Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ

Работа №69500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КИТАЕ
1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии
Китая и этапы ее развития
1.2. Структура системы образования в Китае 15
1.3. Правовое обеспечение образовательной деятельности в Китае 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И
КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА КИТАЯ
2.1. Оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая 28
2.2. Характеристика и система управления китайским высшим
образованием
2.3. Сравнительный анализ образовательной системы Китая и России ... 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ
3.1. Проблемы системы образования Китая 54
3.2. Пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Китайская Народная Республика (КНР) за последние годы признана лидером среди динамично развивающихся стран и достигла значительных экономических успехов. К 2030 г. Китай сможет обогнать США по такому показателю как «объем ВВП» (из доклада «Глобальные тренды 2030», Национальный разведывательный совет США).
Роль научно-технического прогресса велика в формировании и развитии современной модели развития Китая и обеспечении его устойчивого экономического роста.
Модернизировать модель экономического развития без изменений в системе образования невозможно. Необходимостью в современных условиях стало преобразование школ и высших учебных заведений.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников [8] и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами [5].
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
При этом популярность китайских образовательных услуг в ближайшие годы будет только расти, прогнозируют эксперты, отмечая, что качество обучения в Китае уже отвечает международным стандартам, а его стоимость меньше, чем в Европе, США и России.
Перед Китаем стоит задача, с которой не сталкиваются другие страны, - создать эффективную систему образования, соединяющей в себе качественное обучение и многовековую, многонациональную культуру.
Все вышеуказанное подтверждает актуальность данного исследования.
Проблемами, связанными с развитием системы образования в КНР, занимались такие ученые как Гельбрас В.Г, Карлусов В.В., Ушаков И.В., Фридман Л.А., Мельянцев В.А., Попов В.В., Портяков В.Я., Бергер Я.М., Ларди Н., Фитуни Л.Л., Абрамова И.О., Деминцева Е.Б., Беляков С.А., Заяц О.В., Наумова С.А. и др.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение проблем и перспектив развития системы образования Китая.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- исследовать общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае, а именно, структуру и правовое обеспечение системы образования в Китае;
- оценка количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая;
- выявление проблем и направлений совершенствования рынка образовательных услуг Китая.
Объектом выпускной квалификационной работы является система образования КНР всех уровней и ее особенности.
Предметом исследования являются проблемы, сложившиеся в системе образования в начальной, средней и высшей школе, а именно неравномерное развитие образования и неравный доступ к образовательным услугам различных слоев населения.
В ходе исследования были изучены официальные документы КНР, выступления китайских руководителей, отчеты Министерства образования КНР, Национального статистического бюро КНР, а также статьи китайских исследователей, посвященные развитию образования в Китае.
В работе использованы документы и справочные материалы международных организаций, включая издания ЮНЕСКО (ежегодный «Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех» и «Всемирный доклад по образованию»).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа является исследованием проблем и перспектив образовательного рынка Китая и может служить основой для дальнейших научных разработок.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные пути совершенствования системы образования Китая и выводы могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2013 по 2017 гг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, тех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, цель, задачи, объект, предмет, методы, теоретическую, практическую значимость и информационную базу проводимого исследования.
В первой главе «Общетеоретические аспекты образовательного процесса в Китае» исследованы роль системы образования в социально-экономическом развитии Китая и этапы ее развития; структура системы образования в Китае и ее правовое обеспечение.
Во второй главе «Исследование количественных и качественных характеристик образовательного рынка Китая» проведена оценка современного состояния рынка образовательных услуг Китая; исследованы характеристики и система управления китайским высшим образованием; а также проведен сравнительный анализ образовательной системы Китая и России.
В третьей главе «Направления совершенствования рынка образовательных услуг Китая» выявлены проблемы системы образования Китая и предложены пути развития и роста рынка образовательных услуг Китая.
В заключении представлены результаты исследования и сделаны выводы и предложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Повышение уровня образования является ключевой движущей силой долгосрочного экономического роста любой страны. На сегодняшний день обсуждение проблем образования касается трех первоочередных вопросов: доступность образования; качество образования; финансирование и эффективность использования ресурсов системой образования.
Китайское правительство провозгласили науку и образование «основой» социалистической модернизации и «корнем» дальнейшего развития китайского общества.
В Китае более 20 лет продолжается реформа высшего образования. Она началась в 1993 году, а в 1998 году был принят новый закон об образовании. Согласно положениям реформы, образование занимает первое место среди стратегических приоритетов развития страны, руководящая роль в образовании отводится Компартии, образование служит делу модернизации страны, в процессе реформирования системы образования используются достижения других стран и культур, финансирование осуществляется за счет государственных и негосударственных источников и рассматривается как инвестиции для обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами.
По прогнозам экспертов, к 2020 г. для эффективного управления быстрорастущей экономикой Китаю понадобится в 15 раз больше управленцев, чем сейчас.
Руководство КНР неразрывно связало реформу образования с понятиями «развития» и «стабильности».
Современная система образования Китая основывается на законе КНР «Об образовании» (1995 г.) и включает следующие этапы: дошкольное образование, базовое школьное образование (начальные, средние и высшие школы), среднее специальное (профессиональное) образование, высшее образование.
Структура получения знаний КНР не отличается от большинства европейских. Она включает следующие ступени: дошкольное (дети с 3 до 5 лет); начальная школа и неполная средняя (6+3, 5+4 или 9 -летние системы); средняя школа (трехлетнее обучение); среднее специальное образование (2 года после средней школы, или 4 года после неполной средней).
По состоянию на 31 мая 2017 года в стране насчитывалось 2914 колледжей и университетов, из которых: 2631 институт (в том числе 265 независимых колледжей) и 283 взрослых высших учебных заведения.
Признав образование стратегически важным для социально-экономического и политического развития страны, на начало 21 века в стране уже существовало множество многопрофильных и многоуровневых образовательных организаций:
«- 1137 вузов, где обучается 5,62 млн человек, в том числе 2,19 млн первокурсников;
- в 983 вузах открыты отделения аспирантуры, где обучается 219 тыс. соискателей, из них 79,62 тыс. были приняты в 2003 г., и в 2008 г. две трети выходят на защиты;
- открыто 1027 вузов для взрослых, где обучаются 3,91 млн человек, в том числе 1,79 млн новичков;
- в стране насчитывается 14198 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 19,38 млн человек;
- открыто 19121 средних профессиональных школ всех типов и уровней, в которых насчитывается 12,41 млн учащихся (включая 1,73 млн студентов техникумов);
- в средних школах первой ступени всей страны обучается 63,7 млн человек, 92,7 % окончивших начальные школы поступают в средние школы;
- число учащихся в начальных школах страны достигло 207,12 млн, т.е. 99,61 % детей школьного возраста ходят в школу;
- школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и в начальных школах, составили в конце 2007 г., соответственно, 2,32 % и 0,67 % от общего числа учащихся;
- в средних профессиональных школах для взрослых обучается 3,61 млн человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 89,54 млн.» [31]
Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира - 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 - 101-150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др.
Для достижения обозначенных целей правительством КНР определены следующие меры повышения качества управления учебными заведениями, осуществляющими обучение национальных меньшинств.
1. Ускорить распространение дошкольного образования.
2. Сбалансировать развитие обязательного образования.
3. Повысить качество преподавания в общеобразовательной средней школе старшей ступени.
4. Ускорить развитие среднего профессионального образования.
5. Улучшить размещение и структуру высшего образования.
6. Активно развивать непрерывное образование.
7. Обратить особое внимание на поддержку специального (коррекционного) образования.
8. Создать механизм, гарантирующий государственные вложения в образование.
9. Совершенствование нормативной системы целевых субсидий в поддержку базового образования.
10. Важно ускорить создание многоканальной системы вложений в образование. Эту меру можно осуществить на базе основного источника - государственных ассигнований, а также с помощью рыночных и иных рычагов.



1. «2010 nian jiaoyu gongzuo you naxie zhongdian renwu» («Каковы
основные задачи работы в образовании в 2010 г.»),2010 Quanguo «lianghui».
2. «Shenru tuijin jiaoyu gongping» («Поступательно продвигать справедливость в образовании» (2008 г.). - Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe, 2008.
3. «Zhong hua renmin gongheguo yiwu jiaoyu fa» («Закон КНР об обязательном обучении») - www.gov.cn.
4. «Zhong hua renmin gongheguo zhiye jiaoyu fa» («Закон КНР о профессиональном обучении») - www.jiaoshi.org.cn.
5. «Zhongguo jiaoyu fazhan baogao» («Доклад о развитии образования в Китае» 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.). - Beijing: Shehui kexue wenxian chubanshe.
6. «Великая Эпоха. The Epoch Times»: www.epochtimes.ru
7. «Китай» ежемесячный журнал. - М.: «Жэньминь Хуабао», 2017.
8. Atlas of International Student Mobility [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: http://www.atlas.iienetwork.org
9. Education and the Asian Surge. RAND Center for Asian Pacific Policy, 2017.
10. Education Counts. Benchmarking Progress in 19 WEI Countries. World Education Indicators 2017. Institute for Statistics, UNESCO.
11. Education Law of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinastudy.ru/university/info_for_students Institute of International Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.iienetwork.org
12. Global education Digest 2016. Comparing Education Statistics Across the World. Institute for Statistics, UNESCO.
13. Ministry of Education The People’s Republic of China [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/edoas/website18/en/ list.htm
14. OECD Review of T ertiary Education in China, 2017.
15. Regulations of the People's Republic of China on Chinese - Foreign Cooperation in Running Schools [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moe.gov.cn
16. Ross, Madelyn C. China's Universities Look Outward [Электронный ресурс]/ Madelyn C. Ross// Institute of International Education. - Режим доступа: http: //www.iienetwork. org/?p=Ross
17. Sun Yan-sen University [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sysu.edu. cn
18. Xiliang, Cui. Chinese language learning booms as world enters new era [Электронный ресурс] / Cui Xiliang // Beijing Language and Culture University. - Режим доступа: http://english.people.com.cn
19. Абрамова И.О. Африка: социально-экономическая мобильность населения и проблемы образования. - М.: Азия и Африка сегодня, 2016, №8, стр.40-45.
20. Агентство Синьхуа на русском языке: www.russian.xinhuanet.com
21. Акимов, Ю.П. Система образования КНР [Электронный ресурс] / Ю.П. Акимов // Министерство образования и науки РФ. Российское образование для иностранных граждан. - Режим доступа: http: //www.russia.edu.ru/information/met/edusys/1206/
22. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования - М.: МАКС Пресс, 2015
23. Бергстен Ф., Ларди Н. Китай: что следует знать о новой сверхдержаве. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2017.
24. Бондаренко Д.М., Деминцева Е.Б., Кавыкин О.И., Следзевский
И.В., Халтурина Д.А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации. - М.:
История и современность, 2014, №2, стр.153-183.
25. Боревская Н.Е. Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия. - М.: изд-во «Восточная литература» РАН, 2013.
26. Боревская Н.Е. Новые финансирования высшей школы в КНР: китайский опыт в российском контексте. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2012.
27. Боревская Н.Е. Реструктуризация финансирования системы образования в КНР. - М.: «Проблемы дальнего Востока» №2, 2011.
28. Боревская Н.Е. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ I вв. - М.: Российская Академия образования, Центральная Академия педагогических исследований КНР, 2015.
29. Всемирный Банк: www.worldbank.com
30. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2016. Преодоление неравенства: важная роль управления. - ЮНЕСКО, 2017.
31. Высшее образование в Китае [Электронный ресурс] // Коммерче-ский компас. - Режим доступа: http://www.allchina.ru/rus/edu/highedu.phpРусско-китайский фонд развития культуры и образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinastudy.ru
32. Гельбрас В.Г. КНР (статья из книги под ред. Королева И.С. «Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет» - М.: изд-во «Экономист», 2003.)
33. Журнал «Chinapro»: www.chinapro.ru
34. Жэньминь Жибао на русском языке: www.russian.people.com.cn
35. Информационный портал www.xian.qq.com
36. Информационный портал Allchina: www.allchina.com
37. Информационный портал о Китае China.com Ф^1^:
www.china.com.cn
38. Исследовательский центр Гонконгского университета Wah Ching Centre of Research on Education in China: www.hku.hk
39. Карлусов В.В. Китай: развитие вопреки мировому кризису - Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 4. - С. 191-200.
40. Карлусов В.В. Китай: эволюция стратегии догоняющего
развития. - 30 лет реформ в КНР: опыт, проблемы, уроки. Тезисы докладов XVII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (Москва, 22-24 октября 2016 г.). Часть I. - М.: ИДВ РАН, 2016.
41. Ленчук Е.Б. Целенаправленная поддержка инновационного развития. - Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями, глава 10- М., Инфра-М, 2016.
42. Максимцев И.А. Развитие социально-экономической
устойчивости общества». - С-Пб.: изд-во «Финэк», 2017.
43. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: изд-во «Астрель», 2014.
44. Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, эффективность, противоречия и перспективы // Азия и Африка сегодня. — 2016. — № 6. — С. 2-8.
45. Мильнер Б.З. Интеллектуальные ресурсы как объекты управления. - Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями, глава 14 - М., Инфра-М, 2013.
46. Официальный сайт министерства образования КНР: www.moe.edu.cn
47. Официальный сайт министерства финансов КНР: www.zhs.mof.cn
48. Официальный сайт ООН: www.un.org
49. Официальный сайт по образованию в КНР: www.jyb.cn
50. Официальный сайт правительства КНР: www.gov.cn
51. Официальный сайт Статистического Бюро КНР National Bureau of Statistics of China: www.stats.gov.cn
52. Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования. - VII Международная научная конференция «Модернизация экономики и государство». - М.: Высшая школа экономики, 2016.
53. Попов В.В. «Три капельки воды: заметки некитаиста о Китае». - М.: Дело, 2012.
54. Портяков В.Я. «Российско-китайские отношения современное состояние и перспективы развития». - Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск 18. - М.: ИДВ РАН.
55. Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы, перспективы. Доклад № 23/2015 / [И.Г. Дежина, Е.Н. Кузнецов, А.В. Коробков, Н.В. Васильев]; [гл. ред. И.С. Иванов]; РСМД. М.: Спецкнига, 2015. URL: http://www.russiancouncil.ru/inner/?id_4=7090#top- content
56. Сайт Негосударственного фонда поддержки образования в Китае The Zigen Fund: www.zigen.org
57. Сильвестров С.Н. Инновационное развитие и новая реальность. - Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями, глава 3 - М., Инфра-М, 2016.
58. Скавронская, Л.С. Образование в КНР: взгляд изнутри [Текст] / Л.С. Скавронская // Современные проблемы социально-культурного сервиса и туризма : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвя-щенной 5-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» 27-28 марта 2015 г.; под. ред. А.С. Брейтмана. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. - С. 140-144.
59. Су Сяохуань. Образование в Китае - реформы и новшества. - Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2014.
60. Томских А.А. Формирование региональных трансграничных научно-образовательных систем в условиях глобализации. - Пермь: 2015 г.
61. Тянь Сюеюань. Народонаселение Китая. - Пекин: Межконтинентальное изд-во Китая, 2015.
62. Фридман Л.А. Карамурзов Р.Б. Проблемы международных экономических сопоставлений (Китай, Россия и другие страны в геоэкономической картине мира). - М.: Журнал Россия XXI, № 4, с. 20-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ