Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №69612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
344
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность гражданского воспитания личности 7
1.2. Особенности гражданского воспитания младших школьников 14
1.3. Возможности внеурочной деятельности в
гражданском воспитании младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1. Диагностика уровня гражданской воспитанности
младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по
гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.3. Динамика уровня гражданской воспитанности
младших школьников 44
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения

В современных социокультурных условиях задача гражданского воспитания учащихся ставится в ряд приоритетных. Это связано со значительным снижением уровня гражданской воспитанности современных школьников, с расшатыванием традиционных механизмов передачи гражданских ценностей, утратой опыта эффективного гражданского воспитания в практике школ как следствия социально-экономических, политических и духовно-нравственных перемен, произошедших в российском обществе в 90-е годы ХХ в.
На важность гражданского воспитания школьников обращено внимание таких нормативно-правовых документов, как Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования до 2025 года», «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы». На необходимость формирования гражданского самосознания младших школьников, в том числе познания национальных и культурных особенностей своих регионов, прямо указано в ФГОС начального общего образования. Однако, несмотря на законодательное закрепление приоритетности гражданского воспитания, целостная система воспитательной работы, ориентированная на становление и развитие гражданских качеств школьников, отсутствует.
Проблемы гражданского воспитания изучаются учеными различных направлений: этнографами, психологами, этнопедагогами, историками и педагогами. Теоретические основы гражданского воспитания в России заложены в работах Ю.К. Бабанского, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.Основы концепций патриотического и гражданского воспитания заложили -Е.Е. Вяземский, А.Д. Саватеев, И.В. Следзевский.
Говоря о гражданском воспитании, стоит отметить, что оно является частью духовно-нравственного развития. Авторами концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников являются - Т.Л Белоусова, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишкови др. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Концепция..., 2009).
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а в частности формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества, является первостепенной задачей современной образовательной системы.
Ценностные ориентации подрастающего поколения влияют на стабильность и благополучие каждого человека, семьи, общества и страны. Уровень сформированности гражданской воспитанности оценивается как высшая форма духовно-нравственного развития у выпускников общеобразовательной школы.
Особенностью работы учителя начальных классов во внеурочной деятельности в контексте формирования гражданской воспитанности является такое преподнесение изучаемого материала, которое отражается на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
На основании выше изложенного темой нашего исследования является «Гражданское воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы педагогические условия гражданского воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель данного исследования.
Объект исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия гражданского воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: гражданское воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- учащиеся знакомятся с основными понятиями и символами государства;
- используются различные формы занятий по знакомству учащихся с правами, свободами и обязанностями человека;
- учащиеся вовлекаются в подготовку и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Задачи исследования:
1) изучить сущность гражданского воспитания;
2) выявить особенности гражданского воспитания младших школьников;
3) выявить уровень гражданской воспитанности младших школьников;
4) организовать экспериментальную работу по гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование,
анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, 4 «Б» класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников во внеурочной деятельности» рассматривается сущность гражданского воспитания, особенности гражданского воспитания младших школьников, а так же возможности внеурочной деятельности в гражданском воспитании младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности» приведены содержание и результаты экспериментальной работы по формированию гражданского воспитания у младших школьников в ходе внеурочной деятельности.
В заключении изложены основные выводы по проблеме исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты внеурочных занятий, таблицы, диаграммы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования были решены теоретические и практические задачи.
При изучении психолого-педагогической и методической литературы мы ознакомились с работами авторов, проводимых исследования на тему гражданского воспитания. Были изучены основные понятия и особенности гражданского воспитания младших школьников, а так же влияние внеурочной деятельности на воспитание гражданственности младших школьников. Таким образом, мы решили следующие задачи:
- изучили сущность гражданского воспитания;
- выявили особенности гражданского воспитания младших школьников.
Это дало нам теоретическую основу для организации экспериментальной работы по гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Она проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы мы выявили уровень гражданской воспитанности младших школьников.
Для выявления уровня гражданской воспитанности были использованы методики авторов Т.А. Поповой и А.А. Логиновой. Первичная диагностика исходного уровня гражданской воспитанности показала, что высокий и средний уровень гражданской воспитанности имели одинаковое количество учащихся - по 24%. Большая же часть класса, а это 52%, имело низкий уровень гражданской воспитанности.
Целью формирующего этапа экспериментальной работы было разработать и апробировать педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности. Всего было разработано и проведено в рамках экспериментальной работы 5 внеурочных мероприятий, направленных на гражданское воспитание младших школьников.
В ходе их проведения были проверены заявленные в гипотезе педагогические условия: использовались различные формы занятий по знакомству учащихся с правами, свободами и обязанностями человека, а так же учащиеся знакомились с основными понятиями и символами государства. Так же учащиеся вовлекались в подготовку и проведение мероприятия конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ», посвященное государственному празднику «День Конституции Российской Федерации».
Диагностика, проведённая на контрольном этапе исследования, показала изменения: количество детей с высоким уровнем - 36%, со средним уровнем - 40%, а с низким - 24% учащихся, что является самой малой частью класса.
Проанализировав результаты экспериментальной работы, мы сделали вывод об эффективности проведённой работы. Из этого следует, что в ходе нашего исследования были решены все поставленные нами задачи и подтверждена гипотеза нашего исследования.



1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 214 с.
2. Асмолов А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.С. Асмолов, Г.Д. Бурневская, И.М. Володарская. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.
3. Ашурова Г.Ю. Гражданское воспитание младших школьников // Научное
сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные Науки[Офиц. сайт]. URL: http: //sibac.info/archive/guman/10(37). р417(дата обращения: 10.04.2016).
4. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 384 с.
5. Булатова З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З.А. Булатова // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С 19.
6. Гаврилычева Г.Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 10 - 16.
7. Гаязов А.С. Формирование гражданина / А.С. Гаязов. - Ч.: ЧГПУ «Факел», 1995. - 238 с.
8. Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина / А.С. Гаязов. - Уфа: БГПИ,1998.-90с.
9. Горностаева И.В. Гражданское воспитание младших школьников
средствами краеведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Ирина ВладимировнаГорностаева.- Смоленск, 2012. - 23 с.
10. Государственная программа «Духовно-нравсвенное развитие и
воспитание младших школьников на ступени начального образования» // Городской методический центр [Офиц.
сайт].URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya- shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/programma-dukhovno-nravstvennogo- razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushchikhsya-na-stupeni-nachalnogo-obshchego- obrazovaniya.html/(gaTa обращения: 15.10.2015).
11. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. - СПб: Специальная литература, 2007. - 98с.
12. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: Эксмо- Пресс, 2010. - 735 с.
14. Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников:
методическое пособие/ Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова.- М.: Глобус, 2006. - 224 с.
15. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: методическое пособие/ О.А. Ещёркина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 125с.
16.Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников / К.В. Зелинский, Т.П. Черникова. - М.: Планета, 2010. - 288 с.
17.Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников / Е.Н. Землянская. - М.: Юрайт, 2015. - 508 с.
18. Колесникова А.Н.Современная характеристика нравственной
воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта / А.Н. Колесникова // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 74-77.
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.И. Данилюк, В.Л. Тишков, А.С. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
20. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
21. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РАО, 2015. - 176 с.
23. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1998. - 464 с.
24. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. -2002. - №6. - С. 6-11.
25. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.:
Просвещение, 1988. - 304 с.
26. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. - М.: Просвещение, 2005. - 254 с.
27. МикрюковВ.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112-119.
28. Момотюк Л.Б. Уроки гражданственности как одна из форм гражданского воспитания младших школьников / Л.Б.Момотюк.- Тернополь, 2006. - 205 с.
29. Момотюк Л.Б. Воспитание гражданственности младших школьников: сущность и особенности / Л.Б. Момотюк// Теоретические вопросы образования, культуры и воспитания.- 2002. - № 19.- С.131-135.
30. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов
педагогических вузов / А.В. Мудрик. -М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 240 с.
31. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях / Г.Г. Николаев. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. - 134 с.
32. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. - 2013. - №5. - С. 17-18.
33. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
34. Следзевский, И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия / И. В. Следзевский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - № 7. - С. 9-15.
35. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2005. - 224 с.
36. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание в начальной школе:
методические указания / Т.М. Толкачева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006.-20 с.
37. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе: учебное пособие / Т.И.Тюляева. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
38. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2005.-400 с.
40. Поровская Г.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Г.А. Поровская, Т.Я. Шпикалова. - М., 2010. - 196 с.
41. Посмитная С.Р. Гражданское образование школьников. Условия
личностного развития ребенка / С.Р. Посмитная. - М.: Просвещение, 2011. - 172 с.
42. Реан А.А. Педагогика: учебное пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 304 с.
43. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993-1999.
44. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. - 2009. - №2. - С. 74-80.
45. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 2000. - 98 с.
46. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: глоссарий //
Городской методический центр [Офиц. сайт].
URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html/(дата обращений 3.05.2016).
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
48. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003.- 349 с.
49. Яковлев Ю. Ваши права, дети/ Ю.Яковлев. - Москва: «Международные отношения», 1992.- 203 с.
50. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986. - 105 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ