Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде

Работа №6959

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы240стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
911
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Г лава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
i;
iS Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера 113
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж-личностных конфликтов в спортивных командах 136
I Заключение 157
Библиография 164
Приложения 183



Актуальность исследования. В современном обществе конфликты оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека и развитие социальных групп. Широкое их распространение часто приводит к тому, что конфликтные взаимоотношения становятся определяющими в коллективе. Такие отношения, детерминированные возникшим конфликтом, приводят к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности, замкнутости в меж-личностном общении - в результате снижается эффективность процесса конструктивного взаимодействия между членами коллектива, что отрицательно сказывается на профессиональной деятельности. Проблема преодоления межличностных конфликтов актуальна для любой сферы человеческого взаимодействия, в том числе и для спортивной деятельности.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и раз-решать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема межличностных конфликтов в спортивной команде на современном этапе развития общества, является особенно актуальной, ее решение имеет важное практическое значение для каждого индивида и коллектива в целом. Это требует от руководителя способности предупреждать, своевременно разрешать возникшие межличностные конфликты, что имеет глубокий педагогический смысл.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными границами, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура межличностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.



1. Акофф Р., Эмери Ф. Конфликт, сотрудничество и конкуренция//Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: пер. с английского. - М.: Сов. Ра¬дио, 1974.-С. 191 - 199.
2. Аксененко С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общение // Теоретиче¬ские и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1985. - С. 7 -19.
3. Алишев Б.С., Шакуров Р.Х. Причины конфликтов в педагогическом коллек¬тиве и способы их разрешения // Вопросы психологии, 1986. № 6. - С. 76 -
77.
4. Андреев В.И. Конфликтология // Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. - М.: Народное образование, 1995. - 125 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Изд-во Моск. университета. 1988. - 320 с.
6. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библио¬графия. - М.: Информ - Контакт, 1996. - 145 с.
7. Анцупов А .Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
8. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их пре-одоления: Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1995.-201 с.
9. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты,- Москва: Лист, 1996. - 320 с.
10. Бабушкин Г.Д. Конфликты в деятельности тренера по спорту // Тезисы на¬учных сообщений сов. психологов к 6 Всесоюзному съезду общ. психологов СССР, 4.3. - М., 1983. - С. 537 - 539.
11. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192с.
12. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ред. Ю.М.Портнова. - М.: Астра семь, 1997.- 480 с.

*
165
13. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов - на Дону: Феникс, 1999. - 416 с.
14. Белов А.А. Аналитические модели организованного конфликта. - Белго¬род: Центр социальных технологий, 1998. - 112 с.
15. Богданова Д.И. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива // Лекции для студентов ИФК.- Л.: ГДОИФК, 1997. - 43 с.
16. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272 с.
17. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Просвещение. 1991. -
18. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1985. - 207 с.
19. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их раз-решения // Психол. журнал. Т.4, № 4. - 1983. - С. 51- 60.
20. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск.: Наука, 1983.- 141 с.
21. Бэрон Д., Ричардсон Д. Агрессия. - C-Пб.: Питер, 1999.- 352 с.
22. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
23. Варданян К., Лалаян А. Очерки по психологии баскетбола. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1964. - 70 с.
24. Вендров Е.Е. Психологические основы управления. - М.: Экономика, 1969. - 159 с.
25. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в кол-лективе. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. - 112 с.
26. Волков И.П. Изучение особенностей групповой психологии в спортивных играх // Человек и общество / Под ред. Ананьева Д.А. - Л.: ЛГУ, 1968. - С. 241 - 247.

¥
166
27. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. - М.: Знание, 1974.- 64 с.
28. Гатанова Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями кон¬фликтов с учащимися // Психология учителя. Тез. докладов к съезду Обще¬ства психологов СССР. - М., 1988. - с. 51.
29. Гоголева Л.Н. Психологический анализ агрессивности поведения в спорте и вопросы психотерапии // Практический аспект психологической подготов¬ки спортсменов: Тез. докладов Всесоюзного научного семинара. - М., 1975.
- С. 47.
30. Гомельский А.В. Управление командой в баскетболе.-М.: Физкультура и спорт, 1985. - 160 с.
31. Гончаров В.Д. Человек в мире спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - с.
75.
32. Горбатенко А.С. Динамика интерперсональных конфликтов в спортивных группах различного уровня развития // Управление процессом подготовки спортсменов: Материалы Всесоюзной научно-методической конференции. - Ленинград, 1978.- С. 34.
33. Горбачев А.И. // Психологические основы физического воспитания и спор¬та. - Ленинград, 1972. - С. 118 - 126.
34. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
35. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование // Про-мышленная и социальная психология. - Ленинград: ЛГУ, 1983.-С. 108
- 121.
36. Громова О.М. Конфликтология. - М.: ЭКМОС, 2000. - 320 с.
37. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. -Белгород: Центр социальных технологий, 1995. - 317 с.
38. Дарендорф Р. Конфликт и свобода // Реферативный журнал. - М.: ИНИОН АН СССР, 1974.-9 с.

167
39. Деревенский В.М. Влияние мастерства на процесс игрового взаимодействия в команде футболистов // Психология физического воспитания и спорта: Тез. докладов Всесоюзной научной конференции. - М.: 1973.- С. 142 - 145.
40. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физ¬культура и спорт, 1981.- 375 с.
41. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 46 - 47.
42. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликта. - М.: МАЭП, ИИК "Калита" "Собрание", 1998. - 158 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ