РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ВИДЯЕВО)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Понятия, нормативно-правовая база и полномочия органов местного
самоуправления в градостроительной деятельности 7
1.2. Градостроительные документы в деятельности органов местного
самоуправления 15
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ВИДЯЕВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ 24
2.1. Организационная структура, полномочия администрации ЗАТО
Видяево по регулированию планировки и застройки территории 24
2.2. Характеристика ЗАТО Видяево как объекта градостроительной
деятельности 31
2.3. Анализ градостроительной деятельности Администрации
ЗАТО Видяево 37
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ
И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ ЗАТО ВИДЯЕВО 46
3.1. Актуализация и разработка градостроительной документации 46
3.2. Организация общественных обсуждений по вопросам
градостроительной деятельности 53
3.3. Организационный план внедрения предложений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Понятия, нормативно-правовая база и полномочия органов местного
самоуправления в градостроительной деятельности 7
1.2. Градостроительные документы в деятельности органов местного
самоуправления 15
ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ВИДЯЕВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ 24
2.1. Организационная структура, полномочия администрации ЗАТО
Видяево по регулированию планировки и застройки территории 24
2.2. Характеристика ЗАТО Видяево как объекта градостроительной
деятельности 31
2.3. Анализ градостроительной деятельности Администрации
ЗАТО Видяево 37
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЛАНИРОВКИ
И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ ЗАТО ВИДЯЕВО 46
3.1. Актуализация и разработка градостроительной документации 46
3.2. Организация общественных обсуждений по вопросам
градостроительной деятельности 53
3.3. Организационный план внедрения предложений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Процессы планирования и застройки городских территорий в современных экономических и социальных условиях имеют большое значение для развития страны в целом. Сам процесс включает в себя достаточно широкий объем работ (планирование, проектирование, градостроительство) и управление этим процессом в масштабах страны образует сложную многоступенчатую систему, разграниченную по уровням организации государственной власти - федеральным, региональным и муниципальным.
Однако, вопросы развития локальной территории затрагивают в основном интересы местного населения и органы местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в организации градостроительной деятельности существенно возросла при смене централизованной системы управления планированием и управлением градостроительством, финансирования, которая существовала при СССР, поскольку именно местное самоуправление было уполномочено решать вопросы при трансформации механизмов управления экономикой.
Степень разработанности темы. Вопросам местного управления градостроительством посвящены многие научные труды таких ученых как Н.А. Андрианов, Л.А. Бурылова, СА. Помещикова, И.А. Сарычева, И.М. Смоляр, Э.Н. Сокол-Номоконов, Н.С Тимофеев и др.
На сегодняшний день разработаны и функционируют нормативные акты федерального уровня в сфере градостроительства, и их многочисленные изменения свидетельствуют о том, что законодатель непрерывно ищет пути повышения эффективности градостроительной деятельности.
Однако, несмотря на проработанность теоретических и практических вопросов, отмечается ряд нерешенных проблем, заключающихся в неэффективности деятельности органов местного самоуправления в этой 3
сфере. Зачастую, на муниципальном уровне нарушен механизм регулирования градостроительной деятельности, проявляющийся в административных барьерах доступа на строительный рынок, непрозрачности и непубличности процедур планирования и застройки. Важной проблемой остаются вопросы разработки градостроительной документации, ее разобщенность с основными стратегическим документами, определяющими основной вектор развития городского пространства. Как следствие - неверные управленческие решения, осуществление градостроительной деятельности без учета основных потребностей конкретной территории в ресурсах, в необходимых объектах социальной инфраструктуры.
Актуальной проблемой также становится тот факт, что при разработке градостроительных планов не в полной мере учитывается мнение жителей. В Градостроительном кодексе Российской Федерации предусмотрена процедура публичных слушаний, но это единственная точка соприкосновения разработчиков и населения, при этом зачастую данное мероприятие сводится к простой формальности и вызывает обоснованное недовольство у граждан.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена существующими обозначенными выше проблемами и необходимостью совершенствования механизмов управления планированием и застройкой территорий, повышению эффективности управленческих решений в этой сфере.
Объект исследования - деятельность администрации ЗАТО Видяево в области регулирования планирования и застройки территории.
Предмет исследования - управленческие отношения, складывающиеся при регулировании планировки и застройки территории органами местного самоуправления.
Цель исследования - проанализировать деятельность органов местного управления по регулированию планирования и застройки территории, выявить недостатки выбранной территории объекта исследования ЗАТО 4
Видяево в области планирования и застройки территории и разработать предложения по их устранению.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы деятельности органов самоуправления по регулированию планировки и застройки территории;
- проанализировать деятельность администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории и выявить недостатки;
- разработать предложения по улучшению деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
Методологическую основу исследования составляет комплекс способов научного познания: диалектический, сравнительно-правовой, статистический, системный. В качестве методов исследования использовались следующие: описание, анализ, синтез, анализ документов, анализ статистических данных.
Положения, выносимые на защиту:
- документы территориального и градостроительного развития, разработанные в предшествующие годы, не соответствуют формирующимся на сегодняшний день запросам социального характера и потребностям жителей какой-то одной конкретной территории и требуют разработки комплексной градостроительной документации, обеспечивающей согласованность и преемственность документов территориального планирования различных уровней, соответствие в части функционального, градостроительного и наиболее четкого, в части установления территориальных зон и соответствующих регламентов для них, зонирования правил землепользования и застройки и генеральных планов поселений;
- при разработке документов градостроительного проектирования следует более широко использовать механизмы взаимодействия с местным населением для более полного учета его мнения при планировании и застройке территорий.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, которые устанавливают основы в регулировании разграничения полномочий органов различной власти в сфере градостроительства и деятельности органов местного самоуправления в градостроительной сфере. При проведении исследования использовались правовые акты администрации ЗАТО Видяево в сфере градостроительства.
Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности администрации ЗАТО Видяево.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных предложениях по улучшению деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и необходимых приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее разработанности, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическая основа исследования, его практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе проанализированы теоретические основы деятельности органов самоуправления по регулированию планировки и застройки территории, в частности понятия, нормативно-правовая база и полномочия органов местного самоуправления в градостроительной деятельности, комплекс градостроительных документов, разрабатываемых в муниципалитетах, их роль.
Во второй главе проведен анализ деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории, анализ нормативного обеспечения, содержания градостроительной документации, выявлены недостатки.
В третьей главе разработаны предложения по улучшению деятельности
6
администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы исследования.
Однако, вопросы развития локальной территории затрагивают в основном интересы местного населения и органы местного самоуправления. Роль органов местного самоуправления в организации градостроительной деятельности существенно возросла при смене централизованной системы управления планированием и управлением градостроительством, финансирования, которая существовала при СССР, поскольку именно местное самоуправление было уполномочено решать вопросы при трансформации механизмов управления экономикой.
Степень разработанности темы. Вопросам местного управления градостроительством посвящены многие научные труды таких ученых как Н.А. Андрианов, Л.А. Бурылова, СА. Помещикова, И.А. Сарычева, И.М. Смоляр, Э.Н. Сокол-Номоконов, Н.С Тимофеев и др.
На сегодняшний день разработаны и функционируют нормативные акты федерального уровня в сфере градостроительства, и их многочисленные изменения свидетельствуют о том, что законодатель непрерывно ищет пути повышения эффективности градостроительной деятельности.
Однако, несмотря на проработанность теоретических и практических вопросов, отмечается ряд нерешенных проблем, заключающихся в неэффективности деятельности органов местного самоуправления в этой 3
сфере. Зачастую, на муниципальном уровне нарушен механизм регулирования градостроительной деятельности, проявляющийся в административных барьерах доступа на строительный рынок, непрозрачности и непубличности процедур планирования и застройки. Важной проблемой остаются вопросы разработки градостроительной документации, ее разобщенность с основными стратегическим документами, определяющими основной вектор развития городского пространства. Как следствие - неверные управленческие решения, осуществление градостроительной деятельности без учета основных потребностей конкретной территории в ресурсах, в необходимых объектах социальной инфраструктуры.
Актуальной проблемой также становится тот факт, что при разработке градостроительных планов не в полной мере учитывается мнение жителей. В Градостроительном кодексе Российской Федерации предусмотрена процедура публичных слушаний, но это единственная точка соприкосновения разработчиков и населения, при этом зачастую данное мероприятие сводится к простой формальности и вызывает обоснованное недовольство у граждан.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена существующими обозначенными выше проблемами и необходимостью совершенствования механизмов управления планированием и застройкой территорий, повышению эффективности управленческих решений в этой сфере.
Объект исследования - деятельность администрации ЗАТО Видяево в области регулирования планирования и застройки территории.
Предмет исследования - управленческие отношения, складывающиеся при регулировании планировки и застройки территории органами местного самоуправления.
Цель исследования - проанализировать деятельность органов местного управления по регулированию планирования и застройки территории, выявить недостатки выбранной территории объекта исследования ЗАТО 4
Видяево в области планирования и застройки территории и разработать предложения по их устранению.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы деятельности органов самоуправления по регулированию планировки и застройки территории;
- проанализировать деятельность администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории и выявить недостатки;
- разработать предложения по улучшению деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
Методологическую основу исследования составляет комплекс способов научного познания: диалектический, сравнительно-правовой, статистический, системный. В качестве методов исследования использовались следующие: описание, анализ, синтез, анализ документов, анализ статистических данных.
Положения, выносимые на защиту:
- документы территориального и градостроительного развития, разработанные в предшествующие годы, не соответствуют формирующимся на сегодняшний день запросам социального характера и потребностям жителей какой-то одной конкретной территории и требуют разработки комплексной градостроительной документации, обеспечивающей согласованность и преемственность документов территориального планирования различных уровней, соответствие в части функционального, градостроительного и наиболее четкого, в части установления территориальных зон и соответствующих регламентов для них, зонирования правил землепользования и застройки и генеральных планов поселений;
- при разработке документов градостроительного проектирования следует более широко использовать механизмы взаимодействия с местным населением для более полного учета его мнения при планировании и застройке территорий.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы, которые устанавливают основы в регулировании разграничения полномочий органов различной власти в сфере градостроительства и деятельности органов местного самоуправления в градостроительной сфере. При проведении исследования использовались правовые акты администрации ЗАТО Видяево в сфере градостроительства.
Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности администрации ЗАТО Видяево.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных предложениях по улучшению деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и необходимых приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализирована степень ее разработанности, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическая основа исследования, его практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе проанализированы теоретические основы деятельности органов самоуправления по регулированию планировки и застройки территории, в частности понятия, нормативно-правовая база и полномочия органов местного самоуправления в градостроительной деятельности, комплекс градостроительных документов, разрабатываемых в муниципалитетах, их роль.
Во второй главе проведен анализ деятельности администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории, анализ нормативного обеспечения, содержания градостроительной документации, выявлены недостатки.
В третьей главе разработаны предложения по улучшению деятельности
6
администрации ЗАТО Видяево в регулировании планирования и застройки территории.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы исследования.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно заключить
66
следующее.
Градостроительство - это в первую очередь непосредственная деятельность по развитию городских и иных территорий, элементами которой являются градостроительно-территориальное зонирование, планирование и межевание, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование и непосредственно строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, а также в дальнейшем и эксплуатация зданий и сооружений, которая нацелена на формирование среды обитания, учитывающей эстетические, природные, архитектурно-планировочные, экологические и иные факторы, определяющие комфортность проживания.
Застройка - это вид деятельности, заключающийся в непосредственном возведении строительных объектов на конкретной территории по утвержденному плану и согласно проектной документации, материальные воплощение градостроительной деятельности.
Нормативно-правовую базу градостроительства и управления им в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации, свод различного рода федеральных законов, регулирующих определенные сферы городского хозяйства,
ресурсоснабжения.
Российское законодательство относит определенные отношения в сфере градостроительства, застройки и архитектуры к вопросам местного значения. Это обусловлено вовлечением населения в указанные в области деятельности, непосредственным участием граждан в решении собственных жилищных вопросов, при этом обеспечивается максимальное быстрое правовое регулирование.
На муниципальном уровне разрабатывается и утверждается ряд правовых актов, обеспечивающих регулирование планирования и застройки территорий.
Основными целеполагающими документами развития территории и регулирования планировки и застройки территории являются документы стратегического планирования, которые определяют цели и задачи социально-экономического развития, основные направления развития и ожидаемые результаты.
Генеральный план с помощью норм обеспеченности объектами местного значения, определенных в нормативах градостроительного проектирования, определяет необходимые параметры развития территорий, местоположение и характеристики объектов местного значения, планируемых к размещению (реконструкции), и выделяет первоочередные мероприятия.
Инструментами реализации решений генерального плана являются непосредственно программы комплексного развития, которые, в свою очередь устанавливают окончательные перечни инвестиционных проектов по социальной, транспортной и коммунальной инфраструктурам с указанием стоимости, источников финансирования и сроков реализации.
С целью достижения высокого качества реализации решений генерального плана через программы комплексного развития необходимо выполнение ряда задач:
- в документах стратегического планирования устанавливать целевые показатели для документов территориального планирования и программ комплексного развития.
- обеспечивать синхронизацию расчетных сроков реализации генерального плана, схем ресурсоснабжения и Программ.
- программы разрабатывать в едином комплексе для достижения максимальной взаимоувязанности периодов строительства объектов местного значения.
Таким образом, градостроительная документации - это комплекс нормативно-правых актов органов местного самоуправления, взаимосвязанных собой общими задачами и целями.
В ЗАТО Видяево органом местного самоуправления, осуществляющим планирование и застройку территории является Администрация ЗАТО Видяево. Центральным отделом, осуществляющим регулирование планировки и застройки территории ЗАТО Видяево, является Отдел экономического развития и муниципального имущества администрации ЗАТО Видяево.
ЗАТО Видяево как объект планирования и застройки территории представляет собой социально-культурный и жилищно-бытовой комплекс со всей необходимой для проживания инфраструктурой. Ограничения экономического и территориального развития ЗАТО Видяево состоят в высокой финансовой зависимости от федерального бюджета. Как следствие - невысокий уровень инвестиций, отсутствие промышленных предприятий, закрытость рынка, большая доля земель, переданных в постоянное бессрочное пользование государственным учреждениям Министерства обороны РФ, слабая деловая и предпринимательская активность.
Однако, выгодное положение с военно-стратегической и оборонной точки зрения, наличие гражданской инфраструктуры имеет высокий потенциал территориального развития.
Анализ состава и содержания градостроительных документов позволил выявить следующие недостатки:
- неактуальность исходных данных Генерального плана,
искажение прогнозных показателей с отклонением на 10-15 % от
фактических показателей;
- неполный охват границ территории ЗАТО Видяево Генеральным планом;
- отсутствие концепции пространственного развития и градостроительного зонирования;
- несоответствие видов разрешенного использования земельных участков ЗАТО Видяево Классификатору видов разрешенного использования земельных участков;
- отсутствие Порядка об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.
Исходя из выявленных недостатков, было предложено актуализировать процесс разработки градостроительной документации, прежде всего, Генеральный план и внесение изменений и поправок в Правила землепользования и застройки, обеспечение взаимоувязки с целями и задачами социально-экономического развития ЗАТО Видяево.
Предлагаемой инновацией в деятельности органов самоуправления ЗАТО Видяево по регулированию планировки и застройки территории является включение в процесс актуализации и разработки Генерального плана социологического исследования, направленного на выявление общественного мнения о градостроительной ситуации на территории ЗАТО Видяево.
Механизмом обеспечения связи с населением ЗАТО Видяево должен стать отдельный интернет-ресурс, аккумулирующий посредством Интернет- опроса, а также процесс внесения и рассмотрения общественных инициатив, мнений жителей ЗАТО Видяево о градостроительной ситуации и перспективном видении жителями развития территории. Данный интернет- ресурс должен быть обеспечен такими сервисами как анонимное анкетирование населения ЗАТО Видяево, внесение и рассмотрение общественных инициатив в градостроительной сфере. Данный проект подразумевает создание Комиссии, основной задачей которой станет модерация внесенных инициатив, их анализ и вынесение решения о включении/отказе в градостроительные планы.
Также было предложено разработку Генерального плана провести в формате Муниципальной программы «Актуализация градостроительной документации ЗАТО Видяево на 2020-2022 годы», целью которой будет 70
создание условий для развития территорий ЗАТО Видяево в части градостроительной деятельности: создание новых площадок для
строительства объектов муниципального значения в целях улучшения жилищных условий граждан, создания условий для привлечения инвестиций в ходе реализации градостроительной документации.
Основной целью разработанных предложений является обеспечение возможности трансляции мнения жителей относительно качества среды проживания, направлений пространственного развития в документы территориального и градостроительного зонирования, вопросы организации жилых территорий и общественных пространств, коммунально-складских территорий.
Экономическая эффективность разработанных предложений выпускной квалификационной работы подтверждена в третьей главе исследования и отражает ключевые направления централизованной модели проведения проектирования градостроительной документации.
66
следующее.
Градостроительство - это в первую очередь непосредственная деятельность по развитию городских и иных территорий, элементами которой являются градостроительно-территориальное зонирование, планирование и межевание, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование и непосредственно строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства, а также в дальнейшем и эксплуатация зданий и сооружений, которая нацелена на формирование среды обитания, учитывающей эстетические, природные, архитектурно-планировочные, экологические и иные факторы, определяющие комфортность проживания.
Застройка - это вид деятельности, заключающийся в непосредственном возведении строительных объектов на конкретной территории по утвержденному плану и согласно проектной документации, материальные воплощение градостроительной деятельности.
Нормативно-правовую базу градостроительства и управления им в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации, свод различного рода федеральных законов, регулирующих определенные сферы городского хозяйства,
ресурсоснабжения.
Российское законодательство относит определенные отношения в сфере градостроительства, застройки и архитектуры к вопросам местного значения. Это обусловлено вовлечением населения в указанные в области деятельности, непосредственным участием граждан в решении собственных жилищных вопросов, при этом обеспечивается максимальное быстрое правовое регулирование.
На муниципальном уровне разрабатывается и утверждается ряд правовых актов, обеспечивающих регулирование планирования и застройки территорий.
Основными целеполагающими документами развития территории и регулирования планировки и застройки территории являются документы стратегического планирования, которые определяют цели и задачи социально-экономического развития, основные направления развития и ожидаемые результаты.
Генеральный план с помощью норм обеспеченности объектами местного значения, определенных в нормативах градостроительного проектирования, определяет необходимые параметры развития территорий, местоположение и характеристики объектов местного значения, планируемых к размещению (реконструкции), и выделяет первоочередные мероприятия.
Инструментами реализации решений генерального плана являются непосредственно программы комплексного развития, которые, в свою очередь устанавливают окончательные перечни инвестиционных проектов по социальной, транспортной и коммунальной инфраструктурам с указанием стоимости, источников финансирования и сроков реализации.
С целью достижения высокого качества реализации решений генерального плана через программы комплексного развития необходимо выполнение ряда задач:
- в документах стратегического планирования устанавливать целевые показатели для документов территориального планирования и программ комплексного развития.
- обеспечивать синхронизацию расчетных сроков реализации генерального плана, схем ресурсоснабжения и Программ.
- программы разрабатывать в едином комплексе для достижения максимальной взаимоувязанности периодов строительства объектов местного значения.
Таким образом, градостроительная документации - это комплекс нормативно-правых актов органов местного самоуправления, взаимосвязанных собой общими задачами и целями.
В ЗАТО Видяево органом местного самоуправления, осуществляющим планирование и застройку территории является Администрация ЗАТО Видяево. Центральным отделом, осуществляющим регулирование планировки и застройки территории ЗАТО Видяево, является Отдел экономического развития и муниципального имущества администрации ЗАТО Видяево.
ЗАТО Видяево как объект планирования и застройки территории представляет собой социально-культурный и жилищно-бытовой комплекс со всей необходимой для проживания инфраструктурой. Ограничения экономического и территориального развития ЗАТО Видяево состоят в высокой финансовой зависимости от федерального бюджета. Как следствие - невысокий уровень инвестиций, отсутствие промышленных предприятий, закрытость рынка, большая доля земель, переданных в постоянное бессрочное пользование государственным учреждениям Министерства обороны РФ, слабая деловая и предпринимательская активность.
Однако, выгодное положение с военно-стратегической и оборонной точки зрения, наличие гражданской инфраструктуры имеет высокий потенциал территориального развития.
Анализ состава и содержания градостроительных документов позволил выявить следующие недостатки:
- неактуальность исходных данных Генерального плана,
искажение прогнозных показателей с отклонением на 10-15 % от
фактических показателей;
- неполный охват границ территории ЗАТО Видяево Генеральным планом;
- отсутствие концепции пространственного развития и градостроительного зонирования;
- несоответствие видов разрешенного использования земельных участков ЗАТО Видяево Классификатору видов разрешенного использования земельных участков;
- отсутствие Порядка об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности.
Исходя из выявленных недостатков, было предложено актуализировать процесс разработки градостроительной документации, прежде всего, Генеральный план и внесение изменений и поправок в Правила землепользования и застройки, обеспечение взаимоувязки с целями и задачами социально-экономического развития ЗАТО Видяево.
Предлагаемой инновацией в деятельности органов самоуправления ЗАТО Видяево по регулированию планировки и застройки территории является включение в процесс актуализации и разработки Генерального плана социологического исследования, направленного на выявление общественного мнения о градостроительной ситуации на территории ЗАТО Видяево.
Механизмом обеспечения связи с населением ЗАТО Видяево должен стать отдельный интернет-ресурс, аккумулирующий посредством Интернет- опроса, а также процесс внесения и рассмотрения общественных инициатив, мнений жителей ЗАТО Видяево о градостроительной ситуации и перспективном видении жителями развития территории. Данный интернет- ресурс должен быть обеспечен такими сервисами как анонимное анкетирование населения ЗАТО Видяево, внесение и рассмотрение общественных инициатив в градостроительной сфере. Данный проект подразумевает создание Комиссии, основной задачей которой станет модерация внесенных инициатив, их анализ и вынесение решения о включении/отказе в градостроительные планы.
Также было предложено разработку Генерального плана провести в формате Муниципальной программы «Актуализация градостроительной документации ЗАТО Видяево на 2020-2022 годы», целью которой будет 70
создание условий для развития территорий ЗАТО Видяево в части градостроительной деятельности: создание новых площадок для
строительства объектов муниципального значения в целях улучшения жилищных условий граждан, создания условий для привлечения инвестиций в ходе реализации градостроительной документации.
Основной целью разработанных предложений является обеспечение возможности трансляции мнения жителей относительно качества среды проживания, направлений пространственного развития в документы территориального и градостроительного зонирования, вопросы организации жилых территорий и общественных пространств, коммунально-складских территорий.
Экономическая эффективность разработанных предложений выпускной квалификационной работы подтверждена в третьей главе исследования и отражает ключевые направления централизованной модели проведения проектирования градостроительной документации.



