ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КИТАЕ
1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии
Китая и этапы ее развития
1.2. Структура системы образования в Китае 15
1.3. Правовое обеспечение образовательной деятельности в Китае 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И
КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ
2.1. Оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая 28
2.2. Характеристика и система управления китайским высшим
образованием
2.3. Сравнительный анализ образовательной системы Китая и России ... 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ
3.1. Проблемы системы образования Китая 54
3.2. Пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КИТАЕ
1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии
Китая и этапы ее развития
1.2. Структура системы образования в Китае 15
1.3. Правовое обеспечение образовательной деятельности в Китае 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И
КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ
2.1. Оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая 28
2.2. Характеристика и система управления китайским высшим
образованием
2.3. Сравнительный анализ образовательной системы Китая и России ... 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ
3.1. Проблемы системы образования Китая 54
3.2. Пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Китайская Народная Республика (КНР) за последние годы признана лидером среди динамично развивающихся стран и достигла значительных экономических успехов. К 2030 г. Китай сможет обогнать США по такому показателю как «объем ВВП» (из доклада «Глобальные тренды 2030», Национальный разведывательный совет США).
Роль научно-технического прогресса велика в формировании и развитии современной модели развития Китая и обеспечении его устойчивого экономического роста.
Модернизировать модель экономического развития без изменений в системе образования невозможно. Необходимостью в современных условиях стало преобразование школ и высших учебных заведений.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников [8] и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами [5].
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
При этом популярность китайских образовательных услуг в ближайшие годы будет только расти, прогнозируют эксперты, отмечая, что качество обучения в Китае уже отвечает международным стандартам, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России.
Перед Китаем стоит задача, с которой не сталкиваются другие страны, - создать эффективную систему образования, соединяющей в себе качественное обучение и многовековую, многонациональную культуру.
Все вышеуказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Проблемами, связанными с развитием системы образования в КНР, занимались такие ученые как Гельбрас В.Г, Карлусов В.В., Ушаков И.В., Фридман Л.А., Мельянцев В.А., Попов В.В., Портяков В.Я., Бергер Я.М., Ларди Н., Фитуни Л.Л., Абрамова И.О., Деминцева Е.Б., Беляков С.А., Заяц О.В., Наумова С.А. и др.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение проблем и перспектив развития системы образования Китая.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- исследовать общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае, а именно, структуру и правовое обеспечение системы образования в Китае;
- оценка количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая;
- выявление проблем и направлений совершенствования рынка образовательных услуг Китая.
Объектом выпускной квалификационной работы является система образования КНР всех уровней и ее особенности.
Предметом исследования являются проблемы, сложившиеся в системе образования в начальной, средней и высшей школе, а именно неравномерное развитие образования и неравный доступ к образовательным услугам различных слоев населения.
В ходе исследования были изучены официальные документы КНР, выступления китайских руководителей, отчеты Министерства образования КНР, Национального статистического бюро КНР, а также статьи китайских исследователей, посвященные развитию образования в Китае.
В работе использованы документы и справочные материалы международных организаций, включая издания ЮНЕСКО (ежегодный «Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех» и «Всемирный доклад по образованию»).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа является исследованием проблем и перспектив образовательного рынка Китая и может служить основой для дальнейших научных разработок.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные пути совершенствования системы образования Китая и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2013 по 2017 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект, предмет, методы, теоретическую, практическую значимость и информационную базу проводимого исследования.
В первой главе «Общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае» исследованы роль системы образования в социально-экономическом развитии Китая и этапы ее развития; структура системы образования в Китае и ее правовое обеспечение.
Во второй главе «Исследование количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая» проведена оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая; исследованы характеристики и система управления китайским высшим образованием; а также проведен сравнительный анализ образовательной системы Китая и России.
В третьей главе «Направления совершенствования рынка образовательных услуг Китая» выявлены проблемы системы образования Китая и предложены пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая.
В заключении представлены результаты исследования и сделаны выводы и предложения.
Роль научно-технического прогресса велика в формировании и развитии современной модели развития Китая и обеспечении его устойчивого экономического роста.
Модернизировать модель экономического развития без изменений в системе образования невозможно. Необходимостью в современных условиях стало преобразование школ и высших учебных заведений.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников [8] и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами [5].
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
При этом популярность китайских образовательных услуг в ближайшие годы будет только расти, прогнозируют эксперты, отмечая, что качество обучения в Китае уже отвечает международным стандартам, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России.
Перед Китаем стоит задача, с которой не сталкиваются другие страны, - создать эффективную систему образования, соединяющей в себе качественное обучение и многовековую, многонациональную культуру.
Все вышеуказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Проблемами, связанными с развитием системы образования в КНР, занимались такие ученые как Гельбрас В.Г, Карлусов В.В., Ушаков И.В., Фридман Л.А., Мельянцев В.А., Попов В.В., Портяков В.Я., Бергер Я.М., Ларди Н., Фитуни Л.Л., Абрамова И.О., Деминцева Е.Б., Беляков С.А., Заяц О.В., Наумова С.А. и др.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение проблем и перспектив развития системы образования Китая.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- исследовать общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае, а именно, структуру и правовое обеспечение системы образования в Китае;
- оценка количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая;
- выявление проблем и направлений совершенствования рынка образовательных услуг Китая.
Объектом выпускной квалификационной работы является система образования КНР всех уровней и ее особенности.
Предметом исследования являются проблемы, сложившиеся в системе образования в начальной, средней и высшей школе, а именно неравномерное развитие образования и неравный доступ к образовательным услугам различных слоев населения.
В ходе исследования были изучены официальные документы КНР, выступления китайских руководителей, отчеты Министерства образования КНР, Национального статистического бюро КНР, а также статьи китайских исследователей, посвященные развитию образования в Китае.
В работе использованы документы и справочные материалы международных организаций, включая издания ЮНЕСКО (ежегодный «Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех» и «Всемирный доклад по образованию»).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа является исследованием проблем и перспектив образовательного рынка Китая и может служить основой для дальнейших научных разработок.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные пути совершенствования системы образования Китая и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2013 по 2017 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект, предмет, методы, теоретическую, практическую значимость и информационную базу проводимого исследования.
В первой главе «Общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае» исследованы роль системы образования в социально-экономическом развитии Китая и этапы ее развития; структура системы образования в Китае и ее правовое обеспечение.
Во второй главе «Исследование количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая» проведена оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая; исследованы характеристики и система управления китайским высшим образованием; а также проведен сравнительный анализ образовательной системы Китая и России.
В третьей главе «Направления совершенствования рынка образовательных услуг Китая» выявлены проблемы системы образования Китая и предложены пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая.
В заключении представлены результаты исследования и сделаны выводы и предложения.
Повышение уровня образования является ключевой движущей силой долгосрочного экономического роста любой страны. На сегодняшний день обсуждение проблем образования касается трех первоочередных вопросов: доступность образования; качество образования; финансирование и эффективность использования ресурсов системой образования.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами.
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
Руководство КНР неразрывно связало реформу образования с понятиями «развития» и «стабильности».
Современная система образования Китая основывается на законе КНР «Об образовании» (1995 г.) и включает следующие этапы: дошкольное образование, базовое школьное образование (начальные, средние и высшие школы), среднее специальное (профессиональное) образование, высшее образование.
Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени: дошкольное (дети с 3 до 5 лет); начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9 -летние системы); средняя школа (трехлетнее обучение); среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
По состоянию на 31 мая 2017 года в стране насчитывалось 2914 колледжей и университетов, из которых: 2631 институт (в том числе 265 независимых колледжей) и 283 взрослых высших учебных заведения.
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, на начало 21 века в стране уже существовало множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
«- 1137 вузов, где обучается 5,62 млн человек, в том числе 2,19 млн первокурсников;
- в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;
- открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн человек, в том числе 1,79 млн новичков;
- в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн человек;
- открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн учащихся (включая 1,73 млн студентов техникумов);
- в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;
- число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн, т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;
- школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;
- в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн.» [31]
Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира - 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 - 101-150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др.
Для достижения обозначенных целей правительством КНР определены следующие меры повышения качества управления учебными заведениями, осуществляющими обучение национальных меньшинств.
1. Ускорить распространение дошкольного образования.
2. Сбалансировать развитие обязательного образования.
3. Повысить качество преподавания в общеобразовательной средней школе старшей ступени.
4. Ускорить развитие среднего профессионального образования.
5. Улучшить размещение и структуру высшего образования.
6. Активно развивать непрерывное образование.
7. Обратить особое внимание на поддержку специального (коррекционного) образования.
8. Создать механизм, гарантирующий государственные вложения в образование.
9. Совершенствование нормативной системы целевых субсидий в поддержку базового образования.
10. Важно ускорить создание многоканальной системы вложений в образование. Эту меру можно осуществить на базе основного источника - государственных ассигнований, а также с помощью рыночных и иных рычагов.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами.
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
Руководство КНР неразрывно связало реформу образования с понятиями «развития» и «стабильности».
Современная система образования Китая основывается на законе КНР «Об образовании» (1995 г.) и включает следующие этапы: дошкольное образование, базовое школьное образование (начальные, средние и высшие школы), среднее специальное (профессиональное) образование, высшее образование.
Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени: дошкольное (дети с 3 до 5 лет); начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9 -летние системы); средняя школа (трехлетнее обучение); среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
По состоянию на 31 мая 2017 года в стране насчитывалось 2914 колледжей и университетов, из которых: 2631 институт (в том числе 265 независимых колледжей) и 283 взрослых высших учебных заведения.
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, на начало 21 века в стране уже существовало множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
«- 1137 вузов, где обучается 5,62 млн человек, в том числе 2,19 млн первокурсников;
- в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;
- открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн человек, в том числе 1,79 млн новичков;
- в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн человек;
- открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн учащихся (включая 1,73 млн студентов техникумов);
- в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;
- число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн, т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;
- школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;
- в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн.» [31]
Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира - 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 - 101-150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др.
Для достижения обозначенных целей правительством КНР определены следующие меры повышения качества управления учебными заведениями, осуществляющими обучение национальных меньшинств.
1. Ускорить распространение дошкольного образования.
2. Сбалансировать развитие обязательного образования.
3. Повысить качество преподавания в общеобразовательной средней школе старшей ступени.
4. Ускорить развитие среднего профессионального образования.
5. Улучшить размещение и структуру высшего образования.
6. Активно развивать непрерывное образование.
7. Обратить особое внимание на поддержку специального (коррекционного) образования.
8. Создать механизм, гарантирующий государственные вложения в образование.
9. Совершенствование нормативной системы целевых субсидий в поддержку базового образования.
10. Важно ускорить создание многоканальной системы вложений в образование. Эту меру можно осуществить на базе основного источника - государственных ассигнований, а также с помощью рыночных и иных рычагов.
Подобные работы
- Мировой рынок образовательных услуг и участие в нем России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Разработка обучающего модуля системы электронных закупок для нужд государственных и муниципальных организаций (на примере Центра бизнес-образования Сибирского Федерального Университета)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И УЧАСТИЕ В НЕМ
РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5050 р. Год сдачи: 2017 - Россия на мировом рынке образовательных услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Отраслевые рынки: мировой рынок образовательных услуг (Мировая экономика и международные экономические отношения, Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ СТРАН АТР
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Институционализация социального механизма взаимодействия рынка
труда и образовательных услуг в Алтайском крае
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



