ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ 28
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования. Актуальность изучения форм профессиональной ориентации молодежи в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров заключается в том, что категория молодежь, как наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, является трудовым потенциалом страны и должна соответствовать современным потребностям рынка труда.
В условиях реформирования экономики России повышается спрос на квалифицированных рабочих, возрастает конкуренция в среде работодателей за лучшие кадры. Работник современного производства с его потребностями в саморазвитии и самореализации становится высшей ценностью. По этому поводу, определяя социальную политику для России, Президент РФ В.В. Путин отметил, что сегодняшний рабочий как становой хребет экономики - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. Квалификация рабочего, его профессиональная честь и гордость - решающий фактор конкурентоспособности. От качества подготовки кадров по рабочим профессиям для реализации новых производственных технологий, от политики государства в решении этой проблемы во многом зависят будущее нашего государства, его экономическая и политическая безопасность.
Однако за последние десятилетия престиж рабочих профессий резко упал, число желающих трудиться в этой сфере значительно сократилось. Соответственно на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях возникла их острая недостаточность. Эта проблема, рассматриваемая как одна из главных в модернизации экономики государства, была озвучена на специальных заседаниях Правительства РФ, где подчеркивалось, что среди
заявленных работодателями вакансий 71% (более чем 2/3) составляют именно рабочие профессии. Было отмечено, что в решении этого вопроса наблюдается рассогласованность действий системы образования и реального производства. Предпринимаемые меры не решают проблемы «кадрового голода»: сокращается численность учреждений профессионального
образования по подготовке на рабочие специальности, наблюдается устойчивое снижение численности обучающихся в них. В этой связи «рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах».
Устранение данной диспропорции должна обеспечить комплексная модернизация системы профессионального образования. Для этого в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы1предусмотрена поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, основное финансирование которых предусматривается из средств региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников, средств федеральной поддержки. Разрабатываемые регионами программы должны предусматривать реализацию комплекса мероприятий по увеличению числа обучающихся по рабочим профессиям и специальностям.
Важное значение в развитии профессионального образования молодежи должно уделяться профессиональной ориентации молодежи, предоставлению информации о востребованных престижных, высокооплачиваемых рабочих профессиях, о перспективах трудоустройства, подготовке кадров на производстве, организации производственных практик, оказанию финансовой поддержки модернизации учебного процесса, контрактной подготовке рабочих кадров, повышению их квалификации, обеспечению достойной зарплаты и решению социальных вопросов молодых работников предприятий.
Анализ практики общеобразовательных учреждений свидетельствует о недостаточном уровне оказания педагогической помощи и содействия выпускникам школ в их самоопределении в сфере рабочих профессий с учетом интересов школьников и реальных потребностей рынка труда. Профессиональное самоопределение осуществляется школьниками зачастую интуитивно и заранее не прогнозируется. Что касается влияния сложившейся культурно-образовательной среды, то и она недостаточно обеспечивает проявление склонностей и индивидуальных возможностей выпускников общеобразовательных школ в учебно-профессиональной деятельности. В то же время современная общеобразовательная школа осознает необходимость в помощи самоопределению старшеклассников.
Очевидно, что самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий является важной государственной и научно-педагогической проблемой, актуальной для теории и практики среднего общего образования. В связи с этим разработка и научное обоснование концепции и технологии профориентационного сопровождения самоопределения молодежи в сфере рабочих профессий представляется необходимым и своевременным. К настоящему времени в науке сложились теоретические предпосылки решения обозначенной проблемы.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования. Анализ научной литературы показывает, что теоретические основы становления отношения обучающихся к труду и выбору профессий заложены в трудах В.Г. Асеева, Л.А. Белогорцева, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова.
В исследованиях М.Л. Вайнштейна, И.Н. Васильева, А.К. Осницкого, Т.А. Старостенко изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора.
В исследованиях Н.Н. Захарова, П.А. Сергоманова, М.Н. Скаткина раскрывается содержание и цели профориенационной работы с подростками.
Анализ состояния и тенденций развития российского профессионального образования, представлен в трудах А.Т. Глазунова, К.Г. Кязимова, В.В. Моисеенко, Е.Л.Рудневой, И.П. Смирнова. Кроме того, в работах этих ученых большое внимание уделяется формированию государственного заказа на подготовку рабочих кадров в современных региональных условиях, системе государственного управления сферой профессионального образования, механизмам и формам социального партнерства. Значительный вклад в разработку методологии прогнозирования потребностей экономики в рабочих и специалистах внесли Я.Л. Васильев, А.Г. Коровкин.
В научных трудах М.Г. Колосницыной, А.А. Разумова затрагиваются проблемы соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, структуры российской рабочей силы.
Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема профориентационной работы молодежи является актуальной, притом, что вопросы ориентации обучающихся на выбор рабочих профессий изучены недостаточно.
Проблема дипломного исследования состоит в противоречии между наличием потребности государства в профессиональных рабочих кадров и отсутствием современной системы подготовки обучающихся к выбору профессий в образовательных организациях.
Объектом дипломного исследования является процесс профессиональной ориентации молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
Предметом дипломного исследования является совершенствование форм профессиональной ориентации молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
Целью дипломного исследования является разработка профориентационных мероприятий для молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы профессиональной ориентации молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
2. Проанализировать региональный опыт профессиональной ориентации молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
3. Предложить проект по совершенствованию форм профессиональной ориентации молодежи Белгородской области в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров.
Теоретико-методологическую основу дипломного исследования составляют:
1) Работы по проблеме формирования профориентационного самоопределения несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы (Е.А. Климов, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Г.В. Рязапкина, Н.В. Тельтевская ).
2) Работы В.Н. Кормаковой, А.Л. Темницкого о факторах привлекательности занятости современной российской молодежи на промышленных предприятиях.
3) Исследования по проблеме воспроизводства молодых рабочих как стратегии региональной образовательной политики В.А. Макарова .
4) Фундаментальные работы, посвященные проблемам занятости молодежи и регулирования рынка труда, государственного управления системой профессионального образования Ю.А. Зубок, Н.Н. Лебедевой, Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова .
В процессе выполнения работы были использованы такие методы как: анализ документов, анализ статистической информации и вторичный анализ данных социологических исследований, опрос.
Эмпирическая (информационная) база дипломного исследования включает:
1) Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня.
2) Статистические данные2.
3) Результаты авторского анкетного опроса «Профориентация молодежи Белгородской области на выбор рабочих профессий», который был проведен с февраля по апрель 2016 года. Выборочная совокупность составила 200 человек (см. Приложение 1).
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в следующем: теоретико-аналитический материал, полученный в ходе написания дипломной работы, может быть использован при разработке рабочих программ и учебно-методических рекомендаций для следующих дисциплин: «Государственная молодежная политика в РФ», «Карьерные стратегии молодежи», «Социальные технологии работы с молодежью».
Результаты дипломной работы могут быть полезны для образовательных учреждений, органов государственной власти в работе с молодежью. Проект, описанный в третьем разделе, может быть реализован в других регионах Российской Федерации.
Апробация дипломного исследования. По теме дипломного исследования автором были написаны научные статьи:
- «Молодежь на рынке труда. Дисбаланс структуры выпуска специалистов и структуры спроса на них в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров»;
- «Актуальность профессиональной ориентации молодежи в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров».
Проект дипломного исследования был апробирован:
- на конкурсе проектов «Мой район»;
- на молодежном образовательном форуме Белгородской области «Платформа31».
Структура дипломного исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проблема самоопределения молодежи в сфере рабочих профессий определяется необходимостью обеспечения современного производства квалифицированными рабочими кадрами из числа выпускников общеобразовательных организаций, осознающих и адекватно соотносящих личностные и общественные потребности, мотивированных к труду в сфере рабочих профессий, культивирующих в себе общечеловеческие ценности и основанные на них ценности рабочих профессий.
Исследуемая проблема сложна и необычайно актуальна в условиях развития современного общества и социокультурной действительности. Сложна в силу ее многоаспектности и масштабности, в силу функционирования рассматриваемого явления на разных уровнях: на уровне системы среднего общего образования, на уровне общеобразовательной организации, на уровне личности старшеклассника, других субъектов профориентации. Актуальна проблема, прежде всего, потому, что процесс самоопределения в сфере рабочих профессий заключает в себе потенциальные возможности достижения высокого уровня развития личности школьника, современного производства, общества в целом.
Анализ работ ученых по профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии позволил уточнить, что под профориентацией молодежи в сфере рабочих профессий понимается целостный, динамически развертывающийся культуросообразный процесс и результат осознанного ценностного отношения личности к труду в сфере рабочих профессий, его средствам и результатам, ориентирующийся на использование внутреннего потенциала и возможностей социокультурной среды для адекватного потребностям, склонностям и интересам самоутверждения в рабочей профессии и в жизни, целенаправленно реализуемый в действиях, поступках и поведении, и обеспечивающий самореализацию в будущей рабочей профессии посредством учебно-профессиональной деятельности.
Но, несмотря на наличие данных предпосылок в решении проблем подготовки обучающихся к выбору рабочих профессий отсутствуют концептуальное обоснование и опыт ориентации обучающихся на выбор данных профессий. Решение этих задач предполагает разработку и внедрение обновления содержания и организации процесса подготовки обучающихся к выбору рабочих профессий
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что в настоящее время серьезной проблемой столичного рынка труда является как его количественный, так и качественный дисбаланс. Причина такого дисбаланса кроется, прежде всего, в низкой мобильности трудовых ресурсов и несогласованности деятельности системы профессионального образования с динамикой развития производства и спроса на рабочую силу. Для обеспечения высокого темпа роста промышленного производства, непроизводственной сферы и экономического роста в целом проблема сбалансирования структур спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышения качества трудовых ресурсов имеет особое значение. Значительная роль в этом процессе отводится молодежи. Для Белгородского региона и страны в целом подготовка и дальнейшее рациональное использование молодых рабочих имеет стратегическое значение.
В дипломном исследовании было установлено, что профессиональное образование является не только одной из важнейших характеристик качества рабочей силы, но и одним из важнейших факторов повышения экономической активности населения, фактором занятости, защищающим от безработицы и сокращающим ее продолжительность, фактором приобретения должностных и отраслевых преимуществ занятых, условием повышения уровня доходов.
Анкетирование определенного контингента школьников и учащихся системы среднего профобразования позволило констатировать невысокую эффективность работы по профессиональной ориентации молодежи, осуществляемой образовательными структурами совместно с белгородскими работодателями. Значительная часть учащихся и студентов колледжей настроена не на дальнейшую работу по своей специальности, а на получение высшего образования.
Вместе с тем анализ показал, что система среднего профессионального образования имеют достаточный потенциал для развития, открывая молодежи высокие возможности трудоустройства и стабильного заработка при условии высокой профессиональной квалификации.
В процессе дипломного исследования удалось сформировать комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к участию в реализации программ содействия занятости молодежи, содействия профессиональной ориентации молодежи в условиях дефицита профессиональных рабочих кадров, самоопределения личности в рамках проекта Создания профориентационно-технической школы «КРОкачай профессию».
Таким образом, в современных условиях создание эффективной целостной системы профессиональной ориентации молодежи наряду сформированием государственного заказа на подготовку квалифицированных кадров является существенным элементом государственного регулирования рынка труда, системы профобразования и занятости молодежи. Именно эти инструменты способны обеспечить формирование эффективной и перспективной профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы молодежи на рынке труда.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 2012. - №53. - Ст. 7598.
2. Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 19 апреля
1991 г. №1032-1 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165863/ - Систем.
требования: IBMPC, InternetExplorer.
3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 [Текст] // СЗ РФ. - 2015. - №22. - Ст. 3232.
4. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/420237592- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.garant.ru/194365/- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
6. Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. №1. [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://base.garant.ru/136694/- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: ййр://минобрнауки.рф/документы/4106 - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
8. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Содействие занятости населения Белгородской области на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. №527-пп [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/469027819- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
9. Развитие кадровой политики Белгородской области на 2014-2020 годы: Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. №530-пп [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/469027857- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
10. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года: Постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. №27-пп [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://refdb.ru/look/2707077.html- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
11. Worldskills [Электронный ресурс] // Режим доступа к
изд.:http://asi.ru/staffing/worldskills/ - Систем. требования: IBMPC,
InternetExplorer.
12. Аникаева, Т.В. Образовательная среда как условие профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.В. Аникаева. - СПб.: Б.и., 2001. - 20 с.
13. Асеев, В.Г. Психология труда [Текст] / В.Г. Асеев. - Иркутск : Изд-во Иркутск. ун-та, 2005. - 342 с.
14. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
15. Белгородский центр занятости населения [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:ййр://Ье1дс7ап.ги / - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
16. Беленький, В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс? [Текст] / В.Х. Беленький // Социс. - 2005. - №3. - С. 133-139.
17. Белогорцева, Л.А. Методические основы технологической подготовки учащихся к труду в сфере сервиса: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л.А. Белогорцева. - М.: Проспект, 2013. -17 с.
18. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - Москва-Воронеж : Старт, 1995. - 352 с.
19. Вайнштейн, М.Л. Информационное обеспечение процесса ориентации учащихся на рабочие профессии: автореф. дис. . канд. пед. наук [Текст] / М.Л. Вайнштейн. - Казань :Добросвет, 2012. - 27 с.
20. Васильев, В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в
субъектах Российской Федерации [Текст] / В.Н. Васильев. - М.:
ТЕХНОСФЕРА, 2007. - 680 с.
21. Васильев, И.Н. Социально-психологические аспекты
профориентации молодежи на рабочие профессии: автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] / И.Н. Васильев. - М.: Просвет, 1984. - 29 с.
22. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проспект, 2007. - 333 с.
23. Выбираем рабочую профессию [Электронный ресурс] // Режим
доступа к изд.: http://www.tmsam.ru/professiya/vibor-professii-
nachalo/vybiraemrabochujuprofessiju.html - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
24. Глазунов, А.Т. Формирование регионального заказа на подготовку рабочих кадров в условиях социального партнерства (интеграция опыта регионов) [Текст] / А.Т. Глазунов. -Калуга : ЦНТИ, 2011. - 100 с.
25. Долгова, А. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны [Текст] / А. Долгова // Человек и труд. - 2013. - №8. - С. 38-41.
26. Дуальное обучение [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://xAXAxirkp31.ru/ckial/xp dual/xp bel obl/ - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
27. Журавлев, В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы [Текст] / Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1972. - 199 с.
28. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
29. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
30. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Фонд «Мир», 2008. - 336 с.
31. Зубок, Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект [Текст] / Ю.А. Зубок // Социально-гуманитарные знания. -2010. - №2. - С. 183-199.
32. Зуева, Ф.А. Педагогическое содействие развитию
профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования: дис. ... докт. пед. наук [Текст] / Ф.А. Зуева. - М.: Б.и., 2012. - 342 с.
33. Институт региональной и кадровой политики Белгородской области [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:1Шр:/Аууу.икр31.ги/ - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
34. Исаев, И.Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность [Текст] / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 268 с.
35. Кашапова, Н.В. Ориентация старшеклассников на выбор рабочих профессий в учебно-воспитательном процессе межшкольного учебного комбината [Текст] / Н.В. Кашапова // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - 2011. - №1. - С. 56-63.
36. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. -159 с.
37. Климов, Е.А. Психология профессионализма [Текст] / Е.А. Климов. - Москва-Воронеж : Б.и., 1996. - 512 с.
38. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2013. - 304 с.
39. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] / Е.А. Климов. - Обнинск : Б.и., 1993. - 56 с.
40. Когут, Л.М. Педагогическая поддержка школьника как условие успешного личностного развития [Текст] / Л.М. Когут // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №111. - С. 22-27.
41. Колосницына, М.Г. Экономика труда: учебное пособие [Текст] / М.Г. Колосницына. - М.: Академкнига, 2013. - 240 с.
42. Константиновский, Д.Л. От «инстинкта голода» к «инстинкту
познания». Молодой рабочий: портрет на фоне [Текст] /
Д.Л. Константиновский // Социологический журнал. - 2011. - №3. - С. 117¬136.
43. Константиновский, Д.Л. Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения [Текст] / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко. - М.: ЦСИ, 2013. - 277 с.
44. Кормакова, В.Н. Профессионально-личностное самоопределение как социокультурный феномен [Текст] / В.Н. Кормакова // Вестник МГУКИ. - 2008. - №6. - С. 121-124.
45. Кормакова, В.Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: монография [Текст] / В.Н. Кормакова. - Белгород :ИД НИУ «БелГУ», 2013. - 355 с.
46. Коровкин, А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования [Текст] / А.Г. Коровкин. - М.: Макс, 2011. - 320 с.
47. Кязимов, К.Г. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие [Текст] / К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2009. - 368 с.
48. Лебедева, Н.Н. Гармонизация педагогической системы ценностного самоопределения старших школьников [Текст] / Н.Н. Лебедева.
- М.: Флинта, 2005. - 352 с.
49. Макарова, М.Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций [Текст] / М.Н. Макарова // СОЦИС. - 2007. - №8. - С. 38-49.
50. Министерство образования и науки [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:ййр://хп--80аЬис]иЬйу9а.хп--р1а1/ - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
51. Министерство труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://www.rosmintшd.ru/ - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
52. Моисеенко, В.В. Рынок труда и профессиональное образование [Текст] / В.В. Моисеенко. - М.: Издательский центр, 2011. - 172 с.
53. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст] / А.К. Осницкий // Вопросы психологии.
- 1992. - № 1-2. - С. 52- 59.
54. Петровский А.В. Личность как субъект активности [Текст] / А.А. Петровский // Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. - Самара :Бахрам, 2002. - С. 467-488.
55. Президент России [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:http://kremlin.ru/events/president/news/6683 - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
56. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи [Текст] / Л.А. Аза, А.И. Вишняк, Е.И. Головаха, В.Л. Оссовский. - Киев : Наук. думка, 2005. - 303 с.
57. Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого
достоинства [Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2006. - 480 с.
58. Путин, В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://www.putin-itogi.ru/2012/02/13/statya-v-v-putina-stroitelstvo-spravedlivosti- socialnaya-politika-dlya-rossii/- Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
59. Разумов, А.А. Бедность в современной России [Текст] / А.А. Разумов. - М.: Формула права, 2007. - 335 с.
60. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии [Текст] / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2010. - 59 с.
61. Россия 2015: стат. справочник [Текст]. -М.: Гарант, 2015. - 62 с.
62. Руденко, Г.Г Специфика положения молодежи на рынке труда [Текст] / Г.Г. Руденко, А.Р. Савелов // СОЦИС. - 2010. - №3. - С. 101-107.
63. Руднева, Е.Л. Занятость молодежи: основные тенденции, проблемы регулирования [Текст] / Е.Л. Руднева. -СПб.: Недра, 2013. - 112 с.
64. Руднева, Е.Л. Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования [Текст] / Е.Л. Руднева. - М.: Крирпо, 2009. - 200 с.
65. Сергоманов, П.А. Вопросы профессионального самоопределения старшеклассников и доступность высшего образования [Текст] / П.А. Сергоманов, Н.П. Бруданова // Инновации в образовании. - 2005. - № 2. - С. 122-124.
66. Скаткин, М.Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников [Текст] / М.Н. Скаткин, Э.Г. Костяшкин. - М.: Просвещение, 2009. - 191 с.
67. Смирнова, Н.А. Модель занятости населения в России: специфика, опыт направления развития [Текст] / Н.А. Смирнова. - М.: НУ ОАОУ, 2009. - 204 с.
68. Старостенко, Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов [Текст] / Т.А. Старостенко // Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 108-117.
69. Татарова, Г.Г. Типологический анализ рабочих по отношению к труду [Текст] / Г.Г. Татарова // Социология. - 2010. - №31. - С. 67-76.
70. Тельтевская, Н.В. Содержание и методы профориентации школьников [Текст] / Н.В. Тельтевская. - Саратов, 2006 - 106 с.
71. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.:ййр://’№№№.гоз1гиб.ги/ - Систем. требования: IBMPC, InternetExplorer.
72. Чистякова, С.Н. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Педагогическое образование в России. - 2011. - №5. - С. 128-136.
73. Шкаратан, О.И. Социальная стратификация [Текст] / О.И. Шкаратан. - М.: Аспект, 2006. - 71 с.