Разработка и экономическое обоснование образовательных туров (на примере ООО «Аквамарин»)
|
Введение 3
1. Теоретическая основа и значение образовательного туризма 8
1.1. Понятие образовательного тура 8
1.2. Состав и особенности формирования образовательного тура 17
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития образовательных
туризма 26
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Аквамарин» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 40
2.3. Оценка структуры услуг и потребителей предприятия 51
3. Разработка и экономическое обоснование образовательных туров в
ООО «Аквамарин» 60
3.1. Этапы разработки образовательного тура 60
3.2. Экономическое обоснование образовательного тура 67
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 72
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения
1. Теоретическая основа и значение образовательного туризма 8
1.1. Понятие образовательного тура 8
1.2. Состав и особенности формирования образовательного тура 17
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития образовательных
туризма 26
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Аквамарин» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 40
2.3. Оценка структуры услуг и потребителей предприятия 51
3. Разработка и экономическое обоснование образовательных туров в
ООО «Аквамарин» 60
3.1. Этапы разработки образовательного тура 60
3.2. Экономическое обоснование образовательного тура 67
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 72
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения
Популярность образовательного туризма стремительно растет. Подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и российская молодежь не отстает от мировых тенденций.
Оценивая перспективы летнего сезона 2015 года в сфере образовательного туризма, эксперты в оценках расходятся: одни склонны утверждать, что его объемы сохранятся или возрастут, другие высказываются в духе сдержанного пессимизма. Основные причины сомнений - рост курса зарубежных валют и политические проблемы.
Стоит отметить, что это направление туризма в России пока развито слабо. По оценкам компании J’son &Partners, если весь объем рынка туристских услуг в РФ в 2014 году составил около 1,35 трлн. рублей, то рынок образовательного туризма занимает в нем всего около 1,5%.
По самым оптимистичным оценкам, в денежном выражении в России он до сих пор немногим превышает объем в 200 млн. евро, в то время как ем-кость мирового рынка образования уже достигает $60 млрд. (при этом при-мерно треть приходится на США).
Стоит учесть, что в нашей стране темпы роста зарубежного образовательного туризма одни из наиболее высоких в мире (+20-30% в год). По экспертным оценкам ВТО, благодаря этому Россия в настоящее время уверенно входит в первую десятку стран мира, в которых этот вид туризма активно развивается и занимает все большую долю рынка.
Вместе с тем в этом летнем сезоне (речь идет о летних образовательных программах в детские и молодежные лагеря и краткосрочных языковых курсах) направление испытывает трудности. Причины понятны: подавляющая часть стран, предлагающих россиянам краткосрочные летние образовательные услуги, находится либо в Европе (Мальта, Болгария, Швейцария,Финляндия, Великобритания), либо в Америке (США). На интересе к этому сегменту сказывается не только рост курса валюты, но и трудности с получением визы.
В результате, по оценкам специалистов, основным трендом летнего се-зона 2015 года станет предпочтение программ типа «отдых+обучение» как наиболее эффективных и позволяющих совместить приятное с полезным. А вот относительно его перспектив специалисты в оценках расходятся.
Популярность образовательных туров растут ежегодно. Образовательный туризм, имеет давние традиции, в настоящее время представляет перспективные направления международного культурного обмена. Именно образовательные туры в большей степени способствуют появлению этнокультурной самобытности и индивидуальность человека, оказывают всестороннее влияние на большая части области человеческой деятельности.
Специфическую особенность образовательных туров, проявляющуюся в особом характере спрос, выражении сезонных колебаниях, диверсификация туристского продукта и услуги гостеприимства, низкая подверженность кризису и социально-политическому потрясению, динамично потребности клиента требует детального изучения и разработку теоретического, методологического и системного подхода к совершенствованиям взаимодействия всех его участник.
В настоящее время концепции технологию образовательных туров основываются на ценности открытого образования (образовательная мобильность, культурная грамотность, индивидуальная история) и являются ответом на вызов нашего времени.
Актуальность темы диплома вытекает из необходимости решения таких важных проблем социально-экономического развития образовательного туризма как научное обоснование теоретических подходов к установлению сущности формирования и развития отрасли, повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, и разработка новых предложений на рынке международного образовательного туризма.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ образовательного туризма, анализ рынка образовательного туризма в Российской Федерации и разработка программы образовательного туризма с цель повышения эффективности деятельности туристской фирма ООО «Аквамарин».
Реализация поставленных целей предполагают решение следующих за-дач:
- рассмотреть теоретические основы образовательного туризма;
- выявить и раскрыть структуру и особенности образовательного туризма;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт развития образовательного туризма;
- провести сравнительный анализ рынка образовательного туризма в России;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику пред-приятия;
- провести анализ финансовой деятельности предприятия;
- дать оценка структуры услуг и потребителей предприятия;
- разработать программу образовательного туризма;
- сделать экономическое обоснование проекта по разработке программ образовательного туризма;
- сделать оценку эффективности внедрения проекта.
В качестве объект исследования выступает ООО «Аквамарин».
Предмет исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и развития рынка международного образовательного туризма.
Методологической основой дипломного исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам экономической теории, социальной политики, экономики и маркетинга международного образовательного туризма.
Развитие образовательного туризма в России раскрывается в работах таких ученых и педагогов, как И. И. Полянский, Б. А. Федченко, С. П. Крав- ков, М. П. Римский-Корсаков, И. И. Михайлов, С. Т. Шацкий, Н. А. Морозов, Л. С. Берг, А. Е. Ферсман, Б. Е. Райков, И. М. Гревс, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов и многие другие.
Подходы к развитию системы регионального образования рассматривали В. Н. Аверкин, Н. И. Булаев, А. П. Лиферов, В. В. Маскин, Т. С. Панина, И. П. Попов, A. M. Толченкин и др. Исследованиями по проблемам образования в сфере туризма занимались И. В. Зорин, Н. Ф. Иванова, В. А. Квартальнов, Е. Ю. Колбовский, А. С. Кусков, Д. В. Николаенко, Т. Н. Одинцова, Е. А. Окладникова, А. А. Романов, В. К. Романович, Р. Г. Саакянц, А. А. Самойленко, Д. В. Севастьянов, И. Г. Филиппова и др.
В основу исследования легли также инновационные идеи развития ту-ризма и эффективной реализации туристской деятельности, изложенные в трудах А. Ю. Александрова, М. Б. Биржаков, Ю. А. Веденин, В. Ю. Воскресенский, Л. М. Гайдукевич, А.А. Григорьев, А. А. Кузнецов, Н. С. Мироненко, В. С. Преображенский, И. Т. Твердохлебов, А. Д. Чудновский и др.
Исследование основывалось на использовании принципов системного подхода, общенаучных приемов классифицирования и агрегирования. В качестве инструментов исследования использовались методы предметно-логического, факторного, сравнительно-аналитического, корреляционного, экспертного анализа, статистической обработки исходной информации, классифицирование.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что предложенные в нем теоретические и методические положения направлены на достижение в долгосрочном периоде времени высоких экономических результатов хозяйствующих субъектов рынка международного образовательного туризма и позволяют активизировать развитие рынка образовательного туризма, а также повысить эффективность взаимоотношений участников рынка, а следовательно, развивать инфраструктуру этого рынка в экономически и социально целесообразных направлениях. Разработанный проект по совершенствованию программ образовательного туризма имеет практическое значение и может быть использован в практике туристских фирм.
Методологическая основа дипломного проекта заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы дипломного проекта, определяется объект и предмет исследования, формируются цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы функционирования образовательного туризма, его структура и особенности, отечественный и зарубежный опыт развития.
Во второй главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия; проведен анализ финансовой деятельности предприятия; оценка структуры услуг и потребителей предприятия.
В третьей главе разработаны образовательные туры и дается экономическое обоснование проекта, расчет экономической эффективности проекта. В заключении подводится итог проведенной работы.
При написании дипломного проекта было использовано 70 источников
Оценивая перспективы летнего сезона 2015 года в сфере образовательного туризма, эксперты в оценках расходятся: одни склонны утверждать, что его объемы сохранятся или возрастут, другие высказываются в духе сдержанного пессимизма. Основные причины сомнений - рост курса зарубежных валют и политические проблемы.
Стоит отметить, что это направление туризма в России пока развито слабо. По оценкам компании J’son &Partners, если весь объем рынка туристских услуг в РФ в 2014 году составил около 1,35 трлн. рублей, то рынок образовательного туризма занимает в нем всего около 1,5%.
По самым оптимистичным оценкам, в денежном выражении в России он до сих пор немногим превышает объем в 200 млн. евро, в то время как ем-кость мирового рынка образования уже достигает $60 млрд. (при этом при-мерно треть приходится на США).
Стоит учесть, что в нашей стране темпы роста зарубежного образовательного туризма одни из наиболее высоких в мире (+20-30% в год). По экспертным оценкам ВТО, благодаря этому Россия в настоящее время уверенно входит в первую десятку стран мира, в которых этот вид туризма активно развивается и занимает все большую долю рынка.
Вместе с тем в этом летнем сезоне (речь идет о летних образовательных программах в детские и молодежные лагеря и краткосрочных языковых курсах) направление испытывает трудности. Причины понятны: подавляющая часть стран, предлагающих россиянам краткосрочные летние образовательные услуги, находится либо в Европе (Мальта, Болгария, Швейцария,Финляндия, Великобритания), либо в Америке (США). На интересе к этому сегменту сказывается не только рост курса валюты, но и трудности с получением визы.
В результате, по оценкам специалистов, основным трендом летнего се-зона 2015 года станет предпочтение программ типа «отдых+обучение» как наиболее эффективных и позволяющих совместить приятное с полезным. А вот относительно его перспектив специалисты в оценках расходятся.
Популярность образовательных туров растут ежегодно. Образовательный туризм, имеет давние традиции, в настоящее время представляет перспективные направления международного культурного обмена. Именно образовательные туры в большей степени способствуют появлению этнокультурной самобытности и индивидуальность человека, оказывают всестороннее влияние на большая части области человеческой деятельности.
Специфическую особенность образовательных туров, проявляющуюся в особом характере спрос, выражении сезонных колебаниях, диверсификация туристского продукта и услуги гостеприимства, низкая подверженность кризису и социально-политическому потрясению, динамично потребности клиента требует детального изучения и разработку теоретического, методологического и системного подхода к совершенствованиям взаимодействия всех его участник.
В настоящее время концепции технологию образовательных туров основываются на ценности открытого образования (образовательная мобильность, культурная грамотность, индивидуальная история) и являются ответом на вызов нашего времени.
Актуальность темы диплома вытекает из необходимости решения таких важных проблем социально-экономического развития образовательного туризма как научное обоснование теоретических подходов к установлению сущности формирования и развития отрасли, повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, и разработка новых предложений на рынке международного образовательного туризма.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических основ образовательного туризма, анализ рынка образовательного туризма в Российской Федерации и разработка программы образовательного туризма с цель повышения эффективности деятельности туристской фирма ООО «Аквамарин».
Реализация поставленных целей предполагают решение следующих за-дач:
- рассмотреть теоретические основы образовательного туризма;
- выявить и раскрыть структуру и особенности образовательного туризма;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт развития образовательного туризма;
- провести сравнительный анализ рынка образовательного туризма в России;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику пред-приятия;
- провести анализ финансовой деятельности предприятия;
- дать оценка структуры услуг и потребителей предприятия;
- разработать программу образовательного туризма;
- сделать экономическое обоснование проекта по разработке программ образовательного туризма;
- сделать оценку эффективности внедрения проекта.
В качестве объект исследования выступает ООО «Аквамарин».
Предмет исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и развития рынка международного образовательного туризма.
Методологической основой дипломного исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам экономической теории, социальной политики, экономики и маркетинга международного образовательного туризма.
Развитие образовательного туризма в России раскрывается в работах таких ученых и педагогов, как И. И. Полянский, Б. А. Федченко, С. П. Крав- ков, М. П. Римский-Корсаков, И. И. Михайлов, С. Т. Шацкий, Н. А. Морозов, Л. С. Берг, А. Е. Ферсман, Б. Е. Райков, И. М. Гревс, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов и многие другие.
Подходы к развитию системы регионального образования рассматривали В. Н. Аверкин, Н. И. Булаев, А. П. Лиферов, В. В. Маскин, Т. С. Панина, И. П. Попов, A. M. Толченкин и др. Исследованиями по проблемам образования в сфере туризма занимались И. В. Зорин, Н. Ф. Иванова, В. А. Квартальнов, Е. Ю. Колбовский, А. С. Кусков, Д. В. Николаенко, Т. Н. Одинцова, Е. А. Окладникова, А. А. Романов, В. К. Романович, Р. Г. Саакянц, А. А. Самойленко, Д. В. Севастьянов, И. Г. Филиппова и др.
В основу исследования легли также инновационные идеи развития ту-ризма и эффективной реализации туристской деятельности, изложенные в трудах А. Ю. Александрова, М. Б. Биржаков, Ю. А. Веденин, В. Ю. Воскресенский, Л. М. Гайдукевич, А.А. Григорьев, А. А. Кузнецов, Н. С. Мироненко, В. С. Преображенский, И. Т. Твердохлебов, А. Д. Чудновский и др.
Исследование основывалось на использовании принципов системного подхода, общенаучных приемов классифицирования и агрегирования. В качестве инструментов исследования использовались методы предметно-логического, факторного, сравнительно-аналитического, корреляционного, экспертного анализа, статистической обработки исходной информации, классифицирование.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что предложенные в нем теоретические и методические положения направлены на достижение в долгосрочном периоде времени высоких экономических результатов хозяйствующих субъектов рынка международного образовательного туризма и позволяют активизировать развитие рынка образовательного туризма, а также повысить эффективность взаимоотношений участников рынка, а следовательно, развивать инфраструктуру этого рынка в экономически и социально целесообразных направлениях. Разработанный проект по совершенствованию программ образовательного туризма имеет практическое значение и может быть использован в практике туристских фирм.
Методологическая основа дипломного проекта заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы дипломного проекта, определяется объект и предмет исследования, формируются цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы функционирования образовательного туризма, его структура и особенности, отечественный и зарубежный опыт развития.
Во второй главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия; проведен анализ финансовой деятельности предприятия; оценка структуры услуг и потребителей предприятия.
В третьей главе разработаны образовательные туры и дается экономическое обоснование проекта, расчет экономической эффективности проекта. В заключении подводится итог проведенной работы.
При написании дипломного проекта было использовано 70 источников
Обучающие туры в последнее время становятся все более популярным видом туризма, так как позволяют во время поездок совместить отдых с обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма: языково-обучающие туры, спортивно-обучающие туры, профессиональное обучение.
Летние индивидуальные программы для подростков и молодежи - одно из главных направлений деятельности крупных образовательных операторов. На их долю в общем объеме продаж у разных операторов приходится от 30-40%. По данным экспертов, в последние годы спрос на такие образовательные туры стабильно растет. Причем в основном востребованы более качественные (по уровню образования, условиям проживания, спортивным и экскурсионным возможностям), более дорогие и продолжительные (от 4-х недель) программы.
Летние курсы - самая распространенная форма изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами. При оформлении индивидуальной программы перед клиентом возникает огромный выбор курсов:
- по интенсивности и целям обучения: стандартные (15-20 часов в не-делю), интенсивные (до 30 часов в неделю), на сдачу языковых тестов или экзаменов, на получение сертификатов, для поступления в частную школу;
- комбинированные курсы: с дополнительно оплачиваемыми занятиями по отдельным видам спорта (яхтинг, серфинг, теннис, верховая езда, футбол и пр.), с изучением специальных дисциплин (история, информационные технологии, артдизайн и т.д.).
Базой для образовательного туризма могут стать учреждения, располагающие помещениями для учебы и проживания, а также преподавателями.
Несмотря на все сложности, образовательный туризм - хороший инструмент образования, воспитания и просвещения, да и просто досуга молодежи. Он предоставляет разнообразные возможности: подготовить к поступлению, кого-то профессионально ориентировать, научить языку, развить знания и умения, причем так, чтобы они восприняли дни учебы как неординарное и незабываемое событие.
В дипломном проекте был проведен анализ рынка образовательного туризма, который позволил сделать следующие выводы. По данным исследования, проведенного в рамках проекта EXAMEN компании Begin Group, про-веденного в апреле 2014 года, 24% родителей планируют получение образования за рубежом для своих детей. При этом половина родителей сообщили, что хотели бы, чтобы их ребенок прошел за границей краткосрочную про-грамму (языковые курсы, стажировки).
Что касается выбора страны, где предпочитают учиться наши соотечественники, то чуть более половины из них выбирают Великобританию. На втором месте по популярности находятся США, затем идет Франция, Германия, Канада и Австралия, а также Испания.
При этом приоритетными факторами при выборе страны для получения образования за рубежом являются перспективы трудоустройства в этой стране, а также традиции качественного образования. Менее влиятельными факторами оказались стоимость проживания в стране, ее история и культура, климат.
В соответствии с целью дипломного проекта были разработаны программы образовательных туров на Мальту для детей школьного возраста, так как они являются самой распространенной формой изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами.
Выбор направления образовательных программ обусловлен следующими причинами:
- большим преимуществом Мальты (именно для российских студентов) является довольно либеральный иммиграционный режим. Мальта - член Шенгенского Соглашения, но визовые требования менее жёстки, чем скажем, требования Италии или Германии,
- обучение на Мальте на 30% дешевле аналогичных программ в Великобритании или Швейцарии;
- важнейшее преимущество Мальты - ее теплый и мягкий климат. Даже зимой на Мальте тепло - днём температура редко опускается ниже +14С;
- все школы, на базе которых будут организованы образовательные туры, аккредитованы Мальтийским министерством образования, которое и следит за их работой;
- Мальта - двуязычная страна. За полтора столетия британского владычества английский язык и британская система образования стали здесь родными;
- поскольку туристам выдаётся Шенгенская виза, то на выходные есть возможность посетить другие страны Европы.
Образовательные программы будут проходить в Сент Джулианс на базе European School of English (ESE).
В соответствии с целью дипломного проекта было сделано экономическое обоснование программ образовательного туризма. Языковые курсы разработаны двух уровней сложности:
- стандартный курс (20 уроков в неделю, по 45 минут в группах по 10¬15 человек, курс основан на сочетании обучения чтению, письму, аудированию и разговорной речи, а также охватывает основные аспекты грамматики, занятия проходят утром, а вторую половину дня можно посвятить экскурсиям, отдыху или работе. В стоимость включено: учебные материалы, проживание и питание в соответствии с выбранной программой, информационный пакет по приезду, сертификат об окончании курса, спортивные и развлекательные мероприятия, одна экскурсия в неделю на целый день и две экскурсии в неделю на полдня);
- интенсивный курс (30 уроков в неделю, продолжительность - от одной недели, на занятиях происходит совершенствование знаний грамматики и расширение словарного запаса как письменной, так и разговорной речи, активная постановка правильного произношения, вводятся специальные уроки и упражнения для развития способностей применения языка, на понимание устной речи, а также разговорная практика, чтение и письмо, сочетает утренние занятия и занятия во второй половине дня по специальным спортивными занятиями парусным спортом, футболом или дайвингом).
В стоимость образовательных программ будет входить: проживание, питание, языковой курс, дополнительное обучение, экскурсионное обслуживание. При расчете итоговой стоимости образовательных туров учитывалась страховка, накладные расходы (2% от стоимости услуг), прибыль туристской фирмы (10% от стоимости услуг).
Срок окупаемости предлагаемого проекта повышения эффективности деятельности туристской фирмы путем организации образовательных туров с учетом коэффициента дисконтирования составляет 3 года 5 месяцев.
Чистый приведенный доход (NPV) представляет собой величину разностей результатов инвестиционных затрат за расчетный период, приведенных к одному моменту времени, т.е. с учетом дисконтирования денежного потока и инвестиционных вложений и равен 520 228,3 тыс. руб.
Данный инвестиционный проект предполагает организацию образовательных туров. Проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 238,64%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 4 года - 520 228,25 руб.
DR - ставка дисконтирования - 27%;
DPP - диск. срок окупаемости - 2 года;
PI - индекс прибыльности - 1,7.
Можно сделать вывод, что разработка и реализация образовательных туров будет иметь положительный эффект и приносить туристской фирме дополнительную прибыль.
Летние индивидуальные программы для подростков и молодежи - одно из главных направлений деятельности крупных образовательных операторов. На их долю в общем объеме продаж у разных операторов приходится от 30-40%. По данным экспертов, в последние годы спрос на такие образовательные туры стабильно растет. Причем в основном востребованы более качественные (по уровню образования, условиям проживания, спортивным и экскурсионным возможностям), более дорогие и продолжительные (от 4-х недель) программы.
Летние курсы - самая распространенная форма изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами. При оформлении индивидуальной программы перед клиентом возникает огромный выбор курсов:
- по интенсивности и целям обучения: стандартные (15-20 часов в не-делю), интенсивные (до 30 часов в неделю), на сдачу языковых тестов или экзаменов, на получение сертификатов, для поступления в частную школу;
- комбинированные курсы: с дополнительно оплачиваемыми занятиями по отдельным видам спорта (яхтинг, серфинг, теннис, верховая езда, футбол и пр.), с изучением специальных дисциплин (история, информационные технологии, артдизайн и т.д.).
Базой для образовательного туризма могут стать учреждения, располагающие помещениями для учебы и проживания, а также преподавателями.
Несмотря на все сложности, образовательный туризм - хороший инструмент образования, воспитания и просвещения, да и просто досуга молодежи. Он предоставляет разнообразные возможности: подготовить к поступлению, кого-то профессионально ориентировать, научить языку, развить знания и умения, причем так, чтобы они восприняли дни учебы как неординарное и незабываемое событие.
В дипломном проекте был проведен анализ рынка образовательного туризма, который позволил сделать следующие выводы. По данным исследования, проведенного в рамках проекта EXAMEN компании Begin Group, про-веденного в апреле 2014 года, 24% родителей планируют получение образования за рубежом для своих детей. При этом половина родителей сообщили, что хотели бы, чтобы их ребенок прошел за границей краткосрочную про-грамму (языковые курсы, стажировки).
Что касается выбора страны, где предпочитают учиться наши соотечественники, то чуть более половины из них выбирают Великобританию. На втором месте по популярности находятся США, затем идет Франция, Германия, Канада и Австралия, а также Испания.
При этом приоритетными факторами при выборе страны для получения образования за рубежом являются перспективы трудоустройства в этой стране, а также традиции качественного образования. Менее влиятельными факторами оказались стоимость проживания в стране, ее история и культура, климат.
В соответствии с целью дипломного проекта были разработаны программы образовательных туров на Мальту для детей школьного возраста, так как они являются самой распространенной формой изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами.
Выбор направления образовательных программ обусловлен следующими причинами:
- большим преимуществом Мальты (именно для российских студентов) является довольно либеральный иммиграционный режим. Мальта - член Шенгенского Соглашения, но визовые требования менее жёстки, чем скажем, требования Италии или Германии,
- обучение на Мальте на 30% дешевле аналогичных программ в Великобритании или Швейцарии;
- важнейшее преимущество Мальты - ее теплый и мягкий климат. Даже зимой на Мальте тепло - днём температура редко опускается ниже +14С;
- все школы, на базе которых будут организованы образовательные туры, аккредитованы Мальтийским министерством образования, которое и следит за их работой;
- Мальта - двуязычная страна. За полтора столетия британского владычества английский язык и британская система образования стали здесь родными;
- поскольку туристам выдаётся Шенгенская виза, то на выходные есть возможность посетить другие страны Европы.
Образовательные программы будут проходить в Сент Джулианс на базе European School of English (ESE).
В соответствии с целью дипломного проекта было сделано экономическое обоснование программ образовательного туризма. Языковые курсы разработаны двух уровней сложности:
- стандартный курс (20 уроков в неделю, по 45 минут в группах по 10¬15 человек, курс основан на сочетании обучения чтению, письму, аудированию и разговорной речи, а также охватывает основные аспекты грамматики, занятия проходят утром, а вторую половину дня можно посвятить экскурсиям, отдыху или работе. В стоимость включено: учебные материалы, проживание и питание в соответствии с выбранной программой, информационный пакет по приезду, сертификат об окончании курса, спортивные и развлекательные мероприятия, одна экскурсия в неделю на целый день и две экскурсии в неделю на полдня);
- интенсивный курс (30 уроков в неделю, продолжительность - от одной недели, на занятиях происходит совершенствование знаний грамматики и расширение словарного запаса как письменной, так и разговорной речи, активная постановка правильного произношения, вводятся специальные уроки и упражнения для развития способностей применения языка, на понимание устной речи, а также разговорная практика, чтение и письмо, сочетает утренние занятия и занятия во второй половине дня по специальным спортивными занятиями парусным спортом, футболом или дайвингом).
В стоимость образовательных программ будет входить: проживание, питание, языковой курс, дополнительное обучение, экскурсионное обслуживание. При расчете итоговой стоимости образовательных туров учитывалась страховка, накладные расходы (2% от стоимости услуг), прибыль туристской фирмы (10% от стоимости услуг).
Срок окупаемости предлагаемого проекта повышения эффективности деятельности туристской фирмы путем организации образовательных туров с учетом коэффициента дисконтирования составляет 3 года 5 месяцев.
Чистый приведенный доход (NPV) представляет собой величину разностей результатов инвестиционных затрат за расчетный период, приведенных к одному моменту времени, т.е. с учетом дисконтирования денежного потока и инвестиционных вложений и равен 520 228,3 тыс. руб.
Данный инвестиционный проект предполагает организацию образовательных туров. Проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 238,64%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 4 года - 520 228,25 руб.
DR - ставка дисконтирования - 27%;
DPP - диск. срок окупаемости - 2 года;
PI - индекс прибыльности - 1,7.
Можно сделать вывод, что разработка и реализация образовательных туров будет иметь положительный эффект и приносить туристской фирме дополнительную прибыль.



