ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Экономическая сущность понятия «экономическая
безопасность» 7
1.2. Угрозы экономической безопасности государства: сущность,
виды 15
1.3. Методические подходы к оценке уровня экономической безопасности
государства 21
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕЗЕ ОСНОВНЫХ ПОДСИСТЕМ 38
2.1. Оценка макроэкономической, инвестиционно-инновационной,
финансовой и внешнеэкономической безопасности РФ 38
2.2. Оценка производственной, демографической и социальной безопасности
РФ 50
2.3. Оценка энергетической и продовольственной безопасности РФ 57
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ УГРОЗ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 69
3.1. Финансово-экономический кризис и экономическая безопасность стратегия как главный инструментобеспечения экономической безопасности
России 76
3.3. Механизмы обеспечения экономической безопасности России 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблемы обеспечения экономической безопасности России не случайно привлекают к себе все более пристальное внимание. Вначале, глубокий системно-трансформационный кризис 1990-х гг., основными негативными последствиями которого стали деградация и криминализация российской экономики, значительные' масштабы внешней задолженности, обнищание большей части населения, поставил страну на грань выживания. Затем выход России на траекторию устойчивого развития был прерван мировым финансово-экономическим кризисом, который со всей очевидностью показал отсутствие внутренних механизмов роста российской экономики, зависимость экономического благополучия страны от внешних факторов.
Общая положительная динамика макроэкономических показателей, наблюдающаяся в России в предкризисный период, создавала ощущение благополучия и не способствовала реализации кардинальных шагов в области преодоления внутренних угроз, связанных с отсталостью отраслевой структуры и технико-технологической базы отечественной экономики, несовершенством ее организационной архитектуры, неконкурентоспособностью большинства предприятий обрабатывающих отраслей, возрастающими разрывами в уровне регионального развития, наличием ряда острых социальных проблем. Нерешенность внутренних проблем российской экономики привела к тому, что при наличии значительных территорий и запасов природных ресурсов, ключевого геополитического положения и все еще сохраняющегося научно-технического потенциала, Россия так и не смогла занять достойного места в современной мировой системе. Страна продолжает находиться в жесткой зависимости от крупного международного капитала, закрепляющего ее на периферии мировой экономики в качестве источника сырья и дешевой рабочей силы.
Положение усугубляется и вследствие противоречивых последствий процесса глобализации мирового хозяйства, приводящего к усложнению условий экономической деятельности, ужесточению борьбы за ресурсы, рынки сбыта, возможности наращивания прибыли. В этой связи, перед каждой страной все более остро стоит вопрос - сможет ли она защитить свои интересы и реализовать сравнительные преимущества в глобальном экономическом пространстве. В достижении высокого уровня экономической безопасности России совершенствование управления социальной сферой являться неотъемлемой её частью. Достойный уровень жизни людей с высокоразвитой наукой, образованием, здравоохранением, культурой и спортом, стабильность политических и гражданских институтов, отсутствие этнических конфликтов определяют успешное социально-экономическое будущее страны. Для подъёма уровня социальной сферы страны в развивающемся мире требуется поиск более совершенных механизмов управления, способных распознать надвигающиеся угрозы экономической безопасности в социальном секторе и своевременно их нейтрализовать или, по крайней мере, ослабить угрожающее воздействие. Этому способствует разработка индикативных прогнозов социально-экономического развития страны, где статусу основных социальных индикаторов должно отводиться приоритетное значение, и с их помощью проводиться постоянный мониторинг количественных и качественных оценок по предупреждению возникновения угроз в социальной сфере.
Масштабы объективно существующих внутренних и внешних угроз выдвигают проблемы экономической безопасности на авансцену общественной жизни, а их решение становится одним из важнейших приоритетов государственной политики, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Между тем единство мнений в понимании сущности экономической безопасности страны и механизмов ее обеспечения до сих пор не достигнуто, что препятствует формированию адекватной методологической базы исследований в данной области.
Представляется, что давно назрела необходимость более широкого использования в подобных исследованиях методологических положений теории конфликтологии, неоинституционализма, а также поведенческих имитационных моделей, основанных на качественной теории игр. Одновременно требуют развития и традиционно используемые в социально-экономических исследованиях положения теории системологии. Зачастую исследования экономической безопасности осуществляются в рамках построения проблемосодержащих систем. При этом не решается методологическая проблема перехода к формированию на их основе систем проблеморазрешающей направленности.
В сложившихся условиях предпринимаемые на практике шаги далеко не всегда оказываются последовательными и бесспорными, а принимаемые на государственном уровне стратегии так и не находят реального воплощения.
Объектом исследования является система показателей, характеризующих комплексную экономическую безопасность Российской Федерации.
Предметом исследования являются экономические процессы, явления, факторы, оказывающие непосредственное влияние на экономическую безопасность государства.
Цель дипломной работы является разработка мероприятий по снижению угроз комплексной экономической безопасности государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать теоретические основы оценки комплексной экономической безопасности государства;
- проанализировать показатели, комплексно характеризующие систему экономической безопасности РФ;
- обосновать мероприятия по снижению угроз экономической безопасности РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследований составили основные положения экономической безопасности государства, а также концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых по вопросам комплексной экономической безопасности, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления комплексом экономической безопасности РФ, законодательные и нормативные акты, стандарты, рекомендации по вопросам реформирования и повышения экономической безопасности государства.
Информационную базу исследования составили государственные и отраслевые стандарты, материалы периодической печати, электронные базы данных и периодические электронные издания в сети Интернет, статистические сборники.
При обработке аналитического материала и оформлении работы использовались пакеты прикладных программ MicrosoftExcel, MicrosoftWord и др.
Структура дипломной работы. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенные в работе исследования комплексной оценки экономической безопасности государства позволили сделать следующие выводы.
Экономическая безопасность - это обеспечение такого состояния защищенности жизненно важных интересов национальной экономики Российской Федерации и ее объектов безопасности от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается поступательное, сбалансированное, равновесное и устойчивое развитие экономики, повышается уровень благосостояния населения, и сохраняется социально-политическая стабильность общества, при которой народ может суверенно без вмешательства и давления извне определять модели и пути своего экономического развития. Это также способность экономической системы государства обеспечивать решения возникающих социально-экономических проблем и задач, удовлетворять в необходимых размерах и соответствующего качества жизненные потребности общества в случае экономического и финансового кризиса, давления извне и действий деструктивных сил внутри государства, а также возможности национальной экономики обеспечить в определенные сроки необходимые экономические потребности военной организации, населения, регионов и территорий государства в случае военной агрессии, чрезвычайных ситуаций, создать необходимые стратегические запасы и резервы, сохранить свое функционирование и живучесть на период военного положения.
Эффективность внешней политики государства зависит от четкости формулирования национально-государственных интересов и выбранных средств их реализации. Следовательно, в широком смысле безопасность представляет собой создание благоприятных условий для развития и самореализации всех членов обществ, обеспечение их жизни, свободы и собственности от любых посягательств со стороны отдельных личностей, организаций и государств. В свою очередь национальную безопасность можно определить как определенное состояние институтов государства, обеспечивающее эффективность их функционирования, направленную на поддержание оптимальных условий жизнедеятельности и развития индивида и общества в целом.
Экономическая безопасность это комплексная, сложная, многофункциональная система, противодействующая действиям внешних и внутренних возмущающих негативных факторов с целью недопущения дестабилизации и деградации финансово-экономической и социальной системы государства. Для нее свойственны в процессе функционирования, взаимодействия факторов, которые определяют ее поведение и взаимодействие прямых и обратных связей, обеспечивающих ее устойчивость, смену структуры и параметров, исходя из уровня, масштаба и интенсивности угроз финансово-экономической и социальной системы государства, нейтрализация влияния негативных факторов, а также обеспечение адаптированности системы экономической безопасности к внешней среде.
Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства и общества. В условиях формирования рыночной экономике сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.
Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:
Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны российского общества и каждого гражданина в отдельности Можно без преувеличения утверждать что разработка проблем обеспечения гарантированной внутренней и внешней безопасности страны всех ее аспектов и особенно экономической безопасности.
Обеспечение экономической безопасности всегда предполагает разработку и реализацию антикризисной стратегии. Ключевым моментом данной стратегии как раз и является то, что она основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.
Эта стратегия призвана способствовать развитию национальной экономики, повышению уровня и качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа России.
Для обеспечения экономической безопасности России должен эффективно функционировать постоянно действующий механизм оценки угроз экономической безопасности и защиты национальных интересов в сфере экономики и финансов, представляющий собой систему управленческих процедур, позволяющих государству эффективно поддерживать свою экономическую безопасность.
Он включает в себя следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению, прогнозированию и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.
Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без оценки её текущего уровня, угроз и возможностей, а оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года
№ 683«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-
bezopasno st- site-dok. html
2. Абалкин, Л.И. Избранные труды: В 4-х тт. -Т. IV: В поисках новой стратегии: К цели через кризис / Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2013. -799 с.
3. Атаманов, Г.А. Азбука безопасности. Исходные понятия теории безопасности и их определения // Г.А. Атаманов. - Защита информации. Инсайд. -2012. -№ 4. -С. 16-21.
4. Афонцев, С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу / С. Афонцев // Мировая экономика и международные от- ношения. - 2012. - № 10. - С. 30-39.
5. Бастрыкин, А. Об экономической безопасности и финансовой стабильности государства / А. Бастыркин// Защита и безопасность. -2016. - № 1.
6. Божечкова, А.В. Анализ факторов динамики реального валютного курса рубля /А.В. Божечкова. -М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. -96 с. -(Научные доклады: экономика).
7. Ващелюк, Н.В. Нестандартные меры монетарной политики: международный опыт и российская практика / Н.В. Ващевлюк. -М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. -110 с.
8. Выступление В.В. Путина на заседании Совета Безопасности РФ
03.07.2015 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:
http://www.scrf. gov.ru/news/929.html
9. Глазьев, С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике / С.Ю. Глазьев-М., 2008. - 132 с.
10. Глобальная система на переломе: пути к новой нормальности, прогноз /под. ред. Сенокова В.К.-М.: ИМЭМО им. Е.М. Примакова, 2016. -31 с.
11. Гордиенко, Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учеб.-метод. Пособие / Д.В. Гончаренко-М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012.224 с.: ил.
12. Громыко, Ю. Оружие, поражающее сознание, -что это такое
[Электронный ресурс] / Режим доступа:-http:// www1.df.ru/
Доклад о денежно-кредитной политике. -Вып. № 1 (13). -М.: Банк России, 2016. -63 с.
13. Евдокимова, Т.В. Влияние реального курса рубля на
экономическую активность в России / Т.В. Евдокимова / Т.В. Евдокимова- М.: Издательство Института Гайдара, 2013. -164 с.: ил. -(Научные труды).
14. Илларионов, А. Критерии экономической безопасности / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 35-57.
15. Иностранный капитал в России -пятая колонна [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http:// voprosik.net/inostrannyj-kapital-v-rossii-
pyataya-kolonna/
16. Информационно-аналитический сборник Центрального Банка России. // Доклад о денежно-кредитной политике -2015. -№ 3 (11) сентябрь. -М., 2015.
17. Информационно-аналитический сборник. Доклад о денежно- кредитнойполитике //Безопасность.-2016, март. -Вып. 1 (13). -63 с.
18. Ипатова, И. Тенденции экономического развития стран-
партнеров России поЕАЭС в 2015 г. [Электронный ресурс] / И. Ипатова. - Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - М., 2016.Режим доступа:
http://inosmi.rU/russia/20150731/229359489.html#ixzz3hTG80zl2
19. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант пер. с нем. -М.: Эксмо,
2015. -736 с.
20. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. -М.: ГУ ВШЭ, 2012.
21. Клепач, А.Н. Ансамбль экономических волн или турбулентная гипотеза экономики / А.Н. Клепач // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. -2015. - № 6. - 304 с.
22. Ковалев, В. Если завтра война... Аналитический доклад клубу «Аналитика» / В. Ковалев, С. Малков, Г. Малинецкий.-М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. -296 с.
23. Кротов, М.И. О диалектике европейской и евразийской интеграций / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. -2014. - № 4 (52). - С. 15-18.
24. Кротов, М.И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ (очерки) / М.И. Кротов. -СПб.: Издательский дом С.- Петерб. гос. ун-та, 2011. -292 с.
25. Кротов, М.И. Политическая экономия либерального консерватизма -методологическая основа антикризисной стратегии / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 2 (30). - С. 9-15.
26. Кротов, М.И. Проблемы модернизации экономики России в условиях евразийской интеграции / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 1 (45). -С. 18-21
27. Кротов, М.И. Антикризисная модель экономического развития России / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. -2015. - № 2. - С. 7-14.
28. Кротов, М.И. Об антикризисной монетарной стратегии экономического развития России / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3. - С. 17-26.
29. Кротов, М.И. Антикризисные меры сквозь призму национальной безопасности России / М.И. Кротов // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4. -С. 23-34.
30. Кротов, М.И.Экономическая безопасность России:
Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. - 336 с.
31. Кругман, П. Выход из кризиса есть / Пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2013. - 320 с.
32. Ладыгин, Ф.И. США-Россия: партнер или противник / Ф.И. Ладыгин. -М.: Куликово поле, 2014. - 432 с.
33. Орлова, А.В. Экономическая безопасность современной России: состояние и перспективы // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества : материалы IV междунар. науч.- практ. конф., посвященной 140-летию со дня основания НИУ БелГУ, Белгород, 25 нояб. 2015 г. / НИУ БелГУ ; под науч. ред. Е.В. Никулиной. - Белгород, 2016. - С. 406-410.
34. Сенчагов, В. Экономическая безопасность России/ В. Сенчагов// ЭКО. - 2007. - № 5. - С. 2-20.
35. Сенчагов, В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России/ В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2012. - № 8. - С. 64-79.
36. Тамбовцев, В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы / В.Л. Тамюовцев// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 3-9.
37. Экономическая безопасность хозяйственных систем / Под общей ред. А.В. Колосова. М: Изд-во РАГС. 2012. - 531 с.
38. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 768 с.
39. Статистика СНГ. Статистический бюллетень. - 2012. - № 10.
40. Статистика СНГ. Статистический бюллетень. - 2015. - № 1 (544).
- 148 с.
41. Статистика. Экономическая статистика. Национальное богатство [Электронный ресурс]- Режим доступа:www.Grandars.ru
42. Статистический бюллетень Банка России. - 2015. - № 6 (265). - 312 с.
43. Статистический бюллетень Банка России Электронный ресурс]-
Режим доступа:. - 2015. - № 11 (270). -
http: //www.cbr.ru/publ/bbs/bbs 1511r.pdf
44. Статистический бюллетень Банка России. - 2016. - № 3 (274). - 308 с.
45. Статистический бюллетень Банка России. - № 6 (265). - М., 2015.
- 312 с.
46. Экономическая безопасность России. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. -4-е изд. (эл.). -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 815 с.
47. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В.К. Сенчагова. -2-е изд. -М.: Дело, 2015. -896 с.
48. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Под науч. ред. Т.Р. Ореховой. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 105 с.
49. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под. ред.В.А. Богомолова.- М.:Издательство Сфера, 2015. - 562 с.
50. Экономическая безопасность: учебник для вузов / под общ. ред. Л.П. Гончаренко, В.В. Панькова Ф.В. Акулинина. -М.: Издательство Юрайт,
2016. - 478 с. -(Серия:Специалист).
51. Эрхард, Л. Полвека размышлений / Л. Эрхард. -М.: РУСИКО- Ордынка, 2013. - 400 с.
52. Югай, Т.А., Мировой опыт использования центральными банками инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях финансового кризиса 2008-2014 годов // Науковедение. - 2014. - Вып. 6 (25).