Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А. Бердяева

Работа №6946

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы125стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
816
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Истоки гуманистических идей и свободомыслия
Н. Бердяева 10
1.1. Отечественные влияния: Л. Толстой, Ф. Достоевский,
Вл. Соловьев 10
1.2. Западные влияния: К. Маркс, Г. Ибсен, Ф. Ницше 24
Глава 2. Свобода человека как знак его высшего достоинства
и творческой сущности 30
2.1. Корни человеческой свободы 30
2.2. Гуманистические аспекты учения об объективации 36
2.3. Религиозно-гуманистический смысл творчества 58
Глава 3. Социальные аспекты религиозно¬гуманистических установок Н. Бердяева 71
3.1. Либерализм и борьба за достоинство человека 71
3.2. Гуманистические аспекты христианского модернизма 87
Заключение 117
Литература 119


Актуальность темы исследования. Россия вновь находится на перепутье. Возможные альтернативы развития, по существу, не новы. При этом в общественном сознании твердо укоренилась мысль о необходимости раскрепощения творческих сил человека и о защите человеческой личности как безусловной ценности исторического бытия.
Гуманистическая традиция всегда присутствовала в русской культуре (64; 31; 49; 52; 73). Сегодня важно актуализировать это бесценное наследие, постараться обогатить повседневную жизнь гуманистическими идеями наших великих соотечественников.
Нередко можно услышать, что гуманизм есть явление западной либеральной культуры и что либеральный индивидуализм чужд отечественной, преимущественно коллективистской, традиции. На это можно возразить, что национальная культурная традиция не есть нечто застывшее и не подверженное изменению. Любая традиция более или менее динамична, даже если в обществе господствуют консерваторы, рьяно проповедующие изоляционизм. Россия же на протяжении всей своей истории была вовлечена в мировой исторический процесс, старалась активно на него воздействовать, но и сама становилась объектом воздействия, в том числе и культурного. Кроме того, и показать это - одна из целей работы, в отечественной культуре тема свободы и достоинства человека была одной из главных тем и русская культура, таким образом, развивалась в русле общемировой гуманистической традиции, другое дело, что в России гуманистические идеи не всегда были востребованы.
При изучении русской философии конца XIX - начала XX вв. в основном подчеркивались ее религиозные особенности, причем не всегда правомерно выделялся именно религиозный характер этого феномена, понимаемого как чуть ли не возврат к каноническому православию. Изучение философии Бердяева в этом смысле не являлось исключением. Между тем внимание исследователей не было достаточно привлечено к изучению гуманистических, либеральных по существу, попыток обновить христианство, актуализировать в нем именно антропоцентристские и персоналистические аспекты, своеобразно "очеловечить" его, приблизить религию к ценностям и нуждам меняющегося, все более светского (секулярного) общества. Вместе с тем, в русской религиозной философии рубежа веков явственно присутствовал гуманистический элемент, тенденция возвысить в рамках христианства достоинство человека, особенно его свободу и все виды творчества.

4
Была сильно выражена попытка модернизации христианства на основе, по сути, либеральных ценностей. Это актуально сегодня, когда религия активно претендует на то, чтобы заполнить идейный вакуум, образовавшийся после отхода от принципов коммунизма. О гуманистических ценностях отечественной культуры важно напомнить, когда религиозная нетерпимость с немалой вероятностью может стать печальным фактором в повседневной жизни.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Бердяев называл себя верующим человеком. Вся его критика исторического христианства объясняется только одним — искренним желанием исправить "ошибку" христианства, привести церковные каноны в соответствии с изначальной чистотой, до испытания их объективацией . Можно сказать и по-другому, творчество Бердяева, как и творчество других русских мыслителей начала 20 века, отражало попытку модернизировать христианство таким образом, чтобы оно вобрало в себя многие гуманистические идеи. Это, по мнению Бердяева, возможно лишь экспрессивно, на основании личного экзистенциального опыта.
На этой основе Бердяев стремился перейти от исторического христианства к христианству эсхатологическому, "обращенному к свету грядущему".(25, с.256) "К свету грядущему", значит, к грядущей эпохе свободного духовного творчества благодатью просветленных личностей сокровенно, интуитивно постигающих Божественную драму и дерзающих дать творческий ответ на зов Божьей любви. Переход к эсхатологическому христианству означает признание того, что Бог человечен и Человек является Его Другим. В свете этой изначальной истины необходимо по-новому взглянуть на мир и человека, вернее, на мир человека, в ко¬тором находится и который объемлег Бог. Следует сказать, что эсхатология к гуманизму никакого отношения не имеет, но, возможно, то, что Бердяев так часто обращается к теме мировой эсхатологии, объясняется трагизмом отечественной истории начала XX века.
Философские доктрины часто переживают в истории драматическую судьбу. Декларация тех или иных положений до неузнаваемости искажается тогда, когда их пытаются претворить в жизнь. Причем, происходит это как бы помимо воли людей. Не удалось избежать такой участи и христианству. В историческом христианстве Дух оказался подчинен Кесарю. Христианская церковь оказалась консервативной структурой, сковавшей творчество человека жесткими регламентациями и мелочной опекой. Историческое христианство носит ярко выраженный репрессивный характер и в целом не было рассчитано на людей с высокими духовными притязаниями, но ориентировано на средний уровень. В христианстве также был ослаблен профетический элемент. Такое христианство унижало и искажало облик человека, проведя скорее к атеизму, чем к вере.
Искажению подвергся и гуманизм. Предельными полюсами этого искажения, по мнению Бердяева, явились ницшеанство и марксизм.



1. Андреева Л.Л. Религиозно-философские искания во французской и русской культуре (Франция второй половины XIX века, Россия первой половины XX века): 24.00.02; Автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата наук; Философские науки/ Рос. гос. гуманитар, ун-т. М.: 1998.
2. Бараусова Л.В. Синергетическая парадигма как основа формирования нового плане¬тарного сознания // Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000г. - М.: Россий¬ское гуманистическое общество, 2000.
3. Бердяев Н.А. Генрих Ибсен // Бердяев Н.А. Философия творчества культуры, искус¬ства. В 2т.: т.2. - М.: Искусство, 1994.
4. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
5. Бердяев Н.А. Истина и откровение. - СПб.: РХГИ, 1996.
6. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. YMKA-PRESS, 1955г. - М.: Наука, 1990.
7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.Бердяев о русской философии - ч.1.
- Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.
8. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. // Н.Бердяев о русской философии.
— ч. 1-Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.
9. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Канон +, 1999.
10. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993.
11. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. — Париж: YMKA - PRESS,
1947.
12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии //Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.
13. Бердяев Н.А. Основная идея Вл.Соловьева // Н.Бердяев о русской философии. - ч.2. -Свердловск: Изд-во Уральского университета. 1991.
14. Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев Н.А. Фи¬лософия творчества, культуры, искусства. В 2г.: т.2 - М.: Искусство, 1994.
15. Бердяев Н.А. Пути гуманизма // Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к

j 20
критике Откровения. - СПб.: РХГИ. 1996.
16. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала
XX века // О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990.
17. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Книга. 1991.
18. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990.
19. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творче¬ства. - М.: Правда, 1989.
20. Бердяев Н.А. Ставрогин // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусст¬ва. В 2т.: т.2 - М.: Искусство, 1994.
21. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994 .
22. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.— М.: Республика, 1994.
23. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.
24. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995.
25. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бер¬дяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика , 1993.
26. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.
27. Беркс Джеймс X. Пьер Тейяр де Шарден // "Здравый смысл", 1998/99, №10.
28. Бондарева Я.В. Христианское содержание философии Н.А.Бердяева : Автореф. дис. канд. наук; Философские науки: 09.00.03 / Моек Ломоносова. Дис. совет К 053.05.64 по фи- лос.. - М., 1998. -24 с. пед.ун-т,- М., 1997.
29. Борзенко И.М. Ноосферный гуманизм: от мироощущения к миропониманию // Нау¬ка и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной науч¬ной конференции. - Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000г. - М.: Российское гуманистическое общество, 2000.
30. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995.
31. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. - М.: Мысль, 1992.
32. Вишнякова О.В. Этика Бердяева. -М.: Гардарики, 2000.
33. Вригт, Г.Х. фон. Три мыслителя: Эссе / Пер. со швед. Коваленко Г.М.; Ин-т Фин¬ляндии в Санкт-Петербурге,- СПб.: Рус. - Балт. Информ. Центр БЛИЦ, 2000.
34. Георгиевский Т.П. Завет Преподобного Сергия. - М., 1893 // Русская Православная Церковь. 988-1988. Очерки истории I-XiX вв. Выпуск первый. - Изд. Московской патриар¬хии, 1988.

121
35. Гивишвили Г. Феномен гуманизма. - М.: Российское гуманистическое общество,
2001.
36. Гинзбург В. Л.. Кувакин В.А. Международное гуманистическое движение и "Гума¬нистический манифест 2000" //Современный гуманизм: Документы и исследования. - М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
37. Гиппиус З.Н. Воспоминания о религиозно - философских собраниях // "Наше на¬следие". 1990. №4.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ