ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СИНКВЕЙНА 7
1.1. Связная речь и особенности ее развития в онтогенезе 7
1.2. Особенности навыка составления описательных рассказов у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности метода синквейна в формировании навыка составления
описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СИНКВЕЙНА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 36
2.1. Изучение навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 36
2.2 Методические рекомендации к проведению логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода
синквейна 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Развитие речи в онтогенезе предполагает освоение богатейшего словарного запаса, овладение языковыми законами и нормами родного языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно.
Связную речь рассматривают как высшую форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.)
Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с общим недоразвитием речи препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточный уровень словесно-логического мышления (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Даже при IV уровне речевого развития у детей с ОНР отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания (Т.Б. Филичева).
Описательная речь является одним из базовых компонентов, определяющих связное высказывание. Занятия по составлению описательных рассказов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение (В.П. Глухов).
Описание, как показывают практика и научные исследования, оказывается одним из несформированных типов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.Р. Шашкина и др.).
В научно-методической литературе особую роль в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, в частности навыка составления описательного рассказа, отводят использованию метода моделирования, позволяющего облегчить формирование алгоритма продуцирования связного высказывания и способствующего интериоризации внешних действий во внутренний план (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подъяков, Д.Б. Эльконин). Одним из видов моделирования выступает дидактический синквейн, представляющий собой творческую работу, состоящую из пяти нерифмованных строк.
В ряде методических работ указывается на эффективность использования синквейна в формировании связной речи детей с общим недоразвитием речи (Н.Д. Душка, Е.И. Кабаченко, Н.А. Кабаченко). Но в то же время методические аспекты применения метода синквейна можно считать недостаточно проработанными.
Поэтому выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Формирование навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода синкейна» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода синквейна.
Цель исследования: разработать методические рекомендации к
проведению логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода синквейна.
Объект исследования: особенности составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты
логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода синквейна.
Гипотеза исследования: логопедические занятия по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода синквейна будут эффективными при включении в их содержание приемов по развитию мотивационной основы речи, развитию вербальной и невербальной базы развернутого связного высказывания, при использовании специальных наглядных схем и алгоритма построения описательного текста для отработки коммуникативно-речевых умений.
Исходя из цели и гипотезы исследования, мы выделили задачи исследования:
• на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему исследования;
• изучить особенности навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
• разработать комплекс логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов с использованием метода синквейна и методические рекомендации к их проведению.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: исследованиями развития связной речи детей с нормальным речевым развитием
А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохиной, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Д.Б. Элькониным и др.; исследованиями связной речи детей с общим недоразвитием речи, в частности, навыка составления описательных рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Г.Р. Шашкиной, и др.
Методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности; метод количественного и качественного анализа результатов.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Земский» г.Белгорода.
Теоретический анализ литературы позволил нам говорить, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Она обладает такими свойствами как доступность, целостность, связность, логичность. Успешность развития связной речи зависит от содержания, условий, форм общения с окружающими.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи. Монолог - более сложная форма речи.
Одним из видов связной монологической речи является описание. Под описанием понимается изложение характерных признаков отдельного предмета или явления, связанных между собой. В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста, как правило, слабовосприимчивы к рассказам описательного характера, менее всего тяготеют к созданию подобных текстов. Для дошкольников с ОНР овладение навыком описательного рассказывания связано с особыми трудностями.
В качестве причин трудностей овладения навыками составления описательных рассказов исследователи указывают на недостаточную сформированность у детей важнейших процессов внимания, восприятия, памяти и мышления, отсутствие необходимой мотивации и соответствующего интереса к созданию указанных речевых высказываний, редкое использование взрослыми текстов-описаний в собственной речи, что лишает ребенка образца подобного высказывания и т.д.
При составлении описательного рассказа старшие дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета, установить последовательность их изложения, удержать в памяти данную последовательность. Обычно такие дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
Проведенное нами изучение состояния навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи подтвердило имеющиеся в литературе данные. У всех детей исследуемой группы отмечается преимущественно низкий уровень всех видов описательного рассказывания. Нами было установлено, что при составлении описательных рассказов детям требуются наводящие вопросы, указания на детали предмета. Высказывания детей элементарны, просты, не связаны друг с другом. Отмечается нарушение целостности, связности, последовательности высказываний, лексико-грамматические нарушения. Дошкольники с общим недоразвитием речи не используют образные средства, не выражают оценочное отношение к предмету высказывания, нарушают композиционную структуру текстов. Наилучшие показатели лексического оформления отмечаются при составлении рассказов- описаний реального предмета и предмета по картине, т.к. в содержании описательных текстов главное - имена существительные и прилагательные. В основном в рассказах детей используются стереотипные прилагательные, обозначающие цвет.
Теоретический анализ литературы и проведенное практическое изучение состояния навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР позволили нам определить основные направления логопедической работы:
— формирование мотивационной готовности к порождению речевого высказывания;
— формирование программирования речевого высказывания;
— развитие невербальной базы развернутого связного высказывания;
— развитие и закрепление навыков построения предложений;
— формирование лексического и грамматического базиса связной речи.
В качестве метода работы над формированием навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР нами был выбран дидактический синквейн, т.к. он несет в себе потенциальные возможности для реализации выделенных направлений.
С учетом направлений логопедической работы нами были определены организационно-содержательные аспекты занятий, по которым был разработан цикл логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием метода синквейна, а также методические рекомендации к их проведению.
Цикл логопедических занятий по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР с использованием метода синквейна может быть рекомендован логопедам-практикам для совершенствования логопедической работы по формированию навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с ОНР, т.к. логопедические занятия с использованием метода синквейна будут эффективными при включении в их содержание приемов по развитию мотивационной основы речи, развитию вербальной и невербальной базы развернутого связного высказывания, при использовании специальных
наглядных схем и алгоритма построения описательного текста для отработки коммуникативно-речевых умений.
1) Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400с.
2) Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин. — М.: Русские словари, 1996. — С. 159-206.
3) Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 2004. — 255с.
4) Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов [Текст] / Я.В. Валуева // Логопед. — 2014. — №1. — С.102 - 112.
5) Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158с.
6) Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К. Воробьева // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 40 — 47.
7) Гейс, Е.В. Использование творческих проектов для развития связной речи детей [Текст] / Е.В. Гейс // Логопед. — 2010. — №4. — С. 92 - 103.
8) Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. — №2. — С. 56 - 73.
9) Глухов, В.П. Основы психолингвистики: [Текст]: учеб. пособие для
студентов педвузов / В.П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351с.
10) Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] :автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Глухов. — М., 1987.
11) Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. — М.: АРКТИ, 2004. — 168с.
12) Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] /В.П. Глухов. — М.: Грааль, 2010 — 157c.
13) Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников [Текст] /
Н.Д. Душка // Логопед. — 2005. — №5. — С. 85 - 91.
14) Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320с.
15) Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 — 279с.
16) Кабаченко, Е.И. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи [Текст] / Е.И. Кабаченко, Н.А. Кабаченко // Логопед. — 2012. — №8. — С. 31 - 36.
17) Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст] / Э.П. Короткова. — М., 1978 г.
18) Киселева, О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи [Текст]: учебное пособие / О.И. Киселева.
— Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. - 32с.
19) Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст] / Т.А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
20) Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет изучения: [Текст]: учебное пособие для студентов / Т.А. Ладыженская. — М.: Флинта: Наука, 1998
— 840 с.
21) Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации [Текст] / А.А. Леонтьев. — М., 1979. — С. 12.
22) Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. — М., 1974.
23) Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст] :дис. ... д-ра филол. наук / О.А. Нечаева. — М., 1975. - 410с.
24) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — М., 1989. — 468с.
25) Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Ф.А. Сохин. — М.: Просвещение, 1979. — 223с.
26) Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю. Строгова // Логопед. — 2010. —№8. — С. 10 - 16.
27) Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев. — М.: «Просвещение», 1986. — 299с.
28) Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4¬
6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. — М., 2007. — 24с.
29) Трошева, Т.Б. Система функционально-смысловых типов речи в современном русском языке [Текст] / Т.Б. Трошева // Филолог. — 2003. — №2.
30) Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. — М., 2001. - 237с.
31) Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии. — 2004. — №1
32) Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития [Текст] / Т.Б Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008
33) Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л.М. Фридман. — М.: Знание, 1984.
34) Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003. —240 с.
35) Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М., 1989.