ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 10
1.1. Критериально-ориентированное оценивание в фокусе оценочных
процедур в теории современного школьного обучения 10
1.2. Анализ различных подходов к пониманию преемственности в
современном педагогическом знании 24
1.3. Деятельностный подход как методологическая основа критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности начальной и основной школы 36
Вывод по главе 1 44
ГЛАВА 2 ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОЦЕНИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 47
2.1. Содержание учебного предмета «Русский язык» и требования к его
освоению с позиций критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности 47
2.2. Использование критериально-ориентированного оценивания в процессе изучения русского языка в 5 классе в логике идеи преемственности 56
2.3. Ход и результаты опытной работы по проверке разработанных материалов 70
Вывод по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98
Система образования на всех ее этапах (от дошкольного до профессионального) имеет общие проблемы несоответствия, отраженные в содержании и технологических аспектах, а также в оценивании обучения, что нарушает стабильность и качество образования.
Концепция современного образования характеризуется необходимостью непрерывности образовательного процесса, построения в нем диалоговых отношений между всеми участниками процесса образования. Возникает значимая проблема построения единого образовательного пространства и в осуществлении преемственности. Проблема преемственности отдельных ступеней системы образования не нова, но при этом она сохраняет свою актуальность даже в условиях современного совершенствования образования. Более того, в связи с ростом вариативности форм и методов обучения, с появлением различных моделей обучения, наблюдается ослабление преемственности обучения на различных ступенях общего образования. В образовании надо видеть не только результат обучения, но и процесс накопления, передачи, преобразования и усвоения социального опыта. Это возможно только в условиях преемственности образования, так как преемственность является базовым механизмом непрерывного образования.
Одним из важных положений в обновленной концепции содержания образования становится деятельностный подход. Использование данного подхода способствует изменению традиционных «нормативных» ориентаций образования и ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. В качестве основной единицы изменения выступает понятие показателя качества оценки образования.
Долгое время приоритетной в области образования являлась «знаниевая» парадигма, при которой важен результат усвоения знаний, а не процесс. С переходом на новую парадигму обучения основное внимание уделялось проблеме надежного, прозрачного, четкого и технологичного формирования системы оценки результатов учащихся, обладающей системным и метапредметным характером обучения.
Оценивание является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Однако, не все отмечали достоинства отметок в школьной практике. Так, Амонашвили Ш.А. [1], Коменский Я.М. [2], Сухомлинский В.А. [3], Ушинский К.Д. [4], Шацкий С.Т. [5] отмечали негативные последствия для психологического, психического, эмоционального и умственного развития учащихся. Другие же отечественные исследователи, такие как Бодалев А.А. [6], Божович Л.И. [7], Полонский В.М. [8], Селезнев Н.В. [9], и др., определили оценку как обязательный результат учебной деятельности. Кроме того, ими было отмечено, что процесс оценивания формирует учебно-познавательную деятельность, мотивирует и самоорганизует [8].
На сегодняшний день значимость оценочной деятельности определена, но открытым остается вопрос о справедливых и объективных отметках. До сих пор нет четко разработанных критериев, понятных как для учителя, так и для ученика, по оцениванию той или иной деятельности ученика. В требованиях, представленных в УМК, отсутствует содержательная преемственность, что особенно важно при переходе учащихся из начального в среднее звено, что нарушает процесс непрерывного образования. На наш взгляд, решение обозначенной проблемы - это то, с чего стоит начинать изменять образовательную систему. Именно на это обратили внимание американские психологи Дж. Керолл, Б. Блум [10], а затем и отечественный ученый В.П. Беспалько [10], разрабатывая технологию критериально-ориентированного обучения с использованием накопительной системы оценивания с четкими критериями усвоения программы. При критериально - ориентированном подходе вектор развития оценивания меняется: от формально-языкового - к критериально-ориентированному. Это позволило бы сделать процесс оценивания объективным, повысить учебно-познавательную деятельность и самооценку, осуществить преемственность и непрерывность всех уровней образования. Изучение данного вопроса отражается в научных трудах Давыдова В.В. [11], Перовского Е.И. [12], Полонского В.М. [8], Скаткина Н.М. [13], Эльконина Д.Б. [14] и др. К сожалению, технология критериально-ориентированного оценивания так и не была практически разработана, что определило актуальность нашей работы, что стало основанием для определения темы исследования: «Критериально-ориентированное оценивание в условиях преемственности обучения в начальной и основной школы».
С учетом выше изложенного, научная проблема исследования сформулирована следующим образом: каково место и функции критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности начальной и основной школ?
Цель данного исследования состоит в разработке и практической апробации критериально-оценочных шкал в условиях преемственности начальной и основной школ.
Объектом исследования является процесс критериального- ориентированного оценивания в начальной и основной школах.
Предметом исследования выступает содержание и организация критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности начальной и основной школы.
Проблема, цель, предмет и объект исследования определили следующие задачи:
1) проанализировать сложившиеся в педагогике теоретические подходы к осмыслению сущностных характеристик и педагогических возможностей различных способов оценочной деятельности в обучении;
2) охарактеризовать сущность критериально-ориентированного оценивания и его роль в современном образовании;
3) раскрыть специфику деятельностного подхода как методологической
основы критериально-ориентированного оценивания в условиях
преемственности начальной и основной школы;
4) выявить возможности содержания учебного материала по русскому языку с точки зрения применения критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности;
5) разработать содержание и организационные основы критериально - ориентированного оценивания в условиях преемственности начальной и основной школы;
6) осуществить опытную апробацию разработанных критериально - оценочных шкал в условиях преемственности обучения русскому языку в 5-7 классах.
Для решения обозначенных нами задач, в работе использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ педагогической, философской, психологической и методической литературы и синтез полученных результатов;
2) эмпирические: наблюдение, сравнение, анкетирование, осуществление опытной работы, обработка и систематизация полученного материала.
Теоретическую основу данного исследования составляют следующие положения: основные теории личности (Б.Г. Ананьев [15], Л.И. Божович [16], Л.С. Выготский [17], А.Н. Леонтьев [18], С.Л. Рубинштейн [19] и др.); основы личностно-ориентированного подхода (В.В. Давыдов [11], Л.В. Занков [20], A.A. Леонтьев [18], Л.Г. Петерсон [21], Д.Б. Эльконин [14], И.С. Якиманская [22] и др.); основы деятельностного подхода в образовании (Л.С. Выготский [17], П.Я. Гальперин [23], В.В. Давыдов [11], Д. Дьюи [24], А.Н. Леонтьев [18], Д.Б. Эльконин [14] и др.); технология оценочной деятельности в образовательной среде (Б.Г. Ананьев [15], В.Л. Беспалько [10], Е.И. Перовский [12], В.М. Полонский [8], Н.М. Скаткин [13], Г.А. Щукина [25], Н.Е. Щуркова [26] и др.).
Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование ее основных результатов и выводов в практике школьного обучения будет способствовать продуктивному осуществлению преемственности начальной и основной школы в отношении критериально-ориентированной оценочной деятельности и тем самым повышению качества школьного образования посредством освоения школьниками опыта содержательной самооценки.
В опытной работе принимали участие учащиеся 5-7 классов МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Владимира в течение 2 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа обсуждалась на кафедре педагогики. Отдельные положения и выводы работы докладывались на очных научно-практических конференциях ВлГУ, а также заочной XXI международной научно-практической конференции «21 век: фундаментальная наука и технологии» North Charleston, USA.
Содержание работы отражено в 4 публикациях:
1. Карякина А.С. Дидактическая система Л.В. Занкова как теоретическая
основа для осуществления преемственности начального и среднего звеньев общеобразовательной школы // Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли: Сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018г.)/ Составитель: А.А.Мамченко. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. - с. 289-298. - 685 с.
2. Карякина А.С. Педагогическая оценка в современной школе: на пути к изменению // На пути в педагогическую науку: сборник докладов студенческой научно-практической конференции 2 апреля 2019 г. Вып.7 / Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Пед. нн-т, Каф. пед.; под общ. ред. Канд. психол. наук, доц. И.В. Плаксиной. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. - с. 79. - 225 с.
3. Педагогическая оценка в современном образовании // Карякина А.С., Селиверстова Е.Н. - Lulu Press, Inc. 627 Davis Drive, Suite 300, Morrisville, NC, USA 27560. - Научно-исследовательский центр «Академический». - 2019. - С.23-29.
4. Карякина А.С. Преемственность как основа критериально-ориентированного оценивания в начальной и основной школе: теоретический аспект // На пути в педагогическую науку: сборник докладов студенческой научно-практической конференции (Статья принята к публикации в сборнике материалов конференции).
Современные изменения в школьном образовании существенно изменили роль оценочной деятельности учащихся. Формирование обновленной образовательной парадигмы, появление новых образовательных норм и стандартов, основанных на понятии деятельностного подхода, способствуют поиску единой, системной и междисциплинарной системы оценки учебной деятельности учащихся, влияющей на становление субъектной личности и учебно-познавательную деятельность учащихся. Системой, способной решать обозначенные проблемы, может стать критериально-ориентированная технология, которая строится на деятельностном подходе.
Цель нашего исследования состояла в разработке и практической апробации критериально-оценочных шкал в условиях преемственности начальной и основной школ. В ходе работы мы проанализировали сложившиеся в педагогике теоретические подходы к оценочной деятельности в обучении. Данный анализ показал противоречивое отношение к оцениванию, отсутствие содержательной и технологической преемственности, но, несмотря на это, подчеркивается значимость данной деятельности и ее неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Принимая во внимания данный факт и требования новых федеральных стандартов, мы раскрыли специфику деятельностного подхода как методологическую основу критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности начальной и основной школы. После чего мы пришли к выводу, что критериальное оценивание на базе деятельностного подхода позволяет ученику стать активным субъектом обучения, повысить учебно-познавательную деятельность, а также осуществить осознанную регуляцию самооценки, которая повышается от начальной к основной школе.
На основе полученного материала, нам удалось выявить возможности содержания учебного курса по русскому языку с точки зрения применения критериально-ориентированного оценивания в условиях преемственности, разработать содержание и организационные основы критериально- ориентированного оценивания, а также осуществить опытную работу по апробации разработанных критериально-оценочных шкал в условиях преемственности обучения русскому языку в 5-7 классах.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование ее основных результатов и выводов в практике школьного обучения будет способствовать продуктивному осуществлению преемственности начальной и основной школы в отношении критериально-ориентированной оценочной деятельности и тем самым повышению качества школьного образования посредством освоения школьниками опыта содержательной самооценки.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы, поставленные цели и задачи были достигнуты в полном объеме. Результатами работы являются разработанные организационные основы критериально-ориентированного оценивания, а также апробированные в школьной практике критериально-оценочные шкалы.
Дальнейшая перспектива исследования заключается в расширении темы «Критериально-ориентированное оценивание в условиях преемственности обучения в начальной и основной школы» путем добавления новых заданий и их детального анализа, а так же с помощью трансформации критериальных шкал.
1) Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
2) Коменский, Я А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Личностно-ориентированное обучение: хрестоматия. - М.: Совр. гум. ун-т, 2005.
3) Сухомлинский, В.А. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1985. - 270 с.
4) Ушинский, К.Д. Собрания сочинений. Т. 9. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - С. 280.
5) Малинин, Г.А. Воспитательная система С. Т. Шацкого / Г.А. Малинин, Ф.А. Фрадкин. - М.: Прометей, 1993. - С. 42.
6) Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М.; Воронеж, 2018.
- 356 с.
7) Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР. - Вып. 36, 1951. - С. 105-131.
8) Полонский, В.М. Оценка знаний школьников. - М.: Просвещение, 1981 - 60-81 с.
9) Селезнев, Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дис. д-ра пед. наук. - Борисоглебск, 1997. - С. 6.
10) Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.
- М.: Педагогика, 1989. - 199с.
11) Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
12) Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе / Е.И. Перовский. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. - 511 с.
13) Скаткин, М.Н. Проблемы теории учебника в отечественной дидактике // Каким быть школьному учебнику: дидактические принципы построения / под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. Ч. 1.- М.: Изд-во РАО, 1992. - С. 26-35.
14) Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1997. - 416с.
15) Ананьев, Б.Г Избранные психологические труды: в 2-х т. - СПб.: Изд-во СПБУ, 2007. - Т. 1. - 230 с.
16) Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.41-42.
17) Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2007. - 480 с.
18) Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
19) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.2. - М., 1989. - 485 с.
20) Занков, Л.В. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование // Избранные педагогические труды. - М., 1990.
21) Петерсон, Л.Г. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению / Л.Г. Петерсон, В.А. Петерсон // Школьные технологии, 2007. - №3. - С. 178-184.
22) Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. - М., 2004. - 224 с.
23) Гальперин, П.Я. О возможности построения объективной психологии // Вопр. психол., 1987. - № 6. - С. 174-178.
24) Дьюи, Дж. Школа будущего / Проф. Джон Дьюи, Эвелина Дьюи; С англ. Р. Ландсберг, с предисл. автора и И. Горбунова-Посадова. - 2-е изд. - и Берлин: Гос. изд-во Р.С.Ф.С.Р., 1922. - 179 с.
25) Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
26) Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
27) Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии, 1996. - № 6. - С. 3-43.
28) Ксензова, Л.Ю. Оценочная деятельность учителя/ Ю. Л. Ксензова - М., 2000. - 67 с.
29) Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. - 103 с.
30) Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1983. - 639 с.
31) Самойленко, Т.Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе. - П., 2003. - 7-9 с.
32) Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 2007. - 256 с.
33) Аванесов, B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний / B.C. Аванесов. - М.: Исслед. центр, 1994. - 123 с.
34) Блонский, П.П. Избранные труды / П. П. Блонский. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 164 с.
35) Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982 - Т. 1. - 656 с.
36) Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. / Ш.А. Амонашвили. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
37) Ушинский, К.Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге / под общей ред. Е. Белозерцева. - М.: «Роман-газета», 1994. - 192 с.
38) Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального и среднего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М., 2004. - 266 с.
39) Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2005. - 448 с.
40) Безукладников, К.Э. Критериальное оценивание результатов образования: монография / К.Э. Безукладников, А.А. Красноборова, Б.А. Крузе. - Перм. Гос.пед. ун-т. - Пермь, 2011. - 127 с.
41) Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе / Ж.А. Абекова, А.Б. Оралбаев, М. Бердалиева, Ж.К. Избасарова // Международный журнал экспериментального образования.
- 2016. - № 2. - С. 215-218. - [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9559
42) Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - с. 64-80.
43) Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.:
Издательство ИКАР, 2009 - 448 с.
44) Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 640 с.
45) Петровский, В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996. - № 3. - С.100-109.
46) Селиверстова, Е.Н. Современная дидактика: от школы знания - к школе созидания: Учебное пособие. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 232 с.
47) Меныгалиева, А.К. Теория и практика решения проблемы преемственности в начальной и основной школе / А.К. Мендыгалиева. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. - 204 с.
48) Ситдикова, Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школах. - М., 2015. - 150 с.
49) Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в
общеобразовательной и профессиональной школ. - СПб.: Ин-т
профтехобразования, 1996. - 88 с.
50) Кустов, Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. - Свердловск, 1990. - 160 с.
51) Сманцер, А.П. Теоретические основы преемственности в учебной деятельности школьников и студентов. - Вестник БДУ, 2009. - № 3. - С. 110-115.
52) Есаулова, М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена., 2005.
- Т. 5. - № 12. - С. 223-235. - [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-preemstvennosti-v-sovremennom- professionalnom-pedagogicheskom-obrazovanii
53) Зеер, Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.
54) Ситникова, Е.В. Актуальные вопросы обеспечения единства информационного пространства «школа-вуз» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010.
- № 121. - С. 96-100.
55) Баллер, Э.А . Преемственность в развитии культуры. - М., 1969. - 225 с.
56) Зеленков, А.И. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. Мн., 1986. - 40 с.
57) Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. / Мин-во образования и науки Россиской Федерации. - М.: Омега, 2009. - 62 с.
58) Секретарева, Л.С. Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования // Молодой ученый. - М., 2015. - № 21. - С. 65-75.
59) Семенцова, Л.К. Условия благоприятного перехода из начальной школы в основную. - М., 2016. - С. 10-12.
60) Кириллина, А.Д. Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе. - Нерюнгри, 2016. - 12 с. [Электронный ресурс] - URL: http: //pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=41627
61) Брушлинский, А.В.. С.Л. Рубинштейн - основоположник деятельностного подхода в психологической науке // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К.А. Абульхановой. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 119-164
62) Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - 560 с.
63) Асмолов, Г.А. Формирование УУД: от действия к мысли / Г.А. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 С.
64) Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования // под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008 - 39 с.
65) Цветкова, Н.А. Теоретические основы использования деятельностного подхода в основной школе. - Новосибирск: Проблемы и перспективы образования в России, 2013. - № 22. - С. 24-29.
66) Кривицкий, Б.Х. Практикум по педагогике и психологии высшей школы / В.М. Ковалева, Б.Х. Кривицкий, Б.Х. Эйдус, А.К. Ерофеев, В.И. Клим. - М.: Издательство Московского ун-та, 1991. - 127 с.
67) Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении: Учебно-метод. пособие. - Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. - 157 с.
68) Выготский, Л.С. Мышление и речь [монография] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2007. - 350 с.
69) Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С. 153-157.
70) Пискунов, А.И. Дидактические взгляды Адольфа Дистерверга. -
Советская педагогика, 1956. - №1. - С. 63-70.
71) Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ. Авторский коллектив: Фирсов В.В. [и др.] / под ред. В.В. Фирсова, О.Б. Логиновой. - М., 2007. - 56 с.
72) Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 215 с.
73) Беспалько, В.П. Теория учебника: дидактический аспект. - М.:
Педагогика, 1988. - 160 с.
74) Журавлев, И.К. Особенности учебников по учебным предметам с ведущими компонентами «способы деятельности» и «формирование эмоционально-ценностных отношений // Каким быть школьному учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И.Я.Лернера, Н.М.Шахмаева. Ч. 2.- М.: Изд-во РАО, 1992. - С. 45-95
75) Лернер, И.Я. Роль учебника в руководстве учебно-познавательной
деятельностью учащихся // Каким быть школьному учебнику:
дидактические принципы построения / Под ред. И.Я.Лернера,
Н.М.Шахмаева. Ч. 1.- М.: Изд-во РАО, 1992. - с. 106
76) Жажева, Д.Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных
классов и условия ее формирования. - Изд.: Новые технологии, 2010. - №
4. - С. 161-164.
77) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова [и др.] / под науч. ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
78) Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 159 с.