ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Исследовательская компетенция младшего школьника, ее
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов 14
1.3. Педагогические условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий
мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 30
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников 30
2.2. Проектирование методической работы по формированию
исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Исследовательская компетенция младшего школьника, ее
сущность и значение 8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования исследовательской компетенции учащихся начальных классов 14
1.3. Педагогические условия формирования исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий
мир» 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 30
2.1. Диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников 30
2.2. Проектирование методической работы по формированию
исследовательской компетенции у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Особое место в современном образовании отводится практическому
содержанию и конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей
такого подхода является исследовательская деятельность. Исследовательская
деятельность направлена на приобретение учащимися функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Внедрение исследовательской деятельности
обеспечивает формирование компетенций. Проблема компетентностного
подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач
изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно
остро она стоит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обращается внимание на формирование
ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для
освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной
точки зрения.
Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских.
Учебно–исследовательский метод ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся. При организации обучения внимание уделяется развитию исследовательских умений таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдения, сбор, обработка информации, сотрудничество.
Включение элементов учебно–исследовательской работы при изучении
предмета «Окружающий мир» в начальной школе активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального
уровня и творческого потенциала.
Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения,
он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой
для себя информацией неоценимый опыт творца–первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в
процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Исследовательская деятельность учащихся способствует достижению
одной из главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.
Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к
познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским
методам. Т.Н. Белоусова подчёркивает, что «в исследовательском методе
(методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не
дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем
или другим жизненным материалом».
Данные исследований (Л.П. Виноградова (2009), А.В. Леонтович
(2008), А.Н. Поддьяков (2009), А.И. Савенков (2010) говорят о возможности
успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном
этапе школьного образования. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев (2009), И.А. Зимняя (2010),
А.М. Матюшкин (2012); психологические основы организации учебно–
исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым (2009),
А.И. Савенковым (2010); теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах
Л.А. Казанцевой (2009), Т.А. Камышниковой (2009), Г.В. Макотровой (2011),
А.В. Леонтовича (2010); вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко (2012), О.И. Миторош (2012), В.П. Ушачевым
(2013).
содержанию и конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей
такого подхода является исследовательская деятельность. Исследовательская
деятельность направлена на приобретение учащимися функционального
навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Внедрение исследовательской деятельности
обеспечивает формирование компетенций. Проблема компетентностного
подхода в образовании связана с направлением общества на решение задач
изменения и повышения уровня образованности обучающихся. Особенно
остро она стоит сейчас в связи с изменением Российского образования и выполнением задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обращается внимание на формирование
ключевых компетентностей, включающих: формулировку вопроса, наблюдение, фиксацию и организацию данных, их первичную интерпретацию, презентацию результатов.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для
освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной
точки зрения.
Так изучение курса «Окружающий мир» вносит большой вклад в развитие компетенций у младших школьников, в том числе и исследовательских.
Учебно–исследовательский метод ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся. При организации обучения внимание уделяется развитию исследовательских умений таких как построение гипотез, планирование, организация наблюдения, сбор, обработка информации, сотрудничество.
Включение элементов учебно–исследовательской работы при изучении
предмета «Окружающий мир» в начальной школе активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального
уровня и творческого потенциала.
Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения,
он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой
для себя информацией неоценимый опыт творца–первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в
процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Исследовательская деятельность учащихся способствует достижению
одной из главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика.
Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к
познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским
методам. Т.Н. Белоусова подчёркивает, что «в исследовательском методе
(методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не
дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем
или другим жизненным материалом».
Данные исследований (Л.П. Виноградова (2009), А.В. Леонтович
(2008), А.Н. Поддьяков (2009), А.И. Савенков (2010) говорят о возможности
успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном
этапе школьного образования. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев (2009), И.А. Зимняя (2010),
А.М. Матюшкин (2012); психологические основы организации учебно–
исследовательской деятельности описаны А.Н. Поддьяковым (2009),
А.И. Савенковым (2010); теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах
Л.А. Казанцевой (2009), Т.А. Камышниковой (2009), Г.В. Макотровой (2011),
А.В. Леонтовича (2010); вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко (2012), О.И. Миторош (2012), В.П. Ушачевым
(2013).
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно
решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований
рынка труда.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательской компетенции и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательской
компетенции у младших школьников; проведена диагностика уровня развития исследовательской компетенции у младших школьников; разработана и
апробирована система работы по развитию исследовательской компетенции
у младших школьников, предложены исследовательские задания и уроки–
исследования по предмету «Окружающий мир».
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы позволили
сделать вывод, что исследовательская компетенция как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить
неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При формировании исследовательской компетенции важно помнить о возрастных
психологических особенностях развития у младших школьников словесно–
логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного
внимания, письменной речи, знаково–символического мышления. Уроки по
предмету «Окружающий мир» тесно связаны с реализацией принципов исследовательской компетенции и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы
бы нами был выявлен недостаточный уровень сформированности исследовательской компетенции у младших школьников, выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. Полученные результаты
позволяют сделать вывод о том, что описанные нами педагогические условия
развития исследовательской компетенции младших школьников являются
эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных
классов использовать в ходе изучения предмета «Окружающий мир» следующие положения для повышения уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников: в проведение уроков включать
задания, связанные с использованием различных источников информации
(словарей, справочников, энциклопедий, Интернет ресурсов и т. д.); использовать практико-ориентированные учебные опыты и эксперименты.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое отражение.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития исследовательской компетенции у младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем при изучении других учебных предметов и во внеурочной деятельности.
решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований
рынка труда.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность исследовательской компетенции и выявлены возрастные особенности их развития у младших школьников; рассмотрены возможности уроков окружающего мира в развитии исследовательской
компетенции у младших школьников; проведена диагностика уровня развития исследовательской компетенции у младших школьников; разработана и
апробирована система работы по развитию исследовательской компетенции
у младших школьников, предложены исследовательские задания и уроки–
исследования по предмету «Окружающий мир».
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы позволили
сделать вывод, что исследовательская компетенция как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить
неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При формировании исследовательской компетенции важно помнить о возрастных
психологических особенностях развития у младших школьников словесно–
логического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного
внимания, письменной речи, знаково–символического мышления. Уроки по
предмету «Окружающий мир» тесно связаны с реализацией принципов исследовательской компетенции и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы
бы нами был выявлен недостаточный уровень сформированности исследовательской компетенции у младших школьников, выявлен недостаточно высокий уровень развития исследовательских умений. Полученные результаты
позволяют сделать вывод о том, что описанные нами педагогические условия
развития исследовательской компетенции младших школьников являются
эффективными. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных
классов использовать в ходе изучения предмета «Окружающий мир» следующие положения для повышения уровня сформированности исследовательской компетенции у младших школьников: в проведение уроков включать
задания, связанные с использованием различных источников информации
(словарей, справочников, энциклопедий, Интернет ресурсов и т. д.); использовать практико-ориентированные учебные опыты и эксперименты.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза нашла свое отражение.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития исследовательской компетенции у младших школьников и может быть продолжено в дальнейшем при изучении других учебных предметов и во внеурочной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



