ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Основные понятия технологии проектирования информационной
системы 6
1.2 Особенности проектирования информационной системы предприятий
общественного питания 12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ МБОУ «ЛИЦЕЙ № 32» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 15
2.2 Исследование особенностей организации школьного питания 20
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ 28
3.1 Выбор программного решения для автоматизации процесса
организации школьного питания МБОУ «Лицей № 32» 28
3.2 Совершенствование аппаратного комплекса столовой
МБОУ «Лицей № 32» 36
3.3 Моделирование основных бизнес-процессов столовой
МБОУ «Лицей № 32» 39
3.4 Оценка эффективности проекта информационной системы
управления процессом организации питания 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие современного информационного общества предполагает повсеместное использование компьютерных и информационных технологий. Сейчас в условиях динамического рынка даже самые консервативные или небольшие организации не могут позволить себе отказаться от такого мощного средства, как автоматизация. Преимущества от использования современных компьютерных технологий столь высоки, что эпоха агитации за автоматизацию давно прошла.
Для эффективного функционирования любого предприятия, будь то государственное структура или частная компания, необходимо наличие информационной системы, которая на основе информационных технологий могла бы обеспечить рациональное и своевременное передвижение информации. Под информационной системой понимается взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели1. Такая система, безусловно, способствует увеличению эффективности управления и производства и в результате приводит к повышению качества предоставляемых услуг и товаров.
Выбранная мной тема является актуальной на сегодняшний день, так как организация высококачественного питания детей в образовательных учреждениях является сегодня одной из наиболее значимых задач не только для системы образования и здравоохранения, но и для общества в целом, так как напрямую затрагивает здоровье и развитие молодого поколения. В последнее время государство вкладывает значительные суммы на совершенствование оборудования школьных столовых, однако система управления процессами организации питания все еще не отвечает современным требованиям.
1Listenbook [Электронный ресурс]: Понятие информационных систем. Структура ИС. - Режим доступа: http://listenbook.narod.ru/Pi-104/IS_104.htm, свободный.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «лицей № 32. Предмет исследования - система организации школьного питания в МБОУ «Лицей № 32».
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в повышении эффективности деятельности школьной столовой благодаря проектированию информационной системы управления процессом организации школьного питания в МБОУ «Лицей № 32» города Белгорода. Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, в исследуемой организации необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач:
1) изучить основные особенности проектирования информационной системы предприятий общественного питания;
2) произвести исследование системы управления процессом организации питания МБОУ «Лицей № 32» и особенностей организации школьного питания;
3) выбрать программное решения для автоматизации процесса организации питания МБОУ «Лицей № 32»;
4) совершенствовать аппаратный комплекс столовой МБОУ
«Лицей № 32;
5) смоделировать основные бизнес-процессы столовой МБОУ «Лицей № 32»;
6) оценить эффективность проекта информационной системы
управления процессом организации школьного питания.
В данной выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования:
- анализ - выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение;
- аналогия - метод исследования, основанный на изучении сходства или различий по ряду признаков предмета исследования и его аналога;
- метод прогнозирования - выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования;
- моделирование - это создание модели исследуемого предмета, имитирующей оригинал. При дальнейшем исследовании модели делается вывод об исследуемом объекте.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ» рассматриваются основные понятия технологии проектирования информационных систем и особенности проектирования информационных систем предприятий общественного питания.
Вторая глава «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ МБОУ «Лицей № 32»» включает в себя организационно-экономическую характеристику предприятия и исследование особенностей организации школьного питания.
Третья глава «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ» посвящена проектированию информационной системы. Проект включает в себя выбор программного решения для автоматизации процесса организации питания МБОУ «Лицей № 32», совершенствование аппаратного комплекса столовой МБОУ «Лицей № 32», моделирование основные бизнес-процессов столовой МБОУ «Лицей № 32», а также оценку эффективности проектируемой информационной системы.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы были изучены основные особенности проектирования информационной системы предприятий общественного питания; произведено исследование системы управления процессом организации питания МБОУ «Лицей № 32» и особенностей организации школьного питания; выбрано программное решения для автоматизации процесса организации питания МБОУ «Лицей № 32»; совершенствован аппаратный комплекс столовой МБОУ «Лицей № 32; смоделированы основные бизнес-процессы столовой МБОУ «Лицей № 32» и оценена эффективность проекта информационной системы управления процессом организации школьного питания.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
- существует множество классификаций информационных систем, самые распространенные из них: по степени распределённости, по характеру представления, по степени автоматизации, по характеру обработки информации на различных уровнях и по сфере применения;
- проектирование информационных систем охватывает 3 основные области: проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных; проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных;
- выделяют 7 этапов создания ИС: формирование требований к системе; проектирование; реализация; тестирование; ввод в действие; эксплуатация; сопровождение.
- основные особенности проектирования ИС предприятий общественного питания (столовых): особые требования к скорости обслуживания; необходимость обеспечения возможности льготного питания или питания за счет предприятия; особый учет выпуска блюд и товарооборота продуктов;
- лицей № 32 города Белгорода является некоммерческой организацией, реализующей общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
- столовая МБОУ «Лицей № 32» организует питание обучающихся и работников общеобразовательного учреждения. На данный момент было выявлено несколько недостатков существующей системы организации питания:
а) невозможность составления меню для школьников с учетом индивидуальных особенностей организма;
б) неудобство оплаты питания за счет наличных средств;
в) отсутствие гарантии целевого использования денежных средств, выделенных родителями на школьное питание;
г) отсутствие у родителей возможности получения достоверной информации о рационе питания ребенка в школьное время;
д) неудобство ведения бумажной отчетности (табели посещаемости столовой, отчет об использовании бюджетных средств, заявки на продукцию и др.);
- для автоматизации процесса организации школьного питания МБОУ «Лицей № 32» было сделано сравнение трех программных продуктов: «ЗшйеЗ.Школьное питание», «Глолайм. Школьное питание» и «1С: Школьное питание». На основании результатов метода анализа иерархии выбрано программное решение «ЗшйеЗ.Школьное питание»;
- для внедрения информационной системы управления процессом
организации питания в МБОУ «Лицей № 32» столовая должна быть оснащена необходимым оборудованием: терминалом АТОЛ ViVA Lite для работы в буфете и на раздаче; АТОЛ ViVA II mini - настенным терминалом для учета продукции при питании за накрытыми столами; считывателями RFid карт CARDDEX «SKZ 02» RFID. Также необходимо закупить RFid карты «SmileS» для идентификации школьников и сотрудников лицея;
- в ходе построения бизнес-процессов столовой «как будет» было выявлено, что благодаря внедрению информационной системы управления процессом организации питания в столовой МБОУ «Лицей № 32» будут устранены основные недостатки, связанные с неудобством наличной оплаты, с ведением бумажной отчетностью и с невозможностью составления индивидуального меню для школьников;
- оценка эффективности проекта информационной системы управления процессом организации питания показала, что социально-экономические последствия благоприятно скажутся как на лицее, его учениках и родителях, так и на комбинате питания и управлении образования администрации города Белгорода, а срок окупаемости проекта, в случае его коммерциализации, составит 7 месяцев.
Результатом выполнения выпускной квалификационной работы станет повышение эффективности деятельности школьной столовой благодаря проектированию информационной системы управления процессом организации школьного питания в МБОУ «Лицей № 32» города Белгорода.
1) GloLime [Электронный ресурс]: Школьное питание - Режим доступа: http://glolime.ru/gotovyie-resheniya/shkolnoe-pitanie, свободный;
2) Listenbook [Электронный ресурс]: Понятие информационных систем. Структура ИС. - Режим доступа: http://listenbook.narod.ru/Pi- 104/IS_104.htm, свободный;
3) SmileS.Школьная карта [Электронный ресурс]: Модуль
«SmileS.Школьное питание» - Режим доступа: https://www.shkolnaya-
karta.ru/pitanie_teachers, свободный;
4) StudFiles [Электронный ресурс]: Информационные системы - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4545719/, свободный;
5) Апрель Софт [Электронный ресурс]: Автоматизация столовой. - Режим доступа: http://aprilsoft.dk.ru/articles/7186, свободный;
6) Бизнес-процессы и процессный подход [Электронный ресурс]/ А.Г. Киселев - Режим доступа: http://orgstructura.ru/business-processes-and- process-approach, свободный;
7) Бодров, О.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы [Текст]: учебник для вузов / О.А. Бодров. - Москва: Гор. линия-Телеком, 201. - 244 c;
8) Вендров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем [Текст]/ А.М. Вендров - Москва: Финансы и статистика, 2002. - 176 с.;
9) Гарант. Ру [Электронный ресурс]: Приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ и Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2012 г. № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений». - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70063904/, свободный;
10) Голицына, О.Л. Информационные системы [Текст]/ О.Л. Голицына, Н.В. Максимов. - Москва: ММИЭИФП, 2004. - 329 с.;
11) ГОСТ 30389-95. Межгосударственный стандарт общественное питание классификация предприятий [Текст] - Москва: Изд-во стандартов, 1995;
12) ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления [Текст] - Москва: Изд-во стандартов, 2001;
13) Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление [Текст]/ В.Г. Елиферов. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 c.;
14) Ефимов Е.Н., Информационные системы в экономике [Текст] / Ефимов Е.Н. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2011 - 293-303с.;
15) Калякина, А.В. Проектные технологии: проектная деятельность [Текст]/ А.В. Калякина. - Москва: Академия, 2004. - 64-69 с.;
16) Клейменов, В.Н. Основы медицинских и психолого¬педагогических знаний в деятельности преподавателей школы [Текст]: учебное пособие для студентов педагогического профиля гуманитарных университетов/ В.Н. Клейменов, М.Г. Романцов, Л.В. Высочина. - Москва: Дрофа, 2007 - 164-169 с.;
17) Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - Москва: Юристъ, 2004 - 84-92с.;
18) Кривородько, В.Г. Автоматизированные системы. Стадии создания [Текст]/ В.Г Кривородько. - Москва: Либерия, 2011. - 146 с.;
19) Литерия [Электронный ресурс]: Автоматизация столовой. Быть или не быть? - Режим доступа: http://literia.rU/canonical/2/11713/feeds.html, свободный;
20) Маклаков, С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite [Текст] / С.В. Маклаков. - Москва: ДИАЛОГ-МИФИ, 2005. - 432 с.;
21) Меняев, М.Ф. Информационные технологии управления [Текст] /М.Ф. Меняев. - Москва: Омега - Л, 2003. - 464 с.;
22) Наумов, В. Н. Автоматика и автоматизация производственныхпроцессов [Текст]: учебник / В. Н. Наумов, Л. И Пятов. - Москва: Книжный мир, 2004;
23) Норенков, И.П. Автоматизированные информационные системы [Текст]: учебное пособие / И.П. Норенков. - Москва: МГТУ им. Баумана, 2011. - 342 c.;
24) О качестве и безопасности пищевых продуктов [Текст]: Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015)//Собрание законодательства. - 2014. - № 5, (4 февр.). - С. 1039 - 1072 (ст. 375);
25) Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: Федеральный закон РФ от 27.07. 2006 года № 149- ФЗ//Собрание законодательства. - 2006, N 31, ст. 3448;
26) Отраслевые и специализированные решения 1С:Предприятие
[Электронный ресурс]: 1С:Школьное питание - Режим доступа:
http://solutions.1c.ru/catalog/school-meal/features, свободный;
27) Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - Москва: АРКТИ, 2003.
28) Подоба, М.В. Проектная деятельность [Текст] / М.В. Подоба, Г.В. Пугачева. - Москва: Вестник - 2007 - 70-79с.
29) Попов, И.И. Автоматизированные информационные системы (по областям применения) [Текст]: учебное пособие / И.И. Попов, К.И. Курбакова.- Москва: РЭА, 1999.- 103 с.;
30) Программные технологии [Электронный ресурс]: Понятие и состав базовой IT инфраструктуры. - Режим доступа: http://www.samarasoft.ru/solution/infrastructure-solutions/the-concept-and-the- composition-of-the-underlying-it-infrastructure/, свободный;
31) Прохоров, С.А. Проектирование информационных систем [Текст] / С.А Прохоров - Москва: ЭКОМ, 2009 - 224с.;
32) Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст]/ В.В. Репин. - Москва: Манн, Иванов и Фербер,2013.- 544 с.
33) Рестоучет [Электронный ресурс]: Автоматизация столовой на
предприятии и в школе. - Режим доступа:
http://www.restouchet.ru/avtomatizatsiya-stolovoy-na-predpriyatii-i-v-shkole/, свободный;
34) Русак, И.М. Технические средства ПЭВМ [Текст]: справочник / Русак И.М., Луговский В.П. - Москва: Мн., Выш. Шк., 2007. - 342с.;
35) Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст]: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы / СанПиН 2.4.5.2409-08 - Москва: Сфера, 2008;
36) Советов, Б.Я. Моделирование систем. [Текст]: учебник для ВУЗов /, Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. - Москва: Высшая школа, 1999. - 319 с.
37) Студопедия [Электронный ресурс]: Окупаемость проекта -
Режим доступа: http://studopedia.ru/1_113637_srok-okupaemosti.html,
свободный;
38) Сушанский, А.Г. Энциклопедия здорового питания [Текст] / А.Г. Сушанский, В.Г Лифляндский. - Москва: Академия, 2015. - 336 с.;
39) Трактиръ [Электронный ресурс]: Автоматизация столовой. - Режим доступа: http://traktir.ru/automation/automation_dining/, свободный;
40) Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 32» г. Белгорода от 28.12.2015 №1808;
41) Цирулик, Н.А. Работаем по методу проектов [Текст] / Н.А. Цирулик. - СПб: Лема, 2006. - 211с.