Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №69451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Становление и развитие фонематического анализа и синтеза у детей в
онтогенезе 6
1.2. Особенности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с
общим недоразвитием речи 15
1.3. Анализ методических подходов по формированию фонематического
анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитие речи 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
2.1. Организация исследования и анализ результатов обследования
фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию фонематического
анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать в речевом развитии от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что является основой для овладения письмом и чтением.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н.И.Жинкин, П.Х.Швачкин, Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме общего недоразвития речи и его коррекции (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, С.Н. Сазонова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.). Во многих исследованиях приводятся данные об особенностях развития фонематических процессов у детей с ОНР дошкольного возраста и предлагаются методические рекомендации по преодолению фонематических нарушений (А.М. Горчакова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Н.А. Лукина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, М. Ф. Фомичева, С. Н. Шаховская и др.).
В связи с вышесказанным выбранную нами тему исследования «Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» можно рассматривать как актуальную.
Проблема: какова специфика коррекционной работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: совершенствование логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования фонематического анализа и синтеза.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза.
Гипотеза: коррекционная работа будет успешной при осуществлении следующих принципов: поэтапной работы, обходного пути и комплексного подхода, использование наглядности и дидактических игр.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования, нами поставлены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы на основе анализа теоретической и методической литературы;
2) изучить специфику формирования навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать методические рекомендации по формированию
фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные методы (сравнительный); методы сбора эмпирических данных (эксперимент, измерение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ); методы интерпретации.
Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные положения психолингвистики, психологии и дефектологии: положение о периодизации психического и речевого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); положения о закономерностях и о последовательности процесса восприятия детьми звуков речи (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев и др.), о стадиях становления фонематического анализа и синтеза (Н.Х. Швачкин).
База исследования: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 7 г. Шебекино Белгородской области».
Цели работы определили структуру исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Невозможно овладеть правильной и красивой речью при нарушении функционирования фонематических процессов, а именно фонематического анализа и синтеза. Нарушение этой стороны речи отрицательно влияет не только на понимание дошкольниками устной речи, использование экспрессивной речи, но и на формирование письменной речи, поскольку процесс письма формируется на основе правильно сформированной устной речи.
С учетом постоянного увеличения числа старших дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них фонематического анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции остается одним из самых актуальных.
Целью нашего исследования являлось совершенствование логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Мы ставили перед собой следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы на основе анализа теоретической и методической литературы;
2) изучить специфику формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать систему методические рекомендаций по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В своей работе на основе анализа литературы мы уточнили понятия «фонематический анализ», «фонематический синтеза», «общее недоразвитие речи», выяснили, каким образом страдает фонематический анализ и синтез у старших дошкольников с ОНР.
Была изучена специфика формирования фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР. Мы выявили, что навыки фонематического анализа и синтеза развиты у дошкольников с ОНР хуже по сравнению со сверстниками, которые не имеют речевых нарушений. Особенно страдает у них фонематический анализ. Наибольшие затруднения у дошкольников с ОНР вызывают сложные формы фонематического анализа (последовательный, количественный, позиционный). Развитие фонематического синтеза также не достигает оптимального уровня.
Коррекционная работа будет более успешной при соблюдении следующих принципов: комплексный, поэтапной работы и обходного пути.
Мы предложили выделить в системе логопедической работы по формированию и развитию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР. I этап - подготовительный.
Цель: формирование базы для развития навыков фонематического анализа и синтеза, работа над фонематическим слухом. II этап - основной.
Цель: формирование навыка фонематического анализа и синтеза. III этап - заключительный.
Цель: формирование связи между звуком и буквой, закрепление пройденного материала.
Для успешной работы мы рекомендовали использовать принцип обходного пути с опорой на наглядность. Этот принцип значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным.
Одним из принципов организации коррекционной работы должен быть принцип комплексного подхода. На этом этапе должен, включится в работу музыкальный руководитель, который будет развивать музыкальный, речевой и фонематический слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно, без принуждения, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
Таким образом, поставленные нами цель и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: формирование фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет происходить эффективнее, если коррекционная работа будет проводиться в описанной выше последовательности.
Проблема формирования фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР исчерпана далеко не полностью и требует дальнейшего изучения и разработки новых, более эффективных методических приемов с использованием современных технологий.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы логопедами при коррекции навыка фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.



1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
2. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / По ред. О.Б. Иншаковой. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. - С.174-192.
3. Богомазов Г.М., Винарская Е.Н. Возрастная фонетика [Текст]: Учебное пособие / Г.М. Богомазов, Е.Н. Винарская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 208 с.
4. Волкова Л.С. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учебно-Методическое пособие / Л.С. Волкова. - М.: Изд-во Детство- Пресс, 2007. - 144с
5. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 1104 с.
9. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Кириллова - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
10. Климов Г.А. Фонема и морфема: К проблеме лингвистических единиц [Текст] / Г.А. Климов - 2-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.- 128 с.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Методическое пособие / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 223 с.
12. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 102 с.
13. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики [Текст]: Р.И. Лалаева // Логопедия сегодня. - 2007. - № 3. - С. 37-43
14. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза [Текст] / Р.И. Лалаева // Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос,
2004. - с. 112-129
15. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи [Электронный ресурс] / Р.Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - Вып. 2. -С.121-130. Режим доступа http://pedlib.ru/Books/4/0463/4_0463-1.shtml
16. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.¬480 с.
17. Максаков. А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд./ А.И. Максаков. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению[Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. / Под ред. Т. В. Волосовец - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
19. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Академический проект, 2004. - 480 с.
20. Садовникова. И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст]: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
21. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики [Текст] / В.И. Селиверстов, Ю.Г. Гаубих // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 2-я ч. - С. 303 - 325.
22. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
23. Соколова Е.В. Готовимся к школе: звуки и буквы [Текст] / Е.В. Соколова. - М.: «Изд-во Астраль», - 2008.
24. Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Чиркиной Г.В. - 4-е изд, доп. - М.: Аркти, 2005. - 240 с.
25. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия: альбом
дошкольника [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 34 с.
26. Ткаченко Т. А. Формирование звукового анализа и синтеза: альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 46 с.
27. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Воспитание и обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б Филичева, Т.В. Туманова. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Чиркиной Г.В. - 3-е изд, испр. - М.: Аркти, 2005. - 240 с.
29. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240с.
30. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика [Текст]: Хрестоматия.
Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330с.
31. Шевцова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И. Швецова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5. - С.71-77.
32.Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ