общество, в то время пресса, как рычаг давления на общественное мнение, лишь проходила статус становления. Уже к двадцатому веку «четвертая власть» перестала быть гипотетической концепцией, широкое распространение грамотности и средств массовой коммуникации сделали медиа реальным властным инструментом.
Мы уже могли не один раз убедиться насколько великим суггестивным потенциалом обладают масс-медиа, как раз эта сила и делает его властным инструментом. Большинство людей не подвергают сомнению суждения переданные с помощью СМИ. Масс-медиа работает с массами, не воспринимающие сообщения медиа критически, медиа имеют дел с мифологически мыслящими массами, для которых то, что транслируется средствами массовой коммуникаций является истиной.
Такая сила не остается не замеченной. Её активно используют различные силы, начиная от политических, заканчивая силами экономическими для пропагандирования своих политических или других идеалов. Здесь тема масс-медиа рука об руку идет с проблемой идеологии.
Масс-медиа идеальный проводник идеологии массам, своей уникальной внушающей силой медиа внушают массам идеологемы, делая их неотъемлемой частью сознания человека, это создание мифа, который транслируется через масс-медиа о котором и будет говориться.
Степень разработанности темы. Темы мифа касалось множество авторов, начиная с Античности. Так уже в ранней философии миф начинает вызывать сомнения, а у Платона, например, можно наблюдать сугубо инструментальное отношение к мифу, когда в диалоге «Государство» предлагается разделить мифы, на те, которые можно рассказывать молодежи, а которые нельзя. Аристотель исследовал миф с эстетической точки через понятие «мимесис» у Аристотеля также уже отсутствует религиозное понимание мифа.
В целом, негативное отношение к мифологии воцарилось в Средневековье, когда мифология воспринималась богословами как вредный пережиток языческой культуры. В язык четко входит ассоциация мифа с выдумкой, небылицей.
Одним из первых, кто рассмотрел миф под другим ракурсом, был Шеллинг. В концепции Шеллинга отсутствует негативное средневековое отношение к мифу, Шеллинг рассматривал миф как некий необходимый теогонический процесс, без которого невозможна никакая религия. Более того Шеллинг воспринял миф как необходимый источник или же материал для искусства. Мифология, как и искусство, символична. Искусство берет «первообразы» прямиком из мифа, проще говоря Шеллинг видит невозможность искусства без мифа. Понятие «символ» применительно к мифу уже в двадцатом веке примутся разрабатывать Э. Кассирер и А.Ф. Лосев, но о них позже.
Несмотря на Шеллинга понимание миф все же остается в рамках эволюционисткой парадигмы и понимается как некоторое «детский» тип мышления, который мы преодолели и «доросли» до рационально-научного мышления. В эволюционисткой парадигме существовало два направления изучения мифа: анимистическая школа, одним из представителей которой являлся Э. Тайлор, и ритуальная школа, представитель - Дж. Фрэзер. Первая школа говорила о мифологии как о вере в одушевленность окружающей действительности, вторая школа рассматривала ритуал как основной источник и ядро любой мифологии.
Настоящая революция в понимании мифа произошла в двадцатом веке. Связана это революция, прежде всего, с именем французского этнолога Клода Леви-Стросса, автора структуралистской теории мифа. Главное достижение этого подхода являлось то, что Леви-Стросс представил мифологию как инструмент для целостного познания мира, имеющий свою логику подчас не уступающей логике научной. Более того если миф ранее понимался как нечто иррациональное, то структурализм показал, что миф обладает рациональностью, несколько специфической и непривычной, но рациональностью. Прорыв Леви-Стросса стал также необычайно заметным гуманитарным прорывом. Если ранее европейцы могли оправдывать свою колониальную политику в отношении «примитивных» народов тем, что они приносят цивилизацию «дикарям», то после прорыва Леви-Стросса это оправдание выглядит недостаточным.
Изменившееся отношение к мифу наблюдается и у Э. Кассирера. Понятие символа и мифа у Кассирера тесно связаны, мифология - это способ осмысления человеком реальности в символических формах.
Нельзя не упомянуть нашего отечественного мыслителя А.Ф. Лосева - блестящего антиковеда, который довольно плотно изучал проблематику мифа. Лосев также отвергает трактовку мифа как выдумки. Лосев причисляет к мифологии и христианство, которое вступает как «абсолютная мифология».
Сильны и психоаналитические интерпретации мифа. Так, Фрейд понимал мифотворчество как проявление бессознательного, как выражение психических комплексов человека. У Юнга мифы выступают как архетипы коллективного бессознательного.
Так, например, психоаналитическую тенденцию исследований мифа продолжил Дж. Кэмпбелл, который интерпретировал сюжеты мифов, в основном, с фрейдистских позиций, выработав универсальную структуру мифологических сюжетов.
Отдельно стоит упомянуть исследователя мифов румынского происхождения Мирча Элиаде. Элиаде стоял на близких к Юнгу позициях и использовал его понятие «архетип». Он подробно анализировал роль мифа в традиционных обществах, но и понял миф как важнейшую категорию всей культуры. Также М. Элиаде интересовался положением мифа в современном обществе, он размышлял на тему мифов в политических идеологиях и одним из первых обратил внимание на наличие мифа в современной ему массовой культуре.
В целом, проблема мифа и идеологии была довольно плотно разработана. После оправдания мифа в начале двадцатого века возникает интерес к мифу как к силе, живущей и в современном обществе. В этом смысле заговорили о социальных мифах.
Одним из первых, кто использовал термин «социальный миф» был революционный мыслитель Жорж Сорель, который использовал его для обозначения идей, объединяющих социальные группы, т.е. одним из первых в двадцатом веке отвел мифу инструментальную роль.
Ключевой фигурой в понимании социальных мифов является Ролан Барт. Барт, следуя традиции, понимал миф как языковую структуру, поэтому для изучения мифов использовал семиотический инструментарий. В работах Барта, посвященных мифу, миф идет в тесной связке с идеологией, где миф является ключевым элементом. Миф способен идеологически «нагрузить» любой предмет действительности, так как Барт, как и многие другие считает, что мир можно воспринимать как текст, раз так, миф, как языковая структура, может воплощаться в чем угодно.
Среди отечественных ученых проблему социальной мифологии разрабатывает П.С. Гуревич. Исследования ведутся им в рамках марксисткой традиции: социальный миф понимается как ядро политических идеологий, что в принципе не далеко от Барта, который также считал идеологию иллюзорным сознанием, а миф - явлением, поддерживающим эту иллюзорность.
Проблема исследования заключается в том, как именно связаны между собой миф, идеология и масс-медиа и в каких формах миф проявляет себя в современных СМИ.
Объектом исследования являются средства массовой коммуникации, мифы и современные идеологии.
Предметом исследования являются проявления социального мифа в масс-медиа в его влиянии на общество.
Цель исследования - выявить характер и каналы влияния на общество мифов, транслируемых с помощью масс-медиа.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• дать определение понятию «медиа» и изучить основные подходы к его изучению;
• рассмотреть традиционные и новые виды медиа;
• рассмотреть соотношение мифа и идеологии;
• выяснить способ трансляции мифа через медиа;
• рассмотреть влияние консьюмерского мифа.
Теоретико-методологические основы исследования. Работа выполнена в историко-аналитическом ключе, с использованием элементов компаративистской методологии. Методологическое значение для нашего исследования имеют теоретические концепты, разработанные М. Маклюэном и Л. Мановичем, а также семиотический подход в версии Р. Барта.
Источниковой базой исследования являются работы М. Маклюэна «Понимание медиа» и «Галактика Гуттенберга», для понимания особенностей медиафилософии особенно ценной оказалась статья Л. Визинга «Шесть ответов на вопрос “Что такое медиафилософия?”. В изучении социального мифа и идеологии мы опирались на “Мифологии” Р. Барта, в исследовании мифа потребления - на работы “Иметь или быть?” Э. Фромма и “Общество потребления” Ж. Бодрийяра. Для изучения архетипов традиционного мифа в произведениях использовалась в основном работа Дж. Кэмпбелла “Тысячеликий герой”.
Научно-практическая значимость исследования обусловлена теоретической ценностью и общественной полезностью прикладного применения анализа масс-медиа на предмет мифов и идеологем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, укажем, как были выполнены задачи, поставленные в начале работы.
Итак, рассматривая понятие «медиа», мы выяснили, что понятие связано, прежде всего, с понятием medium, которое означает «средний», «усредненный». Упоминаем мы понятие «medium» в связи с формулой Маклюэна «The Medium is the Message» - «средство коммуникации есть сообщение». Рассматривая данную формулу, пришли к выводу, что средства коммуникации вне зависимости от своего содержания влияет на развитие общества, также можно сделать вывод, что средства коммуникации и являются содержанием самих себя. В дальнейшем мы условились понимать медиа как средства массовой информации (или коммуникации).
Далее мы рассмотрели некоторые подходы к изучению медиа, а именно: medienwissenschaft, media studies и, собственно, медиафилософия. При рассмотрении медиафилософии, мы обратились к выступлению Ламберта Визинга «Шесть ответов на вопрос “Что такое медиафилософия?”», из его выступления мы приняли следующие тезисы:
• медиафилософия работает с понятиями, возникающими в контексте современных медиа;
• медиафилософия работает с понятием медиа.
Вполне осмысленным и вероятным является следующий тезис:
• медиафилософия - это основной дискурс или общая теория для всех медиаисследований.
Обращаясь к феномену традиционных медиа, мы выделили среди ни такие средства, как, например: кино, телевидение, телефон, радио, комикс и т.д. Традиционные медиа, согласно мнению Маклюэна, трайбализуют человечество, то есть возвращают его в первобытное состояние коммуницирования, когда время и пространство больше не являются помехой для коммуникации, а доступность информации превращает мир в «глобальную деревню». Также мы выделили и негативные стороны традиционных медиа, как, например: идеологичность и массовость.
Рассматривая новые медиа, были выделены их особенности, такие как: цифровой код, интеграция и интерактивность. Также анализируя труд Льва Мановича «Язык новых медиа», выделили принципы новых медиа. В целом, новые медиа связывают с компьютеризацией и проникновением IT- технологий во все сферы жизни.
Закончив с рассмотрением медиа и подходов к их изучению было рассмотрено соотношение мифа и идеологии. По ходу сравнения мифа и идеологии традиционный миф был отделен нами от мифа социального. В целом, был сделан вывод, что связь социального мифа и идеологии очевидна и одно не существует без другого, а в трактовке Барта, которой мы и придерживались, речь шла об анонимной идеологии, которую миф и призван скрывать, а также, что идеология является ключом к интерпретации мифов.
Разобравшись с этой задачей, внимание было направлено на изучение трансляции мифа через масс-медиа. Было признано, как очевидное положение, что СМИ оказывают идеологическое влияние на общество и то, что идеология и связанные с ней социальные мифы транслируются через масс-медиа. Пытаясь выявить источник такого сильного суггестивного влияния СМИ на общество, был сделан вывод, что влияние масс-медиа строится на том, что большинство видов медиа являются антикоммуникативными, а реципиент медиасообщений находится в ситуации потребителя. В связи с этим было принято решение обратить внимание на мифы общества потребления.
Рассматривая общество потребления был сделан вывод, что кажемконсьюмеризм представляет собой идеологию, несущую свои мифа исключительно посредством масс-медиа, огромную роль здесь играет рекламный медиум.
В ходе всей работы было показано, что идеология, миф, масс-медиа и потребление находятся в тесной взаимозависимости друг от друга и что при выпадении одного элемента данная система перестанет работать. Новые же медиа представляются как деструктивный элемент данной системы, поэтому, возможно, через время в связи с новыми медиа возникнет новая идеология и новые социальные мифы.
В целом, данная тема нуждается в дальнейшей разработке уже практического, прикладного характера, связанной с изучением феноменов масс-медиа, таких как, например, продукты массовой культуры или же новостных источников.


1. Аристотель Поэтика. Риторика / Аристотель. - М.: Азбука-Классика, 2007. - 352 с.
2. Архангельская, И.Б. История письменности и печатной культуры в книге Г.М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры» / И.Б. Архангельская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки - 2008. - № 2 - С. 288-296
3. Баллаев, А.Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса / А.Б. Баллаев // История философии. - 1998. - №. 3. - С. 55 - 74
4. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Академический проспект, 2010. - 351 с.
5. Белый, А. О смысле познания / А. Белый. - Петербург: Эпоха, 1922. - 76 с.
6. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2000. - 87 с.
7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр - М.: Республика, Культурная революция. 2006. - 269 с.
8. Бодрийяр, Ж. Реквием по масс-медиа [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/82
9. Визинг, Л. Шесть ответов на вопрос «Что такое медиафилософия?» / Л. Визинг // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - 2010. - Т.2 - № 3 - С. 189 - 193
10. Википедия. Свободная энциклопедия. Модульность (программирование) [Электронный ресурс] -
https: //ru.wikipedia. огд/'МЬ/Модульность_(программирование)
11. Википедия. Свободная энциклопедия. Семантика (программирование) [Электронный ресурс] -
https: //ru.wikipedia. огд/'Мк1/Семантика(программирование)
12. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г.В. Гегель. - М.: Мысль. 1990. - 524 с.
13. Гуревич, П.С. Социальная мифология / П.С. Гуревич. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.
14. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо,
2009. - 772 с.
15. Иванова, А.С. Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях / А.С. Иванова // Вопросы философии - 2013. - № 8 - С. 149 - 155
16. Исмагаилов, Р.С. Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства / Р.С. Исмагаилов. // Вестник Челябинского государственного университета - 2014. - № 17(346) - С. 14 - 16
17. История журналистики. Печать и пропаганда гитлеровской Германии [Электронный ресурс] - http://www.history- journal.ru/index.php?request=full&id=477
18. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - М.: Академический проспект, 2011. - 279 с.
19. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.
20. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл. - М.: Рефл-Бук, Аст, Ваклер, 1997 - 230 с.
21. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.
22. Логунова, О.А. Общество потребления: этапы становления и развития / О.А. Логунова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - 2014 - № 3. Ч.2. - С. 125 - 127
23. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. - М.: Академический проект, 2014. - 304 с.
24. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн - М.: Академический проспект, 2015. - 448 с.
25. Маклюэн, М. Понимание Медиа / М. Маклюэн - М.: Кучково поле, 2014. - 464 с.
26. Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Рипол Классик, 2013. - Т. 3. - 654 с.
27. Медиа Педагогика [Электронный ресурс] - http://media- pedagogics.ru/lectures.html
28. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. / Под. ред. В. В.
Савчука. - СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2008. - 341 с.
29.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2012. - 736 с.
30. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание Масс / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: АСТ, 2001. - 512 с.
31. Платон Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. - М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2013. - 1311 с.
32. Пленков, О.Ю. Третий Рейх: Арийская культура / О.Ю. Пленков. - Спб.: Издательский дом «Нева», 2005. - 480 с.
33. Постнаука. Особенности новых медиа [Электронный ресурс] - http: //po stnauka. ru/video/38005
34. Притчин, А.Н. Теременко, Б.С. Миф и реклама / А.Н. Притчин, Б.С. Теременко // Общественные науки и современность - 2002 - № 3. - С. 149 - 163
35. Савчук, В.В. Медиафилософия. Приступ реальности / В.В. Савчук. - Спб.: Издательство РХГА, 2014. - 349 с.
36. Сорель, Ж. Размышления о насилии / Ж. Сорель. - М.: Фаланстер, 2013. - 293 с.
37. Сурков, А. Миф, сила и насилие в философии Ж. Сореля / А. Сурков. - http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/471679/
38. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А.Р. Тузиков // ПОЛИС: Политические исследования - 2002. - № 5. - С. 123-133.
39. Ульяновский, А.В. Мифодизайн в рекламе: учеб. Пособие / А.В. Ульяновский. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. - 168 с.
40. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
41. Философская энциклопедия. 5 т., Т.1 / Глав. ред. Ф. В. Константинов. - М.: Советская энциклопедия, 1960. - 504 с.
42. Философский энциклопедический словарь / ред.- сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
43. Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд - М.: Азбука, 2012. - 256 с.
44. Фромм, Э. Иметь или быть? [Электронный ресурс] / Э. Фромм. - http: //www.lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe2 .txt_with-big-pictures. html
45. Фромм, Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий / Э. Фромм. - М.: Айрис-Пресс. 2005. - 352 с.
46. Шеллинг, Ф. В. Философия мифологии. В 2 томах / Ф.В. Шеллинг. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. - 1508 с.
47. Штирнер, М. Единственный и его собственность [Электронный ресурс] - https: //avtonom.org/old/lib/theory/stirner/the_one_and_its_ego .html
48. Щекотуров, А.В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации / А.В. Щекотуров // Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского - Серия социальные науки - 2011.
- № 1 (21). - С. 99 - 103
49.Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Академический проект,
2010. - 256 с.
50. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии / М. Элиаде. - М.: Рефл-Бук, 1996. - 288 с.
51. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг - СПб.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
52. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture. Media Education for the 21st Century. - MIT Press, 2009. - 129 p.
53. Manovich L. Software is the Message // Journal of Visual Culture - 2014. - Vol. 13 - P. 79-81
54. Manovich L. The Language of New Media. - MIT Press, 2001. - 286 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ