Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки 8
1.1. Понятие гражданской идентичности младших
школьников 8
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования 13
гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
1.3. Дидактическая сказка как средство формирования 24
гражданской идентичности младших школьников внеурочной деятельности
Глава 2. Практическая работа по формированию гражданской
идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки 32
2.1. Диагностика уровня сформированности младших
школьников 32
2.2. Содержание работы по формированию гражданской
идентичности во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки 42
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 54
В нашем обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения проблемы формирования гражданской идентичности на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста с целью укрепления государства и объединения общества.
В формировании гражданской идентичности важная роль отводится образованию. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» сказано: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» (Абросимова, 2014, 42). Одной из приоритетных целей ФГОС НОО общего образования является формирование гражданской идентичности. Гражданская идентичность в контексте ФГОС НОО подразумевается как общероссийская гражданская идентичность (в Концепции духовно¬нравственного воспитания и развития в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан РФ принадлежности к российской нации, осознание своего российского гражданства.
В соответствии с Концепцией воспитания и духовно -нравственного развития основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - приоритетные нравственные установки и моральные ценности, которые существуют в семейных, культурных, религиозных, социально -исторических традициях многонационального народа РФ и передаются от поколения к поколению, и общая историческая судьба.
У детей в младшем школьном возрасте происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере исторических ценностей, возникновению межнациональных конфликтов. В начальных классах осуществляется активный процесс накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, жизни общества, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства определяют поступки, выражают отношения к окружающему миру, преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, выступают в качестве мотивов поведения. Анализ исследований таких авторов, как И.В. Вилкова, Т.В. Литвин, А.А. Логинова, Р.Ю. Шикова, позволил нам определить, что формирование гражданской идентичности в младшем школьном возрасте предполагает формирование следующих её структурных компонентов: поведенческого, эмоционально-оценочного, когнитивного и ценностно¬ориентировочного (Бабанский , 1998, 213).
Формированию российской гражданской идентичности у учащихся в нашей стране, в частности, у учащихся начальной школы, уделяется большое внимание: определен российский воспитательный идеал, в ФГОС начального общего образования формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, которые способствуют этому процессу. Несмотря на это, технология формирования российской гражданской идентичности требует детальной проработки. Наиболее приемлемым с социальной точки зрения представляется такой подход, при котором формирование российской гражданской идентичности воспринимается как приоритетное, однако одновременно признается важность и ценность поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся. Психолого-педагогической основой формирования гражданской идентичности в образовательном процессе школы является системно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б.Ф.Ломов, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин). Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (включая внешкольную деятельность). Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе. Необходима планомерная работа по гражданско - патриотическому воспитанию младших школьников. Наиболее оптимальным является реализация и создание программ внеурочной деятельности, которые бы позволяли решать в единстве задачи нравственного воспитания учащихся и формирования гражданской идентичности. В системе ФГОС НОО формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности происходит через приобщение школьника к духовному наследию страны. Когда усвоение традиционных, демократических и гуманистических ценностей многонационального российского общества становятся личными убеждениями школьника.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения эффективной педагогической технологии, направленной на формирование гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
Существующая потребность в формировании представлений о гражданской идентичности, обозначенная в Федеральном государственном образовательном стандарте и возникающая во внеурочной деятельности в начальной школе, определяет тему нашего исследования - формирование гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности младших школьников
Предмет исследования - педагогические условия формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
Гипотеза исследования: в основу квалификационной работы
положено предположение о том, что, формирование гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки будет эффективным при следующих условиях :
• включение учащихся в исследовательскую деятельность в
процессе изучения национальных символов страны;
• включение во внеурочную деятельность приема сочинения дидактических сказок детьми.
Исходя из цели исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Обосновать понятие «гражданская идентичность»;
2. Определить психолого-педагогические особенности формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности;
3. Выявить особенности дидактической сказки как средства формирования гражданской идентичности младших школьников ;
4. Провести практическую работу по формированию гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений псхолого-педагогической, методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
Экспериментальная база исследования:
МБОУ «Борисовская СОШ №1 им. А.М. Рудого» Белгородской области, Борисовского района, 2 «Б» класса.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение , библиографический список , приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определена проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие гражданской идентичности, психолого - педагогические особенности формирования гражданской идентичности, дидактическая сказка как средство формирования гражданской идентичности.
Вторая глава содержит описание практической работы по формированию гражданской идентичности у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе дидактической сказки.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложение помещены тексты дидактических сказок
Практическая значимость работы состоит в том, что она вооружает учителей младших классов теоретически обоснованной методикой по формированию гражданской идентичности младших школьников и может быть использована учителями начальных классов в своей профессиональной деятельности.
Подведем основные итоги по результатам выпускной квалификационной работы. В современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В современной школе формированию гражданской идентичности у младших школьников уделяется большое внимание.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, способствующие этому процессу. Осуществление данного процесса в практической деятельности требует обращения к основным категориям исследования: идентичность и
гражданская идентичность. Идентичность - это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Гражданская идентичность - это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл. Таким образом, гражданская идентичность может рассматриваться c двух разных точек зрения:
1) осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;
2) феномен индивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства. Гражданская идентичность в этом случае выступает как одна из многих категорий, наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Функция гражданской идентичности заключается в реализации базисной потребности личности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью. Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся.
Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально-активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной.
Основными направлениями воспитания гражданской идентичности учащихся в образовательном процессе являются: духовно -нравственное и ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитания. Показателями сформированности гражданской идентичности у младших школьников выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.
Формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников могут быть различны:
- в учебной деятельности - интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой, заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами -героями и др.;
- во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках, знакомство с различными дидактическими сказками, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений. Таким образом, организация работы по формированию основ гражданской идентичности у младших школьников предполагает отбор учебного материала, позволяющего формировать когнитивный компонент основ гражданской идентичности в ходе изучения предусмотренных программой начальной школы предметных областей, проведения бесед гражданско-патриотической направленности на классных часах, подготовки и проведения воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам.
1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия / К.А. Абросимова //«Гражданская идентичность». - 2000. - № 3. - С. 42-45.
2. Бабанский Ю.К. Развитие гражданской идентичности / Ю.К. Бабансский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 136 с.
3. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность / И.В. Вилкова // 1 сентября. - 2005. - № 23 - С. 12-20.
4. Григорьев Д.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования / Д.В. Григорьев. - 2-е изд., стер. - Самара: Учебная литература: Федоров, 2012. — 128 с.
5. Деменева Н.Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра". 1 -4 классы/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина//Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 6-40 с.
6. Деменева Н.Н. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина// Начальная школа. - 2004. - № 2. - с.34-38.
7. Деменева Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета - 2014. - №4. С- 6.
8. Диева А.Б. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета - 2014. - №4. - С.6.
9. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. - 2013.- № 11. - C. 35-42.
10. / В.В. Желтов, М.В. Желтов,- М.: Просвещение, 2006. - 622 с.
11. Иванова Н.Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н.Л Иванова. - Вопросы психологии , 2008. - 176 с.
12. Ильинская Н.Л. Воспитание гражданской идентичности у младших школьников на основе краеведческого материала / Н.Л. Ильинская.
- М.: ВЛАДОС, 2013. - 455с.
13. Караханова, Г.А., Панахова, А.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников . - 2013. - С. 22¬
14. Караханова, Г.А., Оруджалиева, Е.Е., Панахова, А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников//-2015. -С.151-154.
15. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания в Росии/ Е.Н. Лагодина // Первое сентября. - 2003. - № 16.
16. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа. - 1993. - №7. - С. 53-60.
17. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. - Л.: ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1989. - 167 с.
18. Одегова, В.Ф. Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы - нижегородцы!»//Организация внеурочной деятельности младших школьников. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 - с. 49 - 77.
19. Рубинштейн С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн // Школа и производство. - № 8. - 1999. - С. 22-30.
20. Гребнева В.В. Психология для кураторов: Учебное пособие / В.В. Гребнева. - Белгород, 2006. - 202 с.
21. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.
- М.: Просвещение, 1986.
22. Самсонова Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения / Е.К Самсонова // Первое сентября. - 2003. - № 22.
23. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. -288 с.
24. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики / С.А. Конева // Начальная школа + до и после. - 2006. - № 10. - С. 36-40.
25. Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.п.н.: спец. 13.00.01 / И.В. Суколенов - М.: 2001.- 45 с.
26. Краткий психологический словарь / Абраменкова В.В., Аванесов В.С., Агеев В. С. и др. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
27. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 2 Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности / под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1982. - 190 с.
28. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб. - Питер, 2004. - 583 с.
29. Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.Д. Марцинковская. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.
30. Тивикова, С.К. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы. / С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина. - Н.Новгород, 2014.- 3-е изд., испр. и доп.- 84 с.
31. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс / Р.С. Немов. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
32. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 688 с.
33. Общая психология / сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
34. Плотникова, Н.А. Развитие пространственного воображения методом интеграции изобразительного искусства и оригами / Н.А. Плотникова // Начальная школа + до и после. - 2004. - № 7. - С. 45-51.
35. Пышкало А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: пособие для учителей / А.М. Пышкало. Изд. 2 -е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 208 с.