ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Исследовательская компетенция младшего школьника, ее
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов 14
1.3. Педагогические условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий
мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 30
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников 30
2.2. Проектирование методической работы по формированию
исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Особое место в современном образовании отводится практическому
содержанию и конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей
такого подхода является исследовательская деятельность. Исследовательская
деятельность направлена на приобретение учащимися функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Внедрение исследовательской деятельности
обеспечивает формирование компетенций. Проблема компетентностного
подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач
изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно
остро она стоит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обращается внимание на формирование
ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для
освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной
точки зрения.
Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских.
Учебно–исследовательский метод ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся. При организации обучения внимание уделяется развитию исследовательских умений таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдения, сбор, обработка информации, сотрудничество.
Включение элементов учебно–исследовательской работы при изучении
предмета «Окружающий мир» в начальной школе активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального
уровня и творческого потенциала.
Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения,
он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой
для себя информацией неоценимый опыт творца–первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в
процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Исследовательская деятельность учащихся способствует достижению
одной из главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.
Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к
познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским
методам. Т.Н. Белоусова подчёркивает, что «в исследовательском методе
(методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не
дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем
или другим жизненным материалом».
Данные исследований (Л.П. Виноградова (2009), А.В. Леонтович
(2008), А.Н. Поддьяков (2009), А.И. Савенков (2010) говорят о возможности
успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном
этапе школьного образования. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев (2009), И.А. Зимняя (2010),
А.М. Матюшкин (2012); психологические основы организации учебно–
исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым (2009),
А.И. Савенковым (2010); теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах
Л.А. Казанцевой (2009), Т.А. Камышниковой (2009), Г.В. Макотровой (2011),
А.В. Леонтовича (2010); вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко (2012), О.И. Миторош (2012), В.П. Ушачевым
(2013).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно
решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований
рынка труда.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательской компетенции и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательской
компетенции у младших школьников; проведена диагностика уровня развития исследовательской компетенции у младших школьников; разработана и
апробирована система работы по развитию исследовательской компетенции
у младших школьников, предложены исследовательские задания и уроки–
исследования по предмету «Окружающий мир».
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы позволили
сделать вывод, что исследовательская компетенция как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить
неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При формировании исследовательской компетенции важно помнить о возрастных
психологических особенностях развития у младших школьников словесно–
логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного
внимания, письменной речи, знаково–символического мышления. Уроки по
предмету «Окружающий мир» тесно связаны с реализацией принципов исследовательской компетенции и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы
бы нами был выявлен недостаточный уровень сформированности исследовательской компетенции у младших школьников, выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. Полученные результаты
позволяют сделать вывод о том, что описанные нами педагогические условия
развития исследовательской компетенции младших школьников являются
эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных
классов использовать в ходе изучения предмета «Окружающий мир» следующие положения для повышения уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников: в проведение уроков включать
задания, связанные с использованием различных источников информации
(словарей, справочников, энциклопедий, Интернет ресурсов и т. д.); использовать практико-ориентированные учебные опыты и эксперименты.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое отражение.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития исследовательской компетенции у младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем при изучении других учебных предметов и во внеурочной деятельности.
1. Алексеев С.В. Концепция программы формирования исследовательской компетенции /С.В. Алексеев// Молодой ученый. - 2014. - № 18. - с. 2-7.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/А.Г. Асмолов. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
3. Безукладников К.Э. Самореализация в процессе исследовательской деятель¬ности в начальной школе / К.Э. Безукладников, Б.А. Крузе // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №6. - С. 71-75.
4. Безукладников К.Э. Формирование компетенций в процессе обучения в начальной школе / К.Э. Безукладников, А.И. Санникова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №6. - С. 65-70.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир «Начальная школа XXI» Концепция и
программы для начальных классов/Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение,
2017. - 130 с.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 1. - 200 с.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 1 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 2. - 200 с.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 1. - 205 с.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 2 .- 210 с.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 1. - 250 с.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 2. - 212 с.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 1 - 200 с.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной шко- лы/Н.Ф. Виноградова. - М: Просвещение, 2017, Часть 2. - 211 с.
14. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / под. ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педаго¬гика, 1982. - 1984.
15. Гогаев Т.П. Способы формирования проектных и исследовательских умений и навыков у современных детей /Т.П. Гогаев// Журнал гуманитарных наук. - № 10. - С. 85-90.
16. Енокаева С.С. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции в условиях сельского соци-ума /С.С. Енокаева// Вестник Майкопского государственного технологиче-ского университета. - Вып. 2. Майкоп: Издательство МГТУ, 2014. - С. 83-87.
17.Захлебный А.Н. Исследовательская компетенция, как новый планируемый результат экологического образования/ А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - № 3. - С. 78-80.
18.Зуева М.Л. Формирование ключевых образовательных компетенций при обучении на уроках «Окружающего мира» начальной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Зуева Марина Леоновна. - Ярославль, 2011. - 196 с.
19. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2012. - 385с.
20. Калустьянц К.А. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старше¬классников (статья) /К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаева// European Social Science Journal - Европейский журнал социальных наук. - 2015. - № 4. - С. 128-133.
21. Кокаева И.Ю. Актуальные проблемы формирования исследовательских умений у детей /И.Ю. Кокаева, Ю.В. Саханский// Известия РАО. - №1. - 2014. - С. 120-127.
22. Кокаева И.Ю. Использование национальных традиций в формировании исследовательских умений и навыков в проектной деятельности /И.Ю. Кока¬ева// Образование, охрана труда и здоровье. - Владикавказ: Профобриздат, 2014. - С. 48-53.
23. Кокаева И.Ю. Подготовка к исследовательской деятельности млдаших школьников/И.Ю. Кокаева// Образование, охрана труда и здоровье. - Влади¬кавказ: Профобриздат, 2014. - С. 48-53. 7.
24. Комарова И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе/ И.В. Комарова.- Петрозаводск, 2013. - 211 с.
25. Мохова, Н.А. Организация исследовательских умений у младших школьни¬ков образовательной школы / Н.А. Мохова - Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ», 2012. - 233 с.
26. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Вино¬градовой / Составитель: Гвашева Ф.Р., учитель начальных классов МОУ СОШ №78, СЦРО, ИМЦ. - Сочи, 2015. - 24 с.
27. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. Колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: пед. общ. России, 2011. - 640 с.
28. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2010. - 608с.
29. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 178 с.
30. Плешаков А.А. Окружающий мир «Школа России» Концепция и программы для начальных классов/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2017. - 112 с.
31. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 1 - 226 с.
32. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 2 - 226 с.
33. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 1 - 236 с.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 2 - 236 с.
35. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 1 - 230 с.
36. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной шко- лы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 2 - 230 с.
37. Плешаков А.А. Окружающий мир: Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса начальной школы/А.А. Плешаков. - М: Просвещение, 2017, Часть 1 - 224 с.
38. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учите- ля/К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
39. Поташник М.М. Уроки «Окружающего мира», как основа воспитания иссле¬довательский умений/М.М. Поташник. - М., 2008. - №4. - С. 22-28.
40. Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде¬ния. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2016. - 232 с.
41. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - 4¬е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 311 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
43. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии/В.В. Рубцов. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 384 с.
44. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. / А.И. Савенков. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С. 208.
45. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьни-ков / А.И. Савенков. - Самара; Издательский дом «Фёдоров», 2010. - 192 с.
46. Савина Т.В. Формирование исследовательской компетенции обучающихся посредством практической деятельности в начальной школе/Т.В. Савина, Т.П. Кабернюк//Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016). - СПб.: Изд. дом «Свое издательство», 2016. - С. 23.
47. Савина Ф.К. Педагогические технологии Педагогические системы в школе и вузе: технология и управление/Ф.К. Савина: Тезисы докладов. - Волгоград: 2013, ч. 1. - С. 3-10.
48. Саркисянц Е.Ф. Комплексный подход к формированию исследовательской компетенции у младших школьников /Е.Ф. Саркисянц, Э.Ф. Бекузарова// Журнал гуманитарных наук. - 2012. - № 10. - С. 119-121.
49. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьни¬ков. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». / Н. А. Семёнова -Томск. - 2012. - С. 203.
50. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1005. - 384 с.
51. Султанбаева Г.С. Психолого-педагогический анализ сущности понятия «исследовательская компетенция» Г.С. Султанбаева/ Весник НГУ имени С. Нааматова. - 2013. - № 2. - С. 78 - 84.
52. Султанбаева Г.С. Формирование исследовательских компетенций с исполь-зованием образовательного портфолио/ Г.С. Султанбаева, Ж.К. Барганалиева /Весник НГУ имени С. Нааматова. 2013. - № 7. - С. 101 - 105.
53. Таутиева Л.М. Исследование и проектирование как условие познания окру-жающей среды /Л.М. Таутиева, И.Ю. Кокаева// Журнал гуманитарных наук. - 2012. - № 10. - С. 136-140.
54. Таутиева Л.М. Исследовательский подход к формированию познавательной деятельности учащихся начальных классов/Л.М. Таутиева, И.Ю. Кокаева// Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 3. - С. 49-52.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обще¬го образования. - М.: Просвещение, 2011.
56. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / A.B. Хуторской. - М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.
57. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориен-тированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.
58.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.