Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуализация в поэтике драматургии В.Набокова

Работа №69523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Визуальное в культуре и текстовом пространстве драматургии В. В.
Набокова 7
1.1. Визуальность и визуализация: методология и проблема определения.. ..7
1.2. Феномен категория виденья. Традиции жанра видений 15
1.3. Специфика драматургии В.В.Набокова 21
Выводы по 1 главе 26
2. Визуализация в поэтике драматургических текстов В.В.Набокова 29
2.1. Визуализация в онейрической сфере драматургического текста 29
2.2. "Зримый мир" драм В.В.Набокова 49
2.3. Визионерство в драматургических текстах В.В. Набокова 56
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 65

Актуальность исследования. «Визуальность» и связанное с ней понятие «визуализация» воспринимаются сегодня как тотальный культурный феномен. Различные науки (социология, философия, культурология, искусствоведение, филология) отождествляют «визуальность» со сферой зрительного восприятия и рассматривают его разнооаспектно. Проблема визуализации в словесном искусстве выступает важнейшим аспектом теоретической и исторической поэтики и активно разрабатывается отечественными (работы М.М. Бахтина, Ю.Н.Тынянова, С.П. Лавлинского, Ю.М.Лотмана, Б.А. Успенского, Н.В. Злыдневой,Л. Лиманской, М. Гришаковой, Д. Озеркова, Н.А. Хренова и др.) и зарубежными учеными (исследования Ц.Тодорова, Р. Анхейма, Ж. Делеза, М. Маклюэна, Ж.-Ф. Жаккара и др.), начиная с середины XX века. Для творчества В.В. Набокова обозначенный ракурс исследования имеет особое значение, поскольку художественная образность произведений писателя обусловлена сложнейшей системой наблюдения, определенной им самим в дневниковой записи по поводу последнего неоконченного романа «Лаура и ее оригинал» как «скользящее око». «Очарованность пространством», «настойчивый параллелизм визуальных и вербальных явлений» в прозе Набокова не раз ставился предметом внимания исследователей (работы Е.В. Александрова, М. Гришаковой, Л.Л. Чаконой, М.Б. Ямпольского, Ю.И.Левина и др). Однако драматургия автора с обозначенной точки зрения недостаточно изучена. Между тем драматургия - особая, неоднозначно оцениваемая и активно разрабатываемая часть художественного наследия писателя, о чем свидетельствуют работы Я.В.Погребной, Е.В.Лаптевой, Р.Герра, Г. Барабтарло, Бабикова А., И.В. Коржовой, Р.В. Новиковой, С.В. Смоличевой и др., и важность визуальной доминанты для этого корпуса текстов В.В. Набокова несомненна. Пьесы В.Набокова, созданные преимущественно в 1920-1930 гг. XX века, являются своеобразной лабораторией, «сценической
площадкой» идей, образов, тем, мотивов, приемов, создающих
художественный мир писателя в целом.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется,во- первых, значимостью драматургии В.В. Набокова для понимания творческого наследия писателя и литературного процесса конца XX - начала XXI века. Во-вторых, важнейшей ролью видения и визуализации в поэтике произведений писателя.
Объектом исследования является визуализация в системе поэтики «экспериментальной» драматургии В.В.Набокова. Выбор драматургических произведений для анализа особенностей и функций визуализации в поэтике В.В.Набокова обусловлен:
1. Спецификой драм В.В.Набокова, которые по сей день являются не полностью изученными, в виду своей «вторичности» по отношению к романному творчеству автора.
2. Экспериментальным характером произведений. Отношение В.В.Набокова к театру было неоднозначным, что нашло свое отображение в синкретичном характере категории театрального в творчестве автора. Синтез жанров драматургии, прозы и лирики прослеживается в каждом произведении автора.
Предметом исследования выступают особенности и функции визуализации в системе поэтики «экспериментальной» драматургии В.В. Набокова.
В современном словаре актуальных терминов и понятий визуальное в литературе объясняется как «одно из наиболее значимых свойств художественной образности, определяемое авторской установкой как на отдельные зрительные ассоциации читателя, так и на конкретизацию «предметно-видовых» уровней «’’внутреннего мира” произведения в целом» [Лавлинский, Гурович, 2008: 37]. В рамках данного исследования визуальность понимается в русле концепции А.А. Арзамазова как «множество "описательных" элементов текста, за которыми стоит зрительное представление реципиента об архитектонике художественного мира» [Арзамазов, 2010:6].
Целью исследования является выявление и описание особенностей и функций визуализации в драматургических произведениях В.В.Набокова.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
-дать определение понятию «визуализация» и раскрыть приёмы её художественного выражения в поэтике драматургии В.В. Набокова.
-проанализировать значение и функции визуализации в «пьесах в прозе», выделив приёмы реализации визуализации в тексте: экфрасис, кинематографичность, колоративная лексика, пейзажные зарисовки, цветопись.
-установить приёмы, моделирующие визуальную форму драматургических тестов при помощи элементов «онейрической» сферы (зеркала, водные поверхности, стекло, сон, глаза).
-охарактеризовать визуальную сферу через повествовательные стратегии (приёмы организации системы образов, сценичность структуры, активаторы зрительного регистра читателя/зрителя).
-проанализировать специфику организации «зримого мира» драматургических произведений В.В.Набокова, определить роль героя - визионера в структуре произведений.
Теоретическо-методологической основой исследования послужили работы учёных по теоретической и исторической поэтики, конкретно М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, С.П. Лавлинского, Ю.М.Лотмана, Л.А. Новикова, Ю.Н.Тынянова, В.Б. Шкловского, Р.Барта, Ц.Тодорова;по визуальной составляющей поэтики В.В.Набокова: труды М. Ямпольского,М. Гришаковой, Е. Трубецковой; по связям литературы и кино: работы Р.Анхейма, Ж.Делеза, Б.Успенского, Ж.Хетени, Н.А.Хренова; по проблемам портрета, экфрасиса: труды Н.Е. Меднис, И.А. Есаулова, Л.Н. Дмитриевской, Н.В. Брагинской, Л.М. Геллера.
Историко-литературную базу исследования составили труды по поэтике В.В.Набокова: Б. Бойда, Ж. Бло, Л.И. Бройтмана, Е.И. Красновой, А. Долинина, Я.В. Погребной и др.
Для реализации поставленных в работе целей применялся комплексный подход, в зависимости от поставленных задач использовался ряд методов: сравнительно-типологический, структурно-семантический, элементы
культурно-исторического подхода. Был проведён сопоставительный анализ произведений литературы и визуальных видов искусства (живописи, архитектуры, кинематографа, фотографии, скульптуры).
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что визуализация в системе поэтики драматургических произведений В.В.Набокова, обладая рядом особенностей и функций, является специфическим способом текстообразования. Она организует повествование в структуре драматического целого, репрезентируясь в изображениях видимого персонажами (зримого) мира, воссоздаваемого вербально.
Материалом исследования являются драматургические
«эксперименты» В.Набокова: пьесы в прозе «Изобретение Вальса», «Человек из СССР», «Событие», лирические драматургические произведения «Трагедия господина Морна», «Смерть», «Дедушка».
Научная новизна работы определяется характером постановки проблемы: впервые особенности и функции визуализации в системе поэтики «экспериментальной» драматургии В.В. Набокова рассматриваются как отдельный предмет изучения.
Теоретическая значимость работы определяется разработкой понятий «визуальность» и «визуализация» как приёма и метода описания, позволяющих выделить доминирующие способы изображения зримого (портрет, экфрасис и т.п.).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её в качестве пособия специальных курсов по исследованиям визуализации в художественной литературе. Результаты исследования могут
быть применены на практических занятиях по русской литературе XX в., служить основой докладов на различных конференциях, а также быть фундаментом для дальнейшего научного исследования.
Апробация. Основные положения работы и результаты выпускной квалификационной работы были представлены на заседаниях кафедры отечественной и мировой литературы ФГАУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет».
Результаты исследования отражены в 5 публикациях:
1. Шульц Э.О. Визуализация в системе поэтики «экспериментальной» драмы В.Набокова (на примере «пьес в прозе» «Изобретение Вальса», «Событие»)//Сборник материалов III - й Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты», апрель 2020, г. Санкт- Петербург. В печати.
2. Шульц Э.О. Проблема соотношения нарративного и анарративного компонентов в поэтике «экспериментальной» драмы В.Набокова (на примере пьесы в прозе «Событие»)//Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020». В печати.
3. Шульц Э.О. Лексико-семантические группы слов с символикой онейрического в драматургических текстах В.В. Набокова»)// Сборник материалов VIII Международной научно-методической конференции «Филологические открытия», май 2020, г. Уссурийск.В печати.
4. Шульц Э.О. Языковое представление оппозиции «мир» - «иномирие» в произведениях В.Набокова (на материале рассказа «Весна в Фиальте»)// Развитие инноваций и инновационное развитие науки и общества: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции(г. Ростов-на- Дону, 27 апреля 2020) /Под научн. ред. Т.Б. Михеевой, Е.В. Муруговой; отв. ред. А.В. Резникова - Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону 2020. - 275 с. с.78-81
5. Шульц Э.О. Вербализация пространства иномирия в драматургических текстах В.Набокова // Сборник материалов круглого стола «Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики», май 2020. В печати.
В заочный этап программы V Всероссийского форума «Наука будущего - наука молодых» включен доклад на тему «Особенности и функции визуализации в драматургии В. Набокова».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Драматургия В.В. Набокова обладает особой спецификой, неоднократно отмеченной различными исследователями (работы Погребной Я.В., Бабикова А, Паламарчука П.Г., Носика Б.М. и др.) - это связано с общей синкретичностью творчества В.В. Набокова, именовавшего себя «поэтом прозы» [Набоков,1969:113].В драматургических текстах В.В. Набокова происходит совмещение драматического (аннаративного) и прозаического (нарративного) типов дискурсии, что обусловлено взаимопроникающим характером произведений разных родов творчества писателя (лирика и драма) и спецификой временного периода (разгар дискуссий о театре).
Несмотря на широкую разработанность проблемы визуализации работы Томашевского Б.В. («Теория литературы:поэтика»), Лавлинского
С.П. («Визуальное в литературе»), БахтинаМ.М. («Эстетика словестного творчества», «Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского»),Тодорова Ц. («Введение в фантастическую литературу») и др, термин не имеет однозначной идентификации, именно поэтому в данной работе «визуализация» понимался как совокупность признаков из нескольких концепций.
Визуализация, являясь специфическим способом текстообразования и организующего нарратив в драматургических произведениях В. Набокова, репрезентирована одновременно в драматургической и прозаической плоскости, соответствуя мировидению героев, погруженных в сферу иномирия. Основной функцией визуализации в тексте драматургических текстов В.В. Набокова является попытка создания нового языка, синтезирующего лирику и драму.
В ходе анализа драматургических текстах были выделены также другие функции визуализации: усиление зрительного регистра, репрезентированное особым характером изображаемого мира (детализация предметного мира) и множественностью субъектов созерцания; способствование к сотворчеству с читателем (акцент на изображаемости художественного мира пьес (кинематографичность, подчеркнутая театральность, экфрастичность)); определение логики конструирования произведения (сновидческий характер изображаемого, организующий хронотоп -визионерство героев); придание тексту выпуклости и выразительности (цветопись); формирование особой повествовательной стратегии (кинематографические приёмами: смена кадра, чередование планов, игра со светом, монтаж); погружение в сферу ирреального (виденье мира героем-визионером).
Визуализация помогает смоделировать особое синкретичное текстовое пространство, прослеживаемое на всех уровнях организации пьесы: совмещение родов (лирика и драма), совмещение типов повествования, синтез искусств (театр, литература, кино, живопись), сосуществование мира и иномирия. При помощи приёмов визуализации автор акцентирует внимание читателя на определенном предмете или действии, а также осуществляет эмоциональное воздействие, вовлекая читателя в сотворчество.



1. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В. Е. Александров; пер. с англ. Н. А. Анастасьева; под ред. Б. В. Аверина и Т. Ю. Смирновой. - Санкт Петербург: Алетейя, 1999. - 312 с.
2. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии.— М.:Пенаты, 2003.— 97 с.
3. Арзамазов А.А. Феномен визуальногов современной удмуртской поэзии. — Ижевск, 2010.—146 с.
4. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Арнхейм Р. Новыеочерки по психологии искусства. — M:Intrada, 1994. — 156 с.
5. Барт Р. Cameralucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина. — М.: AdMarginem, 1997—115 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблема поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — Киев: Next, 1994. —511 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1986. — 445 с.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
средневековья и Ренессанса.— М.:Искусство, 1990. — 545 с.
9. Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков//Труды по знаковым системам. — Тарту, 1977.— 411 с.
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский.— Л.:ВИТА, 1940. — 470 с.
11. Делёз Ж. Кино.— М.: Ад Маргинем, 2004. — 624 с.
12. Лавлинский С.П. Визуальное в литературе / С. П. Лавлинский, Н. М. Гурович / Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н. Д. Тамарченко. — М.: Intrada, 2008. —205 с.
13. Линдгрен Н. Органы чувств животных и их электронные аналоги.—М: Электроника, 1962.—№ 7.—87 с.
14. Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского доврянства (XVIII начало ХГХ вв.) СПб: Речь, 1996—399 с.
15. Лотман Ю. Об искусстве. — СПб: Речь, 1998.—674 с.
16. Лотман Ю. О русской литературе.— СПб: Речь, 1995. —847 с.
17. Лурье М.Л., Тарабукина А.В. Странствия души по тому свету в русских обмираниях // Живая старина. 1994. № 2. — 116 с.
18. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1996. - 415 с.
19. Манн Ю. О гротеске в литературе. — М.:1п1таба, 1966. — 183 с.
20. Микешина Л.А. Философия науки: Эпистемология. Методология.
Культура. М.:1п1гас1а, 2006. - 464 с.
21. Набоков В.В. Пьесы / Сост., вступ. ст. и коммент. Ив. Толстого. — М.: Искусство, 1990.—150 с.
22. Набоков В.В. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме. — СПб.: Азбука, 2008. —640 с.
23. Погребная Я.В. Поиски «Лолиты»: герой-автор-читатель-книга на границе миров. —Москва: ФЛИНТА, 2011.—168 с.
24. Прокофьев Н.И.Видение как жанр в древнерусской литературе // Учёные записки МГПИ им. В.И.Ленина.Т. 231: Вопросы стиля художественной литературы. — М:Просвещение, 1964.—201 с.
25. Тамарченко Н.Д., Белянцева А.А., Лучников М.ЮФуксон Л.Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. — Вып. 2. Кемерово, 2003. — 18 с.
26. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М.: Мысль, 1997. — 140 с.
27. Тресиддер Дж. Словарь символов. В1сйопагуо£8ушЬо1з[пер. сангл.С.
Палько].- Москва: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999.- 443 с.
28. Тынянов Ю. Поэтика исторической литературы. Кино. — М.: Мысль, 1977. —574 с.
29. Фарино Е. Введение в литературоведение. — СПб.: Альма Матер, 2004. — 376 с.
30. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М., 1993. — 242c.
31. Шор Р.О. Литературная энциклопедия.—М.:Ад, 1929. —695 с.
32. Ямпольский М. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или о материальном и идеальном в культуре / М. Ямпольский. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 616 с.
33. Ямпольский М. Бабочка памяти (Набоков) /О близком. Очерки
немиметического зрения.— М: Новое литературное обозрение, 2001. —240 с.
34. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Круткин В.Л. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. — Саратов: Научнаякнига , 2007. — 348 с.
35. Grishakova M. The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov's Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames.. - Tartu: Tartu University Press, 2006.— 324p.
36. Boyd B. Vladimir Nabokov: The Russian Years. - Princeton: Princeton University Press, 1990. - 607 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ