ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА .. 7
1.1 Изучение особенностей переживания подросткового кризиса
в отечественной психологии 7
1.2. Зарубежный взгляд на проблему переживания подростками возрастного кризиса 16
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА .. 28
2.1. Программа эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей переживания подростками возрастного кризиса 28
2.2 Результаты исследования индивидуально-психологических
особенностей переживания подростками возрастного кризиса 31
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА .. 7
1.1 Изучение особенностей переживания подросткового кризиса
в отечественной психологии 7
1.2. Зарубежный взгляд на проблему переживания подростками возрастного кризиса 16
Выводы по I главе 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА .. 28
2.1. Программа эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей переживания подростками возрастного кризиса 28
2.2 Результаты исследования индивидуально-психологических
особенностей переживания подростками возрастного кризиса 31
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время все более часто поднимается тема особенностей переживания подростками возрастного кризиса. Это связано в первую очередь с тем, что подростковый возраст- один из самых важных и трудных этапов жизни человека, ведь именно в подростковом возрасте формируется характер, складываются и закрепляются типы поведения в определенных ситуациях, а также формируется рефлексия, а затем чувство взрослости, что в целом будет определять отношение личности к себе, другим и окружающему миру. Таким образом, протекание подросткового возраста, а также подросткового кризиса, во многом определяет дальнейшую жизнь человека, его психологическое и физическое благополучие.
Вопросы сопровождения подростков в переживании ими возрастного кризиса остаются важными в сфере психологии образования и играют важную роль в формировании гармоничной личности, а значит, гармоничного общества. Кризис подросткового периода, по сути, знаменует переход от детства к взрослости, именно поэтому подростки часто испытывают затруднения в преодолении данного возрастного этапа.
Степень изученности проблемы. В связи со стремительными изменениями современного общества (например, компьютеризация, активная виртуальная жизнь современного человека и т.д.) исследование индивидуально - психологических особенностей переживания подростками кризиса вновь становится актуальным. Список фамилий авторов, изучающих данную проблему в нынешнее время стремительно растет, среди них: Петр Дмитриевский, Светлана Кривцова, Екатерина Мурашева и др. [7]. Исследования 2019-2020 годов, касающиеся темы переживания подростками возрастного кризиса раскрывают следующие темы: причины возникновения подросткового кризиса, чувство одиночества и внутриличностные конфликты в процессе переживания подросткового кризиса, особенности одиночества у подростков, переживающих возрастной кризис и т.д.
Изучение индивидуально-психологических особенностей переживания подростками нормативного кризиса занимает наиболее важную позицию в изучении и прогнозировании протекания возрастного подросткового кризиса, что, в свою очередь, может позволить психологам оказать помощь в преодолении возникших затруднений.
Кроме того, актуальность нашего исследования подчеркивает заинтересованность психологов в изучении данной темы, что, безусловно, отражает недостаточность уже имеющихся знаний о переживании современными подростками кризиса.
Цель исследования: выявление индивидуально-психологических особенностей переживания подростками возрастного кризиса
Объект исследования: возрастной кризис подростков
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности переживания подростками возрастного кризиса
Гипотеза исследования:
Существуют различия в переживаниях возрастного кризиса подростков, в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, а именно:
1. от выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения;
2. от общей эмоциональной направленности личности, то есть стремления к определенным типам переживаний, к определенной области деятельности с целью получения положительных эмоций.
3. от темпоральных ориентаций (временных перспектив).
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Составить программу эмпирического исследования;
3. Реализовать программу исследования;
4. Провести качественный и количественный анализ эмпирических данных, а также математико-статистическую обработку результатов;
5. Сформулировать выводы.
Использованы следующие методы исследования:
Теоретические: изучение, анализ научной психолого-педагогической литературы, а также изучение научных публикаций по теме исследования;
Эмпирические: метод беседы, метод тестирования и психологического опроса;
Статистические: качественный и количественный анализ полученных данных, математическая статистическая обработка результатов.
Методики исследования: Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин) — для определения особенностей самоотношения подростков в процессе переживания личностного кризиса [13]; Тест-анкета «Эмоциональная направленность» ( Б.И. Додонов) - для определения общей эмоциональной направленности личности в процессе переживания подростками возрастного кризиса [13]; Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо - для определения особенностей временной перспективы подростка [13].
База исследования:
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45» в связи с пандемией COVID-19 исследование проходило на основе данных методов при помощи Google forms. Общая выборка составила 40 человек.
Этапы исследования:
1. Проблемно-аналитический этап. Данный этап посвящен изучению темы исследования, анализу современной психолого-педагогической литературы; ознакомлению с актуальным практическим состоянием проблемы, а также разработке основных положений исследования.
2. Теоретико-аналитический. Суть этого этапа заключалась в конкретной постановке целей, задач, формулировке гипотезы исследования с учетом полученных на первом этапе исследования фактов и разработке структуры теоретического материала.
3. Поисково-диагностический. Основной задачей было определить основные показатели анализа индивидуально-психологических особенностей возрастного кризиса у подростков, обосновать критерии, по которым будет проводиться анализ и подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования.
4. Диагностический этап. Реализация исследования по выявлению индивидуальных психологических особенностей, проведен анализ полученных результатов.
5. Заключительный этап. Создание рекомендаций согласно полученным результатам теоретического и эмпирического исследования.
Теоретическая значимость. В данной работе произведен глубокий теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, что позволяет широко раскрыть проблему переживания подростками возрастного кризиса с точек зрения различных авторов и концепций.
Практическая значимость. В результате эмпирического исследования нами были выявлены актуальные для современных подростков индивидуально-психологические особенности переживания возрастного кризиса, это, в свою очередь, дает возможность психологам, педагогам и родителям учитывать психологические особенности подростков и оптимизировать общение с подростками таким образом, чтобы минимизировать риск неблагоприятного протекания подросткового кризиса.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Вопросы сопровождения подростков в переживании ими возрастного кризиса остаются важными в сфере психологии образования и играют важную роль в формировании гармоничной личности, а значит, гармоничного общества. Кризис подросткового периода, по сути, знаменует переход от детства к взрослости, именно поэтому подростки часто испытывают затруднения в преодолении данного возрастного этапа.
Степень изученности проблемы. В связи со стремительными изменениями современного общества (например, компьютеризация, активная виртуальная жизнь современного человека и т.д.) исследование индивидуально - психологических особенностей переживания подростками кризиса вновь становится актуальным. Список фамилий авторов, изучающих данную проблему в нынешнее время стремительно растет, среди них: Петр Дмитриевский, Светлана Кривцова, Екатерина Мурашева и др. [7]. Исследования 2019-2020 годов, касающиеся темы переживания подростками возрастного кризиса раскрывают следующие темы: причины возникновения подросткового кризиса, чувство одиночества и внутриличностные конфликты в процессе переживания подросткового кризиса, особенности одиночества у подростков, переживающих возрастной кризис и т.д.
Изучение индивидуально-психологических особенностей переживания подростками нормативного кризиса занимает наиболее важную позицию в изучении и прогнозировании протекания возрастного подросткового кризиса, что, в свою очередь, может позволить психологам оказать помощь в преодолении возникших затруднений.
Кроме того, актуальность нашего исследования подчеркивает заинтересованность психологов в изучении данной темы, что, безусловно, отражает недостаточность уже имеющихся знаний о переживании современными подростками кризиса.
Цель исследования: выявление индивидуально-психологических особенностей переживания подростками возрастного кризиса
Объект исследования: возрастной кризис подростков
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности переживания подростками возрастного кризиса
Гипотеза исследования:
Существуют различия в переживаниях возрастного кризиса подростков, в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, а именно:
1. от выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения;
2. от общей эмоциональной направленности личности, то есть стремления к определенным типам переживаний, к определенной области деятельности с целью получения положительных эмоций.
3. от темпоральных ориентаций (временных перспектив).
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Составить программу эмпирического исследования;
3. Реализовать программу исследования;
4. Провести качественный и количественный анализ эмпирических данных, а также математико-статистическую обработку результатов;
5. Сформулировать выводы.
Использованы следующие методы исследования:
Теоретические: изучение, анализ научной психолого-педагогической литературы, а также изучение научных публикаций по теме исследования;
Эмпирические: метод беседы, метод тестирования и психологического опроса;
Статистические: качественный и количественный анализ полученных данных, математическая статистическая обработка результатов.
Методики исследования: Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин) — для определения особенностей самоотношения подростков в процессе переживания личностного кризиса [13]; Тест-анкета «Эмоциональная направленность» ( Б.И. Додонов) - для определения общей эмоциональной направленности личности в процессе переживания подростками возрастного кризиса [13]; Методика изучения временной перспективы Ф. Зимбардо - для определения особенностей временной перспективы подростка [13].
База исследования:
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 45» в связи с пандемией COVID-19 исследование проходило на основе данных методов при помощи Google forms. Общая выборка составила 40 человек.
Этапы исследования:
1. Проблемно-аналитический этап. Данный этап посвящен изучению темы исследования, анализу современной психолого-педагогической литературы; ознакомлению с актуальным практическим состоянием проблемы, а также разработке основных положений исследования.
2. Теоретико-аналитический. Суть этого этапа заключалась в конкретной постановке целей, задач, формулировке гипотезы исследования с учетом полученных на первом этапе исследования фактов и разработке структуры теоретического материала.
3. Поисково-диагностический. Основной задачей было определить основные показатели анализа индивидуально-психологических особенностей возрастного кризиса у подростков, обосновать критерии, по которым будет проводиться анализ и подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования.
4. Диагностический этап. Реализация исследования по выявлению индивидуальных психологических особенностей, проведен анализ полученных результатов.
5. Заключительный этап. Создание рекомендаций согласно полученным результатам теоретического и эмпирического исследования.
Теоретическая значимость. В данной работе произведен глубокий теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, что позволяет широко раскрыть проблему переживания подростками возрастного кризиса с точек зрения различных авторов и концепций.
Практическая значимость. В результате эмпирического исследования нами были выявлены актуальные для современных подростков индивидуально-психологические особенности переживания возрастного кризиса, это, в свою очередь, дает возможность психологам, педагогам и родителям учитывать психологические особенности подростков и оптимизировать общение с подростками таким образом, чтобы минимизировать риск неблагоприятного протекания подросткового кризиса.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Нами было проведено исследование, целью которого было выявление индивидуально-психологических особенностей переживания подростками возрастного кризиса. Для достижения поставленной цели нами была проанализирована научную литературу по теме исследования, составлена и успешно реализована программа эмпирического исследования, проведен качественный и количественный анализ полученных в ходе исследования эмпирических данных, а также проведена математико-статистическую обработка результатов.
В данной выпускной квалификационной работе произведен глубокий теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, что позволило широко раскрыть тему особенностей переживания подростками возрастного кризиса с различных точек зрения (в том числе, мнения зарубежных и отечественных авторов).
В результате эмпирического исследования нами были выявлены актуальные для современных подростков индивидуально-психологические особенности переживания возрастного кризиса, в зависимости от возраста подростка. По результатам, полученным в ходе исследования, можно сделать вывод, что существую различия в переживании возрастного кризиса подростками различного возраста - 12-13 и 14-15 лет. Теоретически и эмпирически подтвержденные данные о таких различиях позволят психологам образовательных учреждений и педагогам оптимизировать процесс взаимодействия с подростками, так как педагогам (в том числе, психологу- педагогу) открывается доступ к понимаю особенностей переживания современными подростками возрастного кризиса.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Нами было выявлено, что существуют различия в переживаниях возрастного кризиса подростков, в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, а именно: от выраженности отдельных компонентов самоотношения: самоуверенности, внутренней конфликтности и самообвинения; от общей эмоциональной направленности личности.
Различий в отношении темпоральных ориентаций (а именно - временных перспектив) нами выявлено не было. Полученные результаты могут быть обусловлены тем, что временные перспективы не меняются с возрастом у подростков, переживающих возрастной кризис, а остаются стабильным на всем пути преодоления подросткового кризиса, поэтому в обоих (1 и 2) группах испытуемых результаты изучения темпоральных ориентаций испытуемых не выявили значимых различий.
В данной выпускной квалификационной работе произведен глубокий теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, что позволило широко раскрыть тему особенностей переживания подростками возрастного кризиса с различных точек зрения (в том числе, мнения зарубежных и отечественных авторов).
В результате эмпирического исследования нами были выявлены актуальные для современных подростков индивидуально-психологические особенности переживания возрастного кризиса, в зависимости от возраста подростка. По результатам, полученным в ходе исследования, можно сделать вывод, что существую различия в переживании возрастного кризиса подростками различного возраста - 12-13 и 14-15 лет. Теоретически и эмпирически подтвержденные данные о таких различиях позволят психологам образовательных учреждений и педагогам оптимизировать процесс взаимодействия с подростками, так как педагогам (в том числе, психологу- педагогу) открывается доступ к понимаю особенностей переживания современными подростками возрастного кризиса.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась частично. Нами было выявлено, что существуют различия в переживаниях возрастного кризиса подростков, в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, а именно: от выраженности отдельных компонентов самоотношения: самоуверенности, внутренней конфликтности и самообвинения; от общей эмоциональной направленности личности.
Различий в отношении темпоральных ориентаций (а именно - временных перспектив) нами выявлено не было. Полученные результаты могут быть обусловлены тем, что временные перспективы не меняются с возрастом у подростков, переживающих возрастной кризис, а остаются стабильным на всем пути преодоления подросткового кризиса, поэтому в обоих (1 и 2) группах испытуемых результаты изучения темпоральных ориентаций испытуемых не выявили значимых различий.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологическая реабилитация подростков, подвергшихся психологическому насилию в семье
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социально психологической адаптации младших подростков к обучению в условиях кадетского корпуса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и отклоняющегося поведения в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОДРОСТКОВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



